Уже из этой его разносторонности (при которой однако – заметим. – все стремления и помышления его были посвящены исключительно делу его высокого служения Христовой церкви), – из этой разносторонности можно видеть, как много должен был трудиться Митрополит Филарет. И, действительно, вся жизнь его была трудом непрестанным; его отдых состоял в перемене одного труда на другой. Он был неустанным тружеником и на литературном поприще. Библиофилы и библиографы, конечно, будут всегда помнить великого иерарха труженика, после которого осталась масса сочинений и произведений, притом переведенных на многие чужеземные языки. Как именно велико число его сочинений – мы теперь сказать еще не можем. Но приблизительное понятие о числе их можно составить по вычислению московской синодальной типографии, сделанному еще в 1867 г.: из нее одной только, по 1867 год, творений Преосв. Филарета вытребовано было православною русскою паствою более трех сот шестидесяти изданий, в числе более двух миллионов двух сот тысяч книг 6 . Да! Действительно бывают числа красноречивее слов! Но еще красноречивее и трогательнее и слов и чисел то свидетельство, что богомудрый писатель всех этих, книг за труд свой не взял себе никакой мзды, но туне пожертвовал все свои писания для большего удобства всех православных христиан русских. Труд писателя принесен в жертву всей Православной Церкви. А что за масса предметов, которых касался покойный иерарх в своих литературных трудах и на которые был обращен его ум! Богословие догматическое, нравственное, аскетика, еврейский язык, Священное Писание (текст и толкование), греческий библейский и отеческий язык, славянский библейский язык, русский библейский язык, патрология греческая и латинская, славянская и русская переводная, библейская история Ветхого и Нового Завета, библейская археология, география, церковное право, обще-вселенское, русское; русская история, археология, сравнительное богословие, русский раскол в научном и практическом отношении, литургика, наука о проповедничестве... И каких, каких предметов не коснулся всеобъемлющий ум Филарета?!... Религия и Философия, науки и художества, политика и законодательство, магнетизм и столокружение, апокалипсис и спириты, литература и искусство, история и анекдоты, мистицизм и квакеры, вопрос о судьбе братьев наших славян и вопрос об участии женщин в общественных делах вопрос бракоразводный, вопрос о веротерпимости и свободе совести... Все, все занимало ум великого человека и обо всем почти он оставил свои замечания, если не заключенные в письмени – в его творениях, – то сохраненные преданием. Можно только изумляться и чувствовать всю громадность задачи, которую дает Филарет ученой России, и духовной, и светской, – а также приблизительно реально представить себе, что это за великий человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А потому его требование о разделении двух властей может относиться только к одним протестантским исповеданиям. Книга была бы гораздо яснее, если б автор с самого начала определил границы своей мысли. Однако ж и между протестантскими исповеданиями надобно также различить. Если, наприм., английскую церковь считать в числе протестантских, то очевидно, что к ней не может относиться требуемая автором неприкосновенность светской и духовной власти. Ибо, как прямое произведение власти светской, церковь английская при разъединении властей должна сама распасться на свои составные части и, следовательно, уничтожиться. Реформаты тоже, не могли бы (по крайней мере при начале своем) следовать увещанию Vinet, ибо, по учению Кальвина, самое государство должно происходить из церкви и ею устраиваться. Но историческая мельница оттерла эту часть догмата от реформатства, и потому для этой секты вопрос об отношении к светской власти еще может почитаться нерешенным. Квакеры прямо и чисто не признают государства вне себя и над собою и по догмату своему не [могут составлять часть аудитории Vinet. Гернгутеры хотя и не во враждебном отношении к государству находятся, однако же внутри другого политического общества составляют не только общество церковное, но и гражданское, с особыми устройствами взаимных отношений. Следовательно и они, если бы составляли народ отдельно существующий, непременно образовали бы государство, прямо из церкви исходящее и с церковным устройством одно составляющее. Потому и к ним слово Vinet относиться не может. Но, поставив церковь в одинаковых правах с государством в догмате, они в действительности тотчас же подчинили устройство духовное покровительству и надзору, и распоряжению и даже управлению светской власти. Но так как это учение церкви для лютеран не догмат, а закореневший исторический факт, то требование Vinet может собственно к ним относиться; ибо Vinet не хочет, вероятно, изменять вероисповеданий, он хочет только исправить понятия некоторых об одном постороннем предмете сомнительного свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

St. Cyprien ne regarde pas l’ vque de Rome seulement comme chef de l’ glise, mais comme un chef, dont l’ abandon est la sourse de tous les schismes et de toutes les hrsies (De unitat.). Rome, dit il encore, est la chaire de St. Pierre, la source de l’ unit sacerdotale. Elle ast non seulement la plus honorable, elle est encore celle qu’ on ne peut abandonner sans abandonner la St. Eglise (ep. 42, 45, 54) . Сказано ли епископу Антиохийскому: ты глава Церкви? Сказано ли: отделение (l’ abandon), отпадение от твоего престола есть отпадение от Св[ятой] Церкви? Не сказано: а потому Церковь Антиохийская не равна Церкви Римской и отделение от сей последней ведет к ереси и, следовательно, к пагубе вечной. Так должно заключить. Или решиться не верить св[ятому] Киприану, св[ятому] Иерониму, св[ятому] Кириллу Александрийскому, св[ятому] Феодору Студиту, св[ятому] Амвросию Медиоланскому, св[ятому] Иринею и многим другим святым. Впрочем, не должно никогда забывать слов Спасителя: кто не слушает (не повинуется) Церкви, тот хуже мытаря и язычника, то есть хуже идолопоклонника. Но как же повиноваться Церкви, когда не видим наместника Иисуса Христа, преемника св[ятого] Петра? И лютеране, и кальвинисты, и гернгутеры , и анабаптисты, и квакеры имеют свою Церковь. 2-й ответ В продолжение доставляемых мне выписок в пользу Римской Церкви , которые от славянских книг обратились уже к иноязычным, под грозным положением, что вне Римской Церкви нет спасения, читаю следующее доказательство: «Св[ятой] Киприан взирает на епископа Римского не токмо как на главу Церкви, но как на такого главу, которого оставление есть источник всех расколов и всех ересей» (De unitat.). Книга De unitate Ecclesiae, «О единстве Церкви», довольно хорошо избрана для посредничества в споре. Ибо нынешнему последователю римского исповедания невозможно при рассуждении о единстве Церкви умолчать о папе и о Римской Церкви . Сии предметы неразлучны в его понятии о Церкви и составляют один. Кто, говоря о единстве Церкви, составит сие понятие без понятия о папе и Римской Церкви , тому ее нынешние защитники тотчас объявят, что ему нет спасения .

http://pravoslavie.ru/2408.html

В интересах терпимости, Томазий научно защищал брак лютеранского принца с реформатскою принцессой против лютеранских теологов. Подобно другим натуралистам Томазий учит, что образованию государства предшествовало естественное состояние. В естественном состоянии люди обладали прирожденною свободою с общением имуществ. Государство возникает в силу двойного договора (unionis и subjoctionis) и имеет своей задачей охранять внешний мир, необходимый для счастья людей, не распространяя своей принудительной власти на внутреннюю, нравственную и религиозную область. Но Томазий еще менее, чем Пуфендорф, связывает с религиозной свободой возможность образования религиозных обществ. Внутренний индивидуальный мир остается непри- косновенным для юридического принуждения, но для религии вовсе не требуется, по мнению Томазия, соединения многих людей. Никто не спасется вследствие того только, что многие единомышленны с ним в религии. Бог хочет, чтобы всякий человек, сам за себя, исполнял свои обязанности в отношении к Нему, причем множественность исполняющих свои обязанности не имеет значения: каждый отдельный слуга не будет лучше исполнять свои обязанности в отношении к господину вследствие того, что таких слуг много. Мысль, что в общении индивидуальные силы расширяются и что соединенными силами можно достигать того, чего индивидуальными силами нельзя достигнуть, совершенно незнакома Томазию. Ограничивая задачу государственной власти охранением внешнего мира, он понимает этоть внешний мир так широко, что не оставляет никакого места для корпоративных или автономных прав. Квакеры учат, говорит он, что форма церковного правительства должна быть демократическая, и что всякий, по наитию Св. Духа, может повелевать, епископалисты говорят другое, паписты – опять другое, и, собственно говоря, спорят о том, какой цвет имеют звуки, извлекаемые из музыкального инструмента, т. е. ведут нелепый спор, не желая понимат, что правительство принадлежит государю. Страх Божий есть основание всех добродетелей и вместе с тем основа внешнего мира, охраняемого го- сударем; следовательно. не кто-либо иной, а государь имеет право поставлять учителей, которые бы учили людей обязанностям в от- ношении к Богу, и, напротив, не допускать учений, потрясающих государство, в роде католического учения, что государя можно убить, если он принадлежит к другой религии (очевидно, имеются в виду иезуиты-монархомахи). Государь, говорят, не может назначать священников, но почему же он может назначать судью или профессора философии? Священники, говорят, – рабы Христовы, а не рабы государя: пустая отговорка! и профессора философии – рабы не государя, а Аристотеля (servi Aristotelici). В своем радикализме Томазий доходит до отрицания всякой церковной дисциплины, полагая, что церковь есть не что иное, как школа, состоящая из учителей и вольпоприходящих слушателей, и до совета государям отменить тайную исповедь, которая, как и весь cultus externus, не основана на Божественном предписании. § 44. Джон Локк

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Своей работой в университете я очень доволен. Стараюсь приобщить протестантскую молодежь к изучению святых отцов. В этом году меня звали беседовать в студенческие кружки — лютеране, епископалы и квакеры. Недавно служил и проповедовал в албанской церкви (Константинопольской юрисдикции). Пишите и молитесь о нас. С братским целованием и любовью Ваш Георгий Флоровский Письмо 17 О переезде в Англию. Об организации повседневной жизни. Трудности из-за нехватки времени на всех. О текущих делах The Old Rcclory (Essex, England), 6 мая 1959 г. ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ГОСПОДв! Дорогой и глубокочтимый отец Георгий! Был глубоко обрадован Вашим пасхальным приветом, который я получил уже здесь, в Англии. Вы, ясно, понимаете, что совершить на старости лет такой переезд, начать новую жизнь в новой стране, где мне все неизвестно, языка которой я совсем не понимаю, — не легко и не просто. Мы, то есть я и те, что со мною, мы сразу погрузились в пучину работы. Надо сделать чрезвычайно многое, чтобы наладить жизнь. Больших усилий стоила наша маленькая церковь внутри дома. Главную ее часть мы закончили (приблизительно) к пятнице перед Лазаревой субботой, и службы Страстной недели и Пасхальной совершали и совершаем в ней. Для нас это большой успех. Слава Богу. Кроме того, необходимо было организовать повседневную жизнь: «кухню», огород, отопление, уборку дома, приведение в порядок комнат наших, уборку сада и прочее без конца. Все мы работали действительно до упаду. Спать мне приходилось нередко не более четырех часов в сутки. Люди, наивные часто, стремились сразу же после нашего приезда (о котором написано было во многих журналах и даже говорили по радио в отделе внутренних известий) ехать к нам с визитами, с желанием видеть наши богослужения, устройство нашей «аскетической» жизни, наши «уставы», «порядки» и все тому подобное. Писали нам письма, ждали от нас нетерпеливо ответов, терзали нас всем этим. Я написал около двухсот писем за эти два месяца, но не погасил тем недовольства нами. Многие обижены моим невниманием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=186...

Гейдельберг — германский университетский город в Бадене. Гейдельбергский университет, основанный в 1386 году, старейший в Германии; в XIX веке он являлся одним из ведущих высших учебных заведений. 149 Бонн — город в западной Германии, славившийся своим университетом, основанным в 1777 году. В 1835–1836 годы здесь учился Карл Маркс. 150 …подружился здесь с Оскаром Бекером, сделавшим себе впоследствии такую печальную известность. — Беккер, Оскар (1839–1868) — сын археолога В. В. Беккера, директора одесского лицея. В 1856–1858 годах учился в гимназии в Дрездене, в 1859 — слушал лекции в Лейпцигском университете. 14 июля 1861 года в Баден-Бадене совершил покушение на Вильгельма I, будучи убежденным в неспособности прусского короля объединить Германию. Приговорен к двадцатилетнему тюремному заключению, но в 1866 году был помилован и изгнан из Германии. 151 …Иосиф Коляр…— Очевидно, имеется в виду Колар, Ян-Юрий (ум. в 1896) — чешский актер, драматург, поэт, беллетрист и переводчик. 152 …рекомендовал сына… своему русскому знакомому…— Речь идет о Герцене (ср. стр. 276). 153 «Макассар» (англ.) — накидка на спинку кресла. 154 Он был в семьях квакеров и ирвингитов. — Квакеры (от англ. quakers, буквально «трепещущие») — христианская протестантская секта в Англии, последователи которой получили это прозвище от характерных движений, которыми они сопровождали выражение своих религиозных чувств. Ирвингиты — сторонники христианской секты, созданной в Англии пастором Эдуардом Ирвингом, пытавшимся в своей общине воспроизвести в точности «апостольскую» церковь по библии, со всеми ее чинами: ангелами, пророками, апостолами и т. д. 155 …обвертел себя листами русской лондонской печати… — Имеются в виду издания Вольной русской типографии Герцена, тайно доставлявшиеся в Россию. 156 …в России каждую минуту могла вспыхнуть революция…— Лесков приурочивает приезд Райнера в Петербург к весне 1860 года, когда в России сложилась революционная ситуация (1859–1861). 157 «Юлия, или подземелья замка Мадзини» и все картинные ужасы эффектных романов леди Редклиф…— Речь идет о произведениях английской писательницы Анны Радклиф (1764–1823), одной из создательниц романа ужасов и тайн. Ее «Сицилийский роман» (1790) во французском переводе получил вымышленное название — «Юлия, или Подземелье замка Мадзини» (1798). Этот роман в русском переводе с французского языка неоднократно издавался в России (М., 1802; М., 1819). 158

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

К сожалению, в середине 11-го столетия Римско-католическая церковь отпала от единства Церкви Христовой. Причиной отпада была претензия римских епископов на главенство в Церкви и свою непогрешимость. Со временем Римско-католическая церковь внесением новых догматов (об исхождении Святого Духа и от Сына, о чистилище и других) отошла от чистоты христианского учения. Злоупотребления индульгенциями и властолюбие Римских епископов породили в Европе протестантское движение, от которого ведут свое начало современные секты: лютеране, баптисты, квакеры, мормоны, пятидесятники, адвентисты и другие. Религиозный хаос, созданный этими сектами, подготовил почву для возникновения в наше время большого количества всевозможных культов, явно нехристианского характера. О появлении перед концом мира большого количества лжепророков и странных религий предсказывали Господь Иисус Христос и Его апостолы (смотри нашу брошюру «Учение Священного Писания о Церкви»). Непредубежденный человек, знакомясь с историей христианства, не может не прийти к заключению, что только Православная Церковь непрерывно восходит к Церкви первых веков. Она сохранила чистоту ее учения и благодатное апостольское преемство. Своей Церкви Господь поручил не придумывать новые учения, не приспосабливаться к обычаям мира, но спасать людей данными ей благодатью и истиной. Передать эти сокровища будущим поколениям является важной задачей Церкви. До революции в России, Русская Православная Церковь , будучи частью единой святой, соборной и апостольской Церкви, была многолюдна и мощна. Но монолитному единству русского народа и Русской Церкви были нанесены тяжелые удары сектантством, нигилизмом, западными революционными идеями и, наконец, – воинствующим атеизмом. Сейчас время восстанавливать разрушенное и залечивать раны. Православие учит, что жизнь надо строить на принципе Христовой любви. «Тогда все узнают, что вы – Мои ученики», – сказал Христос, – «когда будете иметь любовь между собой». В частной жизни Православие призывает человека воздерживаться от грехов, жить по Заповедям Божиим и нравственно совершенствоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

в 9 общинах. Движение святости представлено в И. Церковью Назарянина (7 общин, 500 чел.) и Христианским миссионерским альянсом (6 общин, 500 чел.). Пятидесятники в И. представлены организациями Ассамблеи Бога (17 общин, ок. 2 тыс. чел.) и Церковь Бога с центром в Кливленде (1 община, ок. 200 чел.). Адвентисты седьмого дня (АСД) имеют в И. 10 общин в составе т. н. Восточносредиземноморского отделения Объединенной ближневосточной миссии Трансъевропейского дивизиона АСД. Общее количество адептов ок. 500 чел. Помимо этого в стране ведет работу ряд мелких протестантских групп (пресвитериане, квакеры , Свидетели Иеговы , мормоны ), общая численность которых составляет, по разным подсчетам, от 1 до 2 тыс. чел. Ислам являющийся гос. религией страны, исповедует подавляющее большинство жителей И. 98% из них сунниты шафиитского толка; ок. 2% - шииты-имамиты, преимущественно выходцы из Ирака. Общее количество мусульман составляет 6 млн. 20 тыс. чел. Друзы этноконфессиональная общность, сформировавшаяся в нач. XI в. в среде егип. шиитов- исмаилитов (см. ст. друзы ); компактно проживают в сев. части страны на границе с Сирией. Общая численность друзов ок. 15 тыс. чел. Новые религиозные движения представлены адептами Бахаизма, численность к-рых составляет ок. 17 тыс. чел. Э. Небольсин История Древнейшие следы деятельности человека на территории И. относятся к палеолиту. Поселение Бейда в Вади-эль-Араба (1-я пол. 7 тыс. до Р. Х.) относят к тахунийской культуре докерамического неолита Палестины. Керамический неолит представлен ярмукской культурой (5500-4000 гг. до Р. Х.), существовавшей между р. Ярмук, Тивериадским оз. и Голанами. Характерная черта этой культуры - развитое изобразительное искусство, связанное с культом плодородия. К наиболее известной группе памятников т. н. палестинского энеолита относится гхассульская культура (4300-3300 гг. до Р. Х.), развивавшаяся в горах на сев.-вост. побережье Мёртвого м. Археологами изучен ряд земледельческих поселений, принадлежавших к этой культуре: для них характерно наличие высококачественной керамики сложных форм и изделий из меди, к-рую добывали в 100 км к югу, в долине Тимна около зал.

http://pravenc.ru/text/578380.html

К числу их относится закон равного воздаяния. Христос его не отменил, – а только потребовал от своих последователей, чтобы они готовы были больше терпеть обиды, чем взыскивать за них. Даже заповедь Христова о любви ко врагам отнюдь не идет вразрез с законом Моисеевым. У Моисея нет заповеди о ненависти к врагам, – это сочинили книжники и фарисеи. Посему и Христос сказал: «слышасте, яко речено есть», – речено не в законе, а в толкованиях закона. О любви к врагам есть ясное учение в Ветхозаветной книге Притчей: «аще алчет враг твой, ухлеби его: аще жаждет, напой его, сие бо творя, углие огненные собираеши на главу его» ( Притч.25:22–23 ). На эти слова ссылался и ап. Павел ( Рим.12:20 ), как на заповедь, обязательную для христианина, как она была обязательна для ветхозаветного верующего. Противоборство злу мерами насилия, наказанием, есть зло, говорит новый богослов; но злом не уничтожается зло, а добром. – Рассуждение неосновательное. Наказание за зло, обуздание злых людей мерами строгости, не есть зло, а добро, – добро для наказуемого, ибо препятствует ему продолжать делать зло, добро и для общества, от которого чрез наказание преступников устраняется неприятность страшиться ежеминутно за собственность и личную безопасность. В наше время многие по ложному человеколюбию восстают против телесных наказаний, почитая их унизительными для человеческого достоинства. Но несравненно унизительнее преступления, а не наказания. Наказанием скорее же восстановляется человеческое достоинство, униженное преступлениями. «Ты побиеши его жезлом, душу же избавиши от смерти» ( Притч.23:14 ), т.е. от смерти духовной и от вечной погибели. – Исходя из убеждения, что противоборствовать злу насилием противно христианству, наш новый богослов даже войну в защиту справедливого дела почитает беззаконием, – делом противохристианским. Такое воззрение на войну не новость, – его давно проповедуют Квакеры, Меннониты и другие. Война, конечно, есть великое зло, даже справедливая; но покуда не найдено другого средства для защиты отечества, покуда дух любви и мира не сделался господствующим повсюду в частных и международных сношениях, покуда еще не пришло время расковать мечи на плуги и копья на серпы, – до тех пор война есть зло неизбежное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Если у масонов действительно нет тайн, то элементарное чувство самосохранения должно было бы подсказать им, что необходимо выйти из подполья и перестать производить впечатление заговорщицкой организации, по крайней мере, в тех странах, где такое впечатление для них чревато опасностью и является причиной гонений или страшных подозрений и упрёков в их адрес. Если же в масонстве нет тайн, тогда зачем масоны-христиане дают напрасные и пустые клятвы? Можно в исключительном случае, ради крайней икономии, решиться дать клятву, но разве допустимо клясться шутки ради? Да и не смешно ли клясться, к тому же многократно, и хранить несуществующие тайны? Не лжесвидетельство ли это? Одно из двух: или у масонов есть тайны, и в таком случае они просто лжецы, поскольку говорят, что у них их нет; либо у них нет тайн, тогда они лжесвидетели, так как клянутся хранить тайны, в то время как никаких тайн не существует. Tertium non datur! Последнее же утверждение масонов просто бессмысленно. Никто не говорит, что масонские «таинства» то же самое, что и Таинства Церкви. Стоит заметить, что существует немало протестантских исповеданий (квакеры, менониты и т.д.), в которых нет ни одного таинства, есть только обряды. («Речь идёт лишь об обрядах», как написано в масонской книге). Они считают эти обряды простыми внешними символическими действиями, через которые не подаётся ни крупицы Божественной благодати и которые уж никак не соединяют человека с Богом. В некоторых исповеданиях исполнение обрядов не только не считается необходимым и обязательным, но, наоборот, обряды воспринимаются как бесполезные и ненужные и сохраняются только как «древний обычай». Однако же при всём при этом протестантские исповедания являются не морально-этическими благотворительными организациями, но религиозными общинами. К тому же, кто может возразить, что и в масонских обрядах существует, как мы видели выше, своеобразное призывание «божественной благодати» или «благословения», конечно, не Святой Троицы, но «бога» масонов ВАВ? И разве только это? Если бы человек, знающий церковные обряды, но совершенно незнакомый с масонскими, оказался бы в какой-нибудь ложе во время их совершения, то у него, конечно же, возник бы вопрос, не присутствует ли он на службе у еретиков. Только постоянное призывание в «молитвах» неизвестного «Великого Архитектора» вместо имени в Троице славимого Бога, подсказало бы ему, что обряд не христианский, а какой-то другой религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010