Председатель Папского совета по вопросам содействия христианскому единству кардинал Вальтер Каспер совершил визит на Украину 11 декабря 2007 г. 13:08 C 6 по 9 декабря с официальным визитом Киев посетил председатель Папского совета по вопросам содействия христианскому единству кардинал Вальтер Каспер . В первый день посещения украинской столицы для высокого гостя была организована экскурсия по Киево-Печерской Лавре, во время которой кардинала Каспера сопровождал, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира , архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп . После посещения храмов и музеев обители, кардинал Каспер в сопровождении ректора Духовных академии и семинарии епископа Антония посетил Киевские духовные школы, а также совершил молитвенное поклонение честной главе священномученика Климента Римского, которая покоится в Дальних Пещерах Лавры. После экскурсионного осмотра достопримечательностей и святынь Киево-Печерской Лавры кардинал Вальтер Каспер встретился с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Вечером этого же дня в Конгрегационном зале Национального университета «Киево-Могилянская Академия» состоялся семинар «Общение и диалог культур», приуроченный к открытию в Киеве Центра святого Климента. По установившейся традиции перед началом работы семинара все присутствующие пропели студенческий гимн Gaudeamus Igitur. Первым выступил вице-президент Университета Михаил Винницкий, который обратился с приветственным словом к участникам семинара, после чего вкратце изложил историю появления и развития Киево-Могилянской Академии. По окончании выступления была зачитана Грамота о присвоении кардиналу Вальтеру Касперу степени почетного доктора Национального университета «Киево-Могилянская Академия». На семинаре кардинал выступил с докладом «Церковь на пути к полному общению». Архиепископ Филипп выступил с докладом на тему «Дух Христов и литера книжная». Владыка обратил особое внимание на важность присутствия религиозного компонента в сфере светского образования.

http://patriarchia.ru/db/text/336295.htm...

Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… … © Яндекс   Условия использования Открыть в Яндекс.Картах Создать свою карту Найти Слои Схема Спутник Гибрид Панорамы Найти Киевская духовная академия — высшее богословское учебное заведение Украинской Православной Церкви, являющееся научно-богословским и образовательным центром, который осуществляет подготовку священнослужителей, преподавателей богословских учебных заведений, церковных ученых и т.д. Академия готовит специалистов образовательно-квалификационного уровня: кандидат богословия, магистр богословия. Киевская духовная семинария - среднее богословское учебное заведение Украинской Православной Церкви, реализующее стандарт богословского (теологического) образования с 4-годовым сроком обучения. Семинария готовит священнослужителей, а также церковнослужителей согласно стандарту духовного образования УПЦ. Семинария готовит специалистов образовательно-квалификационного уровня: бакалавр. Содержание История [ править править код ] Киевская духовная академия [ править править код ] Киево-братская школа (1615—1631) [ править править код ] Первоначально, в 1615, архимандритом Елисеем Плетенецким в Богоявленском монастыре была учреждена Киево-братская школа, предназначенная для изучения классических языков, риторики, богословия и некоторых предметов элементарного образования. Киевский митрополит Пётр Могила объединил эту школу с основанным им училищем; заведение получило впоследствии звание высшего учебного заведения, известного под названием Киево-Могилянской коллегии (1631—1701). Киево-Могилянская коллегия (1631—1701) [ править править код ] По своему основному характеру коллегия напоминала иностранные коллегии и академии, в которых обучался сам Могила. Здесь преподавались: языки (славянский, греческий и латинский), пение и элементарная теория музыки (по европейскому образцу), катехизис, арифметика, поэзия, риторика, философия и богословие; ученики делились на восемь классов: аналогия, или фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия и богословие. Кроме изучения этих предметов, воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах. Начальствующими лицами были: ректор, префект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников); из числа деятелей этой коллегии пользуются наибольшею известностью: Иннокентий Гизель, Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский, св. Димитрий (Туптало), Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович, св. Иннокентий Кульчинский и Гавриил Буянинский. Киево-Могилянская академия (1701—1817) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Киевская_духов...

В Киеве проходит выставка, посвященная истории Почаевской лавры 21 января 2009 г. 12:36 19 января в Музее книги и книгопечатания Украины г. Киева открылась выставка «Святая гора Почаевская», посвященная истории одной из наиболее древних и наиболее почитаемых православных обителей Украины — Свято-Успенской Почаевской лавры . В рамках открытия выставки состоялась презентация «Каталога изданий Почаевского и Уневского монастырей XVIII-XX вв. из коллекции Музея книги и книгопечатания Украины» (авторы: В.Г. Бочковская, Л.В. Хауха, В.А. Адамович). «Это яркое событие завершает светлые Рождественские праздники. И выставка древних книг, создаваемых на протяжении нескольких веков, и " Каталог изданий Почаевского и Уневского монастырей " , который только что вышел в Издательском доме " Киево-Могилянская академия " , свидетельствуют о бессмертии нашего духа», — подчеркнул заместитель директора Института литературы им. Т. Шевченко НАН Украины профессор Николай Сулима. Как отметила директор Издательского дома «Киево-Могилянская академия» Вера Соловьева, «Каталог изданий Почаевского и Уневского монастырей XVIII-XX вв. из коллекции Музея книги и книгопечатания Украины» положили начало серии тематических каталогов. Для этого не случайно было избрано издание Почаевского и Уневского монастырей — духовных центров, сделавших значительный вклад в развитие украинской культуры. Ведь в середине XVII ст. тематика печатной книги отображала состояние церковной жизни, образования, науки, искусства, общественно-политической мысли. «В каталоге описаны 14 изданий Почаевского монастыря и 7 — Уневского монастыря. Здесь отображена роскошь и культура этих раритетных книг, богатство их художественного оформления, в частности гравюр», — отметила Вера Соловьева. Как подчеркнула директор Музея книги и книгопечатания Украины Валентина Бочковская, типография Почаевского монастыря, после типографии Киево-Печерского монастыря , была наиболее мощной на украинских землях. К XVIII столетию она напечатала около 450 изданий — 200 латынью, 250 кириллицей.

http://patriarchia.ru/db/text/534510.htm...

18 июля Церковь празднует обретение мощей прп.Сергия, игумена Радонежского. Предлагаем читателям прогуляться во времени по древней Киевской Руси и увидеть, как связана она с «игуменом земли Русской». «Имя преподобного Сергия Радонежского сияет никогда не меркнущим светом на русском небе, торжествуя над временем», – справедливо утверждает историк Георгий Федотов («Святые Древней Руси», 1931). Сегодня сложно представить себе какой-либо из освоенных русичами регионов без церквей в честь прп. Сергия, а имя «Сергий» остается весьма распространенным на этих землях. Что же касается «Матери городов Русских», то с «игуменом земли Русской» ее связывают не только храмы. Побратим Прп. Сергия ставят в один ряд с первоотцами монашества Руси – прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Историк Евгений Голубинский писал («Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра», 1909): «Во главе многочисленного сонма русских подвижников стоят три великих… преподобные Антоний и Феодосий Печерские и преподобный Сергий Радонежский». Почему? Да потому, что когда «прошла первая оторопь после погрома» от монгол (выражение Федотова), прп. Сергий сделал для зарождающейся России то же, что прпп. Антоний и Феодосий для юной Руси: возродил полузабытое высокое монашеское подвижничество в виде пустынничества и общежительства, вернул огрубевшим от ужаса перед Ордой русичам веру в возможность их искренней жизни по Евангелию (без которой внешняя верность обрядам не гарантирует душе благородства). Как тут не вспомнить: основанную прпп. Антонием и Феодосием Киево-Печерскую Лавру называли «архимандрией всей Русской земли», а прп. Сергия – «игуменом земли Русской». Кстати, основанная им Свято-Троице-Сергиева обитель второй на Руси – после Киево-Печерской – удостоилась титула Лавры (1744), а произошло это при назначении ее наместником будущего свт. Иоасафа Белгородского (Горленко) – внука гетмана Украины Даниила Апостола, уроженца Прилук на Черниговщине, выпускника Киево-Могилянской Академии, инока Киево-Межигорского и Киево-Братского монастырей, затем настоятеля Мгарского монастыря под Лубнами на Полтавщине.

http://pravoslavie.ru/54938.html

В Киевской духовной академии состоялось открытие Международной научно-практической конференции 17 октября 2011 г. 20:04 17 октября 2011 года по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в актовом зале на территории Киево-Печерской лавры  (корп. 45 ) состоялось открытие Международной научно-практической конференции «Духовное и светское образование: история взаимоотношений  современность  перспективы», сообщает сайт Киевской духовной академии и семинарии . В конференции принимают участие представители духовных и светских учебных заведений, в частности, Московской духовной академии и семинарии , Санкт-Петербургской духовной академии , Киевской духовной академии , Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Белгородской, Волынской, Екатеринбургской, Екатеринодарской, Николо-Угрешской, Нижегородской, Новокузнецкой, Одесской, Полтавской, Почаевской, Самарской, Таврической,  Хабаровской, Харьковской духовных семинарии, а также Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко, Национального университета «Киево-Могилянская академия», Киевского университета права, Национального педагогического университета имени Н.П. Драгоманова, Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды, Национальной академии внутренних дел Украины, Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, Киевского национального лингвистического университета, областных вузов и других учебных заведений. В работе форума также принимают участие известные научные центры: Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, Национальный научно-исследовательский институт украиноведения и всемирной истории, Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского. Приветственное слово участникам конференции Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира огласил управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан . В послании Его Блаженства говорится об актуальности выбранной в этом году основной темы конференции, которая посвящена святости. «Изучение святости на примере Киевской академии весьма актуально в наши дни, из этой школы вышло немало достойнейших подвижников нашей земли. Их пример должен вдохновлять нас на достойное служение Господу Богу и Его Церкви», — сказано в приветствии.

http://patriarchia.ru/db/text/1650265.ht...

Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Киев, 23 декабря 2014 г.      23 декабря 2014 г. в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Седмица.Ru . Участники заседания Синода имели суждение о кризисной ситуации, которая сложилась в украинском обществе. Синод постановил обратиться к президенту Украины П.А. Порошенко в связи с кризисной ситуацией в украинском обществе. Опубликовано обращение священноначалия Украинской Православной Церкви к главе Украинского государства. Члены Синода заслушал информацию Блаженнейшего Митрополита Онуфрия о ситуации, связанной с жилищно-коммунальными услугами для религиозных организаций, и постановили обратиться к президенту Украины П.А. Порошенко и премьер-министра Украины А.П. Яценюка по поводу предоставления льгот на природный газ для религиозных организаций. Синод заслушал отчеты Управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония о деятельности Управления делами в 2014 г., а также отчеты глав других синодальных отделов и структур. Был заслушан рапорт митрополита Бориспольского и Броварского Антония, ректора Киевской духовной академии и семинарии, о праздновании в 2015 году на общецерковном уровне 400-летия Киевских духовных школ. Киевская богословская образовательная традиция берет начало от 1615 г., когда в Киеве на Подоле была основана Братская школа. В 1632 г. после объединения с Лаврской школой она была превращена в Киевский коллегиум. В 1701 г. коллегиум получил от царя Петра I статус академии. В течение 1817-19 гг. была проведена образовательная реформа, в результате которой на базе Киево-Могилянской академии была создана Киевская духовная академия, Киевская духовная семинария и Киево-Подольское духовное училище. В начале ХХ в. Киевская духовная академия готовилась к торжественному празднованию своего 300-летия, которое было назначено на 1915 г. Однако, события Первой мировой войны не позволили Академии достойно отметить этот юбилей. После установления в Украине советской власти духовные учебные заведения прекратили свое существование. Первая попытка возрождения Киевских духовных школ была осуществлена после Второй мировой войны. Однако, тогда власти разрешили открыть в Киеве только семинарию, которая просуществовала всего 13 лет, и в 1960 г. снова была закрыта. Новое возрождение духовного образования в Киеве началось в 1989 г., когда в стенах Киево-Печерской Лавры начала действовать Киевская духовная семинария, а в 1992г. Был осуществлен первый набор в Киевскую духовную академию.

http://pravoslavie.ru/76051.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на презентации новых томов «Православной энциклопедии» 25 февраля 2014 г. 23:43 25 февраля 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на презентации 31-го, 32-го и 33-го алфавитных томов «Православной энциклопедии». Я хотел бы представить три новых тома «Православной энциклопедии» — 31-й, 32-й и 33-й. Среди всего многообразия сотен и сотен статей по всем отраслям религиозного знания я хотел бы выделить так называемый киевский блок статей, открывшийся в 32-м томе и составивший значительную часть 33-го тома. Этот свод состоит из 35 научных статей общим объемом около 65 авторских листов. Он начинается статьей «Киев» и включает историю 12 монастырей, в том числе Киево-Печерской лавры. Там же статьи о Киево-Могилянской академии и Киевской духовной академии, о двух чтимых иконах Божией Матери — Киево-Братской и Киево-Печерской, о Киевских распевах, Киевской нотации, о церковных изданиях в Киеве и Киевских церковно-научных учреждениях. Но наиболее обширная статья — 20 авторских листов — посвящена Киевской епархии. В подготовке данной статьи участвовали десятки высококлассных специалистов из России и Украины, была организована работа в архивах Киева. Можно с уверенностью утверждать, что это статья представляет собой подробный анализ истории Православия в Киеве с конца X столетия до наших дней. Полагаю, что каждый из нас в достаточной мере понимает, насколько публикация этих статей своевременна, поскольку, что греха таить, существует множество попыток иного прочтения истории, чем то, которое открывается при взгляде на объективные факты в результате серьезных исторических исследований. Поэтому считаю, что появление этого блока «киевских» статей действительно очень актуально, и надеюсь, что оно поможет многим людям понять те страницы нашей общей истории, которые уходят в глубокую древность и которые связаны с формированием самого облика восточно-христианской цивилизации. Также хотел бы обратить внимание на полноценное исследование религиозной истории Кипра и обширную статью о католицизме.

http://patriarchia.ru/db/text/3581495.ht...

В Киеве открылись шестые Международные Успенские чтения 25 сентября 2006 г. 17:18 Вот уже шестой раз в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре собираются богословы, философы, религиозные мыслители Европы, России, Беларуси, Ближнего Востока. Шестые Международные Успенские чтения открылись в Синодальном зале Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Первый день конференции начался с приветственного слова Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира к участникам VI-x Успенских чтений, которое зачитал управляющий делами УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан . С докладами выступили митрополит Минский и Слуцкий Филарет («Мироустройство личности»), митрополит Гор Ливанских Георгий Ходр («Церковь и политика») и профессор Христос Яннарас («Агапэ и эрос в церковной перспективе»). Заседание вел руководитель научно-издательского объединения «Дух и литера» профессор Константин Сигов. В своем обращении митрополит Владимир отметил: «В современном мире мы являемся свидетелями двух тенденций. С одной стороны — это процесс объединения разных государств, обществ и культур, а с другой — крайне негативный процесс противостояния разных народов, религий и культур, последствием которого являются войны, теракты, отсутствие простого взаимоуважения, не говоря уже о любви. Эти две тенденции взаимоисключают одна другую, и поэтому современный мир стоит перед опасностью самоуничтожения. Для того чтобы сохранить этот мир, человечество и все творение от этой опасности необходимы единство, целостность, способность видеть в другом человеке, кем бы он ни был, образ и подобие Божие». 26 сентября заседание пройдет в Национальном заповеднике «София Киевская». Завершатся Успенские чтения в Национальном университете «Киево-Могилянская Академия». Успенские чтения — это не просто добрая традиция. Один из крупнейших международных богословских форумов стал своего рода, «витриной» научной жизни Вселенского Православия. Именно в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре начинается и завершается четырехдневная работа конференции. Изначально лавра являлась центром книжности и просвещения Киевской Руси, и сегодня великая православная святыня не утратила своего значения как научный и богословский центр, поэтому святые лаврские холмы на несколько дней становятся местом, где пересекаются пути современного православного богословия.

http://patriarchia.ru/db/text/145254.htm...

Все самое первое на Руси — в Киеве. Все в нем — живая история: былинные персонажи, великие князья, страшные нашествия. В глубинах этой истории — непосильный, по нашим меркам, подвиг первых русских монахов. Чтобы быть с Господом, они устраивали себе кельи в пещерах, закапывали себя в землю, побеждая страсти. Прошли века. Но и сегодня от их мощей, хранящихся в лаврских пещерах, исходит сила живой веры. Рядом с ними и нам невольно хочется понести свой хоть малый, но подвиг. Духовный город из-под земли Датой основания Киево-Печерской лавры считается 1051 год. Тогда, в середине XI века, афонский монах Антоний вырыл здесь, на обрывистом берегу Днепра, пещеру. Когда-то путешественники отмечали невиданную популярность пещерного отшельничества среди местных подвижников. До наших дней из множества подземных киевских монастырей дошли только Китаевские, Гнилецкие, Зверинецкие и Киево-Печерские пещеры. Все четыре монастыря вытянулись цепочкой вдоль русла Днепра в южном направлении от центра украинской столицы. Киево-Печерская лавра — самый знаменитый из киевских монастырей. Район, в котором он находится, теперь почти центр, а тысячу лет назад это было место за южной окраиной города, здесь начинались густые леса — летняя резиденция киевских князей — и «зверинец» — охотничьи угодья. Со временем вокруг преподобного Антония собрались ученики, когда их количество достигло двенадцати, преподобный поставил игумена среди из них, а сам переселился на соседний холм, где в поиске уединения выкопал новую пещеру. Так возникли «ближние» — «антониевы» пещеры. А старые подземные кельи, в которых остались ученики, называются «дальние» или «феодосиевы» пещеры, по имени преподобного Феодосия, ученика Антония и третьего игумена печерского монастыря. Со временем над пещерами построили храм и обычные кельи, а князь Изяслав Ярославич, сын Ярослава Мудрого, подарил монахам холм, где расположилась Лавра. В 1240-м монголы разорили обитель. С бежавшими от татарского нашествия лаврскими монахами традиция связывает основание многих монастырей, в том числе и Почаевского на Волыни. Возобновление монастырской жизни в Печерской лавре датируется лишь XIV веком. Наземные храмы многократно перестраиваются, обретая нынешний барочный вид. В XVII веках митрополит Петр Могила именно здесь открыл первое на Руси богословское учебное заведение — богословское училище, которое позже, объединившись с Братским коллегиумом на Подоле, станет знаменитой Киево-Могилянской академией. Гетман Самойлович обвел Лавру земляным валом, а Иван Мазепа выстроил нынешние лаврские крепостные стены.

http://pravoslavie.ru/55346.html

Состоялся годичный акт Киевских духовных школ 9 ноября 2013 г. 17:24 9 ноября 2013 года, в день памяти преподобного Нестора Летописца, небесного покровителя Киевских духовных школ , управляющий делами Украинской Православной Церкви , ректор КДА митрополит Бориспольский и Броварской Антоний совершил Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской лавры . Его Высокопреосвященству сослужили ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Петергофский Амвросий , епископы Макаровский Иларий , Боярский Феодосий , Ирпенский Климент , Бородянский Варсонофий , Фастовский Дамиан , Вознесенский и Первомайский Алексий , Васильковский Николай , духовенство Киевских духовных школ. За Литургией митрополит Антоний рукоположил во пресвитера студента II курса КДА иеродиакона Софрония (Чупрыну) и во диакона студента I курса КДА чтеца Василия Грабко. По окончании богослужения в актовом зале лавры митрополит Антоний возглавил годичный акт Киевских духовных школ. В мероприятии участвовали архиереи, сослужившие Его Высокопреосвященству за Литургией, а также генеральный директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Любомир Михайлина, гости, преподаватели, сотрудники и студенты Киевских духовных школ. Митрополит Антоний огласил поздравительный адрес Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . С докладом о деятельности Киевских духовных школ выступил первый проректор КДА протоиерей Сергий Ющик. В докладе, в частности, было отмечено, что в текущем учебном году в КДА реализуется концепция высшего духовного образования, утвержденная Священным Синодом УПЦ. Отец Сергий сообщил, что продолжается налаживание сотрудничества с украинскими и зарубежными духовными и светскими учебными заведениями. В частности, подписаны соглашения с Православными богословскими факультетами Университета Восточного Сараево (Босния и Герцеговина), Белградского университета (Сербия), Свято-Владимирской духовной семинарии (США). Подписан договор о сотрудничестве с Национальным университетом «Киево-Могилянская академия» и продлено соглашение с Национальным Киево-Печерским историко-культурным заповедником.

http://patriarchia.ru/db/text/3357334.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010