зр. базируется гл. обр. на поверхностных суждениях некоторых современников (см., напр.: Ларошфуко Ф., де. Мемуары. Максимы. М., 2003). В делах управления королевством последнее слово всегда оставалось за Л. ( Petitfils. 2008. P. 612-613). В авг. 1636 г. испан. войска взяли Корби в Пикардии и оказались в неск. десятках километров от Парижа; в столице началась паника. Члены королевской семьи, члены совета, в т. ч. Ришелье, придворные уговаривали Л. укрыться в одном из замков на Луаре, но он решительно отказался. Король объявил о мобилизации, организовал отряды добровольцев; на деньги, собранные по приказу короля городскими властями Парижа, членами парламента и горожанами, удалось сформировать армию в 30 тыс. чел. Монарх, без охраны появлявшийся на улицах, обращался к парижанам со словами поддержки. Л. лично возглавил операцию по возвращению захваченной территории. В нояб. продвижение испанцев удалось остановить. Несмотря на заговоры против кардинала и постоянное давление со стороны членов королевской семьи и приближенных лиц, Л. все 18 лет поддерживал Ришелье. Отставки кардинала требовала Мария Медичи, недовольная проводимой им антииспан. политикой. Однажды ей удалось добиться от сына обещания дать отставку Ришелье, но король за ночь переменил мнение (этот политический кризис известен как «День одураченных» (Journée des Dupes; 10-11 нояб. 1630)). Участники заговора, пытавшиеся через королеву-мать добиться отстранения от власти Ришелье,- хранитель печатей Мишель де Марийяк, а также его брат, маршал Луи де Марийяк, гр. де Бомон-ле-Роже,- были арестованы. 10 мая 1632 г. маршала казнили на Гревской площади; Мишель де Марийяк скончался в заключении в замке Шатодён (7 авг. 1632). Мария Медичи получила приказ удалиться в Компьень (в ночь на 19 июля 1631 она бежала из Франции; умерла 3 июля 1642 в Кёльне). Мишель де Марийяк, сторонник Католической лиги кон. XVI в., составитель т. н. Кодекса Мишо, «большого» королевского ордонанса, обнародованного 15 янв.1629 г. и обобщившего требования Генеральных штатов 1614 г.

http://pravenc.ru/text/2561070.html

До сих пор мы рассматривали человеческую личность в искусственной изоляции. Но, если и в XIX веке Робинзон классической политической экономии был вредной предпосылкой, то в XX веке Робинзоны бессмысленны. Давно уже мир не знал такой густой сети перекрещивающихся нитей, связующих людей. Словно кем-то брошен повелительный лозунг: объединяйтесь! Словно страх перед пустотой, жуть одиночества заставили всех плотнее жаться друг к другу. Трудно и перечислить все современные формы общения: партии, профессиональные союзы, кооперации, общества, лиги, секты, тайные ордена, религиозные братства, кружки. Одни из этих организаций – наследие прошлого века, носят в себе еще черты его механичности (парламентские партии, напр.), другие представляют – для нашей культуры – нечто существенно новое. Таковы религиозные объединения- церковные, масонские, оккультные-таковы боевые, политические союзы, ставящие своей целью завоевание власти: национальные, фашистские, коммунистические «партии» (в сущности, уже не партии). Особенное значение для будущего имеют союзы молодежи. И мы видим, что новые типы боевых объединений молодежи обнимают не только политически-крайние слои ее: фашистов, коммунистов. Существуют союзы католические, существует нейтральный бойскаутизм. Прибавьте многочисленные спортивные объединения и религиозные кружки молодежи. Все эти новые типы объединений резко отличаются от старых завещанных XIX веком. Это не частные, специальные организации: они объемлют, регулируют всю жизнь личности, даже тогда, когда по имени ставят себе определенные задачи. Прежде личность стремилась остаться сама собой, удовлетворяя свои разнообразные потребности в различных организациях. Теперь совместительство становится все труднее. Каждый союз хочет стать для личности ее единственным целым, подобно роду, семье, нации. Это начало органического строения общества, где личность живет только в коллективе, и притом в коллективе определенном. Сама собой напрашивается аналогия с средневековым братством, с античными гетериями и культовыми фиасами. С тем отличием от древности, что ныне род и семья распались, и на горизонте не видно и сил, способных привести к их возрождению. Не кровный, а свободно избранный союз делается единственным духовным очагом личности. Впрочем, свобода здесь относительная, – точнее, сводящаяся к акту выбора, которым определяется все будущее. В дальнейшем от человека требуется верность и повиновение – дисциплина солдата.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

 Но многим этот христианский подвижник казался безумцем, фанатиком. Руководство клиники всеми возможными способами пыталось прекратить его деятельность, обвинив священника в нарушении закона о собраниях и в злостном хулиганстве. Но тот оба эти процесса выиграл в суде. У входа в лечебницу его избивали неизвестные мужчины, один раз облили краской. “Те люди, которые убили уже много детей, производя аборты, меня ненавидят и сильно хотят, чтобы я молчал“, - объяснил отец Либор. Доставалось ему и от местных активистов Лиги геев и лесбиянок. Друзья священника стали выходить в пикет вместе с ним, чтобы оградить своего пастыря от побоев и плевков.  Раз в месяц, по выходным, жители города видят отца Либора на улицах Брно во главе организуемых им противоабортных шествий. Участники марша демонстрировали плакаты с шокирующими фотографиями, сделанными в гинекологических клиниках и запечатлевшими ужасные последствия аборта - мертвых, залитых кровью детей, раскромсанных врачебными инструментами. NEZABIJES! - было написано на каждом из плакатов. Сам отец Либор нес перед собой образ святителя Симеона Богоприимца, священника-старца, которому выпало на долю принять на руки новорожденного Христа и найти свою смерть от воинов царя Ирода в день избиения вифлеемских младенцев.  Семья отца Либора страдала от тяжелых ударов, наносимых средствами массовой информации. Первый канал чешского телевидения, комментируя молитвенное стояние священника, оставил последнее слово за его противниками. Но худшим потрясением стали для него “открытые письма“ из Брненской православной общины (Чехия - традиционно католическая страна), звучавшие так: “Деятельность Либора Галика несовместима со служением православного духовника. Его протест имеет агрессивный, сектантский нрав. Он вредит православию в Чешской республике. Галик действует в форме конфронтации, вызывает негативную реакцию людей. И вообще он не наш, а пришлый с Тржебича, где и был возведен в сан“.  Сила молитвы поддерживала отца Либора в те дни, когда им овладевало отчаяние, когда он опасался за своих детей, тоже немало претерпевавших. Но вот, главные его противники в общине, священник и староста, отошли от борьбы с ним, один - лишенный должности епископом, другой - покинувший свой пост из-за ухудшения здоровья. А через четыре дня после очередного шествия, тридцатого по счету, неожиданно умер один из трех директоров клиники, более других выступавший против отца Либора на телевидении. Он рассуждал о том, что никакое не зло - то, что в его лечебнице убивают путем аборта сотни детей; он же уволил женщину-врача за отказ умертвить ребенка.

http://pravoslavie.ru/22713.html

Митрополит Филарет ещё 3 года назад подал прошение освободить его от обязанностей Патриаршего Экзарха в связи с достижением 75-летнего возраста, однако в связи с его высочайшим авторитетом решение откладывалось. В итоге решение было принято - я думаю, что митрополит Филарет заслужил право в конце жизненного пути меньше заниматься суетными делами и дать возможность своей душе сосредоточиться на молитвах и размышлениях. К тому же он остаётся почётным экзархом, что наряду со званием Героя Беларуси лишний раз подчёркивает огромную и решающую роль митрополита Филарета в становлении и развитии БПЦ. Так поступил и папа Бенедикт XVI. Как видим, приход более молодого и энергичного Франциска I позитивно сказался на РКЦ. Никто ведь не упрекает Ватикан за то, что папа из Аргентины, а не из Италии? То же можно сказать и о нашей ситуации в Белоруссии. Теперь о митрополите Павле. Он - сравнительно молодой православный иерарх, имеющий достаточно физических сил, получивший опыт служения в самых различных регионах мира - в Северной Америке, России, Средней Азии. Думается, что человек с таким огромным опытом и широкими международными связями сможет принести немало пользы Белорусскому Экзархату. К тому же он избран не вопреки мнению Синода БПЦ, а по представлению этого самого Синода. Что касается того, что митрополит Павел не знает белорусского языка... Ну, если бы он участвовал в митингах белорусских националистов - это, вероятно, было бы некоторой проблемой. Если говорить всерьёз, то у нас два государственных языка, и русский является, безусловно, основным, и как раз им митрополит Павел владеет превосходно. Я, к слову, вообще против использования в богослужениях в БПЦ белорусского языка - православная традиция Белоруссии предусматривает использование для этой цели церковно-славянского языка. То же могу сказать и о проповедях и частных беседах - для этого больше подходит русский язык, которым владеет всё население Белоруссии. Церковные термины и жизнь и так плохо понятны многим верующим, а если всё это разъяснять ещё и на белорусском языке, то будет только больше проблем. Поэтому не стоит менять устоявшийся ход церковной православной жизни ради успокоения кучки националистов (тем более, что только на вопросе языка они не успокоятся). Поясню: при создании того языка, который сейчас преподносят как " белорусский " , в начале XX века активно использовали полонизмы и католические термины, а в наше время всё это разбавили постмодернистским новоязом. Сейчас нас пытаются заставить называть Рождество каким-то " раством " . Т.е. уже " Нараджэнне Божае " (калька с польского) и " Каляды " конструкторов " белАрускасти " не устраивают. Но их меньшинство, а нас как представителей православной культуры и Русской цивилизации, не устраивает бескультурное вмешательство политиканов в нашу жизнь. Странны и обвинения митрополита Павла в непринятии гомосексуализма - с учётом мнения ряда " комментаторов " он, вероятно, должен был бы вступить в ряды лиги поддержки сексменьшинств?

http://ruskline.ru/opp/2014/01/09/beloru...

Во время бескоролевья (1586-1587) после смерти Стефана Батория кн. Острожский сотрудничал с канцлером Яном Замойским, поэтому, несмотря на то что К. К. был готов оказать поддержку в борьбе за польск. трон царю Феодору Иоанновичу , в итоге он поддержал швед. принца Сигизмунда Вазу, убеждал запорожских казаков признать его королем. В последующие годы отношения кн. Острожского с Замойским испортились. Будучи вел. гетманом и канцлером Короны Польской, Замойский оказался в конфликте с Сигизмундом III, который стремился противопоставить ему могущественный род Острожских. В 1593 г. Сигизмунд назначил Януша Острожского на высший пост в гос-ве - каштеляна краковского. Это был первый случай, когда магнат «русского» происхождения занял эту должность, связанную с исконно польск. землями. Самый младший сын кн. Острожского Александр стал тогда волынским воеводой. Эти назначения ухудшили отношения Острожских с Замойским. Представители обоих родов до 1601 г. соперничали в споре о владениях и влиянии на укр. землях. Имущественный конфликт был причиной раздора между Янушем Острожским и Кшиштофом Косинским, одним из вожаков запорожских казаков. Личная ссора переросла в казацкое восстание (дек. 1591 - февр. 1593), во время к-рого казаки под предводительством Косинского грабили имения шляхты и магнатов на укр. землях, в т. ч. владения Острожских. Войска Острожских и их сторонников подавили восстание, победив казаков в битве под Пяткой в февр. 1593 г. В нач. 90-х гг. XVI в. К. К. вернулся к осуществлению планов унии между православной и католической Церквами, что было вызвано продолжавшимся кризисом правосл. Церкви в Речи Посполитой. Магнат поддержал кандидатуру Ипатия Потея как епископа Владимиро-Брестского. Потей, еще будучи мирянином, был известен проуниатской деятельностью (обсуждал проект унии с патриархом Иеремией II в 1589). В июне 1593 г. кн. Острожский послал Потею письмо с пожеланием, чтобы правосл. архиереи предприняли действия для заключения унии с католиками. Князь предполагал, что Потей представит его предложения на Соборе Киевской митрополии, по-видимому не состоявшемся. К. К. хотел провести переговоры об объединении Церквей при участии правосл. патриархов, в первую очередь К-польского, и правосл. правителей: рус. царя, господарей молдавского и валашского. По всей видимости, князь объединял религ. унию с созданием антиосманской лиги христ. гос-в. В концепции К. К. уния была также связана с проведением реформ в православной Церкви, в первую очередь школьной реформы, чтобы ликвидировать, как он писал Потею, «wielkie grubijanstwo u duchownych» (большую грубость в духовных). По мнению кн. Острожского, уния не должна была нарушать традиц. правосл. уклада. Ее целью было обеспечение большего престижа правосл. Церкви в Речи Посполитой, в то время сильно ослабленной переходом в католичество или в протестант. деноминации представителей «русской» шляхты и магнатов.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

Эта организация организовала широкую миссионерскую и просветительскую деятельность среди рабочего населения крупных городов. Содружество не было исключительно англиканским, но его устройство обеспечивало епископам Церкви Англии лидирующее положение. Среди других социальных организаций выделялась Лига Царствия Божия, небольшая левая группа, отделившаяся от Церковной социалистической лиги в 1923 г. Ее основные идеи были изложены в изданной в 1922 г. книге Эждертона Свана «Существует ли католическая социология?» . Отвечая на собственный вопрос утвердительно, Сванн предлагает три основных шага на пути «христианских» экономических преобразований: справедливое распределение собственности, установление справедливых цен и реорганизация производства с привлечением трудящихся к управлению. Группа социально-ориентированных англо-католиков сформировалась вокруг уже упоминавшегося Уиддрингтона; они получили название «Christendom Group». Их первый съезд в Коггзолле (1920) объявил своим основным социальным идеалом средневековое христианское общество, которое являло «объяснение философских, богословских и социологических оснований для преобразования англо-католического социального учения» . Кружок Уиддрингтона действительно верил, что в послевоенной Англии еще возможно установить систему отношений, основанную на христианстве. Однако они не видели воплощения или хотя бы намека на свои идеалы ни в одной из политических партий своего времени, в результате чего были лишены какого-то ни было влияния и оставались известны лишь группе интеллектуалов из Высокой Церкви. В 1924 г. в Бирмингеме состоялось одно из наиболее важных событий в англиканской социологии между мировыми войнами – Конференция по христианской политике, экономике и гражданственности. Затронутые на ней темы охватывали практически всю область интереса церковных социологов: Божия деятельность в мире, образование, дом, семья, отношения полов, преступление и наказание, международные отношения, христианство и война, производство и собственность, политика и гражданственность, социальное служение Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6020547

Маловероятно, чтобы это был документ, составленный в Сокале 27 июня 1594 г., потому что в декабре на смену этому документу пришла Торчинская декларация, автором которой был, по словам Мацеевского, именно Терлецкий. Декларация была подписана к этому времени далеко не всеми епископами, хотя нунций понял дело так (или был убежден Терлецким), что Терлецкий действует от имени «рутенских и литовских епископов» 724 . Нунций сообщал также, что Терлецкий вел переговоры и с королем, но держит этот факт в тайне из страха перед Константином Острожским 725 . Это еще раз напоминает, что уже к концу 1594 г. Острожский стал противником того, как велась подготовка унии. В переговорах с королем базой для переговоров должна была служить декабрьская «Инструкция». Как видно из сообщения Маласпины, переговоры с королем предшествовали встрече с нунцием, к которому, судя по всему, Терлецкий был направлен по поручению Сигизмунда III или Замойского. Что касается самого Маласпины, то он решил действовать осторожно, «чтобы еретики, обнаруживая свое легкомыслие, не обнаружили бы во мне чрезмерной доверчивости» 726 . Поэтому нунций решил направить к Терлецкому львовского католического архиепископа Дмитрия Соликовского, чтобы точно выяснить образ мыслей и намерения Терлецкого 727 . В донесении от 17 февраля Маласпина писал, что попросил ознакомиться с представленным документом также Б. Мацеевского и Льва Сапегу, великого канцлера Литовского. После этой экспертизы нунций обещал «на надежных основаниях» сообщить «об обращении» православных 728 . Из всего этого видно, что нунций по-прежнему не воспринимал инициативу православных как заслуживающую полного доверия. Представленный документ и сам Терлецкий и теперь не рассеяли сомнений папского представителя. С другой стороны, он был воодушевлен перспективой увенчать свою миссию в Польше заключением унии – наряду с созданием антитурецкой лиги и обращением в католицизм Швеции 729 . Действовал ли Терлецкий без согласования с Потеем и другими епископами? Скорее всего, это было именно так, потому что Потей писал в эти же месяцы митрополиту Рагозе о самовольных и опасных действиях Терлецкого 730 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

«Так как некоторые, мало осведомленные и предубежденные, люди старались коварно возбудить сомнение в умах людей, указывая на то, что, хотя король, наш государь, твердо и чистосердечно обратился в нашу святую католическую, апостольскую и римскую веру, но наш святейший отец папа не признал его всенародно старшим сыном Церкви, что могло породить в этих людях сомнение, следует ли повиноваться ему, как государю законному, всемилостивому и единственному наследнику царства, – то мы, по зрелому обсуждению, и смиренно возблагодарив Бога, и все силы небесные, за столь явное обращение короля и за его горячую приверженность к нашей матери святой Церкви, а также за столь мирное покорение столицы Франции, единодушно пришли к следующему постановлению: вышереченный король и государь Генрих есть король законный и истинный католик, прирожденный повелитель Франции и Наварры, согласно основных законов этих государств, а потому, все его подданные и все, живущие в пределах его владений, обязаны добровольно повиноваться ему, как то повелевает Господь, несмотря на то, что, по проискам некоторых врагов и испанской партии, он не был до сих пор принят Святейшим отцом и признан достойным и возлюбленным сыном нашей матери, святой католической церкви, что произошло отнюдь не по вине короля, как то известно всем». В остальной части своей декларации, ученые сорбоннисты присягают в верности Генриху и исключают из своей среды всякого, кто не последует их примеру. «Если найдутся непокорные, – говорят они, – мы исключаем их из нашей среды, лишаем их наших привилегий и отвращаемся от них, как от мятежников, оскорбляющих величество, врагов общественных и возмутителей». После этого отлучения, члены университета приглашают всех истинных французов и добрых католиков засвидетельствовать, подобно им, свое почтение королю. Некоторые из докторов, скомпрометированных во время Лиги, покорились; большинство из тех, которые составили знаменитые постановления против Генриха, уже покинули Париж. Из всех монахов только иезуиты и капуцины отказались присоединиться к этой декларации. Пораженные революцией, которой были свидетелями, и в надежде на ее кратковременность, они заявили, что подождут распоряжения папы, прежде, чем на что-нибудь решиться. Наконец, они решили покориться. Составилось мнение, что они имели лишь ту цель, чтобы под покровом этой мнимой покорности скрыть самые коварные замыслы. Факты покажут, что это было действительно так.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Италии, но ее значение в международной политике как влиятельной державы было утрачено. Тур. угроза заставляла венецианцев настороженно относиться к союзам, направленным против Османской империи, тем не менее они приняли участие в войне Священной лиги и в битве при Лепанто. В 1573 г. Венеция утратила Кипр. Несмотря на экономические и политические трудности, в XVI в. Венеция оставалась одним из центров итальянского Ренессанса. Славу венецианскому изобразительному искусству снискали архит. Андреа Палладио, создавший собственный архитектурный стиль, и плеяда великих художников: Витторе Карпаччо, Джорджоне, Паоло Веронезе, Якопо Робусти Тинторетто, Тициан, а также представители семейства Беллини. В это время закрепилась репутация Венецианской республики как оплота свободомыслия в И. С одной стороны, Венеция, как и др. итал. гос-ва, оставалась католической, и ее благочестие, как и великолепие венецианских храмов, было важной частью т. н. венецианского мифа. Выходцы из Венеции, напр. кард. Гаспаро Контарини (1483-1542), принимали участие в подготовке церковных реформ. С др. стороны, венецианские власти ревностно относились к своим привилегиям в духовной сфере и старались не допускать вмешательства Рима в вопросы, относившиеся к светской юрисдикции. В Венеции царила атмосфера идеологической терпимости, туда съезжались все гонимые как по политическим, так и по идейным мотивам. Здесь долгие годы жил публицист и сатирик Пьетро Аретино, появились первые газеты и развивалось книгопечатание. В 1604-1607 гг. венецианцам пришлось отстаивать свои позиции в идейно-политическом противостоянии с Римом. Лагерь идеологических сторонников Венецианской республики возглавил монах-сервит Паоло Сарпи (1552-1623), в 1607 г. на него было совершено покушение, организованное агентами папы Римского Павла V. Венеция достигла компромисса с Папским престолом при посредничестве Франции, к-рая в правление кор. Генриха IV также находилась в довольно сложных отношениях с Римом. Среди венецианских патрициев были сторонники союза с Францией и более консервативные приверженцы испано-австр.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Среди заключенных в Компьенском лагере евреев – российских эмигрантов оказалось много известных политиков, предпринимателей, деятелей культуры и искусства. В их числе были: редактор популярных в эмиграции журналов «Современные записки» и «Русские записки» историк и публицист И.И. Фондаминский (Фундаминский) [xxiv] , историк Д.М. Одинец (член ЦК Трудовой народно-социалистиче­ской партии и председатель правления российской эмигрантской публичной Тургеневской библиотеки до ее увоза нацистами в Германию; будучи высланным в 1948 г. из Франции, как председатель Союза советских патриотов, он стал профессором кафедры истории русского права в Казанском университете и до кончины в 1950 г. преподавал латынь), крупный предприниматель, возглавлявший табачную компанию в Париже, владелец фабрики «Биотерапия» А.С. Альперин. Один из руководителей Земгора и известный еврейский общественный деятель, основатель Лиги борьбы с антисемитизмом А.С. Альперин, стал главным авторите­том в еврейской зоне, слово его было законом для каждого заключенного в ней (выйдя из лагеря, он возглавил во Франции еврейское Сопротив­ление). И.И. Фондаминский в июне 1940 г., после поражения Франции, бежал от нацистов из Парижа в неоккупированную зону страны – в г. Аркашон, юго-западнее Бор­до, однако вскоре вернулся и зарегистрировался как еврей. Знакомые недоумевали, зачем он вслед за К.В. Мочульским поехал осенью из «свободной зоны» в Париж. В это время устроенные Американским еврейским рабочим комитетом визы на выезд в США ждали в Марселе не только монахиню Марию, но и И.И. Фондаминского, В.В. Руднева, христианских философов Н.А. Бердяева и Г.П. Федотова. Из них в Америку уехал только Федотов. Мучимый сомнениями, уезжать ли, в ноябре от скоротечной бо­ лезни умер Руднев. Остальные остались. После возвращения в ПарижИ.И. Фондаминский бедствовал, даже был вынужден продать свою огромную библиотеку немецкому офицеру; 22 июня 1941 г. И.И. Фондаминский был схвачен во время массовых арестов русских эмигрантов и отправлен в Компьенский лагерь [xxv] .

http://bogoslov.ru/article/2044123

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010