Гадания, которые совершаются в святочные дни, по своей природе не отличаются от гаданий в иное время года. Если даже люди не сознают этого, а воспринимают как экзотические игры, безобидным это дело не является, ибо слово имеет бытийную силу. Однажды сказанное, оно не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию. На Суде оно нам будет предъявлено в оправдание и осуждение. Магическое же слово привлекает демонов, если даже человек этого не хотел. Существование на Руси гаданий в святочные дни говорит лишь о том, что некоторые греховные обычаи могут быть весьма живучими, ибо имеют в качестве почвы падшее человеческое естество. Святая Церковь настраивает своих чад и в эти дни жить полнокровной духовной жизнью согласно святой тысячелетней традиции. Что такое фанатизм? иеромонах Иов (Гумеров) Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3-й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним ( 3Цар. 18:26,28 ). Святые отцы не применяли к христианам этот термин, как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Различным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение ревность не по разуму, неразумная ревность. «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп. Исаак Сирин . Слова подвижнические. Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Глава 23 «Последние слова» Давида. Перечисление славных героев военной дружины Давида. 2Цар.23:1 .  Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: См. прим. к ( 2Цар.22:1 ). 2Цар.23:3 .  Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. «Скала Израилева» – крепкая опора Израиля. «Владычествующий над людьми будет (должен быть) праведен». 2Цар.23:26 .  Херец Палтитянин, Ира, сын Икеша, Фекоитянин, «Фекоитянин» – из г. Фекои, расположенного к югу от Вифлеема. 2Цар.23:27 .  Евиезер Анафофянин, Мебуннай Хушатянин, «Анафофянин» – из г. Анафофа, расположенного к северо-востоку от Иерусалима. 2Цар.23:29 .  Хелев, сын Бааны, Нетофафянин, Иттай, сын Рибая, из Гивы сынов Вениаминовых, «Гива Вениаминова» – к северу от Иерусалима. 2Цар.23:30 .  Ванея Пирафонянин, Иддай из Нахле-Гааша, «Пирафонянин» – из г. Пирафон, расположенного на юго-западе от Сихема. 2Цар.23:35 .  Хецрай Кармилитянин, Паарай Арбитянин, «Кармилитянин». Под именем «Кармил» в Библии разумеются: а) гора к юго-западу от Геннисаретского озера; б) гора и город на запад от Мертвого моря. 2Цар.23:36 .  Игал, сын Нафана, из Цобы, Бани Гадитянин, «Из Цобы». Цоба или Сува – область в Сирии. «Гадитянин», т. е. из колена Гада. 2Цар.23:37 .  Целек Аммонитянин, Нахарай Беротянин, оруженосец Иоава, сына Саруи, «Аммонитянин». Земля аммонитян лежала к северо-востоку от Мертвого моря. 2Цар.23:39 .  Урия Хеттеянин. Всех тридцать семь. «Хеттеянин». Хеттеи – ханаанский народ, происшедший от внука Хамова (через Ханаана) – Хета ( Быт.10:15 ). Относительно остальных местностей, упоминаемых в 8–39 ст. данной главы, или ничего неизвестно, или известно только крайне предположительно. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Вторая книга Царств. 174-236 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 33 (1) О грабитель!.. Разве ты не будешь разграблен? Вероломный!.. Разве тебя не обманут? Как кончишь грабить, разграбят и тебя, – Как вероломство твое будет у своей цели, – обманут и тебя. (2) Иегова! Будь милостив к нам; На Тебя мы надеемся. Будь наша помощь с раннего утра, Наша защита во время напасти. (3) От гласа смятения 185 разбегутся народы; Ты поднимешься, – и рассыплются племена. (4) И заберется добыча ваша, как обирает гусеница; Бросятся на нее, как бросается саранча. (5) Велик Иегова, живущий на высоте! Судом и правдою наполнит Он Сион. (6) И будут безопасны дни твои, Богатство счастья составят мудрость и ведение, Благоговение перед Иеговой будет сокровищем твоим 186 . (7) Вот храбрейшие их вопиют за стенами, Посланные для переговоров о мире горько плачут. (8) Дороги опустели... Путешественник не решается в путь; Договор нарушен 187 ; Города разорены; Никакого уважения к людям. (9) Томится, изнывает земля, Позором покрылся Ливан, он исчах; Сарон обратился в пустыню, Васан и Кармил обнажены от листьев. (10) «Теперь Я восстану, – Говорит Иегова, – «Теперь Я поднимусь, «Теперь покажу себя. (11) «Вы забеременели сеном, – «Родите солому; «Ваша ярость – огонь, который истребит вас. (12) «Народы будут как известь сожженная, «Вспыхнуть, как обломанный терновник в огне. (13) «Слушайте, отдаленные, что Я сделал «И вы, близкие, познайте мое могущество! (14) Грешники пришли в страх на Сионе, Ужас овладел нечестивыми. Кто у нас устоит перед огнём пожирающим? Кто у нас устоит перед вечным пламенем? (15) Только тот, кто поступает справедливо, И говорит правду, Кто презирает корысть, соединенную с обидою, Кто отрясает руки свои от взяток, Кто затыкает уши свои, чтобы не слышать кровавых советов, Кто закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла. (16) Такой будет жить на высоте, Каменные твердыни – защита его; В хлебе он не имеет недостатка, Воды у него вдоволь. (17) Царя в его величай увидят глаза твои, Они узрят землю отдаленную. (18) Ты вспомнишь о том ужасе: «Где делавший перепись!

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава XXXV 1 . Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; 2 . великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Мы выше видели в главе 33-й (ст. 9), что: „земля сохнет, „Ливан постыжен... Сарон похож стал на пустыню... Васан и Кармил обнажены от листьев“. И в конце главы 33-й обещано возрождение Иерусалима, спасение от Господа. Такое же пророчество читаем мы в главе XXXV. Это есть повторявшееся увещание Исаии верным не унывать, ждать помощи Божией при тяжелых того времени обстоятельствах; но все эти пророчества суть несомненно пророчества Мессианские, значение которых вполне раскрыто было только Христианам 1169 . Общее значение всех таковых пророчеств есть возрождение человечества под влиянием живительного действия Духа Божия, творящего цветущий сад там, где была бесплодная пустыня. Слово „нарцис“ переведено в некоторых переводах Библии словом роза 1170 , называется по-Еврейски хаббацелет, и по всей вероятности (как указывает проф. Якимов) есть любимейший цветок востока, нарцисс. „Я нарцисс Саронский, лилия долин“, говорит о себе жених в книге Песн. 2 (см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 313–336) Слово хаббацелет упомянуто только в таинственной Песни Соломона и в читаемом месте Исаии, поэтому в обоих местах с ним должно быть соединено одно и то же духовное значение, а именно расцвет благодатной жизни на земле, вследствие воплощения на земле Сына Божия. ( Ин. 1:16–17 ). Заметим, что 2-й стих оканчивается словами: „Они 1171 увидят славу Господа, величие Бога нашего“, что соответствует гласу Ангельскому в гл. VI Исаии: „Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его“ и соответствует гласу Ангельскому в Ев. Луки ( Лк. 2:13–14 ): Слава в вышних Богу, и на земли мир в человеках благоволение. 3 . Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие; 4 . скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш; придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Готовьте щиты малые и большие, обращается пророк, к Египтянам, предрекая им поражение при Кархамисе, и идите на войну, запрягайте коней и садитесь всадники, и выступайте в шлемах; точите копья, облекайтесь в брони. Но что я вижу? Они оробели, обратились назад; и сильные их поражены и бегут бегом и не оглядываются, отовсюду ужас. Не убежал быстроногий и не спасся сильный; на севере, подле реки Евфрата, они споткнулись и упали. Заклание у Господа Иеговы воинств в земле северной при реке Евфрате. Пойди в Галаад и возьми бальзама, девица, дщерь Египта; напрасно ты умножаешь врачества, исцеления тебе нет. Услышали народы о бесславии твоем и вопль твой наполнил землю». Живую и сильную картину поражения Египтян при Кархамисе пророк заключает изображением будущего поражения их в собственной, отечественной земле 29 . ‹ Хотя ты – как Фавор среди гор, и как Кармил, вдающийся в море, но готов себе вещи для переселения, жительница и дочь Египта! Ибо Иоф (Мемфис) опустеет, будет разорен. Египет, прекраснейшая телица! заклатель от, севера идет, идет. Придут с войском и с секирами, придут к нему, как дровосеки. Вырубят лес его, потому что им числа нет, потому что их более нежели саранчи; и нет им счету. Посрамлена дочь Египта, предана в руки народа северного, и в руки Невухаднецара царя вавилонского» (гл. 46). Но прежде Египта должны были испить чашу гнева Иеговы лежания на пути к нему земли, и пророк рядом видений изображает последовательную судьбу жителей Дамаска, Кидарян, Аммонитян, Моавитян, Едомитян, Филистимлян 30 . «В смущении Амаф и Арпад 31 ; ибо услышали злую весть; грусть пошла по морю (средземному) 32 . Оробел Дамаск, обратился в бегство; и дрожь взяла, боль и муки схватили его, как родильницу. Как не уцелел город славимый, крепость радовавшая меня! Падут юноши его на стогнах его; и зажгу огнь на стене Дамаска, говорит Иегова воинств, и пожрет чертоги Бен–Адада» (гл. 49). «Вставайте, выступайте на Кидара 33 , народ мирный, живущий беспечно; ни дверей, ни запоров нет у него, живут уединенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Далее текст LXX имеет в ст. 29 прибавку (поставленные в русском синодальном переводе в скобки слова); по сравнению со ст. 30 прибавка эта не дает ничего особенного. 3Цар.18:30 .  Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. 3Цар.18:31 .  И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. 3Цар.18:32 .  И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен, Приступая к жертвоприношению, пророк приглашает народ к вниманию, и прежде всего возобновляет разрушенный давний жертвенник на Кармиле; это означало вместе и восстановление нарушенного народом завета с Богом (ср. 3Цар.19:10 ), выражая идею этого возобновления древнего завета, Илия, подобно Моисею ( Исх.24:4 ), берет 12 камней по числу 12 колен Израилевых и строит из них один жертвенник во имя Иеговы: фактическое свидетельство, что 12 колен лишь временно и случайно разделились, но по идее составляют одно целое, что объединяющим началом для них служит вера в Иегову и служение Ему; причем племенное единство всех 12 колен подчеркивается происхождением их всех от Иакова, а религиозное единство и чистота культа внушается им через напоминание другого имени патриарха: Израиль ( Быт.32:28 ), и ревности Иакова-Израиля об удалении из рода его богов иных ( Быт.35:1,10 ). На возникающей же вопрос: как мог пророк созидать жертвенник на Кармиле при законе о единстве места богослужения ( Втор.12:5 ), блаженный Феодорит дает следующий ответ (вопр. 56): «праведнику закон не лежит» ( 1Тим.1:9 ). Израильтянам, по легкомыслию их, узаконил Бог совершать богослужение в одном месте, чтобы, получив позволение совершать везде, не стали поклоняться и богам лжеименным. Пророк же хотел показать как бессилие обольщающих народы демонов, так и всемогущество Бога всяческих. Вести израильтян в иерусалимский храм было невозможно по причине разделения царства; посему и привел их на Кармил, где имел частое пребывание».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для вразумления иудеев и израильтян Бог посылал пророков. Это были люди святой жизни, которые по внушению Божиему прорекали, то есть предсказывали, будущее, возвещали волю Божию, учили людей вере и благочестию и творили знамения и чудеса. Более замечательные между ними были: в царстве Израильском – Илия, Елисей и Иона; в царстве Иудейском – Исаия и Даниил. Глава 18. Пророки царства Израильского. Пророк Илия. Пророк Елисей. Пророк Иона ПРОРОК ИЛИЯ. Святой пророк Илия родился в городе Фесве Галаадской от бедных и незнатных родителей. В пророческое служение вступил при злом и нечестивом царе Ахаве. Поклоняясь сам идолу Ваалу этот царь принуждал к тому и свой народ. Господь послал к Ахаву пророка Илию, чтобы обличить его. Явившись к царю, Илия сказал: за твое нечестие в эти годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моей молитве. Ахав рассердился и хотел убить Илию, но тот удалился в пустыню и жил там целый год. Вороны утром и вечером приносили ему хлеб и мясо, а воду он пил из ручья. Когда от сильной засухи ручеек высох, Илия по повелению Божиему отправился в Сарепту Сидонскую к одной бедной вдове, у которой была только одна горсть муки и немного масла. Придя в Сарепту, Илия велел испечь для него лепешку и обещал, что мука и масло не убудут у нее, пока не даст Господь дождя на землю. Женщина поверила пророку Божиему и сделала так, как он сказал ей. Мука и масло у нее не убывали. Прошло три с половиной года от начала засухи. Народ постигли голод и другие бедствия. Илия по повелению Божиему опять пришел к Ахаву и сказал ему и всему израильскому народу, что все их бедствия происходят оттого, что они забыли истинного Бога. Пророк предложил народу собраться на горе Кармил, принести жертвы идолу Ваалу и Богу истинному, не подкладывая под них огня, и сказал: Тот Бог, Который пошлет на жертву с неба огонь, есть истинный Бог, и Ему одному будем кланяться. Народ согласился. Сначала жрецы Ваала устроили жертвенник и целый день скакали около него и кричали: Ваал, Ваал, услышь нас! Но ответа не было. Вечером пророк Илия устроил свой жертвенник из двенадцати огней, выкопал вокруг него ров, положил на него дрова и жертву и три раза велел полить водой. Потом он стал молиться Богу. С неба сошел огонь и сжег не только жертву, но и воду, и камни. Израильтяне воскликнули: Бог Илии есть истинный Бог! После этого Илия взошел на вершину горы и стал молиться о дожде. Подул с моря ветер, показались на небе большие тучи, и пошел сильный дождь.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Его слушайте. Эти слова ассоциируются с Втор. 18,15 мессианским предсказанием о том, что народу будет дан пророк, больший чем Моисей. 9 род неверный и развращенный! Эти слова, очевидно, обращены к злым духам, которые, вселяясь в человека, посягают на то, что им не принадлежит, т.к. человек образ и подобие Божие, а кроме того «храм Святого Духа» ( 1Кор. 6,19 ). См. Ин. 14,17; 17,23 . 9 отдал его отцу его. Т.е. человеку, который привел его к Иисусу. В духовном смысле эти слова можно понимать и так: «Отдал его Отцу его». 9 они не поняли слова сего... оно было закрыто от них. Ср. Ин. 13,7; 14,26; 16,12 . 9 кто бы из них был больше? См. Ин. 13,14.15 . 9 кто из вас меньше всех, тот будет велик. Букв.: «меньший во всех вас пребывающий, этот есть велик». В контексте слов Христа: «...кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня», меньшим, пребывающим в нас, есть Царство Божие Дух Божий, Который и «есть велик». Ср. Мк. 4,26–32 и ком.; см. также Ин. 8,54 . 9 Он восхотел идти в Иерусалим. Начиная с этого момента и до 19,44, Лука повествует о пути Иисуса Христа в Иерусалим. У других евангелистов нет аналогов этому повествованию имеются лишь параллели отдельным его эпизодам. Паломничество евреев из Галилеи в Иерусалим. 9 не приняли Его... имел вид путешествующего в Иерусалим. Отказ самарян принять Иисуса с учениками был обусловлен их древней враждебностью к евреям. Самаряне полагали, что поклоняться Богу следует не в Иерусалиме, а в Самарии на горе Кармил. См. Ин. 4,20 . 9 позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Букв.: «Господи, разреши мне, ушедшему, сначала похоронить отца моего». Эти слова, как и ответ Иисуса, содержат подтекст, значительно превосходящий их буквальный смысл. В них иносказательно выражена проблема, актуальность которой сохраняется и для наших современников: это убежденность, что сначала следует избавиться от грехов («похоронить» прежний образ жизни), а потом только приходить Иисусу. Человек, которого позвал Иисус, уже ушел от прежней жизни («разреши мне, ушедшему»), иначе он бы просто не услышал зова Иисуса: «Следуй за мною». См. Гал. 3,3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Елисей потребовал, чтобы принесли ему новый водонос и всыпали в него соли. Когда это исполнили, он взял водонос и пошел к тому месту, где были ключи и, высыпав там соль сказал: – Так говорит Господь: «Я сделал эту воду здоровой: она не будет уже теперь причиной смерти и бесплодия. После сего из Иерихона Елисей отправился в город Вефил, жители которого – израильтяне, отступив от Бога, поклонялись идолам. Когда он приближался к городу, то маленькие дети, игравшие здесь на дороге, встретив его и видя его плешивую голову, начали смеяться над ним и кричать: «Ступай, плешивый! Ступай, плешивый!» Елисей, проходя мимо, осмотрелся и видя, что они следуют за ним, продолжая насмехаться и кричать, проклял их именем Божиим. И вот выбежали из лесу две медведицы и растерзали из них сорок двух отроков, остальные едва спаслись бегством в город. Этой казнью пророк Божий по праведному суду наказал тех детей за поругание и пресек им жизнь, дабы, придя в мужественный возраст, они не явились более злыми людьми; родители же их были наказаны этим за свое идолопоклонство и вместе получили горькое поучение воспитывать детей в страхе Божием и наставлять их благоговейному почитанию слуг Божиих. Из Вефила Елисей пошел на гору Кармил 3893 и оттуда возвратился в Самарию. В то время у израильтян начиналась война против моавитян. Царь моавитский, земля которого изобиловала стадами, обыкновенно присылал ежегодно царю израильскому дань из ста тысяч ягнят и ста тысяч овец с рунами 3894 . По смерти же Ахаава, царя израильского, Моса, царь моавитский отложился от царства Израильского и прекратил присыл обычной дани. Тогда Иорам, сын Ахаавов, царствовавший над Израилем в Самарии и державшийся нечестия своего отца, собрав свою военную силу и, пригласив на помощь Иосафата, благочестивого царя иудейского из Иерусалима, а также подчиненного ему царя эдомского, двинулся на моавитян через пустыню Эдомскую. По усмотрению Божию, в полках находился и святой пророк Елисей. Семь дней шли три царя со своими полками и не было воды ни для людей, ни для скота; все изнемогали от жажды. Иорам, царь израильский, сказал с воздыханием:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, он был бы отвернут с презрением. Я – стена и буду в глазах его как достигшая полноты». В тоже время Суламита «грозна, как полки со знаменами, и недоступна как запертый сад, заключенный колодезь, запечатанный источник». 162 Однако ж здесь нет грубой физической силы Сократа, могшего пить без конца и не пьянеть, проводить бессонные ночи, ходить босиком по снегу, выносить людей из сражения на своих руках и выстаивать на одном месте целые сутки без движения, пищи и сна. Суламита беспомощна во дворце Соломона, взывает о сострадании к придворным дамам, «изнемогает от любви» и просит подкрепления вином и освежения яблоками. 163 Платоннческий эрос в лице Соломона здесь служит только для контраста и оттенения чистой женственной любви Суламиты и её жениха. «Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя. Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях, золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками», говорит Соломон Суламите за столом. «О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округления бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника! Живот твой – круглая чаша, где не истощается ароматное вино. Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями. Два сосца твои, как два козленка, двойни серны. Шея твоя, как столп из слоновой кости. Глаза твои – озерки Есевонские. Нос твой – башня Ливанская. Голова твоя – Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур. Царь увлечен кудрями (твоими). Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Этот 164 стан твой похож на пальму и груди твои – на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви её, – и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих как от яблоков. Уста твои опьяняют, как крепкое вино». 165 И этот идеал ветхозаветно-иудейской любви именно в лице женщины-девушки Суламиты – вовсе не случайность. Нет, от первой и до последней страницы ветхозаветной истории мы созерцаем величественные образы любви в лице великих дев, жен и матерей, из коих некоторым посвящены даже отдельные книги (кроме Суламиты и Песни Песней – Руфь, Есфирь, Иудифь).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010