Уборочный плач (Что делать, когда девочка четырех лет на просьбы убрать за собой игрушки начинает громко рыдать?). Отвечает протоиерей Александр Рябков , клирик храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского (Санкт-Петербург)//Фома. - – январь 2009. – С.48. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Вопрос – ответ »). Юридическая консультация: У нас многодетная семья – шестеро детей, а работает на госпредприятии один муж. Почему подоходный налог с него берут, как и со всех? Отвечает юрист Александр Морозов //Фома. - – январь 2009. – С.48. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Юридическая консультация »).    Полезные сети: Читателям советуют посетить сайт www.realove.ru ,  где с молодежью трезво обсуждаются любовные и семейные отношения, публикуются ответы на вопросы, интересующие людей всех возрастов, размещаются консультации психологов и юристов//Фома. - – январь 2009. – С.48. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Полезные сети »). Между Новым годом и Рождеством //Фома. - – январь 2009. – С.49. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет »). О том, как в православных семьях отмечают Новый Год и Рождество. Материал включает две подрубрики: Опыт: Новогодняя молитва. Рассказывает Ольга Лукьянова , супруга диакона и многодетная мама, Санкт-Петербург//Фома. - – январь 2009. – С.49. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Опыт »). День тишины /Илья Истомин , предприниматель, отец двоих детей, Москва//Фома. - – январь 2009. – С.49. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Опыт »). Домашний спектакль /Рассказывает Екатерина Голубева , журналист, мама троих детей, Санкт-Петербург//Фома. - – январь 2009. – С.49. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Опыт »). Советы батюшки: Как сделать, чтобы дети ценили и любили Рождество  больше, чем Новый год? На вопрос отвечает священник Андрей Ковальчук , клирик храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского, Санкт-Петербург//Фома. - – январь 2009. – С.49. – (раздел « Люди », рубрика « Семейный совет », подрубрика « Советы батюшки »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-69-y...

«Начиная с Иерусалима». Иерусалим, как столица теократии, должен быть точкой отправления для проповеди о Христе (ср. Ис.2:3, 40:9 ; Деян.1:8 ). «Свидетели сему» (стих 48), т.е. всему, соделанному Христом, и свидетели Его страданий, смерти и воскресения. «И» се, «Я пошлю» (стих 49) – точнее: «и вот Я посылаю» (настоящее время ποστλλω обозначает событие, которое должно совершиться в самом скором времени). «Обетование Отца Моего на вас», т.е. что обещал Мой Отец через пророков, именно, излияние Святого Духа ( Иоил.2:28 и сл.; Ис.44:1 сл.; Иез.36:27 ; ср. Деян.2:16 и сл.). «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме». Если 49-й стих соединять с предшествующей речью Христа, то выходит, что апостолы не должны были оставлять Иерусалима до сошествия на них Святого Духа. Так как в таком случае вовсе устраняются явления Христа, бывшие в Галилее, о которых сообщают евангелисты Матфей и Иоанн, то некоторые толкователи видели здесь начало описания последнего явления Христа ученикам, бывшего в день вознесения. Таким образом, между 48-м и 49-м стихами полагают промежуток в 40 дней. Ввиду того, что иного способа соглашения евангельских повествований не находится – другие способы примирения не заслуживают доверия, – остается принять именно такое предположение, что с 49-го стиха начинается описание последнего явления Христа апостолам. Значит, евангелист Лука в своем Евангелии описывает только два явления Христа апостолам: первое – в день воскресения (стихи 36–48) и последнее – в день вознесения (стихи 49–51). «Доколе не облечетесь силою свыше». Образ облечения указывает на снаряжение в путь, может быть, воина, надевающего свое вооружение: апостолы – тоже воины Христовы! «Сила свыше» – благодать Святого Духа, которая и есть новая сила, получаемая через Святого Духа (ср. Деян.1:8 ; Лк.1:35 ). Лк.24:50 .  И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. Лк.24:51 .  И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Лк.24:52 .  Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прежнее и новое 2 части кн. пр. Исайи Одним из главных предметов пророчеств второй части кн. Исайи является освобождение евреев из вавилонского плена. Дело недалекого будущего (50:4), созерцаемое пророком в качестве события совершающегося (49:18; 52:8 – 9; 60: 4), оно казалось его современникам настолько сомнительным, что они не допускали возможности избавления и не доверяли предсказанию о нем. В виду этого для приближения своего пророчества к сознанию слушателей пророку пришлось устранять препятствующие его усвоению сомнения. По понятиям современников пророка, освобождение из плена невозможно в виду забвения, оставления Богом своего народа и несокрушимого могущества вавилонян. «Путь мой сокрыт от Господа, говорили они, и дело мое забыто у Бога моего» (40:27); «оставил меня Господь, и Бог забыл меня» (49:14). «Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?» (49:24) 1 . В противовес подобным заявлениям пророк указывает на ручающуюся за избавление нерасторжимость завета Ягве с народом и на не допускающую возможности забвения любовь Божию. «Где разводное письмо» вашей матери, с которым Я отпустил ее?» спрашивает Господь, или которому из Моих заимодавцев Я продал Вас?» (50:1). «На малое время Я оставил тебя, но с великою милостию восприму тебя» (54:7). «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего»? Но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя. Вот Я начертал тебя на дланях Моих, стены твои всегда предо Мною. Сыновья твои поспешат к тебе, а разорители и опустошители твои уйдут от тебя» (49:15–17). Не может служить препятствием к освобождению и могущество вавилонян, так как избавителем Израиля является всемогущий Господь: «да! и плененные будут отняты, и добыча тиранна будет избавлена, потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу» (49:25). Считая освобождение из плена невозможным, современники пророка не доверяли и предсказанию о нем (43:19). Отрицательное отношение к последнему поддерживалось их языческим образом мыслей, глубокою уверенностью в истинности языческих богов, но не Ягве (гл. 40 и д). В виду этого, чтобы рассеять недоверие современников к своим предсказаниям, пророк доказывает истинность Ягве и ложность языческих богов. Выяснению данного положения посвящен между прочим отдел 41:21 – 42:9.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Кроме того, у Сираха перечисляются пророческие книги согласно с нынешним расположением их в еврейском каноне: Исайя ( Сир.48:25–28 ), Иеремия, Иезекииль и 12 малых пророков, соединенных в одну книгу (49:8–12). Такое расположение пророческих книг, с пропуском Даниила и с соединением 12 малых пророков в одну книгу, находится и ныне в еврейском каноне. – Затем, из более внимательного анализа книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, видно, что автор ее имел в руках и знал все Священные ветхозаветные книги, как древние, так и позднейшие. Достаточно прочесть гимн Сираха великим древним мужам, основанный на всех ветхозаветных – законоположительных, исторических, учительных и пророческих – книгах (44–49 гл.), чтобы непререкаемо убедиться в этом. Цитат из более древних книг не будем в частности и приводить, так как в знакомстве с ними Сираха и сомнения не может быть. Из позднейших же, послепленных книг, достаточно указать на следующие места: о Давиде Сирах говорит словами книги Паралипоменон ( Сир.47:9–12 ­­ 1Пар.24–26 глл.), об Ездре и Неемии словами книг их имени ( Сир.49:13–15 ), Зоровавель называется, согласно словам пророка Аггея, «перстнем на руке Господней» ( Сир.49 ­­ Агг.2:23 ); согласно пророку Малахии, Сирах ожидает пришествия пророка Илии для обращения сердец отцев к детям ( Сир.48 ­­ Мал.4:5–6 ). Таким образом, ко времени Сираха несомненно и послепленные писания существовали уже в Священном кодексе. – На книги, заключающиеся в этом кодексе, Сирах смотрел, как на завет Вышнего (28:8), источник мудрости (24:18) и даже жизни человеческой (17, 12; 24, 23), как на мудрость, исходящую от Бога (44:2–5). От исполнения заключающихся в них правил жизни зависело, по взгляду его, благополучие еврейского народа (44–49 глл.). Очевидно, древний, не раз подтвержденный нами, взгляд на ветхозаветные книги, как на Священные писания, и при Сирахе оставался, неизменным. Таковы свидетельства о ветхозаветном каноне из начала III-ro в. до Р.Х. – времени происхождения книги Премудрости Сираха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ничто так не делает имени человека бессмертным, как добродетель. Это доказывают мученики, доказывают останки апостолов, доказывает память живущих добродетельно (свт. Иоанн Златоуст , 48, 242). слава остается славою дома или, лучше сказать, не остается, а разрушается вместе с домом, и не приносит никакой пользы живущему в нем, потому что была не его славою (свт. Иоанн Златоуст , 48, 251). Кто хочет, чтобы все говорили о нем хорошо, тот часто губит свою душу, питая любовь к славе человеческой, оказывая услуги людям в том, в чем не должно, угождая в том, в чем не следует, чтобы купить себе их расположенность (свт. Иоанн Златоуст , 48, 269). Источник. Высоким делают человека не кони, везущие колесницу, а высота добродетели, возносящая до сводов небесных. Если увидишь другого , сидящего на коне, сопровождаемого множеством жезлоносцев, разгоняющих перед ним народ на площади, не ублажай и его за это, но наперед узнай его душу и тогда составляй о нем мнение, соответственное ее качествам (свт. Иоанн Златоуст , 48, 576). ...Слава человека – правая вера, ревность по Боге, любовь, кротость, смирение, усердие в молитвах, любомудрие милостыни, целомудрие, умеренность и все прочие виды добродетели (свт. Иоанн Златоуст , 48, 576). Источник. ...Если хвастовство не дозволительно упражняющимся в добродетели, то насколько больше оно не дозволительно для уклоняющихся от добродетелей (свт. Иоанн Златоуст , 49, 124). Источник. Не обращай внимания на плотскую славу, но думай о будущем бедственности их; чем славнее она является теперь, тем жалче будет впоследствии, когда в один миг времени отпадет величие ее (свт. Иоанн Златоуст , 49, 219). Источник. Не только должно искать славы, но так же должно принимать и бесчестие, из которого происходит слава (свт. Иоанн Златоуст , 49, 321). Если кто приобретает имя через бурные дела, то память о таковом погибнет вследствие забвения о злых делах (свт. Иоанн Златоуст , 49, 341). Какую принесут пользу умершему украшенные здания? Хотя бы много говорили: этот дворец или эта гробница принадлежит такому-то, однако в этом нет никакой пользы, а даже великий вред. Такой (человек) подвергается обвинению как скупой, неимущий, малодушный, хищник, грабивший сирот и вдов, чтобы соорудить себе гробницу или поставить памятник. А этот памятник стоит как бесполезное изобретение, являясь обвинителем зла его самого, памятником о его преступлениях. Даже те, которые охотно пожалели бы умершего, теперь не пожалеют; он сделал не иное что, как оставил для живых бессмертное обвинение, оставив памятник, бесполезный для имени и славы (свт. Иоанн Златоуст , 49, 341).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

49). 49. Удостоверясь таким образом, что и намерение его решительно, и отрешение от всего полно, и любовь в Бо­жественному сильна, и что препятствий никаких нет,— что следовательно, можно принять его в обитель, рассказывали ему затем о всех порядках монастырских, как держать себя в доме, в церкви, в трапезе, и какие несут, послушания, чтоб наперед знал, что встретит внутри. При этом, вероятно, осведомлялись и о том, знает ли он какое мастерство из уместных в обители, и если не знает, к какому более способен и склонен (п. 49). 50. После сего снимали с него мирские одежды и обле­кали в иноческие и поручали вратарю ввести его в собраните братий во время молитвы (п. 49). Введши в собрание, вратарь поставлял его на определенном месте, откуда брал его смотритель дома, в котором ему назначено жить и ставил на место, которое он всегда уже должен был зани­мать среди братий того дома (п. 1). Блаж. Иероним в предисловии замечает, что кто первым поступил в дом, тот уже всегда и был первым, и дома, и в церкви, и в тра­пезе, и в пути; след., кто поступал последним тот и стоял всегда последним. В этом отношении не брались во внимание ни лета, ни звание (мирское). Св. Кассиан говорит (кн. 4, и. 5), что облачение в иноческие одежды совершалось в церк­ви среди братий Аввою монастыря. Может быть, так, было в других монастырях, или ко времени св. Кассиана и в Тавеннисиотских так стали делать. 51. Мирские одежды отдаваемы были эконому, который вносил их в рухлядную. С ними потом поступали, как угодно было Авве монастыря (н: 49). Св. Кассиан дополняет, что одежды сии берегли, пока принятый окончательно уста­новится в иноческой жизни; после чего отдавали их бедным; если же он оказывался негожим почему либо, то одевали его опять в мирские одежды и изгоняли его вон (кн. 4, п. 6). 52. Св. Кассиан говорит также, что новопоступивший не мог удержать при себе ничего из прежнего имения сво­его, даже ни на одну полушку. И в монастырь ничего от него не брали, чтоб не гордился пред другими, ничего не внесшими, и чтоб, когда придется выгнать его вон, не стал он судом требовать внесенного назад: что не могло обойтись без неприятностей, когда внесенное уже затрачено на нужды монастыря (кн. 4, п. 3. 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

Подробнее см.: Жизненный путь архиепископа Вашингтонского и Аляскинского Антонина (Покровского), его личные воспоминания и переписка/Авт.-сост. архим. Павел (Фокин). М., 2007. С. 113, 185, 290. Подробнее см.: Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1925 – 1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2011. С. 225 – 226. Акт 3-й Архиерейского Совещания 11.09.1933 г. (Копия документа, хранящегося в Архиве Православной Церкви в Америке, предоставлена автору директором департамента истории и архивов Православной Церкви в Америке А.П. Либеровским). Русская Православная Церковь в Северной Америке. Историческая справка. Джорданвилль. 1954 (на обложке указан 1955). С. 98 – 99. Русско-Американский Православный вестник. 1967. 2. С. 20 – 21; Ириней, митр. Письмо Патр. Алексию 3.01.1967//Архив ОВЦС. Д. 49 «Русский Заграничный церковный раскол». П. «1968». Л. 8, 9. Никодим, митр. Резолюция на письме прот. И. Мейендорфа от 3.01.1968//Архив ОВЦС. Д. 49 «Русский Заграничный церковный раскол». П. «1968». Л. 2. Гуревич А. Опыт создания временной самостоятельной архиепископии Православной Церкви Франции и Западной Европы: уроки истории//Проблемы истории Русского зарубежья: материалы и исследования. М., 2008. Вып. 2. С. 137 – 138. Митрополит Никодим и всеправославное единство. СПб., 2008. С. 24 – 25. См. также: Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1939 – 1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015. С. 285 – 286. Гуревич А. Опыт создания временной самостоятельной архиепископии Православной Церкви Франции и Западной Европы. С. 135 – 137. Никодим, митр. Американская православная митрополия//Архив ОВЦС. Д. 49 «Русский Заграничный церковный раскол». П. «1969». Л. 12. Orthodox America 1794 – 1976. Development of the Orthodox Church in America. New-York. 1975. С. 263 Мейендорф И., прот. Письмо от 22.09.1968//Архив ОВЦС. Д. 49 «Русский Заграничный церковный раскол». П. «1968». Л. 14. Подробнее см.: Л.Н. Парийский о церковной ситуации в Америке в середине 1940-х гг. /Публ. А.А. Кострюкова//Вестник ПСТГУ. II. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 6 (49). С. 65 – 118.

http://bogoslov.ru/article/5067273

На С. 49 автор монографии указывает на некоторые разногласия в имеющейся информации о месте и времени принятия Фокой Коккиным монашеского пострига (см. табл. 3). Таблица 3 Сведения о месте и времени принятия монашеского пострига Фокой Коккиным Место пострига Время пострига Источник информации Монастырь Хортаит После завершения обучения, в возрасте ок. 20 лет (ок. 1320 г.) Последование свт. Филофею (см. в работе М. Митреа С. 49, строки 2–3). Возможные варианты: 1) Монастырь Ватопед на Афоне; 2) Монастырь Хортаит; 3) Стал послушником в Хортаите, а постриг принял в Ватопеде Прп. Савва Новый вернулся на Афон ок. 1328 г. и пришел в Ватопед. Свт. Филофей говорит, что пришел в Ватопед примерно в это же время, оставив совсем недавно мирскую суету, т.е. примерно в возрасте ок. 30 лет. Жития прпп. Саввы Нового и Германа (Марулиса) (см. в работе М. Митреа С. 49, строки 4–18). В итоге М. Митреа склоняется к тому, что Фока Коккин принял монашеский постриг ок. 30 лет или немного позже. Здесь автор ссылается на монографию Цендикопулоса, в которой тот доказывает принятие святителем монашества ок. 1328 г. (С. 49, прим. 127). В последних 4 строках на С. 49 говорится о малой вероятности того, что свт. Филофей стал монахом на Синае, как это предполагалось ранее 146 . В прим. 128 М. Митреа приводят ряд трудов, в которых информация о раннем пребывании на Синае и постриге там святителя была учеными проигнорирована по причине отсутствия доказательств. Также здесь приводится мнение из работы Солиньяк 147 , что это предположение о начале монашеской жизни на Синае может быть результатом путаницы свт. Филофея с Филофеем Синайским. С. 50–57 – Автор монографии продолжает реконструкцию жизни свт. Филофея. На указанных страницах рассматривается период жизни святителя до его епископской хиротонии в митрополита Ираклеи Фракийской. Отметим кратко, без научных обоснований, основные моменты жизни святителя, которые описывает М. Митреа в своей монографии: ¯ (С. 50) До 1328 г. – свт. Филофей жил сначала в Фессалонике, потом рядом с ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Если в каком либо месте нельзя будет найти священника, то некрещенных младенцев может крестить всякий, кто тут окажется налицо. Нет греха: крестит ли отец, или кто бы то ни был, лишь бы только был христианин. (Ап. 49, 50). Настоящее правило есть дополнение к 44-му правилу св. Никифора, причем оно подтверждает сказанное нами в толковании 49-го Апостольского правила о том, кто может, в случае острой нужды, крестить младенца, если нет священника. Правило 47. Не следует причащаться у священника, который не постится в среду и пяток, хотя бы он и казался православным, ибо быть в одном отношении благочестивым, а в другом оскверняться - не свято. (Ап. 69; Трул. 29, 56, 89; Гангр. 19; Лаод. 49, 50, 51, 52; Дионисия Алекс. 1; Петра Алекс. 15; Тимофея Алекс. 8, 10). Правило 48. Монахи, находящиеся в течение св. четыредесятницы на работах, могут вкусить в девятый час немного хлеба, а вечером - ужинать. Настоящим правилом св. Никифор дополняет свое предписание в 20-м правиле о постах св. Апостолов и Рождественском. Правило 49. Если случится, что в каком либо месте и пресвитер и диакон и чтец подпали извержению, а налицо окажется монах, то пусть он и благословляет трапезу. (Ап. 28; I Всел. 5; II Всел. 6; IV Всел. 29; Сердик. 14; Антиох. 4, 12, 15; Карф. 29, 65; Василия Вел. 88). Здесь разумеется монах (ο), не имеющий вовсе иерархической степени. Таковой монах не имеет, согласно правилам, права благословлять, как этого права не имеют также ни диакон, ни чтец, о которых упоминает правило, и если здесь сказано, что монах ευοε (благословляет), то это нужно понимать в смысле чтения предобеденных молитв, каковые может читать и благочестивый мирянин, а тем более тот, кто удостоился св. монашеского образа чрез молитвы и благословение церкви. Эти последние четыре (46-49) правила взяты из второго сборника правил св. Никифора, где, судя по нумерации некоторых этих правил в Афинской Синтагме, было гораздо большее их число (во всяком случае, не менее 66 правил), однако они в полном своем составе еще не напечатаны

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1334...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010