А. изображен на раме для иконы свт. Николая Чудотворца из церкви в дер. Гольяницы (ныне урочище в Пудожском р-не Республики Карелии, 2-я пол. XVII в., МИИРК), с Онуфрием, прп. Макарием Римским и прп. Марком «Фряческим» (Фракийским) - на иконе XVII в. (ГИМ, фрагмент - фигура П. А.- опубликован: Маркелов Г. Книга иконных образцов. СПб., 2006. Т. 2. 379. С. 294, 569), в чине преподобных и пустынников - на створках складней, в т. ч. написанных по заказу Строгановых: икона-складень с Владимирской иконой Божией Матери в среднике, с праздниками на полях и чинами святых на створах из Успенского собора в Вел. Устюге (нач. XVII в., мастер Прокопий Чирин, ныне в ГТГ), подобный складень из Похвальской ц. в пос. Орел Усольского р-на Пермского края, «поставления» Н. Г. Строганова (1603, ПГХГ). Появление образов П. А. было связано с патрональной тематикой, в честь него давали имена представителям рус. знати. Фигура П. А. присутствует на створке складня, средник к-рой занимает список Каплуновской иконы Божией Матери, а др. створку - образ праведной царицы Пульхерии; икона была вложена в киевский Выдубицкий мон-рь настоятельницей жен. киевского Флоровского мон-ря на Подоле - игум. Пульхерией (в миру П. А. Кушелева, супруга (невестка?) кн. П. А. Шаховского) (XVIII в., ГЭ; Косцова, Побединская. 1990. Кат. 69. с. 29. Ил. на с. 109). Сохранялась также связь П. А. с иконографией свт. Николая Чудотворца, о чем свидетельствует большая икона святителя (2-я четв.- сер. XVIII в.) из Никольской ц. в с. Никола-Ширь Кологривского у. (ныне Парфеньевский р-н Костромской обл.), на надставленных полях к-рой ок. 1792 г. были написаны фигуры предстоящих П. А. и Онуфрия Великого (Костромская икона. 2004. Ил. 336. Кат. 220. С. 589). Календарная основа иконографии П. А. сохраняется и в синодальный период, парные иконы П. А. и прп. Онуфрия Великого (пам. 12 июня) писали на Афоне - икона кон. XIX в. (Оренбургский обл. музей изобр. искусств; Рус. икона. 2019. Кат. 82. С. 180), а также в России - икона мастерской В.

http://pravenc.ru/text/2580372.html

Казанская Каплуновская икона Божией Матери. 80-е гг. XVII в. Оклад нач. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. (К. К. и.), принесена в с. Каплуновка Богодуховского у. Харьковской губ. (ныне Краснокутский р-н Харьковской обл., Украина) из Москвы в 1689 г. Сказание, записанное со слов свящ. Иоанна Уманова, повествует об обстоятельствах появления иконы, о чудесах от нее и кратко - о событиях швед. вторжения и Полтавской битвы. Каплуновка, в 20 верстах от Ахтырки, была пожалована стольнику, полковнику Ахтырского полка И. И. Перекрёстову, к-рый в 1688 г. выстроил там деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В том же году прибывший в 1687 г. в Россию из польск. местечка Умани Иван Уманов по ходатайству Перекрёстова и по благословению митр. Белгородского и Обоянского Авраамия был возведен в сан священника и определен служить в Каплуновку. В 1689 г. в канун праздника Рождества Пресв. Богородицы свящ. Иоанну Уманову явился во сне благолепный муж. Он сказал, что через 3 дня в Каплуновку из Москвы придут 3 иконописца возрастом ок. 60, 80 и 90 лет и что у последнего в связке икон 8-й по счету будет Казанская икона Божией Матери, которую священник должен принять с подобающей честью, от нее он обретет благодать и милость Божию. Три дня свящ. Иоанн постился и совершал литургию, а на 3-й день (11 сент.) по дороге из храма встретил иконописцев. Он принял их в доме и попросил у старейшего связку икон, 8-й в ней оказалась Казанская икона. Иконописцы, не взяв платы, оставили икону священнику. В его доме она пребывала почти 3 недели. Накануне воскресного дня, в полночь, священнику в тонком сне предстала «неизреченной красоты» Дева, Которая повелела отнести икону в храм. Подойдя к иконе, свящ. Иоанн увидел изливающиеся из глаз Богородицы слезы. Призвав благочестивых прихожан освидетельствовать чудо, свящ. Иоанн с пением отнес икону в Рождественскую ц. Летом 1691 г., в праздник Успения Пресв. Богородицы, перед вечерней прихожане увидели на иконе слезу, истекшую из левого глаза Божией Матери. Три дня она держалась на иконе, а потом так и осталась на ней. В 1699 г., незадолго до празднования Казанской иконе, совершилось такое же чудо, только теперь из правого глаза Богородицы истекла слеза, к-рая осталась на иконе. От образа совершалось множество исцелений от различных недугов, люди освобождались от хульных помыслов, получали помощь в сложных житейских обстоятельствах. В 1703 г. невестка белгородского воеводы кн. И. М. Масальского кнг. Анна, исцелившаяся от неплодия, по благословению привезла икону в свой дом в Белгород и приложила к ней жемчужный венец и серьги с алмазами и изумрудами.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Синод: «я и сам убеждаясь совестью и внушением Божественной благодати, признаю мощи сии святыми и что мощи прав. Прокопия Усьянского огласить, за святые не только можно, но и должно». При мощах и до сих пор совершаются чудесные исцеления. (Сказания о Вологодских свв. Верюжск. стр. 547–559). Нижнеломовская Казанская икона Богоматери явилась в 1643 году близ Нижнего Ломова в 26 верстах от г. Пензы. Карповская Казанская икона Богоматери в 1725 г. перенесена из Карповской пустыни в Курский Знаменский монастырь. Казанская икона Богоматери, находящаяся в Каташинском Николаевском монастыре, Черниговской губернии, явилась до 1622 года. Каплуновская Казанская икона Богоматери явилась в 1689 году в Каплуновке, в 20 вер. от Ахтырки. Казанская икона Богоматери в Тобольске явилась в 1661 году. Казанская икона Богоматери, находящаяся в Ярославском женском монастыре, явилась в 1588 году. (Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2 стр. 180). 9-е число Св. священномуч. Панкратия, еп. Тавроменийского. Св. священномуч. Кирилла, еп. Гортинского. Свв. преподрбномуч. Патермуфия и Коприя и св. муч. Александра воина египтян. Препп. Патермуфия и Коприя. Св. Феодора, еп. Едесского и иных с ним. Явление чудотворного образа Пресв. Богородицы на Колоче. (Мучч. Андрея и Прова. Освящение храма Богоматери на источнике. Кипрские иконы Божией Матери). Священномуч. Панкратия, епископа Тавроменийского Св. Панкратий родился в Антиохии и был современником земной жизни Господа нашего Иииуса Христа. Отец его слышал много о чудесах Спасителя и отправился в Иерусалим, чтобы видеть Христа. Он был свидетелем многих чудес, познакомился с некоторыми из апостолов. Панкратий стал известен апостолу Петру. Возвратившись в Антиохию, отец свят. Панкратия, после вознесения Господа, крестился со всем своим домом. По смерти родителей, Панкратий бросил наследство, ушел в Понтийские горы и поселился в пещере, проводя время в посте и молитве. Здесь его нашел апостол Петр и, посоветовавшись с апостолом Павлом, поставил его епископом в Сицилийский город Тавромению. Панкратий отправился в путь и дорогою убедил корабельщиков принять христианство . По прибытии на место служения, он также сделался виновником многих обращений, так как его приезд в город сопровождался чудесами. Рассказывают, что идолы и храм, в котором они заключались, пали и разбились сами собою, когда корабль, везший Панкратия, подошел к гавани и святой вышел на берег. Во время нападения на город врагов, Панкратий отправился им на встречу с клиром, неся в руках крест. Вид епископа так устрашил и поразил врагов, что они стали поражать друг друга, а оставшиеся в живых приняли христианство. Вообще, благодаря усилиям св. Панкратия, христианство распространилось в окрестной стране. Епископ являлся образцом христианской любви, но это не спасло его от злобы язычников; однажды они напали на Панкратия и убили его. Мощи его хранятся в Риме в Загородной церкви муч. Панкратия. (Четьи-Минеи). Священномуч. Кирилла, епископа Гортинского

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда швед. кор. Карл XII в янв. 1709 г. приблизился к Слободской Украине, чудотворную икону, получившую название «Каплуновская», перенесли в Харьков, где находился царь Петр I. Свящ. Иоанн сопровождал К. К. и. и оставался в Харькове ок. 2 недель. В это время в доме священника разместились на постой кор. Карл и гетман Мазепа. Они из окна наблюдали, как шведы пытались трижды поджечь деревянный храм Рождества Пресв. Богородицы, но тот не загорался. Карл, недоумевая, спросил гетмана, почему церковь не горит. Мазепа отвечал, что в ней находилась икона, прославленная мн. чудесами. Карл гневно заметил Мазепе, что если не смогли поджечь церковь без иконы, то в том месте, где будет находиться икона, им «очень ненадежно будет». Перед Полтавской битвой в рус. полки была принесена К. К. и., которой благословляли воинов. В день битвы, 27 июня 1709 г., царь Петр I, по Сказанию, троекратно, омывая слезами икону, просил о победе над неприятелем. Торжества в честь Полтавской победы по указу государя совершались по всей России в день празднования Казанской иконы, 22 окт. 1709 г. По царскому повелению ректором МДА Феофилактом (Лопатинским) (впосл. архиепископ Тверской) была составлена «Служба благодарственная о победе над шведами под Полтавой в 1709 г.», напечатанная в Москве в 1710 г. и в С.-Петербурге в 1725 г. (Полтавская битва и ее памятники/Сост. И. Ф. Павловский, В. М. Старковский. Полтава, 1894. С. 14-16 (2-я паг.); Служба благодарственная…/Вступ. сл., подгот. текста: А. Н. Казакевич//Полтава: К 300-летию Полтавского сражения: Сб. ст. М., 2009. С. 357-371). Служба содержится в совр. Минеях. После победы царь Петр I украсил К. К. и., взятую в Москву, серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и венцом над главой Божией Матери в виде короны и поместил ее в серебряный киот со створами (киот, предположительно от К. К. и, находится в Музее исторических драгоценностей Украины, Киев). Свящ. Иоанн сопровождал икону в Москву, где она находилась «не малое время», затем икона была возвращена в Каплуновку, о чем на киоте сделана надпись ( Коханов. 1889. С. 234). От К. К. и. продолжались чудотворения, к ней делали множество прикладов с изображениями голов, рук, ног из серебра. К иконе приходили тысячи паломников, на их пожертвования существовал единственный на Украине Харьковский коллегиум, основанный Белгородским еп. Епифанием (Тихорским; 1722-1731). Здесь в 1744 г. была составлена рукописная «Книга чудес…» от К. К. и. (с описанием 293 чудес), хранившаяся в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Каплуновке ( Павловский. 1908. С. 4, сн. 1). Празднование К. К. и. (вместе с Ахтырской иконой Божией Матери ) установлено в 1766 г. по указу имп. Екатерины II и члена Святейшего Синода Порфирия (Крайского), еп. Белгородского и Обоянского, и совершается 11 сент., в день появления К. К. и. в Каплуновке.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

На списках К. К. и. в память об украшении ее Петром I окладом с короной над главой Божией Матери всегда есть изображение высокой короны, наподобие царской, обычно рокайльного рисунка. На щеке Божией Матери часто изображалась истекшая слеза. Поля, как правило, имеют вид лепной рамы с барочными картушами по углам. Наиболее ранним из известных является список К. К. и. 1-й трети XVIII в. (прописан) (Макариевский кафедральный собор, Полтава). Список 2-й пол. XVIII в. (ГЭ) происходит из киевского Выдубицкого мон-ря ( Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. ХХ в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст./ГЭ. Л., 1990. Кат. 69. С. 29. Ил. на с. 109). На нижнем поле иконы есть надпись: «Uзoбpaжehie Имра Чдотворной Ikohu Npecmi Бгоматере Каплн[овской] вившейс год cehmбpi 11 дн». Икона была вложена игуменией киевского Флоровского монастыря Пульхерией (1806-1812; в миру кнг. Шаховская) об упокоении кн. Петра Шаховского. По сторонам иконы (30,5×26,5 см) на отдельных досках, вставленных в киот, находятся изображения их небесных покровителей - прп. Петра Афонского и царицы св. Пульхерии. Списки К. К. и. обычно южнорус. происхождения, особенно распространены на Украине (нек-рые из них см., напр., в Историко-художественном музее в с. Пархомовка Краснокутского р-на). На Украине написан образ сер.- 2-й пол. XVIII в. (31,2×26 см), находящийся в Спасо-Преображенской ц. г. Ахтырка. В Полтаве почитается К. К. и. из Троицкой ц. Крестовоздвиженского монастыря, видимо рубежа XVIII и XIX вв. (прописана) (Каплуновская икона… 2009. Ил. на с. 13). Икона в серебряном позолоченном окладе 1803 г. (дар Марфы Лисенковой в благодарность за исцеление) почиталась в с. Козляничи (Сосницкий р-н Черниговской обл.) ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тамбов, 1878. Вып. 1. С. 23-24). На ее полях были изображены чудеса, совершившиеся в Каплуновке. Чудотворной считалась К. К. и. в слободе Козеевка (ныне с. Козиевка Краснокутского р-на). Списки 2-й пол. XVIII в. известны в частных собраниях. На Украине имели хождение небольшие металлические нагрудные образки с изображением К. К. и. (Историко-художественный музей в с. Пархомовка Краснокутского р-на). Иногда они были 2-сторонние: с К. К. и.- на одной и с Ахтырской иконой - на др. стороне (Каталог Екатеринославского обл. музея им. А. Н. Поля: Археология и этнография. Екатеринослав, 1905. Ч. 12: Древности церковные (из запорожских церквей Екатеринославской губ.). С. 93). К. К. и. воспроизводилась в хромолитографиях.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Жаловались и богомольцы на долгое отсутствие иконы в Каплуновке, при этом говорилось и том, что и в Богодухове икону в храмах застать трудно, так как она постоянно ходит по рукам. В свою очередь, и г. Краснокутск с 1892 года стал подавать прошения об установлении отдельного крестного хода из Каплуновки с 13 по 26 августа. Инициатором подачи прошений выступал городской староста купец Иван Зайцев. Синод отказал в учреждении отдельного крестного хода на том основании, что Каплуновская икона посещает Краснокутск во время возвращения ее из Богодухова в Каплуновку и пребывает в нем два дня. Более поздние прошения из Краснокутска подавались с просьбой о продлении пребывания иконы в городе, так как многие прихожане не успевают приложиться к ней. С Краснокутском связано и одно из происшествий с Каплуновской иконой. В ночь с 18 на 19 октября 1904 года во время пожара Николаевской церкви г. Краснокутска, рискуя собственной жизнью икону спас краснокутский мещанин Константин Александрович Форов. В 1909 году по указу Синода Каплуновскую икону Божией Матери должны были доставить в г. Полтаву для поднятия ее на торжества по случаю 200 летнего юбилея Полтавского сражения. 30 апреля на собрании прихожан села Каплуновка местным духовенством было предложено икону доставить в Полтаву не поездом а крестным ходом. Предложение поддержали все прихожане, которые обязались за свои средства сделать починку ризы и ковчега, которые были подарены Петром I Каплуновской иконе. Синод подобное решение одобрил и 14 июня икона отправилась через Краснокутск, Колонтаев, Рублевку на Опошню, Гавронцы, Семеновку на поле Полтавской битвы. Все время пребывания иконы на Полтавских торжествах ее сопровождал и.д. благочинного 2-го богодуховского округа священник Петр Федоровский, его описание крестного хода и торжеств было опубликовано в журнале «Вера и Разум». Последними документами в которых упоминается икона Каплуновской Божьей Матери стали клировые ведомости Богодуховского уезда за 1917 год. Не зная достоверных сведений о ее судьбе и местонахождении, мне не хотелось бы строить свои предположения на основе косвенных источников. Однако считаю, что отсутствие её образа в Харьковской епархии не способствует сохранению исторической памяти нашего народа. Андрей Фёдорович Парамонов «Икона Каплуновской Божией Матери - святыня Слободской Украины» Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=52333

«Казанская икона будет покровом града и всего народа твоего. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице, и перед Ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога». Все слова святителя сбылись. В 1709 году Петр со всем воинством всю ночь молился перед Полтавской битвой о даровании победы у Казанской иконы Божией Матери, так называемой Каплуновской, а икона была обретена в 1689 году в селе Каплуновка Харьковской губернии. Эту икону он подарил фельдмаршалу графу Шереметьеву, и она сейчас хранится в Париже у наследников графа, как великая фамильная реликвия рода Шереметьевых. Была с Петром на поле битвы еще одна чудотворная икона. Образ Спаса Нерукотворенного. Ныне он хранится в Спасо-Преображенском соборе в Петербурге. Русское войско разбило врага – более сильного и обученного, более опытного и закаленного. Петр сам участвовал в сражении и поразил множество шведов – он верил в слова святителя. Потом он строил Петербург и не сомневался, когда перед ним вставали великие трудности. Он знал, что делал дело, благословленное Богом. Он верил словам святителя Митрофана. Скончался святитель Митрофан в 1703 году в день памяти св. благоверного князя Александра Невского. Петр приехал на похороны, сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Он сказал тогда: «Не осталось у меня больше такого старца. Ему же буди вечная память». В 1710 году по повелению императора Петра Первого список с Казанской иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы – на Петербургской стороне, на Посадской улице старого Гостиного двора в деревянной часовне. В 1721 г. чудотворный образ переносится в Троицкий собор Александро-Невской лавры. В 1737 г. в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте, на месте, где ныне Казанский собор, икона была перенесена в новый храм и украшена золотой ризой с драгоценными камнями императрицей Анной Иоанновной. В 1800 г. архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте с тем, чтобы чудотворный образ обрел свое постоянное местоприбывание. Казанская-Державная, четыре удела

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

По приказанию Карла отыскали в лесу одного из жителей, Григория Жиравля, и привели к королю. На вопрос Карла: «Где теперь ваш царь?» – Григорий отвечал: «Слышно, что стоит с войском в Харькове». Карл спросил: «А икона Богородицы в церкви ли стоит?» – «Нет её здесь, – отвечал Григорий, – по царскому указу священник с нею в Харькове при армии». Тогда Карл обратился к Мазепе и сказал: «Смотри, церковь и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там нам очень ненадёжно будет». Шведские и русские войска сошлись под Полтавой. При начале битвы Пётр I велел носить Каплуновскую икону Богородицы пред полками, и сам царь со слезами молил Царицу Небесную о победе. Его молитва была услышана: Полтавская битва решила участь Карла. Сведения эти записаны на основании свидетельства, данного священником Иоанном Умановым. В Каплуновском храме хранится сребропозлащённая риза, украшенная венцом на главе Приснодевы, и ковчег на икону. На исподней доске ковчега вырезана следующая надпись: «в сем ковчеге Император Пётр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавою войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери». Вещественным знаком заявил Пётр Великий своё царское благоговение пред этою святынею и благодарность Царице Небесной за победу под Полтавой. 8.07. Нижнеломовская-Казанская Нижнеломовская-Казанская В 1643 году явилась на источнике Казанская икона Богородицы в полуверсте от реки Нор-Ломова, в двух верстах от города Нижнего Ломова и в 96 верстах от Пензы. Граждане поставили деревянную часовню на месте явления и в часовню поставили чудотворную икону. В 1648 году, по прошению нижнеломовских граждан, царь Михаил Феодорович дозволил вместо часовни выстроить церковь , снабдил её ризами, книгами и другими церковными вещами и велел тут устроить монастырь. Нижнеломовская икона совершенно сходна с Казанскою, но на четверть аршина менее её мерою. В грамоте императора Петра I Нижнеломовская икона названа чудотворною и многоцелебною. 8.07. Карповская-Казанская В 1725 году сия чудотворная икона перенесена из Карповской пустыни в Курский Знаменский мужской монастырь, где и теперь находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

История Православной церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их – образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царево- кокшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная Радость», Серафимо-Понетаевская). От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило от нанесенной образу раны – для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская-Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, «Умиление» – Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение» – Новгородская, Корсунская-Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апр. 1662 плакала Ильинско- Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными свт. Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». В 1854 епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Московским, в крестные ходы на праздники К. и. (8 июля и 22 окт.) назначались все храмы Москвы, как в день Богоявления при шествии на р. Москву. В день объявления о начале первой мировой войны, 19 июля 1914 г., в С.-Петербурге состоялся крестный ход во главе со сщмч. Владимиром (Богоявленским), митр. С.-Петербургским, прошедший у Казанского собора. Днем всенародного моления о победе в войне в 1915 г. был назначен день празднования Казанской иконе, 8 июля ( Шавельский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996р. Т. 1. С. 289). Одним из самых грандиозных крестных ходов, к-рый шел 2 дня и 2 ночи, был возглавлявшийся сщмч. Вениамином (Казанским), митр. Петроградским, ход из Петрограда в Шлиссельбург, где находилась чудотворная Шлиссельбургская Казанская икона. Отдельные дни празднования устанавливались для особо почитаемых в России Казанских икон. В наст. время в общецерковный календарь внесены Казанские иконы: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская (празднуется в один день с Казанской иконой, но сохранившиеся списки отличаются от традиционной для Казанской иконы иконографии - изображение Божией Матери поколенное с сидящим на Ее левой руке Младенцем Христом), Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская (см. в разделах наст. статьи). Казанская икона в XX - нач. XXI в. К нач. XX в. количество храмов в России, освященных в честь Казанской иконы, по статистике, превышало остальные. В Иоанновском девичьем монастыре на Карповке в С.-Петербурге, основанном св. прав. Иоанном Кронштадтским, в верхней ц. Двенадцати апостолов в 1902 г. был устроен придел в честь Казанской иконы ( Шульц С. С., мл. Храмы С.-Петербурга: История и современность: Справ. СПб., 1994. С. 33. 1(39)). Строились полковые храмы в честь Казанской иконы, напр. лейб-гвардии Кавалергардского Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Феодоровны полка в Красном Селе под С.-Петербургом (1905) ( Гужиева Н.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010