Храм Рождества Богородицы, где хранилась чудотворная икона, старанием государя и многих почитателей иконы, особенно получивших от нее помощь, преображался и украшался. Строительство каменного храма начиналось еще во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, распорядившейся об этом. Построение храма происходило под особенным наблюдением Святейшего Синода, который выдавал от себя книгу для сбора подаяний. Ахтырский протоиерей Максим Яновский определен был в попечители построения храма. Огромный главный купол с двадцатью окнами был окружен четырьмя малыми куполами. Храм был так велик, что в нем свободно находились до 2000 человек. Кроме главного престола, два придельные: южный – во имя митрополита Петра; северный – во имя преподобного Иеремии и праведной Елисаветы; а прежде был еще престол во имя святителя Николая в верхней галерее, которая позже была уничтожена по ветхости. Впоследствии на чудотворную икону была возложена золотая риза с драгоценными камнями – дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 году; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоявшую в храме за левым клиросом. Размеры храма были так велики, что, по воспоминаниям жителей, в годы Великой Отечественной войны в храм въехал, развернулся и выехал немецкий танк. В советское время в 1929 году храм был закрыт и, к сожалению, после Великой Отечественной войны разобран. Много чудес сотворено было по молитвам Каплуновскому образу Богородицы. Каждый год после жатвы каплуновское духовенство ездило с чудотворной иконой по храмам Харьковской губернии, в Полтаву, Сумы, и тысячи верующих шли к иконе, молились с благоговением и надеждой на поддержку и помощь Божией Матери, и вера их не посрамлялась. Каплуновскую икону Божией Матери как споспешницу Полтавского сражения особо чтили в день этой великой победы – 27 июня, который в прошлые века ежегодно торжественно отмечался крестными ходами, торжественными службами и панихидами воинам-героям, положившим жизнь свою за Отечество. В этот день панихиды по воинам служились во многих храмах России: так Отечество ценило подвиг своих воинов.

http://pravoslavie.ru/31123.html

Особенно торжественно было чествование в 1909 году, посвященное 200-летию Полтавского сражения, когда из деревни Каплуновка крестным ходом несли чудотворный образ в Полтаву, на поле битвы почти десять дней. Сюда же крестным ходом была принесена из села Жукова другая знаменитая икона, которую шведские воины обратили в шахматную доску. Слившиеся с крестными ходами из Полтавы во главе с преосвященным Иоанном (Смирновым) и 200 священниками в золоченых ризах и из села Горбиневка, при звоне колоколов Самсониевского храма и громе пушечных выстрелов, торжественная процессия вышла на поле брани. Здесь в присутствии императора, войска, духовенства и сонма народа с крестами, иконами и хоругвями митрополитом Киевским Флавианом (Городецким) были отслужены благодарственный молебен, а позже, на следующий день, торжественная панихида. Никогда Полтава со дня ее основания не видела более величественной картины. Ныне храм восстановлен стараниями удивительной женщины – библиотекаря Александры Ивановны Гук. Долгие годы она собирала свидетельства об иконе и добивалась разрешения восстановить церковь. 29 декабря 1999 года бывшая церковная сторожка, превращенная в храм, открыла свои двери для верующих. Церковь расписала дочь Александры Гук – художница Валентина Василенко. Священник Василий Иванович Громов служит в ней со дня ее открытия. Небольшое село, прославленное иконой Божией Матери, связано и с некоторыми другими историческими персонажами. В нем проживали родители Григория Чухрая, известного кинорежиссера, а Павел Григорьевич Чухрай, достойный восприемник отцовской профессии, провел в нем детские годы, живя с бабушкой и дедушкой. Здесь родился Герой Советского Союза Григорий Евдокимович Гапон – командир танкового взвода 87-го отдельного Житомирского Краснознаменного танкового полка 7-й гвардейской Житомирской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого кавалерийской дивизии 1-го гвардейского кавалерийского корпуса 1-го Украинского фронта. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29), – напоминает нам Евангелие.

http://pravoslavie.ru/31123.html

Саченюк, главный хормейстер – народный артист РФ С.А. Соколов); православный хор и ансамбль Инженерных войск ВС РФ " За веру и Отечество " (руководитель – игумен Варнава (Столбиков)); хор духовенства Московской областной епархии (регент – священник Сергий Голев). Прямую трансляцию богослужения осуществляли телеканалы " Звезда " , " Спас " , " Союз " , а также официальный сайт Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Телевизионную трансляцию комментировал заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Н.И. Державин. В сугубую ектению были включены прошения " о милости, жизни, мире, здравии, спасении военачальников и доблестных воинов защитников Отечества нашего и всех потрудившихся в построении и благоукрашении святого храма сего " . На сугубой ектении также были вознесены молитвенные прошения о прекращении распространения коронавирусной инфекции. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. За заупокойной ектенией были вознесены прошения " о упокоении душ усопших рабов Божиих вождей и воинов за веру и Отечество наши жизнь свою положивших и всех безвременно в годы Великой Отечественной войны от голода, холода, ран и болезней скончавшихся, во вражеском пленении страшные страдания, истязания и мученическую кончину претерпевших их же имена Ты Сам Господи веси " . Святейший Патриарх Кирилл молитвенно помянул всех, жизнь свою отдавших за веру и Отечество и страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны. По окончании богослужения с солеи собора Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному собору Предстоятель Русской Православной Церкви передал чудотворную Каплуновскую икону Божией Матери. Вручая образ, Святейший Владыка сказал: " Я хотел бы в этот день преподнести для сего святого храма замечательную икону, а поскольку эта икона совершенно особенная, хотел бы зачитать историческую справку: " Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери, споспешница Полтавской победы.

http://religare.ru/2_119518.html

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы. Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день. Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик. Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной. Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

http://pravoslavie.ru/1947.html

В следующем году Иван Ильичь просил полковника исходатайствовать ему сан священства, и в 1688 г. посвящен он был во священника Каплуновской церкви Рождества Богородицы митрополитом Авраамием. Сему то священнику Богоматерь указала на свой чудотворный образ. Это было так: «Сент. 8 1689 г. священник Иоанн видел во сне благолепного и украшенного сединами мужа, который сказал ему: на третий день после сего придут к тебе из Москвы три иконописца, один лет 60, другой - 80, третий - 90 лет; у старшего из них сними сверху связки семь икон, и осьмую - Казанскую икону Богоматери возьми себе с благоговением, и узришь благодать. Уманов, пораженный сновидением три дня постился, служил литургию и по окончании литургии на третий день, возвращаясь домой из храма, увидел иконописцев тех лет старости, как ему сказано было во сне. Он пригласил их к себе в дом и взял у старшего связку икон, и осьмая из икон связки действительно была Казанская икона Божией Матери. Он оставил эту икону у себя за 15 коп., которых однако иконописец не взял. Две недели икона находилась в доме священника, а на третьей неделе, ночью с субботы на воскресенье явилась священнику дева необыкновенной красоты и, пробуждая его перстом, сказала: «Иерей Иоанн! не держи Меня в твоей храмине, отнеси в храм Божий». Священник, пробудясь в ужасе, увидел в комнате свет подобный блеску молнии, потом собравшись с мыслями собрал почтенных из прихожан и, объявив о видении, отслужил молебен и перенес икону в храм. Все эти сведения помещены в описании явления и чудес св. иконы Каплуновской, составленном в 1744 г. «в Харьковской Академии», где притом сказано, что описание явления св. иконы взято со свидетельства данного священником Иоанном Умановым. В рукопись внесены и чудеса бывшие после 1741 г., и иные из них засвидетельствованы собственноручной подписью испытавших на себе милость Богоматери, другие записаны рукой самих облагодетельствованных; между ними приложено в копии письмо Ивана Паскевича, писанное к настоятелю Каплуновского храма, иеромонаху Герману с Извещением о исцелении жены его Паскевича, совершившемся в 1760 г.

http://sobory.ru/article/?object=52333

А может быть, эта икона хранится где-то и ждет своего часа, чтобы быть обретенной достойными людьми и явиться знамением спасения нашего Отечества? Много сохранилось чудотворных списков этого образа: в Москве, Казани, Петербурге, в других городах. Имя Казанской носят Ярославская, Вязниковская, Тобольская, Каплуновская, Тамбовская, Пензенская, Песчанская, Чимеевская, Высочиновская, Вышенская и другие иконы. Как свеча от свечи передается благодатное пламя от одной иконы к другой. В Петербурге открылся для богослужений Казанский собор, бывший в советские годы музеем атеизма. И у нас в Москве на Красной площади, как когда-то, рядом с Иверской часовней — храм Казанской иконы Божией Матери. Богу все возможно, но надо, чтобы наша вера не угасала. Чтобы она загоралась живым огнем в наших сердцах и распространялась по всей русской земле. Богу все возможно, но надо, чтобы прежде всего не было у нас уныния, чтобы среди нынешнего пожарища и пепелища у православных людей не опускались руки. Чтобы мы с тем же упованием, которое явили когда-то христиане в Казани во времена агарянских гонений, вверяли свою жизнь Господу. Чтобы каждый из нас терпеливо исполнял свое дело, земное и небесное, с надеждой на заступничество Божией Матери. Нет ничего невозможного для Бога. И Божия Матерь заступится за нас. Но при одном только условии, как свидетельствует сегодняшний праздник. Если будут у нас дети — чистые, нерастленные, способные принять то, что хочет предложить Господь. Если будет у нас святое священство, достойное этой милости. Здесь, пожалуй, корень всего. Мне приходилось как-то рассказывать об одной старой схимонахине. Как ни придет к ней батюшка, все застает ее плачущей. «О чем плачешь, матушка?» — спрашивает ее. «О детях и о священниках, — отвечает она. — Как не плакать?» Воистину невозможно не плакать. Наша молитва должна быть сегодня таким непрестанным плачем — прежде всего о детях и о священниках. Чтобы Господь помиловал нашу Россию, чтобы мог наш народ среди полного сегодняшнего разорения принести этот дар — самое драгоценное, что есть у него, — Господу.

http://moral.ru/kazanskaya-ikona/

Он почитал иконы и Божию Матерь, лобызал мощи, охотно посещал богослужения и принимал участие в беседах на религиозные темы, правил богослужебные тексты, записывал этически-религиозные рассуждения (как, например, «О блаженствах против ханжей и лицемеров»). В религии его интересовало прежде всего её этическое содержание – задачей религии было воспитать из народа добрых граждан, преданных государству и его целям. Перемены вносятся даже в религиозные церемонии на водосвятие 1699 г. царь, к примеру, шёл с преображенцами, во главе первой роты, а традиционное обращение царя к Богу и царское моление за православный народ как важнейшая обязанность «православного царя» отошло на второй план. Самым главным государственно-церковным праздником времени Петра было 27 июля, день Полтавской победы, праздник, который царь отмечал даже за границей. Пётр обыкновенно одевал старый зелёный мундир, башмаки, в руках держал свою простреленную шляпу. Обедню служили не в Троицком соборе, а в палатке около собора. Во время молебна Пётр, государыня и всё войско стояли на коленях. По окончании молебна полки проходили церемониальным маршем мимо государя. После этого он возвращался во дворец, где его поздравляли знатные иностранцы, а затем приглашал всех к себе в Летний сад к пяти часам, и пир тянулся до самого утра 1903 . Торжества, связанные с Полтавской битвой 1709 г., показывают все характерные моменты нового понимания святости. Прославление, канонизация не имеет теперь отношения к какому-либо святому, сакральность прямо связана лишь только с государственностью. Пётр придаёт церковную торжественность годовщине военной победы. В селении Каплуновка находилась чудотворная икона Божией Матери (празднуемая 8 июля и 11 сентября), которую до входа шведских войск отправили в Харьков к Петру. Накануне Полтавской битвы Каплуновскую икону Божией Матери носили по всем войскам и благословляли ею воинов, а после молебна Пётр трижды поклонился иконе и просил заступничества за Россию. После сражения царь одарил икону богатейшими украшениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свою роль сыграл Каплуновский образ и во время Полтавской битвы 1709 года. По легенде, когда Карл XIInpuшeл на Украину, царь Петр I прибыл с армией в Харьков, куда позвал и священника Иоанна Уманова с чудотворной Каплуновской иконой. Шведы заняли Каплуновку, а Карл XII, как гласит предание, остановился в пустующем доме священника Уманова. Захватчик приказал сжечь местную церковь Рождества Богородицы, но слуги короля не могли развести огня. Бывший при Карле его союзник Мазепа разъяснил шведскому правителю, что Божия Матерь оберегает церковь, потому что в ней находилась чудотворная Каплуновская икона. Узнав о том, что сама эта святыня перевезена в Харьков к русской армии, Карл пал духом, видя в этом недобрый знак. Перед Полтавским сражением Петр I молился у Каплуновского-Казанского образа и велел священникам обойти с ним ряды солдат, а после победы приказал сделать святыне золотую ризу с драгоценными камнями. На киоте была выбита надпись: «В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавою войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери». Ныне существующая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери построена в 1763 г. тщанием помещицы села, генерал-поручицей Марией Петровной Яковлевой. Сохранилась метрика церкви 1887 г.: " Первоначальное устроение церкви объясняет медный вызолоченный лист, сохранившийся до сего времени в церкви, на коем вверху вычеканено изображение Богоматери Казанския на облаках с двумя по сторонам ангелами, держащими правою рукою над иконою Богоматери следующую надпись: " Образ Пресвятыя Богородицы Казанския " . Внизу под иконой Богоматери чеканными словами написано: " Помощию Божию сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763 июля 3 числа " . Сооружена тщанием владелицы оного села генерал-поручицею Марией Петровной Яковлевой и супругом ее Михаилом Александровичем Яковлевым. Сначала была построена в небольшом пространстве , от колокольни отделялась каменной стеной. Помещиком же села Поречья Иваном Алексеевичем Бартоломеем в 1848 г. была соединена с колокольней каменными стенами. Построена разносторонним крестом в 1 этаж с одним полукружием. На аршин от бута сложена из белого тесаного камня, а остальное все из кирпича. Стены выложены сплошной кладкой из толстого кирпича, связи в стенах железные. Цемент положен тонким слоем.

http://sobory.ru/article/?object=01399

А может быть, эта икона хранится где-то и ждет своего часа, чтобы быть обретенной достойными людьми и явиться знамением спасения нашего Отечества? Много сохранилось чудотворных списков этого образа: в Москве, Казани, Петербурге, в других городах. Имя Казанской носят Ярославская, Вязниковская, Тобольская, Каплуновская, Тамбовская, Пензенская, Песчанская, Чимеевская, Высочиновская, Вышенская и другие иконы. Как свеча от свечи передается благодатное пламя от одной иконы к другой. В Петербурге открылся для богослужений Казанский собор, бывший в советские годы музеем атеизма. И у нас в Москве на Красной площади, как когда-то, рядом с Иверской часовней - храм Казанской иконы Божией Матери. Богу все возможно, но надо, чтобы наша вера не угасала. Чтобы она загоралась живым огнем в наших сердцах и распространялась по всей русской земле. Богу все возможно, но надо, чтобы прежде всего не было у нас уныния, чтобы среди нынешнего пожарища и пепелища у православных людей не опускались руки. Чтобы мы с тем же упованием, которое явили когда-то христиане в Казани во времена агарянских гонений, вверяли свою жизнь Господу. Чтобы каждый из нас терпеливо исполнял свое дело, земное и небесное, с надеждой на заступничество Божией Матери. Нет ничего невозможного для Бога. И Божия Матерь заступится за нас. Но при одном только условии, как свидетельствует сегодняшний праздник. Если будут у нас дети - чистые, нерастленные, способные принять то, что хочет предложить Господь. Если будет у нас святое священство, достойное этой милости. Здесь, пожалуй, корень всего. Мне приходилось как-то рассказывать об одной старой схимонахине. Как ни придет к ней батюшка, все застает ее плачущей. «О чем плачешь, матушка?» - спрашивает ее. «О детях и о священниках, - отвечает она. - Как не плакать?» Воистину невозможно не плакать. Наша молитва должна быть сегодня таким непрестанным плачем - прежде всего о детях и о священниках. Чтобы Господь помиловал нашу Россию, чтобы мог наш народ среди полного сегодняшнего разорения принести этот дар - самое драгоценное, что есть у него, - Господу. Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/21/gd...

Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы. В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22-го октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же Перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска. Многие списки с Казанской иконы прославились в свое время чудесами. Таковы: Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и другие. Тобольская икона. Чудотворная икона сия находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году. В этом году 8-го июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем. Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее: «Июня 21-го, после Утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу — приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010