Пн Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 24-29 июня 2008 года) «О единстве Церкви» 27 червня 2008 р. 14:18 27 июня Архиерейский Собор Русской Православной Церкви на пленарном заседании принял определение «О единстве Церкви». Единство — одно из сущностных свойств Церкви. По учению святого апостола Павла, Церковь есть тело Христово, членом которого является каждый христианин: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12, 27). Члены единого Христова тела скреплены единой верой и Крещением (Еф. 4, 5), соединены друг с другом любовью по образу взаимной любви Трех Лиц Божественной и Живоначальной Троицы. Православное исповедание веры во Святую Троицу требует от каждого христианина подвижнических усилий, направленных на сохранение драгоценного дара единства, простирающегося поверх всевозможных границ, политических разделений, всех вообще человеческих различий. «Таинство единства» и «союз неразрывного согласия», о которых говорит священномученик Киприан Карфагенский, должны быть бережно хранимы. С утратой единства Церкви утрачивается и истинная вера. «Можно ли думать тому, кто не придерживается этого единства Церкви, что он хранит веру? —вопрошает священномученик. — Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви?» (Книга о единстве Церкви). Церковное единство в мире, полном разделений, подвергается различным угрозам, происходящим от зависти врага спасения человеческих душ. О реальности этих угроз свидетельствует и история Русской Православной Церкви, в особенности на протяжении пережитого ею в ХХ столетии периода тяжких бедствий в жизни народа, когда братоубийственное восстание стало причиной гибели миллионов наших сограждан, а лютость безбожных гонителей привела к кончине за имя Христово великого сонма новомучеников, к убиению Императора-страстотерпца Николая Александровича и всей Царской Семьи. В нынешнем году, когда отмечается 90-летие этого скорбного события, печаль наша срастворяется радостью о духовном преодолении пережитого противостояния.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2763115...

II.15. Отношения с инославными церквами и общинами Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию (приняты Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 14 августа 2000 г.) 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь , утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь , о которой Сам Спаситель сказал: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ). Она есть Единая Святая Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь , хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ). Она несет полноту ответственности за распространение истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о вере, однажды преданной святым ( Иуд. 1:3 ). 1.2. Церковь Христова едина и единственна (святитель Киприан Карфагенский . О единстве Церкви). Основанием единства Церкви – Тела Христова – является то, что у нее один Глава – Господь Иисус Христос ( Еф. 5:23 ) и действует один Дух Святой, животворящий тело Церкви и соединяющий всех ее членов со Христом как с ее Главой. 1.3. Церковь есть единство «нового человека во Христе». Воплощением и вочеловечением Сын Божий «снова начал длинный ряд человеческих существ» (святитель Ириней Лионский ), создав новый, благодатный народ, духовное потомство Второго Адама. Единство Церкви превыше всякого человеческого и земного единства, оно дано свыше как совершенный и Божественный дар. Члены Церкви объединены во Христе Им Самим, объединены, как виноградные лозы, укорененные в Нем и собранные в единство вечной и духовной жизни. 1.4. Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные. Благовестие спасения надлежит провозглашать всем народам, дабы привести их в единое лоно, объединить силой веры, благодатью Святого Духа ( Мф. 28:19–20 ; Мк. 16:15 ; Деян. 1:8 ). 1.5. В Церкви преодолевается враждебность и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества по образу Единосущной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_82973.html 31 января 2011 Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1397210.html Официальный сайт РПЦ МП Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви было утверждено на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 27 июля 2009 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Киеве (журнал 55). Изменения в Положение внесены на заседании Священного Синода от 31 января 2011 года (журнал 1). Полнота власти в Церкви принадлежит собору епископов. Собор епископов принимает решения в силу полномочий, данных от Бога архиереям как преемникам апостолов: " Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их " (39-е Апостольское правило). Осуществляя церковное управление, епископы пребывают в единении с клиром и возглавляемым ими народом Божиим: " Где является епископ, там да будет народ " . Святитель Киприан Карфагенский утверждал: " Епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви " . Он же подчеркивал, что " Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере " , а своим пресвитерам свидетельствовал о принятом им правиле " ничего не делать по одному своему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа " . " Смиренномудрие, и учение, и самая жизнь наша, – говорил святитель, – требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа... могли распорядиться во всем по общему соглашению " . Таким образом, Предание Церкви свидетельствует о важном значении соборности и советования епископата с полнотой церковной, ибо " кто слушает совета, тот мудр " (Притч. 12. 15; 24. 6). Одной из форм такого советования в Русской Православной Церкви является Межсоборное присутствие. I. Цели и задачи Межсоборного присутствия 1. Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_82973_1_21.html

Полнота власти в Церкви принадлежит собору епископов. Собор епископов принимает решения в силу полномочий, данных от Бога архиереям как преемникам апостолов: «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е Апостольское правило). Осуществляя церковное управление, епископы пребывают в единении с клиром и возглавляемым ими народом Божиим: «Где является епископ, там да будет народ». Святитель Киприан Карфагенский утверждал: «Епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви». Он же подчеркивал, что «Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере», а своим пресвитерам свидетельствовал о принятом им правиле «ничего не делать по одному своему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа». «Смиренномудрие, и учение, и самая жизнь наша, — говорил святитель, — требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа… могли распорядиться во всем по общему соглашению». Таким образом, Предание Церкви свидетельствует о важном значении соборности и советования епископата с полнотой церковной, ибо  «кто слушает совета, тот мудр» (Притч. 12. 15; 24. 6). Одной из форм такого советования в Русской Православной Церкви является Межсоборное присутствие. I. Цели и задачи Межсоборного присутствия 1. Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. 2. Межсоборное присутствие призвано к обсуждению актуальных вопросов церковной бытия, в частности относящихся к  сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий. 3. Задачей Межсоборного присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Решения по предложениям Межсоборного присутствия могут приниматься также Священным Синодом.

http://pravmir.ru/utverzhden-sostav-mezh...

В сочинениях древних отцов и учителей церкви миропомазание называется το πνεματος δσις, дарованием Духа, – βεβαισις, или confirmatio; утверждением, – σφραγς или Signaculum, печатию, с присоединением иногда dominicum, иногда spirituale, иногда frontium, иногда vitae aeternae, – sacramentum Spiritus, таинством Духа, – sacramentum chrismatis, таинством помазания, наконец – χρσμα или, у латинских писателей, unctio, помазанием, с присоединением иногда mystica, иногда salutis. – Эти различные названия совершенно ясно показывают, что миропомазание в древней христианской церкви считалось таинством, отличным от крещения. Правда, у древних церковных писателей и крещение называлось также «печатию»; так что для определения того, миропомазание или крещение разумеется у того или другого церковного писателя под именем «печати», необходимо внимательное изучение целого сочинения этого писателя. Но все остальные названия прилагаются единственно и исключительно к миропомазанию, как, с другой стороны, есть названия исключительно и единственно прилагаемые к крещению. Поэтому, в языке древней церкви мы имеем совершенно достаточное средство для различения этих двух таинств одного от другого. Внутренняя связь, в которой первенствующие века христианской церкви поставляли крещение и миропомазание, и обычай древней церкви совершать миропомазание непосредственно вслед за крещением, так же мало доказывают тождество этих двух таинств, как и обычай совершать евхаристию вслед за крещением и миропомазанием не дает права утверждать тождество евхаристии с миропомазанием и крещением. – Кроме того, древние церковные писатели крещение и миропомазание прямо называют двумя отдельными таинствами. Так, на карфагенском соборе, бывшем под председательством св. Киприана карфагенского , Немезиан тубулейский говорил: «неправильно толкуют некоторые (разумеется папа Стефан, полагавший, что для принятия еретиков в церковь не следует совершать над ними крещения, а достаточно одного возложения на них рук), говоря, что они (т. е. еретики) чрез возложение рук получают Святого Духа и таким образом принимаются в лоно церкви, ибо очевидно, что они должны возродиться в соборной церкви обоими таинствами, in utroqae sacramento» (т. е. крещением и возложением рук при миропомазании). Точно так же и сам св. Киприан говорит: «Не довольно для них (разумеются те же самые еретики) возложения рук, чтобы получить Святого Духа, если не примут еще и крещения церкви. Ибо тогда только они могут вполне освятиться и быть чадами церкви, когда возродятся обоими таинствами, utroqae sacramento». Из слов Немезиана и Киприана ясно видно, что крещение и миропомазание в древней христианской церкви считались двумя отдельными и самостоятельными таинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Жизнь блаженного Иеронима (Стридонского) В ряду знаменитейших отцов-учителей древней западной церкви, после св. Киприана, епископа карфагенского, занимает самое видное место блаженный Иероним . По своей обширной и многосторонней учености, обнимавшей различные области знания, по своей неутомимой деятельности и удивительным трудам на пользу христианской науки и Христовой Церкви, по своей истинно подвижнической и глубоко поучительной жизни, но своему сильному влиянию, какое он имел на современный ему ход дел в церкви западной и отчасти восточной, наконец но многочисленности и важности его писаний, которые имеют и будут иметь большое значение во все времена христианства, – блаженный Иероним принадлежит к таким великим, знаменитым и плодовитым учением и назиданием отцам-учителям церкви, каковы в церкви западной св. Амвросий и блаженный Августин , в Церкви восточной – Ориген , Афанасий великий , Василий великий , Григорий Нисский и другие. Тогда как другие знаменитые отцы-учители церкви с церковной и пастырской кафедры вещали свое сильное слово к своей пастве или ко всему миру христианскому, бл. Иероним, удалявшийся от мира, всецело посвятивший себя на тяжелые труды подвижничества, проводил жизнь то в путешествиях, то в пустыне, то в тесной и убогой кельи инока, и из этого скромного уединения подавал свой голос за истину или об истине, следил за всеми важными событиями и движениями в церкви и жизни христианской, в большем количестве рассылал разнообразные свои писания к христианам восточной и западной церкви и не редко давал советы и наставления современным пастырям церкви. Его слово и его мысль всегда имеет своеобразный характер как выражение его сильной и своеобразной души. Слово его всегда было смелое, открытое и прямое, как выражение души открытой и прямой, и потому часто встречало противодействие со стороны оскорбленного самолюбия, а сильное и до крайности реальное обличение им пороков современных христиан, еретиков и всяких вообще нарушителей чистоты и святости церковного учения, – обличение увлекавшее, часто его самого за пределы умеренной ревности, вызывало против него вражду, ожесточение и клевету. За то многих он, с особенным успехом наставлял, вразумлял, обличал, спасал и увлекал своим словом, полным силы, искренности, самоотвержения и преданности благу ближнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

иером. Филипп III. Как учили о Церкви мужи апостольские, святые Отцы и учители Церкви первых 3-х веков христианства 1. О священстве Церкви Христовой Свидетельства о священстве Церкви Христовой мужей апостольских и вообще отцов и учителей Церкви (св. Климента Римского , св. Игнатия Богоносца , св. Иринея Лионского , Тертуллиана , св. священномученика Киприана Карфагенского и др.), живших в первые три века христианства и ближайших преемников св. Апостолов, свято соблюдавших волю их наставников и волю Божественного Учителя – Господа нашего Иисуса Христа. Св. Климент Римский , живший в первом столетии, был третьим епископом Римским после Апостолов. Св. Ириней Лионский , живший во втором веке, вот что говорит о нем: «На третьем месте от Апостолов получает епископство Климент, видевший блаженных Апостолов (разумеются Петр и Павел, основавшие Римскую церковь ) и обращавшийся с ними, еще имевший проповедь Апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими» 1 . Вот этот-то самый Климент Римский , когда в Коринфской церкви появились возмутители, шедшие против церковной власти, написал коринфянам от лица Римской церкви два послания, в которых призывал их к миру и убеждал возмутителей покориться законной власти. Вот что говорится в этих посланиях о трех степенях священства Христова. Сравнивая его с ветхозаветным священством, св. Климент говорит: «Христианам дано проникать в глубины божественного ведения, т. е. в духовный смысл ветхозаветного закона, прообразовательно указывавшего на откровение новозаветное, – и они должны в порядке совершать все, что Господь повелел в определенные времена. А Он в Ветхом Завете Сам установил определенные времена и часы для жертв и священных действий и также, где и чрез кого должны быть совершаемы эти действия. Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело и на левитов возложены свои должности, мирской человек связан предписаниями для народа» 2 . И в христианстве есть такой же от Бога и Христа происходящий порядок церковный, и нарушение его тем опаснее для христиан, чем больше дано им ведение в сравнении с религией ветхозаветной 3 . «И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей (т.е. епископов, пресвитеров и диаконов) и притом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Очерк жизни и творчества священномученика Илариона (Троицкого) , архиепископа Верейского Содержание Носитель торжествующего христианства Начало жизненного пути Учеба в Московской Духовной Академии Богословское творчество В. А. Троицкого. Диссертация «Очерки из истории догмата о Церкви» Преподавание в Московской Духовной Академии Монашество Богословские труды архимандрита Илариона 1914–1916 годов Участие в соборе 1917–1918 годов Деятельность в 1918–1923 годы Соловки Голгофа святителя О необходимости историко-догматической апологии девятого члена символа веры Очерки из истории догмата о церкви Предисловие 1. Новозаветное учение о Церкви 2. Понятие о Церкви в противоиудейской полемике первых двух веков 3. Учение о церкви писателей антигностических 4 Учение о святости Церкви и борьба с монтанизмом 5. Учение о Церкви святителя Киприана Карфагенского 6. Вопрос о церкви в догматической полемике с донатизмом Источники и пособия Примечания Указатели Имен Предметов Приложение     Есть на земле носители торжествующего христианства, всегда радостные, всегда с пасхальными песнопениями на устах, и лицо их, как лицо Ангела. Священномученик Иларион (Троицкий) Что такое богословие? Знание Бога есть наука опытная. Только чистые сердцем Бога узрят, и потому истинное богословие должно быть благочестием. Священномученик Иларион (Троицкий) Среди сонма святых Русской Православной Церкви, засвидетельствовавших верность Христу в тяжелейшие гонения XX века, выделяется светлая и величественная фигура священномученика Илариона (Троицкого) , архиепископа Верейского. Выдающийся богослов, духовный писатель святоотеческого направления, профессор Московской духовной академии в 1910 годы; сподвижник патриарха Тихона, мужественный борец с обновленчеством, знаменитый проповедник в начале 20, наконец, узник Соловков с 1923 по 1929 годы – таковы основные этапы жизни священномученика Илариона. Строго православное и при этом укорененное в собственном духовном опыте богословское творчество святителя, сосредоточенное преимущественно на проблемах экклезиологии, свидетельствует о его глубокой, органичной церковности и душевной чистоте, возвышенной до совершенства молитвенным подвигом. Богословие архиепископа Илариона и все его видимые миру дела – не что иное, как борьба за Церковь , за ее святость и единство в сложнейшей исторической ситуации. В предельных обстоятельствах владыка Иларион сохранял верность своей церковной позиции, в последней инстанции – верность Христу. Это стоило ему свободы и, в конце концов – жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Приложения Основные принципы отношения русской православной церкви к инославию 932 1 . Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь , утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Она несет полноту ответственности за распространение истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о вере, однажды преданной святым (ср.: Иуд.1:3 ). 1.2. Церковь Христова едина и единственна (св[ященномученик] Киприан Карфагенский . О единстве Церкви). Основанием единства Церкви – Тела Христова – является то, что у нее один Глава – Господь Иисус Христос (см.: Еф.5:23 ) и действует один Дух Святой, животворящий Тело Церкви и соединяющий всех ее членов со Христом как с ее Главой. 1.3. Церковь есть единство «нового человека во Христе». Воплощением и вочеловечением Сын Божий «снова начал длинный ряд человеческих существ» (св[ященномученик] Ириней Лионский ), создав новый, благодатный народ, духовное потомство Второго Адама. Единство Церкви превыше всякого человеческого и земного единства, оно дано свыше как совершенный и Божественный дар. Члены Церкви объединены во Христе Им Самим, объединены, как виноградные лозы, укорененные в Нем и собранные в единство вечной и духовной жизни. 1.4. Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные. Благовестие спасения надлежит провозглашать всем народам, дабы привести их в единое лоно, объединить силой веры, благодатью Святого Духа (см.: Мф.28:19–20 ; Мк.16:15 ; Деян.1:8 ). 1.5. В Церкви преодолевается враждебность и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества по образу Единосущной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Скачать epub pdf В православном сознании Тайна Церкви неотделима от Тайны и от Таинства Евхаристии. “Там, где Евхаристия, там и Церковь ”, писал св. Киприан Карфагенский . Я дерзну утверждать, что когда совершается Евхаристия, выявляется подлинная природа Церкви, ее таинственное и сокровенное бытие. Итак, можно говорить об Евхаристической природе Церкви, или, как принято говорить у нас на Западе, об Евхаристической экклезиологии… Также, как православное богословие не является плодом рассудочного упражнения, а лишь словесно и умозрительно выражает глубочайший соборный опыт Православной Церкви всех времен, также и сознание Евхаристического измерения Церкви и богословия о Ней лишь выявляет глубокое сознание Церкви, что Евхаристия есть средоточие всей духовной жизни, как верующего христианина, так и всего Церковного Тела. Понятие евхаристической экклезиологии было, вероятно, впервые выдвинуто протопресвитером о. Николаем Афанасьевым , профессором канонического права и церковной истории в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Уже в 30-х годах ХХ ст. в ряде статей, а затем уже после Второй мировой войны в своей докторской диссертации под заглавием “ Церковь Святого Духа” отец Николай Афанасьев развивал мысль о противопоставлении двух экклезиологических построений, а именно, римо-католического, нашедшего свое конечное выражение и формулировку в так называемой универсальной экклезиологии, восходящей пирамидально в конечном счете ко вселенскому примату Римского Папы как Викария, или Наместника Христа, и, с другой стороны, экклезиологии евхаристической, нашедшей свое наилучшее выражение уже в Посланиях священномучеников Игнатия Богоносца , Поликарпа Смирнского и Иринея Лионского . В совокупности трех сакраментальных начал – “ Церковь , Евхаристия, Епископ” – совершается в истории тайна спасения. Полнота троичной благодати пребывает в Церкви на каждом месте совершения Божественной литургии и вообще через посредство совершения Святых Тайн. Итак, согласно своему евхаристическому измерению, местная Церковь возглавляется своим предстоятелем, епископом, окруженным пресвитерами, диаконами и народом Божиим. В своем предстоятельстве епископ является образом Христа и сосредотачивает в себе все харизмы Духа, изливаемые на народ Божий, как носителя царственного и пророческого священства. Но епископ поставляется всегда для определенной, местной Церкви и через него как предстоятеля Евхаристии, выражается связь и единство местной Церкви и Единой Церкви Христовой. “Там, где появляется епископ, да будет там собрание, также как там, где Христос Иисус, там кафолическая Церковь ”.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010