Полного и детального жизнеописания схиигумена Парфения Агеева пока нет. Но оно возможно: он сам оставил о себе многочисленные подробности, книги, труды, публикации, а главное, пробужден сейчас живейший интерес к его внутреннему деланию, благодаря которому и состоялись сии великие творения. Пришло время осмыслить год за годом многотрудную жизнь отца Парфения, его служение во имя Божие, достопамятные достижения его как духовного писателя, полемиста, паломника и строителя. Схиигумен Парфений был выдающимся духовным творцом слова, оставившим нам в назидание свои объемные произведения. Возрастающая тяга к духовным сокровищам Отечества есть признак осознания своего исторического пути. Явление нашего времени есть острое желание насытиться духовными богатствами от течения великой православной реки. В наше время, когда вера колеблется, когда бесконечное количество сект и движений старается восполнить то, что было потеряно с отпадением от Православной Церкви, много людей оживает верой. Оживает и желает знать, прикасаться, преклоняться пред могучей духовной силой и духовным опытом Святой Руси. Поэтому так важно для нас сейчас знать и иметь под рукой наследие наших предков. Митропол ит А нтоний Сурожский в своей проповеди говорил: «Праздник святых – это день, когда мы радостным, ликующим сердцем говорим Богу: Господи, спасибо, что они жили, спасибо, что они явили нам пример того, как можно жить, спасибо, что через столетия до нас дошло животворное их слово!.. Спасибо вам…что вы так услышали глас Господень, так восприняли Его Евангелие, что стоите вы пред нами, как образ подлинного, истинного христианского жития!» 64 . Этими словами хочется выразить отцу Парфению благодарность, за то, что в своих произведениях он показал и явил нам образ служителей Божиих, преподобных, старцев-духовников и постников великих. Показал и описал все, что лицезрел, всю неописуемую Божию красоту, запечатленную в образе всех тех, кто шел «…чтобы принести в мир капельку Божественной любви…» 65 . Сергей Александрович Нилус писал: «Назначение и цель христианского писателя – быть служителем Слова, способствовать раскрытию в Нем заключенной единой истины в ее бесконечно разнообразных проявлениях в земной жизни христианина и тем вести христианскую душу по пути Православия от жизни временной в жизнь вечную во Христе Иисусе Господе нашем» 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

108. О книге: «Современные церковные вопросы» Т. Филиппова (1883г. Там же). 109. Еще о Савватие (1883г. Москов. Вед. Затем в Братском Слове напечатаны: 110. Несколько слов по поводу возобновления «Братского Слова» (1883г.). 111. О статье г. Боголепова (1883г.). 112. Открытие Хлудовской библиотеки в Никольском единоверческом монастыре и произнесенная при этом речь (1883г.). 113. Ответ защитнику Савватия (1883г.). 114. Газетные толки о расколе, шесть статей (1883 и 1884 гг.). 115. Из писем митропол. Филарета к архиеп. Алексию (1883г.). 116. Поездка в суздальский Спасо-евфимиев монастырь в 1870 году (1883г.). 117. Отповедь на жалобу и протест старообрядцев (1883г.). 118. Переписка с Кононом Новозыбковским (1883г.). 119. Из письма и по поводу письма митр. Филарета (1884г. т. 1). 120. Великое самопосрамление старообрядцев, приемлющих австрийское священство (1884г. т. 1). 121. Газетные и иные демонстрации по поводу смерти Конона (1884г. т. 1). 122. Воспоминания об авторе Окружного Послания и переписка с ним (1884г. т. 1). 123. Разбор ответов на вопросы Новниковских старообрядцев (1884 и 1885 гг.). 124. Признавал ли Конон Белокриницкую иерархию правильною и законною (1884г. т. 1). 125. Ответ Единоверцу «Востока» (1884г. т. I). 126. Из писем и резолюций митр. Филарета (1884г. т. 1). 127. Г. Пругавин возродившийся в «Старообрядце» (1884г. т. 1). 128. «Восток», защищающий старообрядцев от «Старообрядца» (1884г. т. 1). 129. «Одно слово (Старообрядца) газете Восток» (1884г. т. 1). 130. Об одном ревнителе раскола и одном защитнике православия (1884г. т. 1). 131. Два слова одному фельетонисту и газетчику (1884г. т. 1). 132. Из писем митр. Филарета к архим. Антонию (1884г. т. 1). 133. Удивительное известие (1884г. т. 1). 134. Ответы на пять вопросов, поданных старообрядцами бывшему иеромонаху Пафнутию (1884г. т. 2; изданы и особою книгою). 135. Безобразия «Старообрядца» (1884 и 1885 гг.). 136. Резолюция митр. Филарета по делу, касающемуся раскола (1884г. т. 2). 137. Несколько слов в дополнение к беседе архим. Павла о том, что нужно священнику для успешного действия в обращении старообрядцев (1884г. т. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Спб. 1901г. и вып. I – IV «Сеймовая борьба...» с 1609 г. Спб. 1903 – 1909 гг. Капитальным трудом по вопросу о положении православия в западной Руси является исследование проф. Ф. И. Титова, Русская православная церковь в Польско-литовском государстве в XVII – XVIII вв. (1654–1795 гг.) т. I – первая половина (1654–1725 гг.). Киев. 1905 г. т. II – Киевская митрополия-епархия в XVII – XVIII в. (1686–1797 гг.) первая половина тома, Киев. 1905 г., т. III – Заграничные монастыри Киевской митрополии- епархии в XVII – XVIII вв. Киев. 1905 г. Наконец в 1908 г. вышло исследование В. А. Беднова : «Православная церковь в Польше и Литве (по Volumina legum)» Екатеринослав. Сочинение, соответственно своему источнику, преимущественно юридического характера. Отдельные монографии-исследования и статьи по истории малороссийской и западной русской иерархии также касаются названного вопроса, напр. свящ. Н. Шпачинского «Киевский митропол. Арсений Могилянский...» Киев. 1907 г. (глава X, «Заграничные монастыри Киевской митрополии» стр. 557–657) или А. Л. Берло «Арсений Берло. еписк. Переяславский и Бориспольский», Киев. 1904 г., проф. С. Т. Голубев « Петр Могила ...» тт. I-II, Киев. 1898 г. капитальнейшее исследование. Замечательна популярная книжка И. И. Малышевского : «Западная Русь в борьбе за веру и народность в двух частях. Спб. 1897 г. Ценны по этому вопросу диссертации: С. Г. Рункевича «История Минской архиепископии (1798–1832 гг.) с подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с православной церковью в 1794–1796 гг. Спб. 1893 г. и К. В. Харламповича «Западно русския православныя школы XVI-XVII вв. Казань. 1898 г. 984 Н. Бантыш-Каменский. История об унии... стр. 342–346. Здесь издана королевская грамота, которой вместе с правами епископа Георгия Конисского в Белорусской епархии утверждены за его кафедрой прежние средства и маетности, которыми владели предшественники его, именно: в воеводстве Мстиславском – Смолы, Заполье, Лесники, Колотовин, Виркиц, в Оршанском уезде – Печерск, Барсуки, Цвиркол, Тарасовичи, Веня и Мошонаки, а также перевозы на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

архиеп. Тоболь. и Сибир.), 247 (в 1640 г. преосв. Нектарий отпущен по обещанию в пустынь, где и скончался); “Переписн. книги Москвы», 1738–42 г., III, 44 (опись подворья в приходе ц. Успения, что на Успенск. Вражке); “Русск. истор. Библиот.», III, 908 (в описи 1630 г. патриаршей библиот. значится рукопись: Книга в четверть, в красной коже, канун и паремьи Нилу преп., иже на Селиге озере); V, 802, 313 (отписка 1671 г. игум. Германа к властям Иверск. м-ря с просьбою о присылке в дар хоругви для вновь созданн. в пустыне церкви); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1874 г., т. IV, вып. 2, известия, 82 (икона Спасителя в Борисоглеб. Новоторж. м-ре с изображ. преп. Нила, времен Иоанна Грозного). 1015. Новинский – Введенский – Богородицкий, что на Бережках, мужской, ныне церкви Введения и Казанской Божией Матери на Пресне, в гор. Москве, в предместии, у Драгомиловской улицы. Основан в первой половине XIV ст. Митропол. Фотием, и в отводной грамоте 1410–31 г., данной на земли м-рю, говорится: и Фотей митр. тую землю со всем с тем дал в новый свой м-рь Введения св. Богород. на Присну и при животе Фотея в том м-ре многие игумены были. С тех пор был домовым Москов. патриархов и митрополии. В 1746 г. м-рь отдан супруге Грузин. царевича Симеона кн. Анне Потаповой, для устроения в нем женского, для грузинок, а для смотрения за ним определен Грузин. игум. Григорий. В 1749 г. воспоследовал указ об обращении его в женский м-рь и первою игуменьею назначена Нина, Имеретинская царевна, скончавшаяся в 1760 г. Упразднен в 1764 г. В зданиях монастыря сперва помещалось военно-сиротское училище, потом полицейский дом Новинской части, а при Императ. Николае I арестантские роты. “Ист. Росс. Иер.», V, 339; Ратшин, 275, “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1851 г., 16 (разреш. расширить древ. ц. Введения); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 239, 51 (с грамот.); “Акты истор.», III, 92 (Дополн. статьи к Судебнику; см. статью XXII, челобит. игум. Кирилла); “Дополн. к Актам истор.», V, 102 (Деяния Москов. собора, 1666 г., II, подписался игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В июле 1924 г. архимандрит Василий, решив, видимо, что Константинополь достаточно потрудился для большевиков и российского обновленчества, обратился от имени Вселенского Патриарха и «всего Константинопольского пролетариата» уже напрямую к представителям советской власти, а именно к главе Секретариата по делам культов при Президиуме ЦИК СССР П. Г. Смидовичу: «Одолев своих врагов, победив все препятствия, окрепнув, Советская Россия может теперь откликнуться на просьбы пролетариата Ближнего Востока, благожелательного к ней, и тем еще больше расположить к себе. В Ваших руках, тов. Смидович, сделать имя Советской России еще более популярным на Востоке, чем оно было ранее, и я горячо прошу Вас, окажите Константинопольской Патриархии великую услугу, как сильное и крепкое правительство могущественной державы, тем более что Вселенский Патриарх, признаваемый на Востоке главой всего православного народа, ясно показал своими действиями расположение к советской власти, которую он признал» . « Великой услуги» советское правительство Константинопольской Патриархии оказывать не стало, но обновленцы, как смогли, архимандрита Василия отблагодарили. В их печатном органе прошло сообщение: «6 ноября на заседании свящ. синода присутствовали представители восточных патриархов – вселенского, архимандрит Василий, и Александрийского – архимандрит Павел. По предложению председателя св. синода митропол. Евдокима, оба единогласно избраны почетными членами синода» . Надо полагать, что благодарность обновленцев представителям Востока имела и материальное выражение, но об этом в печати уже не сообщалось. Патриарх Гpuropuй VII скончался в ноябре 1924 г. Константинопольский Престол он занимал менее года, но память о себе оставил долгую. «17 декабря на вакантную кафедру Вселенского патриарха, –сообщил вслед за этим обновленческий печатный орган, – избран митрополит Дерконский Константин, […] о чем Священный Синод уведомлен представителем Вселенского патриарха в России архимандритом Василием» . «Этот иерарх вполне поддерживает обновленческое церковное движение, – заявил о нем Василий (Димопуло). – Kohcmahmuh VI всецело продолжает проводить линию своего предшественника Гpuropuя VII» . Обновленцы тепло поздравили новоизбранного Патриарха, в ответ на что получили грамоту (в переводе и заверении архимандрита Василия, разумеется): «Ваше высокопреосвященство, митрополит кир Евдоким, возлюбленный во святом духе (так в публикации – свящ. А. М.) брат и сослужитель нашей мерности, благодать и мир божий да пребудут с Вами». Далее шли дежурные благодарения за поздравление и конец: «Вознеся со всяким тщанием молитву о мире и единении святой вашей церкви (Российской – свящ. А. М.), просим от бога всего самого наилучшего. Благодать и милость его да пребудет с вашим высокопреосвященством. Вселенский патриарх Константин, возлюбленный о Христе брат» .

http://bogoslov.ru/article/3659860

126 Царя или Хана Ахмыта не было. Если здесь разумеется Хан Ахмат, делавший нашествие на Россию, при Василии Темном в 1459 и при Иоанне III в 1465; то он не был современником Епископу Прохору (1511– 1527). Если же разуметь Ахмыла, посла Ордынского, сопровождавшего в Россию Князя Иоанна Даниловича в 1322 году, то это будет ранее предыдущей тяжбы Юрия, отца Игнатиева. 127 Означенное рукописное житие должно быть современно потомкам Св. Петра. Оно заключается так: «Дай же Господи Петрову сему роду соблюдение и умножение животу и не оскудеет радость до старости без печали, о х-е и-се г-е (Христе Иисусе Господе) нашем, емуже слава ныне и присно и во векы веков. Аминь». 129 В 1474 году, в Ростове были Князья Владимир Андреевич и Иоанн Иоаннович, у которых Великий Князь Иоанн III Васильевич купил остальную часть Ростова. 131 Житие Св. Исидора, довольно древняя рукопись, сохраняется в церкви, где почивают мощи его, и помещено во многих древних Сборниках. В Прологе и Четь-Минее 14 Мая помещено оно сокращенно. 132 Старинная рукопись, содержащая в себе описание жизни Иоанна Власатого, сохраняется в церкви Св. Власия. 138 В Белогостицкой обители, также и в Ростовском Успенском Соборе, сохраняются помянники Княжеские, в которых перечислены Князья: Владимир, Иван, Адриан, Симеон, Василий, Феодор, Иоанн, Созонт, Георгий (Темкин), Димитрий, Иоанн, Иоанн инок, Серапион инок, Павел (Темкин), Григорий (Темкин), Феодор (Гвоздев), Иоанн (Глинский), Борис, Борис, Василий, Иона инок (Судской), Мисаил инок (Темкин), Григорий, Иоанн (Зюзин), схимник Дионисий, Михаил (Темкин). Первые из этих Князей, кажется, те, которые продали последнюю половину Ростова Иоанну III, а последний – современник Митропол. Ионы Сисоевича и сотрудник его в строении обители значительными вкладами, как видно из сохраненной доселе описи Белогостицкого монастыря, составленной еще при жизни Митр. Ионы. 139 В библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры находится Сборник в четверку, под 20, в котором помещена «повесть о Борисоглебском монастыре, от коликих лет и како бысть начало». Из этой повести заимствован последующий рассказ о старцах Феодоре и Павле, и об Игумене Феофиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Емца с рыбными ловлями и с правом брать проезжую пошлину с торговых людей. Упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», IV, 553; “Памят. кн. Олонец. губ. на 1867 г.», Отд. III, 16; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 1005, 17; “Акты истор.», V, 22 (Ц. гр. 1678 г. Каргоп. воеводе Мих. Хитрово; строит. старец Левкей); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 18 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имела крест. 8 двор.); “Хр. чт.», 1885 г. кн. 9–10, 506. 664. Богоявленский, женский, ныне приходская церковь в гор. Галиче, Костромской губ. Он известен был под именем богадельни и до 1704 г. состоял в ведении Св. Синода. “Ист. Росс. Иер.», III, 398. 665. Богоявленский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Угличе, Ярославской губ., на посаде, в старину на церковной земле Иоанна Милостивого, которая принадлежала митропол. Ростовскому. Принимая во внимание, что он первоначально находился в самом Кремле, близ дворца, можно полагать, что основан царицею Мариею Феодоровною, во время пребывания ее в 1584–91 год. с сыном в Угличе. В 1609 г. м-рь был сожжен поляками, но между 1620 – 29 год. построен вновь матерью царя Михаила Феодоровича, инокиней Марфой Ивановной. При построении новой крепости, часть монастырской земли отошла под нее, почему вследствие тесноты помещения м-рь в 1661 г. перенесен на настоящ. место. Все каменные постройки относятся к нынешнему столетию: церковь Феодоровской Божией Матери построена в 1805 – 18 г., а Богоявления в 1843–53 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 408; Ратшин, 555; “Опис. монаст.», 1817 г., 15; Журавлев, “Пут. по Яросл. г.», 340; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.», 76; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1839 г., 104 (пожертв. дерев. дом); “Ярослав. губ. в.», 1853 г., 45 (две грам. 1629 и 1630 г. инокини цар. Марфы Ив. на владение землями и грам. 1661 г. царя Алексея Мих. о перенесении м-ря на посад); 1854 г., 7 (Углич в 1802 г.); 1859 г., 37 (кратк. обозр. истор. памятн. Углича); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 358, 15; Иванов, “Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Людмила воспитала Вячеслава в христианском благочестии. Будучи восемнадцати лет, Вячеслав лишился отца, и чешским княжеством стала управлять Драгомира до времени воцарения Вячеслава. Она окружила себя худыми людьми, даже язычниками и стала отменять порядки, которые ввели Боривой и Вратислав к ослаблению язычества. Тогда Людмила постаралась достигнуть того, чтобы Драгомира совсем была отдалена от дел правления Но злая Драгомира отомстила за это Людмил тем, что умертвила ее. Подосланные убийцы ворвались к княгине в то время, когда она молилась, и задушили ее, в 927 г. Мощи св. Людмилы прославились чудесами и перенесены в Прагу. Преподобный Дорофей происходил из Фиваиды, в Египте. Поселившись в пустыне, близ Александрии, шестьдесят лет подвизался в пещере. После молитвы он трудился – днем собирал на морском берегу камни для постройки келлий, а ночью плел корзины из пальмовых ветвей. Жил св. Дорофей в конце IV века, при императоре Феодосии Вел. Преставление св. Киприана, митропол. Киевского и всея России. Он жил в XIV столетии. Родился в г. Тернове. В молодых летах оставил родину и подвизался на Афоне. Константинопольский патриарх, узнав о его благочестии и обширных познаниях, сделал его своим доверенным лицом. Князья западной России обратились в Константинополь с просьбой дать им особого митрополита; тогда патриарх Филофей назначил Киприана, но с тем, чтобы он, по смерти митрополита московского Алексия, управлял всей Российской Церковью. Киприан прибыл в Киев, и святитель Алексий скоро скончался. Но великий князь Московский Димитрий Иоаннович, вместо Киприана, пожелал иметь митрополитом своего любимца, Спасского архимандрита Михаила, известного под именем Митяя, и св. Киприан, по его приказанию, был остановлен на пути в Москву и с позором возвращен в Киев. Митяй отправился в Константинополь для посвящения, но на дороге скончался. Тогда, по проискам спутников Митяя, был поставлен митрополитом Переяславский архимандрит Пимен. Великий князь, узнав о посвящении Пимена, послал своего духовника к Киприану звать его на Московскую митрополию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

685 л. 191–192. Книга Иакова Жидовина имеет следующее полное название, под которым она была известна в XVI в., и с которым, она и до сих пор встречается в рукописях (Рукописи слав. и росс., принадлежащие Царскому, описан. Строевым 169, 106. Рук. Моск .Синод. библ. (не разборчиво) и 190–227): «Вера и противление крестившихся иудей в Африке и Карфагене, и о вопрошении, и о ответах, и укреплении, Иаков Жидовин». На греческом языке это сочинение до сих пор не издано и известно только по рукописям и под другим названием. На греческом языке книга Иакова Жидовина имеет следующее название: διδαςκαλα ακβου νεοβαπτςτου, βαπτιςθντος π ρακλου παρ γνμν δαν πρς τος ξ ουδαων χειρ νεοβαπτςτους προφςεως υτν γεναμνης το πιγvναι τν Κριον, τ ο δε ςαββατιζειν μετ το Χριςτο παρουσαν, κα τι ληθς ατς εςτ Χριςτος ελθν κα οχ τερος. Горский и Невоструев. Описание рукописей Синод, библ. отд. II кн. 2, 308–310. Книга Иакова Жидовина в древней Руси помещалась в числе книг «истинных». Калайдович Иоанн экзарх Болгарский. Москва 1824 г. 208–209. 686 л. 124–125, Хрусова повесть «еже обретение честнаго креста» и о воплощении», имеет еще более полное заглавие: «Хруса уединеннаго слово историческо об обретении пречестнаго креста и о воплощении Божии, богословство и похвала кресту» (Рук. Рум. муз. CCCCXXXVII, л. 360–381. Востоков. Описание, 701–702. Рукоп. Моск. дух. Акад. (не разборчиво) Волок. л. 254. Рукоп. Моск. дух. Акад. (не разборчиво) Волок. 39–67. Рук. Моск. Епарх. библ. 26 л. 63–85). То, что у нас в XVI в. связано было с именем «Хруса уединеннаго», то на самом деле принадлежит монаху Александру. Однако Минь, издавший сочинения монаха Александра, отказывается за отсутствием каких-либо исторических свидетельств об этой личности определить-кто такой был этот монах Александр, а также и умалчивает о времени его жизни. В подлиннике Хрусова повесть обозначается: λεξνδρου μονχου λγος ες τν ερεσιν το τιμου κα ζωοποιο σταυροθ. Цитата Даниила соответствует своему подлиннику. Migne Patr. curs. compl. ser. graec, t. LXXXVII, p. 4025–4028. Хрусова повесть, напечатанная в великих минеях четьих митропол. Макария Сентябрь., 14 ч. вып. II, 684–713. Название повести Хрусовою скорее всего произошло из испорченного чтения заглавия, какое она имеет в своем латинском тексте. Там она обозначается: «de cruce».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В свою очередь, святитель Тихон, как отмечалось, получил санкцию (точнее, даже поручение) на такое волеизъявление от Поместного Собора 1917–1918 гг. Митрополит Сергий, лишенный ко всему прочему права выезда из Нижнего Новгорода, имел на руках лишь завещательное распоряжение митрополита Петра, с содержанием которого только предстояло ознакомить широкие слои епископата и получить от них признание своих полномочий. Это притом, что прецедентов исполнения обязанностей Первоиерарха вне Москвы с 1917 г. еще не было (в 1922 г. митрополит Агафангел из-за препятствия с выездом из Ярославля фактически не смог стать Заместителем Патриарха, а весной 1925 г. он же и митрополит Кирилл по причине отсутствия в Москве были отведены от местоблюстительства). Митрополит Петр, судя по его ответу на вопрос следователя: «А почему Вы думаете, Сергию нельзя» (встать во главе церковного управления) – «Может быть, из-за не проезда», – также считал его присутствие в столице обязательным. В Москве же тем временем активно готовилось выступление новой раскольнической группы, о чем, надо полагать, митрополит Сергий догадывался. ОГПУ, конечно же, не могло не довести до логического завершения свою многомесячную интригу, в которую сначала был втянут (нельзя сказать, что против своей воли) епископ Борис (Рукин), а затем архиепископ Григорий (Яцковский) и ряд других иерархов, самым известным из которых был архиепископ Константин (Булычев), незадолго до того принятый Местоблюстителем из обновленческого раскола. Существует свидетельство, но несколько туманное и из ненадежного источника, что их выступление каким-то образом предварил в декабре 1925 г. митрополит Серафим (Александров) . Обновленческие «Тульские епархиальные ведомости», информируя своих читателей о событиях, последовавших после ареста митрополита Петра и близких к нему лиц, сообщали: «На некоторое время в Московских церковных кругах настала полная анархия. [...] Взялась было за управление тройка епископов, во главе с митропол[итом] Серафимом (Александровым) , но ее никто не признал» 848 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010