154 См. выше «Христ. Чтение» 1912 г., 4, стр. 435, 253 ; 7–8, стр. 818; 9, стр. 947, 173 ; 10, стр. 1066, 15 . 156 См. † Н. С. Лесков, Мелочи архиерейской жизни в Полном собрании сочинений по изданию «Нивы», т. XXXV, стр. 81. Ср. у † Д. И. Ростиславова в «Вестнике Европы» 1872 г., июль, стр. 230–231. 157 См. письмо Смарагда о. Иерофею от 19 апреля 1859 г. на стр. 98 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 10, стр. 1253. 158 См. в прощальной речи к Астраханской пастве в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1895 г., 18, стр. 453. 162 О «владычном обращении» с духовенством архиереев Николаевской (современной Смарагду) эпохи и – частию – самоновейшей см. яркие иллюстрации у † проф. Ал. П. Лебедева, Слепые вожди: четыре момента в исторической жизни церкви (Москва 1907), стр. 50 сл., 53–54 сл. Для недавнего прошлого см. Записки прот. В. Г. Певницкого в «Русской Старине» 1905 г., кн. IX, стр. 572 о преосвящ. Палладии (Раеве) , † 5 декабря 1898 г. митрополитом С.-Петербургским. А о современных явлениях этого рода да не возглаголют зде уста моя сицевых дел человеческих… Упомянем только, что мы сами видели, как почтенный провинциальный батюшка, обласканный митропол. Антонием (Вадковским , † 2 ноября 1912 г.), отличавшимся ред­костною приветливостию и мягкостию, рассказывал об этом со слезами благодарного умиления, ибо был приучен совсем к иному обращению в своей, Курской епархии. Впрочем, о нынешних «вла­дычных приемах» см. и компетентные свидетельства «Колокола» 2043 за 6-е февраля 1913 г., стрн. 3, стлб. 4–5 («Скромные пожела­ния» свящ. А. Смирягина); 2098 за 19-е апреля 1913 г., стр. 3, стлб. 1–2 («О владычных приемах» свящ. И. Г.). 164 Так, о. Е. Н. Острогорский свидетельствует, что, когда он несколько запоздал в церковь архиерейского дома накануне своего посвящения во диакона (25 декабря 1854 г.), то Смарагд сказал ему: «мальчишка! архиепископ дожидался его», а другие подумали, что он хотел ударить, чего ставленник «совершенно не ощутил». Рассказывает о. Е. Н. Острогорский и другой случай, что раз в Ливнах Смарагд громко распек в церкви одного священника, народ же на улице подумал, что «Архиерей бьет о. Николая»; потом даже говорили, будто беременная жена последнего от этого выкинула, но «это есть фабула». Вообще, насчет рукоприкладства преувеличивают, измы­шляют и клевещут на Смарагда, хотя по этой части он, видимо, не был вполне сдержанным и умел не только благословлять, но и награждать тычками...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 21-й день. Мучения св. муч. Иулиании, л, 1142 1155 об. нач. «Царствующу Максимияну и кумиром бесовство держащи и диаволу величающуся.» Житие и чудеса св. Петра Митрополита Киевского и всея России; списано Киприяном Митроп., л. 1156–1182 об. Нач. «Сей убо блаженный Петре родися от христиану и благоверну родителю во едином от месте земли Волынския.» В 22-й день. Мучение св. великомуч. Анастасии Фармаколитрии сиречь узорешительницы, л. 1184–1191. Нач. «Во времена убо нечестивого царя Диоклетиана, в Римстем граде и во всех Римстех градах и странах бывшу гонению.» В 23-й день. Житие и хождение Преп. Нифонта мниха, еже в Константине граде, л. 1122 – 1213. Нач. «Тайну убо цареву хранити достоит, а дела Божия проповедати славно.» Св. мученик 10-ти, иже в Крите, л. 1215. Служба св. Филиппу Митроп. Московскому и всея России новому исповеднику, л. 1215–1230. Житие и подвиги, отчасти чудес исповедание св. Филиппа Митропол. Московского, 1233–1303 об. Нач. «Елицы убо Духом Божиим водими суть, сии сынове Божии нарекутся.» О преставлении Великого Князя Василия Ивановича всея России, л. 1239 об. О возведении на стол Святительский святого Филиппа л. 1258 об. О подвизе блаж. Филиппа на Собор®, л. 1268 об. О изгнании блаженного Филиппа во Тверь и о преставлении его, л. 1291 об. О возвращении мощей блаж. Филиппа Митроп. в Соловецкий монастырь, л. 1295. – Чудо 1-е о мужи Василии и исцелении его молитвами св. Филиппа Митрополита, л. 1300. – Чудо 2-е о иноце Исаие, л. 1302 бо. Житие вкратце св. Филиппа Митрополита Московского и всея России чудотворца, л. 1304 – 1327 об. Нач. «Сей убо иже во святых отец наш Филипп родися в преславном царствующем граде Москве.» – О изгнани блаж. Филиппа, л. 1322 об. – О возвращении мощей блаж. Филиппа в Соловецкий монастырь, л. 1324 об. – О чудесех св. Филиппа, л. 1325. – Ино чудо блаж. Филиппа о иноце Иса1е, л. 1326. – Чудо святого Филиппа о исцелении от болезни сребренника ковача Иоанна, л. 1326 об Преподобного отца нашего Николы мниха, иже от воина бывшего, л. 1328–1331 об. Нач. «Преподобный отец наш Никола иже преже воевода бе, и воины под собой име.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

аптиминс, священнодействованный Высокопреосвященным митропол. Исидором, и большой медный вызолоченный чрез огонь ковчег 20 – точное подобие часовни гроба Господня в Иерусалиме, в прежнем ее виде, снятое с модели, хранящейся в Святейшем Синоде. Пред престолом стоит металлический семисвечник. Средний алтарь полукруглый разделен капитальными стенами с пролетами; с южной его стороны предел во имя Святителя Тихона; здесь, на горнем месте, живописная картина распятия Господа нашего Иисуса Христа с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом. Иконостас четырехярусный резной, из дуба и орехового дерева под воск; царские врата сквозные, украшены медальонами: вверху Благовещение Пресвятые Богоматери, а по углам св. евангелисты. Над царскими дверьми в сиянии укреплена храмовая икона Владимирской Богоматери. Иконы в иконостасе древнего греческого письма, на вызолоченном чеканном фоне. Местные иконы Спасителя и Богоматери украшены сребропозлащенными ризами. Тут же и перед другими иконами в нижнем ряде иконостаса стоят металлические подсвечники и висят лампады. В середине главного купола на железной цепи в надлежащей высоте от полу висит прекрасное большое металлическое паникадило о 30-ти шандалах в два яруса; вверху коронка, увенчанная вызолоченным крестом, а внизу к панакадилу привешен мельхиоровый шар. На предалтарной стене к куполу выше иконостаса художественное изображение Св. Троицы (в стиле Нового Завета), а на западе Царица Небесная в облаках, окруженная сонмом преподобных св. отец и матерей. У северной стороны храма, под высокою резною сению дубового и орехового дерева, на тумбе кипарисная гробница, в которой помещена часть мощей Святителя Тихона. Далее, у стен также устроены малые иконостасы резные из дуба и ореха, в коих вставлены месячные святцы. Рака с сению над кипарисным гробом, где хранятся частицы мощей Угодника Божия Тихона, поставлена здесь, по благословению Высокопреосвященного митрополита Новгородс. и С.-Петерб. Исидора. На гробнице кругом имеется из накладных букв надпись: «Святые и многоцелебные мощи от Святителя Тихона Задонского и всея России Чудотворца принесены в дар из Задонского монастыря в Короцкую обитель лета 1866 августа 1-го дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

1864 г., слав. печ.), выписки из писаний св. отцов, сочинения Св. Димитрия Митроп. Ростовского, – а также: Речи и слова архиеп. Августина (3-ри т.), – Слова, беседы и речи Митропол. Филарета, Великий пост или беседы на св. Четыредесятницу, Архиеп. Иннокентия Таврического (изд. 2-е 1850 г.) и др. Однако, не одни творения русских проповедников интересовали любознательнейшего читателя-старца В. И. Макарухина, – ему желательно было познакомиться и с жизнью авторов их, как это очевидно из того, что в библиотеке В. Ив-ча находятся биографические сведения о таких знаменитых святителях Московских, как митрополиты Платон и его ученик и преемник Филарет, и других. Таковы: «Начертание жизни и деяний Московского Митрополита Платона» (М. 1818 г.) и Записки о жизни и времени святителя Филарета, Митрополита Московского (составл. Н. В. Сушковым. М. 1868 г. с приложением). Судя по внешности этой последней книги, она, очевидно, была в постоянном употреблении: видимо, В. И. благоговел пред знаменитым Святителем Московским Филаретом. В его библиотеке имелось и несколько портретов этого святителя. Жизнь святых мужей и просто мужей знаменитых, естественно, возбуждала желание посетить и места их подвигов. В. Ив-ч посетил очень многие обители и просто исторические местности. Отсюда понятно, почему в его библиотеке находится очень немало описаний и видов разных монастырей и сельских замечательных храмов. Таково, напр., весьма интересное «Историческое описание Московского Симонова монастыря» (Москва 1843 г.), и др. Есть несколько иллюстрированных путеводителей, напр.: Путеводитель во Св. град Иерусалим ко гробу Господню и проч. св. местам Востока и на Синай (Киев 1872 г.), Путеводитель по московским святыням (со многими рисунк. Изд. Ф. Рычина, Москва. 1887 г.) и др. под. – В. Ив-ч не довольствовался общими описаниями обителей, св. мест, их святынь и достопримечательностей; в его библиотеке есть несколько описаний отдельных памятников исторического и даже археологического характера. Таковы: «Благовещенский собор в Москве» И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

12 Срав. св. Амвросия Медиол. на Еванг. Луки 3, 38 ; также – «Записки на книгу Бытия» покойного М. Филарета Моск. стр. 83–84. Спб. 1819; С. К. Смирнова «Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в В. Завете», стр. 46, Москва, 1852 и др. 13 Не даром западный ученый, Евальд называет 8-й псалом «молниею, брошенною во мрак истории творения», см. у Делича в его коммент. на псал. цит. место. Leipz. 1873. 14 Ибо, в силу того основоположения, что «весь Ветхий Завет служил прообразом Нового», не отдельные только лица в В. Завете, но и вообще ветхозаветный человек, падший и чаявший избавления, предызображал собою уничиженное состояние Мессии. 16 Св. Иринея Лионского «против ересей» кн. 4, гл. VI, 2 из утраченного для нас сочинения св. Иустина «против Маркиона»; срав. св. Григория Богослова «Слово о мире», стр. 272, тома 1-го Творений в русском переводе при Москов. Духов. Академии. Москва, 1868; сн. также его «Слово на Пасху», там же стр. 7; – св. Григория Нисского «Большое огласительное слово», гл. XXI, стр. 57 тома IV-ro Творений в русск. перев. при Моск. Дух. Академии. Москва, 1862 и др. 17 Покойного Арсения, митропол. Киевского «Введение в священ. книги Ветхого Завета», стр. 98, в «Труд. Киев. Дух. Академии», за 1873, с особою нумерациею страниц. 18 См. перечисление и рассмотрение их, с неблагоприятным взглядом на новозаветное отношение к ветхозаветному тексту. Кроме толкователей у Блека в статье: «Einige Bemerkungen uber die dogmatische Benutzung altt-licher Ausspru %:che im N. T.» in Tleol. st. u. kr. 1835 s. 445: – R. Rothe «Zur Dogmatik» in derseib. Zeitschrift 1860. s. 73; – Kahnis «Die lutherische Dogmatik» B. 1, s. 654. Leipz. 1861. u. A. 20 Если в 3 тропаре 7-й песни 2-го канона Вознесения применяется к Христу Втор. 32, 43 , то при этом не имеется в виду толкование Евр. 1, 6 , так как там речь о состоянии Христа в прославлении, а не в уничижении, как у Апостола. Канон – творение св. Иосифа песнописца. См. «Богослужебные каноны» и пр. стр. 68 изд. Е. Ловагина Спб. 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В 1531 году снова вызвали его на собор. Преподобный Максим оправдывался плохим знанием русского языка, три раза кланялся до земли перед собором, просил простить его немощи и отпустить на Афон. Собор облегчил его участь только тем, что перевел в Тверской Отроч монастырь; здесь добродушный тверской епископ Акакий принял его милостиво и часто приглашал к своей трапезе; здесь же он получил разрешение ходить в церковь и причащаться Св. Таин. Особенным утешением для невинного страдальца за истину было то, что он свободно мог читать книги и писать сочинения. В это время написана была большая часть его сочинений, – оправдание книжным исправлениям, исповедание веры, отзывы на разные современные вопросы. В 1551 г. преподобный Максим переведен был в монастырь преп. Сергия, где спокойно провел последние дни жизни и скончался в 1556 году. Погребен он в притворе лаврского Духосошественного храма. Над гробом преп. Максима митропол. Платон устроил раку (извлеч. из «Воскресного дня» 1891 г. 3, стр. 44–5). VIII. Св. Филипп, митрополит Московский, прославляется как поборник правды и исповедник, положивший душу свою за паству свою. Он происходил из именитого рода бояр Колычевых и, по окончании домашнего воспитания, поступил на службу к царскому двору, где заслужил благоволение царя. При твердом благочестии, которое, по слову Писания, на все полезно есть, св. Филипп, в мире Василий, был бы полезным деятелем на предлежавшем ему поприще государственной службы. Но Промысл Божий призвал его к другому высшему служению. Однажды благоговейно внимая в храме Божием чтению Евангелия, он был поражен словами: «Никтоже может двема господинома работати» ( Мф.6:24 ). В сих словах он уразумел, как бы обращенный к нему, призывный голос Спасителя и тайно от родителей скрылся из Москвы, чтобы достигнуть Соловецкого монастыря, где он решился посвятить себя иноческим подвигам. В 1566 году, когда кафедра Московской митрополии сделалась праздной, царь Иван Васильевич Грозный вызвал св. Филиппа из уединения, где он прожил почти тридцать лет, достигши сана игумена, и убедил его принять сан митрополита Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В июле 1924 г. архимандрит Василий, решив, видимо, что Константинополь достаточно потрудился для большевиков и российского обновленчества, обратился от имени Вселенского Патриарха и «всего Константинопольского пролетариата» уже напрямую к представителям советской власти, а именно к главе Секретариата по делам культов при Президиуме ЦИК СССР П. Г. Смидовичу: «Одолев своих врагов, победив все препятствия, окрепнув, Советская Россия может теперь откликнуться на просьбы пролетариата Ближнего Востока, благожелательного к ней, и тем еще больше расположить к себе. В Ваших руках, тов. Смидович, сделать имя Советской России еще более популярным на Востоке, чем оно было ранее, и я горячо прошу Вас, окажите Константинопольской Патриархии великую услугу, как сильное и крепкое правительство могущественной державы, тем более что Вселенский Патриарх, признаваемый на Востоке главой всего православного народа, ясно показал своими действиями расположение к советской власти, которую он признал» . « Великой услуги» советское правительство Константинопольской Патриархии оказывать не стало, но обновленцы, как смогли, архимандрита Василия отблагодарили. В их печатном органе прошло сообщение: «6 ноября на заседании свящ. синода присутствовали представители восточных патриархов - вселенского, архимандрит Василий, и Александрийского - архимандрит Павел. По предложению председателя св. синода митропол. Евдокима, оба единогласно избраны почетными членами синода» . Надо полагать, что благодарность обновленцев представителям Востока имела и материальное выражение, но об этом в печати уже не сообщалось. Патриарх Григорий VII скончался в ноябре 1924 г. Константинопольский Престол он занимал менее года, но память о себе оставил долгую. «17 декабря на вакантную кафедру Вселенского патриарха, -сообщил вслед за этим обновленческий печатный орган, - избран митрополит Дерконский Константин, [...] о чем Священный Синод уведомлен представителем Вселенского патриарха в России архимандритом Василием» . «Этот иерарх вполне поддерживает обновленческое церковное движение, - заявил о нем Василий (Димопуло). - Константин VI всецело продолжает проводить линию своего предшественника Григория VII» . Обновленцы тепло поздравили новоизбранного Патриарха, в ответ на что получили грамоту (в переводе и заверении архимандрита Василия, разумеется): «Ваше высокопреосвященство, митрополит кир Евдоким, возлюбленный во святом духе (так в публикации - свящ. А. М.) брат и сослужитель нашей мерности, благодать и мир божий да пребудут с Вами». Далее шли дежурные благодарения за поздравление и конец: «Вознеся со всяким тщанием молитву о мире и единении святой вашей церкви (Российской - свящ. А. М.), просим от бога всего самого наилучшего. Благодать и милость его да пребудет с вашим высокопреосвященством. Вселенский патриарх Константин, возлюбленный о Христе брат» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

А потом он великий Государь, мысля в сердце своем, да не восхитит на ся суда Божия, но полагая такое великое дело на его Божию волю и на его пречистую Матерь, избра из Архиепископов и Архимандритов и Игуменов шесть предодобных мужей, Апостольския сотвори жребия, и написав имена их и запечатав в воск своею царскою печатию, прислал их к вам, богомольцам своим: И вам бы, Митрополитом, Архепископом и Епископом, со всем освященным собором вкупе, ныне в соборной церкви пречистые Богородицы честнаго ея Успения, пред ея чудотворного иконою пети молебная и молити Бога и пречистую Богородицу и московских чудотворцев, с теплою верою и со слезами, о избрании на патриарший престол в Патриархи, и вынятиб жребий пред ея чудотворною иконою при нем; да который вымется, и тот жребий прислати вам к нему великому Государю, с ним же, за тою ж его Государевою печатию, Боярином со Князем Алексеем Михайловичем. Преосвященный же Митрополит Афоний, и все Митрополиты, Архиепископы и Епископы со всем освященным собором, слыша благовестие и повеления великаго Государя, зело возрадовашася, я благодариша Бога и пречистую Богородицу и великих чудотворцев. И те жребия прияша у Боярина, упразднишася на молитву и на пения. И облекошася во вся освященныя одежды, и принесоша пред чудотворную икону пречистыя Богородицы, зовемыя Владимирские, юже написа и учреди святый Апостол и Евангелист Лука, святую панагию злату, со дрогим камепьем, юже ношаху древнии святии Патриарси, и в тое панагию положиша из тех шести жребиев три жребия, и поставиша ту панагию в киете на пелен пред чудотворною иконою пречистыя Богородицы, и начаша всем собором пети молебен. Первую статью живоначальные Троицы, да Архангелом в Ангелом; а Евангелие чел и после молебна молитву пресвятей Троице, что говорят по все воскресения на полунощнице: Всемогущая и животворящая Троице, говорил Митрополит Афоний. A по молитве Митр. Афоний со всем освященным собором повелел из трех жребиев, которые положены быша во святую панагию, Варлааму Митропол.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

672 Арх. Мин. Юстиции. Патр. Каз. Прик. кн. 312 (по арх. дворц. пр.), л.л. 104–115). Тут перечислены все десятины патриаршей области. Город Атемар слился с Саранской десятиной, а Краснослободск писался в Темниковской десятине (И. И. Шимко. Патр. Каз. Прик. 120, 275). 674 История Нижегородской иерархии Макария (бывш. донского архиепископа), стр. 5–9. Здесь развернута очень печальная картина из первоначальной жизни раскола в пределах Нижегородского края до 1672 г. 675 Проф П. Ф. Николаевский «Патр. область и рус. епархии в XVII в.», стр. 179. Патр. Иоасаф скончался 17 февраля 1672 г.; его преемник Питирим, м. новгородский назначен 7 июля 1672 г. (Строев. Списки... стр. 7). Новая нижегородская кафедра замещена 24 марта 1672 года. 681 Ставленная грамота митропол. Филарету, в которой изложены обстоятельства открытия епархии, издана в Древ. Рос. Вивлиофике ч. XVIII, 111–113. Выдержки из неё приведены в Истор. Нижегор. иерар. 3–7. 684 Арх. Мин. Юст. Патр. Казен. Прик. кн. 77 (1673 г.), л. 446, кн. 87, л. 755. Арх. Св. Синода дело 1733 г. 383, л. 303. Оба монастыря поступили в ведение нижегородской кафедры только в 1749 году. Тогда за Благовещенским монастырем состояло 4176 душ, а за Амвросиевым Дудиным – 1201 душа крестьян (Арх. Св. Синода, дело 1749 г. 61). 685 Архив Минист. Юстиции, Патр. Казен. Прик. кн. 74, л. л. 483–543. В Нижегородском уезде XVII в. известны станы Закудемский, Березопольский, Стрелицкий и дворцовая Белгородская волость (Опис. Докум. Арх. М. Юст., I, стр. 166–167). 687 Арх. Министер. Юстиц. Патр. Каз. Прик. кн. 97, л. 975. Изменения произошли после собора 1674 года, о чем речь впереди. 689 Арх. Мин. Юст. Патр. Казен. Прик. кн. 145, лл. 3–4. Вероятно, не считаются города за Белгородской чертой, которые до открытия Белгородской епархии могли принадлежать Киевской митрополии (Опис. Киево-Соф. собор, стр. 183). О новых пошлинах и повышении сборов по указу Иоакима поповским старостам см. у И. И. Шимко. (Патр. Каз. Прик. стр. 22–23). 6 Киевская земля была, несомненно, литовским владением при Ольгерде (1347–1367 г.), но обстоятельства её присоединения к Литве не установлены, бесспорно, в исторической литературе. Литературу по этому вопросу указывает Матвей Любавский в своем исследовании «Областное деление и местное управление литовско-русского государства ко времени издания первого литовского статута» стр. 36. Москва 1893 г. или см. Н. Тихомиров «Галицкая митрополия». Спб. 1896, стр. 157–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Апостолов. Против такого распоряжения австрийского правительства протестовал константинопольский патриарх, указав на то, что вселенская церковь в своей практике всегда следовала 60-му правилу карфагенского собора, почему он предполагал послать в Боснию для рукоположения архимандрита Николая Мандича в качестве третьего епископа одного из подчинённых ему архиереев. Австрийское правительство, которое тяготится и призрачною зависимостью боснийско-герцеговинской церкви от константинопольского патриаршего престола, отвергло это предложение. Завязались дипломатические переговоры, в которые было втянуто и турецкое правительство. Уступая патриарху в его ссылке на давнюю практику константинопольской церкви и 60-е правило карфагенского собора, австрийское правительство упорно настаивало на том, чтобы в качестве третьего епископа при рукоположении боснийско-герцеговинских митрополитов участвовал кто-либо из епископов, подчинённых карловацкому (т. е., австрийскому) митрополиту, а не вселенской патриархии. Патриарх увидел себя вынужденным сделать уступку австро-венгерскому правительству, тем более, что в этом смысле еще раньше, при патриархе Иоакиме (1860–1868 г.), было заключено соглашение с карловацким митрополитом, который как бы по просьбе или с дозволения константинопольского патриарха вмешивается в его область. Для руководства во внутреннем управлении делами Боснийско-герцеговинских митрополий 26-го февраля был обнародован особый консисторский устав-„Нословни ред за источно-православну enapxujeky kohcucmopujy apxujenuckona митрополита capajebckoro»; но ничего нет регулирующего высшее общецерковное управление в боснийско-герцеговинских митропол и ях; австрийское правительство находит для себя выгодным не допускать единения между митрополитами захваченных им провинций; в его интересах, чтобы митрополиты действовали изолированно друг от друга,-каждый-сам по себе. Впрочем, первенствующее положение занимает все-таки боснийский митрополит: он поэтому и именуется не только архиепископом (на языке церковных канонов архиепископ выше митрополита), но и экзархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010