В подтверждение себя сошлемся хотя бы на свидетельство о. И.М. Жарова, бывшего раскольника и хорошо знакомого с уставностью старообрядческого богослужения. См. об этом в статье: «Справедливо-ли, что у старообрядцев церковно-богослужебный устав исполняется точно и без опущений?» (Мисс. Об. 1900 г., февр., стр. 296–300). Всем известен порядок найма у старообрядцев лиц для выполнения положенных от духовника епитимийных поклонов. И вот факт, рассказанный в «Калужском Вестнике» за 1896 г. «Молодые старообрядцы (с. Тихонова Калуж. еп.), придя в моленную и положив обычное начало, оставляют на предназначенных для того гвоздях свои шапки, как свидетелей перед старшими их пребывания в часовне, а сами уходят на улицу для гуляния с девицами. Зазябнувшие при непокрытых головах, они охотно большую часть служб проводят в трактирах»… Это – к характеристике их истового благочестия. Много и других фактов можно было бы привести, но – не в них дело. Порекомендуем г. Шарапову поговорить об уставности богослужения и истовом благочестии с кем-нибудь из рядовых старообрядцев, фанатически не настроенных или по каким-либо видам не отстаивающих своё старообрядчество. Г. Шарапову нравится «крепкая церковная и бытовая связь» у старообрядцев. Но эта связь у сектантов наших еще гораздо сильнее; почему же эти не нравятся ему? Да и связь эта есть ни более – ни менее, как только явление оппозиции, вызывается и проявляется обстоятельствами гражданской и церковной жизни, как и у сектантов, а не есть что-либо внутренне присущее старообрядчеству. Шарапов восхваляет отношения клира и народа у старообрядцев. Что же ему здесь нравится? Не то-ли уж, что «владыки» и «попы» избираются каким-нибудь миллионером-фабрикантом, что «поп» в обществе ничего не значит, что всё его влияние выражается лишь в епитимийных запретах, что не угодивший мироеду – он должен уходить, куда знает, что без оглядки на своих пасомых он не может шагу ступить, знакомства свести и т. п.? Глубоко наш почтенный публицист, как и многие другие, ошибается, предполагая в отношениях клира и народа у старообрядцев проявление древнерусских начал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сарай для повозок. К западной стороне вышеописанного корпуса примыкает сарай, стены бревенчатые на каменных столбах. Покрыть железом, окрашенным зеленою масляной краской. Странноприимная. Деревянный корпус, одноэтажный, на каменном фундаменте, без подвала, снаружи и внутри оштукатуренный. Внутри русская печка. Келья, отделенная перегородкой. Ход с северной стороны. Кругом всего корпуса с двух сторон окна: с северной стороны одно окно и с восточной 2 окна. Крыт железом, окрашенным масляною красной краской. По наружному обмеру, весь корпус занимает в длину 16 аршин, а в ширину 8 аршин. Гостиница для приезжающих. Корпус – каменный низ, а верх обложен кирпичом, двухэтажный, без подвала. Капитальных стен – две долевых и две поперечных; внизу стены каменные, вверху деревянные. Ход парадный с южной стороны через наглухо обшитое тесом крыльцо посредине корпуса, и с боку корпуса, с той же стороны, ход черный. Двери при входе двойные, створчатые, со стеклами и со врезными замками. Нижний этаж разделяется долевым коридором на две половины, в каждой половине по 6-ти комнат, отделяющихся одна от другой бревенчатыми оштукатуренными переборками. Во втором этаже размещение комнат совершенно одинаково с размещением нижнего этажа. Двери в комнатах все филенчатые, столярной работы, с внутренними замками. Окон в нижнем этаже с южной стороны 6, с северной 7, с восточной 3 окна, всего с трех сторон 16 окон. Во втором этаже – с южной стороны 7 окон, с северной тоже семь, с восточной стороны 3 окна, с трех сторон всего 17 окон. Снаружи корпус не оштукатурен, а внутри стены и потолок оштукатурены; пол во всех комнатах и в коридоре окрашен. Крыт корпус – железом, окрашенным масляною зеленой краской. По наружному обмеру, весь корпус занимает в длину 27 аршин, а в ширину 12 аршин. Сарай. Между этой гостиницей и странноприимным помещением – сарай для остановки лошадей, стены которого бревенчатые, на каменных столбах. Примыкает к жилым строениям концами под углом. Крыт железом под масляную краску.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Корпус-просфорня, выстроен при архимандрите Моисее по словесному разрешению преосвяшенного Григория; каменный, двух этажный, снаружии оштукатуренный, без подвала. С двумя входами с восточной стороны; один ход в просфорню, с лестницею во второй этаж. Второй ход во второй этаж и обходной в просфорню. Капитальных стен во всем корпусе: одна поперечная, разделяющая весь корпус как бы на две половины. Нижний этаж этого корпуса разделяется на просфорню и при ней три кельи. Во втором этаже над просфорною, две кельи, отделяющихся бревенчатою перегородкою. Во второй половине за капитальною стеною коридор по длине корпуса и четыре кельи. Печей в этом корпусе три, в обеих половинах изразцовые; в нижнем этаже одна печка при трех кельях изразцовая и две печки в просфорне русские. Стены и потолок во всем корпусе внутри оштукатурены. Окон в нижнем этаже: с восточной стороны 7, с южной 3. В верхнем этаже: с восточной стороны 8 окон и просвет над коридором. С южной стороны 2 окна. Западная сторона корпуса в оградной стене с одним окном для всего корпуса, и между прочим отделяется от ограды бревенчатою оштукатуренною переборкою образующею между оградою и корпусом коридор. Северная сторона примыкает к квасному сараю. Крыша железная, окрашена масляною зеленой краской. По наружному обмеру, корпус занимает в длину 30 аршин, в ширину 9 аршин. Келарня , занимает место между квасным сараем и дровяным сараем для хлебопекарни. Северная сторона келарни в оградной стене, южная сторона с тремя створчатыми воротами. Вся келарня разделяется как бы на три отделения: собственно келарня, погребной сарай и погреб для кваса. Крыт железом, под масляную зеленую краску. В длину 40 аршин, в ширину 9 аршин. Корпус хлебопекарня, выстроенный с разрешения Духовной Консистории, указом от 12 февраля 1881 г., за 915, каменный, с выдающимся на южную сторону мезонином, образующим как бы второй этаж, неоштукатуренный. Нижний этаж разделяется на две половины: собственно хлебопекарня, с одною русскою довольно обширною печкою, и две кельи, отделяющихся между собою перегородкою при одной изразцовой печке, стены и потолок которых оштукатурены. Ход – с южной стороны через простое крыльцо, при входе в коридор чулан мучной. Из того же коридора лестница в верхний этаж, в котором также под кельями нижнего этажа две кельи, отделяющихся одна от другой оштукатуренной перегородкой, с одною изразцового печкою, и по одному окну в кельи, в итальянском виде. Стены и потолок в кельях оштукатурены. Окон в этом корпусе в нижнем этаже с южной стороны 6. С западной стороны к этому корпусу примыкает сарай для дров с одними створчатыми воротами. По наружному обмеру длина корпуса 27 аршин, а ширина 9 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Гостиница для приезжающих. Корпус двухэтажный, деревянный, на каменном фундаменте, без подвала, кругом обшить тесом. Входов два: один в конце корпуса с южной стороны, другой с восточной стороны; оба хода через крыльца, наглухо обшитые тесом. Капитальных стен, – две долевых, образующих между собою коридор, разделяющий корпус на две половины, в каждой половине корпуса в нижнем этаже по 4 комнаты, разделяющихся одна от другой бревенчатыми оштукатуренными перегородками. В верхнем этаже таковым коридором корпус тоже разделяется на две половины и в каждой половине по 6-ти комнат, отделяющихся одна от другой оштукатуренными перегородками. Стены и потолок в корпусе оштукатурены. Печей во всем корпусе 4: две печи в нижнем этаже и две в верхнем, изразцовые. Двери везде филенчатые, простой столярной работы. Пол во всех комнатах окрашен. Окон в нижнем этаже: с южной стороны 7, с западной стороны 4, с северной 9 окон, с восточной окон нет; с трех сторон, следовательно, в нижнем этаже 20 окон. В верхнем этаже: с южной стороны 7, с западной стороны 2 окна, с северной стороны 7 окон, с восточной стороны окон нет; с трех сторон, следовательно, в верхнем этаже 16-ть окон. Покрыт корпус железом, окрашенным масляной зеленой краской. По наружному обмеру, весь корпус занимает в длину 34 аршина, а в ширину 12 аршин. Дворянская гостиница. Корпус деревянный, двухэтажный, на каменном фундаменте, без подвала, снаружи кругом обшит тесом. Входов два: один с западной через глухое крыльцо, обшитое тесом; второй ход собственно во второй этаж через крыльцо, наглухо обшитое тесом с парадною лестницею в середине. При входе во второй этаж с южной стороны чуланы и буфетная комната. Весь корпус разделяется коридором на две половины, как нижний этаж, так и верхний. В нижнем этаже по обоим, сторонам, по четыре комнаты и в упор коридора три комнаты. Точно такое же размещение комнат и во втором этаже и число комнат одинаковое. Внутри весь корпус, стены и потолок оштукатурены. Пол окрашен. Комнаты одна от другой отделяются бревенчатыми перегородками оштукатуренными. Печей во всем корпусе 9, из них пять печей в нижнем этаже и 4 печи во втором этаже. Двери створчатые, но преимущественно филенчатые, столярной работы, окрашенные. Окон в нижнем этаже: с южной стороны 6, с западной 3, с северной 7, с восточной 2, кругом, следовательно, окон в нижнем этаже 18. Во втором этаже: с южной стороны 6, с западной 4, с северной 7, с восточной 3, кругом, следовательно, окон во втором этаже 20. Крыт корпус железом, окрашенным масляною краскою. По наружному обмеру весь корпус занимает в длину 24 аршина, а в ширину 12 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Сарай для дров. Между двумя вышеописанными гостиницами помещается сарай для дров и есть небольшой амбар для ссыпки овса. Сарай этот с бревенчатыми стенами на каменных столбах, покрыт железом, окрашенным масляною краскою, с одними створчатыми воротами на южную сторону. Для остановки лошадей против этой гостиницы устроен навес, одна стена которого бревенчатая на каменных столбах с проездом между ними. Крыт сарай тесом. К востоку от этого сарая выстроен деревянный, одноэтажный, на каменном фундаменте, обшитый кругом тесом, небольшой корпус, покрытый железом, окрашенный масляною зеленою краскою, в котором временно проживают девицы из дворян Илларионовы. Бассейн. На площади между вышеописанными строеньями устроен бассейн, каменный, покрытый железом, окрашенный масляною краскою, снаружи и внутри не оштукатуренный. Все вышеупомянутые строения с двумя храмами посреди их обнесены довольно прочною оградою каменною, по углам которой четыре башни с жилыми в них помещениями. Башни устроены довольно прочно и покрыты железом под масляную краску. Площадь монастыря: 95 саженей от запада на восток и 55 сажень от севера на юг. С южной стороны настоятельского дома находится небольшой довольно уютный свод, обнесенный балясником, а к западу от этого же дома простираются конусообразно липовые аллеи, в середине которых имеется несколько яблонь, ничем не огороженных. От братской трапезы к востоку, начиная с деревянного одноэтажного корпуса, параллельно до восточной стены и примыкая к северной стене монастырской ограды, простирается сад, обнесенный с южной стороны балясником, внутри которого стоят три корпуса: два деревянных одноэтажных и один каменный двухэтажный. Между конным двором и южною стеною монастырской ограды, примыкая к восточной стене, находится сад и, частью, огород для посадки овощей. Все имеющиеся внутри ограды дороги и пустопорожние площади вымощены булыжною мостовою; дорожки же, ведущие от настоятельского корпуса к Преображенскому храму вымощены мелким щебнем и усыпаны песком.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Верх башни, к которой примыкает больничный корпус, разделяется перегородкой, оштукатуренной на три части: коридор, (собственно) аптека и помещение для Фельдшера, с четырьмя створчатыми окнами кругом. Внизу башни две кельи с одною изразцовою печкою, отапливающею и верхний этаж башни. К башни, под прямым углом к востоку, примыкает сарай для дров, южной стеной которого служит ограда, а северная сторона дощатая. Таковые же стены и поперечные. Сарай с северной стороны о шести каменных столбах. Покрыть железом, окрашенным масляной красной краскою. По длине сарай занимает 11 аршин, ширина 6 аршин. К востоку от вышеупомянутого сарая братский корпус, двух этажный, низ каменный, верх деревянный, обшитый кругом тесом. Нижний этаж снаружи оштукатурен; два входных крыльца: одно с северной стороны – открытое, крытое железом, другое с южной стороны крытое тесом. Нижний этаж разделяется двумя капитальными каменными стенами на две половины, образующими между собою коридор. Западная половина с подвалом визу эта же половина разделена дощатою перегородкою на две кельи. Восточная половина разделена двумя бревенчатыми, оштукатуренными стенами, образующими между собою коридор, на две половины; в каждой половине по две кельи внутри оштукатурены. Печей в нижнем этаже всего три, одна в первой половине и две во второй, изразцовые. При входе во второй этаж, с южной стороны, чулан и лестница на чердак. Верхний этаж по устройству комнат, печей, стен и перегородок совершенно одинаков с устройством нижнего этажа. Окон в нижнем этаже с северной стороны 5-ть, с восточной одно, с западной два, с южной четыре, кругом, следовательно, 12-ть окон. Во втором этаже: с северной стороны 6-ть, с восточной 1, с западной 3, с южной 4, кругом, следовательно 14-ть окон. Крыша железная, окрашенная масляною зеленою краскою. По наружному обмеру весь корпус занимает в длину 21 аршин, а в ширину 13 аршин. 2-й братский корпус, двух этажный, на каменном фундаменте, без подвала весь деревянный, обшитый кругом тесом. По наружному обмеру корпус этот занимает в длину 24 аршина, а в ширину 14 аршин. Остальное устройство корпуса с наружной и внутренней стороны, как-то: капитальных стен, перегородок, крылец, коридоров, лестниц, по расположению и устройству келий, печей, дверей, по количеству и расположению окон, устройству крыши, – совершенно во всем одинаково с устройством корпуса вышеупомянутого.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Говоря о благожелательном отношении населения к церковным школам, следует в особенности отметить сочувствие, с которым встречены были вновь учреждаемые в Империи второклассные школы и которое выразилось в весьма значительных пожертвованиях сим школам зданиями, землей и денежными суммами. Из 323 второклассных школ, разрешенных к открытию до 1 января 1898 года, пожертвования поступили в пользу 275 школ. Для 100 школ пожертвовано было 114 школьных зданий (каменных, полукаменных и деревянных). Из них 24 здания стоимостью свыше 290.000 р., в том числе одно – в 80.000 р., два – по 30.000 р., одно – в 24.740 р., одно – в 16.000 руб., одно – в 15.000 р., два – в 24.300 р. и два – по 10.000 р. Земельные участки пожертвованы 198 школам в количестве 2.165 десятин, в том числе для школы на миссионерском хуторе, Пермской епархии, – 270 десятин, для Просеченской школы, Рязанской епархии, – 157 десятин для Убеженской школы, Ставропольской епархии, – 132 дес., для Колодезной школы, Донской епархии, – 105 дес. для Софиевской школы, Таврической епархии, – 100 дес. Денежных пожертвований поступило ежегодных – на 17 школ 5.110 руб. и единовременных на 87 школ 172.597 руб. Наиболее значительные пожертвования получили следующие школы: школа при Тихоновской пустыни, Калужской епархии, свыше 12.500 руб., Дретенская, Новгородской епархии, – 10.000 руб., Слободская, Вятской епархии, – 7.700 руб., Дьяковская, Самарской епархии – 6,500 руб. Кроме того, второклассным школам сделаны пожертвования строительными материалами, безмездным трудом, расходами по устройству школьных зданий, сельскохозяйственным инвентарем и пр. Гражданская администрация, в лице губернаторов, земских начальников и пр. большей частью относилась к церковным школам благожелательно и оказывала содействие развитию церковно-школьного дела. Земские начальники во многих епархиях (напр. во Владимирской, Вятской, Самарской и др.), а также мировые посредники, располагали крестьян заводить церковные школы, а некоторые из них оказывали и личную материальную поддержку сим школам. Событие священного коронования в жизни церков. школ

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського   27 2006 р. 13:22 Алла Бородина: «Посеять семена добра в детской душе…» [Ihmepb " ю] Председатель секции «Основы православной культуры в системе образования» на Рождественских чтениях, автор и разработчик курсов «Основы православной культуры» и «История религиозной культуры», президент Фонда «Основы православной культуры» Алла БОРОДИНА отвечает на вопросы Пресс-службы Московской Патриархии. 23 2006 р. 16:52 Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Господь дает нам время и возможность восстановить разрушенное» [Ihmepb " ю] На очередном заседании Межведомственной рабочей группы по организации перезахоронения в России праха императрицы Марии Федоровны утвержден план проведения церемонии переноса останков, которая состоится осенью 2006 года. Пресс-служба Московской Патриархии публикует комментарий по поводу предстоящего события митрополита Калужского и Боровского Климента, который входит в состав Межведомственной рабочей группы. 10 грудня 2005 р. 12:35 «Мы уже влияем на телевидение» [Ihmepb " ю] Создание православного телевидения — богоугодное дело, считает один из участников круглого стола по вопросам организации Телевидения национального возрождения, председатель синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями прот. Дмитрий Смирнов. Отец Дмитрий дал интервью «Огоньку». 25 листопада 2005 р. 11:28 Диакон Андрей Кураев: «Атеизм как таковой — это просто отрицание чужой святыни» [Ihmepb " ю] В своем интервью журналу «Итоги» о. Андрей Кураев комментирует выдвинутое Атеистическим обществом Москвы требование изъять из текста российского гимна упоминание Бога. 23 листопада 2005 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

31-го же августа я посетил в Болхове П. Н. Шавыкина, от которого раньше также были получены мною, прекрасно составленные и приведения выше, записи об о. Макарии. Уважаемый П. H., глубокий почитатель его памяти, также продолжает собирать новые о нем сведения с тем, чтобы постепенно представлять их мне. В настоящий раз он показывал мне свою переписку об о. Макарии с одним из своих знакомых в Екатеринославе, где, как известно, в свое время тот служил. К сожалению, названный корреспондент П. Н-ча ничего не сообщил ему нового из устных о нем рассказов, а лишь указал ему на то, в каких периодических изданиях было писано что-либо о нем, каковые сведении конечно известны изучающему его жизнь. Во всяком случае, готовность П. Н-ча продолжать содействовать мне в собирании материалов для жизнеописания о. Макария, в соединении с его особенным сочувствием мне в этом и с личным расположением ко мне, выразившимся в тот раз и в весьма радушном гостеприимстве по отношению ко мне, побуждает меня питать уверенность, что уважаемый П. Н. Шавыкин найдет возможным доставить мне новые сведения об о. Макарии, которых еще много сохраняется в благоговеющей пред ним памяти Болховичей и которые так желательно запечатлеть и в памяти других почитателей великого миссионера, великого подвижника благочестия, великого друга человечества, „человека Божия». XLIX 13 августа текущего года, на пути из Орла в Старые Дольцы, по приглашению моего тестя, члена нашей Архивной Комиссии, Священника Н. А. Преображенского, посетил Болховскую Оптину пустынь мой сотоварищ по службе в Орле, уже неоднократно упоминавшийся в моих сообщениях в Комиссию, Петр Андреевич Алпатов, вместе с которым ровно два месяца пред тем я посетил Калужскую Тихонову Пустынь, в предположении тогда же ехать с ним и в наш Белевско-Болховской край, и особенно в Болховскую Оптину пустынь. Ближайшею целью г. Алпатова в настоящий его заезд в только что названную пустынь было – срисовать и сфотографировать там все то, что могло бы иметь такое или иное отношение к личности почивающего в ней о.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

К сожалению, большинство жителей не только Тихоновой слободы, но и всей, так называемой, Тихоновой волости, принадлежит к числу мнимых ревнителей старины «поповщинской секты», центром которых служит деревня Дворцы, где они имеют свой молитвенный дом. Но недаром Промысел Божий соблюл через столько веков обитель преподобного Тихона, как отрадный для глаз и сердца оазис Православия, среди этого нравственно-одичавшего в отчуждении от церкви населения. Не напрасно сохраняется еще доселе и некоторая духовная связь между Православною обителью и ее суемудрыми соседями, в общем уважении к памяти преподобного Тихона и к его цельбоносной раке. Эта связь подает надежды на лучшее будущее для овец, блуждающих вне двора Отча; но пока наступит этот вожделенный час, нельзя не сказать, что пустынная обитель Тихонова должна иметь особенную бдительность над собою, ибо она уже не раз, в течение своего 400-летнего существования, имела доказательства, что только почти страх правосудия удерживает беспокойных ее соседей от нарушения внешнего ее мира и тишины. Как в храмовой праздник Успения, так и в день памяти преподобного Тихона 16 июня, когда в обитель его стекается множество богомольцев из всей окрестной страны, встречаются в числе их и мнимые ревнители старины, менее всех получающие от сего пользы. Ибо приходя в обитель, они отходят восвояси, не принося в жертву Богу и Его угоднику духа сокрушенна и смиренна. Не смягчаясь сердцем, и, не раскаиваясь в своем преступном отчуждении от Православной Вселенской церкви 1 , столько веков служащей ковчегом не чуждой и им святыни. Открой, Господи, очи их, да уразумеют чудеса от закона Твоего! Православное население г. Калуги и его уезда, питая к памяти своего заступника Преподобного Тихона особое усердие и веру, нередко посещает его пустынную обитель. Кроме цельбоносной раки сего угодника, их привлекает сюда: пустынное местоположение обители, внешнее и внутреннее безмолвие, прерываемое лишь гласами ежедневного славословия Божия, отрадный вид скромного и трудолюбивого братства, простой и духовно-радушный прием Настоятеля. Вообще же посетители обители справедливо замечают, что мирность ее как-то особенно успокоительно действует на душу, громко напоминая благодатное обетование Спасителя Своим ученикам: «Мир оставлю вам, мир Мой даю вам; не яко-же мир дает, Аз даю вам» ( Ин.14:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010