разделы   рассылка  распечатать Софья Пучкова Почему каноны в Церкви не стареют Источник:  Нескучный сад На Архиерейском Соборе принимают документы по ювенальной юстиции, электронным удостоверениям личности и другим проблемам, о которых ничего не написано в канонах, создававшихся полторы тысячи лет назад, в Древнем Риме и Византии. Тем не менее, архиереи ими руководствуются. Так почему каноны не устаревают? Вселенские соборы чаще всего ассоциируются с догматами, которые были на них приняты, например, с Никео-Цареградским Символом веры (Первый и Второй Вселенский собор), или с защитой иконопочитания (Седьмой Вселенский собор). Но на Соборах принимали не только вероучительные истины, но и каноны – правила Церкви. Не все из них сегодня действуют, но ни один – не отменен. История греха Слово " канон " в переводе с греческого – " прямая линия " или " правило " . В отличие от догматов, каноны касаются практической стороны жизни церкви: вопросов церковно-административного устройства, церковной дисциплины или христианской нравственности. Канон – это ориентир для правильной, нормальной христианской жизни человека и Церкви в целом. Например, " нравственные " каноны формулируют нижний предел христианского поведения и, как правило, выражают какой-либо запрет: " никакому клирику не позволяется содержати корчемницу (т.е. трактир или гостиницу) " (9-ое правило Шестого Вселенского (Трулльского) собора). В каком-то смысле каноны повествуют нам об истории греха в Церкви, ведь все они создавались, чтобы ограничить грех. Каноны утверждались в конкретный исторический период для решения актуальных в то время проблем. И, судя, по количеству канонов, проблем было немало: мы имеем 189 правил Вселенских и около 320 Поместных соборов. Многие из них повторяются из собора к собору, это говорит о том, что проблема, которую они призваны был решить, не была решена, и Церкви пришлось повторить и подтвердить свое решение. Так, против греха симонии (приобретение священного сана за деньги) боролись и на Четвертом Вселенском соборе, и на Шестом (Трулльском), и на Седьмом. А с ростовщичеством среди духовенства – на Лаодикийском, Карфагенском и на Первом, Шестом, Седьмом Вселенских соборах.

http://religare.ru/2_99519.html

Да будут едино, якоже и мы ( Ин. 17:11 ). Так молился Господь Иисус Христос Своему небесному Отцу в последний день своей земной жизни пред спасительными страданиями. Христос основал Церковь , новое общество людей, в котором они должны объединяться между собою каким-то особенным внутренним и духовным единением. Царство Христово не то, что царства земные, где люди объединены искусственными юридическими нормами, но могут быть в то же самое время совершенно разъединены друг от друга всем своим существом, всей своей нравственной природой. Сам Христос единство верующих уподоблял органическому единству ветвей одного дерева. ( Ин. 15:1–7 ). В последнем же своем молитвенном торжественном обращении к Отцу Христос указывает как бы идеал церковного единения спасенного Им человечества. Таким идеалом в словах Христа является то существенное единство, которое три Божественных Лица соединяет во Единое Триипостасное Божество. Божество – Троица во Единице. Спасенное человечество, т.е. Церковь должна быть единством во множестве. Великие отцы Церкви не мало любомудрствовали об этом подобии церковного человечества единству лиц Пресвятыя Троицы и богословские созерцания их богопросвещенного ума могут дать нам многое для уразумения истины троичности Божества и единства человечества в Церкви. Главнейшие из этих святоотеческих созерцаний мы и представим в настоящем очерке, сопровождая их необходимыми разъяснениями 1 . Мысль о единстве человечества в Церкви по образу триединства Божества мы встречаем еще у раннейших церковных писателей, начиная с середины III века. Первый святоотеческий труд, специально посвященный вопросу о Церкви, это трактат св. Киприана, епископа Карфагенского, «О единстве католической Церкви». Всю свою литературную деятельность св. Киприан посвятил, преимущественно, раскрытию понятия о Церкви, а всю свою церковную деятельность, запечатленную блаженной мученической кончиной, – защите единства Церкви от покушений «зломыслящих еретиков и раскольников». Вся вселенская Церковь для св. Киприана есть некоторое особое единство. «Бог заповедует, чтобы в дому его жили только мирные, согласные и единодушные. Он хочет, чтобы возрожденные и остались такими, какими Он сделал их вторым рождением, чтобы ставшие сынами Божиими пребывали в мире Божием, – чтобы у нас, у которых один Дух, было одно сердце и чувство. Для Бога большая жертва – наш мир и братское согласие, народ, соединенный в единстве Отца и Сына и Святого Духа» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Содержание Каноны Церкви О Значении Священных Канонов Дополнительные мысли О Книге Правил Епископ Никодим (Милаш) Основные правила О правилах святых Апостолов О правилах вселенских соборов О правилах поместных соборов О дополнительных правилах О правилах святых отцов Правила Святых Апостолов Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Правила Вселенских Соборов I Вселенский Собор II Вселенский Собор III Вселенский Собор Послание III Вселенского Собора к Памфилийскому собору IV Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 V-VI Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 VII Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 Сокращения Примеры Каноны и Церковная Жизнь (Прот. В. Цыпин) Значение канонов: вечное и временное Компетенция Соборов, их состав Церковное судопроизводство Приход, его границы Церковный и гражданский брак Правила Анкирского Собора Правила Неокесарийского Собора Правила Гангрского Собора Правила Антиохийского Собора Правила Лаодикийского Собора Часть 1 Часть 2 Правила Сардикийского Собора Часть 1 Часть 2 Правила Карфагенского Собора Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Послание Африканского Собора к Папе Келестину Правило Константинопольского Собора Правила Константинопольского Двукратного Собора Часть 1 Часть 2 Правила Собора бывшего во храме Премудрости Слова Божия Приложение Окружное Послание Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшегося в 1932 г. в Сремских Карловцах, Относительно Масонства О необходимости Собора для Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова (1862–1866 гг.) Действия, существенно нужные для Российской Церкви Главнейшие предметы занятий Собора должны быть нижеследующие Заключение Примечания об Обер-прокуроре и Попечителе     Каноны Церкви Св. Василий Великий в девяностопервом правиле, взятом из двадцать седьмой главы его творения о Св. Духе, говорит: «Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания – по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания». В следующем, девяностовтором правиле Св. Василий вновь возвращается к значению предания: «Думаю, что это Апостольское правило, чтобы мы держались неписанных преданий, как говорит Апостол Павел: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 ), и в другом месте: братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Содержание Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Предисловие Эта книга посвящается новомученикам, которые великим подвигом в трудные времена засвидетельствовали свое исповедничество (исповедничество - приверженность Господу нашему Иисусу Христу, несмотря на уничижения, гонения, истязания. Исповедниками называли тех, кто во время гонений открыто объявляли себя христианами, претерпевали мучения, но не отступали от веры). Она является также признанием уважения к благочестивому русскому народу, который я для себя открыл и живой вере которого изумился. Архимандрит Нектарий Мы часто слышим вокруг, да и сами говорим про кого-то " хороший человек " или " плохой человек " . То есть делим людей на " хороших " и " плохих " , высказываем какие-то суждения на основании собственных оценок. Такая установка противна Богу и Церкви. Во-первых, у нас нет права судить ближних, поскольку обычно мы знаем их очень мало и только по внешним проявлениям; нам неведомы глубины их сердца. Во-вторых, для Церкви не существует " хороших " и " плохих " , но есть люди внутри Церкви и вне ее. Лишь пребывая в церковной ограде, мы можем надеяться на спасение. Вне Церкви такой возможности нет, даже если ты " хороший " человек. " Вне Церкви нет спасения " , - говорит святитель Киприан Карфагенский. Иисус Христос пришел в мир не для того, чтобы учить какой-то новой философии, и не для того, чтобы привнести еще одну религию вдобавок к уже существующим. Он основал Свою Церковь, Богочеловеческое Тело, внутри которой человек спасается. Следовательно, если кто-то действительно жаждет спастись, то у него нет другого пути, кроме как стать членом Церкви, как бы привиться к Телу Христову. Это наше единение с Церковью осуществляется через Таинство Крещения. В этом Таинстве мы отрекаемся от диавола, его дел, его служения, его тьмы и соединяемся с Христом, становимся членами Его Церкви. Другими словами, мы становимся детьми Бога Отца, членами Его семьи, братьями другим христианам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. 19 ноября 2016 г. 23:13 19 ноября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с  Блаженнейшим Патриархом Александрийским Феодором , прибывшим в пределы Русской Церкви для участия в торжествах по случаю 70-летия Предстоятеля Русской Православной Церкви. В составе делегации, сопровождающей Блаженнейшего Владыку, митрополит Карфагенский Мелетий, представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси  митрополит Киринский Афанасий  и протопресвитер Афинодор (Папаэврипиадис). Со стороны Русской Православной Церкви во встрече, которая прошла в Патриаршей резиденции в  Даниловом ставропигиальном монастыре , участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  епископ Владикавказский и Аланский Леонид , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Асмус, сотрудник ОВЦС священник Анатолий Чуряков. В приветственном слове Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил Предстоятеля Александрийской Церкви и членов делегации, прибывших на празднование значимой для него даты. «Мы всегда рады видеть Вас, Ваше Блаженство, продолжил Его Святейшество. Мы вспоминаем посещения Вами Русской Церкви, и особенно последний визит, когда Вы побывали на Соловках, в Иркутске, Екатеринбурге. Вы посещали места, где до того не бывал ни один Предстоятель, кроме Предстоятеля Русской Православной Церкви». Отметив, что визит Блаженнейшего Феодора стал большой радостью для многих людей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Вы, наверное, единственный из Предстоятелей Поместных Православных Церквей, кто путешествует по России как паломник, посещая разные святые места. И это свидетельствует о Вашей любви к России, о том, что Вы связаны с нашей страной, с нашим народом, с нашей Церковью еще со времен Вашего служения в качестве представителя Александрийской Православной Церкви».

http://75.patriarchia.ru/db/text/4686746...

Часть первая. Очерк истории разделения церквей, и отношения западной церкви к восточным церквам после разделения Отделение первое. Очерк истории разделения церквей I. Характеристические особенности и взаимные отношения восточной и западной церкви впервые века христианства С самых первых веков христианской истории, мир христианский, по общим понятиям, разделялся на две главные части: на Восточную и Западную. К последней причислялись Церкви, находящиеся в западной Европе и северо-западной Африке: римская, испанская, галликанская, британская, карфагенская; к первой – Церкви в странах около восточных берегов Средиземного моря, – в северо-восточной Африке, юго-западной Азии и юго-восточной Европе, Церкви египетские, мало-азийские, собственно греческие. Восточная половина христианского мира, по преобладающему составу населения, языку, нравам и характеру цивилизации, называлась преимущественно Греческою, Западная – Латинскою. Между Восточными и Западными Церквами, при всем единстве их верований и основных начал церковного устройства, при всей братской любви, одушевлявшей древний христианский мир, не было такой близости, такой общности интересов, задач и стремлений, таких частых сношений, какие можно было заметить между Восточными Церквами – отдельно и Западными – отдельно. Самая географическая разобщенность, – дальность расстояния, – препятствовала Восточным и Западным Церквам иметь частые сношения между собою. Оттого и на самые Вселенские Соборы, которые были главным выражением церковного единства, и на которых решались важнейшие, касавшиеся всего христианства вопросы и дела, представители Западной Церкви, по дальности расстояния, могли являться только десятками, а иногда единицами; между тем как Восточных епископов здесь бывали сотни. Для решения же более частных дел и вопросов, Восточная Церковь имела свои поместные Соборы, Западная – свои и на Востоке всегда были более известны определения поместных Соборов Восточных – антиохийских, лаодикийских, неокесарийских, константинопольских, на Западе же определения западных – римских, равеннских, арелатских, ахенских, ельвирских, толедских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ситуация в Ульяновске очень сложная» Назначение митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия главой Симбирской митрополии вызвало народные волнения 22.07.2015 3880 Время на чтение 7 минут Как сообщалось , 13 июля Священный Синод Русской Православной Церкви назначил главой Симбирской митрополии митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия. При этом, как отмечалось в синодальном постановлении, «Синод выразил благодарность Преосвященному Анастасию за многолетние архипастырские труды по укреплению Православия в Татарстане, которые отмечены многократным увеличением приходов, реставрацией и строительством храмов и монастырей, а также за осуществление доброжелательного и конструктивного диалога с мусульманскими общинами и утверждение мира и согласия в регионе». Однако, это решение Синода вызвало волнения в Симбирской митрополии. 15 июля в сети Интернет было распространенно Обращение симбирской паствы к митрополиту Феофану, в котором, в частности, отмечалось: «когда мы узнали о том, что Вас, горячо любимого нами Архипастыря, перевели на Казанскую кафедру, то сердце наше наполнилось болью и огорчением. Однако, еще большей болью отозвалось назначение на древнюю Симбирскую кафедру митрополита Казанского Анастасия». Авторы обращения напоминают, что в документе «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», принятом 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором, определены средства, которыми митрополит Анастасий, обвиняемый некоторыми в нетрадиционной сексуальной ориентации, должен был воспользоваться для прекращения клеветы в свой адрес, а, поскольку, он является митрополитом, то значит и Казанской митрополии. «Ничего из перечисленного митрополитом Анастасием не было сделано. Материалы, позорящие его, находятся в свободном доступе в сети Internet, и он не обратился в Церковный Суд для защиты своего имени. Поэтому мы, как верные чада Русской Православной Церкви не можем принять митрополита Анастасия как Управляющего Симбирской епархии до тех пор, пока он не поступит согласно 90 правилу Карфагенского собора и не очистит свое доброе имя», отмечают авторы обращения и просят владыку Феофана донести до владыки Анастасия их позицию, «которая основана не на желании внести раскол или разделение в Симбирской Церкви, а, единственно, на твердом убеждении, что каноны Церкви, касающиеся нравственного образа архипастыря, должны соблюдаться неукоснительно».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/22/si...

Иван Никольский См. также Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями преподобный Никодим Святогорец (Калливурцис) Содержание I. II. А. Б. Самостоятельные толкования Пидалиона. III.     ϑνεται μν πσα νας πηδαλω, Ββλ δ τδε πσα κκλησα, σοι τ καννι τοτ στοιχσουσιν. Ερνη π» ατος και λεος – Γλ. 6, 16. Представленный выше эпиграф, взятый из самой книги, о которой мы имеем говорить, не по мысли только верен, не по отношению только к правилам Апостольским, соборным и отеческим, изложение которых составляет существеннейшую часть книги и которые всегда составляли и составляют истинное правило Христовой церкви на земле, но и буквально соответствует действительному положению самой книги в православной греческой церкви. Современная греческая церковь на самом деле управляется Пидалионом. Изданный по одобрению константинопольского патриаршего Синода, после предварительного рассмотрения лучшими дидаскалами и канонистами греческой церкви, Пидалион, с самого появления своего в свет, принят был в руководство в константинопольской патриархии, «сопричислен, говоря словами эконома и хартофилакса этой патриархии, к древним номоканонам, из которых составлен и которыми пользовалась православная церковь и до него и после. 1 О современном общем употреблении Пидалиона в греческой церкви словом и делом свидетельствует Ралли в своей Синтагме: «в тексте правил, говорит он, мы старались не удаляться, сколько было возможно, от употребительного в нашей церкви Пидалиона, а встречающиеся в нем ошибки (λϑη) вообще старались исправлять по трапезундскому кодексу, 2 неоспоримое преимущество которого перед всеми другими кодексами доказывает, говорит Ралли в другом месте, каждая страница его Синтагмы. 3 Тем не менее Ралли, заимствуемые из этого уважаемого источника исправления, помещает в своем издании в большей части случаев не иначе, как в виде замечаний или разночтений внизу страниц, оставляя таким образом неприкосновенным, повторим – в большей части случаев, текст Пидалиона. Исключение допускается в соборах сардикийском и карфагенском по особенным причинам, которые тут же и объясняются. Далее – «во всех ссылках (παραπομπς) на правила, говорит Ралли, мы следовали счислению Пидалиона, как наиболее употребительного у нас, хотя и отличающегося иногда от счисления Синтагмы Фотия и толкователей, прилагая, однако же, всегда и это для удобства приискивания правил как в Пидалионе, так и в нашем издании, где за главное счисление мы приняли Фотиево». 4

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Лекция «Православные традиции – уклад жизни христианина» Скачать epub pdf Невозможно в одну лекцию вложить и рассказать о Православных традициях. Это огромный, богатый и интересный материал. Он включает в себя все аспекты жизни христианина от купели крещения до христианской кончины. Сюда входят элементы бытовой, хозяйственной, семейной, общественной храмовой жизни. Бытие верующего человека, христианина определяют три основных, центральных момента: дом, общественная деятельность (работа) и храм. Это места, где проходит большая часть жизни человека. Мы постараемся буквально вкратце, поверхностно упомянуть, коснуться тех традиций, соблюдение которых делает человека христианином. Чтобы был понятен смысл и важность всего того, о чем мы будем говорить, напомню слова святителя Игнатия Брянчанинова : «Время земной жизни нашей бесценно: в это время решаем мы нашу вечную участь». Жизнь христианина тесно связана с православным храмом. Без храма не мыслима жизнь по заповедям Божиим, а подчас и вообще жизнь по общечеловеческим, порядочным принципам. Часто от многих приходится слышать «я верю в душе», или «в Бога можно верить дома». И в этом кроется ошибка. Церковь – это не просто место, где совершается богослужение, церковь – это храм Божий, место особого присутствия Божия. Во время богослужения, литургии, таинств прихожане приобщаются к вере. И священник – это тот человек, который соединяет молящихся с Богом: «Где двое и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18, 20 ) – говорит Господь в Евангелии. Церковь – не «дореволюционное наследие», как нам пытались, да и еще пытаются внушить. Она всегда жила, да и в наши дни живет своей сокровенной жизнью. И люди, имеющие подлинный опыт духовной жизни, были и есть. Святитель Киприан Карфагенский , учитель Церкви 3 века утверждает, что вне Церкви нет жизни, а значит нет спасения. Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Без Церкви не может быть истинного христианства… Кто удаляется от Церкви, тот удаляется от Бога, от Христа: …иди в храм Господень, там ты услышишь Самого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Вселенская Церковь в первые 2 столетия состояла из общин, возглавляемых епископами . Образование поместных Церквей, объединяющих неск. епископий и возглавляемых первыми епископами, относится к эпохе не ранее III в. Исторически первой формой объединения неск. епископий в одну поместную Церковь явились Церкви провинций (греч. παρχα) Римской империи. Первый епископ Церкви отдельной провинции носил титул митрополита . Митрополиты были епископами первенствующих, столичных городов провинции, такой город именовался «город-мать» (греч. μητρπολις, отсюда и «митрополит»). Под председательством митрополитов проходили епископские Соборы. В 34-м Апостольском правиле, к-рое гласит: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу...» - по сути дела подразумеваются митрополиты. В названии многих провинций воспроизводилось имя народа, населявшего провинцию до ее завоевания Римом и потом в большинстве случаев ассимилированного, напр. Галатия , Фригия , Лидия . Иоанн Зонара в толковании на этот канон называет первенствующих епископов «архиереями митрополии». 9-е прав. Антиохийского Собора , содержательно почти идентичное 34-му Апостольскому, вместо первого епископа говорит уже о епископе митрополии. Поскольку на территории митрополии, или «епархии», находилось неск. епископий (епархий - в нашем понимании), то значение греч. слова «епархия» соответствует, когда речь идет о церковно-территориальном делении, митрополичьему округу (в наст. время такие округа существуют в Румынской Церкви ). В пределах Римской империи в IV в. существовало не менее 200 провинций и, следов., примерно столько же митрополичьих округов, по сути дела автокефальных поместных Церквей. Своеобразие устройства Африканской (Карфагенской) Церкви заключалось в том, что в ее провинциях, митрополичьих округах, первым был не епископ центрального города провинции, а старейший по хиротонии .

http://pravenc.ru/text/63554.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010