л. (предполагалось, что это будет Генрих Гиз). Франц. кор. Генрих III (1574-1589), осознав потенциальную опасность такого объединения, решил возглавить движение. Он заставил дворян Пикардии подписать манифест, в к-рый были внесены изменения: исчезло требование подчинить королевскую власть контролю Генеральных штатов, подчеркивалась руководящая роль короля в деятельности лиги. Хотя в таком виде Перонская лига была признана не всеми, король, опираясь на созданные уже к тому времени военные отряды лигёров, объявил, что будет сражаться за восстановление единства веры во Франции. Это стало началом 6-й религ. войны (янв.-сент. 1577). Несмотря на то что недостаток финансов для ведения активных военных действий вынудил правительство довольно скоро подписать мир в Бержераке (14 сент. 1577), его условия были менее выгодны гугенотам (в тех местах, к-рые ими не контролировались, протестант. богослужения разрешались лишь в одном из пригородов бальяжа (судебного округа); в парламентах Экса, Бордо, Гренобля и Тулузы сохр. судебные палаты с равным представительством католиков и гугенотов, но число судей-гугенотов уменьшалось в них вполовину). Но главное - Генрих III прекращал деятельность «всех лиг, ассоциаций и братств» (toutes ligues, associations et confréries), как католических, так и протестантских (Édit de pacification de troubles de royaume//Recueil général des anciennes lois françaises/Éd. F.-A. Isambert e. a. P., 1829. Vol. 14. P. 330). Т. о., 1-я Католическая (или Перонская) лига прекратила существование. Исследователи отмечают аристократический характер этого движения. В нем приняли участие представители высшей знати, верхушка местного дворянства, франц. прелаты. Поддержку лиге оказывали муниципалитеты некоторых городов. Вновь К. л. возникла в июне 1584 г., после того как смерть младшего брата короля, герц. Франциска Анжуйского, обострила вопрос о престолонаследии. Король не имел детей, и трон, согласно обычаям франц. престолонаследия (т. н. Салический закон), должен был перейти к Генриху Бурбону, кор.

http://pravenc.ru/text/1683911.html

В Неаполитанском королевстве реформы были осуществлены частично, значительные изменения в церковной жизни в этом регионе относятся к XIX в. При Пии V итал. гос-ва и Испания сумели договориться о создании Священной лиги против турок, объединенный флот к-рой одержал победу в битве при Лепанто (7 окт. 1571). Для истории Рима важной была деятельность папы Римского Сикста V (1585-1590). Он провел адм. преобразования Римской курии, сократил ее расходы, принял меры против бандитизма, процветавшего в Риме, осушил болота вокруг города. При папах Григории XIII (1572-1585) и Клименте VIII (1592-1605) усилилась пропагандистская деятельность Римско-католической Церкви за пределами И. Папа Григорий XIII провел реформу календаря; новый календарь получил название «григорианский» (булла от 24 февр. 1582 г. «Inter gravissimas»). При этом папе в Риме были проведены работы по реконструкции дорог, разбиты фонтаны, в т. ч. на пл. Навона, начато строительство папского Квиринальского дворца. Иезуит-миссионер. 1638 г. Худож. Хусепе де Рибера (Галерея Польди-Пеццоли, Милан) Иезуит-миссионер. 1638 г. Худож. Хусепе де Рибера (Галерея Польди-Пеццоли, Милан) Папское гос-во входило в число европ. гос-в абсолютистского типа с высокой степенью централизации, развитым адм. аппаратом, поощрявшим торговую, промышленную и финансовую активность. При папе Павле V (1605-1621) Римский престол вступил в конфликт с Венецией, которая, как и др. европ. гос-ва, стремилась ограничить независимость католич. церковной орг-ции на своей территории. Этот конфликт показал недейственность прежних политических инструментов Римских пап, таких как отлучение от Церкви и интердикт; лишь благодаря посредничеству Франции противостояние Папского престола и Венеции завершилось, фактически папа ничего не добился. В период Тридцатилетней войны политика Римско-католической Церкви в лице правившего тогда папы Урбана VIII (1623-1644) определялась светскими задачами: к Папской области было присоединено герц-ство Урбино, велось обширное строительство, устраивались пышные праздники.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА [Святая лига, Священный союз; франц. Ligue catholique, Sainte Ligue, Sainte Union], политическое объединение франц. католиков эпохи религиозных войн во Франции во 2-й пол. XVI в., созданное для защиты католич. веры от посягательств на нее гугенотов и др. врагов, к-рыми в зависимости от ситуации могли считаться представители партии «политиков», призывавшие к решению религ. противоречий путем переговоров и взаимных уступок, или король, якобы покровительствующий протестантам. Первые примеры самоорганизации К. л. накануне религ. войн имели локальный характер. В кон. 1561 г. в окрестностях г. Ажена дворяне-католики заключили союз, чтобы бороться с «еретиками»-гугенотами. Подобные объединения создавались в районах, где угроза распространения протестантизма была особенно сильна (Тулуза, Бордо, Экс (ныне Экс-ан-Прованс)). На 1-м этапе религ. войн, в 60-х гг. XVI в., часто говорили о «католической партии», чьи лидеры - герц. Франциск Гиз, коннетабль Анн де Монморанси, Жак д " Альбон, маршал де Сент-Андре, кард. Карл Лотарингский, кард. Франциск де Турнон, кард. Карл Бурбон и др.- поклялись отстаивать «веру отцов» и противостоять распространению протестантизма в стране. Этот союз не был организационно оформлен, однако в отдельных провинциях Французского королевства периодически возникали католич. союзы, лиги или братства, члены которых клялись до последней капли крови защищать католич. веру и короля. Королевская власть занимала по отношению к подобным орг-циям двойственную позицию. Во время военных действий против протестантов деятельность таких союзов поощрялась, в мирное время их пытались запретить или подчинить королю. Герц. Генрих Гиз. Ок. 1580 г. Неизв. худож. (Музей Карнавале, Париж) Герц. Генрих Гиз. Ок. 1580 г. Неизв. худож. (Музей Карнавале, Париж) Ситуация изменилась в сер. 70-х гг. XVI в. благодаря союзу гугенотов и «недовольных», которые выступали против усиления власти короля, против снижения роли аристократии, против засилья во Франции «иностранцев» - итальянцев и лотарингцев, прежде всего Гизов (к «недовольным» принадлежали младший брат короля Франциск, герц.

http://pravenc.ru/text/1683911.html

Мнимый король Карл X умирал; на Майена им нечего было рассчитывать, так как они знали о его переговорах. В этой крайности они сговорились с легатом и с испанским посланником, и предложили своей Сорбонне следующие три вопроса: «1. Если Карл X умрет или передаст свои права Генриху Бурбонскому, то обязаны ли, и могут ли французы признать его королем, если даже с него будет снято наложенное на него духовное запрещение? Не еретик ли, или не виновник ли ереси тот, кто, имея возможность помешать примирению с Генрихом, желает или обещает это примирение? Достойно ли похвалы сопротивление оному Генриху и может ли считаться мучеником всякий, погибший в борьбе с ним?» Второй вопрос был, очевидно, направлен против герцога Майенского; иезуиты собирались объявить еретиком главу Лиги. Сорбонна отвечала на эти три вопроса 7 мая, накануне смерти короля-кардинала. Ее единодушное постановление заслуживает внимания: «Божеским правом, католикам запрещается признавать своим королем еретика или виновника ереси и заведомого врага Церкви, а, в особенности, вернувшегося к ереси и отлученного папой от Церкви. Если бы случилось, что таковой получил бы отпущение своих злодеяний и снятие наложенных на него запрещений, но, несмотря на это, являлся бы подозрительным в обмане и коварстве и опасным для католической веры, то на основании того же Божеского права, человек этот подлежит лишению королевского достоинства. Всякий, старающийся возвести его на королевский престол, или помогающий и покровительствующий ему, или даже не мешающий ему в его намерении, несмотря на то, что имеет к этому возможность и обязан это сделать по своему положению, нарушает святые каноны, и его можно по справедливости заподозрить в ереси и считать вредным для веры и Церкви, а потому, можно и должно поступать с ним без всякого уважения к его сану и положению. Из этого следует, что, так как Генрих Бурбонский – еретик, возбудитель ереси, заведомый враг Церкви, возвратившийся снова в ересь и отлученный от Церкви нашим Святейшим отцом папою, и, что католической вере грозит с его стороны явная опасность обмана, притворства и коварства в том случае, если ему удастся откуда-нибудь получить разрешение от своих злодеяний, то французы совестью обязаны употребить всевозможные меры, для воспрепятствования ему взойти на всехристианнейший престол, и никоим образом не мириться с ним, несмотря на упомянутое снятие запрещения, хотя бы всякий другой законный наследник престола умер или отказался от своих прав; всякий, кто будет ему содействовать, нарушит каноны, станет подозреваем в ереси, сочтется вредным для Церкви и, как таковой, подлежит строгому взысканию и наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Решение о проведении голосования, вероятно, свидетельствует о том, что предупреждение Ватикана возымело действие. Теперь этим вопросом займется синодальный комитет, члены которого избраны 11 марта. Резолюция о благословении однополых сексуальных союзов была принята в пятницу 10 марта. Против этой меры, названной «Церемонией благословения для любящих друг друга пар», выступили только 9 из 58 епископов, а 11 епископов воздержались. Если бы 11 воздержавшихся епископов объединились против этой меры, она не получила бы требуемой поддержки двух третей епископов. Данное решение также призывает благословить отношения разведенных, но повторно вступивших в зарегистрированный государством брак, и пар, которые не состоят в церковном браке. Во время дебатов, предшествовавших голосованию, против этой меры выступили епископ Стефан Остер, глава диоцеза Пассау; епископ Грегор Мария Ханке, глава диоцеза Эйхштетта, и епископ Рудольф Водерхольцер, глава диоцеза Регенсбурга. «Можно предвидеть, что после того, как благословение будет одобрено, очень быстро возникнет вопрос, не является ли благословение также дискриминационным, если в браке будет отказано», — сказал епископ Водерхольцер. Фактически несколько других делегатов призывали к сакраментальному браку для однополых союзов. Грегор Подщун, президент Лиги немецкой католической молодежи (BDKJ), официальной церковной группы, которая поддерживает рукоположение женщин, однополые «браки» и доступ к абортам, сказал, что благословения однополых союзов были «минимумом», и что «нам нужно [признать сакраментальный] брак для всех». Епископ Йохан Бонни, глава диоцеза Антверпена, Бельгия, также выступил перед синодальным собранием в качестве почетного гостя. Бонни и другие фламандские епископы Бельгии ввели благословение однополых пар в сентябре 2022 года. Епископ Антверпена сообщил делегатам синода, что во время визита бельгийских епископов ad limina в ноябре 2022 года Папа Франциск не одобрил и не отверг утвержденное ими благословение однополых пар, но сказал, что это «пастырское полномочие фламандских епископов, пока они все едины».

http://azbyka.ru/news/germanskij-sinodal...

В 1599 г. Л. из Б. и 11 членов ордена капуцинов были направлены в Австрию и Богемию для противостояния Реформации и проведения католич. реформы. Усилиями Л. из Б. была открыта миссия капуцинов в Праге (действовала при поддержке архиеп. Збинека Берки из Дубе (1593-1606)), основаны конвенты капуцинов в Зальцбурге, Вене и Граце. Он активно проповедовал (обязательными были 3 проповеди в неделю), оказывал помощь больным и нищим, участвовал в полемике с лютеранами. Нашел поддержку среди нем. католич. князей; вместе с герц. Максимилианом I Баварским он стал инициатором создания в Свящ. Римской империи Католической лиги (окончательно оформилась в 1609), противостоявшей союзу протестант. правителей (с 1608 Евангелическая уния). По распоряжению папы Климента VIII капуцины духовно окормляли солдат в армии имп. Рудольфа II (1576-1612), воевавшего с турками-османами. Л. из Б. сопровождал войско императора в качестве главного капеллана. 9-14 окт. 1601 г. армия христиан, воодушевленных его проповедью и личным примером (Л. из Б. находился впереди войска, восседая на лошади лишь с распятием в руке), смогла отбить у турок г. Секешфехервар (Венгрия) (захвачен в 1543; окончательно освобожден из-под власти турок в 1688). В 1602 г. Л. из Б. вернулся в Италию; неск. раз выступал посредником в переговорах между итал. государями. Возглавляемый им орден капуцинов (ок. 9 тыс. монахов в 34 провинциях в Италии, во Франции, в Бельгии, Швейцарии и Испании) стал одним из главных оплотов Контрреформации; особое внимание Л. из Б. уделял обучению миссионеров, способных, находясь на территориях с преобладающим протестант. населением, заботиться о сохранении и последующем распространении католич. веры. В 1604 г. Л. из Б. ненадолго вернулся в Бриндизи, где на деньги, собранные при баварском дворе, начал строительство мон-ря Санта-Мария-дельи-Анджели на месте отчего дома. В 1606 г. по просьбе имп. Рудольфа II папа Римский Павел V вновь отправил Л. из Б. в Прагу, где тот пребывал до 1609 г. На этот период приходится его полемика с лютеранином Поликарпом Лейзером Старшим, придворным проповедником курфюрста Саксонии Кристиана II. Лютеранин дважды обращался с проповедями к жителям Праги, критикуя католич. догматы и популяризируя протестант. положения о спасении. После начала публичного диспута Лейзер Старший опубликовал в Дрездене 2 проповеди против Л. из Б. Ответом Л. из Б. стал «Очерк лютеранства» (Lutheranismi Hypotyposis, 1607-1610).

http://pravenc.ru/text/2462477.html

отказался от предоставленной ему приходской квартиры и поселился в рабочем квартале, начал проводить регулярные уличные беседы с местными жителями по проблемам условий их труда и жизни, реорганизовал деятельность приходского клуба для девушек. В клубе были созданы малые группы-ячейки, объединявшие девушек в зависимости от специализации и места работы. Принципом работы ячеек стал сформулированный К. девиз «Смотреть, решать, действовать». На встречах члены ячеек обсуждали проблемы, волновавшие рабочую молодежь, опираясь на социальное учение католической Церкви, предлагали решения по различным жизненным моментам. Ограничивая свое участие духовными советами, К. стремился, чтобы члены ячеек в каждом конкретном случае самостоятельно находили нужное решение, тем самым получали навыки для миссионерской работы. Уже через год число членов клуба увеличилось с 30 до 160 чел., при помощи К. из ячейки девушек-швей была создана молодежная секция профсоюза. При приходе было создано и отд-ние Лиги христ. женщин-рабочих. По просьбе банковского служащего Ф. Тонне в 1912 г. К. также организовал ячейки для молодых людей, к-рые объединились в Лигу папы Пия Х. Лига была ориентирована на активное миссионерство в рабочей среде и насчитывала до 900 чел. С началом первой мировой войны созданные К. молодежные структуры приступили к социальному служению, регулярному сбору продуктов питания, медикаментов и одежды для пострадавших от войны. Успехи К. в социальной сфере получили одобрение кард. Д. Ж. Мерсье, который 15 авг. 1915 г. назначил его руководителем службы «Социального действия» Мехеленского архиепископства, что позволило К. распространять свою методику работы с рабочей молодежью по всему архиепископству. Принципы К. встретили неоднозначную реакцию среди представителей духовенства и членов католич. профсоюзов: К. критиковали за предоставление рабочим широкой автономии в миссионерской деятельности. В практической работе К. опирался на поддержку 3 ближайших помощников - Тонне, служащего П. Гарсе и рабочего-металлиста Ж.

http://pravenc.ru/text/1681023.html

Поговорить с Уэджвудом и Арундейлом оказалось не настолько трудным. Они намекнули в ответ, что он испортил собственную карьеру в Обществе такое предположение еще более возмутило его и усилило его сомнения. С Анни он стал вести себя более осторожно и при встрече сказал, что Арундейл руководствовался благими пожеланиями, но допустил ошибки. Когда она начала настаивать на том, чтобы он упоминал об апостолах в своих речах, он решился более серьезно объяснить ей положение дел, но, как кажется, она не понимала его. Эмили Летьенс даже заподозрила, что это Арундейл ее загипнотизировал. Вообще-то к такому объяснению чаще всего прибегали теософы во время различных недоразумений и споров, но кажется более естественным принять во внимание возраст Анни. Несмотря на то что она продолжала совершать поездки и присутствовать на собраниях, ее силы иссякали, и ее руководство постепенно ослаблялось. К концу 1925 г. откололся весь Чешский филиал, устав следить за бесконечными склоками руководителей, абсурдной Либеральной Католической Церковью и за систематическими обвинениями известных теософов в развратных действиях. При таких же обстоятельствах двенадцать лет назад от Общества откололся весь Германский филиал. Возникли серьезные трудности в управлении – Австралия не подчинялась, американцы отстранились, и в Обществе постоянно вспыхивало недовольство по поводу поведения Ледбитера, Уэджвуда и Арундейла; Анни уже не могла разрешать конфликты или, по крайней мере, скрывать их от посторонних глаз. Но, как ни странно, количество членов Общества продолжало расти. Скандалы, конечно, привлекали к нему какое-то внимание, но более всего действовала популярность молодежного движения, ОЗВ (его члены необязательно были теософами) и растущее влияние самого Кришнамурти. В ранний период своего существования (как и сейчас), Общество привлекало в основном старшее поколение. Но в течение десятилетия с 1919 по 1928 г. оно процветало как какое-то подобие Лиги Наций. Молодежь привлекали не столько теософские церемонии или оккультные тайны, сколько идеи гуманизма, пацифизма и интернационализма, обсуждаемые в летних лагерях и воплощенные в привлекательном облике Кришнамурти. Его тихие, импровизированные беседы на темы мира и преодоления эгоизма представляли разительный контраст с шумной риторикой политиков и религозных лидеров. Кришнамурти призывал к свободе, счастью, взаимопониманию и самоусовершенствованию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/babuin-m...

11 марта 1597 г. испанцы захватили Амьен. Франция оказалась в опасности. Генрих IV, нуждавшийся в военной помощи гугенотов, обратился к своим бывш. единоверцам, но Сомюрская ассамблея отказала королю в к.-л. службе. 15 июня члены ассамблеи покинули Сомюр и перенесли заседания в Шательро, расположенный в регионе с преобладавшим протестант. населением. Генрих IV неоднократно просил ассамблею послать войска «ради чести Франции», однако получал твердый отказ. 20 июля гугеноты решили оплачивать свои войска «из экстраординарных источников», т. е. захватывая деньги у королевских сборщиков или взимая налоги в свою пользу. В то же время они обратились за помощью к Англии и к Республике Соединённых провинций. В этих условиях посланник короля Гаспар де Шомберг без к.-л. монарших указаний вступил с гугенотами в переговоры. Сделав вид, что наделен необходимыми полномочиями, 25 июля 1597 г. он подписал соглашение, в соответствии с к-рым крепости, удерживаемые франц. кальвинистами, оставались за ними, а король каждый год должен был выделять 180 тыс. экю на содержание их гарнизонов. Генрих IV, недовольный заключенным соглашением, был вынужден начать переговоры об окончательной редакции эдикта, тем более что после изгнания испанцев из Амьена (25 сент. 1597) он смог отказаться от новых уступок. В марте 1598 г. король направился в Бретань, чтобы подчинить своей власти одного из последних сторонников Католической лиги - губернатора Бретани Филиппа Эмманюэля Лотарингского, герц. де Меркёра. 20 марта в Анже заключен мирный договор. Герцог согласился на брак единственной дочери-наследницы Франсуазы и Сезара де Бурбона, герц. Вандомского, старшего внебрачного сына короля от Габриэли д " Эстре, а Генрих IV выплатил Меркёру огромную денежную компенсацию (более 4,2 млн ливров). 13 апр. 1598 г. в Нанте Генрих IV, внеся в документ неск. частных изменений, дабы показать, что он дарует его своей самодержавной властью, подписал Н. э. В Нанте королем был издан целый комплекс документов с разными степенями легитимности: грамота от 3 апр.

http://pravenc.ru/text/2564660.html

«Sit mixtum gravitate, vocet risuque jocisque». Ко всему этому присоединялась очень естественно вольность телодвижений, беспокойное, тревожное изложение, вскрикивание, театральная мимика. Иезуиты, в истории духовного красноречия на Западе, имеют тоже значение, какое и в развитии доктрины; они совместили в себе все предшествовавшее развитие и довели его до последних результатов. В их проповедях можно найти и мистицизм и символизм, и накопление образов, и искусственную правильность расположения и, наконец, комизм, шутки, остроты. Как господствующее свойство проповеди Иезуитской, можно заметить в ней неожиданность эффектов, преобладание страсти и резко выдающуюся личность проповедника. Это направление проповедь приняла поневоле; оно было вынуждено. Когда вместе с верою охладело внимание слушателей к слову Церкви, понятно, что духовенство, в замену внутреннего сочувствия, которого не было между ним и слушателями, прибегнуло к искусственным, раздражительным средствам и стало льстить современным наклонностям и страстям. Проповедники старались приковать внимание слушателей уже не к слову, а к себе самим, вольностью телодвижений, неожиданностью эффектов; они будили их любопытство, поражали воображение странностью образов, возбуждали смех, раздражали страсти. Явление такой проповеди понятно в эпоху упадка католицизма. Это было последнее отчаянное усилие Церкви произвести сотрясение в своих членах, для нее умерших 6 . После Иезуитов и времен Лиги, католическая проповедь не явила ни одного нового типа. Блистательное развитие духовного красноречия во Франции, в эпоху Людовика XIV, совершилось независимо от Церкви, под влиянием посторонних для нее начал, в особенности древних писателей и условий придворной жизни. Резкие особенности католической проповеди, как условленной церковью, постепенно сглаживались, и духовное красноречие, войдя в развитие светской литературы, совершенно с нею слилось. Окончивши краткую характеристику проповеди католической, мы должны предварить неминуемое возражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010