Бывший о. Архимандрит, а ныне преосвященный Иосиф в речах своих, сказанных при наречении и особенно на обеде, высказывал, как мне показалось, ту мысль, что ему по достоинству его давно бы следовала быть Архиереем, но что доселе он претерпевал многие скорби и только по заступлению Митропол. Иоанникия восприял наконец должное. Владыка (на обеде) отвечал ему: «не скрою, что мой голос был в вашу пользу, но окончательное избрание зависело от Св. Синода». Обед был в день хиротонии, т. е. 30 декабря, в Чудовских палатах, как сказано в пригласительных листах. Владыка Митрополит на обеде был не суров и даже приветлив. Вообще, по моему наблюдению, холодная серьезность Владыки и подозрительность его к Москве сглаживается и недовольных о нем отзывав мало слышно. Благотворительность Владыки по устройству быта вифанских семинаристов и нового здания в саду Московской семинарии для общежития много расположила ко Владыке духовенство Москов. Епархии. По случаю приезда в Москву преосвящ. Харьковского в минувшем ноябре, кто-то пустил слух, что пр-ный Амвросий назначается Московским митрополитом, а Москов. митрополит – С. Петербургский, митрополит же Исидор останется первенствующим в Св. Синоде без управления епархией. Еще говорили, что преосвящ. Амвросий устремлялся быть на юбилее митр. Исидора, но приезд его был отклонен. Хотя преосв. Амвросий имел пребывание в Чудове монастыре, но странным показалось, что он въехал в Москву на другой день выезда из нее митр. Иоанникия». 16-го ч. происходило в присутствии Св. Синода наречение во епископа Каневского, викария Киевской епархии, ректора Киевской духовной академии архимандрита Сильвестра 432 . Произнесенная при этом о. Сильвестром речь, исполненная духа христианского смирения, напечатана в Трудах Киевской д. академии 1885 г. ч. 1, стр. 314–316. 17-го ч., вечером, было собрание членов Св. Синода в покоях высокопреосвященного митрополита Исидора, для обсуждения постановлений Киевского собора, бывшего в сентябре минувшего года. 20-го ч. Воскресение. В Казанском соборе происходила хиротония во епископа Каневского ректора Киевской академии архимандрита Сильвестра. Первенствовал при сем Киевский митрополит Платон; митрополит Исидор уклонился от участия в хиротонии, по несочувствию к назначению третьего викария митрополиту Киевскому. Произнесенная речь высокопреосвященного Митрополита Платона напечатана в Труд. Киевск. д. академии 1885 г., ч. 1, стр. 313.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

иер. и настоят.”, 412; “Акты истор.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); “Дополн. к Акт. истор.”, 137 (Гр. 1675 г. патриар. Иоакима о приписке м-ря к Тороп. церквам); 65 (Гр. 1677 г. о приписке м-ря к митропол. дому); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 354 (в 1700 г. Марипчевского м-ря за церквами Казан. Богор. да Бориса и Глеба в Торопце было 9 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синод.”, 1728 г. VIII, 221, 225 (доношение о пустошах и крестья­нах быв. Морипч. м-ря, о которых спорили Новгор. арх. дом и причт Торопецкой церкви). 2189 . Успенский – Немчинов или Немчинов, мужской, ныне погост Немчино, Псковской губ., Холмского у., в 62 вер. от Холма, при р. Ловати. Нет сомнения, что уже существовал в 1490 г., когда архиеп. Новгородский Ген­надий еретика чернеца Захара по просьбе Вел. князя «отпусти его в свой мона­стырь в Немчиново». Затем он, ве­роятно, был в запустении и только в 1639 г. возобновлен дьяком Никифо­ром Шипулиным. В 1651 г. приписан к Новгород. архиер. дому и обращен в приход до издания штатов в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.”, V, 144; “Акты истор.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 412; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 53 (Ц. гр. 1651 г. митр. Новгор. Никону о принятии м-ря в завед. и приписке к Софийск. дому); “Дополн. к Акт. истор.”, 65 (Гр. 1677 г. приписн. к митроп. дому); “Русск. истор. Библиот.”, VI, 780, 115 (грам. 1490 г. архиеп. Геннадия о еретиках). 2190 . Успенский – Новомлинский – Бобриковский, женский, ныне местеч­ко Новые Млины, Черниговской губ., Сос­ницкого у., в 15 вер. к юго-вост. от Сосницы, при р. Сейме. Основан в XVII ст., гетманом Богданом Хмельницким, который перевел сюда инокинь из Успенского мон., находившегося в мест. Батурине. В реестре м-рей Киев. епар­хии 1723 г. значится в числе Заднепровских. “Ист. Росс. Иер.”, V, 345; Ратшин, 445; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 535, 25; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, при- лож., CXI, XXIX (реестр м-рей); “Чтения в И.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

II, 388 (поклонение чудотворцам Грозного в 1553 г.); “Ярослав. губ. вед.”, 1851 г., 23 (Наказная память архим. Иосифа старцу Феодосию 1694 г. об управлении монастыр. вотчиною, селом Резаниным); Токмаков, “Справ. указат. ист. матер.”, I, 3 (Жалов. грам. 1623 г. архим. Никандру об отписке из г. Старица камня и извести на монаст. строение); Токмаков, “Указат. матер. для изуч. ист. и стат. Яросл. губ.”, 12 (Список межев. книги 1674 г. вотчиной земли м-ря в д. Васильевской и пуст. Кузнецовой); Токмаков, “Сборн. матер. для VII археол. Съезда в Яросл.”, I, 2 (Жалов. грам. 1623 г. архим. Никандру с братиею об отпуске им из г. Старицы 4.641 штуки камня и извести на м-рское строение); “Ярослав. губ. в.”, 1852 г., 32 (опис. переложения св. мощей в новую раку), 33 (грамота 1704 г. св. Димитрия митропол. об установлении крестного хода в Толгский м-рь), 50 (Преосв. Парфений Небоза, митроп. Лаодикийский); 1853 г., 6 (кратк. история), 12 (тоже); 1857 г., 27 (вотчина в Углич. у.); 1858 г., 35 (посещ. царскою фамилиею); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 94, 224 (св. Прохор еписк.), 108, 236 (св. кн. Феодор, Давид и Константин); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 337, 1; “Древн. госуд. грам., собр. в Перм. губ.”, 1821 г., XXIV (грам. 1611 г. из Ярославля в Казань о всеобщ. ополчении на поляков; здесь между прочими подписался архим. Феофил); “Акты Археохр. Эксп.”, I, 308 (собор. пригов. 1581 г.; архим. Феодосий), 313 (Ц. гр. 1582 г. о недозвол. Спасс. м-ря архим. Феодосию взыскивать подати с крестьянъ Толгского м-ря), 342 (Таможн. откупн. грам. 1588 г.), 362 (Таможн. откупн. грам. 1593 г.); II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; архим. Феофан и строитель старец Мисаил); III, 4 (Соборн. гр. 1613 г. Росс. духовенства Строгоновым; подписался архим. Феофил); IV, 155 (Духовн. распорядки 1667 г.; архим. Сергий); “Акты истор.”, II, 101 (Челобитн. 1608 г. Ярославцев Лжедмитрию; руку приложил архим. Феофил), 137 (Челобитн. 1609 г. архим. Феофила об освобожд. м-р. отчины от сбора кормов, по причине разорения ратн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

71 Об Артемии Акты Археогр. Эксп. т. I, стр. 53, 246, 249, 251. Ист. Русск. Ц. А. Филар. Изд. 4-е, период 3, стр. 41, 87, 135, 141. 72 За неимением положительных сведений, мы должны здесь руководиться одними соображениями. Что церковь сия построена не ранее показанного времени, об этом можно заключать по молчанию летописей о ее построении: о каменных зданиях и церквах XV и даже начала XVI века, напр. о кирпичной трапезе, заложенной Митрофаном, летописи упоминают, как о предметах особенной важности по редкости построек каменных зданий. В самом Сергиевом монастыре каменная церковь и святые ворота построены, как мы видели, в 1513 году; а в Симонове церковь над западными святыми воротами построена в 1591, а над восточными в 1623 году. Что Рождественская церковь построена ранее XVII века, об этом можно заключить из того, что в 1747 году она оказалась столь ветхою, что в ней нельзя было продолжать службу и она разобрана и вновь сделана (см. ниже). На таковую древность сей церкви указывает и то обстоятельство, что святые ворота, над коими она построена, обхвачены в последствии каменною оградою, построение коей должно отнести к XVII веку (см. ниже). 73 Каталог Росс. Митропол. Рукоп. Син. Библ. 123 и подписи в Собрании Госуд. Грам. и Вивлиофике. 75 Хотя после дозволена была мена некоторых земель, но с большим ограничением. Сами цари, в последствии желавшие возвысить какой-либо монастырь, обходили закон о вотчинах следующим образом: они приписывали к покровительствуемому ими монастырю другия пустыни и обители, богатые вотчинами, приобретенными ими до 1581 года (см. Истор. опис. Донск. монастыря): но и это было редко. 76 «Строителями (говорит В. Милютин в статье о недвижимых имуществах духовенства. Чт. Общ. 1861 г., кн. 1, с 302) назывались монахи-управители вотчин приписных монастырей: они управляли в одно время и монастырем, и его вотчиною». Но из подписей того же собора 1598 г. видно, что строителями назывались и монахи-управители подворьев. Там подписались строители: Кирилловского подворья, да Троицкий Сергиево-Богоявленский (подворье, бывшее в Кремле у Троицких ворот, упраздн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Таковая же грамота в 1527 г. дана была митрополит. Макарием Виремской церкви. Под 306 значится грамота митропол. Александра Сумскому попу Максиму, с дозволением перенести из острога Успенскую церковь и присовокупить к Никольской, стоящей в самом остроге по причине опасности от немцев (1590 г.). Под 308 значится грамота митрополита Варлаама игумену Иакову о построении вновь храмов, разоренных от Немцев: в Керети, Кеми, Вирме и Суме (1593 г.). Под 309 значится грамота тому же игумену о дозволении служения в Никольском (Сумском) храме, обрушенном во время нападения Каянских Немцев, и о присылке в Новгород за антиминсами для Нюхотской, Колежемской и Унежемской церквей вместо тех, которые были захвачены Немцами в море у старца Филарета (1603 г.). Под 319 значится тарханная грамота для Пурнемской и Нижмозерской приходских церквей (1618 г.). Под 337 значится грамота митрополита Каприана о построении вновь церкви во имя преподобных Зосима и Савватия на р. Выге над Воицким порогом, и о присылке с оной церкви дана в Софийский собор (1630 г.). Под 338 – грамота митрополита Киприана о построении нового храма в Сумском посаде в честь Успения Пресвятыя Богородицы (1631 г.). Под 341 – о построении вновь церкви во имя Зосимы и Савватия в Яреньге и о принесении туда мощей Иоанна и Логина (1635 г.). Под 347 – грамота митрополита Авфония о построении вместо сгоревшего нового храма во имя св. Троицы с приделом в честь преподоб. Зосимы и Савватия (1638 г.). Под 366 – грамота того же митр. Авфония о построении новой церкви въКеретской волости, во имя Св. Николая с приделом во имя св. Зосимы и Савватия, и об освящении церкви в Сороцкой волости на старом месте во имя св. Троицы, с приделом в честь Зосимы и Савватия (1644). Под 393 – значится грамота митроп. Никона, об освящении церкви священномученика Климента в Шуе, построенной вместо погоревшей (1651 г.). Под 413 – грамота митроп. Питирима Кольским попам о платеже в Софийскую казну дани в половину прежнего (1671 г.). Под 431 – грамота митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

56 Т. е. в Странноприимном доме графа Шереметева, в котором я служил почти 12 лет, занимая должности 1-го и 2-го помощника главного смотрителя и состоя членом Совета. Увлеченный высокими целями учреждения, я отдал этой службе все свои силы и способности, как говорится, вложил в неё всю свою душу, но в результате получил только нравственную усталость и тяжелые, болезненные воспоминания. 58 Внучка митрополита Иннокентия. См. о них книгу нашу: «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский» М. 1883 г., стр. 323. 60 Вениамин Благонравов, в мире Василий Антонович, род. в Тамбовской губ., сын священн., 1846 г. окончил курс в Тамбовской сем.; 1849 г. авг. 27 пострижен; – окт. 9 иеродиак.; 1850 г. магистр Казанской акад.; –окт. 31 бакалавр; – ноябр. 20 иером.; 1856 г. ноябр. 28 архим.; 1857 г. апр. 21 професс. акад.; 1858 г. апр. 22 рект. Томск. сем.; 1861 г. авг. 23 – Костромской сем. и настоят. Богородицк. Игрицк. мон. 1862 г. февр. 5 еписк. Селенгинский, хиротон. мая 20, 1868 г. март. 18 – Камчатский; 1873 г. март. 31 – Иркутский; 1878 г. апр. 16 архиеписк. Ск. 1892 г. февр. 2. 61 Статс-Секретарь, обер-гофмейстер, член Государственного Совета, бывший товарищ Министра Народного Просвещения. Издатель книг: «Род князей Волконских», «Записки С. Гр. Волконского» (декабриста), и «Граф Н. Н. Муравьев-Амурский». 62 Леонтий Лебединский, в мире Иоанн Алексеевич , род. 1822 г. янв. 22, сын священн. Воронежск. губ.; из Воронежск. сем. поступ. в Петерб. акад.; 1847 г. оконч. курс магистром; – мая 17 пострижен; 1847 г. июня 8 иеродиак.; – июля 18 иером.; 1851 г. март 20 инсп. Киевск. сем.; 1853 г. янв. 28 – Киевск. акад.; 1853 г. фев. 15 архим.; 1856 г. мая 30 рект. Владимирск. сем.; 1857 г. июня 9 – Новгород. сем. и настоят. Новгородск. Антониевск. мон.; 1859 г. мая 17 рект. Петерб. сем.; 1860 г. март 5 еписк. Ревельский, хиротон. 18 март.; 1863 г. дек. 20 Подольский; 1873 г. апр. 8 архиеписк.; 1874 г. окт. 2 – Херсонск.; 1875 г. ноябр. 16 – Холмский; 1883 г. мая 15 член Св. Синода; 1891 г. ноябр. 17 митропол. Московский. Ск. 1893 г. авг. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По предложению председателя св. синода митропол[ита] Евдокима оба единогласно избраны почетными членами синода " 208 (выделено в публикации. – свящ. А.М.). Благодарность обновленцев представителям Востока имела и другие формы выражения, но об этом в печати уже не сообщалось. В октябре 1924 г. раскольническим лжесинодом в очередном циркуляре вновь был возглашен страстный призыв: «Помните, Тихон не вождь Церкви Православной, а глава секты, идущей против жизни и интересов подлинной Православной Христовой Церкви». Это утверждение подкреплялось сообщением о том, что «Константинопольский патриарх Григорий VII на запрос греческих церквей г. Владикавказа, какому епископу подчиняться, Синодальному или Тихоновскому, ответил, что единственно законным епископом является Синодальный» 209 . Факт написания Патриархом Григорием подобного письма подтверждения из необновленческих источников пока не имеет, но неправдоподобным не выглядит. Взаимоотношения с Московским Патриархатом были заведены Константинополем в тупик. Архимандрит Василий тем временем, решив, что Фанар достаточно потрудился для большевиков и обновленцев, обратился 21 июля 1924 г. от имени Вселенского Патриарха и «всего Константинопольского пролетариата» напрямую в высший орган советской власти – ЦИК СССР, а именно к члену его Президиума, главе Секретариата по делам культов П. Г. Смидовичу: «Населяющий Турцию греческий народ издавна привык уважать, чтить и любить русский народ, от которого он видел много добра. Россия возрождается, Советская Власть окрепла и теперь свободно может заботиться не только о своем благополучии, но и об интересах и нуждах маленьких народов. Одолев своих врагов, победив все препятствия, окрепнув, Советская Россия может теперь откликнуться на просьбы пролетариата Ближнего Востока, благожелательного к ней, и тем еще больше расположить к себе. В Ваших руках, тов. СМИДОВИЧ, сделать имя Советской России еще более популярным на Востоке, чем оно было ранее, и я горячо прошу Вас оказать Константинопольской Патриархии великую услугу, как сильное и крепкое правительство могущественной державы, тем более что Вселенский Патриарх, признаваемый на Востоке главой всего православного народа, ясно показал своими действиями расположение к Советской Власти, которую он признал» 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одна из статей Ярославова устава читается так: «аже ближний род поймется, епископу 80 гривен, а их разлучить и епитимию да примуть». В первой половине кодификатор не сказал ничего нового по сравнению с Уставом св. Владимира, он только сделал перифраз последняго, так. обр., оказавшись бессильным развить принцип в отдельные положения. Но за то он сблизил один принцип –запрещенность браков в родстве – с другим, наказуемостью таких браков, и выразилъэту наказуемость в формах обычного русского права. В других случаях в русском праве возникало создание новых преступлений на почве более широкпх обобщений. Такова, напр., зубояжа Владимирова устава, – один из видов преступного волшебства; таковы: крест посекут, на стенах режут – того же устава, – виды преступного суеверия, и т. п. Порядок церковного суда и наказаний, исторически к Закону Судному людем и к уставам русских великих князей Владимира и Ярослава, представляет только первый опыт применепния к практике русской Церкви византийских начал. Более совершенным образом сказалось влияние византийских начал на порядке суда по религиозным преступлениям в позднейшее время русской истории. § 2. Практика совместного назначения двоякого наказания – церковного и светского, рисуемая уставом Ярослава, к XVI в. уже прекращается. В XV и XVI вв. встречаются уже более или менее отчетливые известия об одном публином покаянии, без денежных пеней. Митропол. Фотий в своих посланиях Новгородцам и Псковичам уже довольно ясно говорит о публичном покаянии. В основание церковно-дисциплинарной практики он кладет церковные каноны . Так, трактуя о многобрачии, он в одном месте говорит: «По Великого же убо Васильа слову, аще мужь иметь жити с четвертою с женою, или жена за четвертымь мужемь, тех божественая правила отлучають: в церковь не входить четыре лета, по четвертом же лете входить в церковь, божественого же не приимаеть до 18 лет, ни доры, ни Богородицина хлеба. Триженьцы же низвергающихся, якоже скверны церковные бывши, даже до пяти лет непричястнымъбыти повелеваем, и летом сим мимошедшим, и пакы единою в лете к причащению божественому приходити в честьного и спасительного Пасхы дни» 387 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

175 fin. моего экземпляра. След. подразумевается: ставится в один город. 65 Теперь у Греков разрушена древняя митрополияльная система, но и теперь епископов у них гораздо более того, чем сколько стало бы их у нас с учреждением епископских кафедр во всех уездных городах (Такой крайней скудости епископов как в нашей Русской церкви нет решительно нигде и ни у кого во всем христианском мире, и эта скудость составляет нашу характерную, историческую (моей Истории Русской церкви, т. I, 1-я пол., 2 изд., стр. 340 – 341) подразумевается – вовсе не служащую к нашей пользе, особенность. – По Синекдему Гиерокла в Греческой империи при импер. Юстиниане было 64 губернии (епархии) и 935 уездных городов. Следовательно, 64 митрополита и 935 епископов, а всех 999. В Северо-африканской церкви епископов было – при Киприане в половине III века до 200, а при Августине в конце IV – начале V века (будто бы) до 466, см. сочинение Н. Извекова : Иерархия Северо-африканской церкви, Вильна, 1884 г., стр. 61 (со ссылкой на Augusm. brrevic. collat. сит donatistis, D. I, с. 14, и, 9, 550). На Халкидонском, 4-м вселенском, соборе 451-го года присутствовало 630 епископов. По исследованию Лепорского в Фессалоник. экзархате с I по VIII в. 116 епархий. Старые и новые каталоги архиерейских кафедр у Греков см. у Ралли и П. V, 455 sqq. См. также у Бингама Volumen tertium, lib. ИХ, сар. II, р. 408 (о количестве провинций и епископий) и в приложениях к тому Index-ы provinciarum, urbium episcopalium, – р. 568. – По каталогу 1855 г., у Ралли и П. V, 513 sqq., архиерейских кафедр у Греков в Турции: в патриархате Константинопольском – митрополитов 82, архиепископов 2, епископов 31, всех 115; кроме того на Ионических островах 5 митропол. и 2 епископа на 3.000,000 христиан, см. у Арсения архим. в Летоп. 2 изд. стр. 850 (По Изамберу в Orienm’e р. 468 fin., Греков в Европейской Турции 1.300,000; в королевстве Греческом р. 25 нач. 1,869,112 в 1867 г.). В патриархате Александрийском – митрополитов 4 (на 20,000 челов.; 1 – 5000).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ведомо нам учинилось, што Воевода наш, Мещеринов Ивашка, в прошлом 1676 году обычаем неистовым монастырь разори и церкви пограбил, и многия благоверныя иноки убия. А о сем ему, вору, приказано не было и учини сие он своевольством и научением сатанинским. Того ради бысть ему от нас, великаго государя, в опале и казни. И как к вам ся наша грамота придет, то тебе бы Князю со архимандритом и со игумном, не мотчав, взевши тово вора и татя Ивашку Мещеринова да железа ему наложивши, заточит в кельи молчателной. Да тебе б, богомолцу нашему игумну, стражу (к) кельи ево приставить и приказати ево (сте)речи накрепко, а кормы ему довать против монастырских». По указу и грамоте царской заточен бысть Мещеринов в келью земляную малую в монастыре Соловецком. Даваша ему кормы скудны, и заповеда всей игумен братии, и белцам, и трудникам, да никто с ним беседъва, ниже приязнь имати. И тако Быша в темнице 10 лет. Бысть же в Велицем Новеграде митропол(и)т Варсонофий, еже верховное смотрение имех за обителью святых Саватея и Зосимы соловецких чюдотворцев. И сей бяше друже Мещеринову и любляше ево крепъко, аще и допреже поминки великия Мещеринов ему даваша. И умоли чрез други своя того Варсонофиа, да любовь свою окажет ему, Мещеринову, в тюръме сущу, и посули ему поминки, а и вдвое против прежних. Варсонофий же многая старания прилагаху, и к Царю, и к сигклиту грамоты писах, да милостивы будут к Мещеринову Ивану. Да и к игумну соловецкому писах не единожды, яко да милость и приятство заточнику окажет. И се егда прошед 10 круговращений, пожаловал Великой Государь, повелел Мещеринова из той темницы выкинуть. Тако наказа Господь Бог нечестивых за разорение честной обители преславного Его Преображениа и Зосимы и Саватея, чюдотворцев соловецких, и за мучение боголюбивых, и за древлее благочестие пострадавших иноков, и протчих, еже Быша во обители. Се аз грешный раб Божий Микола инок писах рукою своею, иже от старцев соловецких предания слышах, то и писах. Аще же кои погрешности чтущий обрящет, не осудив, любително прошу, да исправит, здрав же и спасен буди в летех долзих. О всем славу возсылая человеколюбивому Богу в Троице славимому и ныне, и присно, и во веки веком. Аминь. 24 . Аноним. Повесть о рождении и воспитании, и о житии, и кончине Никона бывшаго Патриарха Московскаго и всея России, собранная от многих достоверных повествователей бывших во дни отец наших 851 Понеже убо по древне церковнем отеческом благочестии, аще и горячею жалостию снедаем есмь, и речуся приступити к повести о бывшем искоренителе того православия, сказать хотяще и. Но к лютости того томителя взирая, боюся беседою моею с коварными его умышлениями сплестися. Ибо той един злобою своею и коварством преодоле всю Россию: яко преимущия сладкоувещательными беседами, лестию помазанными: тако вельможныя, высоких честей и даров награждениями: сице ничтожныя грозами и муками утомив победи и подобным себе новолюбителем на вся хранители святоотеческих законов и обычаев врата хулы и томления отверзе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010