Василий (Богдашевский Димитрий), архп.Каневский Родился 19 октября 1861 года С года поступления в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1886 году со степенью кандидата богословия, вплоть до рукоположения во епископа, вся жизнь его протекла в стенах родной академии. По окончании курса академии в 1887 году был назначен исправляющим должность доцента той же академии В 1890 году был утвержден в должности доцента и получил степень магистра богословия В 1902 году назначен экстраординарным профессором той же академии по кафедре Нового Завета. В 1904 году утвержден в степени доктора богословия за труд «Послание св. Апостола Павла к Ефесянам” В 1905 году назначен сверхштатным ординарным профессором, а с 1907 года – штатным ординарным профессором. В 1909 году назначен инспектором Киевской духовной академии. В 191O году рукоположен в сан иерея, а вскоре был возведен в сан протоиерея. В 1912 году – заслуженный ординарный профессор. В 1913 году, будучи заслуженным ординарным профессором, принимает монашество и возводится в сан архимандрита. С 29 июля 1914 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киевско-Братского Богоявленского монастыря. 6 авг.1914 года хиротонисан в г. Киеве во епископа Каневского, первого викария Киевской епархии. В этом же году почетный член Московской духовной академии. В 1915 году – почетный член Петроградской и Казанской ду­ховных академий. В 1925 году возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Скончался 25 февраля 1933 года в Киеве. Архиепископ Василий был известный и выдающийся богослов и духовный писатель, много его статей и заметок помещены в «Трудах Киевской Духовной Академии» и в других богословских журналах. По личным качествам он был кроткий и всем доступный, глубоко верующий. В дни «лихолетия» в Киеве был столпом Православия, своими убедительными и всем доступными проповедями ограждал Св. Церковь от «волков в овечьей шкуре» – обновленцев, липковцев и прочих раскольников. Труды: По философии. «Об источниках к изучению философии Сократа».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

поиск:   разделы   рассылка Состав Межсоборного присутствия на 2014-2018 годы (по комиссиям) утвержденный решением Священного Синода от 23 октября 2014 года (журнал 91) КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ БОГОСЛОВИЯ 1. Председатель: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии 2. Секретарь: протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии Члены комиссии: 3. епископ Бобруйский и Быховский Серафим, член Синодальной Библейско-богословской комиссии 4. епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии 5. архимандрит Сильвестр (Стойчев), преподаватель Киевской духовной академии 6. протоиерей Валентин Асмус, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 7. протоиерей Александр Задорнов, проректор по научной работе Московской духовной академии 8. протоиерей Димитрий Кирьянов, преподаватель Тобольской духовной семинарии 9. протоиерей Кирилл Копейкин, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии 10. протоиерей Андрей Новиков, клирик города Москвы, член Синодальной библейско-богословской комиссии 11. протоиерей Константин Польсков, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 12. протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии 13. протоиерей Димитрий Юревич, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии 14. игумен Арсений (Соколов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока 15. священник Олег Мумриков, преподаватель Московской духовной академии 16. Антонов Михаил Константинович, заведующий кафедрой философии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 17. Иванов Михаил Степанович, проректор по учебной работе Московской духовной академии 18. Катасонов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия

http://religare.ru/2_105371.html

Ириней, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (Фальковский Иван Якимович) Родился 28 мая 1762 года в Пирятинском уезде в семье священника. Первоначальное образование получил в духовной академии при Киево-Братском монастыре. В 1776 году уехал с отцом в Токай (Венгрию) и поступил там на должность причетника, продолжая учение в местном римско-католическом училище. В 1777 году поступил в Пресбургскую гимназию. В 1778 году перешел в Пештскую римско-католическую гимназию. В 1780 году поступил в Офенский 11 университет. В 1782 году, окончив философское образование в Пеште, временно исполнял писарскую должность. В 1783 году вернулся в Россию и поступил в богословский класс Киевской духовной академии. 8 января 1784 года назначен при академии преподавателем арифметики и супер-интендантом академического общежития. 28 февраля 1786 года пострижен в монашество. В 1787 году основал при духовной академии «вольное пиитическое общество», имевшее своей целью ознакомить своих членов с современной литературой. 6 февраля 1799 года возведен в сан архимандрита Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии с оставлением на прежней должности в духовной академии. С апреля 1803 года, по упразднении Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря, управлял Киево-Братским монастырем. В том же году был назначен ректором духовной академии. 8 сентября 1803 года переведен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря в Киеве. В 1804 году, по прошению, уволен из духовной академии, где в течение двадцати лет преподавал различные предметы (арифметику, грамматику, немецкий язык, геометрию, алгебру, поэзию, богословие), поставлен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря и присутствующим в духовной дикастерии. 24 февраля 1807 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. С 7 февраля 1812 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1 мая 1813 года, в связи с удалением архиепископа Варлаама (Шишацкого), управлял Могилевской епархией. В том же году 6 июля, по прошению, уволен от управления Смоленской епархией и назначен епископом Чигиринским, коадъютором Киевской митрополии, с управлением Киевским Златоверхим монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Михаил Прокопьевич Филаретов (мирское имя преосвященного) 1 , как даровитый студент, выделявшейся по успехам и познаниям из среды товарищей 2 , немедленно по окончании курса был оставлен при академии в качестве преподавателя. В это время не было в академии свободной богословской кафедры, а были две вакансии философских наук по случаю почти одновременного выбытия из академии двух профессоров философии – С.С. Гоготского (в январе 1851 г.) и архимандрита Феофана Авсенева (в марте 1850 г.), Вследствие этого Михаилу Прокопьевичу предстояло заниматься философскими науками, званием коих он, говорят, отличался в студенчестве. Но тогдашние обстоятельства так сложились, что ему пришлось посвятить себя богословской науке. Ревизовавший академию митр. Филарет заметил, что для истории философии, которую преподавали два наставника, достаточно одного и что эта наука может быть читаема студентам в уменьшенном объеме 3 . По силе такого замечания высокопреосвященного ревизора конференция академии, собравшаяся 9 авг. 1851 г. для рассуждения о назначении на места студентов X курса, постановила: «по классу богословских наук усматривается потребность еще в одном наставнике для успешного преподавания учебных предметов, назначенных по сему важному классу и еще не вполне обработанных, а посему одну из вакансий философских отделить для класса богословского и определить на класс богословский окончившего курс воспитанника академии Михаила Филаретова, а на класс философский – воспитанника той же академии Памфила Юркевича » 4 . Определяя Михаила Прокопьевича преподавателем богословских наук, конференция, без сомнения, руководилась особенною любовью и выдающимися познаниями его в сих науках, обнаружившимися как в устных ответах, так в особенности третных и курсовом сочинениях 5 . К этому, вероятно, присоединилось заявленное им желание принять монашеский сан. Как бы то ни было впрочем, но означенным постановлением конференции определились на всю жизнь ученые занятия Михаила Прокопьевича. Из богословских предметов на его долю досталось Священное Писание , которое до него преподавал Иеромонах Иоанникий, нынешний митрополит московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

поиск:   разделы   рассылка Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Макариевских премий за 2016/2017 годы 19 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2016/2017 годы. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом. Уважаемый Александр Михайлович! Уважаемый Александр Николаевич! Дорогие участники торжественной церемонии! Хотел бы начать свое выступление с поздравлений Александру Михайловичу в связи с его избранием на очень важный пост президента Российской академии наук. Пусть Господь помогает Вам, и дай Бог, чтобы и власть имущие, и народ, в полной мере сознавая важность науки для развития нашего Отечества, всячески поддерживали добрые усилия, которые под Вашим руководством будут осуществляться членами Академии, дабы процветала наша наука. Сегодня мы собрались в этом зале для вручения наград лауреатам и номинантам конкурса на соискание премии памяти митрополита Макария (Булгакова). Макариевские премии – общественно-просветительский проект, возрожденный в 1995 году совместными усилиями Русской Православной Церкви, Российской академии наук и Правительства Москвы для поощрения выдающихся научных и научно-просветительских трудов в области отечественной истории, истории Церкви, истории Москвы и краеведения, стали престижными наградами за вклад в развитие гуманитарного знания в целом. Вспомним, что в 1841 году в Киевской духовной академии произошло знаменательное событие – была открыта новая кафедра Русской церковной и гражданской истории, что вообще было делом новаторским, невиданным ранее, когда два предмета – церковная и гражданская история – объединялись в одну кафедру. Это важное решение было неразрывно связано с событием вполне обыденным – окончанием академии студентом иеромонахом Макарием (Булгаковым). Именно для него, окончившего курс обучения в академии и только что принявшего монашество и рукоположенного в священнический сан, и была создана новая кафедра. Так началось служение Церкви и науке выдающегося историка и церковного деятеля, действительного члена Российской императорской академии наук митрополита Московского и Коломенского Макария.

http://religare.ru/2_113898.html

Роман Катаев Скачать epub pdf 23 января – день памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского , бывшего преподавателем и ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии. По свидетельству современников о. Феофан был «руководителем и отцом академических студентов и обращался с ними, как отец со своими детьми». При его ректорстве академию окончили И.Осинин, заслуженный профессор СПбДА; И.Нильский , расколовед, профессор СПбДА; И.Е.Троицкий , знаменитый церковный ученый, профессор СПбДА; митрофорный протоиерей А. Парвов, канонист, профессор СПбДА, председатель Учебного комитета; протоиерей Н. Верховский, духовный писатель; учился епископ Енисейский и Красноярский Акакий (Заклинский). 13 июня 1857 года на место знаменитого богослова и церковного историка, будущего митрополита Московского и Коломенского, ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Винницкого Макария (Булгакова) был назначен настоятель посольской церкви в Константинополе архимандрит Феофан (Говоров). Георгий Васильевич Говоров родился 10 января 1815 года в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Выпускник Ливенского духовного училища, Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии, он был определен в 1841 году, по окончании академии, профессором Новгородской семинарии, а 1844 году переведен Санкт-Петербургскую академию бакалавром нравственного и пастырского богословия. По своей «религиозной склонности», как отмечает профессор И. Чистович , он в 1847 году отправляется в Иерусалим в Русскую Духовную Миссию. После прекращения действия миссии в 1855 году возвращается в академию бакалавром церковного законоведения, но опять ненадолго: через полгода его переводят ректором Петрозаводской духовной семинарии, а 21 мая 1856 года он назначается настоятелем посольской церкви в Константинополе. В новой должности ректора столичной академии архимандрит Феофан проявил себя человеком высоких духовных качеств. При ректоре Феофане студенты вздохнули после тяжелого режима ректора Макария – отметил составитель биографического словаря студентов академии А. Родосский .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Митрополит Макарий Булгаков (1816–1882) был питомцем Киевской духовной академии. Непосредственно после окончания курса он был там же оставлен для чтения курса Русской и всеобщей гражданской истории, но вскоре переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию на одну из главных кафедр – кафедру богословских наук. Признательное его отношение к своей alma mater, Киевской академии, выразилось в составлении им «Истории Киевской академии», изданной в Петербурге в 1834 г. В 1847 г. издан был солидный его труд «Введение в православное догматическое богословие», заслуживший ему степень доктора богословия. Вслед за этим изданы первые тома его Истории Церкви, а в 1849 г. вышел первый том самого большого труда, «Православно-догматического богословия». В следующем году он был избран ректором Петербургской духовной академии. В том же году изданы «Материалы для науки Канонического права». По выходе второго тома Догматического богословия автор был охарактеризован в отзывах иерархов, как великий образец труда на церковном поле, а Никанор, архиепископ Херсонский, отозвался словами: «не великий, а беспримерный». Авторству митрополита Макария принадлежат также «История русского раскола» и сокращение «большой» Догматики под заглавием: «Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия», составленное и изданное по определению Святого Синода, будучи предназначено, очевидно, служить учебником для духовных семинарий. До возведения на кафедру митрополита Московского и Коломенского Макарий, в сане епископском и архиепископском, последовательно занимал кафедры Тамбовскую, Харьковскую и Литовскую, особенно ответственную ввиду недавнего возвращения белорусского населения ее из унии в Православие. Может быть, пребывание его на этой кафедре отразилось в его большой Догматике в том смысле, что он, с одной стороны, полнее вошел в знакомство с римо-католической системой догматики, считая необходимым противопоставить ей православное вероучение, и, может быть, тем самым побуждаемый, пользовался в иных случаях той терминологией, какая была тогда привычной традицией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Выпускной альбом КДА 1912 год ЖМП 12 декабрь 2015 /  15 января 2016 г. 16:45 Академия в ликах: Собор святых Киевской духовной академии Уже несколько лет 9 ноября (по новому стилю), в день памяти преподобного Нестора Летописца, когда Киевские духовные школы отмечают свой актовый день, Киевская духовная академия празднует Собор своих святых. Это местное торжество было установлено в 2012 году по благословению Блаженнейшего Мит­рополита Киевского и всея Украины Владимира. Собор выпускников В Русской Православной Церкви во второй половине ХХ века получила широкое распространение практика установления празднований Соборов святых. Такие соборные памяти, как правило, учреждаются в честь святых, либо объединенных общим подвигом, либо связанных с одной территорией. Например, в современном церковном календаре присутствуют Соборы Афонских преподобных, Киево-Печерских преподобных, Оптинских старцев, Белорусских святых, Волынских святых и т.д. В последние годы можно заметить и еще одну новую тенденцию, а именно почитание святых, вышедших из одной духовной школы. Она прижилась не только в Киеве. Например, несколько лет назад появилась икона Собора святых Московской духовной академии. Эта тенденция заслуживает особого внимания. Понятно, что такие категории, как «общая территория» или «общее место подвига», указывают на определенную общность связанных с ними людей. Но для современного человека не менее очевидно, что «общность школы» может стать куда более глубоким объединяющим началом для многих поколений людей, нежели просто «местность». Выпускники духовных семинарий и академий, как правило, на всю жизнь сохраняют чувство причастности к своей альма-матер. Собор святых Киевской духовной академии — хорошая иллюстрация именно такой глубинной общности духа, которая сохраняется на протяжении нескольких веков. Киевская духовно-образовательная традиция берет свое начало в 1615 году. И хотя за минувшие с тех пор четыре столетия порой существенно менялся и статус Киевских школ, и содержание образования, и принципы научно-богословской аттестации, но всё же Киевская академия всегда особо подчеркивала единство образовательной традиции, восходящей к XVII веку.

http://e-vestnik.ru/analytics/akademiya_...

История святого без головы, или Мученик после смерти 4 ноября празднуется прославление в лике святых преподобного Ионы Киевского 4 ноября, 2016 4 ноября празднуется прославление в лике святых преподобного Ионы Киевского «В Церкви что ни день, то праздник», – шутят над православными. И правда: обилие имен в церковном календаре такое, что мы уже даже не особо стремимся выяснить, чем прославился святой, почему был канонизирован. Тем неожиданнее бывает вдруг узнать это… Зачем существуют такие праздники, как обретение и перенесение мощей, почему столько внимания уделяется мертвым телам святых и как преподобные становятся мучениками даже после своей смерти, на примере сбывшегося пророчества святого Ионы Киевского объяснил епископ Иона (Черепанов). «Вы, батюшка, мученик…» Трижды в году совершается память преподобного Ионы Киевского: 22 января празднуется его преставление, в Неделю по Воздвижении – перенесение мощей, 4 ноября – прославление в лике святых. Это праздничные дни для нашего Киевского Троицкого Ионинского монастыря, но хоть они и радостны, все равно несут в себе оттенок горечи – из-за всего, что происходило в советское время, в разгар хрущевской эпохи. Создавая свою обитель, преподобный Иона пережил немало скорбей. «Вы, батюшка, мученик», – говорили ему. А он отвечал: «Нет, я после смерти буду мучеником». И действительно, его предсказание сбылось. В 1966 году руководство Академии наук, в ведении которой находился Троицкий храм, решило обустроить в церкви музей ботаники. Составили проект (он сохранился в архиве монастыря), по которому храм после капитальной перестройки должен был напоминать один из павильонов ВДНХ – с серпами, молотами и прочей атрибутикой советской власти. Под куполом планировали установить памятник Мичурину. В связи с этим были вскрыты захоронения преподобного Ионы и епископа Виталия – его духовного чада, проживавшего на покое в Ионинском монастыре и также погребенного под полом Троицкого храма. Захоронение епископа Виталия было разграблено и сожжено, от тела остались только обгоревшие косточки.

http://pravmir.ru/istoriya-svyatogo-bez-...

Иоанникий (Руднев) Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий. Родился 20 февраля 1826 года в семье диакона Тульской губернии с. Вышнего Суворчего. Обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и оставлен в академии бакалавром. 11 октября 1849 года пострижен в монашество. 6 ноября 1849 года рукоположен в иеродиакона и 7 ноября 1849 года – во иеромонаха. 21 дек. 1854 г. возведён в сан архимандрита. С 1856 г. – инспектор Киевской духовной академии. С 6 окт. 1858 г. – ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, а в 1859 г. – ректор акад. С 6 окт. 1860 г. – ректор СПб. духовной академии. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, вик. С-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 янв. 1864 г. – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 г. возведён в сан архиепископа. С 8 дек. 1877 г. – архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 1881 г. член Свят. Правит. Синода и почётный член Казанской духовной академии. С 27 июня 1882 г. – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий. С 31 января 1892 года почётный член Московской духовной академии. 14 мая 1896 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 25 декабря 1898 года был первенствующим членом Св. Синода. Скончался 7 июня 1900 года в Голосеевской обители. Погребён в Кресто-Воздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, на Ближних Пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным) . За время своего полувекового служения митрополит Иоанникий проявил себя человеком высокого ума, твёрдой воли и высокой христианской нравственности, Многим известны: его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с видающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На учёной кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, – в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010