Лёгкий, светлый тон мозаик внешнего нартекса близок к фресковой живописи и придаёт им особый характер. Напротив, тон мозаик внутреннего нартекса – сочный и густой, с преобладанием лиловых колеров, пурпурных одежд и синего или золотого фона. Лиственные орнаменты лучшего византийского стиля окаймляют десятки сцен, в которых роскошная обстановка гармонирует с импозантностью общего впечатления. Здесь рассказана жизнь Девы, а в куполах колоссальные образа пророков, Её предвозвестивших, и мудрецов, о Ней гадавших, служат торжественной обстановкой Марии, этому прообразу Церкви, утверждённой на земле. Большие мозаические изображения Иисуса Христа с предстоящею Мариею и апостолов Петра и Павла находятся по сторонам входных дверей, над которыми перед Спасителем изображен и сам патриций Феодор Метохит, в зелёном шелковом опашне и шелковом же тюрбане. Кроме обезображенных изображений Христа и Богородицы, в главной церкви сохранилась только облицовка стен из дорогих мраморов. Рис. 16. Мечеть Кахрие-Джами. Мозаика внутреннего притвора. Ап. Петр Рис. 16. Мечеть Кахрие-Джами. Мозаика внутреннего притвора. Ап. Павел Скульптурные же изображения, хотя с отбитыми ликами, сохранились и в южном пределе. Но там же все стены, своды и куполы были украшены некогда фресками, от которых остались лишь несколько больших фигур, части сцен и роспись куполов. Между тем в этих фресках столь же много любопытного и, что главное, кто видел ранние фрески джиотовской школы во Флоренции, в Ассизи, тот не может не быть поражён их сходством. Это один из крупных фактов, доказывающей связь ранней итальянской живописи с Византией. Из мечети Кахрие стоит сделать особую экскурсию для осмотра того северного урочища Стамбула, которое играло главную роль в позднейшую эпоху Византии, под именем Влахерн. Идя от мечети по улице, идущей под стенами, вы скоро приходите к месту, где в стене имеется проём. Теперь брешь заделана невысоким забором, чтобы оградить христианское кладбище, расположенное по ту сторону стены. Но, очевидно, забор сделан очень недавно, и на постройку его взят мусор, тут же лежащий; существует же , между тем, эта брешь с 29 мая 1453 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Церковь Богородицы Евергетиды в Студенице. Ок. 1183 г. Вид с востока Церковь Богородицы Евергетиды в Студенице. Ок. 1183 г. Вид с востока Др. группу церквей составляют постройки с амбулаторием - Гюль-джами и Календерхане-джами. О времени их строительства свидетельствуют присутствие развитой системы ниш на апсидах, множество окон во всех ярусах и кладка стен в технике скрытого ряда. Но массивные архаизированные столпы (по толщине превосходят стены), поддерживаемые тройными аркадами хоры, огибающие подкупольный квадрат, напоминают пространственные структуры ц. Успения в Никее или вмч. Георгия в Манганах. Особенность этих храмов XII в.- высокие хоры (угловые ячейки в Календерхане имеют 3 этажа) - повлияла на формирование закомарного завершения фасадов ( Комеч. 1986. С. 123-124). К типу храма с 3-сторонним обходом купольного пространства наоса относились ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) и ц. Спасителя мон-ря Хора (Кахрие-джами) (после перестройки 1315-1321); в первой тройные аркады (снесены) между столпами создавали впечатление легкой границы между «нефами», во второй центральный объем был изолирован от обхода. Приставленные к углам столпы формировали крещатость основного пространства ( Комеч. 1987. С. 124; Ousterhout. 1995). К-польская традиция отчетливо влияла на памятники Балкан: в долине р. Струмы, в Велюсе , греч. еп. Мануил в 1080 г. построил ц. во имя Богородицы Елеусы. Храм представлял собой выложенный из плинфы небольшой тетраконх, 5-гранные экседры оформлены в к-польском духе - наложенными арками и ступенчатыми нишами, почерк столичных мастеров заметен и во внутренней отделке. Оригинальная ц. мон-ря Панагии Космосотиры в Феррах (совр. Фере, Греция) (1152) построена в технике скрытого ряда, имеет 4 колонны, попарно сгруппированные под зап. углами квадрата подкупольных арок, к-рый на востоке непосредственно примыкает к алтарному пространству. Из 4 дополнительных куполов 2 западных служат освещению угловых зон цельного интерьера храма, 2 восточных - пространств жертвенника и диаконника. В ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (основатель - Алексей Ангел Комнин, до 1164, Македония) реализован тип вписанного креста с куполами над угловыми компартиментами и применена кирпичная кладка в технике клуазонне ( Krautheimer. 1986. P. 375-376).

http://pravenc.ru/text/383977.html

Равенна и Венеция изучаются уже несколькими поколениями ученых. Архитектура храма св. Марка, построенного по византийским образцам, великолепие его мозаичного и мраморного декора, запрестольный образ Pala d’oro, коллекция драгоценных изделий из камня, эмали и серебра, наконец, квадрига коней, некогда украшавшая константинопольский ипподром, – все это исследовано во многих работах ряда ученых, среди которых непревзойденным знатоком настенных мозаик был Отто Демус 2259 . 2. Византийский Восток Возможности раскопок византийских памятников в Стамбуле довольно ограниченны, поэтому изучение константинопольской архитектуры сосредоточено на вопросах строительной техники и декорации, создании новой обмерной документации, в том числе в процессе реставрации. Американский Византийский институт провел масштабные реставрационные работы в св. Софии и монастыре Хора (Кахрие Джами) 2260 . Археологи стремятся получить новые данные, исходя из анализа техники кладки, штампов кирпичей различных частей св. Софии. Таким способом было подтверждено, что скевофилáкион действительно датируется V в., т.е. в комплексе юстининовского храма он сохранился от эпохи реконструкции Феодосия II 2261 . Редкий в Стамбуле случай, когда археологические работы удалось провести в интерьере церкви, – работы в комплексе храма Календер с его разновременными частями (древнейшие восходят к IX в.) и сложной строительной историей 2262 . Церковь Одалар Джами изучена, однако ее не удалось идентифицировать с каким-либо известным по источникам столичным памятником 2263 . Монография о традициях и способах работы византийских строителей принадлежит Роберту Оустерхауту 2264 , он же написал диссертацию об архитектуре церкви монастыря Хора (Кахрие Джами) 2265 . Значительное количество исследований о памятниках архитектуры средневизантийского и палеологовского времени легко объяснимо: эти церкви достаточно хорошо сохранились, хотя и со многими перестройками. Но для изучения ранневизантийской архитектуры необходимы серьезные археологические работы, что крайне трудно осуществить в условиях плотной городской застройки исторического Константинополя. Такие раскопки в 60-х гг. XX в. удалось провести в центральной части старого города, свободной от застройки, вблизи акведука Валента. Американский археолог Ричард Мартин Харрисон (1935–1992) раскопал остатки дворцовой купольной базилики св. Полиевкта, построенной Аникией Юлианой в предъюстиниановское время. Расположенное рядом с базиликой здание не удалось точно определить (баптистерий или термы?) 2266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. Эндервуд в своей монографии о константинопольском монастыре Хора отметил, что древнее название этой обители в XIV столетии воспринималось не непосредственно как топоним, а в мистическом смысле, о чем свидетельствуют названия образов Христа и Богоматери: « χρα τν ζντνων» («Страна Живых», Пс.114:8 ) и « χρα του χωρτου» (Вместилище Невместимого), которыми надписываются сразу несколько различных изображений. 75 Появление подобных надписей не столько характеризует игру слов, связанную с названием монастыря, сколько открывает нам новое отношение к созданию главных храмовых икон, возникающее с введением в круг фигуративного искусства поэтической сюжетной основы. Безусловно, что при выборе из богатейшего круга гимнографических эпитетов именно строки Акафиста «χαιρε Θεου χωρτου χρα» определяющую роль сыграла историческая традиция данного места, но это не говорит об уникальности подобного обращения к гимнографическим клише; к сожалению, эпиграфический материал такого рода публикуется редко и менее всего известны в этом отношении памятники поздневизантийского искусства в Константинополе, однако даже при скудости источников открытые вслед за Кахрие Джами мозаики константинопольского храма Фетие Джами дают нам еще один пример подобного рода: мозаическое изображение благословляющего Христа в конхе алтарной апсиды парекклесиона (ок. 1315 г.) сопровождается надписью « περαγαθς» (преблагой) – эпитетом, известным прежде всего по канонам Триоди и сочинениям Иоанна Дамаскина . 76 Такая характеристика образа параллельна по смыслу посвящению храма Богоматери « παμμαριστος» (преблагословенной). При этом важно подчеркнуть, что парекклесион пристроен к более раннему храму, и его иконографическая программа лишь дополняет существовавшую, но так же, как и в Кахрие Джами, пара гимнографических эпитетов – « περαγαθς» и « παμμαριστος» – акцентирует в весьма изысканной словесной форме догматическую основу образов Богоматери и Христа: Христос «преблагой», то есть имеющий в себе благодать, божественную силу, исходящую в мир; Богоматерь «преблагословенная», то есть в высшей степени наделенная божественной благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Помимо сюжетных композиций на вост. стене нартекса находится ростовой Деисус. Композиция представлена в сокращенном изводе - в молитвенном предстоянии Христу изображены Богоматерь и коленопреклоненные севастократор Исаак Комнин (брат имп. Иоанна II Комнина) и принявшая постриг с именем Мелания дочь Михаила VIII Палеолога Мария. Изображение Христа сопровождается эпитетом «Халкитис» и повторяет знаменитый образ, находившийся над медными вратами Большого имп. дворца в К-поле. Расположение такой деисусной композиции указывает на находившиеся в этой части нартекса погребения Исаака Комнина и Марии Палеологины. С целью создания семейной усыпальницы с юж. стороны кафоликона Феодором Метохитом был пристроен параклис, фрески к-рого выполнены одновременно с мозаиками нартекса. Тематика росписи отвечает заупокойному назначению этой небольшой погребальной капеллы. В конхе апсиды изображено «Сошествие во ад», в виме - «Воскрешение сына вдовицы» и «Воскрешение дочери Иаира», на своде и стенах - «Страшный Суд», в куполе - «Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов», в парусах - гимнографы прп. Иоанн Дамаскин, свт. Косма Маюмский, прп. Иосиф Песнописец и Феофан, под куполом на арках и стенах - прообразовательные богородичные сюжеты из ВЗ. Христос и Богоматерь. Мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Фрагмент Деисуса Христос и Богоматерь. Мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Фрагмент Деисуса Чрезвычайно близки росписи мон-ря Хора, но исполнены большей лиричности фрагменты мозаик др. погребальной капеллы - параклиса ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами), расписанного ок. 1315 г. Он был пристроен мон. Марфой, вдовой сановника Михаила Тарханиота, перестроившего церковь в кон. XIII в. В куполе изображен Христос Пантократор в окружении пророков. В алтаре находится Деисус - Спаситель на престоле в конхе апсиды, фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи в нишах вимы; образ Спасителя сопровождается эпитетом «Υπεργαθος» (Преблагой).

http://pravenc.ru/text/387113.html

Возвращаясь к изображению Богоматери на храме в клейме ψ иконы Успенского собора, можно теперь определить зависимость данного образа от константинопольского прототипа: благословляющий жест Христа, направленный на Марию, повторяет в данном случае главный смысловой символический мотив храмовой иконы Кахрие Джами, название которой перефразирует строку Акафиста (что, очевидно, и послужило основным поводом для повторения). Остальные детали, определяющие различия образов, в художественной системе палеологовского искусства оказываются не столь существенны, они не связаны с темой и могут свободно изменяться. В этом отношении интересно отметить, что символический язык жестов образа предалтарной мозаики Кахрие Джами нашел большое распространение на Балканах и на Руси в XIV столетии. Можно назвать несколько изображений Богоматери, связанных с русскими традициями, совершенно различных по иконографическому типу, но равно использующих константинопольский смысловой мотив благословения Марии Христом. Это – фреска на западном фасаде церкви Спаса Преображения в Новгороде, представляющая Богоматерь с Младенцем в типе, сходном с Одигитрией (конец XIV в.); изображение Богоматери с Младенцем на престоле в конце алтарной апсиды Благовещенского собора Московского Кремля, возобновленное после пожара 1547 г., может быть по старой иконографической схеме, восходящей к росписи 1405 г.; 78 иконографический тип Богоматери Тихвинской, восходящий к 1383 г. Все эти изображения не имеют прямых предшественников-образцов, а собирают в своих композициях ряд знаковых художественных форм для создания нового по содержанию образа, смысл которого в древности определялся, очевидно, либо программой храмовой росписи, либо предназначением иконы, либо другими факторами, теперь неизвестными. Эти памятники показывают, что способ создания художественного образа, распространенный в Константинополе в начале XIV в., активно использовался и в конце столетия, в частности на Руси. Суммируя сказанное, нужно отметить, что иллюстрация строфы ψ на иконе «Похвала Богоматери с Акафистом» следует константинопольской традиции в создании образной концепции сюжета. § 3. Особенности костюмов ктиторов иконы Успенского собора

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Роспись ц. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия. 1208-1209 гг. Святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Роспись ц. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия. 1208-1209 гг. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 324) 25 янв. указана служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря святого (тот же, что и в Типиконе Великой ц.); количество песнопений из Минеи заметно превосходит обычное для будних дней, что подчеркивает праздничность службы. На утрене 1 канон Октоиха и 1 - святого (отсутствующий в совр. книгах). 2-й канон святого помещен 24 янв., что образует своеобразное предпразднство дня памяти Г. Б. На литургии 25 янв. те же чтения, что и по Типикону Великой ц. (со вторыми вариантами прокимна и Апостола). Свт. Григорий Богослов. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. Свт. Григорий Богослов. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 399), относящемся к малоазийской ветви студийской традиции, устав службы 25 янв. в целом сходен с приведенным в Студийско-Алексиевском Типиконе. На вечерне ради памяти Г. Б. отменяется стихословие кафизмы, но утреня заканчивается по будничному чину, с пением стихир на стиховне. На литургии те же чтения, что и в Типиконе Великой ц. (с 1-м вариантом Апостола), на блаженнах - песнь из канона Г. Б. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 112-113), принадлежащем к южноитал. ветви студийской традиции, под 25 янв. описана торжественная служба, включающая вход и чтение 3 паремий Г. Б. на вечерне; замену рядовых кафизм праздничными антифонами из Пс 48, 111, 131, прокимен из Пс 48 и Евангелие (Лк 6. 17-23) на утрене; утреня оканчивается по праздничному чину с пением великого славословия . На литургии те же чтения, что и в Типиконе Великой ц. (с 1-ми вариантами прокимна и Апостола), но Евангелие - Ин 10. 9-16. В Иерусалимском уставе , явившемся развитием малоазийской ветви студийской традиции, с XII-XIV вв. принятом в правосл. Церкви повсеместно, память Г. Б. 25 янв. отмечена праздничной службой с полиелеем или даже бдением (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); чтения литургии - как в Типиконе Великой ц. (с 1-ми вариантами прокимна и Апостола), но Евангелие - Ин 10. 9-16. Евангелие утрени - Ин 10. 1-9. В слав. Типиконах XVI в. и в печатных дониконовских изданиях 25 янв. предписано петь службу с полиелеем (встречаются указания, что по желанию настоятеля может петься и славословная служба), а в случае совпадения с воскресным днем - совершаться всенощное бдение. В исправленном московском издании Типикона 1682 г. 25 янв. появляются указания о пении всенощного бдения (с оговоркой «аще хощет настоятель») и соответствующий праздничный знак (крест в полукруге); в издании 1695 г. и в более поздних, вплоть до совр., праздничный знак был заменен на полиелейный (красный крест), но указания о всенощном бдении сохранены.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Прав. Елисавета с младенцем Иоанном спасаются от преследования. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. Прав. Елисавета с младенцем Иоанном спасаются от преследования. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. В Византии десницей И. П. освящали воду на праздник Крещения Господня, она была одним из атрибутов, используемых в чине поставления на царство императоров (об этом сообщают Антоний Новгородский и Аноним Меркати, см. также: Kalavrezou. 1997. P. 73-74). В XIV в. десница И. П. хранилась в мон-ре Пресв. Богородицы Перивлепты в К-поле, о чем свидетельствуют рассказы многих рус. паломников: Стефана Новгородца, Игнатия Смолянина, дьяка Александра и диак. Зосимы ( Majeska G. P. Russian Travelers. 1984. P. 278). В 1403 г. святыню показывали в этом мон-ре Руй Гонсалесу де Клавихо ( Клавихо Р. Г., де. Дневник путешествия. 1881. С. 57). После завоевания К-поля турками (1453) десница нек-рое время хранилась в султанской сокровищнице, а в 1484 г. султан Баязид II передал ее в дар великому магистру родосских рыцарей-иоаннитов Пьеру Обюссону, желая завоевать их расположение при заключении мирного договора. Об этом известно из переписки султана с магистром ордена иоаннитов, опубликованной Гийомом Каурсеном в 1496 г. в составе «Родосской истории» ( Caorsin G. Rhodiarum historia (1480-1489). Ulm, 1496; ActaSS. Iun. T. 4. P. 769-772). После захвата Родоса турками в 1523 г. святыня была перенесена на Мальту. Сохранились описания реликвии: это была кисть с 3 пальцами, украшенная в XV в. золотом и драгоценными камнями. Она, в частности, упоминается историком Дж. Ф. Абелой в «Описании Мальты» 1647 г. После того как российский имп. Павел I стал гроссмейстером Мальтийского ордена, десница И. П., часть Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери были привезены в 1799 г. с Мальты в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине. В честь этого события был установлен праздник 12 окт. и составлена особая служба. В том же году святыни были перенесены в ц. Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце и ежегодно 12 окт. привозились обратно в Гатчину на 10 дней, где выставлялись в построенном императором храме во имя ап. Павла.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Нижние части алтарной апсиды облицованы мрамором и мозаической росписи не имеют. Направо от главной апсиды, в диаконнике изображения св. Николая (в малой апсиде), св. Елевферия и Афанасия (в арке), а в арке возле иконостаса – двух диаконов Евпла и Лаврентия, в виде прекрасных юношей. Свод этой малой апсиды украшен древнехристианскою монограммою имени Иисуса Христа, вероятно, уже утратившею к тому времени свое первоначальное значение. В левой (от зрителя) малой апсиде, где помещается жертвенник, Иоанн Предтеча в виде сурового аскета; возле него, в арке, два святителя, Сильвестр и Анфим; в сводике та же монограмма, а в арке иконостасной – св. Руфин и неизвестный. В средней части храма: в куполе колоссальное изображение Господа Вседержителя, напоминающее Пантократора в константинопольской Кахрие-Джами, с благословляющею десницею: лик строгий, на лбу и около носа глубокие складки, густые темные волосы падают на плечи; верхняя одежда синяя, а нижняя серая, проложенная золотом. Ниже Вседержителя – ряд пророков, среди которых обращают на себя внимание Иеремия – мужественный старец, Давид и Соломон в диадимах. Под куполом, в парусах сводов, в том месте, где обычно помещались и помещаются евангелисты, здесь находятся изображения благовещения (СВ), рождества Христова (ЮВ), крещения (ЮЗ) и преображения (СЗ). На северо-западном столбе вход в Иерусалим, на юго-восточном – сошествие во ад и явление ангела св. женам у гроба Иисуса Христа; на юго-западном – уверение Фомы, на северо-восточном – распятие Иисуса Христа. На южной стене – медальонные изображения мучеников; на западной, над входом, успение Богоматери. Во внутреннем притворе отдельные изображения святых: Акиндина, Елпидифора, Анемподиста и др.; во внешнем – тайная вечеря (восточн. стор.), введение во храм Пресвятой Богородицы (там же), сретение (южн. ст.) и явление Бога Аврааму в виде трех странников (сев. стор.). С отмеченными двумя росписями греческих храмов следует сопоставить мозаическую роспись бывшего Храма Спасителя в загородном константинопольском монастыре, превращенного в мечеть Кахрие-Джами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Богородицы, 15 авг. (Ibid. Σ. 268); 520 на попразднство Успения Пресв. Богородицы, 18 авг. (Ibid. Σ. 269); 521 мч. Александру Иконийскому, 21 авг.; 522 мц. Вассе, 21 авг. (Ibid. Σ. 271); 523 мученикам Ору, Оропсу и Иринею, 22 авг. (Ibid. Σ. 272); 524 на перенесение мощей ап. Варфоломея, 25 авг. (Ibid. Σ. 273); 525 прп. Фантину, 30 авг.; 526 мч. Филику, 30 авг. Другие каноны Прп. Иосиф Песнописец. Роспись парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Прп. Иосиф Песнописец. Роспись парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. И. П. принадлежит ряд канонов для седмичных памятей Октоиха, содержащих в 9-й песни (или в 8-й и 9-й песнях) имя Иосиф: 2 венка канонов Господу Иисусу Христу - на понедельники и вторники 8 гласов 527-542); неполный венок канонов (с 2 канонами во 2-м гласе) св. Иоанну Предтече на вторники 543-550); 2 венка канонов Кресту Господню для среды и пятницы 8 гласов 551-566); неполный венок канонов апостолам для четвергов (с 2 канонами в 7-м гласе) 567-574); венок канонов свт. Николаю, архиеп. Мирликийскому, для четвергов 8 гласов (венок канонов в неизменном виде сохр. только в совр. рус. издании Октоиха, в совр. греч. Октоихе канон 2-го гласа другой; 575-582); венок канонов всем святым для суббот 8 гласов (с 2 канонами 1-го гласа) 583-591); 2 канона Пресв. Богородице 592-593); 2 канона Небесным Силам бесплотным 594-595). Если допустить, что И. П. имел определенную гимнографическую программу, то он должен был написать полные венки канонов для каждого дня седмицы. И. П. приписываются следующие каноны Постной Триоди: 596 в Неделю о блудном сыне; 597 в Неделю мясопустную; 598 в пятницу сырной седмицы; 599 покаянный канон на повечерии вторника 1-й седмицы Великого поста; 600 покаянный канон на повечерии четверга 1-й седмицы Великого поста; 601 канон о блудном сыне во 2-ю Неделю Великого поста; 602 канон о посте во 2-ю Неделю Великого поста; 603 канон Кресту в пятницу 4-й седмицы Великого поста; 604 канон Пресв. Богородице в субботу Акафиста; 605 канон для Великого понедельника; 606 канон для Великого вторника; 607 канон для Великой среды. В Цветной Триоди И. П. принадлежат: 608-613 цикл канонов на пасхальную седмицу (с понедельника по субботу); 614 канон в Неделю о расслабленном; 615 канон в Неделю о самаряныне; 616 канон в Неделю о слепом; 617 канон в среду 6-й седмицы по Пасхе на предпразднство Вознесения Господня; 618 канон на Вознесение Господне.

http://pravenc.ru/text/673697.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010