Согласно документам, влияние епископа Серафима (Соболева) на дела Зарубежной Церкви было незначительным. Даже о дате созыва Карловацкого Собора 1921 года он узнал из газет. «Я до сих пор не знаю, – писал епископ Серафим 21 сентября 1921 года, – когда будет Всезарубежное Церк[овное] собрание. В газете “Новое Время’’ даются разные сведения – то 8 ноября по ст[арому] ст[илю], то в окт[ябре]» 426 . В дальнейшем, влияние епископа Серафима на Синод, по-видимому, не увеличилось. Синодальные документы говорят о том, что к мнению епископа Синод прислушивался не больше, чем к мнению других иерархов. Очень часто, при обсуждении вопросов, архиепископ оказывался в меньшинстве. О каком-либо влиянии епископа Серафима на митрополита Антония и на дела Синода не упоминают и те, кто тесно соприкасался с Карловацким церковным центром. Подверженность митрополита Антония влиянию со стороны своего окружения подтверждают многие источники 427 . В. Маевский, например, писал, что делами Русской Зарубежной Церкви управлял секретарь Синода Ю. Граббе, а митрополит Антоний равнодушно подписывал все, что клали ему на стол 428 . Епископ Василий (Родзянко) говорил о влиянии на митрополита Антония П. Лопухина и Н. Рклицкого (будущего архиепископа Никона) 429 . Письма митрополита Антония позволяют сделать вывод о влиянии на него управляющих синодальной канцелярией – сначала Е. Махароблидзе, потом Ю. Граббе 430 . При этом, пока не удалось найти ни одного документа, подтверждающего утверждение протопресвитера Г. Шавельского о том, что епископ Серафим оказывал влияние на постановления Карловацкого Синода. Еще одно обвинение протопресвитера Георгия состоит в том, что епископ Серафим не знал «церковных законов и, когда ему мы напоминали о них, не находил нужным считаться с ними; он, например, считал излишним ведение церковных приходо-расходных книг». Что касается «церковных законов», то архиепископ Серафим знал их очень неплохо, что неоднократно подтверждал, как только появлялась необходимость защитить права Церкви. Если говорить о финансовой отчетности, то здесь, по-видимому, протопресвитер прав. Выше говорилось, что ситуация с отчетностью в Никольском храме не была в порядке. И, как уже говорилось выше, финансовая ситуация на приходе действительно нормализовалась после переизбрания приходского совета 431 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

2) Иметь особое суждение о кандидате на Североамериканскую кафедру, коему и предписать объявить настоящее мое распоряжение митрополиту Платону и принять от него все церковное имущество, управляя Североамериканской епархией по особо данной мною ему инструкции. Предложить митрополиту Платону (Рождественскому) прибыть в Москву, в наше распоряжение».    Этот указ не был, однако, официально выслан митрополиту Платону, и это обстоятельство помогло ему в отстаивании имущества епархии, в том числе церквей и даже Свято-Никольского собора в Нью-Йорке, от посягательств со стороны назначенного в Америку обновленцами лжемитрополита Кедровского. Если бы указ Патриарха Тихона был официально отправлен, шансы Кедровского на выигрыш процесса, который он вел в американском суде, могли бы вырасти; однако он проиграл процесс 23 декабря 1924 г., когда его иск был отвергнут американским апелляционным судом.    В апреле 1924 г. под председательством митрополита Платона в Детройте состоялся 4 Собор Американской митрополии, на котором была провозглашена временная автономия Церкви на период до урегулирования взаимоотношений между Церковью и государством в СССР. На архиерейском Соборе в Сремских Карловцах в октябре 1929 г. митрополит Платон заявил, что временная автономия его архиепископии не является автокефалией и не означает разрыва с Патриархом Тихоном, в тот момент Карловацкий Собор поддержал митрополита Платона в особом обращении к американской пастве. Но митрополит Платон демонстрировал независимость от Карловацкого Синода. Один из видных американских церковных деятелей, богослов протоиерей Леонид Туркевич (впоследствии митрополит Леонтий), так писал тогда о взаимоотношениях Американской Церкви с карловацким церковным центром («епископами в изгнании»): «Поскольку будет обсуждаться вопрос о защите Церкви от большевизма... наш митрополит станет всецело сотрудничать с епископами в изгнании. Однако если возникнут тенденции... распространить власть и привилегии этих епископов... до размеров всерусской центральной власти, митрополит, без сомнения, скажет свое слово».    В 1926 г. в Карловцах состоялся очередной архиерейский Собор, в котором участвовал и митрополит Платон. На этот раз митрополиты Евлогий и Платон выступили заодно против притязаний зарубежного Синода во главе с митрополитом Антонием на церковное управление в диаспоре. Оказавшись в меньшинстве, они покинули Собор и порвали отношения с Синодом. Реакцией Синода был указ о смещении митрополита Платона, с должности управляющего Североамериканской епархией и назначении на его место находившегося тогда в Америке епископа Белгородского Аполлинария (Кошевого). Митрополита Платона среди прочего обвинили и в самовольном провозглашении автокефалии. Однако лишь малая часть американских приходов признала власть епископа Аполлинария и вошла в юрисдикцию Карловацкого Синода. Большинство православных общин Америки осталось в ведении митрополита Платона.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Гермоген ( Максимов Григорий Иванович ; 1861, Донск. обл. – июль 1945, Загреб, Хорватия), архиепископ. Из семьи духовенства, сын псаломщика. Окончил Донскую Духовную семинарию (1882) и Киевскую Духовную академию (1886), псаломщик (1886), женился (1887), священник (1887), рукоположение совершил еп. Августин, викарий Донской епархии, священник Троицкой церкви г. Новочеркасска (18871888), помощник настоятеля и ключарь каф. собора в Новочеркасске (18881894), благочинный церквей г. Новочеркасска, законоучитель Донского епархиального женского училища ( 1889), председатель епархиального училищного совета, смотритель Усть-Медведицкого духовного училища (1894), настоятель Владикавказского каф. собора с возведением в сан протоиерея (1902), член духовной консистории Владикавказской епархии, законоучитель Владикавказской женской гимназии (3.9.1905), ректор Саратовской Духовной семинарии (1.9.1906), овдовев, пострижен в монашество (21.8.1909), возведен в сан архимандрита (21.8.1909), епископ Аксайский, викарий Донской епархии (9.5.1910), архиерейскую хиротонию возглавил архиеп. Никандр Литовский в Александро-Невской лавре, епископ Екатеринославский и Черноморский (1919), эмигрировал через Константинополь в Афины (1919), управляющий русскими общинами в Греции (1921), участник Карловацкого зарубежного церковного съезда (21.114.12.1921), настоятель русской посольской церкви в Афинах (30.5.19221922), выселен из Греции по просьбе Элладской Православной Церкви, переселился в Сербию и жил на покое в одном сербском монастыре (1922), член Архиерейского Синода РЗЦ (19241942), возведен в сан архиепископа (1935), участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938), во время 2-й мировой войны возглавлял самозванную Хорватскую Автокефальную Православную Церковь со званием митрополита Загребского и всей Хорватии (5.6.1942), за что и был запрещен в священнослужении Архиерейским Синодом РЗЦ (1942), в конце войны арестован и расстрелян партизанами-коммунистами за сотрудничество с хорватскими фашистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Евлогий, митр. Путь моей жизни Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония Аверкий (Таушев) , архиеп. Проповедник «Кдинаго на потребу» (К 15-летию кончины архиеп. Феофана Полтавского). ПР, 1953. 3 Аверкий (Таушев) , архиеп. Священной памяти высокоиреосв. Феофана, архиепископа Полтавского. ПП. 1973 (отд. изд.: Высокопреосв. Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. Дж., 1974) Концевич Е. Архиепископ Феофан Полтавский (личные воспоминания). ПР. 1974. 24 Марченко В. Духовник царской семьи. Святитель Феофан Полтавский. М., 1994. Лит.: Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Феофан ( Гаврилов Феодор Георгиевич ; 26.12.1876, Орловск. губ. – 18.6.1943, Белград, Югославия), архиепископ. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Орловскую Духовную семинарию (1893), учитель народных училищ, священник (1897), окончил Киевскую Духовную академию (1906), пострижен в монашество (1904), инспектор Волынской Духовной семинарии (1908), ректор Витебской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита (1910), епископ Рыльский, викарий Курской епархии (15.12.1913), архиерейскую хиротонию возглавил архиеп. Курский Назарий в Курске, епископ Курский и Обоянский (19171919), член Всероссийского церковного собора в Москве (19171918), эмигрировал в Сербию через Константинополь (1920), жил в Карловцах, а затем в Хоиовском монастыре (19251941), участник Карловацкого зарубежного церковного съезда (21.114.12.1921), секретарь Архиерейского Синода РЗЦ (19241943), участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938). Лит.: Высокопреосв. Феофан Курский (некролог). ЦЖ. 1943. 7 Архиепископ Феофан Курский (некролог). Закарпатская Русь. 1943. 56 Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Феофан ( Шишманов Иван Иаковлевич ; 1902, г. Гурзуф Таврическ. губ. – 15.11.1987, Магопак, Нью-Йорк, США), схиархимандрит. Из семьи обрусевших греков. Эмигрировал в Сербию (1920), окончил русскую гимназию в Загребе (1925), состоял в юрисдикции РЗЦ, поступил послушником в монастырь Мильково (1927), пострижен в монашество митр. Антонием (Храповицким) одновременно с о. Антонием (Синькевичем) (1930), иеромонах (1930), наместник монастыря Св. Креста в г. Земуне, принят в клир МП (27.4.1945), эмигрировал в Бельгию и принят обратно в клир РЗЦ (1949), помощник настоятеля Воскресенской церкви в Брюсселе (19491952), и. д. регента хора храма-памятника в Брюсселе (19501952), переехал в США, работал фельдшером в больнице в Небраске, секретарь и келейник архиеп. Серафима (Иванова) (19581987), помощник настоятеля каф. собора в г. Чикаго (1958–1987), игумен (26.4.1964), архимандрит (28.4.1971), незадолго до смерти принял схиму в синодальном подворье Ново-Коренной Пустыни в Магоиаке под Нью-Йорком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С такими призывами согласились не все участники Собора. Архиепископ Евлогий (Георгиевский) призывал не ставить под удар Церковь в России, а 34 члена Собора уклонились от участия в голосовании, сделав заявление, что " постановка вопроса о монархии... носит политический характер и как таковая обсуждению церковного собрания не подлежит " . Но Собор не внял голосу трезвой оппозиции. Люди, еще говорившие на одном языке, были уже разделены не только расстоянием и границами, но и групповыми интересами и все хуже понимали друг друга. Так Карловацкий Собор стал точкой отсчета русского церковного и национального разделения. Тем временем в России набирала силу первая волна полномасштабных гонений - шло " изъятие церковных ценностей " . В следующих, 1922 и 1923 годах ревтрибуналы вынесут около 2000 смертных приговоров пастырям и мирянам Русской Церкви, а власти инициируют дело против самого Патриарха Тихона. Карловацкий Собор станет одним из главных пунктов обвинения Патриарха в создании " контрреволюционного заговора " . За три дня до своего ареста, 5 мая 1922 года, Патриарх Тихон издал указ об упразднении Карловацкого Всезаграничного Высшего Церковного управления (ВЦУ), аргументируя это в том числе тем, что акты Карловацкого Собора " ввиду их чисто политического характера " " не выражают официального голоса Русской Церкви " . Епископы-эмигранты выполнили указ Патриарха только формально. ВЦУ было упразднено, но на его месте тут же был создан Синод. Карловацкая иерархия продолжала считать себя частью Русской Церкви и не собиралась отказываться от своих политических симпатий. Требование отмежеваться и даже осудить церковным судом эмигрантских епископов в этот период постоянно выдвигалось советской властью перед самим Патриархом Тихоном и его преемниками - митрополитами Петром и Сергием. Чтобы разрешить такое положение - сложное и для эмигрантов, и для Церкви в России, которая в это время вела настоящую борьбу за выживание, заместитель местоблюстителя Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) в сентябре 1926 года обратился к епископам-эмигрантам с письмом, в котором предлагал им упразднить Карловацкий Синод и войти в подчинение местным Православным Церквам, например, в Югославии - Сербской Церкви. Однако ни это письмо, ни аналогичное обращение митрополита Сергия к Сербскому Патриарху Варнаве в 1934 г. не нашли отклика в среде эмигрантов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Еще отчетливее позиция епископа Григория (Граббе) по поводу указа о закрытии Карловацкого Синода высказана в его книге «Завет святого Патриарха». 710 В ней он подробно исследует историю вокруг известного «Завещания» Патриарха Тихона и приходит к выводу, что оно является подложным документом, которое никогда не было подписано Первосвятителем. Находясь под домашним арестом, на заседании Синода в помещении, оцепленном войсками, Патриарх согласился на указ об упразднении Высшего Церковного Управления за границей, но это был явный акт насилия. Советский историк обновленчества Шишкин пишет, что Патриарх не хотел выступать против постановлений Первого Карловацкого Собора и сделал это только под давлением гражданской власти. 711 Таким образом, позиция еп. Григория (Граббе) заключается в следующем. Зарубежная Церковь канонически образовалась как независимая область на основании патриаршего указа 362, 7/20 ноября 1920 года и ничем не погрешила против верности Матери Русской Церкви. Однако, ее, в принципе, временная зависимость отличается от статуса Экзархата. Ряд явлений из Московской Патриархии, которые появились после кончины Патриарха Тихона, разделили ее с РПЦЗ – последствия физического и насильного устранения ее возглавителей, а затем – выдвижение гонителями митрополита Сергия, который уже вел управление, духовно оторванное от Патриарха Тихона и его Местоблюстителей-мучеников, что было-услужением атеистической власти. 712 С помощью террора эти начала возобладали над церковной властью. Неоднократно делались попытки через сергианство распространить эти начала и на Зарубежную Церковь , но она не поддалась подобному давлению. В этом суть разделения РПЦЗ с Москвой. 713 По мнению епископа, беда заключалась в том, что хотя образование Заграничного Управления и было согласно с принципами Постановления 7/20 ноября – оно было организовано до получения его текста за границей и с самого начала не могло быть объявлено, что Заграничное Управление основано на нем. Текст был получен уже после Собора 1921 года от Епископа Нерчинского Мелетия из Сербии. 714

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1922 году в епархии уже шли сборы для голодающих, уточнялся конкретный порядок проведения этой акции милосердия так, чтобы приобретенное продовольствие дошло непосредственно до голодающих. В то же время, с февраля 1922 года, как это видно из дневника прот. Николая и как известно из других источников, начался новый натиск на Церковь в форме запреще­ния Закона Божия, проповедей, закрытия храмов, травли духовенства в печати и т.д. Многотысячный крестный ход на Неву в Крещенский сочельник 1922 года, описанный в публикуемом здесь дневнике о. Николая, стал последним. «Эмигрантский Собор в Карловицах 1921 г., провозгласивший главной целью Русской Церкви восстановление монархии, способствовал, как известно, обострению отношений между советской властью и Церковью». Дневниковые записи прот. Николая подтверждают данные публикаций, помещенных в книге Л.Регельсона «Трагедия Русской Церкви» о том, что сведения о Ι Карловацком Всезаграничном Соборе, состоявшемся в ноябре-декабре 1921 года, дошли до России в начале января 1922 года. Призыв Собора к эмиграции молиться за восстановление в России монархии Дома Романовых и обращение к Генуэзской конференции за помощью в борьбе с большевиками поставили под удар Православную Церковь в России: «Св. Патриарха Тихона несколько раз вызывали на допрос, но без предъявлений покамест определенных обвинений». В феврале 1922 года едва наладившееся хрупкое равновесие в отношениях с властями было нарушено. Участник Собора, митрополит Евлогий, не подписавший «Обращения», писал: «Я уговаривал наиболее влиятельных монархистов: «Поберегите Церковь... Патриарха. Заявление несвоевременно. Из провозглашения ничего не выйдет. А как мы отягчим положение! Патриарху и так уже тяжело... Только злой дух мог продиктовать «Обращение», принятое на Карловацком съезде...». Патриарх Тихон был вынужден осудить Карловацкий Собор и отдать распоряжение о прекращении деятельности ВЦУ с передачей власти над русскими приходами митрополиту Евлогию (Георгиевскому). Многие добрые люди в Европе откликнулись на голод в России. Профессор богословия Фрайбургского университета, католик герцог Максимилиан Баденский выразил горячее сочувствие Русской Церкви и русскому народу в годину страшных бедствий и выслал митрополиту Евлогию деньги на семена, которые просил препроводить на имя Патриарха. Митрополит Евлогий купил вагон пшеницы, который с помощью немецкого Красного Креста дошел до Саратовской губернии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

ВМС помог Розенбергу купить газету «Фелькишер беобахтер» (Volkischer Beobachter), которая затем стала главным органом нацистской партии и в которой члены ВМС напечатали немало антисемитских статей. С Гитлером у ВМС было достигнуто соглашение о совместной борьбе против большевизма и о поддержке Гитлером подготовки православного духовенства на территории Германии для будущей освобожденной России, буде Гитлер придет к власти. Что касается Карловацкого Собора, то на нем митрополит Антоний, еще в 1904–1905 гг. решительно выступавший против предоставления права голоса на церковных соборах не только мирянам, но и священникам, самовольно дал право решающего голоса представителям ВМС. Те на первом же заседании потребовали изгнания М.В. Родзянко, как бывшего председателя той Думы, Временный комитет которой принял решение об отречении Николая II, несмотря на то, что Родзянко был делегатом Московского Собора и обладал правом участия во всех местных Соборах и съездах Русской Церкви. Чтобы не распалять страсти, Родзянко сам покинул Собор. Благодаря голосам мирян, в основном членов ВМС, на Соборе была принята резолюция о восстановлении Романовых на российском престоле в качестве самодержцев (из духовенства полностью за резолюцию проголосовало 6 из 12 архиереев и только 7 священников). Митрополит Евлогий пишет: «Я уговаривал наиболее влиятельных монархистов: поберегите Церковь , патриарха... Патриарху и так уже тяжело». Однако только треть делегатов голосовала против, 34 делегата, в том числе архиепископы Евлогий и Анастасий (будущий глава Карловацкого Синода), епископы Аполлинарий, Сергий (в будущем Пражский) и Вениамин, В. Вернадский (профессор? Д.П.), профессор С. Троицкий и другие в голосовании не участвовали, заявив, что «постановка вопроса о монархии... и династии носит политический характер и... обсуждению Церковного собрания не подлежит...». Собор закрылся 3 декабря 1921 г., а 10 января 1922 г. появилось первое сообщение о предстоящей в апреле конференции в Генуе. Сразу же после этого появляется обращение ВРЦУЗ, призывавшее Генуэзскую конференцию начать крестовый поход против Советской России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ключевым моментом в дальнейших взаимоотношениях между Москвой и Архиерейским Синодом стало Общецерковное заграничное собрание архиереев, клириков и мирян, прошедшее 21 ноября3 декабря 1921 г. в Сремских Карловцах и переименовавшее себя в ходе заседаний во Всезарубежный Собор. Целью собрания была организация церковного управления, однако его участники не смогли удержаться и от политических заявлений. Ошибкой руководства Русской Зарубежной Церкви было то, что к участию в Соборе с правом голоса было привлечено значительное количество политиков-монархистов. Не было собрание и представительным, так как помимо избранных членов правом голоса на Соборе обладали и лица, лично приглашенные митрополитом Антонием. В результате, несмотря на несогласие половины архиереев и большинства священников, за счет голосов мирян было принято послание «Чадам Русской Церкви в рассеянии и изгнании сущим», где содержалось пожелание восстановить в России царя из династии Романовых. 61 Несогласные с этой формулировкой члены Собора считали, что такое заявление имеет политический, а не церковный характер и вызовет разделение в Церкви. Кроме того, послание давало большевикам лишний повод к гонениям на православие. Патриарх Тихон знал об этом послании, но, как следует из его переписки с митрополитом Евлогием, воспринял его достаточно спокойно. 62 На послание обратила внимание и государственная власть. Атеист М. Горев (бывший священник М. Галкин, снявший с себя сан) в своей брошюре «Карловицкий собор» проводил мысль, что церковная эмиграция едина с Патриархом Тихоном и в своем послании выразила его чаяния. 63 Ситуацию ухудшило издание от имени Собора в феврале 1922 г. послания к Генуэзской конференции, где содержался призыв к интервенции против коммунистического государства. 64 Неизвестно, было ли это послание зачитано на конференции, однако в русских зарубежных приходах оно было оглашено во всеуслышание. 65 С одной стороны, документы Карловацкого Собора дали большевикам повод для новых гонений. С другой стороны, заявления эмиграции вредили престижу советских властей. В связи с этим ГПУ потребовало от Патриарха Тихона лишить сана зарубежных иерархов и предать их анафеме. 66 Понятно, что глава Российской Церкви пойти на это не мог, но был вынужден 5 мая 1922 г. издать указ 348 (349). Согласно указу, Зарубежное ВЦУ упразднялось, а власть над приходами в Европе сохранялась за митрополитом Евлогием. В отношении посланий Карловацкого Собора было принято решение признать их невыражающими голоса Русской Церкви. Политические выступления зарубежных иерархов было решено обсудить по восстановлении нормальной деятельности Священного Синода. 67

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я подробно рассказал об этом Съезде в своем месте, здесь я лишь напомню о моей позиции, принципиально расходившейся с политическими притязаниями Собора и практически принудившей меня и моих единомышленников (меньшинство) воздержаться от голосования " Обращения " Собора и выступить с особым заявлением. Я отстаивал свободу Церкви от политики, потому что в прошлом горьким опытом познал, как Церковь страдает от проникновения в нее чуждых ей политических начал; как пагубно на нее влияет зависимость от бюрократии, подрывающей ее высокий, вечный, Божественный авторитет Царства Божия на земле и ослабляющей силу ее чисто религиозного воздействия на народную жизнь. Эта тревога за Церковь была свойственна многим русским иерархам задолго до революции в самые благополучные годы нашей государственной жизни. " Обращение " Карловацкого Собора имело пагубные последствия и не предвидеть их было нельзя. Оно усугубило и без того тяжкое положение Патриарха Тихона: большевистская власть стала подозревать его в реставрационных замыслах и еще яростней напала на Церковь. Патриарх Тихон был вынужден принять меры: он решительно осудил политические притязания Карловацкого Собора, угрожал церковным судом его деятелям, а полноту церковной власти за рубежом вручил мне , назначив меня временно Управляющим православными приходами в Западной Европе, с предписанием немедленно распустить Высшее Церковное управление в Карловцах и выработать новый проект управления церквами. Я рассказал в своем месте, что я предпринял для осуществления воли Патриарха, а также о том, какие мотивы и обстоятельства мне помешали ее выполнить со всею точностью. Сейчас напомню, что архиереи во главе с митрополитом Антонием, т. е. все члены Высшего Церковного управления, поначалу волю Патриарха признали, но вскоре же стали искать путей, формально ее исполнив, фактически ее не исполнять, а возродиться под другим наименованием, в том же составе, с теми же притязаниями, — и начать борьбу со мною, дабы свести на нет мои полномочия главы Православной Русской Церкви за границей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010