Резолюция Карловацкого Собора как бы возлагала ответственность за ее принятие на патриарха и органы ВЦУ в Москве. В положении о Карловацком Соборе прямо указывалось, что это церковное собрание во всех отношениях признает над собой полную власть Святейшего Патриарха Московского. Кроме того, все постановления Собора начинались словами: «По благословению Святейшего Патриарха Тихона», хотя на деле ни один из документов этого собрания не был послан на утверждение патриарху. Карловацкое собрание образовало Высшее русское церковное управление за границей (ВРЦУ) под председательством митрополита Антония, которому Собор усвоил звание заместителя патриарха. ВРЦУ состояло из архиерейского Синода и Высшего Церковного Совета и претендовало на возглавление церковной жизни всего Русского зарубежья. Оно составило послание, адресованное Генуэзской конференции, направив его от имени уже закончившегося Карловацкого Собора. В послании содержался призыв не допускать на эту конференцию представителей Советского государства. 1944 21–23 ноября — Состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Собор проходил в здании Московской Патриархии в Чистом пер. В его задачу входило подготовить грядущий Поместный Собор, на котором должно было состояться избрание патриарха. В Соборе участвовали уже 50 епископов, а не 19, как чуть более года назад. Г. Г. Карпов, выступая перед архиереями, отметил, что явления, которые происходят в жизни Церкви, во взаимоотношениях ее с государством, не представляют чего-то случайного и временного, а носят характер одобрения властью позиции, которую Церковь заняла в отношении государства в предвоенное десятилетие и в военные годы. Планы по внешнеполитическому использованию авторитета Церкви действительно были долговременными. 1946 Состоялось переосвящение Троицкого собора Лавры. Чин освящения совершил священноархимандрит обители Святейший Патриарх Алексий I. В конце года власти смогли показать Лавру сыну покойного президента США Эллиоту Рузвельту с супругой. С тех пор стало традицией возить в Троице-Сергиеву обитель высокопоставленных гостей из-за рубежа, очевидно, чтобы показать им, что Церковь не испытывает гонений и притеснений и пользуется совершенной свободой.

http://pravoslavie.ru/5652.html

Слова осуждения преступной деятельности заграничных иерархов также не могли содержаться в патриаршем послании (З), согласно которому суду подлежали только те, «кои пользовались именем Тихона» 696 . Осуждение Карловацкого собора также предусматривалось директивами АРК. Еще 12 июня 1923 г. от Патриарха потребовали «выразить резко отрицательное отношение к Карловицкому собору и его участникам» 697 . Патриарх в своем послании от 1 июля 1923 г. ограничился подтверждением того осуждения, которое было вынесено Синодом 5 мая 1922 г. Тучкову тогда не удалось добиться выполнения директивы АРК. В апреле 1925 г. он попытался достигнуть этой цели. Однако тон осуждения Карловацкого собора меняется с крайне резкого (А) до умеренного (Ж). Так, в редакции А говорится, что этот собор вызвал «горестное изумление», в редакции Б – о «нарочитом вреде», который принес собор, а в Ж просто сказано, что он принес «не благо Церкви». Характеристика собора редакции Б как «безум- —275— ной, преступной, антицерковной затеи» в редакции Ж устранена. В редакции А содержалась совершенно неканоничная и нецерковная и по форме и по содержанию формула: «Мы отрекаем, отлучаем и анафемствуем их, объявляя их врагами», которую, конечно, не мог использовать Патриарх. В редакции Б эти слова отсутствуют, однако деятельность зарубежных иерархов названа «изменнической, антицерковной и контрреволюционной», эти характеристики отсутствуют в редакции Ж. Напомним, что заставить Патриарха обратиться к зарубежным иерархам с призывом вернуться на родину ОГПУ пыталось еще в мае 1922 г. Однако Патриарх прекрасно понимал, что в случае возвращения этих иерархов ждет если не смерть, то длительное тюремное заключение. Поэтому призыв, содержащийся в опубликованном послании, которого несомненно не было в патриаршей редакции (З), не мог быть подписан Патриархом, это поставило бы его в один ряд с теми, кто обрушил бы репрессии на этих иерархов в случае их возвращения. Другой важной задачей ОГПУ было добиться от Патриарха опровержения того факта, что он находится в состоянии несвободы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Анастасий ( Грибановский Александр Алексеевич ; 6.8.1873, с. Братки Тамбовск. губ. – 22.5.1965, Нью-Йорк, США), митрополит. Из семьи духовенства, сын священника, рано осиротел. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию и Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1897), пострижен в монашество (13.4.1898), иеродиакон (23.4.1898), иеромонах (1898), помощник инспектора Вифанской Духовной семинарии (1898), инспектор той же семинарии (1900), архимандрит (1901), ректор Московской Духовной семинарии (1901), епископ Серпуховский, викарий Московской епархии (29.6.1906), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Московский Владимир в Московском Успенском соборе, епископ Холмский и Люблинский (14.5.1914), епископ Кишиневский и Хотинский (10.12.1915), возведен в сан архиепископа (6.5.1916), член Всероссийского церковного собора в Москве (19171918), член Священного патриаршего Синода (7.12.1917), после присоединения Бессарабии к Румынии отстранен от должности архиеп. Кишиневского Архиерейским Синодом Румынской Православной Церкви, эмигрировал в Константинополь (1919), был назначен Высшим Церковным Управлением (ВЦУ) на Юге России на должность управляющего русскими приходами в Константинополе (19201924), член ВЦУ за границей (20.11.19202.9.1922), участник Карловацкого зарубежного церковного съезда (21.114.12.1921), выселен из Стамбула (1924), наблюдатель за делами Русской Духовной Миссии в Палестине с местопребыванием в Иерусалиме (19251936), участник ряда Архиерейских Соборов РЗЦ, помощник председателя Заграничного Архиерейского Синода (17.9.1934), возведен в сан митрополита (10.11.1935), участник Совещания русских иерархов для обсуждения организации русских церквей за границей но приглашению патриарха сербского в Сремски-Карловцах (619.11.1935), первоиерарх РЗЦ и председатель Архиерейского Синода (10.10.1936), председатель 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938), председатель Совещания архиереев РЗЦ в Вене (2126.10.1943), покинул Белград и переселился в Вену (сентябрь 1944), затем в Карлсбад, а затем в лагерь Флюссен под Мюнхеном (июль 1945октябрь 1945), проживал в Женеве (октябрь 1945март 1946), а затем в Мюнхене (март 1946ноябрь 1950), председатель Архиерейского Собора РЗЦ в Мюнхене (710.5.1946), переехал в США (23.11.1950), проживал в синодальном подворье Ново-Коренной Пустыни в Магопаке под Нью-Йорком (19511952), а затем в самом Нью-Йорке (с 1952), председатель ряда Архиерейских Соборов РЗЦ (1950, 1953, 1959, 1962), уволен на покой по старости (27.5.1964).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деятельность его убедила даже представителей гражданской власти, что все это движение уже не что иное, «как палое и зяблое дерево». В начале мая состоялся живоцерковный собор, а в середине этого месяца уже пошли слухи о предстоящем освобождении Патриарха. 25 июня состоялось определение распорядительного заседания Верховного Суда об освобождении Патриарха Тихона. 26-го июня он уже был на свободе, 28-го июня обратился с посланием «к архипастырям, пастырям и пасомым Православной церкви» 25 . Это первое послание имело огромное значение. Св. Патриарх Тихон в нем прежде всего касается живоцерковного суда над собою. Св. Патриарх заявляет, что он не признал предъявленного ему приговора живоцерковного собора по двум основаниям: 1) формально – Патриарх не был позван на суд и даже не был извещен об этом суде, поэтому и самый приговор не может иметь силы; 2) по существу – обвинение в политической контрреволюции неосновательно: с 1919 г. Патриарх дал определенные указания о невмешательстве церкви в политику. «Конечно, я не выдавал себя, – говорится в патриаршем послании, – за такого поклонника советской власти, какими объявляют себя церковные обновленцы». Но однако, когда ему стали известны постановления Карловацкого собора, то он склонился к мнению меньшинства. После обращения Карловацкого В.Ц.У. к Генуэзской Конференции Патриарх закрыл и самое Карловацкое Церковное Управление, возникшее помимо него, с благословения Константинопольского Патриарха. «Отсюда видно, что я, как пишет Патриарх, – уж не такой враг советской власти и не такой контрреволюционер, каким меня представляет собор». Отмечает послание случайный и даже противоканонический состав собора в отношении к архиереям, которым принадлежат судебные функции, а, именно, – из 67 живоцерковных епископов только 10 или 15 являлись архиереями старого посвящения, остальные беззаконно поставлены уже обновленцами. Переходя к вопросу о будущем направлении церковной политики, Патриарх заявляет: «Отныне я определенно заявляю всем тем, (кто будет пытаться восстановить его против советской власти) что их усердие будет совершенно напрасным и бесплодным, ибо я решительно осуждаю всякое посягательство на советскую власть, откуда бы оно ни исходило». Это послание Святейшего воспроизводит в значительной степени его показания, сделанные им во время заключения, и заявление, появившееся в связи с ходатайством об освобождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 Постановления Московского Поместного Собора 1917–18 гг., касающиеся организации высшего церковного управления были напечатаны в Москве в 1918 г. Затем перепечатаны в органе Карловацкого Церковного Управления – «Церковных Ведомостях» (в дальнейшем Ц. В.) за 1922 г. 1, 2. Кроме того переизданы отдельно в Варшаве «Веком Культуры» тоже в 1922 г. под заглавием: Положение о высшем и епархиальном управлении Православной Церкви. 10 Имеется официальное издание, как протоколов самого собрания, так и ряда приложений, имеющих отношение к деятельности собрания. Издание носит название: Деяния Русского Всезаграничного Собора. Ср. Карл овцы, 1922. 11 Указы Св. Патриарха Тихона и высших органов Русской церкви, касающиеся заграничных церковных дел напечатаны в Ц. В. за 1922 г. и вошли в специальный сборник под названием: Указы Св. Патриарха Тихона. Лондон, 1927 г. 12 Весьма ценные данные находятся в небольшой брошюре: Материалы Подготовительной Комиссии. Вып. 1, Град Равноапостольного Константина. 1921. 15 Постановление ВЦИК напечатано в Известиях, 24 февраля, а Инструкция в Правде, 28 февраля 1922 г. 16 Послание было напечатано в Москве. Нам известен отдельный оттиск. См. также Ц. В., 1922, 6–7. 20 Указ Св. Патриарха, от 5 мая 1922 г. См. указ. Сборник и в протоколах Карловацкого ВЦУ. Ц. В., 1822, 12–13. Протоколы совещания епископов там же. 170 25 Патриаршее послание напечатано в Известиях, 29 июня 1923, под заголовком: «Среди церковников». 31 Послание мит. Евлогия, имеется отдельный экземпляр; заметка мит. Антония: Ц. В., 1923, 13–14, стр. 9. 32 Протоколы епископского совещания не опубликованы, но имеются у автора в копиях, заверенных секретарем, г. Махараблидзе. 33 См. Сборник указов Св. Патриарха Тихона. В конце напечатано послание арх. Серафима Углицкого. 37 Акты назначения Местоблюстителей и свидетельствования совещанием епископов в Москве. Ц. В., 1925, 2!–22, стр. 1 и сл. 47 Послание мит. Евлогия о поминовение Местоблюстителя: Возрождение, 1925, 119, от 29 сентября. 56 М. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Собор не внял голосу оппозиции. Митрополит Антоний, возражая тридцати четырем, сказал: «Вопрос династии - не политический, а чисто церковный, ибо отвергать этот вопрос - значит отвергать существующие, никем не отмененные основные законы, соглашаться с так называемыми «завоеваниями революции», то есть одобрять низвержение Государя с царственной династией, уничтожение русского народа и вместе с тем подвергать народ русский кровопролитию и ужасам бонапартизма и самозванщины. Вопрос этот моральный, нравственный, и следовательно - чисто церковный». Впоследствии митрополит Евлогий писал: «Только злой дух мог продиктовать «Обращение». Карловацкий Собор образовал Высшее церковное управление за границей под председательством митрополита Антония, которому Собор усвоил звание Заместителя Патриарха. Высшее Церковное Управление состояло из Архиерейского Синода и Церковного Совета. Оно претендовало на возглавление церковной жизни всего русского зарубежья. Вскоре после окончания карловацкого Собора Патриарх Тихон направил Сербскому Патриарху Димитрию грамоту: «Сердце Наше тем более исполнено чувством радости и благодарности Вашему Блаженству, что Мы живо сознаем все то добро, какое сделано и делается Вами по отношению к русским изгнанникам - епископам, клирикам и мирянам, которые силою обстоятельств, оказавшись за пределами своей Родины, нашли себе радушие и приют в пределах Сербской Патриархии». Многими русскими клириками эти слова были восприняты как косвенное одобрение постановлений карловацкого Собора. Между тем, 5 мая 1922 года в Москве на соединенном присутствии Священного Синода и Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха Тихона было вынесено постановление, которое в виде Указа Патриарха было выслано митрополиту Антонию и возведенному 30 января 1922 года в сан митрополита Евлогию, временному управляющему Западноевропейскими русскими приходами: «1. Я признаю карловацкий Собор заграничного духовенства и мирян не имеющим канонического значения и послание его о восстановлении династии Романовых и обращение к Генуэзской конференции не выражающими официального голоса Русской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/440019/

В мае 1964 г. митрополит Анастасий, будучи тогда еще главой Карловацкой Церкви, созвал Собор епископов для избрания себе преемника по причине своего преклонного возраста. Атмосфера заседаний Собора была весьма напряженной. Этого не могли скрывать даже сами карловацкие архиереи. Члены Собора разделились на две партии, каждая из которых старалась во что бы то ни стало избрать главой Церкви своего ставленника. Не желая уступить друг другу, партии остановились на “нейтральной” кандидатуре-епископе Брисбенском Филарете, самом младшем по хиротонии из всей зарубежной иерархии и являвшемся всего лишь вторым викарием архиепископа Сиднейского и Австралийско-Новозеландского. В жизни Русской Зарубежной Церкви с вступлением на пост ее предстоятеля митрополита Филарета почти ничего не изменилось. Новый первоиерарх продолжает ту же линию, какую проводили и его предшественники — митрополиты Антоний и Анастасий. Настроенность митрополита Филарета по отношению к Русской Православной Церкви по-прежнему остается враждебной. В Русской Зарубежной Церкви имеется сейчас 14 епархий: шесть в США, две в ФРГ и по одной в Канаде, Англии, Швейцарии, Аргентине, Бразилии, Чили, Австралии и Новой Зеландии. Общее число приходов — около 400; количество архиереев — 22. Имеется 13 монастырей в разных странах — 6 мужских и 7 женских. Эти цифры, однако, как мы увидим ниже, не отражают истинного положения карловацкой церковной группировки. Духовным центром эмигрантов-раскольников является Свято-Троицкий монастырь в г. Джорданвилле (США), называемый карловчанами “Лаврой Русского Зарубежья”. Здесь же при монастыре имеется духовная семинария и издательство журнала “Православная Русь” — официального органа Архиерейского Синода. Настоятелем монастыря и ректором семинарии является епископ. В 50е годы началось массовое переселение русских эмигрантов из Европы за океан. Среди них было множество и карловчан. Опасаясь приближения Советской Армии в переломный период Великой Отечественной войны, карловчане оставили все свои насиженные места в Югославии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии. Покинули они многие приходы и в других европейских странах. По этой причине в конце 50х — начале 60х годов Зарубежная Церковь на американском континенте значительно возросла. Сейчас, как уже было указано, там имеется 10 епархий: шесть в США, одна в Канаде и три в Латинской Америке.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

48 См.: Заграничное русское церковное собрание: Материалы подготовительной комиссии. Вып. I. С. 12. 55 Ляшевский С., прот. Русские православные церкви заграницей. Архив Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле (Holy Trinity seminary archive – HTSA). F. «Liashevkii» В. 2. F. 14. 56 См.: Следственное дело Патриарха Тихона: Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С. 695. 57 См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 19171943 гг. Сост. М. Губонин. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1994. С. 261. 60 Троицкий С. Правовое положение Русской Церкви в Югославии. Белград, 1940. Оттиск из Записок Русского научного института в Белграде. Вып. 5. С. 106. 61 За принятие обращения высказался 51 человек – 6 архиереев, 7 священников, 38 мирян. Отказались подписать обращение 33 члена Собора – 6 архиереев, 14 священников, 13 мирян (см.: Деяния Русского Всезарубежного Собора, состоявшегося 821 ноября 1921 года (21 ноября3 декабря) в Сремских Карловцах в Королевстве C. X. и С. Сремски Карловци: Српска манастирска шmaмnapuja, 1922. С.50:52). 62 См.: Переписка Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и митрополита Евлогия (Георгиевского). 19211922. Публ., коммент., предисл. Н.Ю. Лазарева. Ученые записки российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. 2000. Вып. 6. С. 109. 66 См.: Следственное дело Патриарха Тихона. С. 122, 128, 154155; Применить к попам высшую меру наказания. Источник. 1995. 3. С. 116. 67 См.: Указ из Временного Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковные ведомости. 1922. 1213. С. 67. 76 См.: Журнал Московской Патриархии в 19311935 годы. М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви. 2001. С. 227228. 78 См.: Троицкий. История самочинной карловацкой организации. С. 66; Журнал Московской Патриархии в 19311935 годы. С. 227229. 80 См.: Троицкий. История самочинной карловацкой организации. Церковно-исторический вестник. 2001. 8. С. 68.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

патриарх Тихон вновь признал свою вину за «совершенные преступления» и заявил о своем лояльном отношении к Советской власти, повторив знаменитую формулу: «Я Советской Власти не враг». Он также «выразил резко отрицательное отношение» к участникам Карловацкого собора, согласился с возможностью «введения нового стиля календарного и в практику церковную», осудил поляков за гонения на православных. – РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 118. Л. 19; АК II. С. 349–352; Одинцов М.И. Русские патриархи XX века... С. 110–112. См. также: Известия ВЦИК. 1923. 4 июля 147); Акты Святейшего Тихона... С. 283–285; РПЦ в советское время... С. 225–227; Следственное дело Патриарха Тихона... С. 857–859; и др. В «3-ем обращении к верующим» (воззвание к «Архипастырям, Пастырям и Пасомым Православной Церкви Российской») от 1 июля 1923 г. патриарх Тихон, как от него и требовала АРК, в очередной раз раскаялся по поводу своих «пассивных и активных антисоветских действий», включая «сопротивление декрету об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих». Он признал влияние на себя «монархистов и белогвардейцев» и свое участие в их преступлениях. Патриарх «резко высказался» против польских властей и папы Римского за притеснения православных, против «разных сектантов – баптистов, евангелистов и других» – за прозелитизм, а также осудил митрополита Антония (Храповицкого) и в целом участников Карловацкого собора. Согласился Тихон еще раз и на реформу церковного календаря, попутно одобрив орфографическую реформу для церковных книг. – РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 118. Л. 20; АК II. С. 353–355; Одинцов М.И. Русские патриархи XX века... С. 113–114. См. также: Известия ВЦИК. 1923. 6 июля 149); Вестник русского христианского движения. 1975. 115. С. 75–77; Акты Святейшего Тихона... С. 286–287; Регельсон Л.[Л.] Трагедия Русской церкви... С. 337–338; РПЦ в советское время... С. 228–230. Таким образом, предстоятель Русской церкви в трех «покаянных» документах, выполнил все разработанные Ярославским и утвержденные Политбюро шесть пунктов условий освобождения из-под ареста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ [серб. Joahukuje] (Мартинович; † 25.11.1721, Арад, совр. Румыния), еп. Арадский серб. Карловацкой митрополии . О жизни И. до епископства известно лишь, что он был пострижеником мон-ря Хопово. После избрания в 1708 г. 1-го епископа объединенной Арадской епархии Исаии (Джаковича) митрополитом Карловацким И. стал владыкой Арадским - утвержден имп. Свящ. Римской империи Иосифом I 29 нояб. 1710 г. В составе епархии помимо серб. были и румын. приходы, поэтому И. пришлось вести нелегкую борьбу против унии, которая получила широкое распространение среди правосл. румын. На серб. Народно-церковном Соборе в мон-ре Крушедол 10 мая 1713 г. имя И. первым было вписано в состав комитета по передаче дел избранному митр. Карловацкому Викентию (Поповичу) . Но на следующий Народно-церковный Собор, в 1715 г. в г. Сремски-Карловци, И. сначала не получил приглашения из-за обвинений в тайном принятии унии. Однако в письме митрополиту от 1 авг. 1715 г. он опроверг наветы недоброжелателей из числа граничарских офицеров в Араде и впосл. как полноправный депутат принял участие в работе Собора. Лит.: Ckaзahuie о жumiu преосвяштених Apxienuckonob всея Cepбckiя и Noмopckiя земли//Гласник Друштва србске словесности. Београд, 1854. Бр. 6. С. 55; Мемориал саборни кои je дат от христиан на сабору 10 мajя 1713 у Карловци//Беседа. 1869. Бр. 17(35). С. 387-388; Г. Споменици из будимског и пештанског архива: Збирка 3//ГСУД. 1874. 5. С. 186-189; Руварац Д. Прилози за ucmopujy архиепископа и епископа у мumponoлuju Kapлobaчkoj//ЛетМС. 1899. 198. Св. 2. С. 105; Изборни сабор 1713//Архив за ucmopujy Српске правосл. карловачке мumponoлuje. Сремски Карловци, 1911. Бр. 3/4. С. 40-41; Р. Око сабора у Карловцима 1715//ГлИДНС. 1930. 3. Св. 3. С. 463-464; Српски jepapcu. C. 233. Ю. В. Костяшов Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (Йованович; 1732-1805), еп. Горно-Карловацкий (1783-1786) и Бачский (1786-1805) Карловацкой митрополии АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/577974.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010