Как специалисту по византийской культуре, мне невероятно важна мозаика, на которой изображена перепись населения Римской империи, где губернатор Сирии Квириний  сидит напротив стоящей Богородицы, а посередине композиции стоят два писца и записывают Ее имя в реестр, в число граждан империи. Эта композиция — явная инициатива ктитора церкви Феодора Метохита, главного бюрократа империи, и в ней  бюрократическое буквально приравнивается к божественному. Функция чиновника, который стоит в центре композиции, воспринимается как совершенно надмирная функция, что очень хорошо передает самосознание византийского бюрократа. Вообще про этот памятник можно рассказывать совершенно бесконечно. Но самое печальное, что под ударом находится не только он, но и Церковь Богородицы Паммакаристос («Всеблаженной»), турецкое название – Фетхийе Джами. Этот второй по значимости памятник XIV века попал в тот же самый список, под то же самое решение суда. Он не так широко известен общественности, но от  этого его мозаики не теряют своей художественной значимости: их качество не уступает мозаикам из монастыря в Хоре, просто их гораздо меньше. То, что, под ударом находятся два самых главных памятника XIV века и это делает ситуацию совсем отчаянной. Надеюсь, что мировая научная общественность, культурные организации, прежде всего, ЮНЕСКО, будут  протестовать. Конечно же, это не точка, а только начало, вероятно, долгого и сложного процесса борьбы. Именно сейчас и нужно бить во все колокола. Потому что потом будет уже поздно. — Византийские памятник почти во всех искусствоведческих работах XX,   XXI веков называются именно мечетями — Кахрие Джами, Фетхийе Джами. Нет ли какой-то смысловой связи, что вот, называли памятники мечетями, и они в итоге могут ими стать?   — Не вижу никакой связи. Не важно, как называть эти памятники – так, как называли их в Византии, или так, как принято в Турции  — все-таки сейчас они находятся на территории этого государства. Главное, чтобы они продолжали оставаться музеями и эти музеи были доступны для посетителей.   

http://pravmir.ru/vo-vremya-namaza-zakro...

Очевидно, что вновь проявляется уже неоднократно упомянутый прием поздневизантийского искусства – создается символико-догматический сюжет с помощью элементов, наделенных вполне определенной устойчивой семантикой, хотя, на первый взгляд, весьма далеких от темы. Успение Богоматери сопоставляется с успением конкретного лица, подобно тому, как Сретение Господне сопоставлялось со Сретением иконы Владимирской в Москве в конце XIV столетия. В Кахрие Джами Иоанн Дамаскин и Козьма Майумский предстают основными образами-напоминаниями содержания и характера праздничной литургии Успения. Подобный художественный прием повторяется во многих памятниках XIV–XV вв., и, в частности, в интересующем нас аспекте он присутствует в росписях ц. Успения на Волотовом поле, где Иоанн Дамаскин и Козьма Майумский представлены в алтаре на пилястрах арки протезиса в одном регистре с композициями «Причащение апостолов» (в алтаре), «Успение Богоматери» на северной стене и донаторской композицией на южной (архиепископы Моисей и Алексий предстоят Богоматери с Младенцем, благословляющим их архиерейским жестом), то есть с основными сюжетами, определяющими круг идей и образов всей росписи; гимнографы здесь включены в основной смысловой ряд изображений Успенского храма, очевидно, по причине традиционной связи с темой Успения. В то же время священник Захария 202 и царь Мельхиседек, написанные над ними на пилястрах арки протезиса в ярусе конхи апсиды перед изображением Богоматери с Младенцем между ангелами, указывают совершенно определенно на смысл алтарного образа Богоматери с Младенцем, очевидно сходный с образами Кахрие Джами, представляющими Марию как олицетворение Храма – вместилища Бога, а Христа – архиереем, потому что Иисус был «наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» ( Евр.5:10 ). Мельхиседек же представлен с блюдом для хлеба и сосудом для вина в руках – символами новозаветной литургии. 203 Совершенно очевидно, что композиция средника иконы Успенского собора – Богоматерь на престоле с младенцем Иисусом, благословляющим двумя руками предстоящих пророков, гимнографов, праведного Симеона и св.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Если попытаться прочитать сюжеты росписи подкупольного пространства парекклесиона Кахрие Джами по традиционному принципу сверху вниз, то оказывается, что изображения гимнографов, чьи сочинения явились источником подобного символико- догматического образа, равнозначны изображениям евангелистов в классической системе росписи византийского храма, чьи тексты также являются основой для изображений на стенах храма. Подобно тому как в классической системе стены подкупольного пространства заполняются евангельскими сценами, так и в парекклесионе они заполнены сюжетами, связанными с гимнографией, правда, не столь прямо, как первые. 199 Сюжеты с пророками в данном случае являются не просто иллюстрациями библейских событий, а преобразовательными композициями, раскрывающими наиболее частые в гимнографических сочинениях и проповедях на Успение, Благовещение, Рождество метафорические образы, такие, например, как следующие: «одушевленная лестница, спустившись с которой Вышний явился на землю», «врата небесные встретились с вратами Божиими, обращенными лицом на восток», «Сегодня одушевленный град Божий проставляется из земного Иерусалима в Иерусалим небесный... и Ковчег Господа, одушевленный и умственный, переносится в покой Сыновний» и др. (Третье слово Иоанна Дамаскина на Успение Богородицы). Таким образом, все темы росписи паракклесиона Кахрие Джами оказываются очень тесно сплетены друг с другом и подчинены одной идее: это – иллюстрация основных литургических текстов, связанных с прославлением Богоматери. 200 Поскольку более ранняя иконографическая традиция выделяла Иоанна Дамаскина и Козьму Майумского среди других гимнографов как воспевающих именно Успение Богородицы, то в усыпальнице, которой является паракклесион, появляется еще и сокращенный вариант подобной иконографии. В одной из надгробных композиций, находящейся в этом же компартименте храма (гробница Е), 201 представлены два гимнографа со свитками, на которых написаны фрагменты текстов, связанные с погребальным обрядом. Они расположены с двух сторон от Богоматери Оранты с Младенцем Христом, благословляющим их и всех предстоящих архиерейским жестом.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

На Собор Иоанна Предтечи (7 янв.) последование праздника Богоявления соединяется с неск. песнопениями И. П.; кафизма на вечерне не стихословится, совершается вход (ради пения великого прокимна), на «Бог Господь» тропарь И. П. поется на «Слава, и ныне...»; на литургии поются антифоны праздника, чтения те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; также помещены указания об уставе службы в случае совпадения 7 янв. с воскресеньем (Там же. С. 384-385). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава, главными праздниками И. П. являются Усекновение главы (29 авг.) и Рождество (24 июня), в эти дни поется только последование И. П. (служба Октоиха опускается), обладающее такими праздничными элементами, как паремии на вечерне, пение стихир И. П. на стиховне, 3 антифона на утрене (24 июня - из Пс 91, 96, 111; 29 авг.- из Пс 14, 96, 111), на утрене 24 июня - прокимен из Лк 1 (песнь прор. Захарии, 1. 76 и 1. 68), Евангелие - 2-я половина литургийного чтения, утреня завершается по праздничному чину пением великого славословия; на литургии антифоны Пс 91, 92, 94 (припев к 3-му - тропарь И. П.), чтения те же, что и в Евергетидском Типиконе ( Arranz. Typicon. P. 159-161). 29 авг. служба на литургии та же, что и в Типиконе Великой ц., с причастном Пс 111. 6b. На следующий день, 30 авг., поется последование И. П. в соединении со службой рядового святого (Ibid. P. 183-184). Встреча Иисуса Христа со св. Иоанном Предтечей. Мозаика купола кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Встреча Иисуса Христа со св. Иоанном Предтечей. Мозаика купола кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Др. праздники в честь И. П. имеют меньше праздничных особенностей. На Собор Иоанна Предтечи (7 янв.) последование И. П. включает лишь неск. песнопений, к-рые поются вместе с последованием праздника Богоявления; на вечерне и на утрене отменяется стихословие кафизм, на литургии поются вседневные антифоны (из Пс 91, 92, 94), служба на литургии практически та же, что и в Типиконе Великой ц. 7 янв., кроме аллилуиария (со стихом из Пс 96) и причастна (Пс 111. 6b) (Ibid. P. 103-104). В праздники Зачатия Иоанна Предтечи (23 сент.) и Обретений главы Иоанна Предтечи (24 февр. и 25 мая) соединяются последования И. П. и Октоиха, вечерня совершается без кафизмы, на утрене поются «Бог Господь» и тропарь И. П., накануне 23 сент. на повечерии указан канон И. П.; на литургии назначаются изобразительны, на блаженнах поется 6-я песнь канона И. П. 23 сент. на литургии указаны: прокимен из Пс 63, Апостол Рим 13. 11c - 14. 4, аллилуиарий со стихом Лк 1. 68, Евангелие Лк 1. 5-25, причастен Пс 111. 6b (Ibid. P. 29-30). 24 февр. и 25 мая служба на литургии та же, что и в Евергетидском Типиконе, кроме аллилуиария (со стихом из Пс 84) (Ibid. P. 123-124, 154).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Проповедь св. Иоанна Предтечи и сцены жизни Иисуса Христа. Мозаика экзонартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. Проповедь св. Иоанна Предтечи и сцены жизни Иисуса Христа. Мозаика экзонартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. Св. Иоанн Предтеча, с житием. Икона. 1696 г. (мон-рь Дохиар на Афоне) содержит 2 рассказа о человеке, к-рый по ряду признаков очень напоминает И. П. В 1-м рассказе говорится о некоем проповеднике, к-рый ходил по Иудее и одевался в странные одежды из звериного меха. У него были длинные волосы и «дикое» лицо. Он говорил иудеям, что послан к ним Богом «показать им путь закона». Если они последуют за ним, то ими будет управлять только один Бог, а множество земных правителей, к-рые ими управляют, потеряют власть. За ним пошли вся Иудея и окрестности Иерусалима. Он погружал людей в струи Иордана и поучал, чтобы они перестали творить зло. Когда слухи дошли до Архелая (он правил Иудеей в 4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.), он повелел собрать синедрион. Проповедника привели на заседание. Он сказал, что он простой человек, живет, питаясь кореньями и щепками, но в него вошел Дух Божий. Они же с угрозами запретили ему проповедовать. Когда же он стал обличать собравшихся, Симон, «ессей по рождению и книжник», воскликнул: «Как может поучать тех, кто каждый день читает Священное Писание, тот, кто только что вышел из леса?!». Тогда проповедник произнес, что не откроет им тайны, и предсказал, что на них придет погибель, а сам удалился на др. сторону Иордана, где ему уже никто не мешал ( Иосиф Флавий . История иудейской войны: Древнерус. пер. М., 2004. Т. 1. С. 152-153. 383в-г). В др. рассказе повествуется о том, как тетрарх Филипп захотел узнать толкование своего сна. Никто не мог ему разъяснить, почему во сне орел выклевал ему оба глаза. Тогда к Филиппу пришел человек, к-рый одевался в звериные меха и «очищал людей в струях иорданских». Он обличил тетрарха в мздоимстве и объявил, что за это он будет лишен власти и жены - таково значение его сна. Когда вскоре Филипп умер, власть получил Агриппа, а его жену взял Ирод. Никто из законоучителей не смел обличить Ирода. Но все тот же «дикий» человек обвинил Ирода в том, что он не исполняет закон о левиратном браке, но прелюбодействует. Ирод велел побить и прогнать его, но тот везде, где встречал Ирода, обличал его. Тогда Ирод посадил проповедника в темницу. Этот человек жил подобно духу, не ел хлеба (даже на Пасху), а тем более не ел мясной пищи и не пил вина, вкушал только щепки, акриды и дикий мед (Там же. С. 160-161. 387б-в). В христианских и гностических апокрифах

http://pravenc.ru/text/471450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ [Русский археологический ин-т в К-поле - РАИК], первое рус. научное об-во по исследованию истории, археологии, искусства христ. Востока за границей. Создание РАИК явилось результатом развития византиноведения в России с сер. XIX в. и его расцвета в конце столетия. Идея создания РАИК принадлежала Ф. И. Успенскому , ставшему бессменным директором ин-та, осуществление ее стало возможным при покровительстве А. И. Нелидова, рус. посла в К-поле и впосл. первого почетного председателя об-ва. Устав и штат были утверждены имп. Александром III Александрович в 1894 г., торжественное открытие состоялось 26 февр. 1895 г. Устав определил основные направления работы ин-та: изучение древней географии и топографии, исследование истории и археологии всех территорий Византийского мира, описание рукописей, эпиграфика и нумизматика, исследование архитектуры и монументальных памятников искусства. Нелидов добился от правительства Порты разрешения производить раскопки на всей территории Османской империи и сохранения за РАИК половины всех находок. Сотрудники РАИК предприняли комплекс научных экспедиций в М. Азию, Болгарию, Сербию, Македонию, Грецию, Афон, Сирию, Палестину. Среди самых значительных работ: изучение архитектуры, мозаик и фресок мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; мозаик ц. Неа-Мони на Хиосе, 1042-1056 гг.; мозаик ц. Успения в Никее, кон. VII в., 1065-1067 гг.; открытие мозаик и фресок V-IX вв. в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике; раскопки в районе акрополя г. Византия; изучение остатков Большого имп. дворца в К-поле; археологические исследования древних столиц Болгарии Плиски (Абобы) и Преславы . Исследования сотрудников РАИК публиковались в ж. «Известия РАИК» (всего вышло 16 т.), среди них монографии Ф. И. Успенского «Археологические памятники Сирии» (1902. Т. 7. Вып. 2-3) и «Константинопольский серальский кодекс Восьмикнижия» (1907. Т. 12), Ф. И. Шмита «Кахрие-Джами: История монастыря Хоры. Архитектура мечети. Мозаики нарфиков» (1906. Т. 11).

http://pravenc.ru/text/76472.html

Из всех разбиравшихся здесь художественных примеров образы Феофана Грека ближе всего прп. Давиду Солунскому в Кахрие Джами. Сходен особый акцент образов, внутренне глубокий, напряженный, однако без экзальтации. Мистическое созерцание, но не мистический экстаз, которому подчинен образ св. Иоанна Богослова в миниатюре из Нового Завета (ГИМ. Син. гр. 407). Нет и торжественного величия, как в миниатюре с прп. Исааком. Образы Феофана Грека отмечены таким высоким духовным сосредоточением, которое граничит с состоянием психологически экстремальным. Кажется, это полная отрешенность и замкнутость. Полное одиночество. Полная индивидуальность предстояния пред Господом. Вне киновии. В отдаленном пустынном скиту. Как и у столпника Давида в Кахрие Джами. Кажется, это близко тому, чему учил прп. Григорий Синаит . Мистическое видение в одиночестве, абсолютно вне мира, даже вне церковной общины. Очень личный мистический опыт; самое индивидуалистическое сознание в православной аскетике и мистике XIV в. В сочинениях духовных писателей второй половины XIV в. мы его не знаем. Знаем же в византийском искусстве этого времени, у Феофана Грека. Это, конечно, не значит, что такого опыта в реальности не было. Возможно, и даже скорее всего, был. Но оказался бессловесным. Описанный в этой работе аскетический тип в искусстве XIV в., как видим, был редким. Все известные нам примеры мы перечислили. Правда, только те, которые являют собой полный и чистый вариант такой образности. Отдельные же черты ее широко разбросаны в византийской живописи всего XIV в., и именно они часто одушевляют, делают более содержательными различные образы и стили всего этого периода, в основе своей всегда тянущиеся к чему-либо классическому. Иногда такие (или похожие) черты даже доминируют в образах. Например, в художественных созданиях конца 20–40-х гг. XIV в. Таковы миниатюры в Евангелии из Венской библиотеки (gr. 300) 21 , в Менологии 1322–1340 гг. из Бодлеянской библиотеки (Bodl. gr. th. f. 1 22 ), в Новом Завете с Псалтирью 30-х годов XIV в. из Исторического музея (ГИМ. Син. гр. 407 23 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ob...

XVI в. Ок. VII в. иерусалимские формы гимнографии сменяются новыми монашескими жанрами, включающими седальны , стихиры и каноны , что отражено уже в древней редакции груз. сб. Иадгари , являющегося переводом греч. Тропология (изд.: Renoux A. Les hymnes de la résurrection. P., 2000. T. 1: Hymnographie liturgique géorgienne: Introd., trad. et annot. des textes du Sinaï 18), и в ркп. Sinait. gr. 34 (изд.: Frøyshov S. L " Horologe «Georgien» du Sinaiticus Ibericus 34: Thése Doct. P., 2003. 2 t.). Несмотря на замену гимнографических форм и начало нового гимнографического творчества (что отражено в новом иерусалимском Тропологии VIII-IX вв.), часть гимнов, содержащихся в древних памятниках, присутствует и в совр. богослужебных книгах правосл. Церкви, но многие вышли из употребления. С нач. II тыс. по Р. Х. Иерусалимская Церковь перешла на богослужение к-польского типа, хотя в нек-рых источниках (напр., в Святогробском Типиконе ; см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 2. Σ. 1-254) еще нек-рое время сохранялись отдельные черты древней иерусалимской традиции. Анализ данных греч. источников IX в.- свитка с литургией ап. Иакова (Vatic. gr. 2282, IX в.), Псалтири (РНБ. Греч. 216, 862 г.) и Часословов (Sinait. gr. 863 и 864, IX в.) - показывает, что кафедральные службы Страстной седмицы в Иерусалиме в этот период достигли степени муз. и текстуальной вариативности, сопоставимой с подобными характеристиками совр. визант. обряда. Мн. ранние образцы гимнографии анонимны, др. атрибутированы мелодам (создававшим как тексты, так и мелос). Одним из центров палестинской гимнографии стала лавра прп. Саввы Освященного (439-532). Среди первых мелодов был избранный позднее Иерусалимским Патриархом монах лавры св. Саввы Софроний († 638), составивший циклы гимнов на Рождество Христово и Богоявление, используемые поныне. Прп. Косма Маюмский. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316 - 1321 гг. Прп. Косма Маюмский. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316 - 1321 гг. Эти литургические новшества встретили сопротивление нек-рых монахов консервативного направления, осуждавших введение в их правило псалмопения гимнографии и мелодического пения.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в. Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Стамбул, Турция. Фрагмент Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Общий вид свода Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва Икона. Ярославль. 1560-е гг. Частное собрание Икона. Регион Сольвычегодска. Нач. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей Пелена. Москва. XVII в. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Кон. XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник Икона из ц. Василия Блаженного. Чухчерьма. 1-ая треть XVIII в. Музей изобразительных искусств, Архангельск Болгарская икона. 1795 г. Монастырь Иоанна Рыльского, Болгария Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814—1822 гг. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция Мастер жития Марии. Деталь алтарь Девы Марии. 1460—1465 гг. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия Мастер алтаря Реглера. Алтарь Девы Марии; левая створка внутри. 3-ая четв. XV в. Старая Пинакотека, Мюнхен Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия Таддео Гадди. Фреска капеллы Барончелли в базилике Санта-Кроче. 1328—1330 гг. Флоренция, Италия Паоло Уччелло. Фреска из собора в Прато. 1433—1434 гг. Прато, Италия Чима да Конельяно. Ок.1497—1500 гг. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия Никола Дипр. Ок. 1500 г. Париж, Лувр Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция, Италия Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция. Фрагмент Якопо Тинторетто. Фреска церкви Санта Мария дель Орто. 1555 г. Венеция, Италия Эсташ Лесюэр. Ок.1640—1645 гг. Государственный Эрмитаж, Спб.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

стене, образ Богоматери в апсиде ц. Санти-Мария-э-Донато на о-ве Мурано и ряд М. Сан-Марко, напр., «Вознесение» в центральном куполе, Страстной цикл и сцены явления Христа после воскресения на зап. своде центрального квадрата и на юж. своде зап. квадрата). Деисус. Мозаика юж. галереи собора Св. Софии К-польской. 70–80-е гг. XIII в. Деисус. Мозаика юж. галереи собора Св. Софии К-польской. 70–80-е гг. XIII в. В 1169 г. были завершены М. церкви Рождества Христова в Вифлееме. Если М. апсиды, арки над ней и стен трансепта в целом следовали привычной схеме украшения крестово-купольного храма (образ Пресв. Богородицы с Младенцем, прор. Давид и праотец Авраам в апсиде; сцены «Уверение ап. Фомы», «Вознесение Христа», «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим» в трансепте), то программа украшения нефа вифлеемского храма не находит аналогий в др. памятниках. В нижнем ярусе над колоннами были представлены предки Иисуса Христа согласно Евангелию от Матфея (юж. сторона) и Евангелию от Луки (сев. сторона), над ними - символические изображения 7 Вселенских Соборов, 4 Соборов, проходивших в провинциях (в Антиохии в 268 г., в Анкире в 314 г., в Сардике в 343 г. и в Ганграх в IV в.) и 2 местных Соборов (в Карфагене в 254 г. и в Лаодикее в IV в.) в виде храмовых построек с показанными на их фоне свитками с начертанными текстами соборных постановлений; выше, между окнами,- процессии ангелов, направляющихся в сторону алтаря. Зап. стену, согласно сообщениям паломников, занимала композиция «Древо Иессеево». Вероятно, в создании М. принимали участие мастера с лат. Запада, из Сирии и, возможно, из Палестины ( Hunt. 1991. P. 85), о чем свидетельствуют надписи на 3 языках, однако, если судить по стилю М., ведущая роль в декорации принадлежала визант. художникам. Исцеление расслабленного. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Исцеление расслабленного. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. С XI в., а возможно и с более раннего времени (если речь не идет об имп.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010