7.4. Синайское явление славы Ягве при даровании Богом Десятисловия Великий Моисей не раз беседовал с Богом и сподоблялся божественных явлений славы Ягве. Но однажды, у горы Синай, при возглашении Богом Десятисловия (десяти заповедей), это должны были услышать и увидеть все. Народ через это должен был навсегда поверить, что с Моисеем действительно беседует Бог. Должно было произойти потрясающее общенародное Богоявление (Феофания). Подобного события история, пожалуй, более не знает. И сказал Ягве Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда ( Исх. 19:9 ). Густое облако, в котором пришел Бог, призвано было и являть, и скрывать славу Ягве. Соответственно со Св. Писанием и весьма красочно описывает это событие иудейский историк Иосиф Флавий: «Созвав народ, Моисей объявил ему, что пока он уйдет на гору Синайскую для общения с Господом Богом, а затем вернется обратно с тем решением Предвечного, какого он от Него удостоится. Народ между тем должен расположиться станом вблизи горы и свято чтить соседство Божества. С этими словами Моисей отправился на Синай, самую высокую гору в той местности. Благодаря своей чрезмерной величине и крутым склонам, возвышенность эта не только является недоступною людям, но даже, если смотреть на нее, вызывает страшное ощущение; а так как к тому же существовало предание, что тут пребывает Божество, то гора эта вызывала священный ужас, и никто не дерзал приблизиться к ней... На третий же день, еще до восхода солнца, над всем станом евреев поднялось густое облако, какого они раньше не видали, и окутало всю местность, где были расположены их палатки. И в то время, как вся остальная местность кругом была залита солнечным светом, вдруг поднялись ужасные вихри с сильнейшим проливным дождем, засверкали молнии, вызывая трепет в зрителях, и раздавшиеся грозные громовые удары указали на близость Божества и на то, что Оно вступило в милостивое общение с Моисеем» Иуд. древности, кн. 3, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

– заключение завета Бога с Авраамом и его потомством; – таинственное Богоявление, явление Ягве в пламени огня; – созерцание дня Господня, дня Мессии; – прозревание последних судеб этого мира. Суть Завета в том, что Бог отдает потомству Авраама все пределы Святой Земли. Потомству твоему, говорит Господь Аврааму, – даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата... И далее перечисляются десять, а в LXX – даже одиннадцать племен аморреев и хананеев, имеющих быть истребленными. Кстати, сами аморреи и хананеи именуются либо обобщенно, как все племена Ханаанской земли, либо как конкретные племена. Св. Иоанн Златоуст подчеркивает обширность дарованной потомкам Авраама земли: «Потом, чтобы праведник по пространству земли и по обширности пределов мог заключить, как распространится его семя, говорит: от реки Египетской даже до реки великой Евфрата, – так велико, говорит, будет семя твое» 526 . Какую реку считать рекой Египетской? Блаж. Августин: «Это не от великой Египетской реки, то есть Нила, а от малой, которая разделяет Египет и Палестину в том месте, где находится город Ринокорура» 527 . И.Ш. Шифман поясняет: «Река Египетская – современная Вади аль-Ариш, отделяющая Палестину от Синайского полуострова» 528 . Указанные Богом пределы Обетованной Земли были достигнуты в Давидо-Соломоновом едином Израильском царстве. Св. Филарет Московский : " От реки Египетской до великой реки Евфрата. До сих пределов простирались владения Давида и Соломона». Где произошло пятое Богоявление Аврааму, когда Бог заключил с ним Завет через жертву рассечения животных? Об этом говорится в «Книге Юбилеев»: «И он [Авраам – Г.Ф.] взял их всех [жертвенных животных – Г.Ф.] в середине месяца, когда он у дуба Мамврийского, который близ Хеврона, жил» 529 . Итак, это было у дуба Мамврийского, близ Хеврона! «Книга Юбилеев» также отмечает, что это было в тот же месяц, когда Бог заключил Завет с Ноем, и Авраам возобновил это празднование и установление навеки. 486 Новая Толковая Библия, т. I, Изд. «Искусство», Ленинград, 1990, с. 159; Вавилонский Талмуд, трактат Бава Меция, первая глава, изд. Рав Адина Штейнзальца, Институт изучения иудаизма в СНГ, Израильский институт талмудических публикаций, 1995, с. 35; Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 2, с. 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

; 2Цар. 1, 14; 19, 21; 22, 51 ; 2Пар. 6, 42 ; ; Ис. 45, 1 ; Плач 4, 20 . Все эти тексты относятся к царю и ни разу ни к кому более. Единственный текст, где слово «Помазанник» относится не к царю, это Дан. 9, 26–29 , но здесь непосредственно говорится о грядущем Мессии. Итак, помазанник – это царь! Руками Самуила народ Израильский получил царя-помазанника. Самуил сначала помазал первого царя Саула, вскоре отступившего от Бога, а потом и Давида. Царство принесло народу Божию свои беды, но оно решило проблемы времен судей Израилевых. Теперь уже каждый не делал то, что ему казалось справедливым, анархия кончилась. А главное – Израиль получил прочную теократическую основу. Следует отметить, что Самуил установил не только царство во Израиле, но и воздвиг к царству Давида и Дом Давидов. Это событие описано в Первой книге Царств гл. 16, 1–13. Самуил помазывает Давида на царство, причем на царство вечное! Так пелось в одной из песен восхождения: Ибо избрал Ягве Сион; Возжелал в жилище Себе. Это покой Мой навеки, Здесь вселюсь... Там возращу рог Давиду, Поставлю светильник помазаннику Моему ( Пс. 131, 13.14.17 ). А пророку Нафану Господь говорит о сыне Давидовом, т.е. о доме его: Я поставлю его (сына Давидова) в доме Моем и в царстве Моем навеки, и престол его будет тверд вечно ( 1Пар. 17:14 ). Об этом архангел Гавриил возвестит Деве Марии в Назарете при благовещении: И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына... И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; И будет царствовать над домом Иакова во веки, И Царству Его не будет конца ( Лк. 1:31–33 ). Особенно сильно звучат все тексты о Давиде и царях Израиля, если слово «помазанник» так и читать мессия, или, как в LXX, Христос. Ветхозаветное царство, установленное Богом через Самуила, есть предыстория Мессианского царства, причем, оно не только прообраз его, как часто говорят, но и сущностное предначало его. Ветхозаветные Писания вообще не разделяют резко царствование Дома Давидова и Мессианское царство. Всё это – некое единое царство, переходящее в вечность. Через Израиль царство Божие принимает в себя все народы. В мессианских пророчествах Дому Давидову нет четкого различения между земным и временным аспектом этого царствования и его трансцендентным, вневременным и вселенским осуществлением. Так через Самуила было положено начало Царству Божию на земле, которое в спасительной силе пришло чрез Иисуса Христа сына Давидова, а в славе своей еще грядет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

А потом будет Сионская горница. И истинный Агнец, Сын Человеческий, грядущий на Голгофу, укажет на чашу благодарения Небесному Отцу и скажет Своим ученикам: пейте из неё все; ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф., 26:27–28). Слова Христа являются явным повторением слов Моисея, Мессия повторяет на Сионе сказанное Моисеем у Синая. Добавлено одно слово – завет назван новым. Новый, ибо животные тельцы уступили место Божественному. Истинная кровь завета с Новым Израилем, церковью Христа. О тайне завета крови рассуждал и прп. Ефрем Сирин : «И когда Моисей прочте книгу завета пред ними и рекоша: вся, елика глагола Господь, сотворим; тогда окропи люди кровию и рече: се кровь завета, в который вы вступили, глаголюще: вся, яже глагола Господь, послушаем и сотворим. Сею кровию завета предызображена тайна евангелия, которое смертию Христовою даруется всем народам» Толк, на кн. Исх. 24 ]. После заключения завета крови Ягве с народом Моисей призывается на вершину горы Синай, чтобы там получить скрижали завета. При этом дважды является Бог или, точнее, слава Его. Двумя всполохами любовь Божия осияла уневещенных Ему, ведь Ягве теперь – Супруг, а Израиль – невеста, жена, избранная из народов. И проходил Я (Ягве) мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твоё, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе, и вступил в союз с тобою, говорит Ягве Бог; и ты стала Моею ( Иез. 16:8 ). Моисей призывается на гору один. С Моисеем Иисус Навин (24:13). Кроме того подняться должны Аарон и его сыновья Надав и Авиуд, а также и все семьдесят из старейшин (24, 1.9.14). Народ остается за чертой внизу у горы. Аарон, Ор, Надав и Авиуд, а также семьдесят из старейшин подымаются с Моисеем на некоторую высоту горы, а потом оставляются. Моисей восходит к вершине один с верным ему Иисусом Навином. Но потом оставится и он. В облако славы Ягве на вершину горы войдет Моисей один. Эту многоступенчатость восхождения на святую гору святые отцы осмысливали как различную меру восприятия Божественной славы, зависящую от духовного и нравственного состояния человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Августину, означает оставаться в сумерках вечера и отпасть от света, как отпал денница. Седьмой же день не имеет вечера (Писание не говорит о нем). Это значит, что от познания твари, ангелы в невечернем дне вечности восходят к познанию уже только Бога, почивающего в Самом Себе, к познанию Его всесовершенного Существа. Многие св. отцы число шесть считают числом миротворения и в пророческих, иносказательных текстах Писания, во встречающемся числе шесть, видят указание на шестидневно сотворенный мир. Так, блаж. Феодорит, объясняя слова Песни Песней: Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа... ( Песн. 6:8 ) пишет: «Число шестьдесятное десятичное число шесть раз содержит: десятичное же число совершенство показует: шестеричное же – сотворения мира время заключает, ибо в шесть дней Бог, Творец всех вещей, сей создал мир...» 82 . Шестеричное число дел творения Божия отображается и в шестидневном делании, по заповеди Божией: Шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои... Ибо в шесть дней создал Ягве небо и землю, море и все, что в них ( Исх. 20:9,11 ). Тот же блаж. Феодорит, толкуя Песнь Песней – Вот одр его – Соломона: шестьдесят сильных вокруг него, из сильных Израилевых ( Песн. 3:7 ) – объясняет: Шестьдесятное число положено здесь... дабы представить, сколь много в Ветхом Завете было, святостью прославившихся, мужей. Ибо, если десятичное число есть совершенное, то, без сомнения, которые были в законе, приличнее шестидесятное. В шесть, глаголет, дней сотвориши дела твоя ( Исх. 23:12 ). Итак, по мнению моему, совершенные в законе обходят одр: те, кои ведут род свой от Израиля» 83 . Шестиконечная звезда Давида стала символом Израиля. Новое же творение, начавшееся в первый день седмицы, в день восьмой, означает пакибытие, и восьмиконечная звезда является символом православных христиан. На шестой день сотворен человек, в шестой час, т.е. в полдень, он и согрешил. Бог явился согрешившим Адаму и Еве в раю во время прохлады дня ( Быт. 3:8 ). День стал склоняться к вечеру, когда к согрешившим, ранее, т.е. днем, явился Бог. В шестой же день и шестой час был распят за грех человека Сын Человеческий. Об этом говорится в тропаре шестого часа: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех...» Как число человеческое, упомянуто шестеричное число и у св. Иоанна Богослова ( Откр. 13:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Авраам верил, что Исааку надлежит пройти через смерть и воскресение! Через величайшую скорбь Авраам восходил к величайшей радости. Верою он уже жил в Новом Завете. Верою Авраам... рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался ( Ин. 8:56 ). 8.5. Прообразовательное значение жертвоприношения Исаака Еще апостол Павел усмотрел в событии жертвоприношения Авраамом сына своего Исаака таинственный прообразовательный смысл: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «В Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Почему и получил его в предзнаменование ( Евр. 11:17–19 ). Происшедшее на горе Мориа произошло, по апостолу Павлу, в предзнаменование. Прообразовательное значение в жертвоприношении Исаака усматривали и иудеи, что отражено в сказании Агады: «Взял Авраам дрова для всесожжения и возложил на Исаака – подобно тому, как возлагают крест на плечи человека, ведомого на распятое, взял в руки огонь и нож, и пошли дальше» 647 . Поразительно, но Агада видит в Исааке, несущем на себе дрова для жертвоприношения, образ человека, ведомого на распятие, и несущего на себе крест. Все это осуществилось на Сыне Человеческом, на Иисусе из Назарета, несшем крест на плечах Своих, когда Его вели на распятие на Голгофу. Кстати, Голгофа тоже гора земли Мориа. Так что не только Ветхий Завет, но и раввинистические источники содержат в себе пророчества на Иисуса Христа, ведь во многом они хранят предание древней иудейской церкви. Святые отцы подробно раскрывали в истории Авраама и Исаака прообраз жертвы Богом Отцом Единородного Своего Сына, на крестные страдания Иисуса Христа ради спасения людей. Прп. Ефрем Сирин : «И увидел Авраам овна у дерева, и взя овна, и вознесе во всесожжение вместо сына своего. Что овна не было прежде, о том свидетельствует вопрос Исааков; а что не было и дерева там, о том свидетельствуют дрова, возложенныя на рамена Исааку. Гора дала от себя дерево, а дерево – овна, чтобы овен, повисший на древе и после закланный вместо сына Авраамова, прообразовал собою день Того, Кто, как овча, пригвожден был к древу и вкусил смерть за весь мир» 648 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Авраам не сомневается в исполнении обетования, но испытует, когда оно исполнится. Авраам своим вопросом, как бы, спрашивает Бога о том, не следует ли ему и самому что-то сделать, чтобы началось исполнение обетования. Св. Филарет Московский : «По чему мне узнать, что я должен ее (землю) наследовать?.. Вопрос Аврама приличнее излагается так: «Доселе я живу в земле, обетованной мне, как в чужой, и не знаю, когда и как соделаюсь ее обладателем; может быть, для сего потребен будет, с моей стороны, некоторый труд: итак, по чему могу я узнать время и случай, которым должно начаться исполнение обетования?» Точно на сей вопрос ответствует Бог в следующем откровении при вступлении в завет с Аврамом» 483 . Так же разъясняет вопрос Авраама равви Берман: «На Авраама возложена задача взять эту землю, и ему надо знать, когда начать ее исполнение. Вслед чего, какого знака, действия, события, явления? И Господь отвечает ему языком символов» 484 . Это язык символов жертвы рассечения при вступлении Авраама в Завет с Богом. И, наконец, речь идет о естественном желании Авраама получить от Бога знак уверения в том, в чем уже уверен и во что уже уверовал. Св. Иоанн Златоуст : «Однако же, я [Авраам – Г.Ф.] вопрошаю Тебя о том, спрашиваю не по неверию; так как Ты снова упомянул о наследии, то я желал бы получить какое-нибудь более осязательное и ясное для меня знамение, которое бы укрепило немощный мой разум» 485 . Это знамение Аврааму было дано. Им явилась жертва рассечения, жертва завета. 5.8. Жертва рассечения Ягве сказал ему (Авраму): возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам, и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их ( Быт. 15:9–11 ). Сказано также: В этот день заключил Ягве завет с Аврамом ( Быт. 15:18 ). Происходит не просто Богоявление Аврааму, но Ягве заключает с ним Завет, завет через жертву рассечения. При заключении завета-союза с Авраамом, Господь использует обряд, употреблявшийся в древности, в том числе, и у язычников. Два человека, заключавших союз, рассекали надвое животных и проходили между рассеченными частями. Это означало, что, хотя мы и удалились друг от друга, но мы остаемся единодушными, подобно, как и эти рассеченные части животного составляли одно тело и имели одну жизнь. Такой обряд существовал у халдеев, у македонян и у греков. У греков союзники проходили, при этом, между рассеченными частями животного с факелами. Подобное происходит между Авраамом и Богом. С одной стороны – Авраам и, таинственно, все его потомство: князья Иудейские и князья Иерусалимские, евнухи и священники, и весь народ земли обетованной, земли Израиля ( Иер. 34:18–19 ), а с другой стороны – дым, как бы, из печи и пламя огня от Господа проходят между рассеченными частями жертвенных животных. Таков священный завет-союз Бога с Авраамом и его потомством.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Авраам призывал Единого Бога, он обращался к Нему, как к Богу, к Эль Шаддаю, но он не знал Его имени. Незримое Присутствие и Божественный Страх были ведомы Исааку. Бога он знал, как Бога отца своего Авраама. И Бог, являясь ему, говорил: Я Бог Авраама, отца твоего ( Быт. 26:24 ). Но как имя Его?.. Иаков получает от Боровшегося с ним другое имя – Израиль, и имеет великое дерзновение, борется с Борющимся с ним. Боровшийся дал ему имя – спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твое. И Он сказал: на что спрашиваешь о имени Моем?., и далее молчание. Семьдесят толковников добавляют еще: оно, имя Неименуемого, чудно ( Быт. 32:29 ). Осталась тайна. А Бога так и именовали: Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Но кто Он? Каково Его имя?.. У горящего куста пастух сопротивляется Говорящему, не решается принять великое поручение, ищет, как бы уклониться. И сказал Моисей Богу [Элогиму]: вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог [Элогим] отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? Бог [Элогим] сказал Моисею: Я Тот, кто Я есть [ , эхиех ашер эхиех]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Я есть [, Эхиех ] послал меня к вам. И сказал еще Бог [Элогим] Моисею: так скажи сынам Израилевым: Ягве [], Бог [Элогу] отцов ваших, Бог [Элогу] Авраама, Бог [Элогу] Исаака и Бог [Элогу] Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род ( Исх. 3:13–15 ). Попытку Моисея уклониться от призвания Божия посредством того, что он не знает имени Говорящего, и народ может ему не поверить, что он послан Богом отцов их, Господь обращает в откровение великой тайны Своего имени. Имя мужа сообщается жене. В европейском обычае жена, выходя замуж, принимает фамилию мужа. У немцев в еще недавнем прошлом существовал обычай обращения к женщине по имени и фамилии мужа. Например: Frau David Klassen. При этом имя и фамилия мужа даже сохранялось в именительном падеже, т.е. можно было говорить о жене (даме) Давид Классен! И это не просто родовая патриархальность. В браке жена возвращается мужу и принимает его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Автору сих «Экзегетических этюдов» пришлось сопережить такое событие. В конце сентября 1990-го года я крестил двух рабов Божиих в Монастырском озере близ Енисейска. Было прохладно, а во время погружения крещаемых бил град с неба. Когда, выйдя из воды, с новокрещенными мы подымались крутым обрывистым берегом, выглянуло приветливо осеннее солнце, под лучами которого и запечатлены были они даром Духа Святого. Потом на мотоцикле поехали в город. Потом один из новокрещенных, рассказывал как только вышли из воды и далее все время, даже когда мчались с ветром на мотоцикле, изнутри пел голос: «Сын Мой еси ты, Азъ днесь родих тя». Добавлю – сын по благодати. 5.5. Мессианское царство мира. Das Friedensreich Глас Божий и поразительные видения, внезапно настигавшие избранников Израиля, пробуждали пророка за пророком. Их пророческому взору открывалась картина грядущего царства мира на земле, что так удачно выражено немецким словом Friedensreich. Ореол загадки и тайны неизменно сопутствовал этим видениям, видениям, точному толкованию с позиций формальной логики явно недоступным. О горе Ягве и имеющем наступить состоянии мира на земле возвещали два иудейских пророка-современника Исаия и Михей в середине VIII в. до Р.Х. Неизвестно, кто из них первым произнес это пророчество, или они оба основывались на одном древнем пророчестве, бывшем до них. Вот весть пророка Исаии: И будет в последние дни, гора дома Ягве будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Ягве, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Ягве – из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать ( Ис. 2:1–4 ). Это же пророчество о горе Ягве и о мире дословно приведено у пророка Михея (4:1–4). Только Михей добавляет к этим словам еще слово о виноградной лозе и о смоковнице:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Апостол Павел в Послании к Евреям перечисляет живших в вере праведников Ветхого Завета. Сказав о праотцах и судьях, о Моисее, он дальше говорит о Самуиле и (других) пророках ( Евр. 11:32 ). Итак, Самуил – ключевая и изначальная личность в истории пророчеств. Кстати, можно обратить внимание на то, что по имени апостол Павел называет только Самуила, остальные – это другие пророки, те, кто с ним и за ним. Об исключительном значении пророка Самуила говорится в псалме Давидовом: Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Ягве, и Он внимал им... Ягве, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их ( Пс. 98:6–8 ). Самуил ставится псалмопевцем наряду с Моисеем и Аароном. Эти трое являются особыми и исключительными предстателями за израильский народ пред Богом, они на некоей недосягаемой для других высоте пред Богом Израиля. Почему именно эти трое? Разве не было других великих и праведных в Израиле? На этот вопрос отвечает св. Иоанн Златоуст : «Поэтому-то, упомянув о Моисее, как законодателе, об Аароне, как первосвященнике, и о Самуиле, как первом из пророков, которые были святыми, псалмопевец говорит, однако, что они призывали имя Божие и если что делали, то делали не своею собственною силою, а силою Призываемого [Христа-Господа. – Г.Ф.]» Spuria, на Пс. 98 ]. Моисей как законодатель, Аарон как первый архиерей, первосвященник, Самуил как «первый из пророков». Можно еще так сказать: В храме пред Богом стоят священники и сонм призывающих имя Господне. Моисей предстоит как строитель всего этого действа, священство возглавляется Аароном, а сонм призывающего Ягве народа – Самуилом. Накануне катастрофы Иудейского царства пророк Иеремия пытается заступиться пред Богом за свой согрешивший народ. Но Божья воля иная: И сказал мне Ягве: Ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом, и голодом, и моровою язвою истреблю их ( Иер. 14:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010