епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Карфагенского Собора Часть 1 Правила Карфагенского собора были приняты на Соборе 217 епископов в Карфагене в 419 году под председательством епископа Карфагенского Аврелия. На Соборе были и легаты Римского Папы. Поводом к созыву собора послужило возникновение вопроса о праве Римского Папы принимать апелляции на определения Собора Африканской Церкви. Отвергнув это право, отцы собора приняли несколько новых правил и пересмотрели правила, принятые на предыдущих Соборах. Таким образом были собраны во едино правила четырнадцати Соборов с 348 по 418 г. включительно. Нумерация этих правил в разных канонических сборниках неодинакова. В некоторых сборниках отдельные правила разделены на два, три и пять правил. В Кормчей числится 134 правила и дополнительных пять, а в Книге Правил – 147 правил и Послание к Папе Келестину. В греческом сборнике Пидалион 141 правило кроме этого послания, в Афинской Синтагме их 133 и послание. В издании еп. Никодима Далматинского нумерация Синтагмы. 1 . Определения Никейского Собора всемерно да соблюдаются. Аврилий епископ сказал: сии определения имеются у нас в списках, которые тогда Отцы наши принесли с собою от Никейского Собора, и последующие, и нами принятые определения, с оным Собором в точности сообразные, по удостоверении о сем да соблюдаются. Пред сим правилом читаны были на Соборе Символ и правила Никейского Собора. Сверх же того, Фавстин, епископ Пикенский, местоблюститель Римского епископа Вонифатия, представил данное ему письменное наставление, в котором предлагались Собору правила о перенесении судных дел от епархиального епископа к Римскому и к соседним епископам, которые в сей записи названы были правилами Никейского Вселенского Собора, но которые в самом деле были 5 и 14 правилами Поместного Сардикийского Собора. На сие Отцы Карфагенского Собора ответствовали, что они в своих списках Никейского Собора не находят сих правил и, для разрешения сомнения, положили истребовать верные списки правил Никейского Собора от епископов Антиохийского, Александрийского и Константинопольского. А дабы не оставить никакого сомнения в своем повиновении правилам Никейского Собора, по предложению Аврилия, епископа Карфагенского, изложили настоящее правило.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

См. также: Совершил ли св. Киприан Карфагенский переворот в учении Церкви? Великая война и вызванные ею потрясения с новой силой возбудили в христианском мире никогда не умирающую жажду своего единства. Православие в лице своих автокефальных церквей приняло участие в этих новых попытках христиан восстановить братское общение друг с другом. Участие его представителей в Движениях и организациях, стремящихся к соединению разрозненных современных конфессий в лоне Единой Вселенской Церкви, ставит перед Православным сознанием ответственнейшую задачу точного определения, как сущности единства вселенской Церкви, так и ее видимых границ. Её успешное разрешение потребует несомненно длительной и напряженной работы; но этот вопрос поставлен самой жизнью и настоятельная потребность в скорейшем ее обсуждении равно диктуется как наличием расколов внутри самого Православия, так и непрерывным развитием взаимоотношений Восточной Церкви с инославным миром. Православие обладает богатейшим материалом для исчерпывающего ответа на этот вопрос. Он содержится в Новом Завете, в творениях Учителей Церкви, в Соборных постановлениях и, наконец, в действующих правилах современных автокефальных церквей. Но этот материал в его теперешнем виде не может быть использован для нужды нашего времени, т.к. он не систематизировался и не проверялся в течение столетий соборным сознанием Церкви. Писания Святых Отцов, Каноны Соборов представляют из себя разнообразные попытки найти ответы на вопрос о единстве Церкви. Они части не только не согласованы, но даже иногда и противоречат друг другу. В них наряду с основными для всех обязательными постановлениями можно найти элементы временного и местного значения. Православные церкви уже давно отказались от ряда соборных предписаний, многие положения, выдвигавшиеся Святыми Отцами, тоже вышли из употребления, но это произошло без должного обсуждения, без санкций соборного решения всей церкви. Подобное положение явилось результатом почти полного прекращения соборной жизни Восточного христианства в течение последних десяти столетий. Порабощенное и разрозненное, оно не могло продолжать соборную работу над дальнейшим изучением и постижением таинства церковной жизни. Поэтому оно не имеет готовых ответов на ряд запросов нашего времени и не разрешает тех новых недоумений и проблем, которыми характеризуют взаимоотношения церквей в XX столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Святой Киприан Карфагенский тесно связал свое имя в истории с учением о Церкви. Исторические обстоятельства жизни карфагенского святителя, его пастырская деятельность и его личный практический характер – все это создало из него церковного писателя, по преимуществу занимавшегося раскрытием учения о Церкви. До него это учение уже было предметом обсуждения церковных писателей; формулировка учения о Церкви складывалась уже, как бы созревала; но все же мало было пунктов, которые были раскрыты точно и полно. Мы излагали учение о Предании до св. Иринея и Тертуллиана включительно и их учение о Церкви как хранительнице истины Христовой. Но мы уже видели, что даже у св. Иринея и Тертуллиана каждая отдельная церковная община рассматривается в отношении учения как нечто самостоятельное и самодовлеющее. На единство веры в разных Церквах делается ссылка лишь в логическом доказательстве ее истинности и подлинности. И св. Ириней, и Тертуллиан боролись с гностицизмом, который искажал догматическое учение Церкви, и вполне понятно, что они настаивают на необходимости сохранения «Правила веры». Но раздор и несогласие оказались весьма возможными и при одинаково неизменном сохранении «Правила веры». Нужно было поэтому указать и другие признаки церковного единения. Мы уже видели, как еще в посланиях св. Игнатия Богоносца епископ был поставлен во главе церковной общины, и все было ему подчинено. Но мысль о возможности заблуждения, уклонения от истины и епископа лежала как бы вне мыслимого горизонта церковных писателей второго века. Середина III века впервые поставила пред взором церковных писателей факт упорного отделения от Церкви епископа и целых общин. Борьба с монтанизмом сделала необходимым выяснение учения о святости Церкви. Но борьба с монтанизмом оставила слишком мало памятников, и мы знаем очень немного о тех догматических формулах, которые созданы были церковными противниками монтанизма. Мы отмечали уже недостаток положительного догматического учения о святости Церкви. При своем изложении дисциплинарных споров первой четверти III века мы по возможности избегали точной формулировки догматического учения о святости Церкви у церковных писателей того времени; однако все же мы опасаемся, не внесли ли мы чего-то, навеянного позднейшими догматическими формулами, но неизвестного еще церковной мысли начала III века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

По поводу статьи «Служение России» После напечатания мною книги «Русская Идеология», в газете «Царский Вестник» появился о ней отзыв под заглавием «Служение России» 890 . Предметом внимания этого отзыва явились, главным образом, те строки моей книги, где высказывается мысль о сохранении в католической иерархии апостольского преемства с благодатью Св. Духа, которая, однако, не является действенной и спасительной, в силу присущих католичеству ересей 891 . По поводу этой мысли автор данного отзыва пишет: «Дело обстоит проще и яснее. Апостольское преемство и благодать существуют только в единой спасающей Православной Церкви, всё же, что вне Церкви, – безблагодатно. Католики, так же, как и евреи, и магометане и язычники – вне Церкви и так же безблагодатны». Прежде всего, следует сказать, что вопрос – есть ли благодать, или нет её у еретиков и раскольников, является с древних времён существования св. Церкви и доселе одним из самых трудных для богословской мысли. Св. Василий Великий в своём первом правиле отмечает, что от начала бывшим отцам угодно было крещение еретиков совсем отметать, крещение раскольников принимать, а находящихся в самочинных сборищах исправлять и обращать к Церкви покаянием с оставлением в том же чине тех из них, которые имели церковные степени. Здесь св. отец указывает на Карфагенских епископов, Кириана и Фирмилиана, которые над раскольниками, в частности кафарами или чистыми 892 , при их переходе в православие, совершали крещение, полагая, что они, как отпавшие от Церкви, совсем не имеют благодати Св. Духа. Но сам св. Василий Великий , как и некоторые ассийские епископы, таинство св. крещения, совершавшееся новацианами, или кафарами, желая следовать отцам, – признавал действенными. Эта неодинаковость в решении вопроса о действенности таинства крещения у раскольников и еретиков и, следовательно, о наличии у них благодати Св. Духа, показывает всю его трудность. Во всяком случае, нельзя решать его так просто, утверждая безблагодатность всего того, что находится вне Православной Церкви, и считая на этом основании католиков язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Слесарев А. В. Глава VI. Идеология старокалендарной схизмы Всестороннее изучение и объективная оценка феномена старостильного раскола возможны только при комплексном освещении этой проблематики, предполагающем не только раскрытие церковно-календарного вопроса с последующим изложением истории развития схизмы, но и критический анализ идеологических воззрений старокалендаристов. Широкое распространение старокалендарной схизмы требует специального освещения мировоззренческих установок, активно насаждаемых многочисленными старостильническими юрисдикциями в сознании православной паствы. Одним из важнейших принципов существования Церкви является единство, обусловленное единством и неделимостью образующей её природы Христа. От причастности к церковному единству напрямую зависит спасительная для человека причастность к благодатной жизни в Едином Теле Христовом. Именно поэтому, как считает святитель Киприан Карфагенский , «единство не должно дробиться; [...] всё, что только отделилось от жизненного начала, не может, с потерей спасительной сущности, жить и дышать особою жизнью» 1029 . Любой раскол, происходящий в Церкви, является следствием человеческого греха, гордыни и эгоизма. Поэтому для всякой схизмы свойственно самоотождествление с той Единой Церковью, неделимость которой ею нарушена. Не является исключением в этом отношении и старостильный раскол, который, несмотря на всю свою раздробленность и многоликость, обладает, тем не менее, определённым внутренним единством в области идеологических воззрений. Для всех течений старокалендарной схизмы свойственна единая система взглядов, дающих обоснование их отделения от Церкви и существования в состоянии самоизоляции. При рассмотрении мировоззренческой системы, присущей старостильным схизматикам, следует отметить, что подобные убеждения свойственны также многим другим раскольническим группам, отделившимся от канонической Церкви, что внутренне роднит многочисленные старостильные юрисдикции с РПЦЗ (В), РПЦЗ (А), РПАЦ, разрозненными ветвями «Российской катакомбной церкви» и иными маргинальными псевдоцерковными группировками. Идентичность экклезиологических воззрений долгое время объединяла интересы старостильных схизматиков с Русской Православной Церковью Заграницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИАН [Лат. Maximianus] (нач. V в.), св. (пам. зап. 3 окт.), еп. Багаи в пров. Нумидия (ныне Ксар-Багаи, вилайет Хеншела, Алжир). Сведения о М. сохранились гл. обр. в сочинениях блж. Августина. Первоначально М. и его брат Касторий были донатистами (см. ст. Донатизм ), но впосл. присоединились к кафолической Церкви. М. был избран на епископскую кафедру в небольшом г. Багаи, известном как оплот донатистов. Так, в 347-348 гг. местный еп. Донат организовал вооруженное сопротивление имп. легату Макарию, к-рый прибыл в Багаи для преследования донатистов (см.: Shaw. 2011. P. 165-167). В Соборе, состоявшемся в Багаи 24 апр. 394 г., приняли участие 310 донатистских епископов, которые попытались положить конец схизме среди донатистов. По-видимому, избрание М. вызвало разногласия среди жителей Багаи: блж. Августин и его друг Алипий, еп. Тагасты, упоминали об «опаснейшем [для Церкви] смущении» (periculosissimum scandalum), но не привели подробностей. В то же время епископы с похвалой отзывались о М. как о достойном служителе Церкви. На Милевском Соборе 27 авг. 402 г. (см. ст. Карфагенские Соборы ) было принято решение о смещении М. и избрании нового епископа. По словам Августина и Алипия, М. добровольно отрекся от кафедры, «чтобы устранить опасность для Церкви» (propter ecclesiae uitanda pericula). Епископы предложили возглавить диоцез Багаи его брату Касторию, но тот, по-видимому, отказался ( Aug. Ep. 69). Вопреки своему решению и постановлению Милевского Собора М. сохранил епископскую кафедру. Вскоре М. подал в светский суд жалобу на донатистов, захвативших базилику в поместье Кальвиан (fundus Caluianensis); решение было вынесено в его пользу. Во время посещения храма на епископа напала толпа донатистов: «Он укрылся под алтарем, но они разломали алтарь над его головой и жестоко избили его кусками дерева [от алтаря], палками и арматурой, так что все вокруг было залито кровью». Донатисты сорвали с епископа одежду и вытащили его из церкви. Во время избиения М. ударили ножом в пах, что вызвало сильное кровотечение. Когда епископа волокли по земле, грязь залепила рану и остановила кровь; это спасло ему жизнь. Оставив М. полумертвым, донатисты ушли, но вскоре вернулись и отбили епископа у кафоликов, попытавшихся унести его в безопасное место. По-видимому, во время схватки начался пожар в базилике (впосл. блж. Августин утверждал, что донатисты подожгли храм и бросили в огонь священные книги - Idem. Breviculus collationis cum Donatistis. III 11. 23// S. Aureli Augustini Scripta contra Donatistas/Ed. M. Petschenig. W.; Lpz., 1910. Pars 3. P. 71-72. (CSEL; 53); ср.: Idem. Contra partem Donati post gesta. XVII 22//Ibid. P. 121).

http://pravenc.ru/text/2561652.html

под ред. К.А. Максимовича Часть 1 → Содержание Предисловие Христианский Восток Христианский Запад Concilia carmhaginense. Карфагенские Соборы Concilia galliae. Галльские Соборы Concilia romana et germaniae. Соборы Рима и Германии Жития святых Чины рукоположения вдов и диаконисс Эпиграфика Заключение Сокращения     Сборник является продолжением книги «Служение женщин в Церкви. Исследования» и представляет собой подборку античных и средневековых свидетельств о женском служении в Церкви (диаконисс, вдов и дев). В антологии впервые собраны оригинальные (на греческом и латинском языках) тексты и их переводы, относящиеся к Восточным (в том числе нехалкидонитским) и Западным Церквам. Цель издания на основании источников охарактеризовать женское церковное служение: участие служительниц в богослужении, в частности помощь при Крещении и катехизации женщин, благотворительная деятельность, аскетические и молитвенные подвиги. Помимо специалистов книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами истории ранней христианской Церкви, античной и средневековой истории. Предисловие Данный сборник является продолжением книги «Служение женщин в Церкви: Исследования» (М., 2011; 2-е изд.: М., 2013) и ставит своей целью ознакомить читателей с основным корпусом источников по служению женщин (диаконисс 1 , вдов и в меньшей степени дев) в раннехристианскую и раннесредневековую эпоху. Данный исторический феномен не нашел полного отражения в источниках и может быть реконструирован лишь на основании ряда разрозненных и фрагментарных свидетельств, которые могут быть условно разделены на следующие группы: • новозаветные тексты • церковно-правовые памятники • литургические • светские законодательные • эпистолярные • экзегетические, или имеющие характер толкований, и апологетические • церковно-исторические • агиографические • эпиграфические Эти группы выделяются достаточно условно, в силу того что один и тот же текст может быть отнесен иногда к нескольким категориям: например, некоторые частные правосуждения церковных иерархов в области канонического права получили значение общеобязательных правоположений, жития святых присутствуют в церковных историях и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. Михаил Легеев Тема 20. Климент Александрийский 20.1. Сведения о жизни Климент Александрийский – учитель Церкви, с которого начинается необычайный расцвет Александрийской школы богословия; именно этой школе принадлежит основная заслуга богословского осмысления и богословской поддержки миссии Церкви в III веке. Его ученик Ориген разовьёт учение Климента, распространит своё влияние почти повсеместно и поставит Александрийскую школу во главе этого процесса. Учение Климента Александрийского также содержит в потенции, в возможности, те идеи, которые Ориген доведёт до состояния системы, чуждой церковному учению; именно поэтому мы почитаем Климента как учителя Церкви, но не прославляем его как святого. Жизнь Климента Александрийского нам известна в самых схематичных чертах. Время рождения Климента, точно не установленное, приурочивается примерно к середине II века, к 150-м годам; в общем и целом он был александрийским современником карфагенского учителя Тертуллиана . Родившись в Афинах, предположительно в богатой языческой семье, и получив достойное (если не сказать блестящее, учитывая многообразие и энциклопедичность знаний, которые он проявит в будущем) образование, Климент, путешествуя, около 180 года оказывается в Александрии, с которой впоследствии будет связана большая часть его жизни. Здесь он знакомится с Пантеном, возглавлявшим тогда Александрийскую катехизаторскую школу, становится его учеником, затем ближайшим сотрудником и помощником (примерно с 190 года), а затем, после смерти Пантена (время которой доподлинно неизвестно), и главой школы. Покрыты тайной время, место и обстоятельства крещения Климента. Установлено, что он был пресвитером, но когда он получил этот священный сан, также неизвестно. Возглавляя Александрийскую школу, Климент (как впоследствии и его ученик Ориген ) приобретает славу знаменитого философа – толпы народа стремятся услышать его беседы, среди его аудитории можно встретить и оглашенных, и недавно принявших Крещение и нуждающихся в катехизации, и воцерковлённых христиан, и многих язычников. Учение Климента о «совершенной философии» – христианстве – привлекает буквально всех (в чём, собственно, и состояла главная задача этого учения).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

А.В. Слесарев Глава VI. Идеология старокалендарной схизмы Всестороннее изучение и объективная оценка феномена старостильного раскола возможны только при комплексном освещении означенной проблематики, предполагающем не только раскрытие церковно-календарного вопроса с последующим изложением истории развития схизмы, но и критический анализ идеологических воззрений старокалендаристов. Широкое распространение старокалендарной схизмы требует специального освещения мировоззренческих установок, активно насаждаемых многочисленными старостильническими юрисдикциями в сознании православной паствы. Одним из важнейших принципов существования Церкви является единство, обусловленное единством и неделимостью образующей ее природы Христа. От причастности к церковному единству напрямую зависит спасительная для человека причастность к благодатной жизни в Едином Теле Христовом. Именно поэтому, как считает святитель Киприан Карфагенский , «единство не должно дробиться; […] все, что только отделилось от жизненного начала, не может, c потерею спасительной сущности, жить и дышать особою жизнию» 1087 . Любой раскол, происходящий в Церкви, является следствием человеческого греха, гордыни и эгоизма. Поэтому для всякой схизмы свойственно самоотождествление с той Единой Церковью, неделимость которой ею нарушена. Не является исключением в этом отношении и старостильный раскол, который, несмотря на всю свою раздробленность и многоликость, обладает, тем не менее, определенным внутренним единством в области идеологических воззрений. Для всех течений старокалендарной схизмы свойственна единая система взглядов, дающих обоснование их отделения от Церкви и существования в состоянии самоизоляции. При рассмотрении мировоззренческой системы, присущей старостильным схизматикам, следует отметить, что подобные убеждения свойственны так же многим другим раскольническим группам, отделившимся от Канонической Церкви, что внутренне роднит многочисленные старостильные юрисдикции с РПЦЗ(В), РПАЦ, разрозненными ветвями Российской Катакомбной Церкви и иными маргинальными образованиями. Идентичность экклезиологических воззрений долгое время объединяла интересы старостильных схизматиков с Русской Православной Церковью Заграницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 79. Характер и заблуждения его Тертуллиан одарен был чувством живым и глубоким, воображением пламенным, умом, способным нисходить до последних оснований мысли; сведения имел обширные. Но воображение живое и порывы пламенного чувства увлекали его за пределы умеренности. Сообразно с тем остроты его резко и быстро следуют одна за другой, мысли поражают и блеском, и богатством: но как остроумие его не всегда естественно, так мыслям не всегда достает силы и еще реже – ясности; он более поражает, чем убеждает; ого диалектическое искусство и сила духа изумительны; он разбирает мысль со всею тонкостью: но особенно, когда говорит он как монтанист, остроты его слишком едки и сами говорят не в пользу дела; нередко глубоким мыслям его не соответствуют выражения; карфагенская латынь, и сама по себе грубая, у Тертуллиана составляет свой язык, в котором мысль чаще остается отыскивать догадкой, чем изыскать из слов. 760 Тертуллиан пламенно ревновал о жизни и истине Христовой, – неутомимо трудился для защиты истины, строг был к себе, желал быть даже суровым к себе; ревновал видеть строгую жизнь в других. Раздражительный характер его иногда выводил его из терпения: но в том и сам он сознавался. 761 Если при таком расположении духа, при таком настроении умственных сил Тертуллиан ошибался: то ошибки его заслуживают только сожаление, как немощь, а тем более, что заслуги его для церкви велики. Древние учители, когда только говорили о Тертуллиане , отзывались с великой похвалой о его учености и дарованиях и пользовались сочинениями его. Св. Киприан каждый день читал его книги, и, когда требовал их к себе, говорил: «подай мне моего учителя» 761 ; и сочинения Киприана оправдывают такое уважение его к Тертуллиану . По отзыву Евсевия и Руфина Тертуллиан самый знаменитый из латинских учителей 762 ; Иероним подобным образом говорил, что по учености и точности ума Тертуллиан превосходит других 763 , называет его мужем духа крепкого 764 , хотя и осуждает ошибки его. Заблуждения Тертуллиана , как монтаниста, состояли в том, что, хотя не признавал он Монтана за Параклита, но признавал за вдохновенного Параклитом; говорил, что Христианин только тот, кто может ощущать в себе действие Духа утешителя и приходить в состояние вдохновения: иначе остается человек плотский; – отселе происходило легковерие его, с каким он состояния расстроенного воображения и чувства в монтанистах принимал за пророческие состояния и даже на том, что представлялось одной из последовательниц Монтана, основывал уверенность, будто душа есть некое осязаемое, но прозрачное, тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010