Балеева Алатырского у. по 10 р. в год. Мон-рю были возвращены находившиеся некогда в его владении ок. 600 чел., 326 из к-рых находились на пашне и др. работах, а остальные - на рублевом оброке. Часть земель и угодий сдавалась Д. м. в аренду. В 1750 г. положено было в год игумену денежного и хлебного жалованья 10 р. и 12 четв., казначею - 5 р. и 8 четв., простым монахам - по 3 р. 50 к. и по 6 четв., «прислужникам» - по 2 р. 50 к. и по 3 четв. ржи и овса. Всего - 75 р. 47 к. После того как Д. м. стал получать вместо хлеба деньги, архимандриту было положено окладного жалованья в год 25 р., казначею - 10, иеромонахам, иеродиаконам и монахам - по 5 р. Стряпчему полагалось 30 р., подьячему - 10, иконописцу - 10, «часоводу» - 5, келейникам - по 5, столяру, плотнику, кузнецу - по 8, мельнику - 6, каменщику - 15 р. Всего жалованье со всеми монастырскими расходами из неокладных сумм доходило до 800 р. На содержание проживавших в монастыре отставных военных в 1761 г. было потрачено 69 р. 93 к. Святыни и реликвии Главной святыней Д. м. считалась икона свт. Николая Чудотворца, согласно описи 1764 г. «явленная» при основании обители. Образ был украшен кованым окладом, «на нем венец серебряной позолочен, в венце три камня». Перед иконой служились молебны, происходили исцеления, к-рые фиксировались в особой тетради. Др. чтимая икона, Успения Пресв. Богородицы, присланная в Д. м. в 1677 г. патриархом Иоакимом, к 1764 г. была украшена серебряной ризой с позолотой. В мон-ре также хранились напрестольный сребропозлащенный крест с 23 частицами мощей (пожертвован в 1707 стольником Т. Новиковым), напрестольные Евангелия 1654 г. (Москва), 1663 г. (согласно надписи, вклад патриаршего боярина Никифора Михайловича Беклемишева «по своих родителех»), 1678 г. (Москва), учительное Евангелие 1637 г. (Киево-Печерская лавра) с поучением св. Каллиста, архиеп. К-польского, Евангелие воскресное толковое 1662 г. (Киев). Евангелие-апракос 1408 г., переписанное для Д. м., хранится в НГХМ 95-п) ( Вздорнов. Искусство книги.

http://pravenc.ru/text/180541.html

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1106 и 1108. Адрес: Киев, ул. Лаврская, д. 9, корп. 1 Координаты: 50.434729, 30.555149 Проезд:на метро до остановки " Арсенальная " , далее автобусом 24, 25, 38ТР, 55, троллейбус 38 и маршрутном такси до остановки " Киево-Печерская Лавра " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры, 1106-1108 гг. Возведена над главным входом в монастырь — Святыми воротами. Расположена в уступе оборонительных монастырских стен, что позволяло оборонять ворота от неприятеля фланкирующим огнем. Образцом для ее сооружения, вероятно, послужила Благовещенская церковь над Золотыми воротами в Киеве (XI в.). После разрушения Успенского собора в 1240 г. приобретает значение главного храма монастыря. При ней был организован Троицкий больничный монастырь. В 1462 г. здесь создается наиболее полная редакция «Киево-Печерского патерика». В 1631 г. П. Могила открыл при Троицком монастыре школу, которую в 1632 г. объединили с Киевской братской школой, названной в 1633 г. Киево-Могилянской коллегией (с 1701 г.— Киевская академия). За время своего существования церковь претерпела ряд изменений. На гравюре 1677 г. изображена с тремя фигурными фронтонами, венчающими западный фасад, и трехъярусной колокольней с северной стороны. На гравюре И. Мигуры 1706 г. изображена трехглавой с более пышным декором. В 1731 г. церковь перестраивают. На древних стенах надстраивают фигурные фронтоны, барабан купола, с северной стороны - пристраивают притвор, а восточный и западный фасады мастер В. Стефанович украшает пышным лепным орнаментом, пол покрывают фигурными чугунными плитами, изготовленными на уральском заводе Демидова в 1732 г. Церковь двухъярусная. В первом ярусе проезд Святых ворот, по сторонам которого небольшие помещения для привратников. Проезд перекрыт коробовыми сводами. В церковь, расположенную во втором ярусе, через притвор ведет каменная лестница. Церковь сохранила свою первоначальную структуру: четырехстолпная крестовокупольная трехнефная, увенчанная куполом на высоком барабане. Особенностью церкви являются устроенные в толще восточной стены апсидные ниши. Кладка стен смешанная из плинфы и камня. Фасады, за исключением южного, украшены в стиле украинского барокко. Интерьер церкви в технике темперы расписан в 1734 г., а живопись в пристроенном приделе была закончена в 1744 г.  Главными исполнителями были руководители Лаврской иконописной мастерской художники Ф. Павловский, И. Максимович, А. Галик. Вместе с ними работали художники М. Якубович, И. Кодельский. Главным исполнителем росписей притвора был А. Галик.

http://sobory.ru/article/?object=05645

1185 ) и в значимости новопрославленных святынь, о чем свидетельствует вложенное им в драгоценном окладе «Успение». Очевидно, боярин Хитрово поддерживал отношения с Киево-Печерским монастырем, благодаря чему получил оттуда в 1677 г. в дар от архимандрита, известного Иннокентия Гизеля, еще одно «Успение» того же извода, которое он передал своей дочери (ныне во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, ил. 5) 1186 . Архимандриту Иннокентию Гизелю (энергичному и образованному выходцу из Пруссии, обратившемуся в православие и постригшемуся в Лавре, был на игуменстве с 1656 по 1683 гг.) принадлежит, очевидно, выдающаяся роль в установлении почитания «Киево-Печерского Успения». При нем выходили книги Иоанникия Галятовского и новое издание Патерика с первым изображением чудотворной иконы. При нем 27 августа 1677 г., во время осады турками и татарами Чигирина и опасности, грозившей самому Киеву, чудотворную киево-печерскую икону с крестным ходом обносили вокруг так называемого Верхнего города в Киеве, где находится и Лавра, как некогда обносили вокруг Константинополя священную ризу Богоматери из Влахерн (полагают, что этой иконой в Киеве было именно «Успение») 1187 . Не кто иной, как Иннокентий Гизель дарит список иконы боярину Богдану Хитрово. В дальнейшем «Киево-Печерское Успение» изображают изографы Оружейной палаты. Пример – замечательная икона Кирилла Уланова, 1702 г., с эмалевым окладом на полях (ГТГ, ил. 6) 1188 . Аналогичные памятники иконописи, с более заметным воздействием стиля барокко и гравюрных композиций, появляются и в Киеве 1189 . Известно, что в конце XVII – начале XVIII в. киевская икона приобрела особенно широкую известность в результате даруемых через нее чудотворений при нападении неприятеля. Петр Великий молился перед «Успением» перед Полтавской битвой 1190 . Возможно, что именно с этими последними волнами популярности «Успения» связано распространение его реплик в русских храмах в XVIII–XIX вв. 1191 Такие иконы помещены на видных местах, около иконостаса, в самых значительных соборах России, в том числе в Успенском соборе Московского Кремля, в Софийском соборе в Новгороде (ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сер. февр. 1673 г. архим. Иннокентий с братией устроил торжественную встречу рус. армии во главе с кн. Ю. П. Трубецким, посланной из Москвы на защиту Киева. В февр. 1669 г. царь Алексей Михайлович отправил в Киево-Печерский монастырь соболей на 500 р. и 500 золотых червонцев, а осенью того же года - деньги для окончания строительства колокольни. Печерским монахам разрешалось приезжать в Москву для сбора пожертвований раз в 4 года. Архим. Иннокентий, руководивший монастырской типографией, принимал участие в подготовке различных изданий, в частности благословил «Патерик, или Отечник, Печерский» (1661), внес исправления в сочинение архиеп. Лазаря (Барановича) «Трубы словес проповедных на нарочитыя дни праздников» (1674). В 1672 г. архим. Иннокентий направил в Москву монахов для устройства книжной лавки и организации продажи изданий обители. 30 июля 1677 (1678?) г., после принятия унии Львовским еп. Иосифом (Шумлянским) , польск. кор. Ян III Собеский выдал ему привилей на Киево-Печерскую архимандритию и часть монастырских имений в Великом княжестве Литовском. В том же году печерский архимандрит подал протест в королевский суд Речи Посполитой, обвинив еп. Иосифа в незаконном присвоении титула киево-печерского архимандрита и в стремлении захватить владения обители, расположенные в Правобережной части Украины, входившей в состав Речи Посполитой. Но 10 мая 1682 г., после подтверждения перехода в унию, Львовский еп. Иосиф получил от польского кор. Яна III привилей на все имения Печерской архимандритии в Речи Посполитой (3 города, местечко и 53 села). Еп. Иосиф владел этими имениями до своей смерти и неоднократно отдавал их в аренду светским лицам. Он присвоил себе титул киево-печерского архимандрита, несмотря на то что в 1656-1683 гг. эту должность занимал пребывавший в Киеве архим. Иннокентий (Гизель). 6 февр. 1684 г., после кончины архим. Иннокентия, король вновь пожаловал архимандритию со всеми владениями Иосифу (Шумлянскому), к-рый передавал монастырские имения в аренду светским лицам, в т.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Живые связи, в каких он стоял со мно­гими политическими и церковными деятелями своего вре­мени, и то участие, какое ему суждено было принимать иногда в важнейших событиях эпохи, дали ему и неко­торую историческую известность. Впрочем, он не поднялся на ту сановную высоту, какой достигали Прокоповичи и Яворские; он не приобрел ни их известности, ни их влияние и близости к Двору. Но он этого и не искал. Тихий и скромный, он остался в тени; но тем в большей чи­стоте сохранились и ярче светили его нравственные ка­чества, которые заслужили ему глубокое уважение современ­ников и оставили светлую, благоговейную память в по­томстве. Глубоко и искренно религиозный, нравственно чи­стый, добрый и отзывчивый, горевший деятельной любовью и, при своих достоинствах и высоком положении, хра­нивший скромность и кротость, он снискал себе иную славу. Святитель Иоанн Максимович 1383 родился в декабре —141— 1651 г. 1384 в шляхетской семье Максима 1385 и Евфроси- —142— нии 1386 Васильковских или Печерских, живших сначала в Нежине, потом в Киеве. Отец арендовал у Печерской лавры оброчные статьи 1387 , занимался строительством хра­мов 1388 и снабжал их утварью. Он находился, между про­чим, в деловых хозяйственных сношениях с киевским митрополитом Гедеоном Четвертинским (1685–1690 гг.) 1389 , и за свою полезную деятельность был, вместе с сыновьями, взят под особое покровительство гетмана Ивана Мазепы 1390 . Из семи братьев Иоанн был старшим 1391 . В молодых годах —143— он поступил в киевскую духовную академию 1392 , где в ректорство Варлаама Ясинского (1665–1673) обучался около 5 лет и, по окончании курса, преподавал в течение 8 лет латинский язык – сначала при Ясинском, потом при Сильвестре Головчиче (ректор с 1673 по 1684 г.). Оста­вив академию, Иоанн перешел в Киево-Печерскую лавру, постриженный в монахи известным архимандритом лавры Иннокентием Гизелем (1656–1683) и рукоположенный в ие­ромонахи администратором киевской митрополии, чернигов­ским архиепископом Лазарем Барановичем. С 1675 по 1680 г. он занимал при лавре должность проповедника 1393 ; но из произнесенных им за 5 лет поучений до нашего времени сохранилось, в печатном виде, только три 1394 . —144— Дарование и усердие иеромонаха Иоанна заслужили ему особое доверие лаврского начальства, и сравнительно рано он стал получать от него ответственные поручение. Когда, в связи с опустошительными набегами турок на Задне­провье и двукратной осадой в 1677–1678 годах Чигирина 1395 , Малороссия просила защиты у Москвы 1396 , то пред­ставителем Киево-Печерской лавры в это посольство был избран Иоанн 1397 , которому лавра поручила просить москов­ское правительство дать ей, на случай турецкого нашествия, в убежище какой-нибудь великорусский монастырь, нахо­дящийся поблизости к Малороссии. Просьбу удовлетворили, и в убежище лавре был назначен Успенский Свенский монастырь (близ Брянска, Орловской губ.), по временам и ранее стоявший в связи с Киевской лаврой 1398 . Очевидно,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1180 Запаско А. П., Icaebuч Я.Д. Указ. соч. Кат. 712, 716, 744; Гусева, Каменева, Полонская, 1629, кат. 164, ил. с. 284. 1181 Сергиев-Посадский музей, инв. 5541. Размер 27,8x40 см. См.: Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 342, с. 28, 179–180 (с библ.); Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. М., 1996. Табл. 267. 1182 Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря/Подгот. Е. Н. Клитина, Т. Н. Манушина, Т. В. Николаева. Отв. ред. Б. А. Рыбаков. М., 1987, с. 105 (л. 378 об.). 1183 В древнем Патерике говорится: «Мастером бо олтарь мусиею кладущим, и образ Пречистей Владычици нашей Богородици и приснодевеи Марии сам въбразися» (см. Абрамович Д. Указ, соч., с. 172. Слово 34). Киевские авторы XVII в. излагают чудо так: «Маляре з Цариграда пришовши до Киева, для вымалюваня образов, до церкви Печерской за Никона игумена Печерского. Кгды олтарь мусиею садили, на той час в олтари образ Пречистой Девы Богородицы ведлуг потребы [по этой потребности] сам ся высадил и выразил» (Галятовский И. Ключ разумения. Киев, 1660. Л. 143. Чудо 66). 1184 Никольский В. Боярин Хитрово (из истории древнерусского собирательства)//Среди коллекционеров. 1922. 10, с. 20–21. 1185 Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII – начала XV веков. М., 1980, с. 105. Кат. 58. 1186 Размер 28,7x40,3. Икона сплошь покрыта серебряной ризой, за исключением «личного». Вывезена из Казанской церкви в селе Красном, Гороховецкого района Владимирской области в 1963 г. экспедицией Владимиро-Суздальского музея. Раскрыта реставратором М. В. Наумовой. Надпись: «В лето 7185 (1677) июня... сим святым образом благословил из Киева Киево-Печерского монастыря архимандрит Иннокентий боярина оруженичего дворецкого Богдана Матвеевича зовомого Иова Хитрова. А он сим святым образом благословил дщерь свою Ирину Богдановну». См.: Древнерусское искусство. Выставка «Итоги экспедиций музеев РСФСР по выявлению и собиранию произведений древнерусского искусства»/Под ред. В. К. Лауриной, Смирновой Э. С. М., 1966, с. 44; Пуцко В. Указ, соч., с. 72. Ил. с. 66.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

41. Водосвятный киворий. Часовня сооружена в 1897 г. по проекту В.Н. Николаева. Постройка высотой 9,4 м имеет сферический купол с полуциркульными фронтонами на чугунных колонках. 42. Колокольня Успенского собора. Построена в 1731-1745 г.г. по проекту И.Г. Шеделя на месте сгоревшей в 1718 г. деревянной. Первый вариант проекта колокольни 1720 г. принадлежит архит. Ф. Васильеву. И.Г. Шедель, получив проект Ф. Васильева, существенно его переработал: изменил пропорции сооружения, конструктивную основу, упростил декор, лишив его ярко выраженных черт барокко, и приблизил к классическим формам. Колокольня возведена четырехъярусной – 96,5 м. Решение двух нижних ярусов почти полностью повторяют проект Ф. Васильева. На четвертом ярусе в 1744 г. были установлены куранты с «часовым» колоколом. В 1758 г. изготовлены новые куранты, которые в 1788 г. были переделаны и проработали до начала XX в. В 1903 г. были изготовлены новые куранты. Колокольня капитально ремонтировалась с позолотой главы в 1782, 1824 и 1868 г.г. 43. Кельи клирошан. Возведены в XVI-XVIII в.в. с использованием отдельных участков стен XVI в. При капитальном ремонте в последней четверти XVIII в. крыша была покрыта железом вместо гонта, фронтон, выходящий на экономическую улицу, украшен лепным орнаментом, в картуше которого вылеплена дата капитального ремонта «1777 год». 44. Троицкая надвратная церковь. Сооружена в 1106-1108 г.г. За время своего существования претерпела ряд изменений. На гравюре 1677 г. изображена с тремя фигурными фронтонами, венчающими западный фасад, и трехъярусной колокольней с северной стороны. На гравюре И. Мигуры 1706 г. изображена трехглавой с более пышным декором. В 1731 г. церковь перестраивают. Настенные росписи интерьера церкви – уникальный памятник украинского искусства XVIII в. 45. Корпус певчих митрополичьего хора. Сооружен в 1902-1904 г.г. по проекту Е.Ф. Ермакова на месте разобранного корпуса XIX в. служившего этой же цели, и двух одноэтажных подсобных каменных зданий. Кроме келий певчих, в доме размещалась «распевочная» (помещение для репетиций) и столовая. Часть помещений была отведена для проживания «малых певчих» и учебных классов. В 1913 г. в доме размещалась редакция журнала «Свет Печерский».

http://sobory.ru/article/?object=00330

В 1675, Димитрий был посвящен в иеромонахи Лазарем Барановичем, в Густынском монастыре близ Прилук, и назначен был проповедником Барановича и поселился в Чернигове. К этому времени относится первый известный труд Димитрия (Савича, по отчеству): «Руно орошенное», описание чудес от иконы Богородицы в черниговском Троицко-Ильинском монастыре, написанное по поручению Барановича. Первое издание вышло в 1680, а во втором, 1683, прибавлены приветственные стихи Барановича к Димитрию – на польском языке. В 1677, Димитрий отправился в Литву на поклонение иконе Богородицы, писанной по преданию св. Петром, митрополитом московским . Здесь он сдружился с епископом белорусским (а также и архимандритом слуцким) Василевичем, ревнителем православия в западной Руси, но опять не любившим Москвы. Отсюда Димитрий выезжал в Вильну, где говорил проповеди , жил в Слуцке, в братском монастыре, и в начале 1679 вернулся в Малороссию. Во время пребывания в Литве, Димитрий должен был еще ближе познакомиться с польской жизнью, языком, католичеством, и быть может, увидев шаткое положение православия в Литве, обратил свои сочувствия к Москве, которая в ту пору страшных религиозных войн и гонений, несмотря на грубость нравов и отсутствие образования, не представляла столь ужасных явлений нетерпимости, – хотя все-таки не чувствовал особенного расположения к московскому духовенству 50 . Вернувшись в Малороссию, Димитрий поселился в Батурине, где мог познакомиться с нравами представителей московского правительства. В 1681 он стал игуменом максаковского, а вскоре потом батуринского монастыря. В конце 1683, он покинул игуменство и поселился в киево-печерской лавре. Лавра была богата; в ней была большая библиотека; архимандрит, Варлаам Ясинский, сам был ученый человек, так что здесь было очень удобное место для книжной работы. И действительно, со следующего года Димитрий начал здесь свой многолетний монументальный труд, который остается до сих пор любимой книгой для благочестивых читателей. Это были знаменитые Четьи-Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киево-Печерская лавра в кон. 70-х гг. XVII в. Фрагмент грана титульном листе в кн. «Пречестные акафисты». К., 1677вюры Киево-Печерская лавра в кон. 70-х гг. XVII в. Фрагмент грана титульном листе в кн. «Пречестные акафисты». К., 1677вюры Самым значительным строительным мероприятием в этот период явилось возведение на Соборной пл. вместо 2 обветшавших колоколен новой, 3-ярусной, с открытыми галереями на верхних ярусах и барочным куполом. Судя по изображению 1677 г., ее высота примерно соответствовала высоте центральной главы Успенского собора. При архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский) было начато строительство каменной трапезной с ц. апостолов Петра и Павла, законченное в 1694 г. Успенский собор. Фрагмент гравюры на титульном листе в кн. «Пречестные акафисты». К., 1709 Успенский собор. Фрагмент гравюры на титульном листе в кн. «Пречестные акафисты». К., 1709 Ок. 1679 г. на территории Дальних пещер возвели небольшой каменный храм ап. Андрея Первозванного, изображенный на плане И. Ушакова в виде 3-частного в плане одноглавого сооружения, соединенного с помощью деревянной галереи с расположенной ниже, над входом в пещеры, каменной часовенкой. В 1679 г. в Печерском местечке построили новые укрепления, состоявшие из рвов и валов с бруствером в виде заостренного палисада, а также 2 прямоугольных в плане земляных площадок - «роскатов» на сев.-зап. и юго-зап. углах укрепления. В систему валов были включены 2-ярусные деревянные надвратные башни, перекрытые шатровыми крышами. Расположение и общий вид этих укреплений отражает «Роспись Киеву 1682 г.», в к-рой упоминаются «Киевская проезжая башня», «Васильковская башня, через которую ездили к реке Лыбеди и до Василькова», «Пятницкая башня с воротами, которыми попадали на Зверинец и в Выдубицкий монастырь». «Всего около Печерского монастыря и местечка по валу и по бояракам и горам 1318 сажень» ( Алферова Г. В., Харламов В. А. Киев во 2-й пол. XVII в. К., 1982. С. 62). Планировочная, функциональная и композиционная основы архитектурного ансамбля Печерского местечка, сложившиеся в предшествующие века, остались неизменными. Сохранилось четкое функциональное разделение территории на местечко с торгом и монастырскую землю. Возведенные в Печерском местечке храмы и колокольни, господствующие над малоэтажной жилой застройкой, значительно обогатили панораму Печерска. И хотя строительство велось преимущественно из дерева, возведенные в этот период недолговечные сооружения по существу предопределили как расположение, так и функциональное назначение более поздних по времени каменных построек.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Напротив юж. фасада Успенского собора размещалась 2-ярусная трапезная палата с ц. апостолов Петра и Павла, заменившая разобранную древнюю трапезную. Продольные стены трапезной, судя по плану 1638 г., завершались щипцеобразными фронтонами, являвшимися торцами 2-скатных кровель, к-рые образовывали над всем зданием складчатую систему покрытия. Павел Алеппский, видевший здание в 1654 г., написал: «Нас повели в трапезную, где помещаются… кельи настоятеля. В кельях настоятеля была красивая церковь в честь Петра и Павла, а вне келий - церковь в честь святых Антония и Феодосия» ( Павел Алеппский. Путешествие. Вып. 2. С. 45-46). Возле трапезной стоял дом для гостей в 2 этажа, а также небольшое здание б-ки. С востока площадь фланкировали деревянные одноэтажные корпуса, в т. ч. пекарня и типография. Возле Троицкой надвратной ц. с сев. стороны, судя по плану 1638 г., находились ворота, ведущие на территорию Больничного мон-ря, в центре к-рого стояло большое здание больницы и при ней - маленькая церковь. Храм был деревянным, покрытым шатровой крышей. На территории больницы находилось еще неск. строений: кельи, кладовые и погреба. К сев. фасаду Троицкой ц. была пристроена деревянная колокольня Больничного мон-ря. 1654 г.- нач. XIX в. Успенский собор. Фрагмент гравюры иером. Илии из Киево-Печерского патерика. К., 1661 Успенский собор. Фрагмент гравюры иером. Илии из Киево-Печерского патерика. К., 1661 Изменения в облике Успенского собора, отраженные на гравюрах из книг «Пречестны акафисты» (1674) и «Огородок Марии Богородицы» (1676), возможно, были связаны с ремонтными работами после землетрясения 1662 г. На гравюрах видно, что закомару придела св. Иоанна Предтечи сменил щипец, по верху стен устроен высокий венчающий карниз. С зап. стороны, перед сев. пряслом основного объема собора, появилась маленькая часовня, увенчанная крестом. Изменился характер фронтона над центральной закомарой - в центре разорванного барочного фронтона поставлена главка на барабане (подобная главка, возможно, была и с вост. стороны). По центру юж. и сев. фасадов установлены главы на глухих барабанах на фронтонах. Световые барабаны были только над центром храма и над Иоанно-Предтеченским приделом. Вскоре перед фасадом Иоанно-Предтеченской ц. появилась еще одна часовня, известная по гравюре из кн. «Пречестные акафисты всеседмичные» (1677), на к-рой она изображена.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010