Астролог — человек, предсказывающий будущее по расположению звезд. Атаман — выборный предводитель войска или отдельного отряда у казаков. Аттила (?—453) — предводитель гуннов, возглавивший опустошительные походы в Восточную Римскую империю, Галлию и Северную Италию. Аудиенция (лат. слушание) — официальный прием у высокопоставленного лица. Ахилл (Ахиллес) — в греческой мифологии один из храбрейших героев Троянской войны, сын героя Пелея и богини Фетиды. Желая сделать сына бессмертным, богиня Фетида опустила его в священные воды Стикса; лишь пятка, за которую она его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. Ахилл погиб от стрелы Париса, поразившей его в пятку. Отсюда выражение «ахиллесова пята» — уязвимое место. Аще (др. — рус.) — если, хотя; несмотря на то что. Бавария — историческая область в южной Германии. В средние века Бавария была герцогством. После Тридцатилетней войны 1618–1648 годов, в которой герцог Максимилиан Баварский принял участие на стороне Католической лиги, Бавария стала курфюршеством. Багряный — густо-красный, кровавый. Балдахин — нарядный церемониальный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарем, как правило на фигурных стойках или столбах. Бард — поэт и сказитель у древних кельтов. Бармы — важный элемент парадной одежды византийских императоров, московских царей и князей. Это широкое оплечье, украшенное золотым шитьем и драгоценными камнями. Бармы и венец Мономаха — символы княжеской, позднее царской, власти. Согласно преданию они были присланы Владимиру Мономаху греческими царями. С той поры они стали использоваться при короновании русских государей. Баскак — представитель монгольского хана в завоеванных русских землях во второй половине XIII — начале XIV веков; доверенное лицо, чиновник монгольского хана, ведавший сбором дани в завоеванной стране. Баскаки имели в своем распоряжении большие воинские отряды. Басма (тюрк, отпечаток, другое название — пайцза) — металлическая, из золота или серебра, пластинка либо деревянная дощечка с изображением хана, служившая монголам знаком подтверждения ханской воли и доверия.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Вскоре выяснилось, что, проводя свою великодержавную политику, Юлий II тоже не мог обойтись без внешних союзников; теперь он уже заключил союз с Габсбургами. Папа и император Максимилиан объединились в 1508 году, чтобы противостоять сухопутным экспансионистским устремлениям Венеции. Членами созданной ими камбрайской лиги стали наряду с другими итальянскими городами и французы. Однако поражение Венеции усилило французское влияние в Северной Италии. И все же по-настоящему в выгоде остался папа, потому что в 1509 году он приобрел Перуджию и Болонью и отвоевал всю Романью. После победоносной войны против Венеции Юлий II стал подогревать итальянское национальное чувство против французских завоевателей. В созданной по его инициативе новой Священной лиге из итальянских городов приняла участие только Венеция; таким образом, для войны против французов нужна была внешняя помощь. К Священной лиге присоединились Швейцария, испанцы, затем германский император и даже английский король. В результате военного похода 1512 года французов выбили из Милана; только Генуя осталась в их руках. Медичи вернулись во Флоренцию (из них вышел и преемник Юлия - папа Лев X). В то время как Юлий II боролся против «самого католического короля» отнюдь не церковным оружием, Людовик XII использовал против папы как раз ярко выраженные церковно-политические средства, потребовав проведения вселенского собора. По его инициативе профранцузски настроенные кардиналы решили созвать вселенский собор в Пизе в 1511 году наверняка с целью отстранения папы. Папы до этого всячески уклонялись от проведения вселенских соборов, поскольку видели в них серьезное ограничение своей власти. От требования реформ, явно преследовавшего политические цели, Юлий II не мог совсем уклониться, поэтому он сам созвал собор, который должен был осуществить реформы. Созванный весьма неожиданно, V Латеранский вселенский собор открылся в мае 1512 года. На Латеранский собор явились в основном итальянские и испанские епископы. Император сначала был сторонником поддерживаемого французами Пизанского собора.

http://sedmitza.ru/lib/text/441647/

122 lxv) Сравнение учения Никона с католическими писателями о соотношении властей Как был далек Никон от учений, выраженных у католических писателей, о соотношении властей духовной и светской, могут показать отдельные примеры. Никон признавал, что светская власть управляется независимо от духовной и последнею лишь освящается, а католический писатель XII века Hugue de Saint Victor школы Св. Бернарда, не пошедший за святоотеческим направлением Св. Бернарда, признавал право за духовной властью устанавливать и смещать светскую власть. Из превосходства духовной жизни над светской и души над телом Никон не выводил светской власти Церкви и тем меньше приписывал последней установление самой светской власти, а Hugue de Saint Victor писал: «Autant la vie spirituelle est superiéure à la vie terrestre et l " esprit au corps, autant la puissance spirituelle l " emporte sur la temporelle en force et en dignité. Car la puissance spirituelle est chargée d " instituer la puissance temporelle afin: qúelle puisse exister: ut sit, et de la juger, si elle n " est pas bonne (Paul Janet ib. 338) 123 . Никон никогда не усматривал в акте коронования акт суверенитета, а лишь акт благословения и освящения, как он сам говорит, тогда как Hugue de Saint Victor признавал и то и другое, говоря: «Et sanctificans per benedictionem et formans per institutionem» 124 . Точно также, Никон не покушался на принцип неприкосновенности царской власти, как это делал Фома Бекет (Фома Кентерберийский). Никон уходил от нарушения церковных законов, но не прибегал к демагогическим приемам, которые слышатся в письме Фомы Бекета к Папе Александру III, основателю Ломбардской Лиги и противнику Фридриха I, с упреками за его умеренность и медлительность в действиях против врагов. «Prends courage, o pére, et sois fort, nous sommes plus nombreux qúeux. Le Seigneur a écrasé le marteau des impies, Fréderic; et il écrasera de meme tous ceux qui ne viendront point a résipiscence et ne feront pas la paix avec l " Eglise de Dieu.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

«Однако», размышлял Владиславлевич, «говорить о том, что сей учёный муж был столь могуч и осведомлён, что составил карту Америки спустя двадцать лет после того, как Колумб наткнулся на острова, принятые им за Индию… это уже просто перебор. Увы, не всегда хватает нам, православным, рациональности в выводах». - Не забывайте, - продолжал патриарх, - спустя всего лишь полвека после этого, турецкие корабли под командой Мурата Реиса-младшего захватили британский остров. И этот остров стал их военно-морской базой в Северной Атлантике для нападений на Шетландские острова, датское и норвежское побережье. Этот же флот в 1627 году разграбил берега Ирландии и Швеции… - Ваше святейшество, простите! – На этот раз Савва не сдержался. – Человек, который именовал себя Муратом-Реисом младшим, на самом деле, был обыкновенным голландским пиратом. По имени Ян Янсон. Он орудовал со своей флотилией в северных морях и западном Средиземноморье, но никого отношения к турецкому флоту никогда не имел. Да, он поднимал турецкий флаг, когда нападал на суда близ берберийского побережья, но с Турцией его связывает разве то, что так он ненавидел Испанию, католическую веру, что кальвинизма ему казалось мало. Вот и принял веру магометанскую. Ну, бывает. Савва знал о том, что один из предшественников патриарха Досифея, патриарх Кирилл Лукарис так ненавидел Ватикан, что в борьбе с латинством увлёкся кальвинизмом. Причём в такой степени, что Катехизис, составленный им, по едкому замечанию критиков, получился не столько «православным с примесью кальвинизма», сколько «кальвинистским с примесью православия». Это всё принесло много искушений, и патриарх Досифей вынужден был написать несколько подробных исследований, опровергающих ошибки Кирилла Лукариса. - Был он турком или голландцем, который отуречился… Это не столь важно. Важно другое. Он нападал под турецким флагом, а, значит, тоже раздувал этот страх. Страх европейцев перед турками, - возразил патриарх. И продолжил: - Османское царство – держава очень серьёзная. На протяжении истории бывали, конечно, у них падения, как, например, совсем недавно, при великом визире Кара-Мустафе. Но они умеют подняться на ноги, умеют держать удар. Прошлогодняя катастрофа армий Священной лиги – тому яркий пример. Мы имеем дело с крепким и опасным государством, чьи устремления и аппетиты никуда не делись.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/01/...

На Констанцском Соборе (1414-1418), покончившем со схизмой в католической Церкви , было принято решение о регулярном, не реже чем раз в 10 лет, созыве вселенских Соборов католич. Церкви, но это постановление не выполнялось. Избранный в 1503 г. папа Римский Юлий II дал обещание в течение 2 лет созвать вселенский Собор, а также не вступать в военные действия, не получив согласия 2/3 коллегии кардиналов. Однако на практике правление Юлия II было ознаменовано непрерывными войнами за церковные владения на севере Апеннинского п-ова; в ходе военного противостояния состав политических коалиций периодически менялся. В Италии противниками папы являлись герц-ство Феррарское и Венецианская республика, к-рая захватила некоторые земли, формально находившиеся под патронатом папы Римского, и ущемляла права Папского престола при раздаче бенефициев и в судебной практике. Непосредственно предшествовавшие созыву Л. С. войны начались с создания в 1508 г. Камбрейской лиги, объединившей папу Римского Юлия II, франц. кор. Людовика XII, испан. кор. Фердинанда V (II) и имп. Максимилиана I . Деятельность лиги была направлена против расширения венецианских владений на континенте (террафермы). Поражение Венецианской республики при Аньяделло в мае 1509 г. привело к утрате ею значительной части террафермы и к усилению влияния Франции на Апеннинском п-ове, что определило резкий антифранц. поворот в политике папы. Католич. Церковь во Франции со времен «Авиньонского пленения пап» пользовалась значительной автономией. В 1438 г. на ассамблее франц. духовенства в Бурже кор. Карлом VII была принята Буржская Прагматическая санкция , одобрившая нек-рые решения Базельского Собора, прежде всего приоритет церковных Соборов над властью папы Римского, и утвердившая независимость галликанской Церкви (см. Галликанизм ), в частности фактическое право французского короля назначать епископов в своих владениях. Папский престол не признавал законности Буржской Прагматической санкции; кроме того, папа Юлий II вынашивал планы избавить Италию от нашествий «варваров»-французов: ведя успешные военные действия, франц. короли претендовали на Неаполитанское королевство и герц-ство Миланское. Поэтому в 1510 г. в составе лиги произошли изменения: папа вступил в союз с Венецией, а Франция стала главным противником. В ответ кор. Людовик XII созвал в сент. 1510 г. в Туре Собор франц. духовенства, к-рый поддержал монарха в противостоянии папе Римскому и призвал к проведению вселенского Собора. В окт. 5 кардиналов покинули Рим и присоединились к участникам Турского Собора.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

В период понтификата Климента IX (1667–1669) под натиском турок пал последний христианский бастион на Крите (6 сентября 1669 г.); попытка папы оказать помощь защитникам острова оказалась безуспешной: сплотить европейские державы для отражения агрессии не удалось, а направленный папой флот незадолго до этого, в июле 1669 г., был разбит турками. Главной задачей своего понтификата Климент X (1670–1676) считал создание большой антитурецкой коалиции для освобождения Венгрии и Балкан. Климент X оказал финансовую поддержку польскому гетману Яну Собескому, который 11 ноября 1673 г. разбил турок под Хотимом. Папа пытался привлечь к антитурецкой коалиции шведского короля Карла XI, а также русского царя Алексея Михайловича, который направил в Рим посольство. Отметим, что в Ватиканском архиве хранится письмо (1672) царя Алексея Михайловича папе Клименту X по поводу создания Европейской антитурецкой лиги 8 . Иннокентий XI (1676–1689) главной своей целью считал сплочение европейских держав для освободительной войны против турок. При Клименте XI (1700–1721) европейские государства смогли потеснить турок. Пытаясь восстановить престиж папства, понтифик стал вдохновителем христианской лиги против Османской империи, объявившей в 1714 г. войну Венеции. В начавшейся в 1716 г. войне с Австрией Османская империя потерпела поражение и потеряла северную часть Сербии с Белградом, а папский флот освободил от турок остров Корфу 9 . Во второй половине XIX–XX в. основным средством проведения папской политики стала наука. Так, католические миссионеры создали ряд научных центров в арабских странах: Католический университет св. Иосифа в Бейруте (иезуиты), Доминиканский институт восточных исследований в Каире (доминиканцы), Миссионерское общество «Белые отцы» в Тунисе. Сегодня это не только крупные научные центры востоковедения, но и основные «очаги» исламо-христианского диалога. Более подробно о ситуации взаимоотношений европейских стран и мусульманского мира можно прочитать в книге «Ислам в Европе» 10 . В данной статье используются материалы из нее, касающиеся отношений Ватикана и ислама , а также приводятся новые сведения о христианско-мусульманском диалоге на Западе в последнее десятилетие. II Ватиканский Собор (1962–1965) и ислам

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Арно доказывает, ссылаясь на свидетельство Рибаденейры, что иезуиты преданы испанцам. Он обращает внимание на то, что до сих пор все генералы ордена были испанскими подданными. «Лойола, первый генерал иезуитов, был испанец, так же, как и Лайнес, второй генерал; третий – Эверардус – был фламандец, испанский подданный; четвертый – Борджиа – был испанец, а пятый, теперешний – неаполитанец, испанский подданный». Во время Лиги они привлекли Сорбонну на сторону испанского короля, благодаря большому числу своих воспитанников, каковы: Буше, Пижна, брат провинциала, Варадье, Семель, Кейи, Декрэ, Обур, воспитанные иезуитами и составившие большинство в Сорбонне после выезда старых докторов из Парижа, спасавшихся от тирании «Шестнадцати». Молодые ученые были пропитаны ультрамонтанским учением и ненавистью иезуитов к привилегиям галльской церкви, которые, по словам Арно, иезуиты называют «злоупотреблениями и развращением нравов». Рише, прославившийся впоследствии своим противодействием ультрамонтанству, был воспитан иезуитами в тех же правилах; он признается, что для новой Сорбонны, основанной иезуитами, Беллармин заменял святых отцов и все католическое предание. «Храбрая и непобедимая галльская церковь ! – восклицает Арно, – твои члены были истинными французами, истинными христианами, истинно религиозными людьми, истинными монахами, главнейший обет которых состоял в повиновении per omnia et in omnibus заповедям Божьим, вечно справедливым, а не всем покушениям Рима и Испании на Галлию; но, с тех пор, как враги твои, сплотившись вместе против твоего величия, наслали на тебя эти новые колонии испанцев, эти монастыри убийц, которые приносят торжественный обет повиноваться своему генералу, как, сошедшему на землю, самому Иисусу Христу, и убивать своими ли руками или посредством подученных убийц королей и принцев, с тех пор, говорю я, исчезли все благие намерения галльской церкви!» Вслед за этими общими замечаниями относительно положения иезуитов во Франции и причиненного ими зла, Арно задается вопросом о том, можно ли их там оставить. Он бросает беглый взгляд на их испанское происхождение и утверждает, что они были душою Лиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Многие кардиналы, которых до той минуты обманывали лигисты, открыто переменили свое мнение, и сам папа ответил кардиналам Вандомскому и Ленонкурскому, принадлежавшим к партии Генриха и писавшим папе о французских делах. Тогда испанский посол пришел в такое раздражение, что заявил папе, что, если папа, для блага католической веры, не выгонит Люксембурга из Рима, то король, его повелитель, объявит папе войну и лишит его папского престола, «созвав в своих владениях собор». После этой выходки, Оливарец покинул Рим и был замещен герцогом Цессом, «явившимся нарочно для того, чтобы не допустить приема Генриха IV в лоно Церкви и, чтобы заставить изгнать Люксембурга из Рима». Кроме того, он потребовал от папы денежного вспомоществования для Лиги и отлучения от Церкви всех католиков-роялистов. Сикст отказал. Были избраны несколько епископов судьями в этом споре, но папа умер. Мы возвратимся еще к некоторым обстоятельствам его смерти и к его отношению к иезуитам. Люксембург возвратился во Францию, написав в Конклав несколько писем, которые даже не были приняты. Агенты Лиги в Риме извещали своих друзей в Париже о взглядах Сикста V и высылали им все пасквили на папу, которые ими же сочинялись и распространялись. Как только в Париже узнали о смерти папы, Христофор Обри, священник церкви Св. Андрея, осмелился провозгласить с кафедры, что эта кончина была большим благом и чудом. «Бог, – воскликнул он, – избавил нас от папы плохого и политика; если бы он дольше пожил, то пришлось бы ко всеобщему изумлению говорить проповеди против папы, – это было бы необходимо». Стоит отметить это признание. Иезуиты и ультрамонтаны восхваляли всегда только тех пап, которые слушали их нашептывания; остальных они исподтишка преследовали, связывали в делах и злословили. Мы приведем факты в подтверждение этих слов. Легат Каэтан воспользовался смертью Сикста V и уехал из Франции. Он отправился в Корбейль на поклон к герцогам Майенскому и Пармскому и предупредил их, что ему необходимо ехать в Рим на избрание нового папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Были и кощунственно-насильственные действия. В 1886 году некто Фишер устроил часовню при фабрике своей в департаменте Изеры, – префект силою закрыл её и запечатал, причём несколько человек было ранено. Нечто подобное случилось в Париже 1892 г. Аббат Ланжан говорил в церкви проповедь , в коей сказал, между прочим, что так называемые «современные учения» – ложь и что только одна религия в состоянии облегчить страдания человека. Толпа рабочих с муниципальным советником во главе, пришедшая в церковь с намерением заставить замолчать проповедника, подняла крик, запела марсельезу и, встретив отпор, начала кулачную расправу, пуская в ход стулья и что попадало под руку. Несколько человек оказались ранеными 23 . А в 1898 г. студенты-медики устроили в Париже, для потехи, маскарадную религиозную процессию, в костюмах католического духовенства с разными принадлежностями христианского культа и с пением песен, – только не священных, даже и неприличных, профанирующих всякую религию. Полиция же не только не мешала этой процессии, но и содействовала, останавливая экипажи на улицах, где она проходила, – тогда как действительные духовные процессии строго воспрещались 24 . В 1886 году, палатою депутатов принят был новый закон, по которому может быть погребаем церковным порядком лишь тот, кто выразил такое желание свое в формально засвидетельствованном нотариальном акте. Предсмертное же подобное желание, неофициальное, не принималось во внимание 25 . Этот целый ряд противо-христианских мер вызвал наконец (в 1898 г.) протест депутата де-Мену, открыто обвинявшего правительство в палате, что оно проповедует официальный атеизм. – В палате не раз уже поднимался вопрос о отделении церкви от государства. Вследствие сильной агитации, возникшей по поводу процесса Дрейфуса (в 1898 г.), грозившей разделить народ на две враждебные партии, образовалась лига патриотов «La patrice Française», в главе которой стали представители интеллигенции: академики, профессора, адвокаты, литераторы, журналисты, художники. Менее, чем в месяц число членов лиги возросло до 60 000 чел. «Уже около 30 лет», – говорил один из главарей лиги – Ж. Леметр, – «как религиозные убеждения народа поколебались. Необходимо поддержать толпу, погрязшую в материализме», и предлагает церковь заменить патриотизмом, ей эквивалентным: здесь есть святые, это – великие люди, чудеса – Жанна д " Арк и войны революции, Библия – наши великие писатели» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Ирл. католич. епископы и духовенство выступали против восстания и деятельности революционных организаций, но в 1850 г. одобрили создание Лиги защиты прав арендаторов, в ее состав вошла часть Ассоциации рипилеров (т. н. Ассоциация защиты католиков). Придерживаясь легитимистских позиций, Лига требовала принятия законов о фиксации арендной платы и запрете «очистки имений» - сгона крестьян с арендуемой земли, массово проводившегося в условиях аграрного переворота в И. (переход от мелкого земледелия к крупным скотоводческим хозяйствам). Однако, несмотря на победу на выборах в англ. парламент, ирл. депутатам от Лиги не удалось добиться принятия аграрного билля, учитывавшего интересы ирландского крестьянства. Со 2-й пол. XIX в. в И. набирало силу представленное различными направлениями национальное движение, важную роль в нем играла католич. Церковь. В авг. 1850 г. для реорганизации церковной жизни под рук. католич. архиеп. Арма Пола Каллена в г. Терлес впервые со времен Реформации был проведен национальный Собор ирл. духовенства. Поощряя сохранение ирл. языка и национальной идентичности, большинство католич. епископов И. выступило против проекта англ. властей по созданию гос. («королевских») школ, колледжей и ун-тов в И., обучение в которых основывалось на светских началах и не учитывало конфессиональную принадлежность учащихся. Следуя рекомендациям рим. Конгрегации пропаганды веры, в 1854 г. в Дублине был открыт Католический ун-т Ирландии, 1-м ректором к-рого стал Дж. Г. Ньюмен , а в 1855 г.- католический университетский колледж медицины. С кон. 50-х гг. XIX в. в И. создавались начальные католич. школы, конкурировавшие с гос. «национальными школами», обучение в к-рых велось на англ. языке. Архиеп. Пол Каллен, занимавший с 1852 г. Дублинскую кафедру, и др. католич. иерархи выступали против ирл. национально-революционных движений, настаивая на легитимном пути достижения социально-экономических преобразований в И. По представлению архиеп. П. Каллена в 1865 г. рим. Конгрегация Святейшей инквизиции издала декрет об отлучении от католич. Церкви членов созданного в 1858 г. Ирландского республиканского братства (фениев), призывавших к вооруженной борьбе против англ. властей и созданию Ирландской республики. В 1867 г. фениям удалось организовать неск. восстаний, не получивших поддержки у большинства ирландского населения, однако введение полицейских мер по всей И. и репрессии против участников восстания вызвали волнения среди ирландцев. На выборах 1868 г. в английский парламент либеральная партия под рук. У. Гладстона считала одной из своих задач «умиротворение Ирландии».

http://pravenc.ru/text/674067.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010