Жертвенник устроен в одном среднем с престолом на открытом месте, деревянный. Вместо старого иконостаса, который был написан на полотне, в 1824 г. устроен новый резной работы с живописными образами высотой в 3 яруса из дерева, царские двери устроены с стумбиками в средине, которые вызолочены червонным золотом, коим же вызолочена и вся резьба, форма верхушек царских врат плоская. Пред алтарием от одного клироса до другого устроена солея, которая выше помоста храма на одну ступень, без решетки. Амвон устроен из камня. На клиросах украшений нет, клиросы продолговатые. Колокольня устроена в 1783 г. в виде башни тщанием Марии Петровны Яковлевой под смотрением Николая Михайловича Яковлева месяца августа 21 дня. Из кирпича, а крыша каменная из лещедьи. Колоколов 5. Стены церкви расписаны живописным письмом, которое было возобновлено в 1870 г. Церковь расписана вся. Снаружи стен есть иконные изображения в верхней части храма. К иконам старинного письма можно отнести следующие: храмовая икона Богоматери Казанская на серебряной ризе, которой внизу чеканными словами написано: " Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновския " , а на обороте написано: " Писана сия св. икона 1627 года " . Над царскими вратами в киоте с сиянием и на шнурах и блоках по образцу Киевопечерской лавры находится икона Успения Богоматери в серебряной вызолоченой ризе с мелким жемчугом. Внизу вычеканены слова: " Изображение и мера с чудотворной иконы Успения Пресвятыя Богородицы, что есть в Киево-Печерской лавре " . В ней имеется 4 части Св. мощей, принесена при гробе храмоздательницы Марии Петровой Яковлевой. Местный образ Спаса Нерукотворенного принесен при гробе Николая Михайловича Яковлева. Два серебряные вызолоченные креста, в каждом по 40 частей Св. мощей. Местно-чтимая икона Макария Египетского. На иконостасе находятся древние иконы Казанской Божией Матери и Спаса Нерукотворенного в своем первобытном виде. Резная статуя, изображающая сидящего в темнице Иисуса Христа в терновом венце величиною 2 арш.

http://sobory.ru/article/?object=01399

Сон повторился дважды. В третий раз чудесной силой Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожжённой ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь Моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8 июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завёрнута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта ещё до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнёсся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенёс икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда – в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Можно думать, что это преимущественное исцеление слепоты служило знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омрачённых слепотой магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иван Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первой инокиней и затем настоятельницей в монастыре была девица Матрона. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовой короной. Многие списки с Казанской иконы прославились в своё время чудесами. Таковы: Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и другие. Молитва пред иконой, именуемой «Казанская» О Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, высшая Ангел и Архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

До 1799 г. он был училищным монастырем; ректор Харьковского коллегиума был вместе настоятелем сего монастыря, и коллегиум находился в стенах монастыря. С открытием архиерейской кафедры в Харькове он назначен для пребывания в нём харьковского преосвященного с монашествующими. Монастырский Покровский храм назывался соборным кафедральным, пока в 1846 г. городской Успенский собор не переименован в кафедральный собор. Покровский монастырь давал помещение наставникам коллегиума и имел на своем попечении всю экономию коллегиума, в нем было много братии иноческой. По ведомости 1751 г. видим здесь 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов. Попечение об экономии коллегиума было делом нелегким для монастыря. Вначале средства монастыря были довольно ограничены. Собирание 20-й доли дохода с монастырей и 30-й доли с приходских церквей на коллегиум встречало разные затруднения, а весь этот сбор не простирался выше 1000 р. Начальнику коллегиума и Покровского монастыря Св. Синодом отданы были в управление пустыни — Озерянская, Аркадиевская, Чугуевская и церковь Каплуновская, как для их благоустройства, так и для поддержания экономии коллегиума. Училищному монастырю принадлежали 3076 дес. земли с 650 приписными черкасами, 50 мельничных колес, 3 ви нокуренных завода, скотные дворы, сады. Имения его были в Валковском уезде дер. Рубановка — дар вдовы валковского сотника и есаула Рубана, слоб. Песочки и Замосский Кут — дар фельдмаршала кн. Голицына; в Харьковском — хутора Клочко, Липецкий, Немышлянский, Шаповаловский, Даниловский, Череватый, пустоши Уставникова и Куленговская, Гринцов рог и деревня Гуки, приобретенная за деньги преосв. Епифанием; в Змиевском уезде — хутор Вопяховский. Монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы — прекрасное здание последних времен патриаршества. Освящен в 1689 г. митрополитом Аврамием. Построен в два этажа четырьмя ярусами. Возвышаясь на 23 сажени, он увенчан тремя фонарями больших размеров с вызолоченными главами и крестами, бока его украшены арабесками и карнизами. При массивной толщине стен постройка его весьма легка. В восточном алтарном окне находился герб империи, а в нижней половине стекла — металлические буквы: Б. М. Е. Т. Е. Б. О., т. е. «Божиею милостию Епифаний Тихорский, епископ Белгородский и Обоянский». Это памятник того, что заботливостью основателя коллегиума храм был возобновляем. В верхнем храме Покрова Богородицы внутренние стены в недавнее время (1844 г.) обделаны алебастровою работою под мрамор. В зимнее время стоит здесь чудотворная Озерянская икона Божией Матери. Святая икона с давнего времени известна по чудесным благотворениям. В первый раз открылись чудеса ее в Озерянской пустыне, почему и называется она Озерянскою. Она писана древним малороссийским художником; на холсте приметны еще складки — следы путевого хранения святыни.

http://sobory.ru/article/?object=14144

По своему маловерию мы не сподобляемся тех ярких знамений и чудес, с которыми пребывали наши предки, уповавшие на Господа и Его Пречистую Матерь. Но Господь Бог не оставляет и нас, а особым Промыслом высвечивает замечательные страницы нашей истории, воскрешает веру наших отцов и Своею Благодатию очищает наши сердца для сближения с истиной. скрыть способы оплаты Комментарии Александр 4 марта 2020, 14:49 Прочитал статью. Спаси Господи. Вот только не пойму здесь " ...из села Горбиневка, при звоне колоколов Самсониевского храма ... " - речь идет о селе Горбанёвка? и о Самсоновском храме, что на поле Полтавской битвы? Если есть продолжение этой статьи о внешнем облике иконы Пресвятой Богородицы Каплуновской и дальнейшей судьбе этой иконы, то прошу опубликовать. Алла 16 июля 2009, 03:04 Рада была прочитать об истории для мени известной каплуновской иконы Бохией Матери.У меня есть кассета с проповедью протоиерея Александра Шаргунова, который зачитывал случай с сестрой Ефросинией в 1913году в Харьковской гбернии. Она сутки проспала, а родители подумапи, что она умерла. Но врач сказал, что это литаргический сон. Поспе сна она стала заикаться и ноги у неё отнялись. Во сне она побывала в Царстве Небесном. Привел её в Царство св.Онуфрий. В Царстве ей понравилась обитель. Св.Онуфрий рассказал, что это Марфо-Мариинская обитель с игуменьей Елизаветой Фёдоровной и настоятелем свящ.Митрфаном Серебрянским. Ты о них никому не рассказывай. Хоть они ещё на земле, но их души за хорошие дела находятс в Ц.Н. Вернувшись в тело, она у всех спрашивала об этой обители, чтобы уехать туда. Куда только не возили её с ногами ничего не помогало.Как-то привезли в село чуд Каплуновскую икону Б.М. и приложившись к ней, она почувствовала ноги. В последующем ей сообщили, что приехала сестра из М-М обители. Оказывается она находится в Москве, Сестра Ефросинья сразу уехаха туда и стала монахиней Людмила. я потом нашла книгу о М-М. обители с этой историей и всеми остальными. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31123.html

— Почему икона Казанской Божьей Матери известна буквально по всей стране, ее знают и почитают даже люди, далекие от православия? — История Казанской иконы Богородицы — фактически история России: она связана со многими важными событиями русской истории, важными военными победами. С ней была освобождена Москва от поляков в 1612 году, в 1709 году во время Полтавской баталии царь Петр I просил принести на поле чудотворную Каплуновскую Казанскую икону Богородицы. Не случайно возводились значимые соборы — Казанский собор на Красной площади в Москве, огромный Казанский собор в Петербурге.  С иконой связаны события войны 1812 года, Крымской войны, Первой мировой, Второй мировой… Казанский образ — воинский. Эта икона особо почиталась династией Романовых, которая и появилась под знаком Казанской иконы. Когда строились новые русские города, особенно пограничные, туда часто отправлялись списки именно этой иконы. Так, царь Алексей Михайлович послал к основанию Пензы, входившей в оборонительную Симбирскую линию, Казанскую икону из своих царских чертогов (она сохранилась). В 1721 году именно в празднование «осенней Казанской» 22 октября царь Петр I был провозглашен Императором, так что русская империя родилась в день Казанского образа.  И в этом году (2021-м. — Ред.), 4 ноября (22 октября по старому стилю), мы празднуем 300-летие этого важнейшего исторического события.  Казанская икона Божией Матери настолько прославилась чудотворениями, что к ней прибегали даже иноверцы, это известно, например, из истории Табынской иконы, почитавшейся особенно на Урале и в Сибири.  Особо надо отметить почитание Казанского образа в Русском зарубежье. Сообщаем выходные данные двухтомника статей Н.Н. Чугреевой, переизданных в Казани в 2021 году, помещенных в 1998–2021 годах в различных научных сборниках, материалах конференций, журналах. Чугреева Н.Н. Казанская икона Богородицы: история, почитаемые списки: в 2 ч.: публикации 1998–2011 годов. Казань, 2021. (Библиотека Музея Казанской иконы) Чугреева Н.Н. Казанская икона Богородицы: история, почитаемые списки: в 2 ч.: публикации 2012–2021 годов. Казань, 2021. (Библиотека Музея Казанской иконы)

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Харьков. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). Старая Каплуновская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1810. Год утраты:Не установлен. Архитектор:Е. Васильев Адрес: Украина, Харьковская область, г. Харьков, улица Пушкинская 54, сейчас на этом месте многоэтажный дом. Координаты: 50.000002, 36.243481 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Свою историю улица Каплуновская, одна из старейших и интереснейших улиц города Харьков, ведет с середины XVIII столетия. Именно в это время на землях, расположенных севернее харьковской крепости, стали размещаться казармы расквартированных в Харькове полков и внутреннего гарнизонного батальона, и появился «военный городок». Ранее на этих землях рос строевой дубовый лес, который постепенно использовался для строительства жилья. Когда «военный городок» достиг внушительных размеров и его население превысило 2000 человек, встал вопрос о строительстве собственной воинской церкви, и в 1771 году по проекту губернского архитектора Петра Ярославского была возведена каменная церковь Рождества Богородицы во имя Каплуновской иконы Божией Матери. Списана эта икона была со знаменитой чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Не удивительно, что новая воинская церковь долгие годы именовалась не иначе, как Каплуновская. Это же название впоследствии получила и вся улица. К концу XVIII века Рождество-Богородичная церковь стала терять свое значение как воинская, поэтому окружавшую ее землю было решено использовать как кладбищенскую для Успенского, Троицкого и Николаевского приходов. Кладбище, по названию церкви, также именовали Каплуновским. В 1808-1810 гг., вероятнее всего, по причине ветхости старого храма, на его месте была построена новая каменная церковь по проекту профессора архитектуры Евгения Васильева. Спустя четверть века церковь получила статус приходской и была названа просто – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Впрочем, несмотря на это, общественность традиционно называла церковь «Каплуновской».

http://sobory.ru/article/?object=33250

Калуга. Церковь Николая Чудотворца при Николаевской мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Храм в честь святителя Николая Чудотворца при Николаевской мужской гимназии (ул. Ленина, 83). Николаевская мужская гимназия шла открыта в 1804 г., будучи преобразована из Главного народного училища. Гимназия помещалась в трехэтажном здании, выстроенном Калужским дворянством. На ее содержание и на ремонт дома, а также на библиотеку казной ежегодно выделялось 6150 руб., а приказом общественного призрения — 3350 руб. Здание гимназии многократно перестраивалось и расширялось, особенно 1900—1902 гг. В это же время был сооружен гимназический храм, освященный 6 декабря 1903 г. В честь святителя Николая. В нем хранилась икона Воскресения Христова с частицей Гроба Господня, высланная в дар гимназии Патриархом Дамианом Иерусалимским по просьбе губернатора Офросимова. Сейчас в этом здании размещается один из учебных корпусов Калужского государственного педагогического университета, а в помещении храма находится актовый зал. Из книги «Земля Калужская –земля Святая» В семинарском здании в нижнем этаже, находился Никольский собор. Он устроен в 1831 г. из часовни на сумму 1 тыс. руб., пожертвованную унт. -офицером Мякошиным, и на собранные в Калуге на сооружение 424 руб. Храм был возобновлен в 1901 г., причем прежнее стенное письмо уничтожено и заменено новым. Икон в храме очень много. На южной его стороне заставлено стенное изображение византийского стиля Перенесение мощей св. Николая в Бар - град. На этой стороне обращает внимание копия Репинской картины Избавление св. Николаем от рук палача невинноосужденных.Главною святынею собора является икона св. Николая чудотворца, к которой население прибегало во время общественных бедствий. Св. Николай изображен в большом поясном размере; вверху же на иконе написана копия Калужской Казанской иконы Божией Матери, а по сторонам ее свв. Сергий Радонежский и Пафнутий Боровский на правой стороне, а на левой свв. Тихон и Лаврентий Калужские. По преданию, эта икона сооружена иждивением Калужского общества и стояла прежде среди торгово-промышленных заведений, находившихся на восточной стороне Калуги, на посаде, точнее там, где были ранее кузницы, около Ильинской церкви. В собор она поступила после пожара, так как торгово-промышленные заведения были перенесены на другое место. Другим чтимым образом храма является икона Каплуновской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04228

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери К 300-летию Полтавской битвы Каплуновская икона Божией Матери (день празднования 11/24 сентября) явлена была в селе Каплуновка Харьковской губернии. Место это раньше принадлежало полковнику Ивану Ивановичу Перекресту, стольнику Ахтырскому, который получил эти земли по жалованной грамоте и назвал образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчего КаплунаКаплуновкой. В 1688 году Иван Перекрест построил в этом селении храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а первым священником в нем был поставлен митрополитом Белгородским и Обоянским Авраамием (Юховым; † 1702) Иоанн Ильич Уманов († 1713), выходец из польских пределов, возможно из Умани. При нем и явилась эта чудотворная икона. Однажды священнику Иоанну Уманову во сне явился благоговейный старец и сказал: «На третий день после этого к тебе придут из Москвы три иконописца, один лет 60, другой – 80, а третий – 90 лет; у старшего из них сними сверху связки семь икон и возьми восьмую – Казанскую икону Божией Матери, и узреши благодать». По преданию, это случилось 8 сентября 1689 года, в ночь перед престольным праздником храма – Рождеством Пресвятой Богородицы. Действительно, на третий день священник, возвращаясь из храма домой, встретил трех странников, которых и пригласил к себе. Увидев связку с иконами, священник упросил старца дать ему восьмую икону, которая оказалась копией Казанской Божией Матери, как и было предвещено ему в сновидении. Старец отдал икону, не взявши предложенных за нее 15 копеек. Икона эта оставалась в доме священника две недели, а на третьей неделе в ночь с субботы на воскресение священник увидел второй сон: явилась ему во сне Дева необыкновенной красоты, сказавшая ему: «Иерей Иоанн, не держи Меня в твоей храмине, отнеси в храм Божий». Священник так и поступил. Новоявленная икона стала привлекать в Каплуновку многочисленных богомольцев. Весть о ней достигла и Москвы, о ней узнал и Петр Великий. Как знак благоговейного отношения к сей святыни храму было подарено святое Евангелие 1699 года, в серебряной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г[ода] февр[аля] 25-го д[ня] по указу в[еликого] государя построено сие св[ятое] Евангелие Ингерманландской канцелярии на государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресв[ятой] Богородицы весом серебра 15 фунт[ов] 4 золотн[ика], а на позолоту 35 червонцев».

http://pravoslavie.ru/31123.html

Собор Казанской иконы Божией Матери (Нерехта) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Казанской иконы Божией Матери в городе Нерехта — православный храм XVIII века, считается одним из лучших памятников архитектуры Нерехтского района. Содержание История [ править править код ] Казанская соборная г. Нерехты каменная, с такою же колокольнею. Построена в 1709 г. по указу царя Петра Алексеевича. До строительства Казанского собора на этом месте стоял деревянный собор в честь святых Бориса и Глеба, известный с XIII века. В 1478-1482 гг. " Се яз княгиня великая Марфа пожаловала есмь Троицкого Сергиева монастыря игумена Паисея збратиею или по нем иныи игумен будет, что в Нерехте место у Бориса и Глеба на Подоле промеж тиуна двора и попова двора Борисоглебского... " ; в 1628 г. упоминается церковь " Борис и Глеб в Нерехте на посаде " . В 1653 г. " у сей церкви двор попов, двор пономарев, да приходских нерехчан посацких людей 7 дворов, ... да на той же Борисоглебской церковной земле лавки и места лавочныя 39 мест " . В XVII веке перед храмом здесь находилась одноименная Борисоглебская площадь. Борисоглебский собор был уничтожен пожаром. Во время разбора пепелища была найдена Казанская икона Божией Матери, нетронутая огнем. Среди горожан данная икона стала считаться чудотворной. Указ о построении нового каменного собора был подписан Петром I 12 июня 1709 года - за две недели до решающей битвы со шведами под Полтавой. Как раз в это время Петр I вместе с войсками находился под Харьковом в селе Каплунове, где испрашивал помощи в предстоящем сражении перед чтимой Казанской (Каплуновской) иконой Богоматери. Вполне вероятно, что имея твердую надежду на заступничество Богоматери и скорую победу, Петр, подписывая указ о сооружении нового храма в Нерехте, пожелал посвятить его Казанской иконе, сохранив старое многовековое название в честь Бориса и Глеба лишь за приделом. Если наше предположение верно, то церковь можно рассматривать как первый памятник победы русского оружия под Полтавой.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Казанско...

Казанский кафедральный собор (Волгоград) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) — православный храм в Волгограде, является кафедральным собором Волгоградской и Камышинской епархии Русской православной церкви Содержание История [ править править код ] С тех пор как в 1579 году девочка Матрёна Онучина обнаружила Казанскую икону Богородицы в сгоревшей избе и будущий российский патриарх Ермоген (а тогда ещё священник Ермолай) пронёс её на своих руках в крестном ходе по городу, этот образ стал одним из наиболее почитаемых у православных. Дважды отмечается её память в храмах: 8/21 июля и 22 октября/4 ноября. С неё было сделано много списков, который тоже стали чудотворными: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская. И хотя сама икона в 1904 году бесследно исчезла, она по-прежнему незримо защищает нашу землю от бед, приносит помощь всем молящимся. Первая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери строится внутри Царицынской крепости ещё в начале XVIII века, но просуществовала она недолго — вероятно, сгорела. В 1709 году умирает один из её священников Пётр Димитриев, и другой иерей Фёдор Дмитриев с прихожанами просят астраханского митрополита Сампсона посвятить им в попы дьякона Алексея Игнатьева. На сегодняшнем месте расположения Казанского собора ранее стояла деревянная часовня «близ ветряных мельниц во второй части». Современники отмечали, что кладбище в то время было не окопано и не огорожено, но что отсюда открывался самый лучший вид на город. Новый Казанский храм появляется в нашем городе в конце XIX века. Его закладка состоялась в 1896 году, а освящена церковь была 23 августа 1899 года епископом Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым). Огромную роль в возведении храма сыграл протоиерей Иоанн Никольский, автор же проекта остаётся неизвестным. Строилась церковь на средства прихожан. Каменный храм имеет форму креста, он сооружался в так называемом псевдорусском стиле. Как отмечают искусствоведы, декор его элементов стилизован под древнерусские формы. В 1904 году к основному помещению церкви пристраивается трапезная с колокольней.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_кафе...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010