Утилитаризм считает пользу критерием оценки любого, в том числе этического, явления. 211 Манчестерская школа — одно из современных Честертону ответвлений утилитаризма. 212 Боссюэ Жак Бенинь (1627—1704) — французский епископ, писатель, рассматривавший историю как «развертывание» воли Провидения. 213 Паскаль Блез (1623—1662) — французский математик, писатель, философ. В «Мыслях» Паскаля (опубликованы в 1669 г .) развивается представление о хрупкости человека; спасение от отчаяния Паскаль видел в христианстве. 214 Квакеры — христианская община, существующая с XVII в. Квакеры проповедуют пацифизм и непротивление. 215 Духоборы — секта в православии, отвергающая, как и последователи Л. Н. Толстого, толстовцы, воинскую повинность. 216 Ирод — царь Иудеи, приказавший из страха перед новорожденным Христом («Царем Иудейским») перебить всех младенцев в Вифлееме. 217 Речь идет об Ироде: Сим был предком евреев, а, значит, и Ирода. 218 Император Нерон обвинил христиан в поджоге Рима ( 64 г .). По одной из версий, виновником страшного пожара был сам Нерон, нуждавшийся во вдохновении, чтобы воспеть гибель Трои. 219 Речь идет о культе Аполлона. Делос — остров в Эгейском море, родина Аполлона, в Дельфах находилось его главное святилище. 220 Спенсер Герберт (1820—1903) — английский философ и социолог, сторонник эволюционного органицизма в социологии. 221 Сведение к абсурду (лат.). 222 Pieta — образ скорбящей Божьей Матери. 223 Порождения ехиднины — слова Христа (Мф. XII, 34). 224 «Паси агнцев Моих» — слова Христа Петру (Ин. XXI, 16). 225 «Отойди от Меня, сатана!» — ответ Христа Петру, уговаривавшему Его уклониться от креста (Мф. XVI, 23). 226 В Иерусалиме Христос был осужден. Плач о Иерусалиме — См. Мк. XIII, 1. 227 …почему Он ставит ниже Содома тихую Вифсаиду — Честертон имеет в виду следующие слова: «Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо, если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они… покаялись» (Лк. X, 12—13). 228

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Я думаю, что и сами сектанты не скажут, что можно спастись и в церкви мусульманской, и в церкви иудейской. Они свои секты имеют в виду, говоря так. Они говорят, что во всякой вере можно спастись, а сколько сект, столько и вер, и эти их веры несогласны одна с другой. Это несогласие доходит до такой степени, что в Англии и Америке есть секты, которые отвергают все Таинства, даже Таинство крещения. Такова секта квакеров, или «друзей», как себя называют они. Квакеры сохраняют из всего Евангелия только нравственное учение Господа Иисуса Христа: они творят много добрых дел. Но и среди мусульман есть весьма добродетельные. Наша христианская вера отличается от всех других вер именно тем, что в основе ее лежат Таинства, установленные Самим Иисусом Христом. Не Он ли сказал Никодиму: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). А апостолам Своим иными словами сказал то же самое: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Итак, отвергающий Таинство крещения не христианин. Не говорил ли Господь, что кто не будет причащаться Тела и Крови Его, кто не будет вкушать хлеб Божий, который сходит с небес, тому нет места в Царстве Божием? ( Ин.6:50–51 ). А квакеры отвергают Таинство Причащения. Есть секты, даже отрицающие троичность Бога. Подумайте, могут ли спастись подобные им сектанты, церковь ли они Христова, тело ли Иисуса Христа, Господь возглавляет ли их секту? О, нет, нет. В своем отрицании Церкви сектанты основываются на словах Священного Писания, которые сейчас вам прочту: Истинно... говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:19–20 ), Они говорят: «Зачем же нам в Церковь приходить, зачем ваши храмы, зачем ваши священники и епископы? Не сказал ли Господь, что если двое или трое собраны во имя Его, то и Он посреди них?»

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

– Где сидит другой Владимир Евгеньевич Захаров и дает интервью. – Да, дает интервью. – А с Академией наук происходит что-нибудь хорошее. – Да, может быть, Захаров там лучше причесан. Поэтому существование Абсолюта безусловно, так же, как то, что во всех этих вселенных, если там действует антропный принцип, там есть такая же математика, как у нас. Другой математики быть не может. Но не знаю, такая же там музыка или нет, было бы интересно узнать. – Другая религия или такая же? – И религий существует огромное количество. Конечно, религия другая. Религия, как говорил еще отец Александр Мень , это слон, один человек держит слона за хобот, другой – за хвост, третий – за одну ногу, а всего слона в целом охватить люди не в состоянии. – Вы знали отца Александра Меня? – Увы, лично не знал. Но я знаю его учеников, например, отца Вячеслава Перевезенцева , настоятеля храма в Макарове, недалеко от Черноголовки, который меня крестил. Сам отец Александр приезжал к нам в Черноголовку несколько раз, рассказывал, читал лекции. Мень был замечательным человеком, очень гуманистичным. Конечно, на многое в моей жизни он сильно повлиял. – Как вы стали православным человеком? Ведь можно быть агностиком, можно быть атеистом. – Так как-то получилось под влиянием отца Александра Меня. Ведь самое главное, в мире есть около 3 тысяч разных форм религий. Что понимают под религией? Непосредственно Русскую Православную Церковь? Да, и то в ней множество толков. Либо всю совокупность этого как некоторое явление, как некоторый способ отношения человека к миру – вот это есть серьезный разговор, Да, несомненно, человек как-то относится к миру, и то, что он общается с кем-то высшим, это нормально. То, какими способами он это делает, может сильно различаться. Квакеры, например, прыгают. Кстати, в Америке один из моих ближайших друзей перешел в квакеры, он сам искусствовед и художник. Он был методистом, а перешел в секту квакеров. Это другая протестантская секта. Мой друг говорит, что там больше духа. Ну, ради Бога.

http://pravmir.ru/akademik-vladimir-zaha...

Слово Божие стало непрерывно проповедоваться в храмах 30 . В настоящее время основательное знание истин веры Христовой требуется уже не только от пастырей церкви, но и от всякого образованного человека. Религиозное воспитание положено во главу всякого образования. 59. Борьба с реформацией. Квакеры-Духоборцы, молокане и скопцы. Борьба с вольномыслием XVIII в. Сближение России с западом открыло в русскую церковь путь мыслям Лютера и Кальвина. Так, один стрелецкий лекарь, обучаясь у немцев врачебному искусству, заразился от них Кальвинизмом и ясно стал рассевать хулы на св. евхаристию, мощи, церковные предания и обряды православной церкви. Им соблазнены были многие из стрельцов и простого народа. Стефан Яворский , по надлежащем исследовании дела, осудил на соборе (1714 г.) мнения еретиков и наиболее виновных предал гражданскому суду. Для пространнейшего же обличения появившихся заблуждений он написал сочинение Камень веры и в нем с полнотой и ясностью раскрыл все догматы, в которых протестанты не сходятся с православной церковью. Более Кальвинизма распространилось между русскими квакерство, одна из отраслей протестантства. Оно в первый раз принесено было в Россию в малолетство Петра Великого, одним немцем Кульманом, который в порывах своего ложного вдохновения величал себя пророком и духовидцем, а свое учение апокалипсисом. Кульман после судебных расспросов и разысканий был сожжен в Москве. Учение его, однако, успело сохраниться и в 1740 г. проникло в Малороссию и Екатеринославскую губернию. Квакеры получили в России имя духоборцев. Признавая своим внутренним учителем и архиереем одного Христа, они отвергают необходимость св. Писания, таинств, священства и всех светских властей 31 . Война и всякая клятва считаются у них преступлением. Вдохновение они вызывали скаканием и прыжками. Из секты духоборцев образовались секты молокан и скопцов. Первые отличаются от духоборцев тем, что принимают благоговейно св. Писание, веруют в таинство Св. Троицы и наблюдают христианские праздники 32 . Последние существенным отличием имеют скопчество, которое называют они огненным крещением. Основателем их секты был орловский крестьянин Андрей Селиванов 33 . Скопцы величают его искупителем, сыном божиим, христом, имп. Петром III. По их верованию, искупитель их, сосланный в Суздаль, скоро снова явится в Москве с силой и славой и там, зазвонив в успенский колокол, соберет к себе всех скопцов миллионами, воссядет на всероссийском престоле и в Петербурге, откроет, всеобщий суд Миру, будет судить живых и мертвых, т. е, скопцов и не скопцов. Тогда все цари, падши, поклонятся искупителю, повергая к ногам его скипетры и короны свои и изъявляя сожаление, что доселе не были причастны благодати оскопления. Искупитель снизойдет, к их раскаянию, и всех их прикажет, оскопить. Совершив, таким образом, дело свое на земле, он скончается естественной смертью. После того мир сей, очищенный от всякой нечистоты, т. е. состоящий из одних скопцов, будет существовать во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Секта квакеров возникла в Англии в XVII столетии. Основателем ее был простой ремесленник Георг Фокс († 1691 г.), принадлежавший к обществу пресвитериан. Будучи человеком религиозным и склонным к мечтательности, он, вместе с усердным чтением Библии, постоянно предавался размышлениям о религиозных предметах. Эти размышления при отсутствии положительных богословских знаний довели его до религиозного самообольщения, так что свои религиозные мечты он стал принимать за непосредственные откровения Божественного Духа. Откровения Фокса под влиянием бывшего в то время в Англии религиозного брожения и колебания между различными вероисповеданиями вращались вокруг той мысли, что истинного христианства нет ни в одном религиозном обществе и что его необходимо восстановить. Истинное же христианство, по его мнению, состояло не в догматах, обрядах и тому подобном, из-за чего так много происходило споров, а в непосредственном озарении каждого человека от Святого Духа, Который просвещает его и направляет к нравственному совершенству. Вообразив себя человеком, предназначенным свыше восстановить истинное христианство, Фокс в 1647 году выступил с проповедью о покаянии и вступлении в новую совершенную церковь непосредственно озаряемых Святым Духом. Проповедь его имела успех, так что в 1649 году из своих последователей, подобно ему чувствовавших в себе присутствие Святого Духа, он образовал новое религиозное общество, которому дал название общества друзей. Название же квакеров, то есть трепещущих, последователи Фокса усвоили себе впоследствии, понимая его в том смысле, что они трепещут пред величием Божиим 340 . Английское правительство и общество первоначально преследовали квакеров, вследствие чего многие из них, начиная с 1656 года, стали переселяться в Америку. Здесь секта их вскоре достигла цветущего состояния благодаря одному английскому аристократу и богачу, вступившему в их общество, Вильгельму Пенну († 1718 г.). Пенн получил (1680 г.) от английского правительства, в уплату долга его отцу, одну провинцию в Северной Америке (впоследствии Пенсильванию) в собственное и полное владение, собрал сюда рассеянных в Америке квакеров и вновь переселил многих из них из Англии. Пользуясь во владениях Пенна религиозной свободой, квакеры под его покровительством и руководством устроили большую и правильно организованную общину. В 1689 году по общему акту веротерпимости Вильгель­ма III они получили свободу вероисповедания и в самой Англии, и с этого времени прекратились против них всякие преследования. Кроме Англии и Америки, квакеры в настоящее время существуют еще в Германии и Голландии, где они давно уже образовали небольшие общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Группы крайних пуритан (до десяти процентов населения), опасаясь преследований, стали эмигрировать в Северную Америку и там основали Новую Англию. Дальнейшие судьбы протестантизма. За четыре века от начала Реформации среди тех, кого принято называть протестантами, выделился целый ряд исповеданий. Помимо лютеран (последователей Лютера) и реформатов (последователей Кальвина), к ним относятся: – пресвитериане , первоначально шотландские сторонники кальвинизма, образовавшие в 1561 г. Церковь Шотландии; пресвитериане были также среди английских пуритан, впоследствии часть из них переселилась в Северную Америку, где тоже образовалась Пресвитерианская Церковь , ведущая миссию во многих странах мира; – баптисты ; это течение, первоначально зародившееся в Англии в 1608 г. в среде местных кальвинистов, в дальнейшем получило широкое распространение в Северной Америке и в Европе, а затем и по всему миру; сейчас баптистов насчитывается порядка 30 миллионов человек; отличительной чертой их вероучения является отношение к крещению (слово баптизм происходит от греческого баптизма– крещение), которое, как они считают, могут принимать только взрослые, так как оно требует обращения (сознательного отношения) самого крещаемого; – конгрегационалисты вышли из среды английских радикальных пуритан; Церковь они воспринимают прежде всего на уровне отдельной общины (конгрегации), отсюда и их название; в XVII в., конгрегационалисты получили распространение в английских колониях Северной Америки; – квакеры ;, название приверженцам этого религиозного течения дал один английский судья в 1650 г., и буквально оно означает: трясущиеся (имеется в виду, что квакеры на своих собраниях начинают трястись, когда им представляется, что на них сошел Святой Дух); после отделения от Англиканской Церкви они себя стали называть «Обществом друзей»; для их учения характерно, что «внутреннее слово» Святого Духа они считают важнее Священного Писания, а для своих приверженцев они не признают обязательность крещения; Кромвель подверг квакеров преследованиям, поэтому многие из них переселились в Северную Америку; важное место в религиозной практике квакеров занимает общественная благотворительность;

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

2 Таковое обращение Квакеров к новому светильнику, внутреннему свету, было хотя и не совсем естественным, по тем не менее неизбежным следствием тех ошибочных протестантских расчетов, что будто бы одно Св. Писание может быть источником спасительных догматов, и вот каким путем пришли за тем Квакеры к новой крайности. Когда за устранением всякого в определении догматов веры авторитета Церкви, различные споры начали волновать Англиканскую Церковь (в ней возникла секта Квакеров); когда мнения стали рождаться за мнениями, которые все имели своим источником Св. Писание, но из которых ни одного нельзя было доказать так, чтобы противоположное тому оставалось без всякого значения: «истинам Христианства» говорили новые ревнители по оным, «угрожает величайшая опасность, и если для них не будет иной опоры, кроме Св. Писания, в споре различных партий они должны будут прийти к концу, и человеческий дух лишится со временем всякого источника, из которого он может почерпать для себя все спасительное. Где же теперь искать несокрушимой опоры всему тому, что для пас спасительно, как скоро ни авторитет Церкви, к которому, по учению Протестантов, нельзя иметь доверия, ни само Св. Писание, как показывает опыт, не представляют оной? В сем случае», продолжали они, «человеку остается лучше всего обратиться к самому себе, я в своем духе, в своем внутреннем, непосредственном откровении, искать сего верного и непоколебимого основания всей Христианской веры. Это основание, «замечали в последствии Квакеры», есть то, к которому будто бы обращались наконец все исповедники Христианства, пройдя все крайности, и при котором одном будто бы все прочие основания имеют свою значимость.» Barclai Apol. thes. 15 р. 63 сл. Winers Comp. Darst. р. 33. 3 Но рассмотрение сего предмета, требующее подробных выводов и обширных исследований, уместнее в самом составе Науки так называемого Полемического Богословия, чем в пределах настоящего рассуждения. 9 Дионне. Ареопаг. о Церк. Иерарх. отд. 11, гл. VII; Justini Apol. 11 de Baptis; Iren. lib. 11· advers. haeres. c. 22., Tertull. de Baptis. cap. XIII; Origen. Hom. VIII. in Levitic. el Hom. XIV. in Luc., Cyprian, epist. LIX ad Fidum; Joan. Chrisost. homil. ad neophytos. August, lib. X. de Genes, ad litt. С. XXIII.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ob-i...

   Духовное просвещение скоро принесло благодетельные плоды для Русской Церкви. В 1751 году сделано было лучшее издание славянской Библии, над которым неутомимо трудились многие пастыри, начиная со времени Петра Великого. Кроме того, составлены были толкования на различные книги Св. Писания, обширные богословские системы, катехизисы, изъяснения православного Богослужения, история веры и Церкви Христианской и жизнеописания святых. Слово Божие стало непрерывно проповедываться в храмах. В настоящее время основательное знание истин веры Христовой требуется уже не только от пастырей Церкви, но и от всякого образованного человека. Религиозное воспитание положено во главу всякого образования. Глава третья. Учение Церкви 50. Борьба с реформацией. Квакеры-духоборцы. Молокане и скопцы. Борьба с вольномыслием в XVIII веке    Сближение России с Западом открыло в Русскую Церковь путь мыслям Лютера и Кальвина. Так, один стрелецкий лекарь, обучась у немцев врачебному искусству, заразился от них кальвинизмом и явно стал рассеевать хулы на Святую Евхаристию, мощи, церковные предания и обряды Православной Церкви. Им соблазнены были многие из стрельцов и простого народа. Стефан Яворский, по надлежащему расследованию дела, осудил на Соборе (1714) мнения еретиков и наиболее виновных предал гражданскому суду. Для пространнейшего же обличения появившихся заблуждений он написал сочинение Камень веры, и в нем с полнотой и ясностью раскрыл все догматы, в которых протестанты не сходятся с Православной Церковью.    Более кальвинизма получило силы над умами русских квакерство — одна из отраслей протестантизма. Оно в первый раз принесено было в Россию в малолетство Петра Великого одним из немцев — Кульманом, который в порывах своего ложного вдохновения величал себя пророком и духовидцем, а свое учение — апокалипсисом. Кульман после судебных расспросов и розысканий был сожжен в Москве. Учение его однако успело сохраниться и в 1740 году проникло в Малороссию и Екатеринославскую губернию. Квакеры получили в России имя духоборцев. Признавая своим внутренним учителем и архиереем одного Христа, они отвергают необходимость Священного Писания, таинств, священства и всех светских властей. Война и всякая клятва считаются у них преступлением. Вдохновение они вызывали скаканием и прыжками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

Душа, слишком чувствительная к удовольствиям страстей, чувствует сильно и неприятности их: рай и ад для нее в соседстве; за восторгом следует или отчаяние, или меланхолия, которая столь часто отворяет дверь... в дом сумасшедших. Лондон, июля... 1790 Здесь терпим всякий образ веры, и есть ли в Европе хотя одна христианская секта, которой бы в Англии не было? Пуритане или кальвинисты, методисты или набожные, пресвитериане, социане, унитане, квакеры, гернгуторы; одним словом, чего хочешь, того просишь. Все же те, которые не принадлежат к главной или епископской церкви, называются диссентерами. Мне хочется видеть служение каждой секты – и нынешний день началось мое пилигримство с квакеров. В двенадцать часов я пришел к ним в церковь : голые стены, лавки и кафедра. Все одеты просто; женщины не только без румян и пудры, но даже и ленточки ни на одной не увидите; мужчины в темных кафтанах без пуговиц и складок. Всякий войдет с постным лицом, ни на кого не взглянет, никому не поклонится, сядет на место и углубится в размышление. Вы знаете, что у них нет ни священников, ни учителей и в церкви проповедуют единственно те, которые вдруг почувствуют в себе действие святого духа. Тогда вдохновенный стремится на кафедру, говорит от полноты сердца, а другие слушают с благоговением. Я крайне любопытствовал видеть такое явление и смотрел на все лица, чтобы схватить, так сказать, первые черты вдохновения. Проходит час, другой: царствует глубокое молчание, которое изредка перерывается... кашлем. Все физиогномии покойны; никто не кривляется; многие засыпают – и друг ваш с ними. Просыпаюсь – смотрю на часы – три – а все еще никто не говорит. Дожидаюсь, снова зеваю, снова засыпаю – наконец вижу пять часов, лишаюсь терпения и ухожу ни с чем! – Господа квакеры! Вперед вы меня не заманите! Биржа и Королевское общество Англичанин царствует в парламенте и на бирже; в первом дает он законы самому себе, а на второй – целому торговому миру. Лондонская биржа есть огромное четвероугольное здание с высокою башнею (на которой вместо флюгера видите изображение сверчка 297 ), с колоннадами, портиками и с величественными аркадами над входом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Можно было бы эти рассуждения посчитать вымыслами Пыпина, но они подтверждаются исторически достоверными фактами. Среди тех мистиков, к внушениям которых склонялся император, был, например, известный деятель библейско-мистической школы Юнг-Штиллинг, автор работы «Победная повесть веры христианской, или Толкование апокалипсиса». Как член библейского общества, он надеялся, что «светом Божественной книги» предстоит разогнать «тьму нелепостей и суеверий, называемых Греко-Кафолическим Восточным исповеданием», а как мистик утверждал, что «светильник греческой веры сдвинут с места за крайнее повреждение», и мечтал о том, что «все христиане из меннонитов, методистов, квакеров и прочих соберутся в один союз, в одно общество, в церковь филадельфийскую», то есть братолюбскую. С этим «братолюбцем» православный император не раз беседовал в Бадене, а в Силезии восхищался религиозностью «моравских братьев». В Лондоне он подружился с квакерами, которых Пыпин считает «одним из самых любопытных произведений религиозного сектаторства» и которые на самом деле были одной из самых диких сект («квакеры» в переводе означает «дрыгуны»). Император Александр тоже был «любопытен» и сблизился с квакерами настолько, что пригласил их в Россию. Они, конечно, не замедлили явиться: миссионер Грелье и филантроп Аллен. Император еще в Лондоне принял участие в квакерском молении, испытал впервые сладость молчаливого религиозного сосредоточения и выслушал трех «друзей» (самоназвание квакеров), которые рассказали, что им было внушено духом. Впечатление было настолько сильное, что по прибытии квакеров в Петербург император вновь принял участие в их молении, как бы предваряя экуменические моления ХХ века. Но Александр I не только молился с квакерами в ожидании осенения Святого Духа, но и беседовал подолгу с ними. Квакеры осуждали войну, призывали к полной свободе в предметах религии и навели его на мысль о Священном союзе. Через год в Париже проект этого союза император обсуждал с ученицей Юнга-Штиллинга и поклонницей «моравских братьев» г-жой Крюднер, брат которой, барон Фитингоф, был вице-президентом РБО.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010