Незадолго до осады произошел случай, который положил начало особому покровительству Каплуновской иконы Божией Матери (празднование 8 июля и 11 сентября) Полтавской кампании. Шведские войска под предводительством Карла XII вошли в селение Каплуновка, из которого накануне была вывезена чудотворная икона. Солдаты-лютеране, не испытывавшие никакого уважения к православной святыне, решили поджечь церковь . Но все их попытки оказались тщетными. Удивленный Карл спросил Мазепу, что это означает. Тот ответил, что в этом храме находилась чудотворная икона, которую, по сообщениям местных жителей, отправили русскому царю Петру I в Харьков. На это шведский король пророчески изрек: «Смотри: там, где будет эта икона, мало нам надежды на успех». В середине весны началась осада Полтавы. Осажденное население и небольшое количество войск терпели в течение трех месяцев крайнюю нужду, тем самым, однако, сковывая главные силы врага и предоставляя русской армии время для подготовки решительного удара. Прибывший в начале лета в Полтаву Петр I принял на себя командование русской армией. Он тщательно обдумал тактику и решил построить свои войска так, чтобы измотать противника на передовой позиции, после чего нанести ему решительный удар. Накануне великой битвы Каплуновскую икону Божией Матери носили по всем войскам и благословляли ею коленопреклоненных воинов. После молебна Петр I трижды поклонился чудотворной иконе, испрашивая у Богоматери заступления России. Затем он обратился к солдатам: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру порученное, за Отечество...» В 2 часа утра 27 июня началось сражение. Девяти часов битвы было достаточно, чтобы русские одержали победу. В один из тяжелых моментов сражения Петр I встал во главе передового батальона. В этом бою, по свидетельству очевидцев, он не щадил себя: одна пуля пробила его шляпу, другая – попала в крест на его груди, третья – была найденав седле. Шведы были разбиты наголову. Карл с Мазепой позорно бежали в Турцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропарь, глас 4 Заступнице усердная,/Мати Господа Вышняго!/За всех молиши Сына Твоего, Хрис­та Бога нашего/и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим./Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех, обре­мененных грехи многими,/предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/и сокру­шенным сердцем/пред Пречистым Твоим образом со слезами/и невозвратно надежду имущих на Тя,/избавления всех зол./Всем полезная даруй/и вся спаси, Богородице Дево:/Ты бо еси божественный покров рабом Твоим. Кондак, глас 8 Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/скорой помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы;/ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богоро­дица,/предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол/благонравныя и богобоящияся рабы Своя. Икона Божией Матери «Казанская» явилась в 1579 го­ду в Казани, вскоре после взятия Казанского Царства у татар Иоанном Грозным. Эта икона явилась во сне благочестивой девушке по имени Матрона. В видении Богородица повелела ей сообщить архиепископу и градона­чальнику, чтобы они взяли икону из земли, при этом было указано и само место. Сон повторялся трижды. После этого Матрона услышала голос: «Если ты не исполнишь Моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погиб­нешь». Начальство не поверило матери и дочери, и тог­да они сами стали копать в указанном месте. Икона была обнаружена завернутой в кусок сукна. Полагают, что она была зарыта еще до покорения Казани. Слух о чудотворной иконе разнесся по всему городу, и тогда архиепископ в присутствии градоначальника с крестным ходом пере­нес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Многие списки с этой иконы прославились в свое время чудесами: Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и т. д. Празднование этому чудотворному образу совершается 8 июля/21 июля и 22 октября/4 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита. Царь Иван Грозный повелел устроить на месте обретения иконы храм в ее честь, куда и поместили Казанскую икону Божией Матери; здесь же был основан женский монастырь. Память чудесного обретения иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани Русская Церковь отмечает 8 ⁄ 21 июля. Небольшая икона, обретенная на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской земле. Особенно большое значение получила эта икона в Смутное время (1605–1612), вызванное иноземной польско-литовской интервенцией. В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, Патриарх Ермоген призвал всех русских «положить души свои за Дом Пречистой». На призыв Первосвятителя в Нижнем Новгороде было составлено ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Дмитрию. И Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство. Несмотря на огромные трудности с оружием и продовольствием, русское войско в октябре 1612 года подошло к Москве. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились ко Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана, Кремль был взят. В память освобождения Москвы установлено было совершать 22 октября/4 ноября празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица. Из множества икон Богоматери, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе: существуют Казанские иконы Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская, Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская и многие другие.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Упоминания о курских иконописцах прослеживаются по документам с XVII до нач. XX в. Переписная книга Курска 1687 г. среди «посадцких людей» называет Самошку Владимирова сына Иконника и Матюшку Кириллова сына Иконникова. В курском Знаменском Богородицком мон-ре в XVIII в. подвизались «иконники» Иона и мон. Соломон. Последний был затребован в 1755 г. в Белгородский архиерейский дом «для написания икон к поднесению знатным персонам» ( Арцыбашева. 1998. С. 58). К 1758 г. относится упоминание монастырского крестьянина Ефима, к-рому предписывалось написать 3 образа: Живоначальной Троицы, Ахтырскую и Каплуновскую иконы Божией Матери - «добрыми венецианскими красками» (Там же). В 1761 г. в г. Харьков к живописцу В. Д. Свидерскому на 4 года мон-рь направил детей крестьян Ивана Сныткина и Ивана Агаркова, «чтобы… выучил означенному живописному мастерству совершенно так, как и сам умеет» (Там же). Икона Божией Матери «Праворучица». Кон. XIX — нач. ХХ в. Борисовка (частное собрание) Икона Божией Матери «Праворучица». Кон. XIX — нач. ХХ в. Борисовка (частное собрание) Из дневниковых записей курского помещика И. П. Анненкова известно об украшении нескольких храмов, находящихся на его попечении (Дневник. 1957). В 1751 г. «курский житель малороссиянин Герасим Степанов сын Стародубцов» расписал придельный иконостас Троицкой ц. в имении Анненковых в Карманове (ныне территория Кармановского лесничества, Железногорский р-н). В 1754 г. (подряд 1754-1756 гг.) в том же храме иконописные и позолотные работы выполнял житель «Хотмыжского уезду слободы Борисовки» иконописец Тимофей Иосифов сын Мезеновский; в 1756 г. работал «маляр» Петр Мыльников, писал иконы Иисуса Христа и Богородицы для царских врат; в 1758 г. «поправил» придельный иконостас, сев. врата и написал «налоец» (аналой, в данном случае декорированный) курянин Павел Спасеный. Для Введенской ц. на р. Млодати в Курске в 1765 г. брались «иконостас по зеленому полю вызолотить… и образы написать» «люди Ивана Андреевича Выродова - Федор Трифонов сын Нехорошей, [и] Гаврилы Васильевича Кезылбашева - Федор Иванов сын Кишкин» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Истечение крови (“Закланная”, Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, “Нечаянная Радость”), как правило, происходило из нанесенной образу раны — для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы (“Плачущая”, Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, ” Умиление” Новгородская, Каплуновская, Мирожская, “Знамение” Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о чадах Своих. Так, епископ Романский Мелхиседек, один из первых очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название “Плачущей” (в Румынском Сокольском монастыре в феврале 1854 г.), говорил, что подобные события происходили и в древности и что это “всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества”. И действительно, Сокольский монастырь, религиозно-национальный центр Румынии, вскоре был упразднен . С 16 по 24 апреля 1662 года плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Историк того времени Величко свидетельствует, что “указанным предзнаменованием Божия Матерь явила Свою особенную любовь и милосердие к верующим, почитающим Ее икону. Ей угодно было явить также Свое сострадание к бедственному положению православных малороссов…” . Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами. Они описаны и святителем Димитрием Ростовским в его книге “Руно Орошенное”, где он высоким слогом воспел скорбь и милость Небесной Заступницы: “Плачет над нами, любит бо нас, и, видя струпами беззаконий согнивших, и в гробе злаго обычая лежащих, и всеконечне душею умерших, соболезнует нам и состраждет, слези точит, якоже Иисус над Лазарем… Ея бо ради слез милосердствует Господь о народе христианстем, оставляет беззакония людей Своих, покрывает вся грехи их, укрощает весь гнев Свой и дает нас Матери Своей во защищение. О сило слез Марииных!”

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Воинская функция. Историческая функция тесно связана, как это видно на примере Владимирской иконы Богородицы, с военной, с воинской. Сказания о чудотворных образах повествуют, как в течение долгих веков иконы спасали страну от порабощения, иконы защищали крепости от нашествия врагов, от нападения соседей, от междуусобиц, иконы предупреждали о грозящей военной опасности. Знаменитые древнерусские святыни брали с собой в военные походы 2 ; перед сражением служили перед ними молебны, а после битвы приносили благодарственные молитвы, приписывая победу не своей силе и воинской доблести, а заступничеству и покровительству чудотворных икон. Иконы спасали города и крепости от нашествий и осады. Здесь можно напомнить роль иконы Смоленской Богоматери – в защите Смоленска от врагов на протяжении многих столетий, в отношениях Смоленска с Москвой, в победе над Наполеоном; Донской иконы Богоматери – в победе на Куликовом поле, а позже в спасении Москвы от крымских татар в 1591 году в царствование Феодора Иоанновича; Тихвинской Богоматери – в неоднократных победах над шведскими войсками; Казанской – в изгнании из Кремля интервентов в Смутное время; иконы Знамения – в защите Новгорода от суздальских дружин, а позже в победе Александра Невского в битве на Неве и на Чудском озере; Почаевской – в победе над турецким войском в 1675 году; Каплуновской иконы Божией Матери в победе Петра I над шведами; Касперовской – в Крымской войне 1853–1855 годов и защите Одессы. Напоминательная функция. В этой функции можно выделить два аспекта: 1) онтологический и 2) психологический. Об обоих видах напоминания говорили еще Отцы VII Вселенского Собора. 1. Как уже говорилось вначале, на иконе изображается ипостась Богочеловека Иисуса Христа, в которой нераздельно и неслиянно соединены два естества – Божественное и человеческое. Благодаря этому единению, икона становится двуединством образа и Первообраза. Поэтому иконные изображения, как отмечалось на Соборе, «служат напоминанием о первообразах и возводят к ним», т.е. икона вместе с напоминанием возводит ум человека к божественным первообразам, к Богу. Напоминание (или воспоминание) – носит онтологический, реальный, богочеловеческий характер.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

Из Валок через сёла Перекоп и Высокополье приехал я в село Алексеевку. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы; храмовая икона неискусного письма. На иконостасе поверх царских врат размещены разноцветные стаканчики, для освещения храма, что мне показалось не весьма уместным. На другой день, 30 числа, ранним утром, отправился я далее, по направлению к г. Ахтырке. На пути видел церкви в слободах: Мурафе, Краснокутске, Козеевке и Каплуновке. В Мурафе две церкви – Николаевская и Михайловская, не отличающиеся благолепием, в особенности неблаговидны в иконостасах иконы. В Мурафе, равно как и во многих других церквях епархии, я увидел в алтаре и на разных местах церкви выносные кресты на пьедесталах с двухглавыми орлами. Краснокутск, или Красный Кут – упразднённый уездный город. Название его объясняют красивой местностью над рекою Мерлом, при подошве довольно значительной возвышенности, осенённой грушёвыми и сливовыми садами. В Краснокутске три приходских храма: Николаевский, бывший соборный, Успенский и Михаило-Архангельский. Из Краснокутска через Козеевку приехал в слободу Каплуновку. Здесь храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1788 г., очень обширен и величественной архитектуры. В нём находится Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Каплуновскою. С нею ежегодно в Сентябре совершается крестный ход в уездный город Богодухов. Каплуновская икона была при Петре I во время Полтавской битвы с Карлом XII, и пред нею Пётр молился со слезами. В то время, как Пётр перед Полтавской битвой находился с иконою в Харькове, Карл с Мазепою был в Каплуновке. Мазепа 262 оставил здесь по себе память; им пожертвована была священническая риза зелёного бархата с шитым золотым оплечьем и епитрахиль красного бархата с таким же шитьем. В половине 5-го часа пополудни прибыл я в г. Ахтырку. После обычной встречи в Соборе всем городским духовенством, при многочисленном стечении народа, я поместился в так называемом Графском здании, рядом с тёплым собором. Графским здание называется потому, что построено в прошедшем столетии Графиней Чернышевой, урожденною баронессою фон-Вейдель.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

– Протоиерей Снесарев отличался необыкновенным даром слова и высокой духовной жизнью, за что и пользовался общим уважением в епархии 2637 . Из Валок чрез села Перекоп и Высокополье приехал я в село Алексеевку. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы; храмовая икона неискусного письма. На иконостасе поверх царских врат размещены разноцветные стаканчики, для освещения храма, что мне показалось не весьма уместным. На другой день, 30 числа, ранним утром, отправился я далее, по направлению к г. Ахтырке. На пути видел церкви в слободах: Мурафе, Краснокутске, Козеевке и Каплуновке. В Мурафе две церкви – Николаевская и Михайловская, не отличающиеся благолепием, в особенности неблаговидны в иконостасах иконы. В Мурафе, равно как и во многих других церквах епархии, я увидел в алтаре и на разных местах церкви выносные кресты на пьедесталах с двухглавыми орлами. Краснокутск, или Красный Кут – упраздненный уездный город. Название его объясняют красивой местностью над рекой Мерлом, при подошве довольно значительной возвышенности, осененной грушевыми и сливовыми садами. В Краснокутске три приходских храма: Николаевский, бывший соборный, Успенский и Михаило-Архангельский. Из Краснокутска чрез Козеевку приехал в слободу Каплуновку. Здесь храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1788 г., очень обширен и величественной архитектуры. В нем находится Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Каплуновскою. С нею еже- —138— 1875 г. годно в сентябре совершается крестный ход в уездный город Богодухов. Каплуновская икона была при Петре I во время Полтавской битвы с Карлом XII, и пред нею Петр молился со слезами. В то время, как Петр пред Полтавской битвой находился с иконой в Харькове, Карл с Мазепой был в Каплуновке. Мазепа 2638 оставил здесь по себе память; им пожертвована была священническая риза зеленого бархата с шитым золотым оплечьем и епитрахиль красного бархата с таким же шитьем. В половине 5-го часа пополудни прибыл я в г. Ахтырку. После обычной встречи в Соборе всем городским духовенством, при многочисленном стечении народа, я поместился в так называемом Графском здании, рядом с теплым собором.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Басовку сумского уезда преосв. Макарий 4 июля 1867 г. положил такую резолюцию: место это зачислено прежде издания указа о не зачислении мест и потому просителю отказать. 1013 См. арх. хар. дух. конс. по описи общими делам аа 1863 г. д. 104. Саму записку духовенства второго благочиннического округа Лебединского уезла Харьковской епархии можно читать в Духовн. Вестн. 1864 г· т. 7 стр. 99–112. 1019 Подробности См. в Духовн. Вест. 1864 г. т. VII стр. 292–299. Как потом был решен вопрос, – нам не удалось проследить. В одном из следующих заседаний присутствия, именно 8 июля 1864 г , решено было включить в состав благочиннических комиссий по уездным и заштатным городам, кроме приходских священников и чиновников ведомства государственных имуществ, но одному лицу от дворянства, купечества в мещанства. См. так же т. X. стр. 240. 1035 См. Историко-статистическое описание харьковского кафедрального успенского собора. X. 1894 г. стр. 38. 1044 Озерянская икона Божией Матери была обретена вовремя татарских набегов, до 1787 г. пребывала в озерянской же пустыни, до 1797 г. и Харьковском покровском училищном монастыре, до 1843 г. в куряжском Преображенском монастыре, а с этого времени она летом находилась в куряжском монастыре, а зимою – в харьковском Покров. монастыре. 1045 См. Слова и речи СПБ. 1891 г. стр. 559–562 ср. Духовн. Дневн. за 1864 г. 1 приложения к журналу. 1046 Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери по преданию, явилась в 1699 г. Подробности см. в Духовн. Дневн. 1964 г. 3–4 приложения к журналу. 1051 См там же за 1865 г. дело 302. Из дела 323 за 1863 г. видно, что катехизаторы представляли произнесённые ими в течении года поучения благочинным, а эти последние отсылали их в консисторию, которая, в свою очередь, передавала их на рассмотрение одному, – особо назначенному для того, – из священников г. Харькова, напр., в 1863 году священнику николаевской харьковской церкви Николаю Лобковскому. От рецензента, при особом мнении его, поучения поступали уже на рассмотрение преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

В церкви замечательна икона Казанской Божией Матери, за левым клиросом, обложенная сребропозлащенной ризой, с драгоценными каменьями. Она явилась в 1826 г. крестьянке дер. Александровки, Марфе Екимовой, при следующих обстоятельствах; Марфа Екимова, в ночь на 25-е апреля 1826 года, увидела во сне женщину, которая, подойдя к ней и тронув ее за руку, сказала: «поди от своего сарая под гору и возьми». Об этом Марфа рассказала бывшим у нее крестьянкам Евдокии Васильевой и Домне Матвеевой. Последняя сказала на это: «Господь знает, что будет», а Евдокия Васильева прибавила: «мало ли что пригрезится». Марфа не пошла на указанное место, но, когда сон повторился, она с мужем и со свекровью, т. е. упомянутой Евдокией Васильевой, пошла под гору; но они ничего не нашли. Потом Марфа пошла туда одна и увидала икону на воздухе, у берега Кузьминки, сиявшую чудным светом. Она позвала домашних, и они все увидели икону, тихо спускавшуюся на дерн берега. Когда об этом дали знать священнику Антонию Игнатьеву, тот, прибыв в Александровку, увидел икону на прежнем месте и донес об этом, сперва благочинному, Царскосельской Знаменской церкви священнику Петру Николаеву, а потом и митрополиту Серафиму. По приказанию владыки икона перенесена в церковь 29-го апреля 1826 г. В тот же год, июня 3-го, посетили церковь и прикладывались к чудотворной иконе императрица Александра Феодоровна с императором Александром Николаевичем и великою княжною Мариею Николаевною. Из чудесных исцелений от иконы, на основании актов Царскосельского дворцового правления, достойны упоминания следующие: 1) крестьянский сын села Кузьмина, Иоанн Лебедев, исцелился от болезни живота; 2) Царскосельского земского суда дворянский заседатель, Алексей Петров Каплуновский исцелился от внутренней жестокой болезни, после того, как помолился пред иконою и устроил к ней ризу в 145 р. 65 к. асс.; 3) отставной капитан гвардии, Александр Петров Скворцов, в 1828 году прибыл сюда из Москвы, по указанию своей жены, явившейся ему во сне и, после молебна пред иконою, исцелен был от болезни ног, которую врачи нашли неизлечимою. В благодарность за исцеление он украсил ризу золотом и драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010