У нас в России название лавра с древнего времени употреблялось в смысле монастыря большого, знатного, богатого и значило то же, что именитый, преименитый (словущий, пресловущий) монастырь (а по злоупотреблению – о монастырях особножитных, которые, имея сходство с лаврами по внешнему устройству, не имели ничего общего с ними по существу). В старое время были величаемы у нас лаврами и сами себя так величали очень многие монастыри, а в виде комплимента, или любезности, можно было употребить это название и о всяком мало-мальски порядочном монастыре. В сейчас указанном смысле Троицкий монастырь называем и величаем был лаврой с самого древнего времени, именно так называет и величает его уже жизнеописатель преподобного Сергия монах Епифаний, составивший его житие в непродолжительном времени после его кончины. Но в позднейшее время названию лавра было усвоено официальное значение и оно предоставлено было как особое отличие только некоторым весьма немногим монастырям (в настоящее время таких монастырей всего четыре: Киево-Печерская лавра, Троицкая Сергиева лавра, Александро-Невская лавра и Почаевская лавра). Когда было усвоено названию лавра официальное значение, сказать не можем, но думаем, что с конца XVII века, с царской и патриаршей грамоты Киево-Печерскому монастырю от апреля и мая 1688 года, которыми монастырь делается патриаршею ставропигиею и в которых он официально называется лаврой. Троицкому Сергиеву монастырю офицальным образом усвоено название лавра указом Елизаветы Петровны от 8 июня 1744 Богатство монастырей в старое время составляли вотчины, насе-ленные крестьянами, собственное хлебопашество с содержанием коровьих стад и конских табунов, рыбные ловли и соляные варницы. Сам преподобный Сергий, как с вероятностию надлежит думать, еще не имел населенных крестьянами вотчин, а имел только вокруг монастыря свои пахотные поля, или свое под монастырем хлебопашество (см. выше, в жизнеописании, с. 43–44). Но со времени его преемника, преподобного Никона, монастырь усердно начал приобретать вотчины посредством покупки и начал усердно быть обогащаем ими посредством вкладов.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

прп. Саввы Освященного. По распоряжению прп. Григория из Палестины был привезен Устав прп. Саввы и большой гимнографический сборник. Возможно, имеются в виду палестинский монашеский Часослов и древний Иадгари . Также Л. иногда называют монастырь Шиомгвиме , монастырь Веджини в Кахети и некоторые др. обители. В соседних с Византией Балканских странах под влиянием греч. традиции крупные ставропигиальные и ктиторские мон-ри назывались Л. В Житии свт. Саввы I , архиеп. Сербского, написанном в XIII в., упоминается Лавра святых 40 мучеников в г. Тырново (ныне Велико-Тырново), столице Второго Болгарского царства ( Дoмehmujah. Животи св. Саве и св. Симеон/Прев.: Л. Београд, 1938. С. 207, 210, 213). Л. располагалась в крепости Царевец на левом берегу р. Янтра и называлась в источниках царским мон-рем (Там же. С. 202, 207). В главной церкви Л., построенной по указу царя Иоанна Асеня II в 1230 г. и освященной в честь 40 мучеников Севастийских, был похоронен свт. Савва, скончавшийся во время посещения Тырнова 14 янв. 1236 г. (в 1237 его мощи были перенесены в Сербию). По имени главной церкви мон-рь называли «Великой Лаврой святых 40 великомучеников» ( Златарски В. Н. Житие и жизнь прп. отца нашего Феодосия, иже в Търнове постничьствовавшаго, ученика суще блж. Григория Синаита: Съписано светейшим патриархом Константина града кир Каллистом//СбНУНК. 1904. Кн. 20. С. 25 (отд. паг.)). Тырновская Великая Л., по-видимому, была общежительным ставропигиальным мон-рем и рассматривалась болг. правящей династией Асеней как царская усыпальница. В источниках кон. XIV в. Л. упоминается как место проведения Соборов против богомилов и варлаамитов (см. статьи Богомильство и Варлаам Калабрийский ) ( Popov. 1979). Киево-Печерская лавра В наст. время в РПЦ титул «лавра» присвоен 5 общежительным муж. мон-рям, 2 из которых находятся на территории России ( Троице-Сергиева лавра и Александро-Невская во имя Св. Троицы лавра ) и 3 на Украине ( Киево-Печерская лавра , Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы мужская лавра и Святогорская в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (фото) В день Пятидесятницы Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра отмечает престольный праздник. Приглашаем посмотреть на этот монастырь глазами фотопаломника. 24 июня, 2013 В день Пятидесятницы Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра отмечает престольный праздник. Приглашаем посмотреть на этот монастырь глазами фотопаломника. Благовещенские ворота Александро-Невской Лавры. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Над входом в храм – звезда Императорского Ордена святого благоверного князя Александра Невского Свято-Троицкий Собор. Первое здание этого собора, построенное архитектором Т. Швертфегером, не сохранилось. Законченную постройку пришлось разобрать до «подошвы» из-за трещин в сводах. Современный храм возведен в 1776 – 1790 годах по проекту и под наблюдением архитектора И. Е. Старова. Вид главного купола собора- Мощный купол храма, поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком, удачно завершил формирование всего ансамбля Собор после постройки не раз подвергался ремонту, но его внутренний вид при этом не менялся. Только в 1862 году П. С. Титов заново расписал его по эскизам академика Ф. Г. Солнцева. Внутри здание очень просторно и совершенно по пропорциям. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями Иконостас выполнен из белого итальянского мрамора. Он задуман в виде полукруглой ниши с царскими вратами На клиросе – ноты Пасхальных стихир Уборка храма Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра В соборе до революции 1917 года находилось много икон и полотен, исполненных известными художниками: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. (На фото – «Снятие с креста» фламандского художника Якоба Йорданса) Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра Одна из наиболее почитаемых святынь, находящихся в соборе – ковчег с мощами святого благоверного князя Александра Невского.

http://pravmir.ru/svyato-troickaya-aleks...

2.      Краткие описания монастыря, его зданий и достопримечателъностей в прежнее время и теперь. История монастыря 10)       Путешествие по св. местам Русским. А.Н. Муравьева. (Троицкая Лавра и др.) С планом Нового Иерусалима. СПб., в типографии III отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1836 г., 8°, IV+155 стр. (Ольхин 2327, Березин-Ширяев). 2 изд. там же 1837 г., 8°, 148 стр. (Ольхин 2327). 3 изд. там же 1840 г., 8°, 251 стр. 4 изд. там же 1846 г., 8°. I т. –293      стр.; II–384 стр. (О Лавре стр. 1–58, 175–187 и друг.). 11)       День в      Троицкой Лавре. Ник. Иванчина-Писарева. М. в тип. Семена, 1840 г., 8°, 104 стр. (Ольхин 727 и 2335). 12)       Троицкая Сергиева Лавра. Соч. И.М. Снегирева . М. в Губерн. типографии 1842 г., 12°, 149 стр. + немеч. (Ольхин 781). Переработанное издание статьи в «Московских Губернских Ведомостях» 1842 г. 2 изд. М. там же 1843 г. 13)       Описание зданий, находящихся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. М. 1850 г., в тип. Кириллова, 12°, 14 стр. 2-ое дополненное изд. М. 1852 г. в тип. Волкова и К°, 16°, 22 стр. 14)       Св.-Троицкая Сергиева Лавра. Обозрение зданий Лавры в настоящее время. В статье Р. Штрандмана «Историческое описание памятников отечествен. святыни». Чтение для солдат. 1855 г., кн. I, отд. 2, стр. 17–60. 15)       Троице-Сергиева Лавра. Т. Толычевой. «Семейные Вечера» (старший возраст) 1868 г., 11, стр. 678–684. Мнение Учебного Комитета при Св. Синоде об этой книге-см. в «Владимирск. епарх. Ведомостях» за 1876 г., 6, стр. 262–263. 16)       Троице-Сергиева Лавра (с 2 рисунками). «Нива» за 1870 г., N° 19. –1874 г., 18, стр. 280–283. 17)       Троице-Сергиева Лавра (с одним рисунком). Изд. «Мирск. Вестника», СПб., 1871 г., 8». 18)       Троице-Сергиева Лавра. Историч. очерк Т. Толычевой. СПб. 1873 г. Отзывы: 1) «Листок духов. Библиографии» за 1873 г., 11, стр. 165–166. Рец. Н. 2) „Владнм. еиарх. вдоыостп“ за 1876 г., 6, стр. 262–293. Учебного Комитета при Св. Синоде. 3) Системат. обзор, русской народно-учебной литературы 1878 г., стр. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Богородицы мужская лавра ). Еще до офиц. закрепления за этими мон-рями статуса Л. они часто назывались таковыми в народной среде и в нек-рых исторических документах. По мнению Е. Е. Голубинского , официальное значение названию «лавра» в Российском гос-ве было усвоено по крайней мере с кон. XVII в. ( Голубинский. 1892. С. 122). Вплоть до XVIII в. не было четких критериев присвоения тому или иному монастырю титула «лавра», поэтому большое количество крупных рус. монастырей присваивали себе этот титул и именовались Л. даже в грамотах. Такое название имели в XVII в. Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужской монастырь (в XVI-XVII вв. назывался Великой Л.), Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь, Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мужской монастырь и др. Только в XVIII в., после секуляризационной реформы 1764 г. имп. Екатерины II Алексеевны и учреждения монастырских штатов, титул «лавра» стал выражать иерархическое преимущество сначала двух, а с 1797 г.- трех первостепенных мон-рей: Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Александро-Невского. В качестве главных критериев присвоения титула обычно называют большое число храмов и насельников монастыря, богатство обители, а также ее историческую значимость. Однако данные критерии не всегда оказываются действенными: с одной стороны, далеко не все крупные рус. мон-ри назывались Л., с др.- нек-рые существующие Л. не всегда удовлетворяли перечисленным критериям. Наряду с древними Л., сыгравшими большую роль в духовной, культурной и светской истории России,- Киево-Печерской и Троице-Сергиевой - существовали сравнительно «молодые» и менее знаменитые (Александро-Невская, Почаевская), причем своим возвышением эти Л. во многом были обязаны политической воле императоров. Почаевская лавра Почаевская лавра Киево-Печерский мон-рь, один из первых по времени основания монастырей в древнерус.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

В мире нет книги, которая и по времени, и по полноте, и по содержанию была бы полнее Библии, начинающейся дивным сказанием о сотворении мира; и нет ни одной, которая во всех этих отношениях была бы новее её, потому что библейские истины не только не стареют, но обновляют всё, чего касаются (Прем 7:27). Взор этих истин не ограничивается тесными пределами современного движения и жизни. Древнейшие писатели Библии из современного им быта прозревали далеко в будущее (2 Цар 7:19) и новое (Евр 8:8); под современным небом и на современной земле провидели новое небо и новую землю, в них же правда живёт (2 Пет 3:13). Библия есть книга всемирная, полная и совершенная, самая близкая для всех времён, мест и лиц. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно (Нав 1:8). 1 Принял монашество с именем Марк; скончался игумен Марк (Лозинский) в 1973 году. 2 Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 277. 9 См. о нём: Протодиакон С. Голубцов. Жизнь и судьба иеромонаха Нафанаила//Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002–2003. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления Богослужения. Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2006. С. 148–158; Иеромонах Нафанаил (Бочкало). Всенощное бдение. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 8–15. 10 Укажем некоторые подготовленные им издания: Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора/Составитель архимандрит Матфей (Мормыль). М., 1997. 104 с. Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения для монастырских хоров/Составитель архим. Матфей (Мор­мыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. 492 с. Книга имеет надзаголовок: “Посвящается 2000-летию Рождества Христова. Из репертуара Свято-Троицкия Сергиевы Лавры”. С таким же надзаголовком издано “Акафистное пение Иисусу Сладчайшему”/Составитель архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 1999. 47 с.; Песнопения Страстной Седмицы. Нотный сборник для монастырских хоров/Составитель архим. Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева Лавра, 2000. 424 с. Песнопения Постной Триоди. Нотный сборник для монастырских хоров/Составитель архим. Матфей (Мормыль). I часть. Подготовительные недели к Великому Посту. II часть. Первая седмица Великого Поста. III часть. Пассии. Троице-Сергиева Лавра, 2000. 269. Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора/Составитель архимандрит Матфей (Мормыль). Изд. второе исправленное. М., 2003. 107 с. Песнопения Божественной Литургии для однородного хора/Составители архимандрит Матфей, игумен Никифор. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2006. 175 с.

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

Лит.: Богданов А. И., Рубан В. Г. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 по 1751. СПб., 1779; Живописное обозрение русских святых мест: Александро-Невская Лавра. Од., 1804. Вып. 3; Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М.,1809; Жизнь Петра Великого, описанная Г. Галемом: Пер. с нем. СПб., 1813; Пушкарев И. Описание С.-Петербурга. СПб., 1838; Павлов А. Описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры с хронологическими списками особ, погребенных в церквах и на кладбищах лаврских. СПб., 1842; Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860; Тихон, архим. К столетию Свято-Троицкого Собора в Александро-Невской лавре. СПб., 1890; Покровский П. Ф. К столетию Свято-Троицкого собора. СПб., 1890; Волховский М. Г. Святые места на Руси. СПб., 1894; Сперанский А. И. Александро-Невская лавра. СПб., 1897; Александро-Невская лавра. СПб., 1903; Лавры, монастыри, храмы на святой Руси. С.-Петербургская епархия, 1908; Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М., 1909; Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 1712-1910 гг.: Крат. опись. СПб., 1910; Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования императора Петра Великого. СПб., 1910; Грабарь И. Э. Архитекторы-иностранцы при Петре Великом//Старые годы. 1911. Июль - сент.; Корольков М. «Архитекты Трезины»//Там же. 1911. Апр.; Саитов В. И. Петербургский некрополь. СПб., 1912-1913. 4 т.; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913 гг.: Ист. исслед. СПб., 1913; Семенова Л. Н. Участие шведских мастеровых в строительстве Петербурга (Первая четверть XVIII в.)//Исторические связи Скандинавии и России. Л., 1970; Кючарианц Д. А. Иван Старов. Л., 1982; Кудрявцев А. И., Шкода Г. Н. Александро-Невская лавра: Ансамбль и памятники некрополей. Л., 1986; Пирютко Ю. М. Лазаревская усыпальница - памятник русской культуры XVIII-XIX вв.//ПКНО, 1988. М., 1989. С. 485-497; Штелин Я. Записки об изящных искусствах. М., 1990; Семенцов С. В. Пространственная идея С.-Петербурга//Старые годы. 1993. 1; Памятная книжка С.-Петербургской епархии. СПб., 1995; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. СПб., 1995; он же. Судьба монастырей Санкт-Петербургской епархии в 20 в. СПб., 1997; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Ист.-церк. энциклопедия. СПб., 1996. Т. 1; Августин (Никитин), архим. Александро-Невская Лавра//Петербург и Россия: Петербургские чтения - 97. СПб., 1997.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРО-НЕВСКА...

Ват. 2005 ничего не хочет терять: молитвы, находящиеся в священническом Евхологии, независимом от Часослова, и которые не читаются во время службы, исполняются священником тайно в «Свободное» время, например, во время вводного псалма. Рукописи типа N) только развивают этот процесс, включая сюда тайные молитвы и которые, однако, не пострадали от исчезновения древних антифонов и которые имели четко определенное место в службе. Тип N Нынешняя практика: читаются священнодействующим во время исполнения Пс. 103 . А. Дмитриевский не описывает ни одной рукописи этого типа, но, зная его метод детально описывать все то, что не соответствует официальной практике, мы можем с большой вероятностью отнести к типу N) следующие рукописи, цитированные им как содержащие чин Вечерни в II томе своего «Описания»: Есфигмену XXIX (XIV в.)=Д 269; В. Лавра 93 (XIV в.)­ Д 367: В. Лавра 88 (1475 г.)=Д 435; Пантократор 149 (XV в.)=Д 485; Син. 972 (XV в.)=Д 574; В. Лавра 31 (XV в.)=Д 626; Патмос 690 (XV в.)=Д 650; Каракаллу 170 (XV в.)=Д 658; Кутлумусию 470 (1520 г.)=Д 719; В. Лавра 129 Ω (1522 г.)=Д 747: Каракаллу 135 (1539 г.)=Д 784; Каракаллу 151 (1553 г.)=Д 792; В. Лавра 60 (1578 г.)=Д 801; В. Лавра 104 (XVI в.)=Д 913; В. Лавра 58 (XVI в.)=Д 914; Кутлумусию 358 (XVI в.)=Д 924. Некоторые редкие рукописи свидетельствуют о практике читать восемь молитв во время чтения Пс. 103 : [V], и 1° Синод. Б-ка Москва 279 (Тактикон Иоанна Кантакузина XIV в.) 115 ; 2° Все русские печатные Служебники в примеч. 47 116 . Ни одна из рукописей этого типа не относится ко времени ранее XIV века. Создается впечатление, что мы находимся перед традицией скорее всего афонского происхождения. Неясные ссылки Дмитриевского недостаточны, чтобы сделать какой-либо вывод. Необходимо свериться с рукописями, на которые он ссылается. Другой ряд ссылок нам еще менее полезен, так как желая быть более точными, Дмитриевский и Скабалланович определяют число молитв в ряде рукописей, не указывая о каких молитвах речь идет. 117 Мы снова можем предположить, что здесь дело идет о схеме, вероятно близкой к типу N), но не можем выдвинуть никакой гипотезы, потому что нам не известно, следует или нет включить в данное число такие молитвы, как молитву сугубой ектении, которую мы исключили из нашего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В конце VIII века, именно в 796 году, перед Пасхою, Великая лавра подверглась нападению сарацин, живших за Иорданом. Она была разграблена и опустошена; многие иноки ее были умерщвлены, например, Иоанн, Сергий и Патрикий, память коих Церковь совершает 20 марта 327 . В первых годах IX столетия Великая лавра опять испытала тяжкое бедствие, которому подверглась вместе с другими обителями. В это время по причине междоусобиц между детьми халифа Гарун-аль-Рашида на Востоке, и в частности в Палестине, происходили страшные разбои и всякого рода насилия. В Палестине многие христиане подверглись мученической смерти, а другие толпами бежали на остров Кипр и в другие места; церкви были расхищены, многие обители разорены или совсем оставлены. Тогда оставлена была на время и Великая лавра св. Саввы. В XII веке Великая лавра была совершенно разорена арабами, жившими за Иорданом. Во время крестовых походов, когда латины овладели всеми важнейшими местами Святой Земли, лавра Саввы Освященного находилась в руках православных и игумен ее упоминается в летописях западных при явлении на Гробе Господнем святого огня в Великую Субботу. В начале XVI века лавра св. Саввы была совершенно оставлена греками по причине нестерпимых притеснений со стороны арабов. Через несколько лет некоторые благочестивые сербские иноки восстановили обитель, выстроив вне стен еще башню для защиты с приделом св. Симеона Сербского. Но спустя 70 лет после этого бедуины, напав на лавру, изгнали из нее иноков, разорили обитель, разрушили самые ее стены. С тех пор лавра оставалась в совершенном запустении более ста лет до конца XVII столетия; в этом столетии патриарх Иерусалимский Досифей совершенно восстановил знаменитую обитель Саввы Освященного и привел ее в тот вид, в каком она находится ныне 328 . Из подвижников, процветавших в Великой лавре, известны: V века – Иоанн Постник ; VI века – Иаков, Анфим, Афродисий, Флаис и Геласий, ученики преподобного Саввы; Кириак, Афанасий, Каллиник, Иоанн Савваит, Иоанн Молчальник епископ и Кирилл Скифопольский ; VII века – Антиох и Леонтий писатели; VIII века – Иоанн Дамаскин , Иоанн, Сергий, Патрикий и Анастасий, избиенные сарацинами; IX века – Иона и Михаил черноризец. Не упоминаем о тех знаменитых мужах, которые также жили и подвизались в Великой лавре, каковы: Косма Маюмский (память 12 октября), Стефан Савваит (память 28 октября), Феодор Начертанный (память 27 декабря), Феофан Исповедник Савваит (память 11 октября) и Феодор, епископ Эдесский (память 9 июля). Они действовали на других поприщах служения Церкви Христовой и в Великой лавре полагали только начало подвижничества, приготовляясь к будущей великой деятельности. Но первое место в ряду подвижников Великой лавры занимал сам основатель ее. О нем и поведем прежде всего речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Построенная на месте сей последней Тихвинская церковь , в 1819 году вновь перестроена и не имеет в своем нынешнем устройстве следов древней архитектуры. По виду своему, она принадлежит к числу обширных в Новгороде церквей. Кроме настоящей Тихвинской холодной церкви, в теплой трапезе ее два придела по правую сторону св. Николая Чудотворца, а по левую Козмы и Дамиана. Эти приделы перенесены сюда из упраздненных церквей Николаевской в упраздненном Розважском монастыре 555 и Козмодемьянской на Холопьи улице. Из них первый освящен в 1824, а второй в 1822 году. С 1827 года Тихвинская церковь причислена к военному ведомству, в коем остается и доныне. 14. Церковь святых мученик Флора и Лавра на Софийской стороне Местоположение церкви и ее основание. Дальнейшая судьба церкви и устройство ее в настоящем виде совне и внутри. Церковь святых мученик Флора и Лавра находится в Новгороде на Софийской стороне, в прежнем Неревском конце, на Легощинской или Легощей (Людгощей) улице и близ также Чудинцевой. Первоначальное основание сей церкви неизвестно. Под 1350 годом сказано, что в Духов день, во время сильной бури, «паде церковь святых мученик Флора и Лавра, и паки 556 поставиша 557 ». А о построении нынешней каменной церкви значится в Новг. I летописи чрез 29 лет после падения и поставления церкви. «В лето 6887 (1379) заложиша церковь камену святую Богородицю на Михалици, и другую церковь каменную Флора и Лавра, на Людгощи улици» 558 . После того о церкви Флора и Лавра не упоминается до 1674 года, когда она названа построенною вново 559 , т. е. возобновленною, вероятно, после шведского разорения. Но что церковь существовала в начале XVI века, об этом свидетельствует летопись о обретении мощей, в 1572 году 14 июля, праведной девы Гликерии и перенесении их из-за стены каменной церкви в самый храм Флора и Лавра, спустя 50 лет после ее преставления 560 . В XVI также веке церковь Флора и Лавра была ружною. В 1585 году руги шло священнику 6 рублей, дьякону 3 рубли, дьячку 1½ рубля, пономарю 1 рубль, просвирнице рубль, на вино и на темьян два рубля, на свечи за воску по торговой цене 40 алтын: всего 16 руб. 23 алт. 2 деньги 561 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010