Защита Софианской ереси протоиереем С. Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви Источник Вступление В начале прошлого, 1936 года протоиереем о. Сергием Булгаковым была подана Митрополиту Евлогию «Докладная записка» по поводу «Определения» Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви относительно его, о. Булгакова, учения о Софии, Премудрости Божией. Эта «Докладная Записка» содержит в себе возражения на соборное определение, осудившее софианское учение прот. Булгакова, как ересь. Рассмотрим здесь эти возражения, чтобы показать всю их несостоятельность. Прежде, чем критиковать вышеупомянутое «Определение» Собора, о. Булгаков высказывает в своей «Докладной записке» общие соображения с точки зрения собственной оценки соборного «Определения». О. Булгаков говорит: «В Определении... делается особенно много ссылок на мой труд: «Свет Невечерний», как еретический... Я утверждаю снова, что этот труд, вышедший в 1917 г., был известен как Московскому Священному Собору с Свят. патр. Тихоном во главе, так и рукополагавшему меня в сан священника, по благословению патр. Тихона, преосв. еп. Феодору, бывшему ректору Московской Дух. Академии... Поэтому, поскольку эта книга моя в Карловацком Определении трактуется, заведомо как еретическая, причем, от меня требуется публичное от нее отречение (в составе других моих сочинений), я не могу не усматривать в этом акте не только молчаливого противления действиям Свят. патр. Тихона и Московского Священного Собора, но и прямого осуждения этих действий. Такое осуждение со стороны сравнительно низшего органа в отношении к самой высшей церковной власти Русской Церкви является действием неканоническим, подрывающим самые основы церковной дисциплины и нарушающим условия нормального развития богословской мысли. Эта же тенденция проявляется с еще большей силой в книге Арх. Серафима, который предлагает в ней, насколько мне известно, подвергнуть церковному осуждению не только мою доктрину, но и учение Влад. С. Соловьева и о. П. Флоренского . Что касается первого, то «Чтения о Богочеловечестве», основной его богословский труд, содержащий очерк софиологии, был печатан в 1881 г. в «Православном Обозрении», одном из лучших наших богословских (и, конечно, тогда подцензурных) журналов.. Еще более разительно осуждение о. Павла Флоренского, который был священником и профессором Дух. Академии, редактором ее журнала «Богословский Вестник» в течение ряда лет, причем, пользовался особенным доверием преосвящ. Феодора, ректора Академии. Очевидно, что и здесь, вместе с о. П. Флоренским , все эти органы церковной власти также обвиняются в попустительстве в отношении к ереси» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Устройство высшего управления православных поместных церквей Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Предлагаемый очерк устройства высшей власти автокефальных Церквей носит выборочный характер. Речь пойдет не о всех Православных Церквах, и не о тех, которые занимают первые места в диптихе, а о самых многочисленных, паства которых исчисляется миллионами чад, о тех, которые являются национальными Церквами своих народов, их духовной колыбелью. Сербская Православная Церковь. Глава Сербской Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белг-радско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее 5 лет управлявших епархией. Патриархом становится один из трех кандидатов, предложенных Святым Архиерейским Собором. Избрание Патриарха происходит на Избирательном Соборе. Святой Архиерейский Собор для избрания кандидатов на Патриарший Престол заседает под представительством старейшего члена Собора - Митрополита или епископа, причем на заседании должно присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев. Избирательный Собор составляют все находящиеся на кафедрах епархиальные и викарные епископы, декан богословского факультета и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белграда, Скопле, Цетинье, Загреба, Сараева, Печа и Сремских Карловцев, настоятели важнейших монастырей, в том числе Жичского, Студеницы, все члены Патриаршего Административного комитета, все заместители председателей Епархиальных Советов. Председательствует на Избирательном Соборе старейший член Архиерейского Собора - митрополит или епископ. Для правомочности выборов необходимо присутствие 2/3 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за одного из двух кандидатов, получивших больше голосов. При равенстве голосов в первом туре предпочтение отдается старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием.

http://sedmitza.ru/lib/text/432422/

Святитель Тихон и Русская Православная Церковь за границей в 1922–1925 гг. Неизвестные страницы истории. Часть 2 Святейший Патриарх Тихон. Художник Ф.Москвитин, 2005 г. В конце 1923 г. началась интенсивная подготовка процесса над патриархом, который, по замыслу властей, должен был завершиться для святителя Тихона смертным приговором . Среди вопросов, которые задавал следователь Я. Агранов , многие касались русской иерархии, оказавшейся за рубежом. Во время допроса 18 января 1923 г. патриарх заявил, что заявления Карловацкого Собора о восстановлении монархии недействительны, так как церковный Собор не должен был обсуждать политических вопросов, а свое благословение на открытие Собора патриарх назвал ошибочным . Но от святителя по-прежнему требовали осуждения зарубежной иерархии и отказа от нее. Этого следователям добиться не удалось. 19 апреля в 16 часов 30 минут патриарх Тихон был взят под стражу и препровожден во внутреннюю тюрьму ГПУ . Для святителя начался период тяжких физических и духовных испытаний. Несомненно, что пребывание в заключении пагубно сказалось и на слабом здоровье патриарха. Условия внутренней тюрьмы ГПУ были направлены на «переработку человеческого материала в пыль, прах и пепел» . 12 апреля 1923 г., Политбюро приняло решение: «Поручить Секретариату ЦК вести дело Тихона со всею строгостью, соответствующей объему колоссальной вины, совершенной Тихоном» . Фактически это означало указание суду на необходимость вынесения смертного приговора. Однако из-за опасений народного возмущения в стране от расстрела патриарха решено было отказаться, а процесс над ним отложить. 8 мая 1923 г. патриарх был перемещен из внутренней тюрьмы ГПУ в ранее занимаемое им помещение в Донском монастыре, где продолжал находиться под стражей для того, чтобы туда могли явиться представителя обновленческого лже-собора с объявлением о снятии с патриарха сана и монашества. Пребывание патриарха в Донском монастыре в период с 8 мая до 8 июня, когда он был увезен из монастыря якобы в больницу, подтверждается материалами наблюдения за патриархом, которое постоянно велось сотрудниками ГПУ. Рапорты их отложились в следственном деле.

http://pravoslavie.ru/5494.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАГРЕБ [хорват. Zagreb; нем. Agram; венг. Zágráb], столица Республики Хорватии, центр католич. архиеп-ства. Из 1,6 млн чел., проживающих на территории архиеп-ства, 1,4 млн - католики (An. Pont. 2008. P. 827). История города Впервые ряд поселений (Градец, Каптол) на р. Сава, объединенных в нач. XVII в. под названием Загреб, упоминается в грамоте Эстергомского архиеп. Фелициана (1134) в связи с основанием здесь епископской кафедры в 1094 г. Резиденция епископа находилась в поселении Каптол (от лат. Capitul). С X в. эти земли входили в состав Хорватского королевства (см. ст. Хорватия ). В 1557 г. З.- главный город Хорватии и Славонии. В 1776 г. из Вараждина в З. перенесли заседания хорватского королевского вече, при австр. имп. Иосифе II (1765-1790) город стал центром Вараждинского и Карловацкого генеральства, в 1867 г.- главным городом Хорватии в составе Транслейтании. 29 окт. 1918 г. в З. было провозглашено создание независимого от Австро-Венгрии Гос-ва словенцев, хорватов и сербов (с 1 дек. 1918 Королевство сербов, хорватов и словенцев). В 1941 г. З.- центр созданного фашистами на территории Хорватии и частично Боснии и Герцеговины Независимого гос-ва Хорватия (НГХ); 8 мая 1945 г. после освобождения от фашистов - столица республики Хорватии в составе Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ, затем Социалистическая Федеративная Республика Югославия), с 25 июня 1991 г.- столица независимой Республики Хорватии. Архиепископство В 1094 г. венг. кор. Владислав I (Ласло) воспользовался смутой в Хорватском королевстве и захватил Славонию. Для укрепления венг. влияния в междуречье Савы и Дравы он основал в З. кафедру в составе архиеп-ства Эстергом . Первым епископом был поставлен чеш. пресв. Дух, с его именем связывают неск. сохранившихся литургических книг. В результате заключенной в 1102 г. между Венгерским и Хорватским королевствами унии Загребская кафедра с 1180 по 1852 г. находилась под юрисдикцией венг. Калочайской митрополии. В XII в. в З. началось строительство кафедрального собора во имя венг. кор. св. Стефана I , к-рый был освящен в 1217 г. еп. Степаном I (1215-1225) в присутствии венг. кор. Эндре II (1205-1235). В 1220 г. здание собора сильно пострадало при пожаре, в 1242 г.- от набега татар, богослужения совершались в капелле св. Стефана Первомученика (ее строительство было завершено в 1250; в наст. время часть комплекса архиепископского дворца). В 1258 г. папа Римский Александр IV разрешил еп. Филиппу (1248-1262) построить новый собор в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя венг. кор. св. Стефана I в более защищенном месте (строительство продолжалось до XVI в.).

http://pravenc.ru/text/182461.html

Введение Установление Ленинской диктатуры в России вызвало массовый исход за границу противников коммунизма. В течение 1919–1922 годов несколько сот тысяч русских принуждено было покинуть родину и искать убежище за рубежом. Большинство изгнанников нашло свое пристанище или на Балканах, или в Чехии, Германии и Франции. Другие из них попали в Маньчжурию и Китай. Первая эмиграция включала представителей разных национальностей, классов и политических убеждений. Среди этих лиц оказались также некоторые известные церковные деятели и богословы, как например: Митрополит Антоний (Храповицкий) (1864–1936), Митрополит Евлогий (Георгиевский) (1868–1946), Митрополит Анастасий (Грибановский) (1873–1965), Епископ, впоследствии Митрополит, Вениамин (Федченков) (1882–1962), В. Скворцов (1853–1934), Проф. Н. Глубоковский (1863–1937), Проф. А. Доброклонский (1856–1937) и другие. Их присутствие помогло организации Русской Церкви за рубежом. Одной из характеристик первой русской эмиграции было повсеместное возникновение православных приходов. Несмотря на материальные лишения и неуверенность в будущем, русские люди стали повсюду устраивать богослужения, создавать церковные хоры и открывать школы для преподавания детям Закона Божьего, русского языка и истории. Желание объединиться вокруг Церкви привело к созыву собора в Сремских Карловцах, в Югославии, осенью 1921 года. На него съехалось одиннадцать епископов, около ста священников и мирян, представителей приходов во Франции, Германии, Швейцарии, Бельгии, Англии, Италии, Чехии и на Балканах. Это церковное собрание обнаружило два различных подхода к строительству церковной жизни за рубежом. Одни из его членов считали, что Церковь должна была содействовать восстановлению того государственного строя, который рухнул в феврале 1917 года. Другие же не хотели вовлекать Церковь в политическую борьбу и настаивали на необходимости искать новых путей для оцерковления жизни в непривычных условиях эмиграции. Расхождение между этими двумя направлениями, обнаружившееся на первом Карловацком Соборе, окрасило всю дальнейшую историю Русской Церкви за рубежом. Первое из них возглавлял сначала митрополит Антоний, а после его смерти митрополит Анастасий. Второе сгруппировалось вокруг митрополита Евлогия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Воспоминания. Поместный собор Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре и избрание Патриарха Пимена Источник Скачать epub pdf май-июнь 1971 года (По личным впечатлениям и документам) После кончины Святейшего Патриарха Алексия (17 апреля 1970 г.) вопрос о том кто будет его преемником по патриаршеству, естественно занял главное место в мыслях и чувствах всех живущих жизнью Русской Православной Церкви, как в самой России, так и на Западе. На Западе, особенно у карловчан и у римо-католиков, сложилось убеждение, что Патриархом будет избран обязательно митрополит Никодим. У католиков это предположение было основано на том, что они хорошо знали митрополита Никодима по его неоднократным посещениям Ватикана и думали поэтому, что он стоит во главе всех церковных дел. Но в основном, потому что они ему симпатизировали и считали наиболее к себе близким из русских иерархов. А карловчане, в силу своих предвзятых и твёрдо сложившихся взглядов рассуждали просто: современной Русской Церковью всецело правит правительственный совет по делам Церкви и КГБ, Никодим – агент правительства и КГБ. Ко всему прочему он наиболее динамичная личность среди иерархов, а значит власти в своих целях поставят его Патриархом. Такого рода рассуждения и мысли можно было встретить в карловацкой среде и прессе (в «Православной Руси» особенно) почти накануне созыва Собора, хотя всем следящим за жизнью Русской Церкви, было уже ясно, что Патриархом будет избран митрополит Пимен. Карловчане показали лишний раз свою неосведомлённость и оторванность от тогдашней Церкви в России. А между тем уже летом 1970 года лица посещавшие СССР (как например группа молодёжи из Бельгии) рассказывали, что называют имена митрополита Пимена и Никодима, но более вероятным считают кандидатуру митрополита Пимена. Эта группа молодёжи приезжала по приглашению Патриархии и в качестве курьёза они говорили, что на одном из ужинов в Киеве, устроенном в честь их приезда, один из киевских батюшек, слегка подвыпивший, в присутствии митрополита Филарета Киевского, «поднял бокал» и пожелал ему быть выбранным в Патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Овдовев, принял монашеский постриг. 28 авг. 1920 г. в Исаакиевском соборе состоялась хиротония В. во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии, к-рую возглавлял митр. Петроградский и Гдовский св. Вениамин (Казанский) . По словам митр. Вениамина (сказанным на суде), Кронштадтский викарий «вел бракоразводные дела, служил, исполнял мои поручения, делал обозрение церквей, бывал на заседаниях в правлении... общества православных приходов... по мере необходимости, докладывая то, о чем надо было доложить». В кон. мая или нач. июня 1920 г. В. был арестован в Кронштадте, заключен в петроградскую тюрьму, через неск. часов освобожден. Вновь арестован в нач. июня 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей ; проходил как один из основных обвиняемых по «делу митрополита Вениамина» (см. ст. Петроградский процесс 1922 г .). 5 июля 1922 г. Петроградским губернским революционным трибуналом признан виновным в «организации преступной контрреволюционной группы, поставившей себе целью борьбу с советской властью», приговорен к высшей мере наказания. 26 июля 1922 г. кассационная коллегия Верховного трибунала определила заменить расстрел заключением на 5 лет; 3 авг. по постановлению Президиума ВЦИК расстрел был заменен 10 годами заключения. В. отбывал наказание в петроградской тюрьме. Во время пребывания в заключении В. направил Петергофскому еп. Николаю (Ярушевичу) письмо, в к-ром сообщил о том, что не признает образованной им «Петроградской автокефалии», а еп. Николая считает лишь законным викарием Петроградской епархии. («Петроградская автокефалия» была объявлена еп. Николаем с согласия властей после захвата высшей церковной власти обновленцами (см. ст. Обновленчество ), была поддержана мн. представителями петроградского духовенства, к-рые, с одной стороны, заявляли о своей непричастности к решениям заграничного Карловацкого Собора 1921 г . , а с др.- не признали обновленческое Высшее церковное управление .) 24 нояб. 1923 г. Президиум ВЦИК постановил оставшийся срок В. считать условным, 30 нояб. архиерей был по амнистии освобожден. После освобождения ездил в Москву к св. Патриарху Тихону , получил благословение служить по приглашению духовенства и прихожан в храмах Петрограда, в качестве 1-го викария первенствовать в соборных архиерейских служениях, но В. оставил это право за Лужским еп. Мануилом (Лемешевским) . После ареста еп. Мануила В. в февр. 1924 г. принял на себя временное управление Петроградской епархией, одновременно временно управлял Олонецкой и в течение неск. месяцев Новгородской епархиями.

http://pravenc.ru/text/150215.html

Святейший Патриарх Сербский Ириней ЖМП 11-12 ноябрь-декабрь 2020 /  21 января 2021 г. 14:00 Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский Ириней БЛАЖЕННОЙ ПАМЯТИ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА СЕРБСКОГО ИРИНЕЯ 1930 – 2020 Его Святейшество Патриарх Сербский Ириней (Гаврилович) родился в селе Видова, под городом Чачак (Сербия) в 1930 году. Отца будущего Патриарха звали Здравка, а мать — Милияна. При крещении он получил имя Мирослав.  PDF-bepcuя.   Учился в начальной школе в родном селе, потом в гимназии в Чачаке. Окончил духовную семинарию в Призрене и богословский факультет в Белграде. По окончании университета служил в армии. После военной службы был назначен преподавателем в Призренскую духовную семинарию. В октябре 1959 года, перед вступлением в должность преподавателя, Мирослав Гаврилович в монастыре Раковица принял монашеский постриг от Святейшего Патриарха Сербского Германа с наречением имени Ириней. В день памяти Параскевы Пятницы, 27 октября 1959 года, в ружицком храме под Калемегданом был рукоположен в сан иеромонаха. Во время работы в духовной семинарии в Призрене был направлен в аспирантуру в Афины. В 1969 году назначен заведующим монашеской школой Острожского монастыря, а по возвращении в Призрен — ректором Призренской духовной семинарии. С этой должности в 1974 году иеромонах Ириней был избран викарием Святейшего Патриарха Сербского, епископом Моравичским. В 1975 году избран епископом Нишским. На заседании Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви 22 января 2010 года избран архиепископом Печским, Митрополитом Белградо-Карловацким и Патриархом Сербским. Интронизация Святейшего Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого и Патриарха Сербского Иринея состоялась 23 января 2010 года на архиерейской Божественной литургии в соборе Святых Архангелов в Белграде. Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Сербский Ириней в сослужении своих братьев сербских архиереев, священников и диаконов, а также представителей Русской и Греческой Церквей. Интронизация Святейшего Патриарха Сербского Иринея в древний трон в Печской Патриархии на Косове и Метохии была проведена 3 октября 2010 года.

http://e-vestnik.ru/obituaries/patriarh_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКИАН (Богданович Лазарь, 10.05.1867, г. Байя, Австро-Венгрия - нач. сент. 1913, г. Бадгастайн, Австрия), патриарх Сербский (с 1908). Род. в семье торговца. Начальную школу окончил в Байе, в 1889 г. ДС в г. Сремски-Карловци, 2 года изучал право в Митрополичьем лицее в г. Эгер. В июле 1891 г. принял монашество в Беочине мон-ре , в 1894 г. рукоположен во диакона, в 1895 г.- во иерея и возведен в сан архимандрита. С 1891 г. работал в консистории Бачской епархии . Преподавал вероучение в школах в Нови-Саде, катехизис в гимназии в Сремски-Карловци. С апр. 1894 г. работал в управлении Карловацкой митрополии , с янв. 1897 г. Л.- администратор Будимской епархии . 6 дек. 1897 г. избран на Будимскую кафедру, хиротонисан во епископа в марте 1898 г. Способствовал открытию серб. церковных школ в епархии, находившейся в местности, большинство населения к-рой говорило на венг. языке. Учредил комитет для сбора средств на открытие школ и вложил в него 10 тыс. крун; при нем на строительство школ было потрачено ок. 100 тыс. крун. В 1907 г. заложил фундамент здания учебного заведения «Текелианум» в Будапеште. В апр. 1908 г. имп. Франц Иосиф I назначил Л. администратором Карловацкой митрополии; 22 сент. он был избран митрополитом Карловацким и патриархом Сербским. В 1910 г. создал пенсионный фонд для священников, в основанный им Фонд на синодальные и просветительские цели (1909) вложил 50 тыс. крун. 25 мая (7 июня) 1911 г. Л. подписал документ под названием «Устройство Святого архиерейского синода» (утвержден императором в нояб. того же года), разделивший обязанности Синода и Собора: это фактически устранило возможность влияния светских и политических деятелей на работу Синода, что вызвало недовольство некоторых кругов. «Определение о придворном монашеском священстве», принятое 24 мая (6 июня) 1911 г., предполагало формирование придворного священства и предписывало всем кандидатам в придворные священники иметь университетское образование. Л. построил новое здание для учебного заведения «Стефанеум» и общежитие для учащихся из бедных семей. В 1910 г. завершил реставрацию соборной церкви в Сремски-Карловцах. В том же году добился восстановления общественного управления в серб. учительской школе в г. Пакрац. По его указанию М. Косовац провел 1-ю опись Карловацкой митрополии. Оказывал финансовую помощь серб. сельскохозяйственному об-ву «Труженик» (Привредник), был одним из основателей «Патроната сельскохозяйственных благотворителей».

http://pravenc.ru/text/2110849.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Георгий (Бранкович), Патриарх Сербский. Фотография. Нач. XX в. (Бранкович Джордже; 13.03.1830, с. Кулпин, близ Нови-Сада, Сербия - 17.07.1907, Сремски-Карловци, там же), архиеп. Карловацкий, митрополит и Патриарх Сербский в 1890-1907 гг. Род. в семье свящ. Тимофея Бранковича. Окончил гимназию в г. Врбас, семинарию в Сремски-Карловци. Перед рукоположением помогал отцу на приходе в г. Сента (обл. Бачка). Вскоре после женитьбы, 6 дек. 1855 г., рукоположен во диакона, а 25 дек. - во пресвитера еп. Бачским Платоном (Атанацковичем) . Продолжал служить при отце, позже стал администратором этого прихода. В 1859 г. избран окружным пресвитером г. Сомбор, 6 авг. 1859 г. возведен в чин протопресвитера. Благодаря его служению Сомбор стал единственным городом Карловацкой митрополии , в к-ром литургия служилась каждый день. С 1861 по 1872 г. управлял учительской семинарией в Сомборе, для к-рой в этот период было построено новое здание. По предложению Г. еп. Платон учредил «Платонию» - стипендию для бедных студентов. Как один из самых авторитетных священников Г. был депутатом всех Народно-церковных Соборов митрополии с 1861 по 1882 г. В 1866 г. Г. овдовел. 7 мая 1882 г. был избран епископом Темишварским. 11 мая пострижен в монашество, 6 июня возведен в сан архимандрита в мон-ре Ковиль . 1 июля 1882 г. хиротонисан во епископа. Для содержания епархиальной администрации и духовных школ создал в епархии специальный фонд. На свои средства приобрел необходимую утварь для епископского двора в Темешваре. 1 мая 1890 г. на Народно-церковном Соборе Карловацкой митрополии избран патриархом. В Патриаршество Г. состоялись 4 Народно-церковных Собора, большинство членов к-рых составили оппозицию Г., обвиняя его в пассивном отстаивании прав митрополии перед властями Австро-Венгерской империи. На Соборе 1892 г. было принято решение о создании специального фонда для выплат пенсий вдовам священнослужителей, церковным чиновникам и учителям.

http://pravenc.ru/text/164253.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010