306 Романизм, заменяя единство универсальной веры независимостью индивидуального или епархиального мнения, явился первой ересью, направленной против догмы природы Церкви или ее веры в самое себя. Реформа стала только продолжением этой же самой ереси под другой личиной. А.С. Хомяков. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях (фр.). 307 Квакеры (от англ, quakers, букв. – трясущиеся; первоначально употреблялось в иронич. смысле; самоназвание Society of Friend – общество друзей) – последователи радикального направления в протестантизме, основанного в XVII в. в Англии Дж. Фоксом. Квакеры последовательно проводили идеи христианского гуманизма и индивидуализма, отвергая церковную догматику и культ. Несмотря на свою относительную малочисленность по сравнению с другими протестантскими церквами, квакеры оказали заметное влияние на религиозную и культурную жизнь Западной Европы и США. В основе вероучения квакеров лежит представление о том, что в душе каждого человека присутствует Бог («внутренний свет», «слово», «внутренний Христос»), человек способен его чувствовать и следовать божественному призыву. Бог является одновременно и имманентным (он участвует во всей жизни человека), и трансцендентным (поскольку бесконечно превосходит человека). Он направляет верующего, который должен (и способен) слить свою волю с волей Божией, стать инструментом, посредством которого Бог проявляет себя в мире. В этом поиске жизнь человека обретает цельность и смысл. Высшая истина, учат квакеры, не в исповеданиях веры, не в книгах и проповедях, а внутри человека, и для познания ее нужно прислушаться к собственному внутреннему, голосу, который и есть голос Бога. У квакеров отсутствует сложная, детально разработанная догматика; в своей вере они исходят прежде всего из реального опыта богопознания, отвергают обязательное богослужение, таинства и обряды (в том числе крещение и причащение), все праздники. В молитве, домах отсутствуют какие-либо религиозные символы, не допускается пение и музыка, а равно и предварительная проповедь и штатные проповедники.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Исходя из указанных основных положений, квакеры отвергли не только Христово и Апостольское учение о Церкви; нет у них иерархии, они отвергают все таинства, даже крещение и Евхаристию, а на своих собраниях после чтения Священного Писания дают место так называемому «творческому молчанию»: в молчании и внутренней сосредоточенности каждый из участников собрания ожидает момента действия Святого Духа, и если кто-нибудь почувствует в себе озарение от Духа Святого, будь то мужчина или женщина, образованный или неграмотный, он станет поучать собрание и пророчествовать, его наставления принимаются как откровения Свыше, которыми и следует руководствоваться в вере и в жизни. Отрицая догматическую сторону Священного Писания и необходимость Символа Веры , основатели секты все же вынуждены были сформулировать свое «кредо», которое сводится к следующему: Бог от века предопределил сойти на землю и исполнил это в Своем Сыне Иисусе Христе; Христос явился и является в мир как Свет, просвещающий всякого человека ко спасению, является как Слово Божие, как глас и Дух Божий, в сердце каждого человека изливающийся. Лицо Богочеловека Иисуса Христа квакеры отождествляют с лицом Святого Духа, и, не отрицая прямо воплощения Сына Божия («Слово стало плотью») – рождения Христа во плоти, воплощение и земную жизнь Его они относят к Его таинственному рождению и обитанию в душе человека; а искупление понимается только как освящение души человека вселяющимся в нее Духом Святым, Христом, и ее внутреннее возрождение, совершающееся постоянно от века и доныне. Желание квакеров быть точными и строгими исполнителями предписаний Евангелия, в силу вербального понимания ими ряда слов Христа в Нагорной проповеди, наложило на весь их быт характер угрюмый, необщительный и привело к отрицательному отношению к государственной власти, к военной службе, к присяге и участию в судах. Во внешней жизни квакеры стремились выдержать характер простоты и серьезности, равенства и независимости, требуя, чтобы все носили одежду одинакового покроя, не снимали шляпы при приветствиях и т.д. Члены этого общества называли себя поначалу «озаренными» или «друзьями», впоследствии же приняли название «квакеры», т.е. «трепещущие» в том смысле, что по наставлению Апостола Павла они «со страхом и трепетом совершают свое спасение» ( Флn. II, 12 ). В настоящее время общины квакеров существуют в США (штат Пенсильвания), в Англии, Голландии и Германии. Методисты

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Во имя внутреннего Слова Божия, живущего и действующего в сердце каждого верующего, квакеры отвергли все те средства, какими церковь ведет верующих к таинственному соединению с Богом и к совершенству жизни христианской. Церковная иерархия, церковное богослужение со всеми его обрядами, самые таинства резко отрицаются квакерами. Вся религиозная практика их состоит в искании внутреннего света. Кто в религиозных собраниях квакеров чувствует вдохновение, тот, мужчина или женщина, встает и учит, или молится, или увещевает. Иногда ни молитвы, ни проповеди не бывает вовсе, потому что никто из членов не чувствует вдохновения; в таком случае квакеры, проведши несколько часов в молчании, расходятся по домам. В жизни квакерские общества отличаются строгой честностью, серьезным образом мыслей, крайней простотой, отвращением ко всякой роскоши, переменам моды и т. п. По их началам запрещается всякая клятва, военная и гражданская служба. В основу общественного устройства квакеры полагают начала взаимного равенства и братства. В отношении к властям и знатным лицам они не употребляют почетных выражений, принятых обычаем, а означают только должность или сан: так, квакер, обращаясь к английскому королю, всегда говорит просто: «король», а не «ваше величество»; они ни перед кем не снимают шляпы и говорят «ты» всем, без различия званий и состояний. Гернгутеры Секта гернгутеров образовалась из потомков гусситов, или так называемых моравских и богемских братьев. В обществе богемских и моравских братьев долее всех других чешских партий сохранялись лучшие предания гусситства и поддерживалось сочувствие к древним православным преданиям. Это общество имело свою иерархию, заимствованную, полагают, от давно существовавшей в Чехии секты вальденсов. Но когда в XVI в. в Германии началось сильное протестантское движение, общество братьев, при неопределенности своего догматического учения, мало-помалу стало усвоять протестантские воззрения и отступать от своих прежних, более чистых и близких к православию, гусситских преданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По воле «ревнивого Бога», первым делом «Долгого парламента» было воспретить не только чревоугодие, блуд и божбу, но даже «веселое Рождество», музыку и песни, пирожные и варенье: были низвергнуты статуи, сожжены нескромные картины, закрыты театры, преследовались философствования во вкусе Сиднея. Жизнь покрылась трауром, но каждый «благочестивый» не задумался бы положить за него свою душу: о силе идеализма, геройства и гениальности пуританства свидетельствует «великая революция». 11 Но если пуритане старались перестроить на свой лад всю государственную жизнь Англии, то с другой стороны из всех 16-ти появившихся тогда протестантских английских сект, ни одна не отличалась таким беспредельным чувством патриотизма, как они и, отчасти, родственные им квакеры. Интересам государства, преобразованного в их духе, они готовы были приносить самые тяжелые жертвы. Этим именно объясняется то обстоятельство, что из всех англичан пуритане первые решились с редкою энергией посвятить себя миссионерской деятельности: в английских колониях. Им хотелось навсегда сплотить эти колонии с Англией; а этого они надеялись достигнуть лишь тогда, когда бы им удалось ввести и в колониях такой же строй жизни, какой они ввели в Англии. Предоставляю другим судить о том, какими мотивами больше руководились в этом случае пуритане – религиозными или политическими, – а я отмену лишь тот исторический факт, что как только английским мореплавателям в 1584 году удалось основать в Северной Америке колонию, названную ими в честь королевы Виргинией, туда не замедлили в большом количестве двинуться и пуритане в качестве миссионеров для обращения в христианство североафриканских негров. Вместе с ними отправились в Америку и родственные им протестантские сектанты в Англии квакеры или трясуны, также выделившиеся из индепендентов первоначально в виде «Общества Друзей», во главе с их «позванным» (одевавшимся в кожу, копируя Илию или Иоанна Крестителя), косматым пророком, сапожником Фоксом. Впрочем, как пуритане, так и квакеры были слишком фанатичны для того, чтобы их миссионерская деятельность могла быть благотворною и успешною.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

РОД представляет собой объединение независимых религиозных организаций, имеющих свои особенности в каждой стране. Богословские взгляды тех, кто причисляют себя к К., как целых собраний, так и отдельных их членов, варьируются: от консервативных традиционалистских и евангельских христианских до либерально-протестантских и различных форм универсализма. Среди последних немало агностиков и атеистов, много их в непрограммированных собраниях, базирующихся на традиц. практике богослужения в молчании. Евангелические К., составляющие ок. половины К. Сев. Америки, придают большое значение Свящ. Писанию как основе своей веры. Отношение К. к военной службе изменилось, и теперь решение этого вопроса является внутренним делом самого верующего. Не все совр. К.- строгие пацифисты, не все христиане. В наст. время требование носить простую и скромную одежду строго не соблюдается, за исключением ряда консервативных собраний традиционалистов (в основном среди женщин). Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к сближению разных ветвей квакерского движения, возникли и новые разногласия, напр. в вопросе прав сексуальных меньшинств. Много споров вызывает предложение сочетать браком однополые пары, что неприемлемо для большинства К. «Всеобщая конференция друзей» и К. Великобритании одобряют однополые браки. Лит.: Barclay R. An Apology for the true Christian Divinity. Birmingham, 1765 8; Journal of the Life, Labours and Travels of Th. Shillitoe, in the Service of the Gospels of Jesus Christ. L., 1839 2. 2 vol.; Memoirs of the Life and Gospel Labours of the Late D. Wheeler, a Minister of the Society of Friends. L., 1842 2. P. 49-232; The Life of W. Allen, with Selections from his Correspondence. L., 1846-1847. 3 vol.; Сушков Н. В. Квакеры в Петербурге: (Из «Записок о жизни и времени свт. Филарета, митр. Московского»)//ЧОИДР. 1867. Кн. 1. Смесь. С. 149-153; Пыпин А. Н. Император Александр I и квакеры//ВЕ. 1869. 10. С. 751-769 (То же// Он же. Религиозные движения при Александре I. СПб., 2000.

http://pravenc.ru/text/квакеры.html

Цвиккаусцы ушли из Виттенберга, но брожение умов не остановилось: оно проникло в среду крестьян и вызвало жестокую крестьянскую войну (1524—1526 гг.). После многих волнений некто Симон Меннон, отрекшийся в 1536 году от Церкви католический священник, дал определенное вероучение секте перекрещенцев. В основе своей оно было реформатское и отличалось от него отрицанием крещения детей, посему крещенные в младенчестве вновь перекрещивались. Анабаптисты, или меннониты, по их мечтаниям составляют на земле единственную Церковь избранных святых людей. Кроме сего, Меннон запретил своим последователям поступать в военную и гражданскую службу и всякое употребление клятвы.    Из сект с мистическим направлением наиболее известна секта квакеров (с англ, «трепещущих»). Основателем этой секты в 1647 году был Георгий Фокс, а распространил и организовал ее Вильгельм Пенн, давший свое имя одному из штатов Северо-Американской республики, куда вследствие гонения удалились из Англии последователи Фокса. Во время ожесточенной борьбы католиков и реформаторов, предававших друг друга проклятию, Георгий Фокс, от природы задумчивый и мечтательный, пришел к мысли, что нет истины ни в одном вероисповедании и человек должен почерпать ее в своем сердце, по непосредственному откровению от Святого Духа. Поэтому квакеры отвергли все символические и богослужебные церковные книги, равно и все обрядовые действия, и оставили одну только Библию. В воскресный день квакеры тихо входят в простую залу, нарочито лишенную каких-либо украшений, в шляпах (чтобы не оказать какого-либо почтения месту собрания), и садятся на простых скамьях – мужчины на одной стороне, женщины на другой, в глубоком молчании и спокойной тишине они углубляются в чтение Библии и ждут вдохновения свыше. На кого найдет вдохновение (а это есть, по словам квакеров, такое оживление или биение сердца, что нет уже сил быть покойным и хранить молчание), тот (по большей части одни и те лица) или молиться, или проповедует. Начинающий молитву опускается на колени, а все другие встают (мужчины снимают шляпы) и тихо слушают молитву, затем опять садятся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Если в силу закона о равновесии необходимо должно было образоваться и это среднее начало, то оно явилось не примиряющим крайности, а враждебным им. С особенной силой этот факт заявил о себе в Англии, которой преимущественно и обязана Северная Америка своим заселением. Реформация в Англии нашла выражение в компромиссе между католицизмом и протестантством, и была скорее государственным, чем религиозным актом. Генрих VIII, отвергнув главенство папы, оставался в тоже время ревностным католиком, и все значение реформации полагал в том, чтобы полнее подчинить церковь государству и сделать ее опорой трона. Этот взгляд получил полное развитие в последующие царствования. Англиканская церковь сделалась вполне государственной религией. Но она не могла найти общего признания в населении, среди которого были и чистые католики, продолжавшие считать папу главой церкви, и чистые протестанты, отвергавшие всякую связь с католицизмом. Обе эти партии одинаково не признавали новой церкви, а последняя на правах государственной религии стала считать их одинаково вредными для государства. Отсюда явились те гонения, которыми характеризуется отношение англиканской епископальной церкви и государства к католикам и пуританами, как к двум крайним выражениям несогласных с государственной религией мнений. Гонения эти и послужили прямым поводом к выселению преследуемых на почву Нового Света. Католики, пуритане и квакеры – три главные религиозные партии имевшие особенно большое значение в исторической судьбу Северной Америки, – переселяясь в Новый Свет, искали для себя прежде всего отечества свободной религии, и затем уже отечества земных благ 160 . Католики поселились в Мариланде, квакеры в Пенсильвании и пуритане в Новой Англии. Другие части материка были заселены: теперешний штат Нью-Йорк голландскими протестантами, Виргиния приверженцами англиканской церкви, Северная Каролина различными нонконформистами, и Южная Каролина гугенотами 161 . Таким образом первые поселенцы Соединенных Штатов были мучениками за свои религиозные убеждения, и, переселяясь в Америку, искали страны, где бы они могли свободно исповедовать свою веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

Александра I. Он говорил с монархом о положении крепостных крестьян и необходимости проведения тюремных реформ ( Пыпин. 1869). В 1817 г. российские власти занялись осушением болот около С.-Петербурга и имп. Александр I послал запрос в РОД в Британию с просьбой найти соответствующего специалиста из числа К. Таковым оказался Д. Уилер (1771-1840), который почти 15 лет успешно осуществлял дренажные работы вокруг российской столицы, жена и дочь Уилера умерли и похоронены в России. Квакерский участок на кладбище в пос. Шушары (ныне в черте С.-Петербурга) сохранился до наст. времени. Отдельные К. путешествовали по России в 1853, 1867, 1883 и 1892 гг., посещая разные группы верующих. В то время как в Британии нарастали антирус. настроения, Дж. Стердж (англ. К.) предложил послать делегацию к имп. Николаю I, чтобы попытаться предупредить Крымскую войну. Было составлено послание, в к-ром К. заявляли о неприятии вооруженного конфликта и напоминали о прежних связях и добрых отношениях с имп. Александром I. В нач. 1854 г. 3 англ. К. отправились в С.-Петербург и, добившись аудиенции у Николая I, заявили императору, что в Англии есть люди, «которые желают ему мирского и духовного блага столь же искренне, как и его собственные подданные» (цит. по: Паншон Д. Квакеры и мир сей: История общества друзей для русских читателей/Пер. с англ.: Т. А. Павлова//www.quakers.ru/texts/panshon_kvakery.htm [Электр. ресурс]). Войну эта миссия К. остановить не смогла, а в брит. обществе этот поступок К. вызвал осуждение и расценивался как предательство национальных интересов. При имп. Александре III контакты с К. не выходили на уровень общения с первыми лицами гос-ва, любые инициативы К. контролировались обер-прокурором К. П. Победоносцевым , ограждавшим государя от назойливых проповедников. Так, 10 нояб. 1892 г. он писал императору, что «два квакера, подавшие адрес Вашему Величеству, мне известны. Они были у меня еще 16 октября и истомили меня длинною беседой. Это - мономаны... являющиеся просвещать Россию... Напрасно объяснял я им, что в России живут не дикие люди, что у нас есть Церковь и Христос проповедуется; что у нас не дозволена свободная пропаганда всяких сект и всяких учений».

http://pravenc.ru/text/квакеры.html

Таинств признается два: но говорится, что есть еще и другие священные действия, имеющие таинственное (сакраментальное) значение. Точно также и во внешности церковной многие католические обряды оставлены, другие удержаны. При такой неопределенности и двусмысленности своей, англиканское исповедание само дает повод направлять его в разные стороны и толковать в разных смыслах. Издавна в англиканской церкви образовались три партий, и теперь продолжающие существовать: низкая, широкая и высокая. Низкая церковь старается удержать англиканство в том виде, в каком оно изложено в 39 членах, со всеми их неопределенностями и противоречиями. Широкая церковь старается возможно более сблизить его с чистым протестантством и развивать в духе свободы и отрицания. Высокая же церковь напротив более тяготеет к старым положительным исповеданиям – римскому, и в некоторой степени к православному восточному. В среде этой партий в недавние времена образовалась еще особенная „самая высокая“ (трактарианцы), называемая также по имени основателя – оксфордского профессора Пьюзеё – пьюзеистами. Эта партия отличается особенными сочувствиями к Восточной церкви, и неоднократно заводила переговоры о соединении с ней: но эти переговоры, при неопределенности стремлений и частых колебаниях церковных и политических партий в Англии, значительных последствий не имели. Кроме этих партий, не разрывающих связь с господствующею церковью, образовалось между британцами еще несколько других, отделившихся от господствующего исповедания. Когда в англиканской церкви удержана была епископская степень, шотландская церковь не захотела признавать ее. удерживая у себя по примеру других протестантов только пресвитерство. Поэтому шотландская церковь и стала называться пресвитериальною в отличие от английской епископальной: пресвитериане называются также пуританами в том смысле, что они стараются провести протестантские начала в большей чистоте, отвергают остатки старой церковной обрядности, удержанные в англиканстве. Когда признание королевской власти господствующей в церкви объявлено было общеобязательным и для обеспечения твердости 39 членов англиканского исповедания потребована была присяга, многие не только в Шотландия, но и в самой Англии протестовали против этого и составили особую партию нонкоформистов (несогласных) или индепендентов (независимых). Эта партия, сложившаяся еще в конце XVI века, получила особенную силу в половине XVII века; индепенденты, под предводительством Кромвеля, низложили короля и произвели революцию в стране. Долго впрочем эта партия не могла оставаться господствующей, но она и доселе имеет значительную силу. Кроме того в Англии распространилось множество сект, частью проникших с материка, частью образовавшихся в самой Британии (унитарии, баптисты, квакеры, методисты и т. д.). § 24. Секты, образовавшиеся в западном христианстве во второй половине XVII и в начале XVIII века; квакеры, пиетисты, гернгутеры, методисты, янсенисты, квиетисты

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Реформация в Англии нашла выражение в компромиссе между католицизмом и протестантством, и была скорее государственным, чем религиозным актом. Генрих VIII, отвергнув главенство папы, оставался в тоже время ревностным католиком, и все значение реформации полагал в том, чтобы полнее подчинить церковь государству и сделать её опорой трона. Этот взгляд получил полное развитие в последующие царствования. Англиканская церковь сделалась вполне государственной религией. Но она не могла найти общего признания в населении, среди которого были и чистые католики, продолжавшие считать папу главою церкви, и чистые протестанты, отвергавшие всякую связь с католицизмом. Обе эти партии одинаково не признавали новой церкви, а последняя на правах государственной религии стала считать их одинаково вредными для государства. Отсюда явились и гонения, которыми характеризуется отношение англиканской епископальной церкви и государства к католикам и пуританам, как к двум крайним выражениям несогласных с государственною религией мнений. Гонения эти и послужили прямым поводом к выселению преследуемых на почву Нового Света. Католики, пуритане и квакеры – три главные религиозные партии, имевшие особенно большое значение в исторической судьбе Северной Америки, – переселяясь в Новый Свет, искали для себя прежде всего отечества свободной религии, и затем уже отечества земных благ. 161 Католики поселились в Мериленде, квакеры в Пенсильвании и пуритане в Новой Англии. Другие части материка были заселены: теперешний штат Нью-Йорк голландскими протестантами, Виргиния приверженцами англиканской церкви, Северная Каролина различными нонконформистами, и Южная Каролина гугенотами. 162 Таким образом первые поселенцы Соединенных Штатов были мучениками за свои религиозные убеждения, и, переселяясь в Америку, искали страны, где бы они могли свободно исповедовать свою веру. Естественно поэтому предполагать, что они перенесли с собою на почву Нового Света принципы свободы религиозной совести, сделали их основою своих взаимных отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010