Вопрос : Как совершается таинство покаяния в Православной Церкви? Ответ : По чинопоследованию Русской Православной Церкви, епископ или священник над исповедавшим свои грехи читает краткую молитву, в которой испрашивает ему отпущение грехов и примирение с Церковью, и после этого, наложив на главу кающегося епитрахиль, совершает «тайну святого покаяния» словами: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя рек), вся согрешения твоя; и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь» . Вопрос : В чем состоят невидимые действия таинства покаяния? Ответ : Благодатное действие Святого Духа, соединяющееся с видимым разрешением от грехов, состоит в отпущении кающемуся грехов и в примирении его с Церковью. Само собой разумеется, что прощенный и примиренный с Церковью христианин должен всячески остерегаться в дальнейшем возвращения к прежним грехам: «Согласуясь со своей совестью, он обязан от одной исповеди до другой, сколько возможно, стараться об исправлении своей жизни» 50 . Поскольку в таинстве покаяния возвращается христианину оправдывающая и освящающая благодать, дарованная ему в крещении, но умаленная или даже потерянная через грех, то в древности некоторые называли таинство покаяния «вторым крещением» (отцы 5-го Карфагенского собора) . Таинство Брака Вопрос : Что такое «тайна брачного союза» и что такое «таинство брака»? Ответ : Православная Церковь отличает тайну брачного союза от брака, как таинства. Брачный союз двух лиц, мужа и жены, любящих друг друга, обещавших друг другу взаимную верность и соединивших свои жизни с целью основания семьи и честной совместной жизни, установлен благословением Божиим вскоре после сотворения первого человека: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку. И сказал человек: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей... Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» ( Быт. 2, 18, 22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Высочайшее почитание мученического подвига было закреплено Первым Карфагенским Собором (ок. 220 г.), определившим, что ни один храм не может строиться иначе как на мощах мучеников. Главная составная часть церковного бытия, сам смысл существования Церкви – Божественная литургия – осуществляется только на антиминсах, в которые зашиты частицы мощей какого-либо мученика. Эта практика может быть понята из слов откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» [Откр.6: 9-11]. Таким образом, Церковь Христова подлинно стоит на крови и костях мучеников, краеугольным же камнем ее является сам Спаситель. Если Европа выстрадала христианство мученичеством первых веков новой эры, то Россия в начале своей древней истории получила его как бы даром. Поэтому Русские святые до двадцатого века – это преимущественно преподобные, то есть монахи, стяжавшие благодать Духа Святого подвигом «бескровного мученичества» – как часто именуют монашеский подвиг. Однако в ХХ веке Россия оказалась втянутой в водоворот трагических событий, открывших в Новейшей истории новую страницу широкомасштабных гонений на христианство. Много было сказано о различных причинах русских революций 1917 года, но уже в 1918 году один из известных противников самодержавия либерал П.Б. Струве писал с запоздалым сожалением о случившемся: «Один из замечательнейших уроков русской революции представляет открытие, в какой мере «режим» низвергнутой монархии, с одной стороны, был техни­чески удовлетворителен, с другой – в какой мере самые недостатки этого режима коренились не в порядках и учреждениях, не в «самодержавии», как гласили общепринятые объяснения, а в нравах народа или всей общественной среды, которые отчасти в известных границах даже сдерживались именно порядками и учреждениями» с.461].Сам принцип самодержавия имеет сакральную природу.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Говоря о таинстве Тела и Крови Своей, Господь призывает к нему всех, и угрожает вечной погибелью непричащающимся: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Исполняя волю милосердого Господа, Православная Церковь от начала своего причащает св. Христовых таин – всех, взрослых и младенцев. Так говорится в постановлениях Апостольских о Причащении: «да приобщается Епископ, потом Пресвитеры, и диаконы, и иподдиаконы, и чтецы, и певцы, и аскеты (σκητα, ascetici), и из жен диакониссы, и девы, и вдовицы: после дети (παιδι), и весь народ по порядку 356 . О Причащении детей в первенствующей Церкви свидетельствует Дионисий Ареопагит 357 . Бл. Августин говорит: «послушаем Господа, говорящего хотя не о таинстве св. купели, но о таинстве св. трапезы Своей, к которому приступает только правильно-крещенный: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Уже ли и при сем кто-нибудь скажет, что эта мысль не относится к детям, и что они без Причащения сего Тела и Крови могут иметь жизнь в себе» 358 . Вообще, приобщать детей есть древний обычай Вселенской Церкви. Примеч. Сей обычай древней Вселенской Церкви и на западе, где он ныне изменен, особенно в Галлии сохранялся до XII века, как свидетельствует западный церковный писатель Бона (Rerum liturgicarum lib. 2? Cap. 19), которой приводит много доказательств в защиту православного обычая приобщать детей. А Бингам (Antiquit ecclesiastic. 6, pag. seqq.) доказывает, что этот обычай еще долее сохранялся в Германии, Гельвеции и Лотарингии. 203 См. Молитву первого оглашения в чин: како в первый день огласили возраст имущих и имена Христианские им подати. 209 83-е прав. Карфагенск. Собора. 85-е прав.шестого Вселенск. Собора. По Требнику Петра Могилы , в случае недоумения крещен или нет человек, к таинственным словам Крещения должно прибавлять: аще не крещен, крещается раб, или раба Божия, и проч. 217 Чин Присоединеиия к Православной Христианской Вере из Иудеев и Магометан пространно изложен в Требнике Петра Могилы , где чин разделен на шесть оглашений, сокращеннее изложен в особо-напечатанной книге, под названием: Чинопослдование соединяемым из иноверных к Православно-Кафолической Восточной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Да укрепит нас всех Господь Бог в непоколебимой верности своей православной Церкви!.. Ваш Владыка, Высокопреосвященнейший Прокофий, Архиепископ Херсонский и Николаевский, писал вам, возлюбленные, чтобы вы хранили единение духа в союзе мира. К сему присоединяюсь и я, многогрешный, и молю вас, дорогие мои сотрудники – снисходите друг ко другу в немощах, не осуждайте ближнего, «почитайте один другого высшим себя» (Фuлun.II:3), «носите бремена друг друга и таким образам исполните закон Христов» (Гaлam.VI:2). В Христе Бог вещает всем вам, Его служителям: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Uoah.XIII,34—35). Но как достичь этой любви, спросите, если наше грешное человеческое сердце бунтует против немощей ближнего собрата нашего. «Нужно молиться усердно: хотя и не хочется о тех, к кому чувствуете неприязнь, и благодать Божия смягчит и наше сердце и тех, о ком молимся, как и поучает нас св.Апостол: «признавайтесь друг перед другом в проступках, и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усердная молитва праведного» (Uakob.V,16). Я узнал, что среди вас, возлюбленные, наблюдается легкое отношение к обновленческому расколу: говорить об обновленцах строго и резко, по мнению некоторых из вас, – это признак нелюбви, или как выражаются иные, «нетактично»... Необходимо помнить вам, возлюбленные, что обновленческий раскол – это лютый и злой враг Церкви Божией и Бога. Обновленчество, равно как и католическая ересь, протестанство, самосвятство, ионникиевщина-лубенщина или нынешний ВВЦС, а также и всевозможные секты, это – фальсификация христианства, это подделка истины, лукавая и тонкая. Неверие открыто идет против Бога, а указанные религиозные общества – открывают человеческие души от Церкви Божией Православной, а через это и от Самого Бога, ибо вне церкви Божией православной, Господь не знает Своих верующих (Дeяh.II:47), и кто идет против Церкви Божией Православной, тот идет и против Бога, как о сем свидетельствует святой Киприан Карфагенский: «Кому церковь не мать, тому и Бог не Отец».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И вот в этих диких для тогдашнего слуха словах – ответ на вопрос о том, для чего Бог стал человеком. Потому что не перед Нагорной проповедью, не перед исцелениями больных и воскрешениями мертвых Господь говорит «на этот час (то есть ради этого) Я пришел». Он произносит эти слова накануне Голгофы. Бог второй Своей ипостасью, именуемой Сыном или Словом Божиим, принял человеческую душу и тело, и, не имея в себе никакого греха, принял на себя последствия отпадения человечества от Бога. «Оделся» в падшее естество, чтобы пронести его через страдания и смерть. И воскресить – очищенным, исцеленным. И это преображенное человеческое естество, соединенное с Божественной природой, Он дает нам вкушать под видом хлеба и вина. Кто-то сравнил таинство Причастия с прививкой дерева. Дичок, прорастая сквозь веточку привитого ему культурного растения, остается собой – но плодоносит уже иначе. Вспоминая строчку из песни Верочки Матвеевой – «сердцем в небо прорастаю», скажем, что христианин «прорастает» в Вечность – и не в падшем состоянии, а в преображенном, обОженном. Не с мифическим богом-в-душе , а в со-причастности Христу – соединившись с воскресшим Богочеловеком в установленном Им Самим таинстве Причастия. Смысл таинства Причастия в первую очередь именно там, в уготованном для нас Ином Бытии – но и не только. Иначе не было бы надобности причащаться часто. Причастие – это общение с Богом, в некотором смысле – полнота этого общения (хотя наше сознание и пораженное грехом наше сердце не может эту полноту ощутить во всей ее неизмеримости). И мы стремимся к Чаше так, как бежит к маме соскучившийся ребенок – даже если он не видел маму только лишь час-другой. Евхаристия (греческое название таинства Причастия, буквально – благодарение) – сердце духовной жизни христианина. Без Причастия человек в определенном смысле мертв духовно: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ). Именно в этом – в совершении Евхаристии – главный смысл существования Церкви. Апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, говорит: «вы – тело Христово». Это и есть главное определения христианского понимания Церкви. Причащающийся становится частью Церкви – единого тела Христова. Отказывающийся от Причастия отказывается от единства с Церковью, и – отвергая плод голгофской Жертвы – от своего спасения. Поэтому в свете Нового Завета верна жесткая формулировка Киприана Карфагенского (нач. IV в.): «Кто не может назвать Церковь своей Матерью, тот пусть не называет Бога своим Отцом».

http://azbyka.ru/chem-vera-v-boga-kotory...

И вот, светильник действительно пошатнулся. Погибло несколько десятков тысяч христиан. Несколько десятков тысяч! В основном это были евреи. Тогда, я думаю, во второй половине I века они составляли большинство христианской общины. Во время этих гонений были схвачены два апостола – первоверховные Павел и Петр. Петр был распят на кресте вниз головой. Павел был обезглавлен. Христианских детей, мальчиков и девочек, зашивали в звериные шкуры, как описывают сами языческие историки, – у Тацита есть такие описания, – в шкуры волчат, лисиц, и поджигали, обливая смолой. Они носились по парку, а римляне из луков стреляли в эти живые факела. Откр.2:5–6 . «А если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу». Что значит: «если не покаешься» , ведь некоторые так нагрешили, что и надежду на прощение потеряли. Но прощение и возможно через покаяние. «Я удивляюсь, что некоторые так упрямы, что не признают, что павшим необходимо раскаяние или считают, что раскаявшимся нужно отказать в прощении, когда написано: “вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела”. Во всяком случае, это говорится тому, о ком известно, что он ниспал, и кого Господь призывает снова, через дела, подняться, потому что написано: “милостыня избавляет от смерти” ( Тов.4:10 ). Милостыня в этой жизни может помочь, от физической смерти отодвинуть нашу судьбу; а далее смотри, что Киприан пишет: « Но, однако, не от той смерти, которую однажды уничтожила кровь Христи и от которой нас освободила благодать спасительного крещения и нашего Искупителя, но от той, которая позже незаметно прокралась через грехи» ( Киприан Карфагенский , III век). То есть в той жизни медяками не откупишься, только временное послабление получишь. А спасение обретаемое во Христе, от вечной смерти, ада и огня спасает. А кто такие николаиты? Николаиты – это, наверное, первая ересь, которая возникла внутри христианства и о которой сообщается в книгах Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И таких людей, отделившихся от нас, мы не оставили; но чтобы они, оставленные нами, не сделались хуже, мы убеждали и убеждаем их принесть покаяние в ожидании, что они могут каким-либо образом получить отпущение от Того, Кто имеет власть даровать его. Итак, видите, братья, что и вам нужно делать то же самое, дабы и падшие, вразумляясь вашим убеждением, в случае нового преследования явились исповедниками и таким образом могли загладить прежний грех свой. Нужно исполнять вам и другие лежащие на вас обязанности, которые и мы вам передали, то есть: если бы впадшие в искушение сие начали смущаться такою слабостию и, раскаявшись в своем поступке, пожелали общения, то таковым всячески надобно помогать. И вдовы, и расслабленные, которые не могут подняться, и заключенные в темницах, и изгнанные из домов своих – все они непременно должны иметь, кто бы служил им. Также и оглашенные должны быть обнадежены в помощи в случае немощи их. А если бы, что особенно важно, тела мучеников и других оставались без погребения, то большая беда угрожает тем, на ком лежит это дело. Посему кем бы из вас и по какому бы случаю ни было сделано это дело, мы уверены, что он признан будет «добрым рабом», который, быв «верен в малом, поставлен будет» над десятью городами ( Лк. 19, 17 ). Но дай Бог, подающий все уповающим на Него, чтобы мы все обрелись исполнителями таких дел. Приветствуют вас братья, находящиеся в узах, и вся Церковь , которая со своей стороны с величайшею заботою печется о всех призывающих имя Господа. Просим взаимно и вашей памяти о нас. Да будет вам известно, что Вассиан пришел к нам, и вместе с тем просим вас, имеющих ревность Божию, разослать по удобным случаям список с письма сего ко всем, кому можно, или напишите даже свое письмо, или отправьте нарочитого посла, чтобы все твердо и непоколебимо стояли в вере. Желаем вам, возлюбленнейшие братья, всегда быть в добром здоровье». Письмо к мучениками и исповедникам Киприан мученикам и исповедникам, в Иисусе Христе, Господе нашем, и в Боге Отце желает вечного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне»( Рим. 8:19–22 ). Согласно же эволюционистам, смерть не только возникла независимо от человеческого греха, но существовала в мире до Адама, и более того, как бы соучаствовала в творении мира, ведь понадобились миллионы смертей «промежуточных форм», чтобы появился человек. «Смерть была в мире и Адам имел о ней представление. До Адама и растения и животные подвергались тлению, это был естественный процесс» 86 , – говорят эволюционисты. Если согласиться с ними, то придётся признать, что смерть – естественный и неотъемлемый атрибут первозданной живой природы, в том числе и человеческой, адамовой. Но по этому поводу Церковь уже постановила: «Аще же кто речет, яко Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех , но по необходимости естества: да будет анафема» (123-е правило Карфагенского собора). «Православные» эволюционисты пытаются обойти эту проблему. По вопросу о смертности Адама они просто отмалчиваются, а о смерти животных отзываются таким образом: «Животные исчезали из бытия, прекращали свое существование в мире до человека. Но это не смерть» 87 . Попытки эти, конечно, довольно неуклюжие, поскольку в Писании слово «смерть» равно прилагается и к человеку и к животным ( Исх. 9:4, 21:35 , Лев. 11:39 ). Вспомним, что сказано в Библии: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт. 1:31 ). Самки богомолов, пожирающие самцов после спаривания, паразитоидные осы, откладывающие личинки в живого паука, где они развиваются и прогрызают его изнутри, одновременно убивая, про это не скажешь «хорошо весьма». Когда видишь, как мечется в отчаянии над гнездом птица, на глазах которой хищник пожирает её птенцов или ужас газели, когда её настигает лев, язык не повернётся сказать: «хорошо весьма».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Идея будущего эсхатологического порядка, т.е. Нового Завета, исполнения времен восходит к книге пророка Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31 ). Итак, вырисовывается пара: Новый Завет – Ветхий Завет. Во ( 2Кор.3 ) ап. Павел говорит о чтении Ветхого Завета, под которым имеется в виду Моисеев закон. Здесь это слово уже имеет оттенок литературного жанра. Появившийся термин Новый Завет обусловил появление термина Ветхий Завет. Ветхий Завет как некий список книг, как некий законченный литературный памятник. Об этом говорится во ( 2Кор.3 ). Описание сложения Новозаветного канона Кажется, что эта проблема, которую невозможно разрешить. Как проследить, как то или иное произведение древнехристианской литературы вошло или не вошло в Новый Завет. Почему поначалу такое обилие различных текстов было сокращено до 27, как сейчас они есть в каноне Новозаветных книг. Я попытаюсь показать, что канон Новозаветных книг выявлялся в несколько этапов, каждый этап имеет свои характеристики. Поначалу он выявлялся, как некое соглашение между различными поместными Церквами древнего Средиземноморья. Различные поместные Церкви, возникшие в первые века по Р.Х., имели несколько отличные суждения о том, какое же писание является бесспорно вероучительным. Для этого опишем, как складывался этот канон в разных первохристианских Церквах: в Римской, в Карфагенской (в Африке), в Галльской Северо-западной поместной Церкви (территория современной Франции), в Александрии (в Северной Африке занимает промежуточное положение между древними Востоком и Западом), а также в ранней Византийской Церкви IV века (град Константинополь на Босфоре). Вот такой охват с самого Севера древнего цивилизованного мира до Востока. Начнем с Римской Церкви. О том, каким каноном пользовалась древняя Римская Церковь, дает нам представление знаменитый памятник, так наз. фрагмент Муратори.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

Крещение младенцев Кто отвергает необходимость Крещения новорожденных детей или говорит, что хотя они крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Сказанное апостолом: " одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили " (Рим. 5, 12) подобает понимать не иначе чем всегда понимала Кафолическая Церковь, повсюду распространенная, ибо, по этому правилу веры, и младенцы, которые сами еще не могли сотворить никаких грехов, крещаются истинно во отпущение грехов, чтобы через второе рождение очистилось в них то, что они приняли от ветхого рождения. Правило 124 Карфагенского собора (113, 489). У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет во младенчестве и с малых ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для освященной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога.Святитель Григорий Богослов (113, 489). Не станем... называть детей именами случайными... но именами мужей святых, просиявших добродетелью. Но только на эти имена пусть не надеются ни родители, ни дети, потому что имя без добродетели не приносит никакой пользы. Святитель Иоанн Златоуст (38, 192). Искушения после Крещения Уверовавшие в Бога и крестившиеся должны тотчас быть готовыми терпеть искушения и от своих домашних. Ибо кто не готов к этому, тот, при постигшей внезапно опасности, легко Приходит в колебание. Святитель Василий Великий (6, 370). Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, которые получили Духа Святого. И Господь наш, когда по Крещении сошел на Него Дух Святой в виде голубя, изведен был Духом в пустыню, и был искушаем диаволом, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него... Так и всех, приемлющих Духа, борющихся и побеждающих. Дух Святой Укрепляет и подает им силу побеждать всякое искушение. Преподобный Антоний Великий (66, 49). 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010