Во времена крестоносцев Птолемаида (въ тринадцати верстах от Кайфы) была обращена в крепость Сен Жан д’Акр. Весною 1799 г., эта крепость остановила победоносное шествие Наполеона, как некогда Тир задержал Александра Македонского на семь месяцев. Но Наполеон не располагал ни средствами, ни временем великого завоевателя Востока и потому, после восьми безуспешных приступов, в продолжение семидесятидневной осады, должен был отступить от крепости. Всех своих больных и раненых он оставил на попечение кармильских монахов; но губернатор Акры, Джеззар-паша, безжаластно приказал перерезать их. Монахов разогнали, а монастырь подожгли. В 1821 году, Абдалла-паша, взорвал минами остатки монастыря, и Кармил снова обратился в пустыню на некоторое время. В небольшом монастырском саду теперь стоит памятник над собранными костями французов. Недалеко от монастыря высится Кармильский маяк, видимый с моря за тридцать миль. Приятно было бы осмотреть окрестности монастыря и вместе с тем башню св. Елены, школу пророков, источник Илии, но сегодня мы должны засветло попасть в Назарет, а потому поспешили спуститься с Кармила и по прежней дороге вернулись в город. В этот час он был оживлен торговцами, моряками, приезжими феллахами и колонистами более, чем утром. Я шел с диаконом и поторапливал его покончить скорее с бесконечными приценками к разным товарам на базаре. Вдруг он вынимает сотенный билет и хочет разменять его у уличных менял. Я насилу удержал диакона этого не делать. К нашему приходу были наняты для нас большие тарантасы. Консульский агент не делал нам особенной любезности: за лодку, за помещение, за тарантасы и проч. он брал с нас деньги. Но хорошо было то, что все это было определенно, без неприятной возни с арабами и их безконечным попрошайничеством. Товарищ мой снял свое осеннее пальто и надел бедуинский костюм. Удивительно прост покрой платья бедуинов! Например, что такое верхний плащ, или аба по-арабски? Это– две прямоугольные полки, пришитые к квадратному куску полосатой материи с боков и сверху. Ни рукавов, ни воротника, ни карманов, ни петель, ни пуговиц. Только в верхних углах плаща не дошито, чтобы в оставленные отверстия можно было просунуть руки. Штаны тоже своеобразного покроя. Сшивают два прямоугольных куска бумажной материи с боков и снизу, так что получается мешок, не глубокий, но очень широкий. Внизу по углам оставлены недошитые места для ног, а верхний край мешка стягивается шнуром около талии. Головной убор, или кефие, опять-таки представляет простой квадратный платок, стянутый вокруг головы шерстяным жгутом. Только кумбаз, род халата или подрясника, кроится несколько в талию, с рукавами, с карманами и на подкладке. Кумбаз стягивается пестрым кушаком. На ногах красные сафьянные туфли, с выступающей по краям подошвой, для защиты их от каменистой почвы. Я пробовал надевать такие туфли и поражен был их удобством для путешествия в Палестине. Благодаря толстой составной подошве, можно было безболезненно ступать по насыпанному щебню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот день приходится по нашему календарю 23 сентября, каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи. В шестой месяц после этого было Благовещение Пресвятой Девы Марии, которое и стали праздновать 25 марта, а через девять месяцев, то есть 25 декабря родился Господь Иисус Христос. Нет, однако, данных за то, что Захария был первосвященником. Поэтому вероятнее другое символическое объяснение для выбора дня празднования Рождества Христова. Древние считали, что Христос, как второй Адам зачался от Пресвятой Девы во время весеннего равноденствия 25 марта, когда, по древнейшему преданию, создан и первый Адам. Родился же Христос-свет миру, солнце правды через 9 месяцев во время зимнего солнечного поворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь уменьшаться. В соответствии с этим, зачатие Иоанна Крестителя, который на 6 месяцев был старше Господа, положено праздновать 23 сентября, во время осеннего равноденствия, а рождение его – 24 июня – время солнечного поворота, когда дни начинают сокращаться. Еще св. Афанасий указывал при этом на слова Иоанна Крестителя в Ин. 3, 30 “Ему подобает расти, мне же малитися”. 23 сентября, 5 г. до Р.Х. Лк. 1, 5–25 : Явление 355 ангела Гавриила 356 священнику Захарии 357 с благовестием о рождении от него Иоанна 358 Предтечи 359 . 5 г. до Р.Х.: Назарет Краткая историческая справка – Назарет: Название Назарет означает “отрасль”, “отпрыск” или “огражденное место”. По-арабски название звучит Наера или Назира. Город находился в Галилее, в колене Завулоновом, и лежал на юго-запад от Капернаума и к западу от южного конца Тивериадского озера, в около 10 километрах на запад от горы Фавор. Назарет стоит в нагорной долине, откуда открывается прекрасный вид на долину Ездрилонскую и на горы Фавор, Гелвуй, Кармил и на Средиземное море. В конце XIX века город насчитывал более 3 тысяч жителей из греков, католиков, магометан и др. Главную достопримечательность Назарета составляет место Благовещения, занятое ныне, по одному мнению, Католическим монастырем францисканского ордена, где главным украшением храма Благовещения является укромное жилище Пресвятой Девы и праведного Иосифа, находящееся под главною (среднею) частью храма, и состоящее из трех комнат, расположенных друг над другом, в виде пещер, вырытых в природной каменной скале.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Пароход прибыл в Кайфу ночью. К нашему удовольствию переправа на берег прошла без всякого смятения и ссор с арабами-лодочниками, благодаря участию здешнего консульского агента. Он сам лично встретил нас фонарем и усадил в свою шлюпку. Мы беспреиятственно вышли на берег и в сопровождении фонаря веселою толпою направились в дом агента. Город благоухал от множества цветущих садов. Успокаивающая тишина и приятная теплота в ночном воздухе как-то особенно заметно отразились в настроении наших душ. – Господа, – заметил нам мой товарищ, – мы вступили в благословенную Галилею, где впервые раздалось слово христианского учения. – А был ли Христос в Кайфе? – спросила одна из женщин. – Вероятно, был. По крайней мере, у католиков есть предание, что Христос со Своею Материю посещал соседнюю гору Кармил. Вскоре мы пришли к дому агента и взобрались на самый верх его, где для паломников приготовлены были три-четыре комнаты с кроватями и нарами. После короткого ужина расположились на ночлег, где кто хотел. Нельзя особенно похвалить обстановку наших спален, но мы были рады и такому помещению, потому что оно избавляло нас от многих хлопот. Утром пришел хозяин и предложил нам до отъезда в Назарет посетить гору Кармил и католический монастырь на нем. Город Кайфа раскинулся на береговой полосе морского залива у подножья горы. В нем очень много европейцев и особенно немцев, которые несколько западнее города имеют прекрасную колонию. Ha северной стороне залива белеется Акка, древняя Птолемаида. Было очень рано, и потому улицы города не отличались многолюдством, а прекрасная дорога на гору была совсем пуста. По мере того, как мы подымались все выше и выше, перед нами раскрывалась прелестная картина морского залива, окруженного горами. На вершине Кармила стояли каменные постройки католического Монастыря Notre Dame du Mont Carmel. По проданию, родители Божией Матери, св. Иоаким и Анна, одно время жили в этих местах. Полагают, что и Сама Божия Матерь посещала гору Кармил. Почитание же Присноблаженной Девы Марии и устройство здесь алтаря в честь Ее относят к апостольским временам. И до сих пор вся католическая церковь празднует 16-е июля, как день Кармильской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV. To, что сказал ангел, не вместит истолковать никто, кроме пророка: Осия возвещает время воскресения, ведает его и Исайя, но не знает образа . Вот пророческие глаголы Осии: «Пойдем и возвратимся к Господу Богу нашему, ибо Он уязвил — и Он исцелит нас; поразил — и перевяжет наши раны через два дня; в третий день восставит нас и мы будем жить пред лицем Его» (Ос 6:1–2 по Септуагинте). Выслушай также, что возгласила труба Исайи: «Постыжен Ливан, болотом стал Сарон. Обнажены будут Галилея и Кармил. Ныне воскресну, говорит Господь, ныне прославлюсь, ныне вознесусь. Ныне увидите, ныне постыдитесь» (парафраз Ис 33:9–11 по Септуагинте). Ведь обращал свое слово к иудеям: «ныне воскресну, когда воздвигну Адама, которого низвергло преступление; ныне прославлюсь, когда обнаружу перед язычниками стойкость в перенесении страданий, ныне вознесусь, возносить ваш начаток (ср. 1 Кор 15:20) на небеса и поднимать до престола херувимского образ раба (Флп 2:7), тот именно, который я взял у вас, ныне увидите, что образы прекращаются и процветает истина, ныне постыдитесь вы, клевещущие словами и немотствующие делами». Богу слава, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве 1. Трезвение есть духовное художество, которое, если долго и с постоянным усердием проходить его, с Божиею помощию, совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов, и худых дел; дарует тому, кто его так проходит, верное познание Бога непостижимого, сколько сие возможно для нас, и сокровенное разрешение сокровенных Божественных таин; и есть творительница всякой заповеди Ветхого и Нового Завета и всякого блага будущего века подательница. — Само же оно есть собственно чистота сердца, которая по величию своему и своим высоким качествам или, истиннее сказать, по нашему невниманию и нерадению, крайне редка у монахов; между тем, как Христос ублажает её, говоря: блаженни чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Будучи таковым, оно и покупается дорогою ценою. Треезвение, если оно постоянно пребывает в человеке, делается для него путеводительницею к правой и богоугодной жизни. Оно есть и лествица к созерцанию; оно же научает нас право править движениями троечастности души (т. е. трёх сил: мыслительной, раздражительной и желательной) и твердо хранить чувства, — и в причастнике своём каждодневно возращает четыре главные добродетели (т. е. мудрость, мужество, воздержание и справедливость).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Иер.46:16 .  Он умножил пада­ю­щих, даже падали один на другого и говорили: «вставай и воз­вратимся к народу нашему в родную нашу землю от губи­тель­ного меча». Бог сильно поражал египетские войска, и наемники, служившие в этих войсках, видя угрожающую им погибель, решились бежать в свои страны. Иер.46:17 .  А там кричат: «фараон, царь Египта, смутил­ся; он про­пустил условлен­ное время». Лучше перевести как у LXX: «назовите имя фараону, царю египетскому» «ты шумел много, а время пропустил!» Это, очевидно, насмешка над много думавшим о себе фараоном Офрою. Иер.46:18 .  Живу Я, говорит Царь, Которого имя Го­с­по­дь Саваоф: как Фавор среди гор и как Кармил при море, так верно при­дет он. Только один Иегова всегда удерживает Свое царственное достоинство и Свое великое имя, в противоположность слабому фараону. Он уже несомненно, сделает Свое дело – пришлет в Египет «его», т. е. царя Вавилонского, который и будет здесь господствовать, как высокие горы сев. Палестины, – Фавор и Кармил, – господствуют над лежащими около них местностями. Иер.46:19 .  Готовь себе нужное для пере­селе­ния, дочь – жи­тель­ница Египта, ибо Ноф будет опустошен, разо­рен, останет­ся без жителя. «Нужное для переселения» – напр., посох, мешок. – «Дочь – жительница», – т. е. обитатели Египта (ср. Иер 4.31 ). Иер.46:20 .  Египет – прекрасная телица; но по­гибель от севера идет, идет. «Телица» – корова, здоровая, сильная – символ силы (ср. Ос 10.11 ). «Погибель»по евр. kerez – может значить и «слепень». Последнее выражение было бы здесь более подходящим. Иер.46:22 .  Голос его несет­ся, как змеиный; они идут с войском, при­дут на него с топорами, как дровосеки; Правильнее перевести: «голос Египта теперь похож на слабый шум, какой производит быстро уползающая змея», которую побеспокоили в лесу дровосеки. А прежде, конечно, Египет говорил громко! Иер.46:25 .  Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев, говорит: вот, Я по­сещу Аммона, который в Но, и фараона и Египет, и богов его и царей его, фараона и надеющихся на него;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

IV То, что сказал ангел, не вместит истолковать никто, кроме пророка: Осия возвещает время воскресения, ведает его и Исайя, но не знает образа . Вот пророческие глаголы Осии: “Пойдем и возвратимся к Господу Богу нашему, ибо Он уязвил — и Он исцелит нас; поразил — и перевяжет наши раны через два дня; в третий день восставит нас и мы будем жить пред лицем Его” (Ос 6:1–2 по Септуагинте). Выслушай также, что возгласила труба Исайи: “Постыжен Ливан, болотом стал Сарон. Обнажены будут Галилея и Кармил. Ныне воскресну, говорит Господь, ныне прославлюсь, ныне вознесусь. Ныне увидите, ныне постыдитесь” (парафраз Ис 33:9–11 по Септуагинте). Ведь обращал свое слово к иудеям: “ныне воскресну, когда воздвигну Адама, которого низвергло преступление; ныне прослав­люсь, когда обнаружу перед язычниками стойкость в перенесении страданий, ныне вознесусь, возносить ваш начаток (ср. 1 Кор 15:20) на небеса и поднимать до престола херувимского образ раба (Флп 2:7), тот именно, который я взял у вас, ныне увидите, что образы прекращаются и процветает истина, ныне постыдитесь вы, клевещущие словами и немотствующие делами”. Богу слава, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Перевод с греческого свящ. Максима Козлова   выполнен по изданию: Hйsychius de Jйrusalem. Homйlies pascales//Sources Chrйmiennes. ¹ 187. Paris, 1972. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/vtoroe-slovo-na-svyatu...

На первом месте, однако же, прежде всего мы должны поставить столкновения арх. Порфирия с католической пропагандой и ее представителями, так как наша первая духовная миссия попала в Иерусалим в самый разгар организации и первых успехов этой пропаганды и присутствовала, как очевидец, при тех кровавых столкновениях православия и католичества на святых местах и, в частности, в Вифлееме 285 , которые послужили потом ближайшим поводом к нашей тяжелой севастопольской войне и навсегда с тех пор и нашей духовной миссии и даже нашему Императорскому Православному Палестинскому Обществу завязали тот боевой характер, с каким они ведут свое просветительное дело в Сирии и Палестине, стоя лицом к лицу с сильным и способным на всякого рода ухищрения врагом православия... Наша миссия в Иерусалиме застала уже оживленную борьбу православия и иноверия здесь и понимала и сознавала хорошо, что греческая православная церковь своими средствами бессильна бороться с хорошо организованной пропагандой иноверия 286 . Ко времени появления в Иерусалиме нашей первой духовной миссии под видом «скромных русских паломников», латинская пропаганда, руководимая дотоле лишь францисканцами, утвердившимися на св. местах еще с XIV столетия, и кармелитами, поселившимся на горе Кармил в 1821 году, неожиданно получила могучую поддержку в лице вновь созданного католического патриархата, который явился здесь, по желанию папы Пия IX, в ответ на учреждение протестантского епископства. Во главе католического иерусалимского патриархата был поставлен миссионер Месопотамии Валерга 287 , который, своей изумительно энергичной и настойчивой деятельностью в пользу католической церкви, оставил по себе столь великую память, что имя его не забывается в Сирии и Палестине и до настоящего времени. Приезд этого несокрушимой силы воли и настойчивости католического деятеля в Палестину, по странной случайности, совпал с прибытием сюда во второй раз арх. Порфирия. Представители православия и русской церкви и католичества обменялись взаимными визитами, причем арх. Порфирий не преминул и нарисовать пред читателями портрет католического патриарха: «высок, тонок, белокур, красив; рыжеватая борода его длинна до пояса и, как заметно, холится весьма тщательно» 288 . Патриарх Валерга затеял дело об утверждении своей резиденции в православной деревне Бет-Джале 289 , близ Иерусалима, вел борьбу с обитателями этой деревни 290 и греческим православным духовенством 291 и когда, при поддержке французского консула Ботты 292 , наконец, утвердился, то начал здесь постройку католической академии 293 , некогда наносившей громадный вред православию на Востоке. В лице арх. Порфирия патриарх католический встретил противника своей пропагаторской деятельности, а поэтому, при первой же возможности, постарался выпроводить его из Иерусалима, как виновника всех печальных происшествий из-за его водворения в Бет-Джале 294 . «Латинам я, – замечает о себе арх. Порфирий, – был не по нутру» 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

21) В селении Кане Галилейской – близ Назарета – вновь приобретен сад, по которому проходит источник, единственный в Кане Галилейской и считается священным, так как здесь было совершено 1-е чудо Спасителя. Это место служит прекрасным пунктом для отдохновения поклонников, идущих в Назарет. 22) В г. Дженине, где, по преданию, Спаситель исцелил 10 прокаженных, вновь приобретен участок с источником. Этот участок окружен крепкой стеной, и там уже начата постройка подворья для поклонников, идущих из Иерусалима в Назарет. Это весьма необходимо, так как поклонники, идущие в Назарет, не имея пристанища, находятся под непрерывным дождем или под знойными лучами солнца. 23) В Иерусалиме устроен приют для детей-сирот разных национальностей, но только православного вероисповедания. Дети живут здесь бесплатно, получая пищу и одежду. В настоящее время их 21 человек; желающих поступить много, но за неимением средств и это трудно содержать. 24) Устроена в Иер богадельная для старых женщин-паломниц, остающихся навсегда в Палестине, не имеющих в России ни крова, ни пристанища. Эта богадельная на 50 человек. 25) Кроме того, за эти десять лет произведено много ремонту в самом здании Духовной Миссии, устроена канализация; ремонтировано внутри здание и расписана церковь св. царицы Александры, где при множестве поклонников – для последних совершаются богослужения, так как в Св -Троицком соборе нет возможности поместить всех молящихся. 26) Сама ризница Св -Троицкого собора увеличена чуть не в 10 раз. Вот самое крупное, что сделано в это десятилетие, о мелких вещах я говорить не буду. Архив РДМ, п. 13, д. 233. 6 л. 611. Высочайшая грамата на имя патриарха Иерусалимского Дамиана Царское Село 20 марта 1914 г. Копия Во внимание к благожелательному отношению Вашему к русским паломникам в Святой Земле и трудам Вашим по освящению сооруженного на библейской горе Кармил в ознаменование трехсотлетнего юбилея Императорского Российского Царствующего Дома Романовых храма во имя святого пророка Илии Всемилостивейше сопричислили мы Вас к императорскому ордену нашему святого благоверного великого князя Александра Невского, знаки коего при сем препровождаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

По пути к вершине горы Кармил – главному месту почитания св.пророка Ильи на Святой Земле, я раздумывала: почему его так почитают на Руси? Столько храмов в его честь, во многих храмах есть его иконы, день его памяти не является рядовым праздником. Вспомнилось, чему нас учили в Университете на лекциях по фольклору: День почитания Ильи-пророка падал на июльский (по старому стилю) жаркий и грозовой период, особенно ответственный для крестьян — созревший и готовый к жатве урожай мог погибнуть от дождя, града или молнии. Народ верил в то, что Илья управлял плодородием земли и без его воли не будет собран хороший урожай, поэтому об Илье говорили: “Пророк-Илья — воевода небесных сил”. Чтобы отвести опасность от своего дома, полей, скота крестьяне вечером накануне Ильина дня окуривали весь дом ладаном. Кроме того в Ильин день не разрешалось работать в поле и огороде, нельзя было косить сено. То есть Илья пророк был прежде всего крестьянским святым, очень близким нашему народу- землепашцу, но вот что удивительно: совсем недавно его признали покровителем Военно-воздушных войск России, десантников. И тут я вспомнила о замечательном батюшке, о котором хочу сказать доброе слово в этой книге. Встреча семнадцатая: протоиерей Олег Тэор Отец Олег – духовник ВДВ, он был духовником знаменитой Псковской Шестой роты десантников, героически погибших в Чечне. А совсем недавно специальным приказом Министра обороны С.Шойгу отец Олег Тэор официально принят на работу, на должность «помощника командира 76 десантно-штурмовой дивизии ВДВ» — случай беспрецедентный в Русской Православной церкви.  «Военный батюшка» называют отца Олега, еще и потому что его трудами восстановлен храм св. благ. кн.Александра Невского в Пскове. Храм не просто восстановлен, а наполнен многими святынями, чудотворными иконами, частицами мощей святых. Батюшка постоянно окормляет военных не только на месте своего служения, но и в горячих точках. Чтобы поддержать наших ребят, батюшка несколько раз летал в Чечню: там он крестил, исповедовал, причащал и, увы, отпевал наших солдат.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

А посему, ввиду этого обстоятельства, сим почтительнейше прошу Святейший Синод, если ему благоугодно ускорить освящение этого храма, не замедлить обратиться к Иерусалимскому Патриарху Блаженнейшему Дамиану с просьбой освятить этот храм в честь пророка Илии на горе Кармиле близ города Кайфы, устроенный в память 300-летия царствования Дома Романовых, с прошением, как это обыкновенно всегда делается Российским Святейшим Синодом, посылающим иногда просьбы Иерусалимскому Патриарху о рукоположении им миссийских монахов в сан иеродиакона или иеромонаха или прямо через Русскую Духовную Миссию, или через посредство Министерства Иностранных дел 67 . С глубочайшим почитанием и сыновней преданностью имею честь быть Вашего Святейшества вернейшим послушником, (Подп.) Архимандрит Леонид АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 14, л. 1–3 об. 38. Высочайшая Грамота на имя Блаженнейшего Патриарха Св. Града Иерусалима и всея Палестины Дамиана Царское Село, 20 марта 1914 г. Копия. Во внимание к благожелательному отношению Вашему к русским паломникам в Святой Земле и трудам Вашим по освящению сооружённого на библейской горе «Кармил» в ознаменование трёхсотлетнего юбилея Императорского Российского Царствующего Дома Романовых храма во имя Св. Пророка Илии Всемилостивейше сопричислили Мы Вас к Императорскому Ордену Нашему Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, знаки коего при сем препровождаются. Пребываем к Вам благосклонны. На подлинной Собственною Его Императорского Величества рукою начертано: «Николай». Рукою Обер-Прокурора Св. Синода (В. К. Саблера. – Н. Л.) помечено: В Царском Селе. 20 Марта 1914 года. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 14, л. 17. 39. Предложение обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера Святейшему Синоду С.-Петербург, 14 августа 1914 г. Подлинник. Государь Император, по всеподданнейшему докладу моему, в 14-й день сего августа, Высочайше соизволил на предоставление русским и греческим священнослужителям и церковнослужителям, принимавшим участие в освящении новопостроенного в память исполнившегося 300-летия благословенного Царствования Дома Романовых русского храма во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010