Подпишитесь на наш Телеграм   Киприан Карфагенский Родился в знатной языческой семье в Карфагене, крупном интеллектуальном и экономическом центре того времени. Киприан Карфагенский преподавал риторику, был адвокатом. Уже в зрелом возрасте, после долгих раздумий Киприан становиться христианином. Киприан становиться епископом Карфагена незадолго до жестокого гонения императора Декия (250 г.). Декий потребовал от всех христиан принести жертвы языческим богам. Так как до этого гонений не было целых 20 лет, многие пошли на это. После смерти Декия в Церкви разгорелся спор о принятии обратно падших. Киприан защищал позицию, согласно которой принятие падших должен осуществлять епископ, его противники считали, что исповедники. Также Киприан Карфагенский участвовал в важном споре о действительности еретического крещения, которую он отвергал. Тут его оппонентом выступил Папа Римский Стефан. Они не успели завершить свой спор — оба приняли мученические венцы в гонении императора Валериана. Все эти споры спровоцировали Киприана Карфагенского на экклесиологические размышления. И, действительно, Киприан Карфагенский один из самых авторитетных Отцов в учении о Церкви. Ввел в русло Предания богословие Тертуллиана. Киприан Карфагенский внес огромный вклад в решение некоторых канонических и дисциплинарных вопросов. Церковь, как учит Киприан Карфагенский, есть «место», где человек встречается с Богом. Человек входит в Церковь Крещением. Природа Церкви евхаристична. В богословии Киприана Карфагенского акцентируется внимание на единстве Церкви, понимаемом в сакраментальном и иерархическом ключе.   Амвросий Медиоланский Епископ Милана, один из самых почитаемых Отцов Запада. Проповеди Амвросия вернули Августина к вере. Будущий медиоланский епископ вырос в аристократической семье, с давними христианскими традициями, выдающийся государственный служащий. Согласно преданию он был выбран епископом еще некрещеным: в разгар споров православных и ариан о новом епископе, детский голос прокричал: «Амвросий — епископ», и собравшиеся выбрали Амвросия.

http://blog.predanie.ru/article/c2-abpri...

Святитель Киприан Карфагенский ввел в русло Предания богословие Тертуллиана. Внес огромный вклад в решение некоторых канонических и дисциплинарных вопросов. Великий богослов, развивавший экклесиологию. Церковь, по учению Киприана Карфагенского, есть «место», где человек встречается с Богом. Человек входит в Церковь Крещением. Природа Церкви евхаристична. Киприан Карфагенский, акцентировал внимание на единстве Церкви, понимая его в сакраментальном и иерархическом ключе. Творения Киприана Карфагенского условно можно разделить на экклесиологические, этические и апологетические. В наше собрание творений Киприана Карфагенского вошли: «О падших» и «О единстве кафолической Церкви» (основные творений Киприана Карфагенского; посвящены проблемам отступничества и раскола), «Об одеждах девственниц», «О благе терпения», «О ревности и зависти», «О смертности» (самые интересные этические сочинений Киприана Карфагенского), «О зрелищах», «О суете идолов», «О Молитве Господней» (первое в истории толкование «Отче наш»); письма к «Донату о Благодати Божией» (по сути, целый трактат; здесь Киприан Карфагенский рассказывает о своем обращении, о Крещении как входе в новую жизнь), «К Рогациану о диаконе, оскорбившем епископа», «К мученикам и исповедникам, просившим даровать мир павшим», «К народу», «К клиру о падших и оглашенных, чтобы разрешать их при смерти», «Павшим», «К Фиду, о крещении детей», «Квинту Корнилию о достоинстве епископов и расколе Фелициссима», «Фиваретянам, с увещанием к мученичеству», «К Флоренцию Пупиану о поносителях», «Христианам Легиона и Астурики о падших епископах», «Квинту о крещении еретиков», «Цецилию о Таинстве Чаши Господней», «Немезиану и другим сосланным на рудокопии», «Сукцессу о возвращении послов из Рима с известием о гонении», «Клиру и народу о своем временном удалении перед страданием», «К Евкратию о комедианте», «К Помпонию о девственницах», «К клиру и народу фурнитанскому, о Викторе, назначившем пресвитера Фавстина опекуном», «К пресвитерам и диаконам», «К Фортунату, о не выдержавших мучений», «К Фортунату об увещевании к мученичеству».

http://predanie.ru/book/67549-tvoreniya/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Корнелий Римский. Послания В споре о падших защищал (вместе с Киприаном) позицию милосердия и прощения к тем, кто отрёкся во время гонений. Позиция христовой любви и смирения возобладала благодаря этому  святому Папе. Здесь приводятся его «Послание Киприану Карфагенскому» и «Послание Фабию, епископу Антиохийскому».   Послания Послание Киприану Карфагенскому Корнелий Киприану желает здравствовать. 1.  Насколько мы пребывали в тревоге и скорбели об этих исповедниках, которые, обмануты хитростью и коварством лукавого и состарившегося во лжи человека. были почти введены в заблуждение и отчуждены от Церкви, настолько мы были обрадованы и возблагодарили Бога всемогущего и Христа Господа нашего, когда они, осознав свое заблуждение и поняв коварство человека, подобного змию, исполненного яда лукавства, возвратились в простоте воли, как они сами сердечно сознаются, в Церковь, ия которой вышли. И до этого еще некоторые наши братья, испытанные в вере, любящие мир и стремящиеся к единству, сообщали нам уже о смятении одних и смягчении упорства других, хотя и не столь доказательно, чтобы мы так легко поверили в их чистосердечную перемену. Потом же исповедники Урбан и Сидоний сами пришли к нашим священникам и сказали, что исповедник и священник Максим хочет вместе с ними возвратиться в Церковь. Но так как многое вышло за их подписью, о чем ты знаешь от наших соепископов и из моих писем, то, чтобы не поверить им легкомысленно, мы сочли лучшим выслушать передававшееся ими через своих посланцев из их собственных уст и в их личном присутствии. Когда же они пришли, то были допрошены священниками о содеянном ими и о том, что совсем недавно от их имени рассылались всем Церквам письма, исполненные клеветы и злословия, которые взволновали почти все Церкви. Они утверждали, что были обмануты и не знали содержания этих писем и что только ложью были увлечены в раскол и стали причиной ереси, согласившись возложить руки на этого якобы епископа. Когда же за это и за другое, совершенное ими, они получили выговор, они стали молить о прощении и предании забвению их поступков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

2. Формальные источники церковного права 5. Священное писание как источник церковного права 5.1. Канон Священных книг Первоисточником церковного права является Божественная воля. Заповеди Господни составляют основание церковного устройства. Руководствуясь ими, Церковь исполняет в мире свою спасительную миссию. Эти заповеди содержатся в Священном Писании. В 85-м апостольском правиле, 60-м правиле Лаодикийского Собора, 33(24)-м правиле Карфагенского Собора и в 39-м каноническом послании свт. Афанасия, в канонах свт. Григория Богослова и Амфилохия Иконийского приведены списки Священных книг Ветхого и Нового Заветов. Эти перечни не вполне совпадают. В 85-м апостольском правиле, кроме канонических ветхозаветных книг, названы и неканонические: три книги Маккавеев, книга Иисуса, сына Сирахова, а между новозаветными книгами – два послания Климента Римского и восемь книг «Апостольских постановлений», но не упомянут Апокалипсис. Нет упоминания об Апокалипсисе в 60-м правиле Лаодикийского Собора и в стихотворном каталоге Священных книг свт. Григория Богослова . Афанасий Великий так говорил об Апокалипсисе: «Откровение же Иоанново ныне причисляют к Священным книгам, а многие называют неподлинным». В перечне канонических ветхозаветных книг у св. Афанасия не упомянуто Есфири, которую он наряду с Премудростью Соломона, Премудростью Иисуса, сына Сирахова, Иудифью и книгой Товита, а также «Пастырем Ермой» и «Учением апостольским» причисляет к книгам, «назначенным отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия». В 33(24)-м правиле Карфагенского Собора предлагается следующий список канонических библейских книг: «Каноническия же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, Пророческих книг дванадесять, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездр две книги. Нового Завета: четыре Евангелия, Деяний апостолов одна книга, Посланий Павла четыренадесять, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола едина, Иуды апостола едина, Апокалипсис Иоанна книга едина».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Гонения Если мы терпим от ненависти мира, так эту ненависть прежде всех принял на себя Христос (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 278). Источник. ...Во время гонений пусть никто не думает о беде, причиняемой диаволом, а лучше пусть всяк помышляет о помощи, даруемой Богом... (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 339). Источник. ...Если будут нас гнать люди, по горькой ревности, или если принуждают нас принять участие в делах, для нас чуждых, которые не благоугодны Богу, то побежим в другое место, и возложим упование на Бога... (прп. Ефрем Сирин , 31, 186). ...Гонения укрепляют душу в благочестии, и в опасностях душа закаливается, как раскаленное железо в воде (свт. Григорий Богослов , 12, 119). Источник. ...Гонения делали... < Церковь > еще более славною чрез самые страдания (свт. Григорий Богослов , 13, 276). Где Дух Святый, там, как тень, следует гонение и брань (прп. Макарий Египетский , 66, 115). Блажени изгнали правды ради ( Мф. 5, 10 ). Откуда и кем изгнаны? Ближайшее понятие слова указывает на поприще мучеников, дает подразумевать течение веры. Ибо гонение означает усиленное в текущем тщание о скорости, лучше же сказать, дает подразумевать и победу в течении. Ибо текущему не иначе можно победить, как позади себя оставив того, кто течет вместе с ним. Итак, поскольку текущий к почести вышнего звания ( Флп. 3, 14 ) и гонимый врагом ради этой почести равно имеют за хребтом своим, один состязующегося, другой гонителя (а это совершающие течение мученичества, в подвигах благочестия гонимые и не настигаемые), то в предлагаемом упованию блаженстве... Господь присовокупляет... как бы некий венец. Ибо действительно блаженно быть гонимым ради Господа. Почему? Потому, что изгнание худым делается причиною пребывания в добре. Отчуждение от лукавого служит поводом к освоению с добром. А доброе, и что выше всякого добра, есть Сам Господь, к Которому поспешает гонимый. Посему истинно блажен, кто на добро себе пользуется содействием врага. Поскольку жизнь человеческая заключается в междугории доброго и худого; то, как преткнувшийся в своей благой и высокой надежде впадает в пропасть, так разлучившийся с грехом и избавившийся от растления приближается к правде и нетлению. И гонение, воздвигаемое мучителями на мучеников, как представляется оно с первого взгляда, болезненно для чувства, но цель претерпеваемого мучениками превышает всякое блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Краткие церковно-исторические сведения Отцы, учители церкви и церковные писатели первого тысячелетия, упоминаемые в данной книге Время их жизни и деятельность (указаны по годам их кончины). До Миланского эдикта Свящ.-муч. Климент, третий еп. Римский 101 Свящ.-муч. Игнатий Богоносец , ап. Антиохийский 107 Мученик Иустин Философ 165 Свящ.-муч. Поликарп, кп. Смирнский 167 Свящ.-муч. Ириней, еп. Лионский 202 (Тит Флавий) Климент, пресв. Александрийский около 220 Тертуллиан , пресв. Карфагенский около 223 Ориген , уч. Александрийский 254 Свящ.-муч. Киприан, еп. Карфагенский 258 Вселенские Соборы Первый (Никейский 1-й) – 325 г., по поводу ереси Ария – при архиеп. Константинопольском Митрофане, Римском папе Сильвестре, императоре Константине Вел., число отцов – 318. Второй (Константинопольский 1-й) – 381 г., по поводу ереси Македония – при архиеп. Константинопольском Григории Богослове , папе Дамасе, импер. Феодосии Великом. Число отцов – 150. Третий (Ефесский) – 431 г., по поводу ереси Нестория (ереси Феодора еп. Мапсуетского, поддержанной Несторием, архиеп. Константинопольским); при архиеп. Кирилле Александрийском , папе Целестине, импер. Феодосии Малом. Число отцов – 200. Четвертый (Халкидонский) – 451 г., по поводу ереси монофизитов (Евтихия, константиноп. архимандрита, Диоскора, еп. Александрийского, и др.); при патр. Константиноп. Анатолии, папе Льве Вел., импер. Маркиане. Число отцов – 630. Пятый (Константиноп. 2-й) – 553 г., по вопросу «о трех главах,» связанному с осужденной на третьем Вселенском соборе ересью Феодора Мапсуетского и Нестория; при архиеп. Константиноп. Евтихии, папе Виргилии, импер. Иусиниане Вел. Число отцов – 165. Шестой (Константиноп. 3-й) – 680 г., по поводу ереси монофелитов; при патр. Контантиноп. Георгии, папе Агафоне, импер. Константине Погонате. Число отцов – 170. Седьмой (Никейский второй) – 787 г., по поводу ереси иконоборцев; при патр. Константине Тарасии, папе Адриане, имп. Константине и имп. Ирине. Число отцов – 367. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое тысячелетие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Н.В. Штернов Тертуллиан, пресвитер Карфагенский. Очерк учено-литературной деятельности его Содержание Введение Часть I. Внешняя деятельность Тертуллиана Тертуллиан-апологет а) Против язычников б) Против иудеев Взгляд на внешнюю деятельность Тертуллиана Часть II. Внутренняя деятельность Тертуллиана А. Общая полемика Тертуллиана Б. Частная полемика 1. Маркион 2. Гермоген 3. Валентин 4. Праксей 5. Психологические воззрения Тертуллиана В. Деятельность Тертуллиана, направленная к специальному раскрытию некоторых частных пунктов христианского учения и внутреннему устроению христианского общества 1. Учение о крещении 2. О покаянии 3. О браке 4. Против роскоши и излишеств во внешнем убранстве 5. Против остатков идолопоклонства 6. Гонения, мученичество и посты 7. Увенчание венками и военная служба Заключение     Введение Характер отношений язычества и иудейства к христианству, ереси и нравственное построение в христианском обществе, обусловливавшие литературную деятельность церковных писателей конца II и затем III вв. Тертуллиан , как литературный деятельный в апологетическом, полемико-догматическом и нравоучительном направлениях. Его значение как апологета, полемико-догматиста и моралиста. Отзывы о нем древних и новых писателей. – Разделение сочинений. – Биография и характеристика Тертуллиана как человека и литературного деятеля. Третий век и – еще ранее того – конец II века представляют собою переходное время для Христовой церкви. Здесь можно усматривать начало той перемены, какая потом совершилась в положении христианства. Это было время тяжелое для последователей креста; но здесь же лежит и начало торжества христианства над отжившим свой век язычеством. Прежде немногочисленная, церковь Христова к этому времени уже настолько окрепла, что могла противопоставить язычеству сильный отпор 1 , настолько увеличилась в числе своих членов 2 , что, можно сказать, не боялась уже натиска со стороны язычества, могла развернуть свои силы и, как божественное установление, опирающееся на истине, стоящая на незыблемом камне 3 , смело и решительно вступила в борьбу с заблуждениями язычества и – запечатленная божественным характером – начала одерживать победу за победой.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Первыми по времени были записи и сказания о святых мучениках. В деле распространения и утверждения христианства мученичество имело весьма важное значение. Твердость и непоколебимость страдальцев, кои мужественно шли на смерть за свою веру, так сильно действовали на сердца язычников, что нередко сами мучители, видя безропотность своих жертв, обращались к христианству. Таким образом, кровь христианских мучеников была, по выражению Тертуллиана , семенем новых христиан. Точно записывая дни кончины святых мучеников, христиане собирались в эти дни для празднования их памяти. «Замечайте дни, – писал своему клиру святой Киприан Карфагенский , – в кои умирают исповедники Христовы, чтобы мы имели возможность праздновать памяти их вместе с памятями мучеников». С этою целью в Церкви христианской были особые писцы, которые записывали все, что происходило с христианами в темницах и судилищах. Таковых писцов, как известно, во время первых же гонений на христиан поставил в различных округах Рима святой Климент. Не смотря на то, что языческое правительство угрожало этим писцам смертною казнью, записи продолжались беспрерывно во все время гонений на христиан 1 . Эти записи, в коих можно находить иногда подробные сведения о вопросах судей-мучителей и ответах на них страдальцев, известны под названием мученических актов. Среди таких актов встречаются целые судебные дела, составленные во время самого суда над мучениками. Это копии с официальных судебных протоколов, которые христиане за дорогую цену приобретали у язычников. Дни кончины мучеников праздновались не только в тех церквах, к коим принадлежали сии мученики, но и во всех других, так как христиане каждой церкви о мучениках, среди них пострадавших, извещали другие церкви. Так церковь Смирнская, в коей принял мученическую кончину святой Поликарп, отправила послание о сем церкви Филадельфийской и просила передать это послание другим церквам. Описания страданий святых мучеников пользовались большим уважением. Они были читаемы в церковных собраниях вслед за Священным Писанием. Как можно заключить из мученических актов святого Игнатия Богоносца , обычай сей уже существовал во II веке. В древнем житии мученика Евстратия указано и время чтения страданий святых – именно на утрени после пения псалмов. А в 418 году Карфагенский собор постановил правило в дни памяти мучеников читать в церкви об их страданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священное Писание как источник права Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Канон Священных книг. Первоисточником церковного права является Божественная воля. Заповеди Господни составляют основание церковного устройства. Руководствуясь ими, Церковь исполняет в мире свою спасительную миссию. Эти заповеди содержатся в Священном Писании. В 85-м Апостольском правиле, 60-м правиле Лаодикийского Собора, 33 (24)-м правиле Карфагенского Собора и в 39-м каноническом послании св. Афанасия, в канонах св. Григория Богослова и Амфилохия Иконийского приведены списки Священных Книг Ветхого и Нового Завета. Эти перечни не вполне совпадают. В 85-м Апостольском правиле, кроме канонических ветхозаветных книг, названы и неканонические: 3 книги Маккавеев, книга Иисуса сына Сирахова, а между новозаветными книгами - два послания Климента Римского и 8 книг Апостольских Постановлений, но не упомянут Апокалипсис. Нет упоминания об Апокалипсисе и в 60-м правиле Лаодикийского Собора, в стихотворном каталоге Священных книг св. Григория Богослова. Афанасий Великий так говорил об Апокалипсисе: «Откровение же Иоанново ныне причисляют к Священным книгам, а многие называют неподлинным.» В перечне канонических ветхозаветных книг у св. Афанасия не упомянуто Есфири, которую он, наряду с Премудростью Соломона, Премудростью Иисуса сына Сирахова, Иудифью и книгой Товита, а также «Пастырем Ермой» и «Учением Апостольским,» причисляет к книгам, «назначенным Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия.» В 33 (24)-м правиле Карфагенского Собора предлагается следующий список канонических библейских книг «Каноническия же писания суть сии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги; Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре. Пророческих книг дванадесять, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Новаго Завета: четыре Евангелия, Деяний апостолов одна книга, Посланий Павла четыренадесять, Петра апостола два, Иоанна апостола три, Иакова апостола едина, Иуды апостола едина. Апокалипсис Иоанна книга едина.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432350/

Ю.П. Граббе Скачать epub pdf На страницах Парижского журнала «Путь» неоднократно приходилось читать о якобы пагубности «Византийского периода» в жизни Церкви. Затем сотрудники этого журнала в своих книжках стали критиковать учение Св. Отцов, даже таких, как Афанасий Великий и Кирилл Александрийский (прот. Булгаков и Карташев). А теперь критика парижских богословов, видимо, стала еще углубляться в древность, и, недавно получивший докторскую степень в Оксфорде, Н. Зернов напечатал разбор учения Святителя Киприана в статье озаглавленной « Святой Киприан Карфагенский и единство Вселенской Церкви ». Противополагая до-Киприановскую эпоху после-Киприановской, он обвиняет учение Св. Отца в ошибках, которыя, по его словам, имели самое вредное для дальнейшей жизни Вселенской Церкви последствие и, в частности, привели к гибели Церковь Карфагенскую. Статья Н. Зернова так характерна для человека духовно взрощенного интерконфессиональным Западом, она полна таких грубых ошибок, недопустимых для православного доктора богословия, хотя бы и получившого свою степень в инославном университете, но окончившого и православный богословский факультет, что ее стоит разобрать. Автор начинает с заявления, что новейшее стремление к соединению, проявляющееся в разрозненных современных конфессиях, «ставит перед православным сознанием ответственнейшую задачу точного опредедения как сущности единства Вселенской Церкви, так и ея видимых границ». Православие, по его словам, обладает для этого богатейшим материалом, однако не систематизированным «соборным сознанием Церкви. Писания Св. Отцов, каноны Соборов представляют из себя разнообразныя попытки найти ответ на вопрос об единстве Церкви. Они часто не только не согласованы, но даже иногда и противоречат друг другу». Православие, вследствие этого, «не имеет готовых ответов на ряд запросов нашего времени и не разрешает тех новых недоумений и проблем, которыми характеризуются взаимоотношения Церквей в XX столетии». Далее автор начинает изложение и критику учения Св. Киприана о Церкви. Но прежде чем переходить к этой критике, мы скажем несколько слов о приведенных выше положениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010