34. Библейские тексты о непогрешаемости церкви    И Я говорю (говорит И. Христос) тебе: (ап. Петру) ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф. XVI:18).    Сие пищу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принять верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. III:14 – 16).    Ибо Ему (И. Христу) надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1 Кор. XV:25).    И Я (И. Христос) умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлеть Отец во имя Мое, научить вас всему, и напомнить вам все, что Я говорил вам (Иоан. XIV:16 – 26).   35. Изречение св. отцов церкви о непогрешимости церкви 1. Св. Феофил Антиохийский: „для мореходцев Бог назначил в убежище острова, а для мира, обуреваемого грехом, даровал Святые церкви, в которых соблюдается учение истины“ („Ad Aumol». lib. XI, сар. 14).2. Св. Киприан, еп. карфагенский: „истинная, спасительная и святая вода церкви (так называет св. отец ее учение) не может измениться и повредиться, как и сама церковь неповрежденна, чиста и целомудренна“; и в другом месте: „те, кои отпали от Христа, по вине своей погибнут, но церковь, которая во Христа верует, и то, что познала однажды, содержит, никогда совершенно не отпадает от Него“ („Cyprian. Epism. LXXIII ad Jubaianum ет Epism. LV“).3. Св. Кирилл Иерусалимский: („церковь) без всякого повреждения преподает все догматы, которые нужно знать людям» („Сатнесн.» XVIII, n. 23).4. Блаж. Августин: „церковь не уклонится во веки веков: ибо она есть предуставленный столп и утвержение истины‘‘ („In verba 1 ad Timomh. III, 14“).5. Св. Кирилл Александрийский: „церковь непреоборима совершенно, имея Христа основанием и непоколебимою опорою“ („In lib. IV, Ог. 2, Conf. in Sophon n, ХХ“).6. Посему-то и „мы (скажем словами святейших патриархов восточных) не только убеждены, но и несомненно исповедует, как твердую истину, что кафолическая (а не частная какая-либо) церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий чрез вернослужащих отцов и учителей церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» („Посл. о прав. вере“, чл. 12; сн. „Введение в православное Богословие“ – Макария, 1847 г., стр. 530, 531, 532, 535 и 543).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Всё существенное, духовно ценное, чем обладала Церковь при апостолах, сохраняется в ней до скончания века. Во-первых, это учение , переданное апостолами, или апостольское Предание. Хранение этого учения всегда было предельно важным для Церкви: Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ); держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня ( 2Тим. 1:13 ). Апостол Павел свидетельствует: Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1:8 ). Во-вторых, благодатные дары Духа Святого, которые Церковь в лице апостолов получила в день Пятидесятницы. Это преемство даров Святого Духа передаётся через священное рукоположение, которое реализуется в богоучрежденной церковной иерархии, верной апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в принципах жизни. Церковь называется апостольской и в историческом смысле, ибо она утверждена на проповеди апостолов – непосредственных учеников Христовых (см.: Еф. 2:20 ), поэтому в Откровении Иоанна Богослова апостольство Церкви изображается как фундамент Небесного Иерусалима: Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца ( Откр. 21:14 ). Ибо они стояли у истоков её исторического бытия; они передали Церкви учение веры и жизни; установили по заповеди Господа священнодействия и таинства; основали её жизнь так, чтобы всё было благообразно и по чину; они поставили первых епископов, установив иерархическую структуру Церкви. Спасение в Церкви В понимании святых отцов невозможность спасения без Христа одновременно означает и невозможность спасения вне Церкви. Свт. Киприан Карфагенский выразил эту мысль фразой, которая стала крылатым выражением на века: Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец. Чтобы понять смысл этого утверждения, необходимо ответить на вопрос: кого спасает Господь? Апостол Павел отвечает: Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела ( Еф. 5:23 ). То есть Он спасает не отдельных людей, но именно Своё тело – Церковь . Те, кто пребывает её живыми и здравыми членами, те и становятся наследниками вечной блаженной жизни с Богом. Другими словами, чтобы спастись, нужно принадлежать этому телу, быть членом Церкви. Каждый верующий во Христа имеет надежду спасения в той мере, в какой он принадлежит этому телу. О необходимости пребывать в единении со Христом как с Главой Церкви говорят все церковные образы Нового Завета: лоза и ветви, краеугольный камень и строящееся на нём здание, образы дома и семьи, пастыря и единого стада и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Вот заря церковной истории: первая Иерусалимская Церковь – еще до первомученика Стефана, когда «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее… и великая благодать была на всех их» ( Деян. 4, 32–33 ). И вот в этотто ранний час уже прозвучали грозные слова: «Анания! Для чего ты (допустил) сатане вложить в сердце твое солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» ( Деян. 5, 3 ). Сатана уже «присутствовал в Церкви». Правда, что тогда грех жадности и лукавства привел к тому, что «Анания пал бездыханен… и великий страх объял всю Церковь» ( Деян. 5, 5, 11 ); так еще нестерпимо близок был тогда огонь Пятидесятницы, так ослепительна была еще тогда святейшая непорочность Церкви. Но существа дела это не меняет. Смешение зла и добра внутри внешних церковных стен, или сосуществование двух аспектов Церкви, предуказано в притче о плевелах на пшеничном поле и в притче о неводе, наполненном рыбой «всякого рода» ( Мф. 13, 24–30; 13, 47–49 ). «Есть и иная, – говорит блаженный Августин , – (кроме плевел) яснейшая притча о смешении злых с добрыми при одном и том же общении таинств, которую Господь Сам предложил и изъяснил: «Подобно есть Царствие Небесное неводу, ввержену в море…» Имеем бесчисленные свидетельства о смешении злых с добрыми в одном и том же общении таинства; так, Иуда, злой от начала, «общался между одиннадцатью добрыми»» 67 . То же у святого Киприана Карфагенского : «Если и оказываются в Церкви плевелы, то это не должно составлять препятствия для нашей веры и любви; нам самим не должно отступать от Церкви изза того, что усматриваем в Церкви плевелы, а только нужно стараться о том, чтобы мы могли быть пшеницей» 68 . «Как в Евангелии позволено плевелам расти вместе с пшеницей, так же и в Иерусалиме, то есть в Церкви, есть те, которые ведут жизнь низкую и недостойную, которые и в вере, и в делах, и во всем поведении своем развращены. Ибо ведь невозможно очистить Церковь совершенно, пока она на земле» 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Далее еще описывается неотвратимая красота и слава жены-Церкви. Под ногами ее луна. Под луной можно разуметь подлунный мир, мирскую жизнь, изменяющуюся подобно луне. Все это оказалось под ногами жены, то есть побеждается и попирается ею. Однако в нашем случае солнце и луна не противопоставляются, но сопоставляются как взаимодополняющие друг друга. Поэтому более точным будет разумение, что и солнце , и луна здесь являют славу и красоту Церкви. Солнце как большее светило украшает саму жену; луна как меньшее – украшает ее подножие. Святость и свет облекают не только саму жену- Церковь , но и все, на что она ступает, к чему так или иначе касается. Глядя на эту жену, невольно воскликнешь: «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце...?» ( Песн. 6:10 ). Но и это еще не вся ее краса! Облеченная в солнце и украшенная луною, она еще венчается и звездами небесными. И на главе ее венец из двенадцати звезд. Венец – знак победы, сплетенный из двенадцати звезд – двенадцати апостолов, двенадцати догматов апостольского учения. Как небесные звезды, осветили апостолы вселенную светом Христова учения. Увенчанная таким славным венцом, Церковь -победительница «побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин. 5:4 ) «и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Русский писатель Ф.М. Достоевский обронил как-то такие слова: «Красота спасет мир». Где же найти эту спасительную красоту? Она в святой, апостольской, православной Церкви! Это та жена, облеченная в солнце, под ногами которой – луна, и на голове двенадцать звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. Это о рождении Церковью своих духовных чад. В Церкви совершается рождение от воды и Духа ( Ин. 3:5 ), здесь душевное перерождается в духовное, грешное – в святое. Церковь –матерь всем нам ( Гал. 4:26 ). «Не имеющий материю Церкви, не может иметь Отцем своим Бога», – говорил Киприан Карфагенский . Это духовное рождение людей проходит нелегко. Как здесь сказано, что жена- Церковь кричала от болей и мук рождения , так и апостол Павел писал галатам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал. 4:19 ). Сколько мук претерпевают пастыри Церкви, духовно рождая чад крещением, проповедью, наставлениями! Сколько молитв и неусыпного труда надо положить, чтобы обратить грешника, чтобы преобразить его, доколе не изобразится в нем Христос! «Имевшие во чреве» знают эти боли. Знаете ли вы их?.. Или в вашем чреве только пища тленная и суета мирская? О таковых будет сказано: «Были беременны, мучились, и рождали как бы ветер; спасение не доставили земле» ( Ис. 26:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Первая ересь папства, или его учение относительно божественного устройства Церкви Какому следовали учению в первые восемь веков западные церкви относительно божественного устройства Церкви? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к творениям отцов, признанным этими церквами православными. Между этими отцами трое по обязанности (ex professo) трактовали об устройстве Церкви: Это Киприан, епископ Карфагенский, Августин, епископ Иппонийский, и Викентий, монах Лиринский. Изложим их учение. В сочинении об Единстве Церкви, св. Киприан выражается следующим образом: 7 «Господь сказал Петру: «Говорю тебе ты Петр и на сем камне создам Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее, и дам тебе ключи царствия небесного; и что ты свяжешь на земле, будет связано на небе, и что ты разрешишь на земле, будет разрешено на небе». Он снова сказал ему после Своего воскресения: «Паси овцы Мои», и создал Свою Церковь на нем одном и ему вручил Свои овцы для пасения. Хотя, после Своего воскресения, Он даровал всем апостолам ту же власть и сказал им: «Как послал Меня отец, так и Я посылаю вас: примите Духа Святого; если вы отпустите кому-либо грехи, будут отпущены ему; если удержите, будут удержаны»: однако, во свидетельство единства, Он учредил одну кафедру, 8 и Своею властью установил, чтобы это единство, по своему началу, происходило от одного. Конечно, и прочие апостолы были тем же, чем был Петр и разделяли вместе с ним ту же честь и ту же власть: но эта власть вначале появилась в единстве, дабы Церковь Христа представлялась единой, и чтобы кафедра была единой. Поэтому все суть пастыри; и стадо является единым; его пасут все апостолы в общем согласии, так что Церковь Христа обнаруживается в своем единстве». Таким образом, по учению св. Киприана, власть и достоинство были тождественными у всех апостолов; все они вместе обладали единой властью, или единой кафедрой и св. Петр не был в Церкви большим, чем другие. Если бы его апостольство было особенным, то он обладал бы двумя кафедрами; своею и кафедрой других апостолов; но существует только одна кафедра, в которой Петр и другие апостолы принимают одинаковое участие; и только посредством этой единой кафедры является единство стада Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Церковь Православная, восхваляя ап. Петра как первоверховного, в церковных песнопениях не только не лишает его тех черт и похвал, какими он награжден в новозаветных книгах, но даже их особенно подчеркивает: «камене тебе непостыдна, Церкве водружение и основание положи», – поется здесь. Но с ним вместе подобными словами восхваляет и другого первоверховного – Павла: «Учеников Христовых и основания Церкве ... (Петра и Павла) восхвалим». Равно и ко всем двенадцати обращается Церковь : «Божественнии апостоли, светила вселенныя... Церкве твердыя основания явистеся »... Наконец, все верующие называются в Слове Божием «камнями Церкви», ибо как Дом Божий Церковь , имея своим «краеугольным» Камнем Христа и камнями в основании своем святых апостолов и пророков, строится из живых камней – всех верующих как членов Церкви. «Приступая к Нему, Камню живому,... и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое», учит ап. Петр ( 1Пет.2:4–5 ). «Вы – Божие строение», внушает святой Павел ( 1Кор.3:9 ) 11 . Апостолы Многообразно дело святых апостолов в созидании на все времена оснований Церкви Божией. Они положили историческое начало Церкви, распространив христианство «до конец земли» , и почти все они запечатлели свое дело мученическою смертию. Семена христианства посеяны в мире их словом и политы их кровию. От собственной веры они зажгли пламя веры в мире, неугасимое до конца мира. Они восприняли от своего Учителя и Господа учение христианское и передали его Церкви в слове устном и в Писаниях для неизменного хранения, исповедания и жизни по нему на все времена, дав своей собственной жизнью пример исполнения заповедей евангельских. Они установили в Церкви преемство епископства , а через него преемство всего благодатного служения «домостроительства таин Божиих», церковную иерархию. «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение», пишет апостол Павел Тимофею ( 2Тим.1:6 ). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал», напоминает он же Титу ( Тит.1:5 ). «Рук ни на кого не возлагай поспешно», наставляет Тимофея ( 1Тим.5:22 ). И поэтому древние церкви хранили как доказательства преемственности списки своих епископов по преемственному рукоположению от апостолов. Тертуллиан Карфагенский свидетельствует: «Апостольские церкви предлагают свои списки. Так, церковь Смирнская представляет Поликарпа, поставленного Иоанном; так Римская указывает Климента, рукоположенного Петром; точно таким же образом и другие церкви указывают на тех, кто был поставлен им апостолами во епископы, как на привитые отрасли от апостольского семени».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Школа добродетелей Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… (Еф. 5, 22–25) В христианстве брак достигает всей полноты своего совершенства и является таинством. Семейный союз заключается по образу союза Хрис­та с Церковью. Апостол Павел называет брак великой тайной: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церк­ви (Еф. 5, 32). Чтобы быть достойным отображением союза Христа с Церковью, супруги должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону своей природы поставить в подчинение духовно-нравственной. По мысли святителя Киприана Карфагенского, в христианском браке муж и жена получают полноту и целостность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого. Семья — это домашняя Церковь. Святитель Василий Великий также называл семью школой добродетелей. Но самый важный урок, который получает человек в семье,— это урок любви. Без любви семья немыслима. Любовь, воспитавшись в семье, должна потом выйти из ее круга и распространиться на все сферы социальной жизни. Без любви к своей семье, к своей стране воин — не защитник Отечества, а всего лишь наемник. Без этой любви нет настоящего педагога, врача, ученого. Вспомним, что именно в семье свои первые уроки любви получили такие великие подвижники, как преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Читая жития святых, часто можно увидеть, с какой теплотой и любовью отзывались подвижники о своих родителях и годах, проведенных в семье. Еще одно нравственное качество, без которого невозможно создать крепкую и дружную семью, — это самоотречение, способность жерт­вовать своими интересами ради интересов другого. По большому счету самоотречение — это ежедневное, не видимое никому мученичество. Поэтому в чине венчания мы слышим такие слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

http://pravoslavie.ru/47517.html

Итак, каждый Вселенский собор, имеющий эти отличительные признаки, есть сама Святая и Соборная Церковь , в которую мы веруем, что и выражено в Символе веры . По этой причине, согласно богословам, Вселенский собор приобретает и четыре других свойства. Во-первых, вечную силу и непреложность, ибо сказано: И другого Утешителя даст вам, да пребудет с вами во век ( Ин. 14:16 ); и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Во-вторых, безошибочность и непогрешимость, ибо Церковь , чье лицо представляет Вселенский собор, есть столп и утверждение истины, по словам ап. Павла ( 1Тим. 3:15 ), и потому решения Вселенских соборов равнозначны решениям Святого Духа истины, ибо сказано: Тот научит вас всему и напомнит вам все ( Ин. 14:26 ), что верно особенно для Вселенских соборов. Ибо если 8-е правило Григория Чудотворца говорит о Поместном Анкирском соборе: «До тех пор, пока что-либо решат, сойдясь вместе, святые отцы и прежде них Дух Святой», то сколь более сказанное истинно для соборов Вселенских? Сам Дух Святой стоит во главе их, просвещает их и не попускает заблуждаться в своих решениях, потому что Бог внушает Свою правду бесчисленным священникам, собравшимся на Собор, о чем говорит послание Карфагенского собора к Целестину . В-третьих, становится величайшей и высшей инстанцией не только в том, чтобы предлагать справедливое и истинное в качестве совета, но и в том, чтобы принуждать противящихся к подчинению, назначая им подобающие церковные епитимии, а также производя суд и расследуя дела и пап, и патриархов, и находящихся повсюду во вселенной архиереев, клириков и мирян. И в-четвертых, Вселенский собор выносит определение и решение по всем возникающим вопросам и делам, как общим, так и частным, и разрешает все споры и любопрения еретиков и раскольников. Ибо, по словам Кирилла Иерусалимского (Огласительная беседа 18), « Церковь называется Кафолической (Καθολικ) потому, что в полноте (καθλου) и без упущений преподает совершенно все учение о видимом и невидимом, которое должен знать человек» (Cyr.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Не говорим уже о том, что всем великим и невеликим людям для спасения прежде всего необходимо духовное возрождение от Св. Духа, которое бы очистило их от всех вольных и невольных грехов и ввело их в новый завет с Господом Богом. Это возможно и бывает только в Церкви. Не о таких сильных людях надо говорить нам, которые сами себя считают совершенными. «Не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» ( 2Кор.10:18 ). В христианском смысле сильные духом те, которые отказались не только от плотских страстей и мирских привязанностей, но и от своего себялюбия и от гордости. Все доброе и истинно великое, что есть у них, они приписывают не себе, а Богу. Ему они предали и себя, и свою волю, и разум. Таковы подвижники веры и благочестия, для которых ничто весь мир с его соблазнами, но которые не преклоняются и пред собственным разумом. Для Господа они готовы отказаться и от разума; и бывает, что отказываются, являясь миру, как объюродевшие. Но эти подвижники в Церкви. Не сами собой они стали такими: их создала благодать Божья чрез церковное руководство. Церковь , таким образом, сделала свое дело и, по-видимому, более не нужна. Но люди опытные в христианской жизни утверждают, что церковное руководство не прекращается и в этом случае, т. е. для этих истинно великих людей. По учению христианскому никто, до какой бы степени совершенства ни дошел, не может считать себя вполне совершенным и безгрешным. Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас»... ( 1Ин.1:8–9 ). И это не по смирению только, но и по истине, как выражаются отцы карфагенского собора 142 . Правда, тот же Иоанн Богослов, по-видимому, говорит другое: «всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает, в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ). Но эти слова никак нельзя понимать в смысле безусловной невозможности греха для истинного христианина. Во-первых, это противоречило бы прежде указанным словам того же апостола, во-вторых, история показывает, что падали и великие люди. То состояние святости, которое исключает возможность согрешения, православная Церковь по справедливости приписывает только святым небожителям, избегает соблазнов этого мира. Слова апостола означают лишь то, что человек «рожденный от Бога» и «пребывающий в Боге» ( 1Ин.3:6 ), не может грешить сам добровольно по своему внутреннему влечению 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Ничего подобного нет вне Церкви. «Тот не может иметь Отцом Бога, кто не имеет Матерью Церковь . Не может достигнуть Царства, кто оставляет Церковь, имеющую царствовать», – пишет святой Киприан Карфагенский (Книга о единстве Церкви). Так и есть на самом деле. Дух Божий не оживляет тех, кто не вошел в спасительную ограду Церкви, и участь их – в пасти страшного чудовища, диавола, который пожрет души непокорных. Первая Церковь в Иерусалиме (Деян. 3–5) Новокрещеные ученики, ежедневно причащаясь Тела и Крови Христовых и молясь, пребывали в радости Святого Духа. Любовь их была настолько велика, что они не желали иметь ничего своего, но, никем не принуждаемые, продавали свое имущество, а деньги отдавали апостолам. Те же делили их поровну между всеми, так что среди них не было нуждающихся. Каждый день все новые и новые люди присоединялись к Церкви. Однажды апостолы Петр и Иоанн поднялись в Храм в три часа дня помолиться. Около дверей Храма, называемых Прекрасными, лежал хромой, собирая милостыню. Петр пристально посмотрел на него и сказал: – Серебра и золота у нас не бывает, но то, что имею, даю тебе. Во имя Иисуса Христа встань и ходи! – и, схватив его за руку, поднял. Тотчас сила Божия укрепила ступни хромого, и он вскочил и, прыгая, вбежал в Храм, славя Бога. Собрался народ, и апостолы проповедали собравшимся Христа, от Которого еще недавно отреклись. Около пяти тысяч человек приняли Святое Крещение. Но разъяренные священники арестовали апостолов и привели их на суд. Там начальники народа запретили им проповедовать Христа. Но те ответили: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Деян. 4, 19–20 ). Те, пригрозив им, отпустили их, так как боялись народа, который был изумлен величием чуда: исцеленному было уже сорок лет. В то время, когда многие приносили свои имения апостолам, некий Анания вместе со своей женой Сапфирой решил показаться такими же благородным, как и прочие. Они продали имение, но принесли апостолам только часть, выдав ее за все. Тогда же Петр сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010