Подобно этому, и в православной церкви разные враждебные ей расколы составляют собой только негодные отбросы от нее: они представляют уклонение от принципов ее истинного учения; в целом же православие есть истинная церковь Христова. Совсем иное представляют собой секты протестантские; они – не исключительные явления и не отбросы в протестантстве, а составляют части органического целого и служат проявлениям его сущности и основного его принципа; отсюда все протестантство во всей его целостности и существе можно уподобит засохшему безжизненному дереву. Протестантские секты составляют неизбежное явление, обусловливаемое основным принципом всего протестантства. Этот основной принцип заключается в свободном и независимом ни от каких авторитетов церкви понимании Слова Божия. Принцип этот логически приводит протестантов к двум печальным крайностям, противоположным одна другой: к низведению богооткровенных истин в ряд обыкновенных личных человеческих мнений, или же, наоборот, к возведению последних (т. е. человеческих мнений) в достоинство богодухновенных истин в ряд обыкновенных личных человеческих мнений, или же, наоборот, к возведению последних (т. е. человеческих мнений) в достоинство богодухновенных истин. Первая крайность называется рационализмом, вторая – мистицизмом. Таким образом, протестантство заключает в себе начала рационализма и мистицизма; отсюда из него весьма естественно выродились: а) секты рационалистические (таковые социниане, арминиане ипроч.). и б) секты мистические (таковые пиетисты, квакеры, гернгутеры и проч.). а) Самое главное и самое характерное исчадие, или порождение, протестантизма есть рационализм. Под ним разумеется такое направление мысли, которое признает разум человека высшим решающим началом в деле веры. Сущность рационализма состоит в отвержении сверхъестественного богооткровенного характера за христианскими истинами и в поставлении их на одном уровне с обыкновенными и естественными человеческими мнениями и учениями. Рационалисты отвергают учение о содействии человеку благодати Божией в деле его нравственного совершенствования и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

Отвергая незаконные и противные духу Христову притязания римских первосвященников на главенство в Церкви, Православный Восток готов был бы принять это главенство для христианского Запада (если это ему кажется нужным), даже было бы возможно принять (хотя для этого нет ни исторических, ни канонических оснований) «первенство чести» римского первосвященника в случае воссоединения Запада и Востока, но он никак не может принять самого понимания единства Церкви в терминах организационных, т. е. принять самый принцип «главенства» в Церкви. Церковь может и должна быть едина «органически», но не «организационно»: органическое единство касается вероучения, участия в таинствах при реальности множества независимых (организационно) поместных церквей. Православный Восток не может «присоединиться» к Риму, но он мог бы воссоединиться с ним при двух условиях: при отказе со стороны Рима от догмата непогрешимости и принципа внешнего главенства в Церкви и при признании новых догматов (Filioque, о непорочном зачатии Божией Матери) лишь «теологуменами», подлежащими обсуждению в будущем подлинном вселенском соборе. Во всяком случае, эта беглая характеристика римского католичества подтверждает, что церковное единство здесь хоть и нарушено, но не разрушено. Именно потому здесь и возможно (с принципиальной точки зрения) «воссоединение». Протестантизм. Гораздо сложнее обстоит дело в отношении протестантизма. Понятие протестантизма есть понятие расплывчатое, недостаточно определенное. В него входит: «лютеранское» или, по современному названию, «евангелическое» исповедание (внутри которого есть в свою очередь различия поместного характера — евангелизм немецкий отличен от шведского и т. д.), кальвинизм. Сюда же надо причислить англиканское исповедание, — особо надо поставить старокатоликов. В протестантизм мы не включаем протестантские секты (баптисты, методисты, квакеры и т. д.) — об них краткие сведения будут даны дальше. Можно ли «евангельское» исповедание считать Церковью? Что все члены этого исповедания входят в состав Церкви Христовой, — это бесспорно — все они крещены во имя св. Троицы. Но они не считают «ординацию» пастырей (поставление в священство) таинством, чин ординации у них не заключает в себе призыва благодати св. Духа. Апостольское преемство прервалось у них на Лютере и его сотрудниках, получивших в свое время благодать священства. Уже это одно обстоятельство делает затруднительным применение к ним наименования «церкви». Еще больше затрудняется это тем, что из 7 таинств, существовавших в Церкви, они принимают только два — крещение и причащение. С другой стороны, они отвергают Священное Предание и базируются исключительно на Священном Писании. Понятие «церкви» до такой степени здесь обеднено, ослаблено, что правильнее было бы именовать евангельское христианство только «исповеданием».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Отечественная война была для Александра только каталитическим ударом, разрешившим давнее напряжение… В самый канун Наполеонова вторжения он впервые читает Новый Завет, и в нем всего более был взволнован именно Апокалипсисом. В Ветхом Завете тоже его привлекали пророческие книги, прежде всего. И с тех пор и навсегда стал он доверчив и любопытен ко всякого рода толкованиям и толкователям неразгаданного и символического «Откровения». Именно этим его привлекали Юнг-Штиллинг, [ 28 ] Крюденер, [ 29 ] пастор Эмпейтаз, [ 30 ] Оберлин, [ 31 ] «моравские братья», [ 32 ] квакеры, [ 33 ] гернгутеры. Позже именно для толкования Апокалипсиса были вызваны в столицу из Балты два священника, Феодосий Левицкий и Феодор Лисевич (они сами считали себя «двумя свидетелями верными» из Откровения). Кажется, и самого Фотия имп. Александр готов был слушать именно потому, что и он толковал Откровение, прорекал и грозился от Апокалипсиса и всех пророк. В тогдашней исторической обстановке не так странно было поверить, что приближается конец… Александр не любил и не искал власти. Но он сознавал себя носителем священной идеи , и с волнением радовался об этом. Здесь именно источник его мечтательно-политического упрямства (скорее, чем упорства). В тех поколениях многие чувствовали на себе знак особого предназначения… В таком настроении был задуман и заключен Священный Союз. Этот замысел предполагал такую же веру во всемогущество благородного Законодателя, изобретающего или учреждающего вселенский мир и всеобщее блаженство, что и политические теории Просветительного века. Этой идеи не нужно было подсказывать Александру. Он сам ее подслушал в хитросплетении событий. «Искупитель Сам внушил нам мысль и правила, нами объявленные…» Священный Союз был задуман, как некое предварение Тысячелетнего царства. «Но всякому тому ощутительно, кто хочет видеть: что сей акт нельзя не признать иначе, как предуготовлением к тому обещанному Царствию Господа на земли , которое будет яко на небеси » (слова Голицына)… Акт «Братского Христианского Союза» подписан был «в лето Благодати 1815-ое», 14/26 сентября. И, конечно, вряд ли случайно был для того избран день Воздвижения, по восточному календарю. Акт Священного Союза от Синода было предложено выставить всюду на стенах, в храмах городских и сельских. И ежегодно в день Воздвиженья надлежало его перечитывать вновь с амвона, вместе с данным тогда же манифестом, — «дабы всем и каждому исполнить обет служения Единому Господу Спасителю, изреченный в лице Государеве за весь народ…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Голландская миссия была устроена по образцу обыкновенных католических миссий, не исключая даже их метода и их тактики. От католических миссионеров голландские протестанты отличались лишь тем, что принесли дикарям Библию , переведенную на их язык, и из обращенных туземцев избирали себе помощников. Но голландской миссии не суждено было пустить среди этих язычников глубокие корни. В 1634 году прекратила свое существование лейденская миссионерская семинария, – и силы миссии ослабели; а затем Голландия скоро утратила свои колонии и ее миссия вместе с ними окончилась, почти не оставив после себя следов. Более счастливою оказалась Англия. Но и в Англии за дело внешней миссии взялись не представители государственной церкви – англиканской или епископальной, а сектанты и отщепенцы – пуритане и квакеры. Пуритане – это крайние просвитериане, отвергавшие в культе всякую обрядность и внешность. Иногда они достигали в Англии сильного влияния даже на ход политической жизни. При Иакове I они гремели против двора, по выражению современников, как пророки против Вавилона. При Стюартах так они, можно сказать, пользовались уже государством, как средством для осуществления своих религиозного-социалистических идеалов. «Они даже утратили черты» «старой веселой Англии», стали фанатиками ханжами; уже в то время, когда они подали Иакову I свою петицию, скончалось жизнерадостное, полуязыческое, героическое возрождение этого острова и началась почти ветхозаветная, угрюмая, неумолимая, но свободная и строго-нравственная Англия. Новый «образец» состоял из «святых» в «конвенанте с Господом». В палате общин молились пред началом заседаний; называли себя библейскими фразами («Возрожденный», «Пребывай тверд в вере» и т. д.); на столе лежала Библия . Пуританин сыпал ветхозаветными изречениями, говорил в нос, возводил глаза к небу, корчил презрительные мины, стригся в кружок, одевался почти по-монашески, давал детям еврейские имена, называл воскресенье «субботой», а латынь – «язычеством». Отрекаясь от праздничной стороны жизни из-за страшных «невидимых вещей», добрый, нежный к своим, «святой» стал жестким к нечестивому миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Но пусть бы русские люди восхищались в Западной Европе одними ружьями да пистолями. У них были там увлечения и несравненно более вредные для русской жизни, особенно для Церкви. Французский материализм себя скомпрометировал в глазах европейского общества. Как реакция против материализма в Европе, вошел в большую моду мистицизм, нередко болезненный. Сам Государь в Европе видался с главой мистиков Юнгом-Штиллингом, увлекался гернгутерами, беседовал с баронессой Криденер или, как ее некоторые называли, " бароншей Криденершей " . Эта всеевропейская авантюристка после многих грехов " вознеслась выше пределов ума " , занялась мистикой и начала уже пророчествовать. По окончании войны открылась в высшем русском обществе повальная болезнь мистицизмом. Понаехали в Петербург квакеры, разные проповедники, появились свои хлысты и скопцы. Кондратий Селиванов катался в Петербурге как сыр в масле. Северная столица в это время сделалась для хлыстов " Сионом градом, зеленым райским садом " . Всех мистиков и сектантов встречали у нас тогда с распростертыми объятиями. Иным пророкам платили государственное жалованье, раденья " духовного союза " Татариновой происходили в Михайловском замке, в казенной квартире, пророк этого " союза " музыкант кадетского корпуса Никита Федоров, или Никитушка, награжден был даже чином, правда 14-го класса. Даже храм, в благодарность Богу за избавление от французов, решили строить по проекту мистика Витберга, сделанному в стиле туманно-мистическом. Храм и заложили уже. К счастью, этой мистической затее воспротивились Воробьевы горы, отказавшись держать на себе громадное мистическое здание, и постройка храма не пошла дальше фундамента. Управление Церковью и народным просвещением в то же время вручено было неверующему князю Голицыну, а Святейший Синод обратился просто в " синодский департамент " . Православная Церковь получила тогда от своих блудных сынов еще новое порицательное название - " наружная " , " внешняя " . Обличение мистицизма и защиту Церкви официально называли " защищением наружной Церкви против внутренней " , " истреблением духа внутреннего учения христианского " , это было дело, " совершенно противное началам, руководствующим христианское наше правительство по гражданской и духовной части " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/223/...

В 1946 г. был основан Экуменический совет Церквей, к-рый в 1968 г., после вступления в него Римско-католической Церкви в качестве полноправного члена, получил совр. название - Совет Церквей в Нидерландах (Raad van Kerken in Nederland) и стал основным координирующим органом Церквей, действующих в Н. В него вошли практически все 2-сторонние консультативные комиссии Церквей, которые в его составе были преобразованы в многосторонние органы совета. В настоящее время в совет входит 14 религ. орг-ций: ПЦН, Римско-католическая Церковь, Старокатолическая Церковь, Всеобщее баптистское об-во (меннониты), Ремонстрантское братство, Общины евангелических (моравских) братьев, Общество друзей (квакеры), Сиро-яковитская Церковь, Армия спасения, Англиканская Церковь, Коптская Православная Церковь, Союз свободных евангелических общин, фонд «Православная Церковь в Нидерландах» как представитель ПЕКБ, Новоапостольская церковь. Ассоциативными членами являются Конференция нидерландского союза церквей адвентистов седьмого дня, Нидерландский протестантский союз, федерация «Объединенные пятидесятнические и евангелические общины», светское движение библейской традиции «Два или три - все вместе» (2of3bijEEN). Параллельно с Советом Церквей в Нидерландах действует Комиссия по межцерковному взаимодействию в органах власти (Commissie voor Interkerkelijk Contact in Overheidszaken), объединяющая 28 христианских и 2 иудейские орг-ции с целью установления конструктивного взаимодействия с органами гос. власти. Главные сферы деятельности орг-ции - религ. образование в школах, забота о содержании церковных зданий, вопросы, касающиеся налогового статуса религ. орг-ций, духовное окормление заключенных и военных. Кроме того, в Н. существует множество др. экуменических орг-ций, ин-тов и центров, задачей к-рых является продвижение диалога между мировыми религиями. Иудаизм По оценочным данным, в Н. проживают ок. 43 тыс. евреев, лишь 30% из них являются членами одной из 7 основных иудейских орг-ций в стране. Большинство евреев живут в Амстердаме (ок. 44%) и др. крупных городах. В Н. расположено ок. 150 синагог, в 50 из них совершаются службы.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

«Горе живущим на земле и на море !» Небеса веселятся, земля скорбит в преддверии решающей битвы. Откр.12:12 . «Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени». Он знает, что немного времени ему уже остается, ярость его возрастает, он понимает, что он может вообще все потерять, что его ад может совсем опустеть. Далее сказано: «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола» ( Откр.12:13 ). Как только Церковь возникла, начались гонения против нее. Вы знаете, что когда Дева Мария родила Сына Божия, дьявол пытался уничтожить Его, и было бегство в Египет. И читаем далее: «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» ( Откр.12:14 ). Что символизирует орел? Пророческую возвышенность духа, а два крыла, – здесь не сказано просто «крылья», а «два крыла» , – вот эта детализация подсказывает нам, что Церковь должна руководствоваться и Ветхим и Новым Заветом, здесь говорится о единстве Священного Писания. «Облеченная в солнце» – Новый Завет, «под ногами ее луна» – Ветхий Завет. Всё Писание богодухновенно. Откр.12:15 . «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою». Дьявол пускает воды, вода – это символ Слова Божия. А дьявол ереси вводит во вселенную, эти еретические воды, отравленные лжеучения… Раньше не было столько ересей, раньше можно было по пальцам их сосчитать: баптисты, адвентисты, пятидесятники… А сейчас: мормоны, квакеры, виссарионовцы, белое братство… Говорят, только в Москве больше трех тысяч сект разных! Друг друга они не признают, ненавидят, и все вместе дружно ненавидят Православную Церковь . И вот как раз это дьявол пускает реку отравленной воды – этих заблуждений, ересей. Откр.12:16 . «Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей». Наш народ так устроен, что любую ересь может переварить. Я никогда не забуду, как был на собрании так называемой «новоапостольской церкви». И там пастор ругался, он говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

10) Религиозное общество «друзей» (квакеры). Кроме того, действуют многочисленные явно псевдохристианские течения, из которых наиболее заметны: 11) Общество христианской науки (CHRISTAN SCIENCE SOCIETY). 12) Общество «Свидетели Иеговы». 13) Церковь Иисуса Христа святых последних дней (Мормоны). 14) Церковь Христа (ЦХ) (Бостонское движение). 15) Этика поведения (ЭП). Созданы различные международные структуры и объединения подобных старых и новых самочинных «церквей», их экуменические течения. Часто эти процессы дробления и того или иного последующего объединения по несущественным признакам и корыстным мотивам закулисно инициируются антихристианскими силами, например, масонами. 4.6.3. Заключение по разделу «Религиозные организации христианской ориентации» При оценке всех этих бесчисленных «церквей» христианской ориентации целесообразно опираться на слова Господа Иисуса Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» ( Ин.15:1–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В русле протестантизма выделяется и третье течение – англиканство. Реформационное движение в Англии началось в XVI веке при короле Генрихе VIII, но оно не носило еще глубокого характера и свелось лишь к разрыву с папским Римом. В период правления его сына – Эдуарда VI были проведены более существенные изменения в пользу протестантизма: реформировано богослужение, запрещено почитание икон, святых мощей, отменено освящение воды и использование колоколов, издано новое исповедание веры. При королеве Марии Стюарт наметился возврат к католицизму, но пришедшая к власти Елизавета, продолжая дело Генриха VIII, встала на позицию примирения католицизма с протестантизмом. Среди недовольных развилось новое течение за дальнейшее очищение англиканской церкви от католицизма, которое получило название пуританства (от лат. «чистый»). Наиболее решительной группировкой среди этого течения были сепаратисты или, позднее, индепенденты (от англ, «независимый»). До сего дня в англиканской церкви нет ясного вероучения, в нем объединены лютеранские, католические и православные догматы . Кроме названных, в англиканском вероисповедании сохранились следующие положения протестантизма: учение о первородном грехе, об оправдании верой, учение о таинствах (крещении, покаянии, причащении) и о погрешимости вселенских соборов. С того времени протестантизм успел прочно обосноваться и пустить корни по всему миру. От этого дерева то и дело появлялись новые побеги, давшие жизнь многочисленным направлениям протестантского толка: баптисты (I пол. XVII в.), квакеры (I пол. XVII в.), методисты (I пол. XVIII в.), адвентисты (нач. XIX в.), «Свидетели Иеговы» (II пол. XIX в.), пятидесятники (нач. XX в.) и др. Каждое из этих направлений имеет свои особенности, например, баптизм придает преимущественное значение крещению погружением; адвентизм – возглашает о грядущем тысячелетнем Царствии Христа; пятидесятники проповедуют глоссолалии; «Свидетели Иеговы» строят свое учение на многих положениях иудаизма... При всей специфике этих вероучений их нетрудно объединить, взяв за основу то, что пришло из протестантизма – крайний индивидуализм и субъективизм в толковании Священного Писания . Эта свобода, отрицающая многовековой опыт изучения Слова Божиего, отсутствие преемственной связи с апостольской Церковью привели к ряду общих для названных конфессий положений, которые могут быть сведены к следующим:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

1) Она, так же, как и Православная Церковь , состоит из ряда самоуправляющихся, автокефальных Церквей, связанных друг с другом единством веры и таинств; 2) Она, как и Православная Церковь , управляется Собором Епископов, в котором могут участвовать священники и миряне; 3) Наконец, соблюдая верность преданию, она приветствует независимое изучение богословами христианской истины. Одним словом, тот дух соборности, который вдохновляет жизнь Православия, понятен и англиканам. Но, наряду с этими положительными чертами, следует указать и на слабые стороны англикан и старокатоликов. Принадлежа к западному христианству, они являются жертвами той непрекращающейся духовной борьбы, которая характеризует отношения между Римом и Реформацией. Внутри Англиканской Церкви, например, существуют партии. Одни из них стремятся сблизить свою Церковь с Римом, другие защищают Реформацию и желают соединиться с другими протестантами, третьи сочувствуют Православию. Эти внутренние разногласия часто неблагоприятно отражаются на жизни этих наиболее близких Православию Церквей и препятствуют их соединению с восточными христианами. Свободные Церкви Запада Последняя, четвертая группа западных христиан, состоит из разнообразных вероисповеданий, которые еще более решительно порвали с церковным преданием, чем лютеране и кальвинисты. Они и называют себя свободными Церквами. Некоторые из них, как, например, Армия Спасения и Квакеры, отказались от всех таинств и не признают даже крещения, другие же учат, что Иисус Христос был обычным, хотя и высокоодаренным человеком. Эта последняя группа христиан свидетельствует о духовном распаде Западной Церкви, и ее представители, особенно многочисленные в Америке, отошли дальше других от учения Апостолов и первоначальной христианской общины мучеников и исповедников веры. Разница между западным христианством и Восточным Православием Даже беглое описание западного христианства показывает, на какие разнообразные группировки раскололась когда-то единая Римская Церковь , и с первого взгляда может показаться трудной задачей установить то общее, что православные имеют с западными вероисповеданиями, и в чем они разделялись друг от друга. Но в действительности, несмотря на все различия в среде западных христиан, большинство из них сохранило те же основы церковной жизни, на которых зиждется и Православие. Вместе с тем они обладают рядом черт, сближающих их друг с другом и отдаляющих их от нашего предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010