В душе ничто не пропадает бесследно, даже то, что она восприняла почти бессознательно, - например, так влияет на нас окружающая среда, люди и обстановка. Быть может, вся жизнь иных людей слагается под влиянием этой сре­ды. И если постоянно принимает человек в душу мысли соблазни­тельные, а мысли порождают в душе чувства, желания и дела, с сове­стью несогласные, то сколько же накопится таких худых следов в ду­ше, которые человек воспринимал ежедневно, ежечасно, ежеминут­но в долгие годы своей жизни? Ведь каждым своим поступком и по­мышлением тайным человек чертит, создает как бы свой будущий об­раз подобно тому, как живописец или фотограф, и если этот образ пока еще темен, непроявлен, то он будет некогда проявлен, подобно фотографическому образу, Господом на Страшном Суде, когда Гос­подь во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя (1 Кор. 4, 5). Подлинно, червь «неумирающий», «неусыпающий», о котором говорит Господь, не есть какое-либо изобретение ума человеческого; этот червь зарождается и растет в муках совести еще во время зем­ной жизни. Ведь так много самоубийц! Не потому ли они покончили с собой, что не могли снести начавшихся нестерпимых, неутолимых мук совести, мук разбитого счастья, мук от обманутых надежд, разру­шения желательного строя жизни? И геенна - не призрак; ведь огонь страсти, заключающий в себе муку, уже и есть начало огня геенского, который будет гореть и не угасать, если человек не позаботится во время земной жизни угасить его. Вот почему святые так старались помнить всегда о суде и геенне огненной, как, например, преподобный Ефрем Сирин, который, «час присно провидя суда, рыдал еси горько». Вот почему предки наши так держали всегда в памяти Страшный Суд: с изображения на картине и в слове при князе Владимире начали обращение к христи­анству; с памятью о Страшном Суде выходили всегда из храма, над входом в который изображали Страшный Суд, оживляли память о нем картинами на стенах домов, духовными стихами и т. д. И наобо­рот, ослабевая в памятовании Страшного Суда, как стали поздней­шие потомки забывать и заветы Христа! Они более помнят то, что  их занимает, что приятнее.

http://pravoslavie.ru/1594.html

В начале XVIII века царь Петр Первый решил положить ко-нец поражениям в Северной войне (1701–1721 гг.). Для этого он опорным пунктом избирает Псково-Печерский монастырь и своими руками закладывает пушечные бастионы вокруг полуразрушенной от времени крепостной стены. Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Мы проходим через Святые врата с древней молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Привратник отвечает: «Аминь». Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Фотограф Н. Г. Матвеев. Императорская Археологическая комиссия Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Рисунок неизвестного художника Святые врата Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1974 год Крестный ход в праздник Собора преподобных Псково-Печерских. 2012 год Памятник преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. Скульптор Голубев И. В. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Чудотворный образ святителя Николая «Можайский». XVI bek Никольский храм В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученикаКорнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая — защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай — самый почитаемый угодник Божий на Руси.

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

Если объяснить родителям, как нехорошо, что ныне все школы в Японии – без всякого вероучения, и как опасно оставлять детей расти атеистами, то, конечно, многие из них охотно будут по воскресеньям посылать своих детей в христианскую школу. – Принято к сведению это предложение, и только, – что весьма жаль – значит, ничего и не будет сделано. Исайя Мидзусима по поводу сего предложения говорил, что нужны православные книжки с картинками да нужно лучше издавать их – кана-де неудачна, или книги трудно читаются; я отослал его толковать о сем с Саввой Хорие и Павлом Накаи; со своей стороны тоже всегда стою за возможную простоту и понятность книг. – Потом прочитали адрес мне – благодарность за посещение, как будто это не прямая моя обязанность, – В заключение все снялись группой, для чего фотограф нарочно выписан был из Окаяма. Вечером, с восьми часов, говорились проповеди для язычников; говорили пятеро: о. Никита, Павел Окамура, Яков Фудзии, Исайя Мидзусима и я. О. Никита на слова: «Прииди и виждь», – о разных видах идолопоклонства и прочее – малопонятное для язычников; Павел Окамура – кратко очертил все христианское вероучение – говорил мастерски, только очень скоро; Фудзии на слова «Собирайте для себя сокровище на небеси», ибо земное гибнет – скучновато говорил; лучше всех сказал Исайя Мидзусима, на слова: «Все испытующе доброе держите»; говорил против клевещущих на христианство, будто оно «махоо цукай», или вредно для государства, или не учит почитать родителей и прочее; после каждого пункта прибавлял «коре мина атамано маруии сенсей юу» (бонзы), – «хана-но сита сабисику наруо [?] кора», – переходя этим к опровержению, в котором говорил, что сам изучил и нашел совсем наоборот… Я говорил вторую проповедь к язычникам – о трех служениях Спасителя, о Церкви, в которой он положил учение и таинства, о том, что Церковь одна, и о таинстве крещения. По окончании проповеди к оставшимся говорил, что без христианства Япония, несомненно, скоро разбогатевши, погибнет от роскоши и других пороков, не сдерживаемая религией, каковою ни одна из досельнишних религий уже не может быть, как […] Японией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Помолитесь и за нас. Любовь Р[еутова]. Д. 8. Л. 43–44. Подлинник. Автографы В. В. Реутова, Л. В. Реутовой. 9. 16 октября 1955 г. Дорогой Владыка! Письмо твое получили; Любовь Влад[имировна] благодарит за поздравление, за память. Не смог сразу ответить, у нас ремонт в храме, и мне приходится много хлопотать, а сейчас нужно думать о пополнении запаса свечей. Сегодня, 16-го, едем в М[оскву]. Обязательно будем в Загорске. По приезде обратно отправлю тебе посылку; образочки остались, и поделюсь с тобой оч[ень] охотно; а мал[енькие] круглые не нужны? От Вл[адыки] Симона получил краткое письмо. Видно, у него хлопот много; я слышал, что его епархия 280 прих[одов]. Это раз в 8 больше Кал[ужской]. О. Петр устроился в Боровске, я дал ему адрес твой, он хотел написать тебе; а пока очень просил передать тебе привет с просьбой молитв. Он мне оч[ень] понравился. Пока до свидания. Просим твоих молитв и благословения; я стараюсь ежедневно в нашем храме молиться преп[одобному] Сергию о Вас с Вл[адыкой] Симоном. Господь все устроит по желанию нашего сердца и по Его святой воле. Если я не забыл имя Вл[адыки] (Сапожникова) Никиты 406 . Подтверди мне. Люб[ящие] Валентин и Люб[овь]. 16/Х–55 Мой искр[енний] привет Георгию Георг[иевичу]. Я иногда забываю писать об этом, но в душе всегда помню его. Д. 9. Л. 80–81 об. Подлинник. Автограф. 10. 25 октября 1955 г. Дорогой Владыка! Сейчас получил твое письмо с сообщением о твоем переезде. Сегодня день праздн[ика] Калужской ик[оны] Б[ожией] М[атери], одновременно Иерусалимской (у нас большой чтимый образ); кроме того, праздник Иоанна Предтечи (перенес[ение] Десныя руки) и наш настоятель прот[оиерей] Иоанн именинник. На прошлой неделе мы с Люб[овию] Вл[адимировной] были в М[оскве] и в Загорске. Отстояли позднюю литургию и после молебен с акаф[истом] преп[одобному] у мощей: молились и за Вас с Вл[адыкой] Симоном об устроении Вас по Воле Божией. Надеюсь, Господь все устроит. У кого ты будешь жить? Я сейчас был озабочен приобретением для нашего храма всего необходимого на год –свечи получил и доставил. На днях еду еще за получением сосудов и для сдачи в ремонт Евангелия. Карточки для тебя фотограф обещал переснять; как будут готовы – вышлю. Собрал посылку, но хорошо – не послал, пошлю по новому адресу. Влад[ыке] Симону писал, но от него еще не имею ответа. Нашего Влад[ыку] Онисифора 407 хотели перевести в Саратов, но он умолял не переводить его никуда из Калуги; в Саратов назначен, кажется, сын Голубцова еп[ископ] Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Ближайшее заведывание делами возлагается на совет братства, председателем которого единогласно избран местный соборный протоиерей о. А.П. Светлов. В число почётных членов избраны: о. Иоанн Сергиев Кронштадтский, обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев , его Товарищ В.К. Саблер, чиновник особых поручений при обер-прокуроре – редактор „Миссионерского Обозрения“ В.Μ. Скворцов, Учреждение миссионерского братства св. великомученика и победоносца Георгия является делом прямой миссионерской необходимости в г. Егорьевске, как центре местного раскола (австрийского согласия), сильного здесь своими связями с Москвой и соседними Гуслицами. Всех раскольников в уезде насчитывается около 7000 человек. За последнее время здесь наблюдается особенно сильное оживление в жизни раскольников, их приподнятое настроение поддерживается частыми приездами сюда известных апологетов раскола: Усова, Лежнева, Бриллиантова и Мельникова, по мысли последнего недавно старообрядцы даже подали местной власти ходатайство об учреждении в Егорьевске особой школы для их детей исключительно с раскольническим учительским персоналом. Деятельно ведётся здесь и пропаганда раскола, иногда даже довольно оригинальным способом. Так, например, один фотограф-старообрядец, ярый враг Церкви, в первых числах сентября (ярмарочное время) выставил в витрине копию с картины художника Сурикова с такой демонстративной подписью, сделанной чернилами: „Молитесь так, православные, вот сицевым знамением!“ А на картине изображена скованная цепями боярыня Морозова с поднятым двуперстием. Приезжие на ярмарку мужики-старообрядцы толпой стояли около витрины и громко выражали своё одобрение... „Миссионерский кружок“, бывший доселе здесь, не сумел сплотиться для деятельной борьбы с расколом В виду всего этого можно только порадоваться открытию братства и горячо пожелать успеха такому благому начинанию. К. Рос-в Скворцов В. Со скрижалей сердца//Миссионерское обозрение. 1902 г. 9–12. С. 723–736 Ещё и ещё о духоборах. – Кто и насколько виновен в бывших и нынешних духоборческих безумствах? – Закавказский поход духобор „на встречу Христу“ и действия кн. Шервашидзе. – Отклики печати о духоборческой трагедий в Канаде. – Недомолвки «Нов. Вр.» и откровенность «Моск. Вед.». – На именинах у о. Иоанна Кронштадтского . Драмы и трагедии, глубоко потрясающие сердца людей и народов, в наше время стали так заурядны и так поразительно страшны, что верующая мысль невольно останавливается на предречённом в св. Писании „последнем времени“... На самом деле, разве мартиникская катастрофа, в один миг упразднившая кипучую жизнь цветущего города с десятками тысяч людей не способна жечь сердца людей, и уже не словом, а самым фактом и примером напоминая о том, что должно быть по непреложному слову св. Писания „при последней трубе“!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По вопросам рассмотрения проектов необходимо обращаться к епархиальному архитектору Борунову Дмитрию Александровичу. Статистика В этом году в мир иной отошли пять клириков нашей епархии: • Протоиерей Григорий Красноцветов, командированный настоятелем в Александро-Невский храм Роттердама (Нидерланды), • Протоиерей Сергий Кутузов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Пенино, • протодиакон Василий Марков, клирик и председатель приходского совета Казанского кафедрального собора, • диакон Игорь Никитин, клирик Феодоровского Государева собора в Царском Селе, • заштатный диакон Сергий Досычев. • Также почил о Господе многолетний труженик епархии - фотограф Юрий Петрович Костыгов. Вечная им память. В Санкт-Петербургской епархии четыре монастыря: два мужских и два женских. Два архиерейских подворья с Благовещенским храмом на 5-й Советской улице и с храмом Святой Троицы на Октябрьской набережной, 18. Увеличилось на десять количество приходов, имеющих юридическую регистрацию. Их сейчас 257. Благочиннических округа 24, в том числе четыре ведомственных (военный, тюремный, социальный, высших учебных заведений) и монастырский. В два благочиннических округа назначены новые благочинные. В Пушкинский - протоиерей Никита Зверев, в Петродворцовый - протоиерей Михаил Терюшов. В епархии 86 часовен вместе с монастырскими и при учреждениях. Общее количество храмов, где совершаются богослужения (монастырские, приписные и домовые храмы) - 352. Мною совершены 30 хиротоний (15 диаконских и 15 священнических). Приняты в клир из других епархий 16 священнослужителей, трое из которых направлены по распределению учебным комитетом. За нарушение церковных канонов запрещен в служении один священник. Отправлены за штат 12 священнослужителей (восемь священников и четыре диакона). Всего в епархии служат 787 священнослужителей, из которых 608 священников и 174 диакона, один правящий архиерей, три викарных, и один на покое. Увеличение на 24 священнослужителя в сравнении с прошлым годом. Воскресных школ на сегодня 148. Их количество растет, но нужно помнить, что целью обучения является органичное вхождение ребенка в жизнь Церкви, когда этому помогают предметы и программы. Нужно учить так, чтобы в Церкви обучающийся чувствовал себя, как дома. Как говорит Святейший Патриарх Кирилл, в работе с молодежью нужно ставить целью воцерковление человека, а не только участие в мероприятиях, хорошо организованных, но внешних по отношению к его душе.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

– А кому сейчас легко? – отвечал ему со вздохом старец. И, возложив руку на голову Наместника, поучал: – И не помышляй, в монастыре сейчас нет никого, кто бы мог заменить тебя. Терпи! С изгнанием из Печор немецких войск и приходом туда власти безбожных Советов она припомнила ему все его добрые христианские дела, и 17 октября 1944 года отец Павел был арестован. Осужденный на 15 лет заключения и высланный 31 мая 1946 года в Братские лагеря, игумен Павел скончался 6 июля 1950 года в 16.00 в сибирских лагерях (в Баинском отделении Сиблага МВД СССР – близ Тайшета), в лагерной больнице «по причине декомпенсионного кардиосклероза». Ему было тогда более 83 лет. «В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1997 года Псково-Печерский монастырь получил справку о реабилитации игумена Павла (Горшкова) 13–16– 90 от 14.03. 97 г.». Такова краткая история этого незаурядного печерского настоятеля и, по сути, еще одного новомученика времен безбожного большевизма. Игумен Павел весьма часто делал небольшие записи о старце Симеоне в своем «Дневнике», ведшемся им из года в год. Вот некоторые из них, порой дополняющие наши представления о жизненном пути и самом характере этого замечательного подвижника. 1927 г. 21III – 3 IV. Воскресенье. 4-я неделя Вел. [икого] Поста. Постригал Вл. [адыка] Иоанн в схиму о. Вассиана [с именем Симеон]. Но что вышло необычно – это сфотографировали торжественное шествие у мостика к дому Настоятеля51; и вышла длинная пауза «ожидания», потому что фотограф о. Алексий с аппаратом не стоял на месте, но пока устанавливал да примерял [его], народу собралось порядочно, и думаю, что осудили Настоятеля Владыку: что после торжества духовного, такого великого, сразу же перешли на «мелочи». 3 VII пон. ст. 19 27 г. ...Хиротонисан Епископом Иоанном о. Вениамин во иеродиакона из иподиакона. Я раннюю [Литургию] совершал в сослужении о. игумена Парфения и схииеромонаха Симеона. 24X1938 Служил с о. Симеоном Б. [ожественную].Л. [итургию] по случаю 54 лет памяти отправки своей в монастырь Александро-Свирский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ученые старались также подбирать одни и те же песнопения в разных формах нотации, но ориентируясь при этом на тот тип, который им был известен в древнейших русских певческих книгах. При тогдашнем состоянии фототехники подобный труд – общее число фотокопий, сделанных в афонских библиотеках, составило 998, а вместе с венскими и софийскими снимками – 1615 не был бы возможен без посторонней помощи. В Вене экспедиции помог кузен Антонина и диакон тамошней посольской церкви Петр Преображенский , занявшийся съемкой рукописей в Придворной библиотеке. На Афоне очень большую помощь во всех делах экспедиции оказывала монашествующая братия Пантелеимонова монастыря во главе с настоятелем о. Мисаилом. Самые близкие отношения сложились у Смоленского со знаменитым библиотекарем Пантелеимона – о. Матфеем, который сам был замечательным знатоком древней письменности и настоящим ученым. О. Матфей настолько заинтересовался деятельностью экспедиции, что даже нарушил свой пятилетний затвор и отправился вместе с учеными в Лавру. Впоследствии он помогал разбирать фотоснимки, а после отъезда экспедиции следил за продолжением заказанного ей фотокопирования (которое исполнял монастырский фотограф о. Гавриил) и продолжал выявлять в разных собраниях (не только на Афоне) рукописи, пригодные для поставленных целей. И, конечно, любопытнейшие страницы афонских дневников и писем Смоленского связаны с описаниями афонских монастырей, жизни в них, людей, храмовых служб, разумеется, пения за этими службами. Нужно сказать, что пением в русских афонских храмах Смоленский сначала был разочарован: вместо древних напевов там звучало собственно то, что приносили в монастыри из России приезжавшие иноки, то есть обычное многоголосное пение, часто связанное с Обиходами Придворной капеллы. Однако потом, прислушавшись, Смоленский понял, что звучит это пение на Афоне совершенно иначе: «Есть в здешнем пении какая-то живая струя, которая питает выносливость здешних певчих и придает их пению весьма значительную иногда оживленность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Моя задача — просто показать вам мир таким, каким увидел его я: ярким, смешным, красивым, иногда жестоким, но всегда восхитительно интересным. Мир, в котором есть место обыденности, но есть место и чуду».  Помимо «записок врача», в книге есть рассказы из церковной жизни иеромонаха Феодорита, отдельный цикл о животных и отдельный — о взаимоотношениях между представителями разных национальностей. Заметим, что большинство историй написаны с юмором, и юмор этот тонкий, ненавязчивый. Казалось бы, речь о вещах печальных, а то и трагических, какой уж тут юмор? Но именно авторский юмор  не позволяет читателю впасть в уныние. А кроме того, эта книга дает понять, что пропасти между священником и мирянином не существует. Священник не только посредник между людьми и Господом, но и сам — человек, к тому же обладающий богатым жизненным опытом. Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92. Реклама: С.92-95. Вопросы о церковном искусстве : Кого изображают на иконах в числе 12-ти апостолов ? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Сошествие Святого Духа. Икона,  XV в.//Фома. - – март 2020. – С.96. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Почему изображения животных на иконах такие необычные? Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Герасим Иорданский. Икона, конец XVII в.//Фома. - – март 2020. – С.96. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Реклама: С.97. Эпилог: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист, продюсер Наталья Родоманова. Фото  Александра Голуба//Фома. - — март 2020. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Имеется биографическая справка (С.98). 1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Пожалуй, это «Парсуна номера» с Вячеславом Бутусовым (с.8). Не могу оставить без внимания рубрику « Пять любимых фотографий »(с.54), которые предоставил фотограф Олег Варов. 2. Какой материал  Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Несомненно, историю иеромонаха Геннадия (Войтишко)     (с.42) — московского пиарщика, ставшего священником; Очень доступный материал Александра Ткаченко о евангельской истории призвания апостолов (с.74); Стоит обратить внимание на рубрику «Вопрос номера» (с.16): здесь не только советы о том, как оценивать свой опыт «хождения в Церковь», но и продолжена тема преодоления уныния; Очень полезной для читателя считаю инфографику о пути Великого поста (с.32).  3.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-203-...

Устроить такое свидание владыки с его восприемником в мантию в то время было очень нелегко. Владыка — в Архангельске, отец Тихон служил как гость в городе Мукачеве, в монастыре, и только иногда появлялся под Москвой ради своих духовных чад. Он был гоним советской властью за то, что вел к Богу молодежь. Все же мы письменно договорились. Я написала владыке в Архангельск письмо, которое только он мог понять, что как приедет мой папа, сообщу телеграммой. Еще никто никуда не ехал, как в первое же воскресенье после моего письма из Котласа прибыли какие-то богомольцы и стали спрашивать, кто приехал к нам из Москвы служить? Владыка в Архангельске получил мое письмо и просто стал ждать. Через день его вызвал уполномоченный и допрашивал: «Какой это “папа” должен к вам в Туровец приехать? Вы получали письмо?» Владыка ответил, что ничего не получал и ничего не знает. Свидание духовных людей, свидание в Боге, ожидаемое шестнадцать лет, не состоялось. Такую слежку вел уполномоченный, бывший лагерный работник. Приближался праздник «Конной» Туровецкой. Что-то теперь будет? Было то, чего раньше никогда не было. Богомольцы подплывали на пароме к Шипицыно. Но в Шипицыне на этот праздничный день отменили все автобусы. Кто покрепче, отправились двенадцать километров пешком. Тут изловчились местные парни, стали старух за денежку подвозить на мотоциклах, но только до леса. У леса стояли милиционеры и заворачивали людей обратно. Впрочем, кое-кто все же умудрился пробраться через лес в Туровец. В храме началась служба. После нее всегда был крестный ход. На «Явленное место» не пошли. Пошли только вокруг церкви. За батюшкой следовал хор, нас со всех сторон фотографировали для котласской газеты. Недалеко от церкви стоял маленький выгребной туалет — деревянная будочка. Так один фотограф залез на крышу этого туалета и сверху весь крестный ход фотографировал. Время шло. Наш старый батюшка как-то странно стал себя вести. Начал придираться, кричать на нас. Однажды гостивший у меня папа ушел в лес, его долго не было. Я вышла покричать папу. Смотрю, стоит какой-то пожилой человек в сером костюме. Это был сам уполномоченный из Архангельска. Не поленился, сутки ехал поездом до Котласа и явился в наш глухой Туровец.

http://azbyka.ru/fiction/krestu-tvoemu-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010