Святитель Димитрий Ростовский Димитрий Ростовский (в миру Даниил Савич Туптало), митрополит Ростовский и Ярославский (1651–1709) – проповедник, духовный поэт, прозаик, православный святой (канонизирован в 1757 году). Родился в селе Макарово на реке Ловиче близ Киева. Его отец казачий сотник Савва Григорьевич прожил 103 года и на старости лет постригся в монахи. Сын Даниил в одиннадцать лет поступил в Киево-Могилянскую коллегию, в семнадцать принял монашеский постриг в Киевском Кирилловском монастыре под именем Димитрия. С 1675 по 1700 год был игуменом и проповедником в различных монастырях на Украине, Литве и Белоруссии. Читал проповеди в Слуцке, входившем в состав Речи Посполитой, изучив латынь, польский язык и польскую литературу. 6 мая 1684 года в Киево-Печерской лавре принял послушание составить Четьи минеи (жития святых, расписанные по дням богослужения), используя как русские, так и латинские, греческие и польские источники. Этому выдающемуся труду посвятил почти двадцать лет жизни, завершил 9 февраля 1705 года. Это не единственное сочинение Дмитрия Ростовского . «Из других сочинений Ростовского святителя необходимо отметить «Розыск о брынской вере» (напис. 1709, изд. М.,1745), явившийся результатом исследования старообрядческого раскола, и догматическое сочинение «Зерцало православного исповедания» (изд. впервые в: Соч. М., 1804), представляющее собой сокращение «Православного исповедания» митр. Петра (Могилы) . Ростовским святителем также написан «Летописец келейный» (эту летопись, начинавшуюся библейскими временами, святитель хотел довести до новейшего времени) (напис. 1705–1707, изд.: М.,1784). Сохранились многочисленные пастырские послания и проповеди свт. Димитрия Ростовского », – отмечает современная Православная энциклопедия. Сам же он признавался: «Моему сану надлежит слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущую рукою. То мое дело; то мое звание; то моя должность». Его польский друг Стефан Яворский , помимо своей воли втянутый в России в борьбу политических кланов, писал ему: «Поверь мне, счастливо прожил тот, кто хорошо спрятался. Помолись, святитель Божий, об избавлении пленных, из них же первый асм аз!» Димитрию Ростовскому тоже не всегда удавалось спрятаться даже за монастырскими стенами. В феврале 1701 года он приехал в Москву и вскоре был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. Многие современники, в том числе и Петр I, отмечали его талант проповедника. Став митрополитом, он открыл в Ростове, как сам называл, грамматическую школу, в которой обучалось двести детей всех сословий, преподавались греческий и латинский языки. Помимо проповедей, полемических и исторических трудов, ему принадлежат несколько духовных драм, построенных по образцу юго-западных мистерий. Среди них лучшей считается драма «Рождественская». Классикой стали и духовные стихи Димитрия Ростовского , в том числе Псалом 1, начальные буквы которого составляют акростих «Иеромонах Димитри».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Святителя Иннокентия, епископа Иркутскаго Службу зри 26 ноября Тропарь, глас 3: Светильниче Церкве пресветлый,/озаривый лучами доброт твоих страну сию,/и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/Бога прославивый,/молим тя, святителю Иннокентие,/ограждай молитвами твоими град сей/от всех бед и печали. Кондак, глас 4: Непорочности соименнаго пастыря,/проповедника веры в языцех Монгольских,/славу и украшение Иркутския паствы/любовию восхвалим, вси вернии:/той бо есть хранитель страны Сибирския/и молитвенник о душах наших. Святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731) Святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731) в миру Иоанн, происходил из древнего и во многих отношениях замечательного дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине XVII века переселились с Волыни в Черниговские пределы. Святитель Иннокентий родился около 1680 года. В возрасте 12–13 лет он был отдан в Киево-Могилянскую духовную коллегию (вскоре преобразованную в Академию). За время обучения будущий Святитель основательно изучил Богословие, философские и другие предметы и получил самое высокое образование, какое только можно было получить в то время. После окончания Академии в 1706 году святой Иоанн вступил в братство Киево-Печерской Лавры и принял монашеский постриг с именем Иннокентий. Вскоре его посвятили в сан иеродиакона, а потом – иеромонаха. В 1710 году иеромонах Иннокентий Кульчицкий был назначен преподавателем в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где преподавал догматическое, обличительное и нравственное Богословие, метафизику и словесность. Затем он был префектом Академии и профессором Богословия до 1719 года, когда его перевели в братство Александро-Невской Лавры со званием соборного иеромонаха. Но вскоре он был назначен обер-иеромонахом флота (т. е. старшим иеромонахом) с пребыванием в г. Або, в Финляндии. 14 февраля 1721 г. в соответствии с определением Святейшего Правительствующего Синода иеромонаха Иннокентия хиротонисали во епископа Переяславского с назначением в русскую духовную миссию в Китае.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Богослужебная реформа Церковная реформа Патриарха Никона, повлекшая за собой возникновение старообрядческого раскола, нередко воспринимается как главная цель его деятельности. На самом деле она была, скорее, средством. Во-первых, через реформу Патриарх угождал царю, чающему стать вселенским православным государем – именно с этого и началось возвышение Никона. Во-вторых, благодаря преобразованиям Никон укреплял свое положение и мог надеяться, со временем, стать таким же вселенским Патриархом. Начинались реформы со ставшего уже традиционным для Москвы дела книжной справы. До своего Патриаршества Никон отнюдь не был грекофилом, а наоборот, придерживался убеждений, типичных для московских консерваторов. Никон был начитан, но не имел систематического богословского образования, не знал греческого и не понимал сути книжной справы, хотя бы даже на уровне справщиков начала XVII в. Тем не менее, сблизившись с Алексеем Михайловичем, будущий Патриарх очень скоро переориентировался и стал приверженцем реформ по греческому образцу. В Патриаршество Никона книжная справа стала осуществляться по греческому образцу, причем, не по старым, а по современным изданиям. Патриарха мало волновала проблема поиска первичного, исторически неискаженного варианта чинопоследований и текстов. Гораздо важнее ему казался вопрос унификации православного богослужения в видах централизации православного мира под главенством России, царя Алексея и, конечно же, его самого. При Никоне стали трудиться новые справщики. Наиболее видным из них был знаменитый киевский иеромонах Епифаний Славинецкий. Крупнейшим учеником Епифания стал инок Чудова монастыря иеродиакон Евфимий. Среди новых справщиков также выделялись иеромонах Савватий и Иван Озеров, ученик Киево-Могилянской коллегии и ртищевской школы в Андреевском монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/436332/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть II В. Петрушко. Курс лекций по истории русской Церкви В период Патриаршества Иосифа в Москве значительно продвинулось вперед дело создания духовных школ. Правда, как и книжная справа, школьное дело устраивалось в основном без участия Патриарха, с которым окружение Алексея Михайловича считалось мало. В это время в Москве начинают постепенно собираться ученые киевляне, которых московские консерваторы встречают с недоверием по причине латинской ориентации Могилянской школы. Еще в 1640 г. митрополит Киевский Петр Могила предлагал царю Михаилу открыть в Москве монастырь, где могли бы разместиться ученые киевские монахи с целью научения москвичей греческому и латыни. Но тогда ответа из Москвы так и не последовало. Киевлян опасались. Но устроить школу с помощью греков тоже не удалось. В 1645 г. в Москву прибыл митрополит Феофан Палеопатрасский, который от имени Патриарха Константинопольского Парфения предложил открыть в Российской столице греческую типографию, которая могла бы одновременно стать основой для школы. Но в 1646 г. митрополит Феофан прислал в Россию для устроения типографии ученого греческого монаха – архимандрита Венедикта, который вызвал неприятие у москвичей своим крайним высокомерием, сочетавшимся с неумеренным попрошайничеством. С Венедиктом пришлось расстаться и с идеей создания в Москве греческой школы – тоже. С воцарением Алексея Михайловича при дворе стали с симпатией относиться к киевским монахам, в которых видели удачный пример перенесения западной учености на православное основание. Так возобладала новая тенденция в подходе к делу устроения духовного просвещения в Москве: привлечение ученых малороссов. Алексей Михайлович лично писал к митрополиту Киевскому Сильвестру Коссову, преемнику Петра Могилы, с просьбой прислать монахов для книжной справы и заведения школы в Москве. Государь называл имена тех, кого хотел бы видеть в своей столице, – Дамаскина Птицкого и Арсения Сатановского. Сильвестр Коссов отозвался на просьбу и прислал в Москву иеромонахов Киево-Братского монастыря, при котором помещалась Могилянская коллегия: Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого. Вскоре к ним присоединились Дамаскин Птицкий и Феодосий Сафонович. Киевляне должны были принять участие не только в устроении школы: в Москве намеревались переиздать славянскую Библию, для чего необходимо было сличить ее не только с Острожским изданием 1580 г. и древними славянскими списками, но и с греческим текстом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436320/

Александр Щипков. «Выступление на презентации книги «Дискурс ортодоксии»» 23.04.2021 19:03:43 22 апреля 2021 года заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета А.В. Щипков выступил на презентации своей книги «Дискурс ортодоксии». Ваше Высокопреосвященство, уважаемый владыка Дионисий! Уважаемые коллеги! После церковной реформы XVIII века усилилось юго-западное давление на русскую богословскую мысль. Возник культ Киево-Могилянской академии. Началось, как говорил протоиерей Георгий Флоровский, «латинское пленение» русской церковной мысли. Сегодня одна из главных задач Русской Православной Церкви так же, как и в XVIII-XIX веках, — защита нашей духовной автономии. Только с твердых духовно-интеллектуальных позиций возможен диалог как с инославием, так и с секуляристскими мировоззрениями как «правого», так и «левого» толка. Также следует обратить внимание на проблему нашего отношения к постмодернистским формам религиозности, на феномен так называемой пострелигии. Яркие проявления этого феномена мы можем наблюдать в последнее время в экспансионизме и ересях Константинопольского Патриархата . В рамках этой активности ключевые смыслы Писания и Предания смешивается с политической идеологией и требованиями либеральной секулярной глобализации. Разумеется, для православного христианина это противоестественный гибрид, который порождает весьма сомнительную идею Константинопольского Патриархата как метацеркви и тому подобные деструктивные фантазии. Важно заметить, что эти фантазии родились отнюдь не в церковно-религиозном поле, а в лабораториях идеологов секулярного постмодернизма и трансгуманизма. Сегодня Фанар поддерживает эту идеологию точно таким же образом, каким в ХХ веке он поддерживал троцкисткие идеи советского церковного обновленчества. Само собой разумеется, что призывы к «православной Реформации», замене языка богослужения, замене апостольской роли епископата на «всеобщее священство» — все это для Церкви невозможно и кощунственно. Все это — путь гибридных идеологий.

http://radonezh.ru/2021/04/23/aleksandr-...

Дмитрий, святитель, митрополит Ростовский и Ярославский (Туптало Даниил Саввич) († 1709, память 23 мая/5июня, 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября, 6/19 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в декабре 1651 года в местечке Макарово близ города Киева в семье благочестивых христианских родителей. Отец его всю свою жизнь служил в казацких войсках и большую часть времени проводил в походах, поэтому воспитанием Даниила в основном занималась его мать, которая отличалась исключительным благочестием. Отрок Даниил вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. Во время обучения он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой «Диарий» (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события. 23 мая 1675 года Димитрий был рукоположен во иеромонаха Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем) и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности иеромонах Димитрий трудился до 1677 года. В Чернигове он начал писать свою первую книгу «Руно Орошенное», в которой описал чудеса, происходившие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. Эта книга имела большой успех и несколько раз переиздавалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Вонатович), архиеп. Киевский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Вонатович [Ванатович] Василий, в схиме Василий; ок. 1680, г. Ярослав Галичский - 17.01.1751, г. Тихвин), архиеп. Киевский и Галицкий. Род. в семье мещанина. В 1692-1700 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии до класса философии, в 1701-1704 гг.- в Московской Славяно-греко-латинской академии. Монашеский постриг принял в московском в честь Богоявления Господня мон-ре (по др. сведениям, в тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре). В 1716 г. вызван в Александро-Невскую лавру в С.-Петербурге, где состоял духовником при архим. Феодосии (Яновском) , являлся флотским обер-иеромонахом. 2 февр. 1719 г. определен архимандритом тихвинского Успенского мон-ря. 11 мая 1722 г. назначен и 14 мая хиротонисан во архиепископа Киевского и Галицкого в Успенском соборе Московского Кремля, хиротонию возглавил Псковский архиеп. Феофан (Прокопович) . 22 сент. того же года прибыл в Киев. В. пытался возвратить епархии статус митрополии и себе - сан митрополита. Возбудил вопрос о подчинении ему в качестве коадъютора Переяславского епископа, получившего перед этим самостоятельность. С приходом на кафедру ходатайствовал о выдаче ему архиерейской ставленой грамоты, а также грамот на вотчины и угодья архиерейского дома. Заботился об укреплении за кафедрой и мон-рями их прежних владений и о приобретении новых, что привело к спору из-за власти над находившимися в Польше правосл. мон-рями с Белорусским еп. Сильвестром (кн. Святополк-Четвертинский ). В 1723 г. испрашивал позволение Синода строить новые церкви вместо сгоревших, просил также запретить светским властям выдачу венечных памятей. Предметом особых забот архиепископа был киевский Софийский мон-рь: построена трапеза с ц. прав. Лазаря и началось сооружение каменного корпуса для братии, были отреставрированы фрески в соборе Св. Софии . В 1725 г. в ответ на запрос Синода о возможности использования древних изображений Софийского собора для обличения раскольников доносил о состоянии мозаик собора и о снятии с них копий. На р. Шулявке по распоряжению В. построили загородный архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/154179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ВЕЛИЧКОВСКИЙ (рубеж 40-х и 50-х гг. XVII в.- сент. 1701, Полтава), свящ., поэт. Происходил из священнического рода, получил образование, вероятно, в Киево-Могилянской коллегии в 60-х гг. XVII в. Его учителем и покровителем был игум. Варлаам (Ясинский ; впосл. митрополит Киевский). С нач. 70-х гг. XVII в. И. В. служил в Чернигове (возможно, перед этим - в Новгороде-Северском) у Черниговского архиеп. Лазаря (Барановича) . Был близок к сотрудникам типографии при Черниговской архиепископской кафедре, вероятно, и сам принадлежал к «товариству куншту типографського», выполнял функции редактора и корректора. В Чернигове И. В. жил не менее 10 лет. Здесь он женился на дочери полтавского протопопа Луки Симеоновича Марии и был рукоположен во иерея. С 1687 г. И. В. жил в Полтаве, предположительно с этого года и до смерти служил в Успенском соборном храме. Стал родоначальником династии священников, служивших в этой церкви, был дедом схиархим. прп. Паисия (Величковского) . Известен судебный процесс, к-рый велся в 1698 г. между И. В. и полтавской жительницей Катрой Павловной из-за спорного участка леса. Один из наиболее ярких представителей стиля барокко в укр. поэзии, И. В. известен как автор панегириков, эпиграмм, лирических и курьезных сочинений религиозного и светского содержания, теоретик фигурного стихосложения, переводчик. В основе его панегирика «Lucubratiuncula» (лат.- ночной труд), написанного в 1680-1683 гг. (на польск. яз. с вставками на латинском; единственный сохранившийся печатный экземпляр (Чернигов, 1684), происходящий из б-ки С. В. Величко, находится в РГАДА (ОРИ-иностр. 17918)), лежит евангельская притча о зерне, которое дает богатые плоды. Зерно символизирует архиеп. Лазаря (Барановича), плоды - его добрые дела. В духе лит. традиций барокко в панегирике представлены как библейские (Богородица, апокалиптический Агнец), так и античные образы (Минерва, Сизиф, Тантал, Ахилл). Приводятся польск. и лат. цитаты из Библии и сочинений Овидия. Текст «Lucubratiuncula» состоит из 272 строк, поделенных на 68 сапфических строф. Панегирик гетману И. Самойловичу «Дедаловы вирши» (1687) построен на древнегреч. мифе о Дедале и содержит призыв к реализации веры в делах и советы правителю: «церкви муровати», «учених любити», «наукам патроном особливым быти». И. В. преподнес текст в дар Самойловичу вместе с образом прп. Иоанна Кущника, патрона гетмана. Текст панегирика вошел в летопись С. В. Величко (1720) как исторический документ.

http://pravenc.ru/text/469842.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИЙ (Комаровский Иван Иванович; 1703, Черниговский полк - 26.10.1765, г. Чернигов), еп. Черниговский и Нежинский. Сын священника, брат черниговского полкового хорунжия Василия Комаровского, внук настоятеля черниговского Троицкого собора Пахомия Комаровского († 1699). В 20-х гг. XVIII в., по окончании Киево-Могилянской ДА, И. Комаровский служил учителем синтаксимы, затем риторики в Черниговском коллегиуме. 1 нояб. 1730 г. в Чернигове был пострижен в монашество с именем в честь мч. Ираклия, в янв. 1731 г. рукоположен во иерея. Служил кафедральным писарем при Черниговском архиеп. Иродионе (Жураковском) . В 1732 г. в Чернигове И. был возведен в сан игумена, возглавлял последовательно костянский Свято-Троицкий близ г. Почепа, Благовещенский в г. Сураж мон-ри, в 1736-1737 гг.- Каменский Успенский мон-рь. 21 окт. 1737 г. архиеп. Иларионом (Рогалевским) И. был возведен в сан архимандрита и по прошению братии назначен настоятелем черниговского Болдинского во имя Св. Троицы и пророка Божия Илии мон-ря . При прежнем, старом и слепом настоятеле архим. Германе (Кононовиче; † 1737) монастырь «пришел в крайнее разорение... опустел и растощен, и в долгах многих» (ОДДС. Т. 18. С. 952). Новый архимандрит смог вернуть обители нек-рые имения. При нем территория мон-ря была расширена на запад, в связи с чем выстроена новая ограда с башнями, перед входом в собор возведен 2-этажный каменный архиерейский корпус с теплой ц. в честь Сретения Господня (1750) и с покоями архимандрита; 1-й этаж занимало 13 монашеских келий. В 1737-1752 гг. И. был также членом духовной консистории. Когда в 1750 г. гонимые польск. шляхтичами Свадковскими насельницы Борейковского Боровенского жен. мон-ря Белорусской епархии игум. Мария (Лазарева) с 13 монахинями перешли в Черниговскую епархию, И. оказал поддержку «странственно бедствующим и безместно скитающимся» и предоставил им для проживания монастырскую дачу - Мироновский скит во имя ап. Иоанна Богослова. 20 мая 1751 г. Синод поддержал и утвердил эту инициативу черниговского архимандрита.

http://pravenc.ru/text/673851.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Феофан Прокопович Феофан Прокопович (1677–1736) – архиепископ, политический и церковный деятель, богослов, религиозный поэт. Учился в Киево-Могилянской академии, в иезуитских школах Львова, Кракова и в римском католическом коллегиуме Св. Афанасия. Делом всей жизни Прокоповича стало участие в петровских церковных реформах, замены традиционного для России соборного управления Церковью на синодальное, установившего полный контроль государства над Церковью. В 1822 году вышло составленное им и одобренное Петром I «Прибавление к Духовному регламенту», по которому запрещалось пострижение в монастыри мужчин, не достигш их 30 лет, а для пострига женщин определялся возраст от 50 до 60 лет. Полный запрет вводился для пострижения военных и чиновников, целый ряд ограничений касался крепостных, должников и др. Исключения допускались лишь с разрешения Святейшего синода. В сочинении «Правда воли монаршей» сформулировал принцип Божественного происхождения царской власти. Автор нескольких переложений псалмов и трактата «Краткое толкование псалма Давидова сточетыредесятого». Помимо русского, писал на польском и латинском языках. Всяк себе в помощь Вышняго предавый живет под кровом Божией державы. Той везде радость обретаяй многу, веселым гласом возопиет к Богу: «Ты мой заступник, Ты мой и щит твердый, в Тебе надежда, Ты Бог милосердый!» О, блажен еси, в бозе уповая, Он бо от Тебе отвратит вся злая, Измет от сети ловец злонадежных и предочистит от словес мятежных. От своих рамен (плечей) и своих крыл щитом тебе покрыет пред всяким наветом. Истинна его, аки страж оружный, тебе отвсюду оградит в час нужный. Не страшен тебе нощный вран и стрелы, ими же сеет злый случай в день белый; Ни бледый примрак, в тме людей страшащий, ниже бес черный, в полудни ходящий. И будет егда от обоей страны тысяща и тмы упадет на брани, Но к тебе в той час и время то злое не приближится бедство ни малое. А над врагами узриши твоими достойную казнь, сам сый невредимый.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010