Все самое первое на Руси — в Киеве. Все в нем — живая история: былинные персонажи, великие князья, страшные нашествия. В глубинах этой истории — непосильный, по нашим меркам, подвиг первых русских монахов. Чтобы быть с Господом, они устраивали себе кельи в пещерах, закапывали себя в землю, побеждая страсти. Прошли века. Но и сегодня от их мощей, хранящихся в лаврских пещерах, исходит сила живой веры. Рядом с ними и нам невольно хочется понести свой хоть малый, но подвиг. Духовный город из-под земли Датой основания Киево-Печерской лавры считается 1051 год. Тогда, в середине XI века, афонский монах Антоний вырыл здесь, на обрывистом берегу Днепра, пещеру. Когда-то путешественники отмечали невиданную популярность пещерного отшельничества среди местных подвижников. До наших дней из множества подземных киевских монастырей дошли только Китаевские, Гнилецкие, Зверинецкие и Киево-Печерские пещеры. Все четыре монастыря вытянулись цепочкой вдоль русла Днепра в южном направлении от центра украинской столицы. Киево-Печерская лавра — самый знаменитый из киевских монастырей. Район, в котором он находится, теперь почти центр, а тысячу лет назад это было место за южной окраиной города, здесь начинались густые леса — летняя резиденция киевских князей — и «зверинец» — охотничьи угодья. Со временем вокруг преподобного Антония собрались ученики, когда их количество достигло двенадцати, преподобный поставил игумена среди из них, а сам переселился на соседний холм, где в поиске уединения выкопал новую пещеру. Так возникли «ближние» — «антониевы» пещеры. А старые подземные кельи, в которых остались ученики, называются «дальние» или «феодосиевы» пещеры, по имени преподобного Феодосия, ученика Антония и третьего игумена печерского монастыря. Со временем над пещерами построили храм и обычные кельи, а князь Изяслав Ярославич, сын Ярослава Мудрого, подарил монахам холм, где расположилась Лавра. В 1240-м монголы разорили обитель. С бежавшими от татарского нашествия лаврскими монахами традиция связывает основание многих монастырей, в том числе и Почаевского на Волыни. Возобновление монастырской жизни в Печерской лавре датируется лишь XIV веком. Наземные храмы многократно перестраиваются, обретая нынешний барочный вид. В XVII веках митрополит Петр Могила именно здесь открыл первое на Руси богословское учебное заведение — богословское училище, которое позже, объединившись с Братским коллегиумом на Подоле, станет знаменитой Киево-Могилянской академией. Гетман Самойлович обвел Лавру земляным валом, а Иван Мазепа выстроил нынешние лаврские крепостные стены.

http://pravoslavie.ru/55346.html

митрополит Стефан (Яворский) (1658–1722) Догматическое богословие Нравственно-аскетические труды Сборники Аудиокниги митрополит Стефан (Яворский) Митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола, Президент Духовной коллегии (Святейшего Правительствующего Синода). Биография В миру - Яворский Симеон Иванович, родился в 1658 г. в польском местечке Яворе (в Галиции) (ныне г. Яворов Львовской области) в православной семье. После Андрусовского мира, отдававшего Польше правобережную Украину, семья Яворских, желая остаться верной Православию, переселяется в сельцо Красиловку близ Нежина. Образование получил в Киево-Могилевской коллегии, где приобрел покровителя в лице Варлаама (Ясинского), позднее митрополита Киевского. В 1684 г. он написал в его честь панегирик: «Hercules post Atlantem, infracto virtutum robore honorarium pondus sustinens», где Геркулес — Ясинский, а Атлант — его предшественник Гизель. Панегирик написан на латинском языке, стихами и прозой, вперемежку с польскими стихами. В 1684 году отправлен митр. Киевским Варлаамом (Ясинским) за границу для завершения духовного образования. Ему пришлось наружно принять католическое исповедание под именем Станислава Симона (в те времена такой поступок не был исключительным). Стефан побывал в высших католических школах: во Львове, Любине он прослушал философию; в Познани и Вильне – богословие; усвоил все начала схоластической премудрости, искусно писал стихи на латинском, польском и русском языках, писал панегирики (в честь Мазепы, позднее Петру I). В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму. В 1687 г. (по другим источникам в 1689 г.) вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в ее лоно. В 1689 г. принял монашество по совету Варлаама (Ясинского) и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре. В 1690 г. назначен преподавателем Киево-Могилянской академии, читал риторику, пиитику, философию и богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

История могилевского Никольского женского монастыря начинается в XVII веке. Именно тогда знаменитому Киевскому митрополиту Петру Могиле удалось получить согласие короля Речи Посполитой Владислава IV на строительство в Могилеве храма во имя святителя Николая. О самом Петре Могиле следует сказать особо. Для Западной Руси, включающей в себя как сегодня, так и в историческом прошлом практически все канонические территории Московского Патриархата, расположенные западнее нынешней европейской границы Российской Федерации, митрополит Петр Могила – личность весьма значимая и почитаемая. Да и не только для Западной Руси. Петр имел большое влияние в Речи Посполитой уже хотя бы в силу того, что был из рода Могил – знаменитых молдавских и валашских господарей: он был сыном Симеона Могилы. Потеряв в 1612 году власть, Могилы нашли убежище в Речи Посполитой; Раина Могилянка, племянница Симеона Могилы, была замужем за Михаилом Вишневецким, польским магнатом, владевшим почти всей левобережной Украиной; их сын Иеремия Вишневецкий – известный государственный и военный деятель Речи Посполитой. После недолгой военной службы Петр постригся в монахи, в 1627 году стал архимандритом Киево-Печерской лавры ; он подчинялся напрямую Константинополю, а не Киевскому митрополиту. Уже в 1631 году архимандрит Петр основал в монастыре высшую духовную школу. Объединенная в 1632 году со школой Богоявленского братства, она стала знаменитой Киево-Могилянской коллегией (впоследствии – академией). Кстати, именно в этом учебном заведении получил образование Симеон Полоцкий, советчик царя Алексея Михайловича, воспитатель царских детей, человек, много сделавший для становления книгопечатания, богословия, развития театра, стихосложения и других искусств на Руси. Петр Могила, укрепив свое положение, добился от Владислава IV и польского сейма признания права существования в Речи Посполитой Православной Церкви наряду с униатской. Он становится митрополитом Киевским и Галицким и всея Руси, патриаршим экзархом Константинопольского престола. Святитель развернул активную деятельность по восстановлению и строительству православных храмов, возвращению монастырей из униатства в Православие, изданию богословской православной литературы. Именно в этот период святитель Петр Могила и добивается разрешения на возведение храма в Могилеве.

http://pravoslavie.ru/57519.html

Подпишитесь на наш Телеграм «Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей» До того, как Бутурлинская комиссия при Николае I вычеркнула «несколько неуместных слов» из акафиста Покрову Богородицы, сочиненного святым Димитрием Ростовским, в церкви читалось: «Радуйся, Незримое Укрощение владык жестоких и зверонравных, совета неправедных князей разори, зачинающих рать погуби». Ф. Степун. «Религиозная трагедия Льва Толстого» Задача этого текста — обрисовать тематику войны в «Келейном летописце» свт. Димитрия Ростовского . Святитель Димитрий Ростовский (в миру — Данила Саввич Туптало; 1651–1709) — епископ, интеллектуал (богослов, проповедник, агиограф, драматург, поэт, педагог), значимая фигура восточнохристианского богословия раннего модерна, видный представитель «украинского барокко». В 1757 г. канонизирован Русской Церковью. Украинец, выходец из казачьей семьи; родился на Киевщине, подданным Гетманщины, умирает поданным Русского царства. Учился в Киево-Братской коллегии (будущая Киево-Могилянская академия — один из главных центров подготовки интеллектуалов для всего православно-восточнославянского пространства: то был период украинской интеллектуальной гегемонии в восточнославянском православии). На его жизнь выпало присоединение Гетманщины к Русскому царству и, соответственно, перевод Киевской митрополии из Константинопольского патриархата в Московский. Трудился на территории Киевской митрополии, пока при Петре I не становится ростовским митрополитом, в каковом статусе и умирает. В Ростове он основывает Славяно-греко-латинскую школу (второе учреждение такого рода в России после Московской Славяно-греко-латинской академии). Ему принадлежит множество сочинений разных жанров, самое известное, пожалуй, — «Жития святых», до сих пользующиеся большой популярностью у православного читателя. О «Летописце» Именно для учащихся в ростовской школе он пишет свой «Келейный летописец» (не авторское название, идущее от выражения автора « возжелах от скуки сочинить летописец вкратце за келлию »). Кроме «скуки» святитель называет следующие причины создания «Летописца»: малодоступность Библии (« купити едва достанет кто ») и, как следствие, плохое ее знание духовенством и народом: Святая Русь плохо знала Слово Божие. Задача святителя была « вкратце изложить », доступно пересказать библейскую историю от Творения мира до евангельских событий, то есть весь Ветхий Завет.

http://blog.predanie.ru/article/muchitel...

Подпишитесь на наш Телеграм Святители, чудотворцы, преподобные, мыслители, писатели 3 декабря исполняется 300 лет с рождения великого украинского христианского мыслителя Григория Сковороды, философа-казака, философа-странника. По этому поводу решили вспомнить украинских богословов; их было и есть, конечно, много; мы выбрали по недостатку места только семь. Святитель Димитрий Ростовский (в миру — Данила Саввич Туптало; 1651–1709) — епископ, интеллектуал (богослов, проповедник, агиограф, драматург, поэт, педагог), значимая фигура восточнохристианского богословия раннего модерна, видный представитель «украинского/казачьего барокко» (как и несколько других наших сегодняшних авторов). Украинец, выходец из казачьей семьи; родился на Киевщине, подданным Гетманщины, умирает подданным Русского царства. Учился в Киево-Братской коллегии (будущая Киево-Могилянская академия — один из главных центров подготовки интеллектуалов для всего православно- восточнославянского пространства: то был период украинской интеллектуальной гегемонии в восточнославянском православии). На его жизнь выпало присоединение Гетманщины к Русскому царству и, соответственно, перевод Киевской митрополии из Константинопольского патриархата в Московский. Трудился на территории Киевской митрополии, пока при Петре I не становится Ростовским митрополитом, в каковом статусе и умирает. В Ростове он основывает Славяно-греко-латинскую школу (второе учреждение такого рода в России после Московской Славяно-греко-латинской академии). Ему принадлежит множество сочинений разных жанров, самое известное, пожалуй, — «Жития святых» , до сих пользующиеся большой популярностью у православного читателя, как и другие его творения. Но мы выделим другой его текст. В свою бурную и весьма кровавую эпоху святитель Димитрий Ростовский пишет удивительный текст — «Келейный летописец» , «историю» (не в современном, конечно, смысле) мира от Творения до Исаака. Святитель собирает различные библейские, апокрифические, мифологические сказания: это не «история», повторимся, но скорее что-то вроде размышления в образах (мифах) о движущих силах истории, а в частности — о войне:

http://blog.predanie.ru/article/k-300-le...

Виступ О.В. Щипкова на книги «Дискурс 23 2021 р. 13:46 22 апреля 2021 года заместитель главы  Всемирного русского народного собора , первый заместитель председателя  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета  А.В. Щипков  выступил на презентации своей книги «Дискурс ортодоксии» . Ваше Высокопреосвященство, уважаемый владыка Дионисий! Уважаемые коллеги! После церковной реформы XVIII века усилилось юго-западное давление на русскую богословскую мысль. Возник культ Киево-Могилянской академии. Началось, как говорил протоиерей Георгий Флоровский, «латинское пленение» русской церковной мысли. Сегодня одна из главных задач Русской Православной Церкви так же, как и в XVIII-XIX веках, — защита нашей духовной автономии. Только с твердых духовно-интеллектуальных позиций возможен диалог как с инославием, так и с секуляристскими мировоззрениями как «правого», так и «левого» толка. Также следует обратить внимание на проблему нашего отношения к постмодернистским формам религиозности, на феномен так называемой пострелигии. Яркие проявления этого феномена мы можем наблюдать в последнее время в экспансионизме и ересях  Константинопольского Патриархата . В рамках этой активности ключевые смыслы Писания и Предания смешивается с политической идеологией и требованиями либеральной секулярной глобализации. Разумеется, для православного христианина это противоестественный гибрид, который порождает весьма сомнительную идею Константинопольского Патриархата как метацеркви и тому подобные деструктивные фантазии. Важно заметить, что эти фантазии родились отнюдь не в церковно-религиозном поле, а в лабораториях идеологов секулярного постмодернизма и трансгуманизма. Сегодня Фанар поддерживает эту идеологию точно таким же образом, каким в ХХ веке он поддерживал троцкисткие идеи советского церковного обновленчества. Само собой разумеется, что призывы к «православной Реформации», замене языка богослужения, замене апостольской роли епископата на «всеобщее священство» — все это для Церкви невозможно и кощунственно. Все это — путь гибридных идеологий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5801636...

Разделы портала «Азбука веры» Семинария (от лат. seminarium — рассадник) – духовное учебное заведение, осуществляющее подготовку  священнослужителей , а также  церковнослужителей и церковных специалистов. Церковная традиция создания духовных школ восходит к первым векам существования Церкви. Однако начало периода создания семинарий датируется лишь XVI в. Само слово «семинария» (в данном контексте) впервые употребляется в одном из документов Тридентского собора (1545–1563) – «Cumadolescentiumaetas» (досл. с лат. «С подросткового возраста»). Этот документ называют также декретом о семинариях. Декрет был одним из последних соборных решений третьего периода Собора (1562/1563; сессия XXIII, правило 18). Целью создания создание семинарий ставилось повышение уровня подготовленности кандидатов на должности священнослужителей. Необходимость серьёзной специфической подготовки потенциальных кандидатов обусловливалась как возвышенностью священнического служения, так и задачами усиления противодействия протестантизму. На канонических территориях Православных Поместных Церквей в это исторический период существовали духовные школы, однако сказать, что они представляли высокоэффективную специализированную систему православно-духовного образования, нельзя. Заметим, что многие представители Православия получали богословское образование на Западе. Семинарии в русской православной традиции В русской Православной Церкви вплоть до конца XVII в. – начала XVIII в. главным источником массового православно-религиозного образования были школы при православных храмах и монастырях. Большое значение для формирования системы духовного образования имело учреждение в XVII в. Киево-Могилянской коллегии в Киеве и Академии в Москве (в разные периоды своего развития академия имела различные названия, одним из которых было: Славяно-греко-латинская академия). Лишь в первой четверти XVIII века при архиерейских домах начали учреждаться т. н. «архиерейские школы», где готовили клириков. В соответствии с требованием Духовного регламента (1721 г.) архиереи обязывались устраивать в архиерейских либо при архиерейских домах школы «для детей священнических, или и прочих в надежду священства определенных». Именно архиерейские школы и стали прообразом семинарий в Русской Православной Церкви. Архиерейские школы отличались друг от друга содержанием учебных программ. Первое время преподавание в этих школах в значительной мере основывалось на методах латино-схоластического образования, характерного для западных духовных школ, и это продолжалось вплоть до конца XVIII в.

http://azbyka.ru/seminariya

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Русская казенщина и русская святость: кто кого? История Иннокентия Иркутского 4 мин., 09.12.2023 «Россия страна казенная» — как часто по самым разным поводам мы слышим эту цитату Чехова и с грустью соглашаемся. И в то же время соглашаемся с фельдмаршалом Минихом, еще во времена императрицы Анны Иоанновны констатировавшим: «Русское государство имеет то преимущество перед всеми остальными, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно вообще существует». Житие святителя Иннокентия Иркутского — наглядное подтверждение обоих этих утверждений. Иллюстрация из книги " Житие святого Иннокентия, первого епископа Иркутского и чудотворца/сост. Иоанном Кузьмичевым .- Москва : Тип. Вильде , 1894 " Карьерный взлет А как удачно все начиналось! Мальчик Ваня из шляхетского рода Кульчицких с Черниговщины поступил в Киево-Могилянскую коллегию, учился там у митрополита Стефана (Яворского), будущего президента учрежденной Петром I после упразднения патриаршества Духовной коллегии, сразу же переименованной в Святейший Синод, и сменившего его потом на этом посту архиепископа Феофана (Прокоповича). К концу курса он принял монашество с именем Иннокентий и был персонально затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а оттуда — в Санкт-Петербург, где в ту пору только основали Александро-Невский монастырь, будущую лавру. Там молодой образованный монах обратил на себя внимание императора, который решил отправить его… в Пекин — открывать там Русскую православную духовную миссию. И в 1721 году иеромонаха Иннокентия рукоположили во епископа и в сопровождении двух иеромонахов, иеродиакона, пяти певчих и трех служителей проводили в неведомую страну. Без малого год добирались они до Иркутска. Оттуда двинулись за Байкал и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске, и там три года ждали сначала разрешения на въезд в Китай, а получив отказ, — дальнейших распоряжений Синода. Денег не было совсем. Чтобы не умереть с голоду, миссионеры ловили рыбу и нанималась на работы к местным хозяевам. Свое поношенное платье владыка Иннокентий чинил себе сам. А утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе. Миссия невыполнима?

http://foma.ru/russkaja-kazenshhina-i-ru...

святитель Димитрий Ростовский (Туптало) (1651–1709) Агиографические и богослужебные сочинения Проповеди, поучения Исторические и полемические сочинения Письма Трактаты, назидательные сочинения, стихотворные тексты и др. произведения Сборники Приписываемые сочинения Симфонии или указатели Собрания сочинений Аудиокниги Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский и Ярославский, святитель Епископ, богослов, духовный писатель, агиограф, проповедник, миссионер, просветитель. Автор и систематизатор житий святых. Ранний период жизни Имя в Крещении — Даниил. Родился в местечке Макарьеве, близ города Киева в декабре 1651 года. Отец — казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей. В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского монастыря, принял монашеский постриг. Мать — Мария Михайловна († 1689), младшие сестры — Памфилия, Феврония и Параскева — были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского монастыря во имя свт. Николая. В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. Впоследствии на базе этого училища была сформирована Духовная академия. Монашеская жизнь На восемнадцатом году жизни, окончательно утвердившись в решимости посвятить себя Богу, Даниил поступил в Кирилловский монастырь, где 9 июля 1668 г. игуменом Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. На следующий год Димитрий был рукоположен Киевским митрополитом во диакона. Священническое служение В 1675 году архиепископ Лазарь (Баранович) возвёл его в сан иеромонаха в Густынском во имя Святой Троицы женском монастыре, где Димитрий пребывал до 1677 г. Архиепископ Лазарь, обратив внимание на нравственные достоинства Димитрия, ученость и замечательный дар слова, сделал его кафедральным проповедником. В 1677 г. свт. Димитрий побывал в Новодворском Успенском монастыре для поклонения Новодворской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, свт. Петром, митр. Московским, затем посетил Вильно и наконец поселился в Слуцком в честь Преображения Господня монастыре, где в течение года был проповедником Слуцкого Преображенского братства. По желанию гетмана Самойловича, лично знавшего свт. Димитрия и высоко ценившего его, Димитрий в январе 1679 г. вернулся в Чернигов и вскоре прибыл в ставку гетмана в Батурине. Игуменское служение

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Симеон Полоцкий (12.12.1629–25.08.1680) Догматико-полемические труды Литургика Основы православия Проповеди Священное Писание Ветхого Завета Стихотворения Симеон Полоцкий Монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, педагог, переводчик. Биография В миру Самуил Гаврилович (Емельянович?) Петровский-Ситнианович, а прозвище Полоцкий присвоено ему впоследствии в Москве, по месту его первоначальной службы. Родился в 1629 г. в Белоруссии (по мнению некоторых — в Полоцке). С 1637 по 1651 гг. - учился в Киево-Могилянской коллегии. В 1653 окончил Виленскую иезуитскую коллегию. В 1656 принял иночество и стал преподавателем (дидаскалом) в Полоцкой братской школе. При посещении Полоцка в 1656 г. Алексеем Михайловичем Симеону удалось лично поднести царю приветственные " Метры " своего сочинения. В 1660 году впервые приехал в Москву, перед царским семейством в Кремле читал свои стихи и предложил царю свою литературную " службу " , которая была принята. В 1663/1664 г. он перехал в Москву. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Тайного приказа, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом. В 1665 г. Симеон поднес царю " благоприветствование о новодарованном сыне " и этим укрепил за собой благосклонность царя. В то же время Симеон с усердием выполнял некоторые поручения Паисия Лигарида, требовавшие специальных познаний и ловкого пера. По уполномочию вост. патриархов, приехавших в Россию по делу Никона, Симеон произнес пред царем орацию о необходимости " взыскати премудрости " (т. е. усилить образовательные средства в государстве). По поручению собора 1666 г. он составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 г. этот труд был напечатан и издан от имени царя и собора под заглавием " Жезл правления на правительство мысленнаго стада православно-российския церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих " . Книга является типичным образцом схоластической риторики. Богословская эрудиция, хорошая по тому времени обработка формы, утонченная аргументация — все это оказалось совершенно неубедительным для неискушенного ума " простецов " , мало оценивших внешние литературные достоинства трактата и не нашедших здесь ответа на " сумнительства " свои. " Жезл " не только не оказал никакого влияния, но высокомерное отношение Симеона к противникам в связи с некоторыми резкими выражениями крайне оскорбило челобитчиков и усилило их враждебность к церковным новшествам. Хотя собор отозвался о труде Симеона с высокой похвалой, признав " Жезл " " из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным " , однако в нем оказалось немало точек соприкосновения с западными богословскими мнениями, что и было впоследствии отмечено одним из противников Симеона, чудовским монахом Евфимием.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010