Что же касается до города Олекмы, то хотя в нем благочинного и не предполагается; и потому протоиерейское место здесь может и не быть, но Олекма есть первый по Якутске город и находится на тракте между Иркутском и Якутском, и в нем должно быть не менее 4 священников при 12000 прихожан. И потому прилично быть и в нем протоиерею, который в случае может быть помощником своего благочинного, а место сие может быть наградой кому-либо из заслуженных священников. На протоиерейские места при Вилюйской и Градо-Якутской Преображенской церкви особых окладов не потребуется никаких; ибо протоиерей сих церквей, будучи настоятелями походных церквей, будут получать оклады от сих последних. При Олекминской церкви протоиерей может быть и на обыкновенном священническом окладе. Необходимо положить особые проиерейские оклады на Верхоянского и Колымского протоиереев, и не менее как половиной более противу священника. Но прибавку сию можно назначить прямо на разъезды по благочинию. Ш) Образовать в Якутске особое отделение попечительства Камчатской епархии о 6едных духовного звания на тех же основаниях, на каких существуют ныне Новоархангельское и Камчатское, (как о том мной было изложено в донесении моем от 7 ноября 1851, за 387 под буквой б). И так как оклады, ныне получаемые от Св. Синода на призрение бедных духовного звания Камчатской епархии (300 р. сер.), без особых источников недостаточны на выдачу пособий только в Камчатской области (по необычайной дороговизне на все): то на призрение бедных духовного звания Якутской области определить особый оклад, – а так как в составлении капитала, принадлежащего ныне Попечительству Иркутской епархии более или менее участвовали в свое время церкви и Якутские, и Камчатские, и даже Американские, то отделить из оного на Якутское отделение Попечительства какое-либо количество денег, по усмотрению Иркутского Епархиального начальства. Но о сем предмете мной ныне же представляется особо. 91 Доказательством тому, что Якуты редко слышат поучения на своем языке, может служить то, что в одной из верных церквей, обозренных иной ныне, еще в первый раз, когда я стал говорить поучение через толмача, то Якуты все в голос стали повторять за ним, что он стал говорить; и не мало было здесь и в других церквах, которые во время поучения молились.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

А определенному мною в Ямск пономарем Иринарху Верещагину, обучавшемуся в Иркутской семинарии, и по исключении его из оной прибывшему в Ново-архангельск (и которому я требовал прогонные деньги от Иркутска до Ямска), Палата совсем не выдала прогонов за тем, как она пишет ко мне, от 9-го января 1846 года, за 278-м, что она не имеет в виду никакого закона, ни особого предписания на выдачу прогонов и пособия исключенным ученикам. Таковые распоряжения Иркутской Казенной Палаты поставляют и могут поставлять меня в немалое затруднение при определении мною священно и церковнослужителей из семинаристов и других лиц Камчатской епархии принадлежащих?., так напр.: я, в полной надежде, что вышеозначенному ученику Верещагину будут выданы прогонные деньги, приказал выдат ему заимообразно из экономпческих сумм необходимую для него сумму, и теперь, за невыдачею ему прогонов, деньги сии должны считаться в долгу за Верещагиным. В той же надежде, что священнику Михаилу Масюкову будут выданы двойные прогоны и кроме того половинное, не в зачет, жалованье,-выдано ему из сумм Духовного Правления заимообразно более 300 рублей серебром;-и теперь за выдачею ему ординарных прогонов священник Масюков по необходимости не в состоянии будет уплатить всего состоящего на нем долга. И потому, покорнейше прошу Ваше Сиятельство исходатайствовать у кого следует, чтобы было сделано постановление относительно выдачи прогонов и половинного, не в зачет, жалованья, в одинаковой мере, как приезжающим из других епархии, так и поступающим на служение к церквам Камчатской епархии из семинаристов и уроженцев здешней епархии, и постановление, сколько можно определительнейшее, дабы не могло встретится подобных недоразумений при выдаче прогонов, как при определении вновь поступающих на служение, так и переводе от одной церкви к другой. И так как сношение мое с Казенною Палатою требует многого времени, то не возможно ли будет сделать такое постановление, чтобы Камчатское и Охотское Казначейство имели право выдавать прогоны и прочая пособия по одним только предписаниям Начальников областей, вследствие к ним отношений моих, или Духовных Правлений или благочинных.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Если же будет вызван в Иркутск для рукоположения Томский Преосвященный, то хотя ему от границы Томской Епархии и обратно будет нужно выдать прогонов только на 1400 верст, но зато новопроизведенному надобно будет ехать уже не по Амуру, а по Лене, через Иркутск на Аян, дабы видеться лично со мною, (а ему видеться со мною необходимо, ибо всего нельзя написать на бумаге) и в таком случае ему надобно ехать путем трудным и продолжительным и прогонных денег надобно выдать ему (вместо 3840 верст) на 5870 верст (полагая от Якутской границы до Аяна двойные прогоны или двойное расстояние). Следовательно, тому и другому потребуется выдать на 7270 верст 1090 р. 50 к., разность только в 25 рублях. Впрочем в случае недостаточности сумм от казны на прогоны отпускаемых я могу получить от казны именно то количество, какое мне необходимо будет на проезд этот, как я делал это и прежде, т.е. не более ¾ всего количества. Судя по обыкновенному ходу почты ответ на это письмо я могу получить никак не ранее, как в наступающем году в исходе января. Самое же лучшее время для проезда в Иркутск есть с половины февраля и половина марта. И потому покорнейше прошу Ваше Сиятельство поспешить этим делом и во всяком случае почтить меня Вашим уведомлением при первой возможности. Сентября 17 дня 1858 г. Якутск. 37 Донесение Св. Синоду, с представлением проекта инструкции Епископу Новоархангельскому, викарию Камчатской епархии. 68 Во исполнение 4 и 8 пунктов определения Св. Синода, Высочайше утвержденного в 11 день января текущего года, о новом устройстве Камчатской Епархии, при сем честь имею смиреннейше представить Святейшему Правительствующему Синоду проект инструкции Епископу Новоархангельскому, Викарию Камчатской епархии и покорнейше донести, что и проект инструкции Епископу Якутскому будет составлен на тех же самых основаниях или положениях, что и ныне представляемый проект, но только в некоторых пунктах и особенно в последнем будут указаны предметы применительно к местным обстоятельствам Якутского края. Октября 3 дня 1858 г. Якутск. 38

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

С этого времени каждый архиерей летнее время преимущественно посвящает обозрению епархии и теперь уже многие из них, несмотря на огромное пространство и протяжение, несмотря на самое бедственное состояние в них путей сообщения, осмотрены и изъезжены архиереями из конца в конец, до самых отдаленных, пустынных и почти неприступных мест. Здесь невольно приходит на память почтенное в современной иерархии имя Иннокентия, архиепископа камчатского, которого вся архипастырская деятельность проходила в беспрерывном, равноапостольном, исполненном опасностей путешествии по его юной, малолюдной и пространной епархии. Не будем распространяться о том, с какими лишениями, трудами и опасностями соединены были его странствования; скажем только, что ему ежегодно приходилось испытывать все возможные способы путешествия сухим путем и морем: на лошадях, оленях и собаках, пешком, на лыжах, ползком, быть влачиму на веревках (см. путевые журналы Иннокентия за 1841, 1847, 1851 г. и другие). По числу верст им проеханных или пройденных в продолжение года, можно составить себе приблизительное понятие о его путешествиях: в 1847 году он проехал 9.000 верст сухим путем и 13.000 морем; в 1848 г. им проехано около 7.000 верст, а с половины 1851 года до конца 1853 года он постоянно находился в разъездах. 492 Нельзя умолчать также о путешествиях по своим епархиям Аркадия пермского, часто долженствовавшего совершать обозрения пешком; Афанасия томского, проехавшего в 1848 году 6.444 версты; Варлаама архангельского, нередко по зыбким тундрам проникавшего в самые уединенные местности своей паствы; Нила иркутского, Игнатия олонецкого 493 и других. Мы не упоминаем здесь других имен, потому что имели целью указать только на такие обозрения, которые выходили из ряда обыкновенных и совершены на пространстве не одной тысячи верст; но вообще следует сказать, что с 1828 года не было ни одного архиерея, даже самого дряхлого, который ежегодно не обозрел бы своей епархии, и дело это теперь стало до такой степени обычным, что крестьяне, рассуждая между собою о повинностях, предстоящих им исполнить летом, между прочим, полагают в числе их и подводы для архиерея, когда он поедет на попов, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь помещаются достойные внимания предметы, которые по свойству своему не могли войти в предыдущие статьи. X. Общий взгляд на состояние епархии. В сей статье, после общего заключения о состоянии епархии, излагаются мнения о средствах лучшего устройства разных частей оной, утверждения и распространения благочестия, с означением, какие к достижению его меры уже принимаются. Должно заметить, что сия программа ежегодной архиерейской отчетности задумана весьма широко, отличается возможною многосторонностью и обнимает все части епархиального управления. При её выполнении уже нельзя было епархиальному архиерею отделываться в годичном отчете о своей пастве общими местами и стереотипными фразами; она требовала непременно фактов, цифр, глубокого личного и непосредственного знакомства со всеми сторонами вверенного ему края, а главное – внимания к своему долгу, труда и энергической деятельности. Эта новая форма произвела самое неприятное впечатление на некоторых престарелых и уже отвыкших от деятельности архиереев. Так, напр., один из них, более других откровенный и не так замкнутый в себя, 509 при получении указа и формы новой отчетности, публично сказал: «Нет, теперь уже нельзя отделываться от синода кое-чем; нам, старикам, теперь становится трудно и не по силам; нужно проситься на покой»; и действительно подал вскоре после этого прошение и был уволен на покой. С 1847 года отчеты архиерейские резко отличаются от отчетов предшествовавших годов: как первые обширны и многообъемисты, так последние кратки и тощи. Нужно сказать, что большая часть архиереев с редким и вполне достойным уважения рвением и усердием выполняла начертанную для них программу и описывала недостатки и совершенства вверенной им паствы с таким мужественным беспристрастием, с такой полнотой и подробностью, что по этим одним описаниям можно составить верную картину состояния известной епархии в данный момент времени. Особенно этими качествами отличаются годичные отчеты Филарета московского , Иннокентия камчатского, Евгения (бывшего) ярославского, Варлаама архангельского, Нила иркутского, Аркадия пермского и других. Но не скроем и того, что некоторые из преосвященных (напр., Иосиф литовский и Арсений варшавский), несмотря на ясный и положительный закон, несмотря на обнародованную новую форму годичной отчетности, почему-то позволяли себе ей не следовать, а продолжали представлять в синод чуть не на полулисте годовые свои отчеты. Может быть, это происходило по каким-нибудь важным, для нас сокрытым, причинам, но мы почли обязанностью указать на это отступление от общего порядка, которое, впрочем, было замечено и св. синодом, как видно из отметки, сделанной на одном из отчетов Арсения варшавского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

153 К 1890 г. из 63 млн жителей в США было 8,9 млн католиков, более 14 млн протестантов и около 25 тыс. православных (см.: УеагЬоок оГАшеп-сап апё СапасНап СЬигсЬез, 1916. Ыеи» Уогк, 1917). 154 Первое духовное училище на американском континенте была открыто 17 декабря 1841 г. в Ново-Архангельске. В декабре 1845 г. оно было преобразовано в духовную семинарию путем присоединения к нему Камчатской семинарии. Ее основатель свт. Иннокентий так оценивал результаты ее деятельности: «…для здешних туземцев и креолов еще рано заведение такого разряда училища» (из письма графу Н. А. Протасову). В 1858 г. семинария была переведена в Якутск. 155 См. главы 6 и 7 наст, книги. 156 Напомним, что в период русского владения Аляской (1794—1867) отношения между Российско-Американской компанией и духовенством были также непростыми. Тем не менее, как замечал обер-прокурор, «все же компания была тогда русская и православная, и от времени до времени вспоминала свое происхождение и вероисповедание, и это удерживало в известной границе образ ее действий» (см. С. 44]). 157 «Ввиду затруднительности для Алеутского епархиального Архиерея в надлежащей полноте осуществлять Архипастырское попечение о православной пастве в Северной Америке, вследствие, с одной стороны, невозможности частого обозрения приходов, разобщенных громадными расстояниями, а с другой — при необходимости отдавать много времени и внимания делам епархиального управления, усложнившегося с увеличением числа приходов и духовенства, и особенно руководительству новым делам воссоединения с православием греко-униатов. Преосвященный Алеутский признает своевременным и полезным для православия в Америке назначение туда викарного Архиерея и поэтому ходатайствует об учреждении Архиерейской кафедры в Ситхе, в качестве викариатства Алеутской епархии, на следующих основаниях: 1) викарию Алеутской епархии именоваться Ситхинским или Аляскинским, 2) местопребывание иметь ему в городе Ситхе, 3) его ближайшему заведыванию поручить православные приходы Аляски, с правом назначать, перемещать и увольнять в этих приходах священноцерковнослужителей и учителей, награждать стихарями и набедренниками и непосредственно сноситься с Американскими властями и с Православным Миссионерским Обществом и 4) на расходы, сопряженные с учреждением викариатства, отпускать 7200 рублей в год» Л. 12—13]. Не встретив со стороны Министерства иностранных дел возражений, 29 ноября 1903 г. был «высочайше утвержден всеподданнейший доклад Святейшего Синода об учреждении в Алеутской епархии кафедры викарного Епископа, с присвоением ему наименования «Епископа Аляскинского " " Л. 12—13].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Между тем государство и определенная часть общества видели в духовенстве главную направляющую силу развития народной нравственности и воспитания народа в постреформенных условиях. Для того, чтобы духовенство смогло выполнить возложенную на него миссию, необходимо было его научить, помочь ему подняться на новую ступень образовательного уровня. Все заинтересованные стороны сходились в одном: нужна реформа профессиональных учебных заведений Церкви. 7. Православие в казачьих войсках С иной политикой в отношении православного духовенства встречаемся в казачьих приходах. На рубеже 1850–1 860-х годов в России насчитывалось несколько казачьих войск: Донское, Черноморское, Линейное (по Тереку и Сунже), Астраханское, Уральское, Оренбургское, Забайкальское, Сибирское. В основном казачество было православным, хотя в некоторых войсках, например, Уральском и Оренбургском, преобладали старообрядцы-единоверцы 371 В церковно-административном отношении только земля Войска Донского составляла отдельную епархию – Донскую и Новочеркасскую – причисленную ко 2-му классу. Другие же по своей малочисленности входили в состав различных епархий. Так, Оренбургское и Уральское войска принадлежали к Оренбургской епархии; Сибирское войско – к Тобольской и Томской епархиям, Забайкальское – к Иркутской и Камчатской; Астраханское – к Астраханской. Черноморское и Линейное с начала века входили в разные епархии. Но в 1829 г. они оказались вместе с Войском Донским в Новочеркасской и Георгиевской епархии, а с выделением из нее в 1842 г. части территории – в составе Кавказской епархии. Однако в 1845 г. по просьбе военного министра Линейное войско передали в ведение Главного священника армии и флота с непосредственным подчинением в церковно-административном отношении Главному священнику Кавказской армии, чья резиденция располагалась в Тифлисе. Причиной перевода послужили жалобы казаков-старообрядцев на притеснения епископа Иеремии (Соловьева) , не утруждавшего себя изучением особенностей правительственной конфессиональной политики в казачьих войсках и развернувшего активную миссионерскую деятельность в станицах 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Представители православной службы «Милосердие» провели практические занятия по уходу за больными в Нижнетагильской епархии 25 декабря 2021 г. 16:16 С 17 по 20 декабря 2021 года в Нижнетагильской епархии  прошли практические занятия по уходу за тяжелобольными людьми. В обучении приняли участие сестры милосердия епархиального сестричества во имя архиепископа Симферопольского Луки (Войно-Ясенецкого).  Организаторами занятий выступили Учебный центр больницы святителя Алексия города Москвы, Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению , Ассоциация сестричеств Русской Православной Церкви, московская православная служба «Милосердие». Практические мастер-классы провели сестры Свято-Димитриевского сестричества города Москвы Мария Кузнецова, Екатерина Сиина. «За период обучения сестры получили и отработали навыки перемещения тяжелобольных, неподвижных пациентов, отработали технику проведения гигиенических процедур. Слушатели курсов узнали, как ухаживать за больными, не вредя при этом своему здоровью», — рассказала сестра милосердия Свято-Димитриевского сестричества города Москвы Екатерина Сиина. В условиях пандемии обучение проходило в два этапа. На первом сестры милосердия и волонтеры учились заочно, прослушивали лекции по курсу. На практических занятиях они закрепили все полученные в онлайн-режиме знания. За пять дней ученики на практике применили алгоритмы и методы щадящего ухода за тяжелыми больными. «Нам очень подробно все рассказывали, даже раскрыли тему гигиенического ухода за ротовой полостью, ушами, глазами пациента. Для нас было открытием, как можно помыть голову пациенту, не поднимая его с кровати. У нас большой опыт служения в больницах, но на курсах мы узнали много нового», — поделилась старшая сестра милосердия Нижнетагильской епархии Ирина Скрипина. По итогам обучения шесть сестер милосердия получили свидетельства государственного образца по специальности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Практические занятия в Нижнем Тагиле были организованы благодаря поддержке Фонда президентских грантов. За последние два года семинары и мастер-классы по уходу прошли в Саратове , Волгограде , Екатеринбурге , Калининграде , Петропавловске-Камчатском ,  Находке , Хабаровске , Самаре , Тольятти , Пскове , Норильске ,  Краснодаре , Ейске , Владивостоке и других городах. Сегодня на территории России и других стран действуют более 900 сестричеств милосердия. В 2010 году по инициативе Синодального отдела по благотворительности была создана Ассоциация сестричеств милосердия. Сестры милосердия обеспечивают уход за тяжелобольными людьми в медицинских, социальных учреждениях и на дому. При сестричествах создаются дома милосердия и богадельни — центры круглосуточного ухода за тяжелобольными людьми. Сегодня в Церкви более 50 таких учреждений. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5875797.ht...

Особенно торжественно 200-летие со дня рождения Святителя Иннокентия (Вениаминова), Митрополита Московского и Коломенского, было встречено в тех епархиях, городах, обителях и храмах, которые были связаны с миссионерским служением Святителя. Многие епархии, возрождая традиции миссионерского делания, заложенные Святителем Иннокентием, отметили это общецерковное событие миссионерскими поездками в отдаленные районы, где нет православных приходов. Там, где долгие годы не ступала нога священнослужителя, вновь, а в некоторых местах и впервые, совершались Божественные Литургии, крестные ходы, служились молебны, освящались жилые дома и учреждения, кладбища. Так, например, за время миссионерских поездок священнослужителями было крещено: жителей Благовещенской епархии – 501 человек, во время миссионерского плавания на теплоходе “Миклухо-Маклай” по Амуру, в пределах Благовещенской и Амурской епархий - 367 человек. жителей Якутской епархии – 1500 человек. Миссионерами проводились катехизические беседы, бесплатно раздавались православные иконы, книги, газеты. В городах и центрах Сибирских и Дальневосточных епархий в течение года проводились духовные, культурные и благотворительные мероприятия (беседы, лекции, передвижные выставки, посвященные служению Святителя). Особое значение имела подготовленная Миссионерским отделом научно-богословская конференция, прошедшая в июне 1997 г. в Москве и Троице-Сергиевой Лавре, “Евангелие в контексте мировой культуры”. Во образ этой конференции при участии сотрудников Миссионерского отдела в 1997 г. прошли Иннокентьевские чтения в Петропавловско-Камчатской, Владивостокской, Южно-Сахалинской и других епархиях. 1.2. Сотрудники Миссионерского отдела постоянно участвуют в миссионерских поездках по регионам России и выступают перед самой разнообразной аудиторией. Эта работа проходит в рамках возобновления исторической практики региональных миссий (Якутская, Камчатская, Чукотская, Калмыцкая и т.д.), внутренних миссий (среди нехристиан, раскольников, язычников). При этом во многих регионах главы и представители администраций отмечают, что акции Миссионерского отдела являются показательными примерами конструктивного взаимодействия представителей Церкви и государственных органов.

http://sedmitza.ru/lib/text/429433/

В 1879 году преосвященнейший Мартиниан (Муратовский) посетует, что церковные документы ведутся исправно по всей епархии, кроме «Анивской и Дуйской церквей на Сахалине» 6 об.], а информации о православной жизни острова каторги нет из-за затруднительности сообщения с «этой местностью» 23]. На наш взгляд, это совершенно справедливо. Из-за отсутствия регулярного морского сообщения остров Сахалин ежегодно оставался отрезанным от материковой части на несколько месяцев. Отчеты в Святейший Синод за 1879 и 1880 годы коснутся увеличения паствы в Камчатской епархии. Как будет писать епископ Мартиниан (Муратовский), кроме естественной «прибыли» (через рождение) ежегодно его паства увеличивалась за счет ссыльных, доставляемых на остров Сахалин 20 об.], причем ежегодно по скорбному пути Одесса-Сахалин приезжало от 1500 до 2000 заключенных 11 об.]. Одно из радостных событий будет обозначено в документах – завершение строительства церкви в посту Анива, которую длительное время не могли достроить из-за финансовых проблем 6 об.]. Отчеты с 1880 по 1890 годы Начало этого временного периода было обусловлено продолжающимся увеличением населения острова. Здесь, по мнению епархиальных отчетов, находилось «множество сахалинских ссыльнокаторжных», численность которых ежегодно увеличивалось до 1500 человек. Епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский Мартиниан (Муратовский) упоминает о материальном обеспечении духовенства своей епархии, в том числе и сахалинских священнослужителей. В начале 80-х годов XIX столетия на Сахалине числилось четыре священника, которые получали жалование от казны по 1000 рублей в год каждый 18, 21 об.]. По епархиальному отчету за 1882 год, в сахалинском православии происходили довольно положительные изменения. Так, отмечается, что для невольных поселенцев было открыто два новых прихода при тюрьмах в посту Александровском и селении Тымовском «с содержанием от Правительства». Здесь же епископ Мартиниан (Муратовский) пишет, что духовной консистории удалось открыть две священнические вакансии для вышеуказанных приходов 6–14].

http://bogoslov.ru/article/5571130

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010