Как советник герц. Максимилиана I Баварского в июне 1609 г. Л. из Б. отправился в Испанию, чтобы добиться поддержки Католической лиги испан. кор. Филиппом III (1598-1621). Миссия завершилась успехом; уже тогда проявилась своеобразная манера Л. из Б. вести переговоры: используя аргументацию исключительно богословского характера, он апеллировал к разуму и чувствам конкретного собеседника и игнорировал политическую сторону вопроса (впосл. это станет причиной некоторых его дипломатических неудач). В 1610-1613 гг. Л. из Б. представлял Папский престол при дворе сеньора Монако Оноре II (с 1612 князь), принимал участие в обсуждении не только религиозных, но и политических и военных вопросов: напр., во время т. н. соляной войны (Salzkrieg) между баварским герц. Максимилианом I и Зальцбургским архиеп. Вольфом Дитрихом фон Райтенау (окт. 1611) ему удалось предотвратить жестокие репрессии со стороны герцога. В 1611-1612 гг. Л. из Б. был уполномоченным представителем ордена капуцинов в Баварии и Тироле, организовал неск. орденских миссий на землях с преобладающим протестант. населением. Между 1614 и 1616 гг. Л. из Б. по просьбе папского легата кард. Алессандро Лудовизи (впосл. папа Римский Григорий XV ) участвовал в переговорах между Испанией и Пьемонтом о принадлежности герц-ства Монферрат. Среди важных дипломатических успехов Л. из Б. было заключение весной 1618 г. мирного договора между испан. губернатором Миланского герц-ства П. Альваресом де Толедо Осорио-и-Колонной и герц. Карлом Эммануило I Савойским после предшествовавшей неудачной попытки 1616 г., когда армия герцога внезапно атаковала расположенные вдоль р. Сезии испан. войска. Результатами договора стали возвращение Альваресом де Толедо Осорио-и-Колонной крепости Верчелли герцогу Савойскому и подтверждение условий Мадридского мирного договора 1617 г., что способствовало стабилизации политической ситуации в Италии. В последние годы жизни, несмотря на подагру, Л. из Б. вел активную деятельность в качестве главного дефинитора ордена. Смерть застигла его в Лиссабоне во время посольства к испан. кор. Филиппу III, когда он представлял интересы неаполитанцев, страдавших от тиранического правления испан. вице-короля. Тело Л. из Б. было забальзамировано и отправлено в Вильяфранка-дель-Бьерсо (совр. пров. Леон, Испания), было погребено при мон-ре францисканцев, где и покоится. Почитание

http://pravenc.ru/text/2462477.html

Это разрешение было дано ему только в Кистрине, и принц забыл, что он в заключении: с восторгом предался он своим любимым наклонностям, читал всех лучших писателей того времени, сочинял сам, и когда по окончании ареста возвратился в Берлин, все удивились познаниям, приобретенным им в такое короткое время. Образованность внушила ему еще большую почтительность к отцу, и с того времени до самой кончины короля, случившейся в 1740 году, уже не было между ними никаких разногласий. На двадцать восьмом году своей жизни Фридрих II bcmynuл на престол, а родился он в 1712 году. Петр Великий был крестным отцом Фридриха II, но, конечно, он не мог знать, что со временем его крестник будет находиться во вражде с его дочерью, которая в 1756 году с удовольствием присоединилась к числу жесточайших врагов Фридриха и даже поклялась никогда не мириться с ним. Не посторонние обстоятельства и не старания Австрии навлекли на Фридриха такое сильное негодование Елизаветы Петровны. Он сам был виноват в этом: увлекаемый своим острым умом и живостью нрава, он часто имел привычку шутить, насмехаться и даже описывать в смешных стихах тех людей, которые ему не понравились. Так, не один раз случалось, что в минуту досады он неосторожно говорил и писал о своих неприятельницах, императрицах Русской и Австрийской. Слова и сочинения его доходили до них и были первой причиной разногласий между дворами. Эти разногласия впоследствии усилились еще больше между Россией и Пруссией и повлекли за собой войну, о подробностях которой вы узнаете из следующего рассказа. Бавария — историческая область в южной Германии. В средние века Бавария была герцогством. После Тридцатилетней войны 1618–1648 годов, в которой герцог Максимилиан Баварский принял участие на стороне Католической лиги, Бавария стала курфюршеством. Силезия — историческая славянская область в верхнем и среднем течении реки Одер на территории современной Польши. В ходе войны за австрийское наследство в 1740–1748 годы Силезия была захвачена Пруссией и стала ее провинцией. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Шептицкий (вместе с другими греко-католическими иерархами) входил в состав Национального совета, провозгласившего создание республики Западной Украины, и был одним из ее лидеров. Он же отправился защищать независимость перед победителями в Париж. Но Совет Антанты передал эту область Польше (первоначально как 25 летний мандат Лиги Наций, а с 1923 года в состав Польши). С этим население Галиции не желало смириться. Наряду с немцами украинские националисты стали злейшими врагами Версальской системы. Центрами антипольской оппозиции на Западной Украине стали греко-католические общины. В межвоенной Польше была реанимирована средневековая концепция " Польши как бастиона Запада " . Бастион предполагает врага. Правящие круги исповедовали вариант " бастион против большевизма " . Один из видных идеологов этой концепции в рядах Католической Церкви (Конечны Ф.) видел такого врага в " восточном славянском варварстве " . Историческая роль Польши - сохранение чистоты латинской культуры. Уния - позор для Церкви (Myslek W. Ideologia i praktyka " przedmurza chrzescijanstwa " w Drugiej Rzeczypospolitej. - W-wa, 1986). И римо-католики, и правительство были едины в осуществлении антиукраинской и антиправославной политики. К примеру, только в июле и августе 1938 г. в районе Хельма (Холм) было сожжено 138 православных церквей, против чего протестует (20 июля) Шептицкий. В межвоенный период вновь оживился спор между традиционалистами, защищающими интегральную целостность восточного (православного) наследия в греко-католицизме, и сторонниками частичной латинизации обряда. В политике первые - националисты, вторые - сторонники поиска компромисса с Польшей. Шептицкий - умеренный традиционалист, поддерживающий националистов. В канун Второй мировой войны естественным союзником националистов в борьбе против Польши виделась гитлеровская Германия. ВТОРАЯ ПОПЫТКА Разгром Польши и включение Западной Украины в состав СССР было воспринято Шептицким и его окружением как исторический шанс. " Русские оккупировали Польшу - следовательно, фактически мы находимся уже в России " , - восторгался иезуит Вальтер Чишек. Шептицкий назначил четырех апостольских экзархов: епископ Чернецкий был поставлен для волынской и подольской части Украины (с Луцком и Каменецким), отец Клеменс Шептицкий (его брат) - в " Великую Россию и Сибирь " (с Москвой), иезуит Антоний Неманцевич - в Белоруссию и Иосиф Слипый - в " Великую Украину " (с Киевом). Назначения, хотя, как пишет Штеле, " и неохотно и лишь временно " утверждены Ватиканом. Но в день нападения немецких армий на Советский Союз на Урале были арестованы два иезуита: Нестров и Чишек (русский и американец польского происхождения). Для того, чтобы попасть во внутренние районы России, они по поручению Шептицкого в 1940 г. завербовались под фальшивыми именами и по подложным документам в качестве лесорубов.

http://pravoslavie.ru/analit/ukrgrekokat...

Наварры (см. Генрих IV ), к-рый не только был лидером франц. гугенотов, но и неоднократно, в зависимости от политической ситуации, менял свою веру; даже если бы он окончательно перешел в католичество, его не признали бы достойным монархом: в соответствии с традицией трон мог занимать только добрый католик, защитник католич. Церкви и враг еретиков. 31 дек. 1584 г. в Жуанвиле герц. Генрих Гиз и др. представители этого семейства (кард. Людовик Гиз, герцог Майенский, герцог Омаль и герцог д " Эльбёф), Франсуа Роншероль, сеньор де Менвилль, выступавший от лица кард. Карла Бурбона, дяди Генриха Наваррского, а также 2 представителя испан. кор. Филиппа II подписали соглашение о создании К. л., к-рая должна была защищать интересы «истинного» наследника франц. престола - кард. Карла Бурбона, сохранившего в отличие от др. членов своей семьи приверженность католич. вере. В соглашении также говорилось о необходимости признать во Франции решения Тридентского Собора и разорвать все отношения с Османской империей. Король Испании обещал оказывать финансовую поддержку новому союзу. 31 марта 1585 г. в Пероне была обнародована «Декларация причин, которые побудили монсеньора кардинала Карла Бурбона и принцев, пэров, прелатов и сеньоров, а также католические города и сообщества королевства противостоять тем, кто жаждет ниспровергнуть веру и государство» (Déclaration des causes qui ont mû M. le Cardinal de Bourbon et les princes, pairs, prélats et seigneurs, villes et communautés catholiques de ce royaume, de s " opposer à ceux qui veulent subvertir la religion et l " Estat). В документе подчеркивалось, что утверждение протестантизма во Франции грозит серьезными бедствиями, критиковалась королевская политика: ключевые должности отданы фаворитам («миньонам») короля, рост налогов и увеличение разного рода сборов отягощают народ. В мае 1585 г. К. л. поддержала сестра короля Маргарита Наваррская, разорвавшая отношения с братом и мужем, кор. Генрихом Наваррским. Шествие Католической лиги в Париже.

http://pravenc.ru/text/1683911.html

К кон. 1538 г. отношение Генриха VIII к реформационным преобразованиям изменилось, фактически он решил вернуться к католич. вероучению. При дворе постепенно усиливается влияние многочисленных противников К., несмотря на его усилия в борьбе с оппозицией (по его инициативе в кон. 1538 - нач. 1539 были осуждены и казнены несколько видных сторонников католицизма). В февр. 1539 г. парламент принял «Шестистатейный статут», восстанавливавший нек-рые догматы католического учения, отвергаемые протестантами (признавались транссубстанциация во время Евхаристии, причащение мирян под одним видом, целибат для клириков, частные мессы и т. д.) и предусматривавший суровые наказания за неповиновение, вплоть до смертной казни. В то же время положение К. оставалось достаточно стабильным. В апр. 1539 г. он инициировал подготовку и публикацию «Большой Библии» (Great Bible) - 1-го офиц. перевода Свящ. Писания на англ. язык, выполненного Майлзом Ковердейлом; в нояб. того же года К. был поручен надзор за ее распространением, он также должен был контролировать появление др. переводов и предотвращать их распространение. К. активно поддерживал идею союза Англии с протестант. княжествами Германии, опасаясь вероятных конфликтов с католич. странами Европы. Еще в 1537-1538 гг. гос-ва Шмалькальденской лиги направили в Англию посольство для обсуждения этого альянса, его участники встречались с Генрихом VIII, а также с К. и Кранмером. Важным шагом на пути к формированию этого союза должен был стать брак короля с Анной Клевской, в организации к-рого К. сыграл решающую роль. Брак был заключен в янв. 1540 г., однако оказался неудачным: Генриху VIII не понравилась его новая жена, с которой он познакомился лишь незадолго до свадьбы (до этого король видел только ее портрет). К тому же к этому времени стало ясно, что объединения Франции и Свящ. Римской империи не произойдет, а потому политическая необходимость в заключении брака отпала, и он был расторгнут 9 июля 1540 г. Несмотря на эту неудачу, а также активные нападки со стороны его давних противников - Стефана Гардинера, еп.

http://pravenc.ru/text/2462031.html

Если Котону удалось завоевать для ордена расположение короля, то удалось ли королю, со своей стороны, национализировать орден во Франции и использовать его в интересах страны? В 1608 году Генрих готовился предпринять большую наступательную войну против двух главных католических держав – Австрии и Испании. Это глубоко обеспокоило правительство ордена и, что еще более примечательно, французских отцов-иезуитов. Отец Гонтери в Париже открыто выступал в своих проповедях против этой несправедливой войны. Другие отцы раздавали священникам памфлеты против предприятия короля; некоторые даже убеждали маршала Л а-Шатра отказаться от командования. Лишь один иезуит безусловно высказывался за короля: это был Котон. Но в самом ордене заботы об интересах католицизма оказались значительно сильнее патриотической преданности королю. Впрочем, такими чувствами был проникнут не один только орден. Многие горячие католики разделяли эту точку зрения. Один из этих недовольных, Франсуа Равальяк, убил короля в тот самый момент, когда он собирался встать во главе своей армии (14 мая 1610 года). Орден совершенно не был причастен к этому преступлению. Тем не менее оно нанесло тяжелый удар его влиянию. Испанский иезуит Мариана, исходя из идеи народного суверенитета, высказал в 1599 году положение, что государь-тиран может быть низложен и даже убит, если он окажется виновным в оскорблении религии. Кроме того, он восхвалял убийцу французского короля Генриха III Жака Клемана как славу Франции. Во времена лиги эти учения не произвели бы большого впечатления в Париже потому, что тогда вся буржуазия, за немногими исключениями, разделяла эти мнения, и даже теологической факультет университета одобрял их. Но теперь, когда жертвой этих учений во второй раз пал французский король, парижский парламент, в убеждении, что рука Равальяка была направлена иезуитами, решил подать пример строгости. 8 июня 1610 года он осудил книгу Марианы на публичное сожжение рукой палача. Этот приговор произвел огромное впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Рядом с ним с таким же успехом работали отец Пеллетье на юге и отец Поссевино на севере. Но они были лишь наиболее заметными среди странствующих иезуитских агитаторов, и их пропаганда отнюдь не сводилась к одной только проповеди . Поссевино перевел катехизис Канизия [Канизий Петр (1521 – 1597) – католический святой, автор многих богословских сочинений. Наибольшую известность получили три катехизиса – «Сумма христианского учения», «Сумма христианского учения, разбитая на вопросы и приспособленная к восприятию людей необразованных» и «Малый катехизис»]; Оже написал маленький катехизис и сам распространил его. Кроме того, что они вместе составили солдатские катехизисы для католической армии, которую сопровождали в качестве войсковых священников; и так как им самим нельзя было пользоваться светским оружием, то они объявили горячую войну гугенотам пером, пустив в ход тяжелое оружие своей эрудиции. Еще действеннее, чем эта литературная пропаганда, была попытка отца Пеллетье организовывать католиков-мирян для сопротивления еретикам. Основанные им большие братства стали скоро, особенно на юге, одной из наиболее крепких опор католической партии и в то же время повсюду доставляли необходимые вспомогательные средства для иезуитской агитации. Однако своего кульминационного пункта воинственная деятельность иезуитов достигла лишь при Генрихе III [Генрих III (1551 –1589) – последний король Франции (1574–1589) из династии Валуа] и его преемнике, в 1575–1594 годы. Лига, знаменитый союз для защиты католической религии, державшая в это время в напряженном состоянии всю Францию, конечно, была создана не иезуитами, но они весьма энергично содействовали ее успехам. Иезуиты-проповедники разжигали фанатизм масс и побуждали их браться за оружие против еретиков и наследника престола, который также был еретиком; ученые энергично поддерживали теорию о праве подданных отказывать в повиновении государю-еретику и даже убивать его; они превозносили убийцу Генриха III как героя; иезуитские эмиссары неутомимо старались заключить союз лиги с папой и Испанией и даже собирали войска против еретиков; наконец, парижские схоластики принимали деятельное участие в обороне осажденного города против Генриха Наваррского [Генрих IV Наваррский (1553–1610) – король Наварры (с 1572) как Генрих III, король Франции (1589–1610), основатель французской королевской династии Бурбонов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Таковые христиане: протестанты – очень многочисленные в Англии и Германии; и православные (orthodoxes) – их много в России и Греции, но ещё раз повторяем, – не нужно их называть язычниками. Но это – заблудившиеся христиане. Мы должны любить их, как самих себя (quand meme – может быть, также?) и молиться Богу о том, чтобы они увидели своё заблуждение и воротились к истинной Церкви Католической» (р.91). Итак, конечно, по-детски, – но это-то и важно – утверждается, что причина различия – в отвержении иерархии: не слушаются. Даже и Святое Православие попало в «отрицатели епископов», потому что не признаём папу. И вот вбивают этакую неправду детям восприимчивым. Корень – в папе. ГЛАВА ЦЕРКВИ «В государстве есть царь и министры; без этого не было бы порядка. В Церкви также есть главы». В Риме, «столице», – папа, в городах – епископы и архиепископы, в приходах – кюре и викарии у них (настоятель и помощники). «Викарии повинуются своему кюре. Кюре повинуются епископу, а наши господа (seigneurs), епископы и архиепископы повинуются Нашему Святому Отцу – папе» (р. 97). «Все почести воздаются папе потому, что он на земле замещает (занимает место) Спасителя нашего Иисуса Христа, поэтому и говорят, что он есть «викарий Иисуса Христа», но папа прекрасно знает, что он сам по себе – такой же человек, как и все другие. Поэтому он присвоил себе титул не царя, не князя, не шефа (начальника), но «служителя служителей Божьих» (рр. 97–98). Итак – по подобию земных царств. Это правильно и психологически верно. Но ведь земные царства имеют отдельных правителей. Лишь социалисты, евреи и масоны желают интернационала, да интеллигентные люди мечтают бессмысленно-сентиментально о лиге народов. И папство стремилось к этому же. Здесь его ошибка, показанная уже историей, ибо власть у него отнята (светская), а дальше ещё больше будет риска для него (см. «Мысли о католичестве»). Характерно, что он (папа) и съезд всех представителей христианства в Женеве (доклад архиепископа Евлогия) тоже защищают идею «лиги наций», – и сами стремятся к этому. Не выйдет ничего так. Но уж если сравнивать с царствами, то параллель не похожа... И нужно учиться от жизни, а не натягивать на неё непосильный костюм не по росту. Правды в православии здесь несомненно больше (идея «компромисса» и «истощания»). Да и фактически здесь неправда: в титуле папы, очень длинном (см. 1-ю тетрадь «Католичество»), есть и светские имена: «Souverain», «наместник князя (Prince) апостолов», «Chef supreme de toute l " Eglise» и т.д.)... Не говорю уже о «Дворе». Не говорю уже о психологии: «всё – папе». КАНОНИКИ

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В период религиозных войн во Франции (1562-1598) Овернь сильно пострадала от вооруженных столкновений. В 1562 г. гугеноты захватили и разграбили аббатство Ла-Шез-Дьё, в 1569 г. они разорили мон-рь Орийак. После Варфоломеевской ночи губернатор Морморен-Сент-Эрем не допустил убийств гугенотов; в сент. 1572 г. все жившие в городе протестанты были арестованы. Население Оверни было настроено враждебно по отношению к гугенотам: их отряды во главе с капитаном М. Мерлем занимались грабежами и убийствами. В 1574 г. Мерль захватил г. Амбер, в 1575 г. установил контроль над Иссуаром и разорил бенедиктинский мон-рь св. Австремония. Вскоре город, где часть жителей составляли гугеноты, был захвачен и разорен королевским войском под рук. Франциска, герц. Алансонского. В то же время католич. духовенство Оверни подвергалось поборам на содержание королевского войска. Еще в окт. 1567 г. губернатор Морморен-Сент-Эрем, указывая на успехи гугенотов и угрозу протестант. вторжения в Овернь, впервые потребовал, чтобы держатели церковных бенефициев предоставили королю субсидии. Возражая против постоянных поборов, духовенство заявляло, что собрать требуемые средства крайне сложно, т. к. население разорено военными действиями и, находясь под влиянием протестантизма, отказывается платить десятину. В 1563 г. по указу кор. Карла IX в Оверни было проведено отчуждение части церковных доходов; благодаря этому удалось собрать 154 тыс. ливров (значительно больше, чем во мн. др. диоцезах). Впосл. власти неоднократно отчуждали церковные доходы. После смерти кор. Генриха III (1574-1589) и наследования франц. престола гугенотом Генрихом Наваррским (впосл. кор. Генрих IV ) в Оверни началось противостояние городских властей К., к-рые поддержали короля, и сторонников Католической лиги - еп. Франсуа де Ларошфуко (1585-1609; кардинал с 1607) и его брата графа де Рандана. Епископ и его союзники признали право Генриха Наваррского на престол только после принятия им католицизма (1593). По условиям Нантского эдикта (1598) протестант. общины сохранились в Ла-Газеле, Маренге, Пайя и Парантинья. Однако их численность была небольшой; после отмены Нантского эдикта (1685) овернские гугеноты (114 семейств) эмигрировали или перешли в католицизм.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Воинствующий католицизм берет яростно «и со страстью» против нас сторону турок. И даже в Англии, даже в Венгрии нет столь яростных ненавистников России в настоящую минуту, как эти воинствующие клерикалы. Не то что какой-нибудь прелат, а сам папа, громко, в собраниях ватиканских, с радостию говорил «о победах турок» и предрекал России «страшную будущность». Этот умирающий старик, да еще «глава христианства», не постыдился высказать всенародно, что каждый раз с веселием выслушивает о поражении русских. Эта страстная ненависть станет совершенно понятною, если признать, что римское католичество действительно теперь «воинствует» и действительно на деле, то есть мечом, ведет теперь в Европе войну против страшных и роковых врагов своих. Но кто теперь в Европе самый страшный враг римского католичества, то есть светской монархии папы? Бесспорно, князь Бисмарк. Самый Рим был отнят у папы в ту самую минуту величия Германии и Бисмарка, в которую Германия раздавила главного тогдашнего защитника папства, Францию, и тем тотчас же развязала руки королю итальянскому, немедленно и занявшему Рим. С тех пор вся забота католичества состояла в том, чтоб отыскать врага и соперника Германии и князю Бисмарку. Сам же князь Бисмарк, с своей стороны, отлично понимает, во всей широте, и давно уже, что римское папское католичество, кроме того что есть вечный враг протестантской Германии, столько веков протестовавшей против Рима и идеи его во всех ее видах и против всех союзников ее, покровителей и последователей, но и понимает сверх того, что католичество есть именно теперь, то есть в самую важную минуту для объединенной Германии, — самый вреднейший элемент из всех мешающих этому объединению ее, то есть завершению здания, над которым во всю жизнь так много потрудился князь Бисмарк. И кроме того, что в Берлине опасаются «возможности» такой католической и антипрусской лиги, в которую могли бы потом быть привлечены ультра-монтанские и сепаратистские интересы южной Германии, в Берлине, кроме того, опасаются, и давно уже предвидели, что католичество, рано ли, поздно ли, а непременно послужит поводом к будущему подъему Франции на унизившую, победившую и разорившую ее Германию, и что повод этот римское католичество подаст первее и скорее всех других, и что, стало быть, самая важнейшая опасность объединенной Германии кроется именно в римском католичестве, а не в чем другом.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatel...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010