О границах Церкви Впервые (на англ. яз.): The Limit of the Church//Church Quarterly Review. 1933. Vol. 117. No 233. October. Pp. 117–131. На рус. яз.: Путь (Париж). 1934. No 44. Июль-сентябрь. С. 15–26. Печатается по первому русскому изданию. Очень нелегко дать точное и твердое определение раскола или схизмы (различаю «богословское определение» от простого «канонического описания»). Ибо раскол в Церкви есть всегда нечто противоречивое и противоестественное, парадокс и загадка. Ибо Церковь есть единство. И все бытие ее в этом единстве и единении, о Христе и во Христе. «Ибо все мы единым Духом во единое тело крестились» ( 1Кор.12:13 ). И прообраз этого единства есть Троическое единосущие. Мера этого единства есть кафоличностъ (или соборность), когда непроницаемость личных сознаний смягчается и даже снимается в совершенном единомыслии и единодушии, и у множества верующих бывает единое сердце и одна душа (ср. Деян.4:32 ). Раскол, напротив, есть уединение, обособление, утрата и отрицание соборности. Дух раскола есть прямая противоположность церковности... Вопрос о природе и смысле церковных разделений и расколов был поставлен во всей остроте уже в приснопамятных крещальных спорах III века. И св. Киприан Карфагенский 694 с неустрашимой последовательностью развил тогда учение совершенной безблагодатности всякого раскола, и именно, как раскола. Весь смысл и весь логический упор его рассуждений был в том убеждении, что таинства установлены в Церкви. Стало быть, только в Церкви и совершаются, и могут совершаться, – в общении и в соборности. И потому всякое нарушение соборности и единства тем самым сразу же выводит за последнюю ограду, в некое решительное " вне». Всякая схизма для св. Киприана есть уход из Церкви, из той священной и святой земли, где только и бьет крещальный источник, ключ спасительной воды (quia una est aqua in ecclesia sancta, S. Cypr. Apist. LXXI, 2). Учение св. Киприана о безблагодатности расколов есть только обратная сторона его учения о единстве и соборности...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года 26 грудня 2006 р. 14:01 ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о епископе Василии (Осборне) .   Справка: 8 июня 2006 года Священный Синод Константинопольского Патриархата вынес решение о принятии Преосвященного епископа Василия (Осборна) , бывшего Сергиевского, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и назначении викарием Преосвященного архиепископа Команского Гавриила в составе Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата. Священный Синод Русской Православной Церкви 12 июня 2006 года (журнал 32), отметив каноническую неправомочность такого деяния при отсутствии у епископа Василия отпускной грамоты от Священноначалия Русской Православной Церкви, вызвал епископа Василия на следующее заседание Священного Синода. В заседании 19 июля 2006 года ( журнал 75 ) Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий не явился на заседание Священного Синода, и отметив нарушение им епископской присяги, а также правил Святых Апостолов 33, Карфагенского Собора 32, Двукратного Собора 15, временно запретил епископа Василия в священнослужении и вызвал на следующее заседание Священного Синода. В заседании от 6 октября 2006 года ( журнал ) Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий повторно не явился на заседание, вновь вызвал его на следующее заседание Священного Синода и предупредил его, что в случае игнорирования призыва Священноначалия он подлежит суду архиереев. В том же заседании Священный Синод постановил предложить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею ради сохранения церковного единства без промедления рассмотреть создавшуюся ситуацию в рамках двусторонних собеседований. Со стороны Константинопольского Патриархата на это предложение последовал положительный ответ. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Констатировать, что Преосвященный епископ Василий (Осборн) вновь не прибыл на заседание Священного Синода.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204211...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Святые отцы – святые , сформулировавшие и выразившие в своих творениях и соборных постановлениях богословское ,  нравственно-этическое и аскетическое  учение Церкви и подтвердившие истинность этого учения своей жизнью: достижением святости – обожения человеческой природы. Из III деяния V Вселенского собора : «Мы во всем следуем и святым отцам и учителям Церкви: — Афанасию, — Иларию, — Василию, — Григорию Богослову , — Григорию Нисскому , — Амвросию, — Августину, — Феофилу, — Иоанну Константинопольскому, — Кириллу, — Льву, — Проклу и приемлем все, что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков. Приемлем также и прочих святых отцов, которые безукоризненно до конца жизни своей проповедовали правую веру в святой Церкви Божией». Правило VI Вселенского Собора перечисляет авторитетных канонистов: — архиепископа Дионисия Александрийского ; — архиепископа и мученика Петра Александрийского , — епископа Григория Неокесарийского , чудотворца; — архиепископа Афанасия Александрийского ; — архиепископа Василия Великого ; — епископа Григория Нисского ; — архиепископа Григория Богослова ; — епископа Амфилохия Иконийского ; — архиепископа Тимофея Александрийского; — архиепископа Феофила Александрийского; — архиепископа Кирилла Александрийского ; — патриарха Геннадия Александрийского; — мученика архиепископа Киприана Карфагенского . Какие критерии приняты для определения понятия «отцы Церкви»? 1) Истинность учения, 2) святость жизни, 3) признание Церкви. Как называется наука, изучающая творения святых отцов? Патристикой (или патрологией ). Могли ли святые отцы ошибаться? Святые отцы являются признанными учителями как в области нравственного, так и в области догматического учения Церкви. Однако и в их сочинениях встречаются ошибочные представления относительно тех или иных богословских вопросов. Как правило, это бывает связано с тем, что в одних случаях они высказывались как верные свидетели того учения, которое всегда хранила и исповедовала Церковь , а в других выражали своё личное мнение.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy

свящ. Михаил Легеев Тема 16. Тертуллиан 16.1. Сведения о жизни Тертуллиан – выдающийся христианский оратор и богослов древней Церкви, один из основоположников латинской христианской письменности, для которой его значение сравнимо лишь со значением Оригена на Востоке. Именно с него начинается римо-карфагенское богословие в III веке, и именно он, вместе со свщмч. Киприаном Карфагенским , даёт мощный импульс для его дальнейшего развития. Ни время рождения, ни время смерти Тертуллиана доподлинно неизвестны. В общем и целом он был современником Климента Александрийского ; обычно рождение Тертуллиана приурочивается к 160 году или ранее. С Карфагеном оказывается связана почти вся его жизнь: там он родился, там, после учёбы в Риме, проходит поприще дальнейших трудов. Родившись в семье язычника, римского сотника, он получил образование юриста; это, равно как и последующая адвокатская практика, сделало его блестящим оратором и дало возможность впоследствии применить природный дар слова на благо Церкви. Незадолго до 197 года Тертуллиан принимает святое Крещение, а затем и пресвитерский сан; именно на 200 год и ближайшее за ним время приходится написание основного объёма христианских трудов Тертуллиана , ставшего плодовитым церковным писателем. И хотя время апологетов к этому моменту уже сменяется новой эпохой, эпохой активной миссии Церкви, однако в творчестве Тертуллиана , стоящего на грани двух эпох, ещё чрезвычайно силён дух апологетов: ряд важных его произведений написаны в защиту Церкви. К сожалению и несмотря на все свои заслуги перед Церковью, в последний период своей жизни Тертуллиан покинул Церковь Христову, соблазнившись учением еретика Монтана. Пробыв некоторое время у монтанистов, Тертуллиан основал собственную секту в Карфагене; последователи этой секты были присоединены к Церкви спустя два века блаж. Августином Иппонским. Можно предположить, что такое духовное поражение в душе Тертуллиана вызрело постепенно, поскольку ещё в православных его произведениях, написанных в период его церковной жизни, присутствуют некоторые идеи-крайности; их последовательное развитие и привело в конце концов к столь печальным итогам.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

свящ. Михаил Легеев Тема 17. Священномученик Киприан Карфагенский 17.1. Сведения о жизни Святой Киприан принадлежит к плеяде знаменитых своим красноречием западных богословов древней Церкви, которые, будучи ораторами и юристами, употребили свой талант на благо христианства. Его знаменитые предшественники, Марк Минуций Феликс и Тертуллиан , подготовили почву для Киприанова учения (со всеми плюсами и минусами последнего); но имя святого Киприана значит для Церкви намного больше их имён, поскольку он вошёл в церковную историю и жизнь не только как богослов и яркий церковный писатель, но прежде всего как один из её великих святых. Жизнь святого Киприана делится на два периода: больший (около 45 лет) – языческий, и меньший (около 10 лет) – христианский. Родился он около 201 года в Карфагене в знатной семье сенатора. Образование его было языческим и блестящим, равно блестящим было и его поприще юриста и адвоката, на котором он снискал большой авторитет. Большое значение на святого оказало знакомство с неким Цецилием, одним из пресвитеров Карфагена: про прошествии долгих лет языческой жизни Киприан в короткий промежуток времени принимает святое Крещение, кардинально меняет свою жизнь, сообразуя её с заповедями Христовыми, неутомимо изучает Священное Писание и труды христианских писателей. Та основательность, с которой он прежде подходил к светским трудам и которая сделала его знаменитым адвокатом, теперь нашла своё применение в Церкви – в кратчайший срок из Киприана-язычника вырастает богослов и умелый защитник христовой веры. Обращение святого Киприана в христианство происходит в 246 году, примерно через год его поставляют во пресвитеры, а ещё через год – во епископы города Карфагена, главу всей Североафриканской Церкви. Такое стремительное возвышение в чинах церковной иерархии было явлением настолько же исключительным, насколько исключительной была и личность самого святого. Народ, избравший Киприана епископом, ликовал, а некоторые пресвитеры из зависти затаили злобу. Святой Киприан удивительно сочетал в управлении Карфагенской Церковью личную кротость и глубокую любовь к ближнему с большой строгостью в вопросах дисциплины и вниманием к ним. Он обнаружил большое умение и мудрость в управлении этой огромной Церковью, особенно с наступлением периода гонений, когда в самой Церкви стали назревать и формироваться многочисленные нестроения и расколы.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Среди составных элементов и явлений церковной жизни в целом и каждого христианина в отдельности, святая Евхаристия занимает одно из основных мест. Церковь непременно содержит в своем учении и практикует Евхаристию с древнейших времен. С другой стороны, христианину, ощущающему свою принадлежность к Церкви, присуща потребность участвовать в Евхаристии. Иначе говоря, молитвенно присутствовать при ее совершении священнослужителем (молитвенное участие) и причащаться самому (непосредственное, активное, духовно-физическое участие). Если, как это принято в богословии, днем рождения Церкви считать день сошествия Святого Духа на апостолов, то следует признать, что Евхаристия древнее самой Церкви. Ибо впервые она была совершена Самим Господом Иисусом Христом совместно с Его апостолами во время Тайной Вечери, непосредственно перед Его страданиями и смертью , о чем свидетельствуют все евангелисты 2 . В дальнейшем Евхаристии, как неотъемлемому элементу христианской жизни, присуща не подвергающаяся сомнениям преемственность. Как уже упомянутые свидетельства апостола Павла, так и особенно евангелиста Луки. 3 Они говорят о совершении Евхаристии («преломлении хлеба») апостолами с участием обращенных или других «уверовавших» ( Деян.4:32 ), именуемых иногда «учениками» ( Деян.20:7 ). От послеапостольского и святоотеческого периодов истории древней Церкви до нас дошли относящиеся к Евхаристии свидетельства «Учения двенадцати апостолов», святых Игнатия Антиохийского , Иустина, Иринея Лионского , Киприана Карфагенского , Иоанна Златоуста , блаж. Августина, папы Григория Великого и многих других отцов и учителей Церкви, вплоть до святого Иоанна Дамаскина . И в последующие века, как известно, Евхаристия являлась общепринятым и никогда не находившимся в пренебрежении проявлением церковного сознания и жизнедеятельности. Это утверждение относится как к древней неразделенной, так и к Восточной и Западной Церквям после их разделения. Весьма важными евхаристическими памятниками являются литургии святого апостола Иакова, Римская, святого Иоанна Златоуста , святого Василия Великого , Коптская и другие, происхождение которых восходит к глубокой древности. Литургия, т. е. богослужение, неразрывно сопряженное с Евхаристией, является не только свидетельством о наличии евхаристической традиции, но и ее носителем, т. е. средством Евхаристии ее сохранения и преемственного продолжения. Таким образом, наличие непрерывной церковно-евхаристической традиции с момента Тайной Вечери и вплоть до нашего времени можно считать установленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf Содержание Предисловие Предисловие ко второму изданию I. Предмет истории Церкви II. Понятие об исторических источниках III. Две родины Церкви I. Начало Церкви II. Мужи апостольские. Церковное устройство III. Гонения V. Апологеты VI. Гностицизм VII. Священномученик Ириней Лионский VIII. Судьба иудаизма IX. Рост Церкви X. Распространение христианства XI. Монтанизм XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы XIII. Тертуллиан XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский XV. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский XVI. Ориген. Александрийская и антиохийская школы христианской мысли XVII. Великое гонение Диоклетиана и Галерия I. Император Константин и христианство II. Первый Вселенский Собор в Никее III. Арианские споры после Никейского Собора (1) IV. Юлиан Отступник V. Арианские споры после Никейского Собора (2) VI. После II Вселенского Собора VII. Христианство и Рим VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним IX. Свт. Иоанн Златоуст X. Блаженный Августин XI. Послание апостола Павла к Римлянам, 5в понимании св. Иоанна Златоуста и блж. Августина XII. Третий Вселенский Собор XIII. Разбойничий собор XIV. Халкидонский Собор XV. Церковь и общество после обращения Константина XVI. Церковь: устройство и богослужение XVII. Распространение христианства на Востоке XVIII. Распространение христианства на Западе XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства XX. Монофизитские споры после Халкидонского Собора XXI. Эпоха императора Юстиниана XXII. Христианский Восток после Юстиниана XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства» XXIV. Император Ираклий. Персидские войны и зарождение ислама XXV. Моноэнергизм и монофелизм. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор XXVI. Юстиниан II и Пято-Шестой (Трулльский) Собор XXVII. Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин XXVIII. VII Вселенский Собор и второй период иконоборчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будь верен богомудрому учению Святых Отцев Церкви, которое общепризнано и общепринято всею Церковью как истинное, и их церковным постановлениям и законоположениям, утвержденным голосом всей Церкви на Вселенских и Поместных Соборах, в так называемых канонических правилах, и не ставь себя судией над ними! Многое в наши дни дерзают безумно говорить, что они якобы «веруют в Бога» и даже во Христа, но Церкви не признают, и учению Церкви самоуверенно и самонадеянно противопоставляют свои собственные, нередко совсем сумбурные и бессмысленные измышления. Не умничай, полагаясь на свои каверзные домыслы! Помни, что «кому Церковь не Мать, тому Бог не отец» , как выразился один из великих Отцев Церкви святитель Киприан Карфагенский , мученической смертью своею засвидетельствовавший свою верность Христу. Будь верен, наконец, всем дошедшим до нас из глубины веков благочестивым преданиям, священным традициям и обычаям, укоренившимся в нашем православном церковном обиходе и повседневном быту, которые не противны Слову Божию и учению Св. Церкви! Вот, в самых общих чертах, краткое исповедание нашей верности  — той Святой Истине, которую так злобно поносят и настойчиво стремятся подорвать и искоренить в христианском сознании враги Божии, явно или тайно служащие сатане. Итак, в наше жуткое и лукавое время, прежде всего, будь верен! Но будь действительно верен, а не кажись только верным по одной внешней видимости, ибо много-много в наши дни развелось фарисейского лицемерия, которое так сурово и беспощадно обличал, осуждал и бичевал Сам наш Милостивый и снисходительный к другим человеческим грехам Владыка — Господь Иисус Христос во время Своего общественного служения людям. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!» ( Мф.23:13 ) — так многократно грозил Он тем, которые считали себя духовными вождями своего народа, мнили себя «законниками» — знатоками и ревнителями Закона Божия, а в действительности были только «слепыми вождями слепых» и грубыми нарушителями важнейших заповедей Божиих, «оцеживая комара и проглатывая верблюда» ( Мф.15:14, 23:13–31 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhiepisko...

В Белграде прошел научный симпозиум о проблемах церковного законодательства На открытии симпозиума Белград, 20 октября 2003 г. С 13 по 15 октября 2003 года на Богословском факультете Сербской Православной Церкви в Белграде прошел международный симпозиум на тему «Проблематика современного церковного законодательства». Организаторами этого мероприятия стали Священный Синод Сербской Православной Церкви и Богословский факультет в Белграде . 13 октября 2003 года, открывая работу научного симпозиума, Его Святейшество Патриарх Сербский Павел поприветствовал его участников – представителей Поместных Церквей, преподавателей, студентов и других гостей. В своем приветственном слове предстоятель Сербской Церкви подчеркнул особую необходимость достижения единой позиции всех православных в вопросе современного церковного законодательства, основанного на святоотеческом предании. Это приобретает особую важность на фоне современных общественных событий и перемен в мире. В конце своего короткого выступления Сербский Патриарх поблагодарил всех приехавших, а затем благословил это важное научное собрание и пожелал участникам симпозиума успеха в работе на благо не только Сербской Церкви, но и всего Православия. Особую торжественность вносило присутствие членов Священного Архиерейского Синода митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, епископов Шабацко-Вальевского Лаврентия, Нишского Иринея и Захолмско-Герцеговинского Григория, а также председателя правительства республики Сербии Зорана Живковича и его заместителей Владана Батича и Небойши Човича. Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , руководящий работой комиссии Священного Архиерейского Собора по изменению устава Сербской Православной Церкви, председательствовал на первой сессии симпозиума 13 октября. После напутственного слова Патриарха Павла он предоставил речь присутствовавшим здесь представителям Поместных Православных Церквей. С кратким вступительным словом выступили митрополит Тиролойский и Срендийский Пантелеимон (Константиопольский Патриархат), митрополит Карфагенский Хризостом (Александрийский Патриархат), ахримандрит Макарий Мавроянакис (Иерусалимкий Патриархат), прот. Николай Некула (Румынская Православная Церковь), епископ Тримифунтский Василий (Кипрская Православная Церковь), проф. др. Анастасиос Маринос (Элладская Православная Церковь), прот. Ержи Тофилук (Польская Православная Церковь). Передавая благословения и пожелания успешной работы от предстоятелей своих Церквей, все выступавшие подчеркивали особое значение достижения единой позиции по вопросу современного церковного законодательства, с учетом таких современных общественных феноменов, как глобализация, объединение Европы и т.п. Было особо отмечено, что готовящийся устав Европейского Союза не отвечает своими положениями европейским народам и что организованный Сербской Церковью научный симпозиум станет одной из попыток помочь Европе и современному миру в поиске ответов на важнейшие вопросы.

http://pravoslavie.ru/40483.html

В послании к евреям Апостол Павел отступил от обыкновенной формы своих посланий и не поставил своего имени в начале потому, чтобы евреи, на ненависти к имени, не отвратились от небесного учения. «Блаженный Павел ставит свое имя перед каждым своим посланием» говорит св. Златоуст «Если же в послании к евреям сего не делает, то по своему благоразумию. Евреи его ненавидели и в начале послания услышав его имя, не стали бы слушать далее; посему утаив имя, уловлял тем их внимание». 212 Того же мнения о таком опущении имени Климент Александрийский 213 и блаженный Иероним (in Catal). От сего умолчания имени, по причине различия в слоге между некоторыми явилось и несколько времени держалось сомнение о подлинности сего послания. «По причине различия в слоге и в образе речи думают (creditur), говорит блаженный Иероним, что послание, известное под именем к евреям, не принадлежит Павлу, но или Варнаве, по мнению Тертуллиана , или Луке Евангелисту, по мнению некоторых, или Клименту, впоследствии епископу римской Церкви, который, говорят, изложил и украсил в своей речи учение (sententias) Павла. Вернее полагать, что это послание писал сам Павел и в начале умолчал о своем имени потому, что евреи ненавидели его. 214 Впрочем, таковое сомнение и началось и держалось почти исключительно в Церкви римской по случаю появления ереси монтанистов и новациям, которые сим посланием думали оправдать свое учение о невозможности обращения падших ( Евр. 6:4–9 ). Доподлинно известно, Кай, пресвитер римский, в конце второго или начала третьего века, первый выразил сомнение о подлинности послания к евреям, весьма вероятно, для ослабления силы доказательства монтанистов и их сообщников. 215 Общее же мнение древней Церкви признавало сие послание истинным и подлинным произведением Апостола Павла; ибо Евсевий 216 решительно говорит, что общеизвестны четырнадцать Павловых посланий (του δε Παυλου προδηλοι και σαφεις αι δεκατεσσαρες); и блаженный Иероним свидетельствует, что послание к евреям считается Павловым посланием не только в современных ему восточных церквах, но во всех церквах и у всех вообще греческих писателей. 217 По сей причине на соборах карфагенском и лаодикийском, у св. Афанасия Великого и во всей вообще православной Церкви сие послание считается неотъемлемой частью новозаветного канона. Это мнение православной Церкви оправдывается:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010