— Что предпочитаете на завтрак? Вам не покажется вопрос бестактным? — Нисколько. Обычно мой завтрак — геркулесовая каша, яичница. Чай, чаще — кофе. — Какие блюда особенно любите? — В 60-е годы я был в Париже, и там, где сейчас Центр Помпиду, находился оптовый рынок, известный читающей публике по роману Эмиля Золя «Чрево Парижа». В маленьком ресторанчике попробовал фирменное блюдо — луковый суп. И, что называется, полюбил. Где бы потом ни бывал за границей, везде в ресторанах его заказывал, но такого вкусного больше не ел. А потом мне как-то попался журнал «Шаляпин», и в нем — рецепт галльского супа. Я вырезал для тех, кто у нас готовит. Теперь луковый суп в Патриаршей резиденции не хуже, чем в Париже. — Здорово. То есть готовят вам вкусно. А кто? — Монахини. Они почти все из Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря. Я много лет был епископом, архиепископом и митрополитом Таллинским и Эстонским. По традиции монахини из Пюхтицкого монастыря несут послушание в резиденции. Они не какие-то обученные кулинары. Но готовят хорошо. С любовью. И с молитвой. — Сколько человек работает в резиденции? Кто подбирает персонал, руководит им? — Один, два: (считает про себя) шесть человек. Руководит ими игуменья Филарета, которая свыше 40 лет ведет хозяйство. Она и подбирает домашний персонал. — Вам уютно в резиденции? — Да, вполне. — Ваши любимцы — многочисленные домашние животные — способствуют этому ощущению теплоты? — И не говорите! У нас ими полон дом. Птицы, кошки, собаки: — Собаки породистые? — Маленькие. Кеша — это мопс. Пушок — пекинес. А какое-то время назад, когда встречался с детьми Беслана, они, вы знаете, подарили мне карликового пуделя. Я сначала растерялся, даже сказал: «Пустят ли меня с ним домой?» Особенно имея в виду гордый, независимый характер Пушка. Но Туся (пудель оказался девочкой) всех покорила своей симпатичной забавной мордашкой. — Ваше Святейшество! Возможно, чтобы фотограф ГАЗЕТЫ сделал несколько снимков в переделкинской резиденции? Насколько вас это обременит? Только ответьте не с присущей вам вежливостью, а абсолютно прямодушно. 

http://pravmir.ru/ya-starayus-ne-prilepl...

Я стал лихорадочно оглядываться по сторонам, но снова – вокруг ни души. Каштановая аллея была совершенно безлюдна. В общем, потоптался, пооглядывался, немного пришёл в себя и пошёл дальше. А что делать?.. Миновав Старый Руссик и мельничку прп. Силуана Афонского, я вышел к побережью. – Всё, – думаю, – с этой минуты я буду постоянно носить на груди готовый «к бою» фотоаппарат! Мне вспомнилось, как уже несколько раз и мне, и моим знакомым доводилось на собственных фотоснимках неожиданно обнаруживать нечто такое, что глаза в момент съёмки не видели – некие фигуры людей, странные облака и т.д. Причём это случалось в равной степени и с плёночными, и с цифровыми аппаратами. Кстати, русский Пантелеимонов монастырь, к которому я тогда направлялся, располагал на этот счёт идеальной иллюстрацией. У его входа со стороны моря, когда вы по ступеням приближаетесь к арочному проходу внутрь монастыря, слева от арки можно увидеть на стене огромную фотографию. На ней изображено удивительное событие, произошедшее здесь же, у ворот, в далёком 1903 году. В то время монахи монастыря имели обыкновение после литургии чем-то поддерживать своих собратьев – бездомных скитальцев по Афону. Их здесь называют сиромахами. Сидели они возле входа в монастырь и смиренно просили подаяния. Протат Святой Горы, имея благое желание пресечь иждивенчество, потребовал от Русского монастыря прекратить эту «душевредную практику». И вот наступил последний день, после которого русские монахи обязаны были подчиниться требованию Афонского руководства. Они раздали милостыню и удалились на послушания. Но случайно эту последнюю раздачу сфотографировал один из иноков. Когда же он проявил фотопластину и напечатал с неё фотографию, то с удивлением увидел среди сиромахов… Женщину, с благоговением и смирением держащую в руках хлеб, только что полученный из рук благочестивого русского монаха. Наверное, излишне говорить, что фотограф, когда всё это снимал, глазами Пресвятую Богородицу тоже не видел. Фотография Хозяйки Горы Афонской, а самое главное, скрытый смысл этой фотографии настолько сильно подействовали на членов Священного Кинота, что они без промедления отменили своё решение.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/27/tri_ch...

– Ну что вы! Я начинающий фотограф, едва ли у меня что-то получится, – застеснялся мой собеседник, протягивая визитку. Как оказалось, это был генеральный директор крупного завода – одного из ключевых спонсоров праздника, ставшего подлинным фестивалем русской культуры в Башкирии... Михаил Чванов особенно акцентирует мое внимание на том, что многие башкиры и татары тоже с большой радостью принимают участие в Аксаковских днях. " Наш праздник – не только русский, но подлинно евразийский. И одним из первых евразийцев, хотя этого наименования тогда не существовало, несомненно, был Сергей Аксаков " ... Первый – уфимский – " аксаковский день " сменил день белебеевский. Этот район Башкирии, пограничный с Оренбуржьем, славен тем, что у Аксаковых здесь было сразу несколько имений, в одном из которых – Надеждине – сегодня открыт Аксаковский историко-культурный центр. Поблизости недавно открыли памятник Сергею Тимофеевичу работы известного белорусского скульптора – народного художника Республики Беларусь Ивана Миско. Его творение уже стало главной достопримечательностью района. К памятнику приезжают молодожены в надежде перенять аксаковские семейные традиции. Правда, не обходится без суеверий, люди полюбили тереть " на удачу " бронзовый нос борзой, уютно примостившейся рядом со своим знаменитым хозяином. В возрожденную же рядом Димитриевскую церковь, где Аксаков крестил своих детей, народ ходит, увы, куда реже. И даже недавно поставленный на Нефтекамскую и Белебеевскую кафедру епископ Амвросий, отслуживший 22 сентября заупокойную литию по Аксаковым, так и не смог собрать полный храм. Но все же нельзя сказать, что жители Башкирии забывают свои традиции. Множество фольклорных праздников, проходящих в рамках Аксаковских дней, – тому подтверждение. Русские и украинские, татарские и башкирские, чувашские и марийские коллективы показали себя на столь высоком уровне, что до сих пор в ушах звучат зачастую непонятные слова их дивных песен. Особенно запомнилась композиция " Аленький цветочек " самарского казака-старовера Павла Коровина. Этот человек мечтает разбить в Самаре, где губернатором и предводителем дворянства долгое время был один из сыновей Аксакова – Григорий Сергеевич, Аксаковский сквер. Хочется верить, у казака все получится, ведь именно его усилиями в Самаре уже возведен памятник Чехову. Тем более что есть у Коровина и земляки-единомышленники – представители Администрации Борского района Самарской области, где в этом году, впервые за всю историю Аксаковских дней, 30 сентября состоялось продолжение праздника.

http://religare.ru/2_97080.html

Оставалось менее двух месяцев. И надо было все по дням просчитать. Друг нашего Фонда протоиерей Константин Кобелев, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево, предложил провести молебен на начало благого дела в фонде «Андреевский флаг». Мы с Николаем Головкиным и Михаилом Дмитруком поехали в храм Святителя Николая в Бирюлево, где после молебна отец Константин взял в руки икону Царственных страстотерпцев и мы с ней отправились в фонд. Отец Константин нес икону, мы с Николаем Головкиным и Михаилом Дмитруком его сопровождали, а замечательный фотограф Александр Зверев нас, шествующих среди толп недоумевающих в электричке, на Павелецком вокзале, а потом по Валовой улице, фотографировал. Нас трогательно встретили сотрудники и Президент Фонда «Андреевский флаг» А.В.Мельник, отслужили молебен на начало благого дела. Так икона из храма Святителя Николая Чудотворца из Бирюлева стала первой святыней для нашей программы. Потом из храма священномученика Климента, папы Римского настоятель храма о. Леонид Калинин передал икону святого Климента с частицей мощей, а из храма Святой Екатерины на Всполье, с подворья Американской Православной Церкви принесли икону с мощами Святителя Германа Аляскинского. Потом настоятель Николо-Перервинского монастыря протоиерей Владимир Чувикин передал большую икону с частицей мощей сщмч. Владимира, митрополита Киевского. Из Псковских Печерского и Спасо-Елеазаровского монастырей и храма св. Александра Невского переданы были святыни. Свой крест-мощевик передал митрофорный протоиерей Матфей Стаднюк, настоятель Богоявленского кафедрального собора. А также передали из этого собора древний список Казанской иконы Богородицы, которую пронесли от Владивостока до Москвы. В тихом уголке фонда «Андреевский флаг» мы поставили аналойный столик. На нем лежал Крест, Псалтирь, Молитвослов. Были установлены иконы, в том числе и те, которые потом шли с крестными ходами. И каждый день в 12.00 по очереди все сотрудники читали и молились в этом молитвенном углу.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/11/ta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации св. мощей в 1918 - кон. 20-х гг. XX в., являвшаяся частью масштабного плана советской власти по ослаблению и дискредитации РПЦ, по формированию в народе путем «разоблачений» недоверия к священнослужителям, по искоренению почитания св. мощей, к-рые рассматривались большевиками как «орудие для затемнения сознания трудящихся», а также как средство извлечения доходов храмами и мон-рями. Шла в русле реализации декрета от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , для проведения к-рого в жизнь был создан Ликвидационный V (позже VIII) отдел Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР во главе с П. А. Красиковым . Заняла центральное место в программе мер общегос. уровня, направленной на выполнение установки VIII съезда РКП(б) (1919) о «полном отмирании религиозных предрассудков» и Церкви. Толчком для кампании по В. м. стало известие о разгроме красноармейцами осенью 1918 г. Александрова Свирского в честь Св. Троицы муж. мон-ря (Олонецкая губ.), хранившиеся в нем мощи прп. Александра Свирского объявили «восковой куклой». Вскрытие сопровождалось глумлением над мощами, изъятием серебряной раки. 16 февр. 1919 г. Коллегия НКЮ приняла первое постановление об организованном В. м.; в нем указывалось, что следует предоставить инициативу местам («вскрытие мощей на местах нужно приветствовать... Разрешение от центра на вскрытие не требуется»). В. м. объяснялось советской властью «требованиями трудящихся, красноармейцев...». Для В. м. создавалась комиссия в составе представителей исполкома, райкома партии, ЧК, врача, духовенства и др. При скоплении публики вскрывалась рака, с мощей снимались облачения. В оскорбляющем верующих виде мощи выставлялись в храме в целях «раскрытия обмана». В публиковавшихся в центральных и местных газетах протоколах вскрытия внимание акцентировалось на таких, по представлению членов комиссий, отталкивающих верующих деталях, как «почерневшие кости», «отсутствие останков», «пыль», «труха». Нередко на вскрытие приглашался фотограф. Но часто даже такой «порядок» В. м. грубейшим образом нарушался.

http://pravenc.ru/text/155572.html

Это утверждение опровергается газетными корреспонденциями, из которых видно, что народ по-прежнему подходил к Григорию с духовными вопросами и по-прежнему целовал ему руку. «Старец» откликался. «Тут одной нашей предсказал, что замуж выйдет, а другой приказал: один тебе путь – в монастырь» . То же самое происходило в Дубовке: корреспондент «Речи» сообщал, что Распутин «все время ходит с женщинами и девушками в монастырском саду под руку» и «предсказывает последним одинаковую всем судьбу: или замужество, или монашество» . Впрочем, других судеб для девушек тогда и не было. Порой «старец» действовал в характерной для него экстравагантной манере. После одного водосвятного молебна в монастырском храме Григорий угостил всех подошедших к нему богомолок святой водой с одного стакана, а некоей «молоденькой пикантной даме» предложил допить остаток воды, грозя в противном случае вылить этот остаток на собеседницу . Обосновывая свое утверждение о якобы имевшей место народной неприязни к Григорию, Труфанов ссылается еще на два эпизода. Во-первых, исчезновение «старца» с известной фотографии. Народ «приказал фотографу Лапшину отрезать Григория от моей и Гермогеновской карточки, где мы втроем сняты; приказал под угрозой, что если фотограф этого не сделает, то никто не будет покупать карточек. Лапшин отрезал…» . Странный «народ», который является к фотографу с приказаниями! Нет, карточку редактировал не «народ», а конкретное лицо. Недаром Григорий подозревал тут руку самого о.Илиодора. Если это сделал и не он, то кто-то из его близких друзей, имевший доступ к процессу устройства фотовыставки. Поэтому в отредактированном виде карточка стала нагляднейшим доказательством охлаждения о.Илиодора к «старцу». Второй эпизод – уклонение певчих от встречи со «старцем» – выглядит очень сомнительным. О.Илиодор якобы передал певчим приглашение от Григория, но откликнулись только «три сморщенные старушки» из тысячи человек. Толпу больше интересовал иеромонах. «Не отвечая, они продолжали смотреть на меня, потому что они не видели меня целую неделю». Все это будто бы произошло по возвращении из Дубовского монастыря . Но в Дубовке о.Илиодор находился не неделю, а два дня. Более правдоподобным казалось бы отнести этот эпизод к возвращению из более длительного вольского паломничества, о котором Труфанов старательно умалчивает, и связать с полицейскими донесениями о вышеупомянутой речи Григория перед певчими вечером 18 июня. Возможно, кое-кто из слушателей действительно стал расходиться по домам, узнав, что говорить будет не батюшка (надорвавший голос в Вольске), а его гость. Но нарисованная Труфановым картина – 3 старушки за Григория и 997 остальных за о.Илиодора – слишком художественна и попахивает чисто илиодоровским презрением к тем, кто не обладает его красноречием.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/02/...

Это фото опубликовал А.Ф. Парамонов, составитель книги «Харьков. Ретроальбом» (Харьков: ХЧМГУ, Глобус, 2008) с таким комментарием: «Вид с колокольни Мироносицкой церкви. Фотограф-любитель Борис Кузьмич Руднев, побывав на колокольне Мироносицкой церкви, сделал целый ряд фотографий Харькова. Несмотря на то, что снимок сделан любителем, он представляет интерес для восстановления картины старого города. На фотографии видны Николаевская и Троицкая церкви, Успенский собор и костел». Википедия дает добавочный комментарий, перечисляя оказавшиеся в поле зрения храмы Харькова (крестиком помечены уничтоженные церкви): «Вид с новой высокой, 1911 г., колокольни Мироносицкой церкви на центр Харькова, между улицами Гоголя (слева) и Сумской (справа, не видна). Слева направо церкви: католический костёл, Троицкий собор на Подоле, †Николаевский собор, Покровский собор, колокольня Успенского собора. †Лютеранская колокольня (1914) слева на Пушкинской ещё не построена, †Воскресенская церковь напротив Рыбного моста не видна». Статья взята с сайта http://www.pravoslavie.ru/smi/46370.htm Нынешний каменный храм Креста Господня в 1783 г. освящен был на кладбище во имя Св. жен Мироносиц. Надобно при этом вспомнить, что в 1701 г. для Куряжского монастыря куплена была книга «на общие гроши сестр Мироносиц, жителей города Харькова», так говорит надпись на книге. Как долго и в каком виде существовало это общество благочестивых жен после 1701 г., неизвестно. Но почти несомненно, что живая память об этом обществе подала мысль построить на кладбище храм в честь Св. жен Мироносиц. В 1803 г., при умножении населения Харькова, храм обращен в приходский. В 1809 г. попечением купца Ивана Тараканова устроены в нем приделы во имя жен Мироносиц и Св. Николая с посвящением главного храма славе Креста Господня. С 1837 г. весь храм был перестроен и освящен в 1841 г. На эту перестройку купчиха Параскева Тамбовцева пожертвовала 5140 р. серебром; купец Иван Киткевич – 1375 р. серебром; помещица Анна Николаевна Безпальчева, попечитель надворный советник Крамаренков и церковный староста Иван Чекалов – по 1258 р. серебром.

http://sobory.ru/article/?object=33252

Власти арестовали отца Сергия 28 сентября 1937 года. Отслужив литургию на престольный праздник в храме великомученика Никиты в селе Кабаново, где незадолго перед этим был арестован друг отца Сергия, протоиерей Василий Максимов, он вернулся домой. Глубокой ночью кто-то постучался в окно. Отец Сергий давно ждал этого часа и спокойно сказал: «Это за мной». Затем он встал, оделся и открыл дверь. В дом вошли трое сотрудников НКВД. Они все перерыли, но ничего не нашли. После этого один из них сказал: «Ну, собирайтесь. Берите всё теплое». Дети и бабушка заплакали. Отец Сергий попрощался со всеми, благословил, поцеловал и ушел. Арест отца вызвал у детей нервное потрясение, дочь Лидия, выскочив на улицу, безотчетно стала кричать «караул», и состояние ее было таково, что она не могла остановиться. Сотрудники НКВД, чтобы утихомирить девочку, стали стрелять в воздух. Первое время после ареста отец Сергий находился в тюрьме в городе Покров; бабушка и дети приносили ему туда продукты и вещи. Однажды священник передал им из тюрьмы белье и прядь своих волос, и дети поняли, что их отца остригли. Вскоре свя-щенника перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Были допрошены лжесвидетели. Один из них, фотограф Цветков, показал, что «Скворцов, используя сан священника, часто проводит беседы с верующими». Председатель сельсовета в Дрезне сказал о священнике: «Скворцов среди верующих и граждан поселка Дрезна проводит антисоветскую агитацию, группируя вокруг себя активных церковников. Он поддерживал связь с арестованным недавно попом кабановской церкви Максимовым. Скворцов весной этого года около сельсовета в антисоветском духе заявлял: «Плохо стало верующим. Советская власть с нас берет великие налоги. Хотя государство и говорит, что оно не вмешивается в церковные дела, что Церковь отделена от государства, а все же нас притесняет». Выслушав лжесвидетельства, отец Сергий не согласился с ними и потребовал от следователя, чтобы ему была устроена очная ставка, но следователь ему в этом отказал. 3 и 4 октября 1937 года следователь допросил священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А между тем, и здесь есть кой-какая жизнь, и здесь бродят стада Бедуинов. Только поднявшись на господствующее плоскогорье (через 2 часа после Неби-Муса), которого склоны эта холмистая местность образует к Мертвому морю, и увидав с вышины этого плоскогорья моавитские горы, то голубоватые, то красно-коричневые и ярко-пурпурные, то подернутые бирюзовою дымкою, мы могли передохнуть. Задохлись ослы и мулы, три раза роняли на крутых спусках наши аппараты и багаж. По этому плоскогорью было легко и приятно идти и людям, и животным: отовсюду открывались чудные виды, воздух отличался легкостью горных мест. Только в 31/2 часа дня (стало быть, через 71/2часов перехода от Иерихона, хотя мы нигде не имели стоянки) мы завидели в лощине ряд бедуинских палаток с их хозяевами, промышляющими нищенством, и стали подыматься по широкой, вырубленной в скалах и частью дополненной мостовыми, дороге, пока (через 20 минут подъема) пришли в монастырь. Его дивное местоположение, полное сурового величия, глубокое ущелье с отвесными стенами, бесчисленные пещеры, изрытые, подобно гнездам в недрах скал, грандиозные постройки, которых фундаменты и основания восходят к VI веку, наконец, священные воспоминания места и его необыкновенных подвижников, все это делает из монастыря Св. Саввы памятник христианства, и потому фотограф экспедиции должен был поспешить, чтобы в течение двух суток, нами проведенных в обители, выполнить ряд наружных его видов (фот.822–831, табл. LXXII), снимков внутренности главной церкви (827), церкви Св. Николая (832), одной иконы из церкви Иоанна Дамаскина в старом окладе (831) и пр. Собственно древних памятников в монастыре не оказалось: собор новый, и все убранство в нем новое, ризница или ничего не сохранила от древности, или, быть может также, именно нам не удалось найти ничего древнего, и только в одном уголку, за главною церковью, между часовнею Св. Георгия и примощенными сбоку келиями (в одной из них при нас помещался старец Симеон, 76 лет, русский, из отставных солдат) нашли мы остатки мозаического пола, самого бедного рисунка, но, вероятно, весьма древнего, как, конечно, и многое другое в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

До 1783 года умерших хоронили около церкви, а с 1783 года на кладбище за селом, саженях в 70-ти от церкви. Потом отвели под кладбище новое место в версте от села, на так называемом Изенчином поле. 18 мая 1868 года село Ильинскую Пустынь посетил Великий Князь Алексей Александрович, проездом вниз по Волге. Посещение Великим Князем села было неожиданным для жителей. Великий Князь сьехал с парохода на лодке. Первыми заметили его судебный следователь М.М. Краснопольский и отставной капитан, защитник Севастополя И.Т. Корнилов; от них весть быстро распространилась по всему селу. Собрались священник К.Г. Шатьминский, староста А.Н. Сердечное и много народа. Его Высочеству, Великому Князю Алексею Александровичу, была предложена Краснопольским лошадь, но он отказался и пешком пошел на гору по роще, по направлению к деревне Хинда-касам, стоящей от села на расстоянии около версты. Краснопольский и Корнилов с народом шли за Великим Князем. Краснопольский успел известить о приезде Великого Князя. При входе в деревню, Великий Князь был встречен с хлебом и солью; собралось много народу, женщины-чувашки были в своих костюмах. Великий Князь приобрел шульгаму одной из чувашек, заплатив очень щедро. В деревне Великий Князь зашел в одну из чувашских изб; здесь он наблюдал приготовление шерсти для пряжи, работающая женщина была больна глазами, Великий Князь пожалел ее и дал ей денег на лечение. Заметив в деревне плохое состояние пожарного обоза, Великий Князь выразил желание об улучшении его. По выходе из деревни Великий Князь пожелал, чтобы под одним из дубов, растущих около Хунда-касов, была поставлена икона святого, имя которого он носит. От Хунда-касов Великий Князь направился в близлежащую деревню Токари, здесь, по его желанию, были собраны дети чуваш для игр. Отсюда Великий Князь Алексей Александрович пошел к Токаревскому перевозу, где его ждал пароход, поднявшийся от Ильинской Пустыни вверх по Волге до этого перевоза. Население села Великий Князь одарил деньгами. Пароход, на котором ехал Великий Князь, в обратный путь останавливался около села. Фотограф, сошедший с парохода, снял снимок села и разных групп местного населения.

http://sobory.ru/article/?object=57298

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010