В очерке подробно анализируется фраза 3Цар. 19:12 (в Синодальном переводе – веяние тихого ветра), рассматриваются различные варианты перевода и толкования. Настоящий очерк посвящен анализу очень важного с догматической точки зрения фрагмента – стиха 3Цар. 19:12 , в котором описывается Богоявление пророку Илии на Хориве. Наша цель – представить объяснение фразы Священного Писания (в Синодальном переводе – веяние тихого ветра). Для достижения этой цели мы будем использовать данные филологического анализа, проведенного современными библеистами, также сравним основные существующие толкования данной фразы, находящиеся в современных комментариях. Кроме этого, будут использованы труды святых отцов и богослужебные тексты. Прежде чем приступить к разбору указанной фразы, вспомним ее контекст. После впечатляющей и, казалось бы, полной победы пророка Илии в борьбе с культом Ваала на горе Кармил, после того как были убиты многочисленные жрецы Ваала и Ашеры, царица Иезавель, главная покровительница ваализма, произносит клятву: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них ( 3Цар. 19:2 ). И пророк Илия, движимый страхом смерти, бежит как можно дальше от мстительной царицы – сначала на самый юг Иудеи в Вирсавию, затем еще дальше – на гору Хорив (ее другое и даже более известное название – Синай). Об этом его страхе красноречиво говорится в «Слове на Усекновение главы Иоанна Предтечи», которое традиционно атрибутируется святителю Иоанну Златоусту (однако принадлежность Златоусту является спорной): «Увы! Пророк Илия убоялся женщины? Он, словом своим заключивший дождь для вселенной, низведший огонь с неба, молитвою воскресивший мертвых, убоялся женщины? Да, убоялся. Ничья ведь злоба не сравнится со злобою злой женщины» 1 . Итак, после того как храбрость пророка была подорвана и он оказался на грани отчаяния, Господь является ему на Хориве и это Богоявление описано в 3Цар. 19:11–12 : И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь] 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В сей день восклицает святая Церковь : «Вода источника, спасительная есть всем немощствующим: приступим верою, благодать почерпем. Кладязь животочный источника безсмертнаго, приступающым любовию, исцелений подает излияние неисчерпаемое. Укрепляет души вода Девыя: иже в сквернах страстей, притецем ко Отроковице, и сия измыем». (Стихиры на хвалитех, утреня, пяток светлой седмицы, о источнице Пресвятыя Богородицы.) И еще: «О неистощимыя Ты, Источниче богоблагодатный, подаеши ми, точащи воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова: яко бо Слово рождшая паче смысла, молю ти ся, ороси мя благодатию, да зову Ти: радуйся, водо спасательная» (кондак того же праздника). Таким образом, святая Песнь Песней Соломона явила нам в таинственных образах и изречениях всю жизнь Богоматери, Пречистой Девы Марии. Как художник, собирая и складывая разноцветные камушки, создает чудный образ, так и мы постарались, собрав чудную россыпь различных изречений от разных мест святой Песни, создать единую картину жития Пречистой Девы и Ее любви к небесному Жениху. А теперь, соединив два описания таинственной Невесты Соломоновой – Суламифи (4:1–5 и 7:2–10), узрим чудный образ Невесты Неневестной Приснодевы Марии. 2. Образ Пречистой Девы, Невесты Христовой – Оглянись, оглянись, Суламита! Оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя. – О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Голова твоя на тебе, как Кармил, И волосы на голове твоей, как пурпур; Царь увлечен (твоими) кудрями. Волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской. Глаза твои голубиные под кудрями твоими. Глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима. Нос твой – башня Ливанская, обращенная к Дамаску; и запах от ноздрей твоих, как от яблоков. Как лента алая губы твои, и уста твои любезны. Уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных. Зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними. Как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Васан Васан (с арабского языка – песчаный, мягкий, а по другим – базальтовая земля) ( Чuc. XXI, 33 ) – холмистая область на восток от Иордана, между горами Ермоном на севере и Галаадскими к югу. Позднейшее название оной Ватанея. Древнее наименование сей области, вероятно, произошло от высокой горы Васанской, лежавшей в самом ее центре, и которую псалмопевец называет горою Божиею и горою высокою ( Nc. LXVII, 16 ). Означенная область еще в древности славилась огромными дубами ( Uc. II, 13 ), богатыми пастбищами ( Mux. VII, 14 ) и прекрасными породами рогатого скота ( Nc. XXI, 13 ). Во времена Моисея область Васан управлялась царем Огом, который, соединившись с Сигоном, царем аморейским, объявил войну Израилю, но они оба были поражены и разбиты наголову при Едреи ( Чuc. XXI, 33–35 ). Засим Васан перешел в удел полуколена Манассиина. Из свидетельств современных путешественников видно, что означенная местность хотя и отличается своими прекрасными живописными видами, напоминающими собой многие из красивейших стран и местностей Европы, но города и селения оной разорены, покинуты, без жителей, в запустении. Так исполнились и продолжают исполняться поразительным образом пророчества Божии относительно страны Васанской, Галаада и других городов за их нечестие. Грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное, и на все превознесенное, предрек Исаия, и на все кедры Ливанские и на все дубы Васанские... и падет величие человеческое ( Uc.II, 12, 18 ). Дороги опустели, восклицают в духе пророческого боговдохновения пророки Исаия, Амос, Михей и Захария, не стало путешествующих, земля сетует; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил ( Uc. XXXIII, 8, 9 ). Рыдай кипарис, ибо упал кедр; ибо и величавые опустошены; рыдайте дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лес ( Mux. XI, 2 ). Упала, не встанет более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее ( Aм. V, 2 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Вероятно, раздавались и подарки гостям, а также пастухам, заслужившим благоволение хозяина тщательной охраной стад. Давид, изыскивавший все средства доставить пропитание своей дружине, согласно обычаю, не при нем установившемуся, и рассчитывая на благодушие и благодарность богача, послал к Навалу некоторых из своих людей поздравить его с праздником и скромно попросить что-нибудь из приготовленного для праздника. Давид рассчитывал здесь на благодарность Навала за то, что его люди, по роду жизни похожие на тех праздных наездников, от которых владельцы стад много терпели, не только ничего не похитили из стад Навала, но и оберегали их от этих хищников, были оградой для пастухов его, как говорили сами пастухи Наваловы. За неимением другого, более широкого поприща деятельности, Давид употреблял свою силу на защиту южных окраин своего будущего государства от мелких, но назойливых врагов. Но Навал показал, что он не даром носил свое прозвище. Выслушав скромную речь послов Давидовых, он пришел с чего-то в ярость, вскочил и закричал: «кто такой Давид и кто такой сын Иессев? Ныне стало много рабов, бегающих от господ своих. Неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и вино мое, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они?».. Давид мог ожидать отказа и, вероятно, спокойно бы отнесся к нему, но он не ожидал такого жестокого оскорбления, такого унижения своей личности. Кто такой был Навал, который осмелился назвать беглым рабом Давида, потомка свободной и знатнейшей фамилии, прославившегося подвигами во всем Израиле, удостоенного великим пророком тайного помазания на царство? Не имея еще того смиренного духа, которым удивил мир впоследствии, и не сообразив, что имеет дело с «навалом», Давид вскипел гневом и решил жестоко отомстить за обиду вооруженной рукой. Но кровопролитное дело предотвратила благоразумная жена Навала Авигея. Узнав о происшествии, она, без ведома мужа, не медля ни минуты, изготовила богатые подарки и поехала навстречу Давиду, который уже шел со своим отрядом в Кармил.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Вид на ночной Иерусалим. Фото: Г.Балаянц/Православие.Ru Мы стоим на «крыше» Палестины, которую с севера на юг пересекает хребет Иудейских гор. Коньком этой крыши является Иудейское нагорье, которое в некоторых местах имеет ширину 1–3 км. Южная часть выше: севернее Хеврона расположена главная вершина – Джебель-эль-Батрак (1025 м). Высота Масличной горы – 800 м. Наша площадка на 26 м выше. С нее видны отдаленные пространства, и повсюду мерцают огни ночного Иерусалима. Как велики контрасты! К западу простирается плодородная приморская долина – Шефела (евр. низменность). На восток уходит знаменитая Иудейская пустыня. «Это целая страна, неуклонно спускающаяся до самой Иорданской долины, холмы, перевалы, то каменистые, то песчаные, кое-где поросшие жесткой растительностью, обитаемые только змеями, куропатками, погруженные в вечное молчание. Зимою там, как всюду в Иудее, льют дожди, дуют ледяные ветры; весною, летом, осенью – то же могильное спокойствие, однообразие, но солнечный зной, солнечный сон (Иван Бунин. Весной в Иудее). На библейском языке пустыня (евр. мидбар) – образ безжизненности. Зной ее символизирует духовную жажду. Пророк говорит о блаженных временах пришествия Мессии: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» (Ис. 35: 1–2). Гора Кармил и равнина Сарон – плодородные и живописные места вдоль Средиземного моря. В Иудейской пустыне Господь наш Иисус Христос постился 40 дней и ночей перед началом проповеди Евангелия. Здесь приготовил себя святой Иоанн Креститель к великому пророческому служению. В этих местах прозвучал глас вопиющего в пустыне: «И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Но не только поражает разительное отличие плодородных земель и каменистой пустыни. География Палестины уникальна и в другом отношении. Иерусалим, стоящий на высоком горном плато, является одной из самых высоких столиц мира. Удалившись от Иерусалима на несколько километров на восток, путник оказывается в самом низком месте земного шара: Иорданская долина на 798 м ниже уровня моря.

http://pravoslavie.ru/30071.html

Вифлеем и Хеврон: поездка на юг Дорога в Вифлеем Отправляясь от Яффских ворот и минуя Биркет ас-Султан, место прежних «Царских Прудов», оставляя справа от себя шотландскую церковь Св. Андрея Первозванного, построенную в 1927 г., и железнодорожный вокзал, мы едем на юг по холму, возвышающемуся над западным берегом Геенны Огненной. Это в библейском обозначении гора Злого Совещания, именуемая так потому, что здесь находилась загородная резиденция первосвященника, где принималось решение («злое совещание») о том, чтобы схватить и предать на распятие Спасителя. Оставив справа Бакаа («поле рефаимов» – библейских исполинов), видим впереди монастырь, обстроенный, по здешнему обычаю, мощными средневековыми стенами. Это Мар- Элиас – монастырь Святого Илии Пророка. От монастыря открывается величественная панорама окрестности: Святой Город на севере, Вифлеем на юге и Иудейская пустыня – насколько хватает глаз – на восток. По православному преданию, на этом месте отдыхал в пустыне на пути к горе Хорив пророк Илия, когда скрывался от мести царицы Иезавели. Это было вскоре после того, как пророк посрамил, а затем и физически уничтожил языческих жрецов на горе Кармил, чем и вызвал гнев повелительницы. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал: встань, ешь и пей... ибо дальняя дорога пред тобой. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. ...И встал он... и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива ( 3Цар. 19, 4–8 ). В монастыре показывают камень, на котором отдыхал Илия в тот час, как явился ему Ангел. Другой святыней обители является часть оков святого великомученика Георгия, почитаемых чудотворными. Обитель связана также с памятью другого Илии – святителя Иерусалимского, жившего в XIV в. и погребенного в ее стенах. Его мощи также являются предметом почитания православных верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

…………………………………………………………………. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости. И кипарисы радуются о тебе, и кедры Ливанские, говоря: «С тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас». 319 С другой стороны, Ливан в библейской риторике иногда символизирует дом Израилев. Например, пораженный Израиль у Исаии изображается так: Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил. 320 Подобная же ситуация изображается у пророка Иеремии Ибо так говорит Ягве дому царя Иудейского: Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми. 321 Знаменательно, что вершина Ливана здесь символизирует даже не дом Израиля, а дом царя Иудейского, вообще-то никогда на Ливане не царство­вавшего! Так чту злодейство на Ливане и у Аввакума вполне может сим­волизировать злодеяния Навуходоносора в Иудее. Ведь пели же когда-то и мы, дети СССР, о злодеяниях Гитлера, поминая Бухенвальд: «Люди мира, на минуту встаньте! слушайте... это эхо Бухенвальда!» Ливан – северные врата в землю Израиля. Ими шли и орды Навуходоносора в Святую Землю. За пролитие крови человеческой по всем землям, за опустошение стра­ны Иудейской, города Иерусалима и всех, живущих в нем, – за все настигло Навуходоносора, настигло город Вавилон возмездие Божие. Так выравнива­ется и уравновешивается что-то в этом мире. Обсуждаемый нами текст в Септуагинте и, соответственно, в церковно-славянском переводе звучит так: Горе напаяющему подруга своего развращением мутным, и упоявающему, яко да взирает к пещерам их. Именно такой текст толкуют большинство святых отцов. Откуда взя­лись «пещеры»? Синодальный и многие другие переводы звучат так: что­бы видеть срамоту его, что естественнее вписывается в общий текст этого пророчества. О «пещерах» кроме Септуагинты говорится еще в арабском переводе. В еврейском тексте сказано: (меорейгем), что буквально означает «наготу», а образно: «срамоту». Слово в множественном числе. Семьдесят переводчиков читали, судя по всему, другое слово: , означающее «пеще­ры» и переводили греческим σπλαιον.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЛИЯ ФЕСВИТЯНИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святой пророк Илия. Икона середины XV в., Новгород. Государственная Третьяковская Галерея. Илия пророк в пустыне По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Он объявил царю и народу, что все бедствия израилитян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника - один Ваалу, а другой - Богу. " Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог " ( 3 Цар. 18, 24 ), сказал он. Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Ваала: они сделали жертвенник, сложили дрова, закололи тельца и взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, и даже камни и воду. Народ, увидев чудо, снова в Него уверовал и пал на землю, взывая: " Господь есть Бог! " . Тогда пророк Илия заколол всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю. Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Но ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив , поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился ему " в тихом ветре " и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу.

http://drevo-info.ru/articles/6475.html

«Вы видели, что Я сделал Египтянам», – говорил Господь израильтянам и тем напоминал им о чудном избавлении их от руки Фараона при помощи казней египетских. На ожесточенном Фараоне и народе его Он исполнил тогда угрозы Свои, а на израильтянах – обетования Свои. Милостивое отношение к израильтянам Бог изображает картинно, как будто Он носил их на крыльях орла и принес к Себе. Когда орел, свивающий, как известно, гнезда свои на высоких горах, в первый раз вылетает со своими птенцами из гнезда, то, обыкновенно, летает под ними, и как только молодые орлята ослабевают и начинают падать, он взмахивает своими могучими крыльями, поднимает ими птенцов и несет их известное пространство на своей спине, сохраняя таким образом от падения и гибели. Подобно этому-то орлу и Бог милостиво сохранял народ Свой в Египте и при Красном море. «Итак, – продолжал Господь, – если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете уделом из всех народов, ибо Моя вся земля». Кроме израильтян были еще многие другие народы на земле, и все они считались уделом или собственностью Господа, потому что Господь сотворил их. Но язычники служили ложным богам и потому не были истинными детьми Его. Только Израиль должен был сделаться теперь собственностью Его в особенном смысле, вступив в блаженное общение с Ним, внутренне соединившись с Ним. Общение это Бог называет заветом, и потому Израиль должен был стать народом завета Божия. Но это возможно было для него под тем только условием, если он будет послушен гласу Божию. И действительно, как только израильтяне пообещали исполнять все заповеди Божии, Бог принял их в святой завет Свой и обещал одарить их всеми милостями Своими. С тех пор Бог оставался верен этим обетованиям завета всегда, даже и в то время, когда израильтяне нарушали завет с Ним. Так они нарушили этот завет тотчас же по получении заповедей Божиих, слив себе золотого тельца, но Бог, как известно, не отвергнул их тогда. Точно так же они нарушили этот завет во время пророка Илии, предавшись идолу Ваалу, но Бог и тогда не отвергнул их, а обратил к Себе чудом на горе Кармил, так что все они исповедали: «Господь есть Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Вы заметили, что мы очень любим говорить и писать о доверии к Богу ? Мы умеем это куда лучше, чем, собственно, доверять Ему, что не удивительно и отнюдь не только к этому предмету относимо.      Любовь же к теме понятна. Доверие – это очень теплое и глубоко трогающее слово. Оно возвращает нас в детство, обещает нам безопасность, согревающую и защищающую нас любовь. Оно обладает психотерапевтическим действием: повторяя его, усиленно относя его к Богу, мы надеемся избавиться от своих болей и страхов... Надеемся, но не всегда избавляемся, потому что слово это повторяем мы немножко всуе. Потому что доверять Богу – это на самом деле совсем не то, что уютно устроиться на маминых коленях или на папиных плечах. Довериться Создателю – предприятие для взрослых, сильных духом, твердых и решительных людей. Вы таковы? Я – нет, хотя и знаю, что надо. Мне (как и многим читателям, полагаю) легко «доверять Богу», а точнее, радостно сообщать самой себе о доверии к Нему – когда в моей жизни происходит что-то хорошее, жданное, желанное. И гораздо труднее найти в себе подлинное, без кавычек, доверие, когда не случается того счастливого, о чем многие дни молилась, напротив, все поворачивает к худшему, и кажется, что Он не слышит молитв. Жертвоприношение Авраама; Греция. XVI в., Феофан Критский      Темой доверия к Богу пронизано всё Священное Писание : это и Авраам, который поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт. 15,6), и Многострадальный Иов, и Давид со своими псалмами, и пророк Илия на горе Кармил... и, наконец, Дева Мария: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1,38). Но, если мы всмотримся в эти и многие другие эпизоды Священной истории чуть внимательнее, мы увидим, что понятие доверия здесь тесно связано с понятием послушания Богу; что доверявшиеся Ему праведники и пророки исходили отнюдь не из того, что любящий Отец уж наверняка обеспечит им безбедное и безболезненное существование. Они доверялись потому, что имели понятие о благе высшем, о Промысле, для человека непостижимом и о своем долге перед Творцом, наконец. Хотя награда все равно приходила: он (Авраам. – Прим. авт. ) сверх надежды поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов (Рим.4,18).

http://pravoslavie.ru/71500.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010