Церковь мон-ря Хора (Кахрие-Джами) в К-поле. XII в. Церковь мон-ря Хора (Кахрие-Джами) в К-поле. XII в. Идея собора Св. Софии повлияла на сложение типа большой многокупольной базилики, где многократно повторено перекрытое К. квадратное пространство. Грандиозная ц. св. Апостолов в К-поле (536-550, разрушена в 1461) имела план в виде греч. креста из 5 квадратных купольных ячеек. Еще более крупная базилика - св. Иоанна Богослова в Эфесе (565, сохр. руины) - имела план в форме лат. креста и 6 К. Продолжала развиваться и простая купольная базилика (ц. Св. Ирины в К-поле, 532, перестроена в 564 и 740; зап. овальный глухой К. добавлен при перестройке в 740; храм «В» в Филиппах, Македония, VI в.). Однако в этом архитектурном типе появляются 2 новшества: К. сдвигается к центру среднего нефа (ц. Пресв. Богородицы в Эфесе, VI в.; храм в Каср-ибн-Вардане в Сирии, 564), а к северу и югу от К. возникают подпружные арки, придающие пространству крестообразность (ц. Св. Ирины, ц. св. Тита в Гортине, кон. VI в.). Т. о., зарождался тип крестово-купольного храма, к-рый, по мнению А. И. Комеча ( Комеч. 1987. С. 10-30), стал доминирующим к VIII-IX вв. (ц. свт. Николая в Мирах Ликийских, храм Успения Пресв. Богородицы в Никее (не сохр.), ц. Св. Софии в Фессалонике, все - ок. VIII в.). Мозаика купола церкви мон-ря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Ок. 1316-1321 гг. Мозаика купола церкви мон-ря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Ок. 1316-1321 гг. Средне- и поздневизант. архитектура пошла по пути уменьшения размеров зданий и К. Если в эпоху Юстиниана К. плоские и большие, то в X-XV вв. они значительно меньше и поставлены на высокий цилиндрический или граненый световой барабан с арочными окнами. Посводное сфероидное их покрытие делается из черепицы. Таковы К. в крестово-купольных постройках типа «храма на 4 колонках», к-рые не могли нести значительной нагрузки, и диаметр их определялся размером колонн, нередко вторично использованных (Мирелейон, 920; сев. ц. Пресв. Богородицы мон-ря Константина Липса, 907-908; храмы монастыря Пантократор, 1118-1136, все - в К-поле; центрические церкви Спасителя и св. Апостолов в Афинах, обе - ок. 1000). Немного больше размеры К. в храмах на 4 столбах: «с трехсторонним обходом» (Гюль-джами в К-поле, XII в.) или типа «компактно вписанного креста» (церковь монастыря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, XII в.).

http://pravenc.ru/text/2462267.html

И мне невольно пришло в голову, что если бы хоть на одну службу перевезти сюда иконостас, да пригласить нашего архиерея с хором невских или чудовских певчих, – какое было бы дивное богослужение, при сильном резонансе под сводами св. Софии, на открытой, обширной солее. Ах, когда-то в св. Софии раздастся священная песнь православных: «Да воскреснет Бог!» Любящему святую православную веру посетителю Царьграда стоит съездить в Царьград только за тем, чтобы насладиться святилищем св. Софии» 31 . Церковь Хора (Кахрие-джами) Другой христианской святыней Константинополя является церковь Хора (ныне она называется Кахрие-Джами 32 , что означает по-турецки «мечеть победы»). Расположенная вблизи Адрианопольских ворот (Эдирне капысы), церковь первоначально находилась вне древних стен Константинополя, откуда и происходит ее название («хора» означает «в деревне» или «за городом»). При постройке феодосиевых стен церковь вошла в черту города. После собора св. Софии это наиболее значительный памятник византийского искусства; дошедшие до нас мозаики XIV в. последовательно повествуют о евангельских событиях. Главным украсителем Кахрие-Джами считается первый министр императора Андроника – Феодор Метохит, не пожалевший средств для украшения столь дорогими памятниками церкви «Кахрие». Во время взятия Константинополя турками мусульмане обратили храм в мечеть и закрыли мозаики краской. В 60-х годах XIX столетия мечеть была отремонтирована, и мозаики очищены по приказанию султана Абдул-Азиза, который отличался религиозной терпимостью и считал себя (по отзывам историков) сторонником и покровителем искусства. Интересные соображения по поводу этого храма высказал в 1876 году начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) : «По трактатам мы имеем давнее право (чуть ли даже не долг) выстроить в Константинополе свой монастырь. Чем строить вновь, нельзя ли купить у Его Величества Абдул-Азиз хана мечеть Кахрие? Несмотря на ее драгоценные мозаики, я бы предпочел выпросить вместо нее бывшую церковь Пантократора 33 (Килися-джамиси), наилучшее константинопольское здание христианское после св.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Трагичен жест рук матери, не желающей видеть, как перед ней убивают ее ребенка («Избиение младенцев»). Как и все художники палеологовского периода, авторы мозаик Кахрие-Джами хорошо знали древнегреческие образцы. Их влияние можно усмотреть в рисунке плаща, круглой раковиной поднявшегося над головой служанки, поддерживающей Марию в сцене «Семь первых шагов Марии». Он напоминает плащ фигуры, олицетворяющей «Ночь» в миниатюре Псалтири Парижской Национальной библиотеки начала X века, также скопированной с античного памятника. Даже в манере исполнения мозаики Кахрие-Джами ощущаешь некоторую стилизацию под эскизность, свойственную стилю письма позднеэллинистических мастеров. Чудо в Кане. Мозаика. XIV в. Церковь Хора в Константинополе Рождество. Мозаика. XIV в. Церковь Хора в Константинополе Но особенно сильно ощущается воздействие эллинистической живописи в том, как здесь изображается архитектура с ее многочисленными аркадами, павильонами, балюстрадами. В многофигурных композициях Кахрие-Джами архитектуре и пейзажу отводится очень большая роль. Они служат тому, чтобы яснее выделить определенный персонаж, подчеркнуть его позу, движение. В сцене «Путешествие в Вифлеем» холм, на фоне которого изображена Мария, не только подчеркивает значение ее фигуры как основной в композиции, но так же, как и деревья, помещенные рядом с ней, усиливает направление ее движения: слева направо. Путешествие в Вифлеем. Мозаика. XIV в. Церковь Хора в Константинополе Тот же принцип подчеркивания значения фигуры с помощью пейзажного и архитектурного фона примерно в те же годы появился в фресках Джотто в капелле дель Арена в Падуе (1305 год). В сцене «Бегство в Египет» Джотто также использует форму горы, поднимающейся позади Богоматери, с целью не только показать ее как центральный персонаж в этой композиции, но подчеркнуть и усилить ее движение. Сходство обеих композиций – в Кахрие-Джами и в капелле дель Арена возможно, объясняется тем, что их авторы, поставив перед собой одни и те же цели, использовали сходные античные образцы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Мониторинг СМИ Храм Христа Спасителя монастыря Хора — Кахрие-джами — окончательно стал мечетью. Почему он важен для всех христиан? 10.09.2020 15:11 Мечеть Кахрие Джами. Около 1908 г. Через полгода после завоевания турками Константинополя в 1453 году монастырь Хора с храмом Христа Спасителя стал мечетью Кахрие-джами. Фрески и мозаики частично были сбиты, частично — замазаны. В 1948 году мечеть превратилась в «Музей Карийе», мозаики и фрески были отреставрированы, посмотреть на них могли все желающие. Еще в конце прошлого года Высший административный суд Турции постановил, что кабинет министров не имел права превращать стамбульскую мечеть в музей. И вот турецкое правительство официально и окончательно вернуло музею статус мечети. Почему этот музей важен не только для христианского мира, в чем его уникальность — рассказывает историк искусства и византолог Алексей Лидов. Второй — после Софии Константинопольской Монастырь Хора — один из главных памятников византийского искусства. По своему значению для христианского мира он стоит на втором месте после храма Софии Константинопольской. Монастырь основан в 11 веке, перестроен в 12 веке, но свой окончательный современный облик получил в 1315-1321 годах. Фото Димитрия Ковинова Это уникальный музей византийских мозаик и фресок был создан в начале XIV века, в эпоху названную по имени правящей императорской династии Палеологовской. Заказчиком выступил Великий логофет Феодор Метохит, главный советник императора Андроника II Палеолога, в реалиях нашего мира это как премьер-министр. Феодор Метохит — образованнейший человек своего времени, богослов и писатель, пригласил для украшения храма лучших константинопольских мастеров. Федор Метохит, подносящий отреставрированную церковь Хора Христу. Фото Алексея Лидова Храм Христа Спасителя монастыря Хора по праву включен в список культурного наследия ЮНЕСКО в числе важнейших памятников византийского искусства. Отстоял честь греческих мастеров Фото Guilhem Vellut Мозаики и фрески храма были грубо замазаны после захвата Константинополя, когда церковь стала мечетью. Когда в XIX веке часть мозаик и росписей храма раскрыли из-под турецкой штукатурки, исследователи не поверили, что это сделано греческими мастерами. Тогда существовал миф о некой вторичности греческого средневекового искусства, и мозаики приписали неизвестным итальянским мастерам. Но все оказалось ровно наоборот: именно это византийское искусство оказало влияние на искусство итальянского Проторенессанса, для которого было недосягаемой вершиной.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В области дворцового строительства при Комнинах произошел важный разрыв с традицией использования Большого дворца как главной имп. резиденции. Имп. Никифор III Вотаниат (1078-1081) еще жил в Большом дворце ( Magdalino. 1993. P. 79). Имп. Исаак I Комнин (1057-1059) построил храм св. Феклы во Влахернах, где в XI в., возможно, находился частный дворец Комнинов. С этого времени Влахернский дворец постепенно стал основной имп. резиденцией отчасти из-за того, что оттуда легко было покинуть город в случае мятежа. До 1094 г. имп. Алексей I построил во Влахернском дворце Парадный зал, а имп. Мануил I между 1143 и 1153 гг. добавил к нему еще один. Вокруг дворца поселились представители знатнейших семей ( Magdalino. 1993. P. 76-77). С Влахернским дворцом связан и единственный в этот период пример фортификационного строительства. В 1146-1147 гг. была построена новая сухопутная стена от Текфур-сарая до Золотого Рога ( Freely, Ç akmak. 2004. P. 231-232). В 1162 г. она была частично разрушена землетрясением и вскоре после этого восстановлена ( Asutay-Effenberger. 2007. P. 118-127). Лист из Нюрнбергской хроники с изображением Константинополя. Раскрашенная гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 249r (РГБ) Лист из Нюрнбергской хроники с изображением Константинополя. Раскрашенная гравюра из кн.: Schedel H. Liber chronicarum. 1493. Fol. 249r (РГБ) Имп. Иоанн II Комнин (1118-1143) и его жена Ирина построили большой мон-рь Христа Пантократора (ныне Зейрек-килисе-джами), к-рый с 30-х гг. XII в. стал новой имп. усыпальницей. Тем самым была окончательно прервана древняя традиция погребения визант. василевсов в соборе св. Апостолов. Эпоха Комнинов становится временем основания многих ктиторских мон-рей в К. До наст. времени сохранились типиконы 5 городских мон-рей XI-XII вв.: Пресв. Богородицы Евергетиды, Паниктирмон, Пресв. Богородицы Кехаритомени, Христа Пантократора и Маманта святого . Сохранились храмы этой эпохи, находившиеся в мон-рях Пантократора, Килисе-джами (визант. посвящение спорно), Феодосии святой (Гюль-джами), Иоанна в Трулле (ныне Хырами-Ахмет-Паша-месджиди), Календерхане-джами (вероятно, мон-рь Пресв. Богородицы Кириотиссы), а также остатки неизвестного храма близ ворот Аякапы ( M ü ller-Wiener. 1977. S. 97). Адриан Комнин, брат имп. Алексея I, построил монастырь Пресв. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами), а его сын Исаак перестроил собор мон-ря Хора (Кахрие-джами). К комниновскому времени относится, вероятно, храм Эски-Имарет-джами (вероятно, мон-рь Христа Пантепопта, основанный матерью имп. Алексея I Анной Далассиной). Сохранился также неизвестный храм близ ворот Аякапы. Неск. мон-рей было основано представителями знати ( Magdalino. 1993. P. 78). В этот период, особенно к сер. XII в., в храмовом зодчестве К. вырабатывается новый стиль декорации (при сохранении прежних плановых решений): ниши на фасадах становятся высокими и узкими, число закомар и апсидиолей увеличивается, распространяется кладка «с утопленным рядом».

http://pravenc.ru/text/2057122.html

созвал совещание представителей России, Болгарии и Сербии для изучения вопроса об объединении исследовательской работы. Сербия была представлена профессорами Васичем и Стефановичем, Болгария – Касаровым и Шкорпилом. На совещании было решено создать при Русском археологическом институте в Константинополе специальную секцию для изучения балканских стран; был выработан детальный план первых исследований, и даже были распределены работы среди участников. Таким образом, как исследовательская, так и большая организационная работа Ф. И. Успенского имеет большое значение для развития междубалканских исследований. Как указывал Мошин, Ф. И. „с предельной чёткостью определил и формулировал весь ансамбль исторических проблем, относящихся к связям Византии и славян. Археологический институт в Константинополе, который по своему влиянию на развитие византиноведения ни в чём не уступал семинару Крумбахера, был первым центром систематических исследований о межбалканских отношениях. „Известия» Института представляют неистощимую сокровищницу наблюдений и открытий в области средневековой археологии Балкан и внутренней истории балканских народов» 192 . Большие заслуги имеет Институт по изучению истории византийского искусства. В этой области первое место занимает исследование фресок, сохранившихся в мечети Кахрие-Джами, которыми, по поручению и под руководством Ф. И. Успенского, много лет подряд занимался Ф. И. Шмит. Мечеть Кахрие-Джами в своё время представляла собою церковь при монастыре Хора. Это – единственная мечеть в Константинополе, где византийская мозаика осталась доступной для изучения, так как во всех других мечетях она была покрыта слоем штукатурки. Много редких сюжетов, изображённых в виде мозаики во внутреннем нартеке, высоко художественная работа этих мозаик сделали мечеть Кахрие-Джами первоклассным памятником византийского искусства и привлекли к ней пристальное внимание учёного мира. Глубокое изучение этих мозаик тем более трудно, что они принадлежат к эпохе Палеологов, искусство которой наименее изучено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подчеркну, что эпоха раннего XIV в., чаще всего связываемая в истории византийского искусства с палеологовским ренессансом и классицизмом, была временем расцвета исихазма. Неудивительно, что некоторые художники раннего XIV в. создавали образы, адекватные современным поискам духовной жизни. Такие образы, как мы видели, разбросаны в классицистических ансамблях первой трети XIV в. Кроме уже названных они есть в церкви Апостолов в Фессалониках, в Грачанице, в Банье Прибойской. В целом их немало. Среди них много градаций. Самый глубокий из них, наиболее полно воплотивший идею духовного подвига, безмолвия и созерцания, – это столпник Давид Солунский в Парекклесионе Кахрие Джами. По своему содержанию он близок образам подвижников, пустынников ранневизантийского времени, в том числе и прп. Исаака Сирина . Образам, запечатленным не в искусстве, а в словах этих реальных людей. Такой образ жил в искусстве на протяжении всего XIV в., хотя был запечатлен в нем отнюдь не часто. Следующий известный нам пример – миниатюра с изображением св. Иоанна Богослова перед «Апокалипсисом» в греческом Новом Завете с Псалтирью (ГИМ. Син. гр. 407) 30-х гг. XIV в., созданном в Константинополе или в Фессалониках 18 (илл. 7, 8). Св. Иоанн Богослов на ней – это уже хорошо известный нам облик и образ, похожий на прп. Давида во фреске Парекклесиона Кахрие Джами. Старое, высохшее лицо; высоченный мудрый лоб, изборожденный морщинами; узкие, как щели, запавшие глаза, как будто спрятанные под густыми зарослями бровей; острый, даже пронзительный взгляд; бескровное лицо песочного цвета. Никакой физической красоты или особой физической выразительности. Напротив, незаметность лица, его черт и примет, как бы «спрятанность» индивидуального облика-портрета. Молчание, вглядывание в невидимые миру образы и неслышимые миру голоса. Созерцатель, отшельник, пустынник, преодолевший мир и все его эмоции, ушедший от его суеты и его внешне привлекательной красоты. Это столь же редкостное по удаче художественное воплощение образа православного мистика, духовидца, как и изображение прп. Давида Солунского в Кахрие Джами.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ob...

Монастырь Хора в Стамбуле превратят в мечеть. Византолог Алексей Лидов — о том, что будет с уникальными фресками Памятник византийского искусства уже закрыли щитами и подвесными потолками 29 октября, 2020 Памятник византийского искусства уже закрыли щитами и подвесными потолками Монастырь Хора в Стамбуле — уникальный образец византийского искусства, его храм Христа Спасителя включен в список культурного наследия ЮНЕСКО в числе важнейших памятников. Теперь монастырь превратят в стамбульскую мечеть Кахрие Джами. Почему так произошло и что в дальнейшем ждет памятник византийского искусства «Правмиру» рассказал историк искусства и византолог, заведующий отделом Института мировой культуры МГУ, академик Российской академии художеств Алексей Лидов. Алексей Лидов Храм был основан в XI веке, а свой окончательный облик получил в 1315–1321 годах. После захвата Константинополя турками в 1453 году, византийские мозаики и фрески были грубо замазаны и частично сбиты, а церковь превратилась в мечеть Кахрие Джами. С 1948 года церковь была открыта для туристов как музей Карие. В 2019 году Высший Административный суд Турции постановил, что кабинет министров в 1945 году не имел права превращать в музей стамбульскую мечеть Кахрие Джами (турецкое название византийской церкви монастыря Хора), музей решено превратить снова в мечеть, уникальные фрески и мозаики закрыли щитами и подвесными потолками. «Мозаики Хоры — вершина христианского искусства» Алексей Лидов, историк искусства и византолог, заведующий отделом Института мировой культуры МГУ, академик Российской академии художеств: — Это варварство и продолжающаяся война с христианской культурой. При этом, как ни странно, у Эрдогана и его соратников, превращающих музеи в мечети, есть свои защитники не только среди наших мусульманских, но и православных соотечественников, которые с упрямством, достойным лучшего применения, повторяют одну и ту же мантру: мечеть должна быть мечетью, а храм должен быть храмом, без каких-либо исключений для великих произведений мирового искусства.

http://pravmir.ru/monastyr-hora-v-stambu...

Пейзаж часто служит отделению друг от друга разновременных эпизодов, включенных в одну композицию. Обычно в многофигурных сценах Кахрие-Джами («Перепись населения», «Раздача пурпура» и другие) персонажи разбиваются на две противопоставленные друг другу группы, в каждой из которых выделены основные действующие лица. Их особое значение выявлено тем, что они помещены на фоне павильонов – прием, характерный для палеологовского искусства. Художники, работавшие в Кахрие-Джами, стремились к реальной передаче деталей. Некоторые из мучеников в медальонах во внешнем нартексе изображены в платьях богатой палеологовской знати. Склоненный перед Христом на ктиторской мозаике Феодор Метохит показан в костюме высокопоставленного византийского сановника XIV века. В шелковом головном уборе сложной формы представлен в сцене «Переписи населения» губернатор Сирии, перед которым стоит Богоматерь. Модель храма Хора в руках Феодора Метохита точно воспроизводит реальную архитектуру церкви. Мы видим ее западный фасад с глухой аркадой и двумя куполами по углам, меньшими по размеру, чем центральный. Только изображение южного пареклезия, который придавал архитектуре храма асимметричный характер, в мозаике отсутствует. Во многие сцены введены жанровые, интимные эпизоды, совершенно не предусмотренные иконографическим каноном. Скажем, в мозаику «Умножение хлебов» включено изображение детей, ползающих по земле и подбирающих кусочки хлеба, падающие из рук Христа. Мозаичисты испытывали влияние фресковой живописи, о чем можно судить по пробелам, положенным в виде двух-трех параллельных «запятых». Объем фигур передается освещением. Иногда одна половина фигуры показана в более светлых тонах, чем другая. В большинстве же случаев свет падает на фигуры прямо, так что середина тела изображается светлее, чем края. Благодаря этим средствам фигуры становятся округлыми, но вместе с тем подчеркнуто легкими, нематериальными. В 1951–1958 годах Американским археологическим институтом, ведущим реставрационные работы в Кахрие-Джами, были открыты фрески пареклезия, о которых долго ничего не было известно. Сюжеты росписей раскрыли истинное назначение пареклезия, ранее считавшегося трапезной. В связи с тем, что здесь были размещены композиции Ветхого завета и Страшного суда, а надписи на стенах воспроизводили заупокойные молитвы, стало ясно, что это была погребальная часовня. Она была расписана уже после завершения мозаик основной части храма, очевидно, теми же самыми мастерами.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

К-польская архитектура в эпоху Палеологов сохраняет традицию частично раскрывать внутреннее пространство вовне благодаря полупрозрачной оболочке вместо стен, как, напр., в нартексе Молла-Гюрани (Килисе-джами, ок. 1320), где по сторонам центрального входа с фланкирующими нишами устроены тройные аркады на колоннах с мраморными плитами в интерколумниях, юж. портик имел 5-частную аркаду. Характер декорации фасадов раннепалеологовского зодчества ярко демонстрирует юж. ц. мон-ря Константина Липса в К-поле, 7-гранная главная апсида к-рой оформлена 3 регистрами ниш (за нижним коротким рядом плоских ниш следует высокий ряд), 3 средних преобразованы в окна, разделенные мраморными колонками, в верхнем ярусе - ниши круглые. Завершает апсиду широкий пояс кирпичного меандра и карниз из треугольных зубцов. Стены выложены с чередованием узких полос белого камня и кирпича, перекрытия ниш выполнены из кирпича. В др. памятниках кладка более разнообразна и представляет собой ковровый рисунок из полос клуазонне, зигзагов, диагональной клетки из квадратных плиток, лент поребрика, вставок орнамента «елочкой» и др. варианты, порой полностью заполняя поверхности стен, как в ц. свт. Климента в Охриде (1294-1295), в ц. святых Феодоров в Мистре (1290-1295). Зодчие высокого палеологовского искусства дополнили традиц. декор др. орнаментами: «косо расчесанными» поверхностями тимпанов, шахматным узором, сложным плетением, полихромной кладкой арок, как в Грачанице, нартексе Килисе-джами, ц. Иоанна Алитургита в Месемврии (посл. четв. XIV в.). В кладку инкрустируются глазурованные блюда и фигурные изразцы (обычно в форме 4-листника), образующие фризы, ленты спаренных бровок, огибающие здание, напр. храмы XIII-XIV вв. в Месемврии, достигшей своего расцвета при болг. ц. Иоанне Александре (1331-1371). Нарядны сохранившиеся фрагменты дворца Текфур-серай в К-поле (нач. XIV в.), демонстрирующие расцвет светской культуры. Новое звучание приобрели нек-рые традиц. мотивы, напр. тройное окно в тимпане: центральная арка опирается на мраморные колонки, тогда как боковые полуарки сходятся к ее пятам, как на фасаде параклиса Кахрие-джами (1303-1320). Пилястры на фасадах, традиционно являвшиеся выступами между нишами, теперь служат простым членением фасада, находясь посреди ниши и даже подпирая окно (параклис Кахрие-джами).

http://pravenc.ru/text/383977.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010