Исполнение требований справочного пособия «Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя» обсудили на встрече в Издательском Совете 23 декабря 2016 г. 20:16 21 декабря 2016 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялась встреча с издателями на тему «Исполнение требований справочного пособия " Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя " ». В мероприятии приняли участие председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент , заместитель председателя иеромонах Феоктист (Игумнов), помощник председателя иеромонах Макарий (Комогоров), и.о. руководителя Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки О.В. Костишак, а также руководители, главные редакторы и представители ряда ведущих православных издательств. Открывая мероприятие, митрополит Климент отметил важность использования справочного пособия для издателей православной литературы, которое было выпущено в Издательстве Московской Патриархии в 2015 году и «стало по своей сути первым общецерковным опытом систематизации правил подготовки церковной издательской продукции». Разрабатывая пособие, Издательский Совет руководствовался государственными стандартами. Были задействованы специалисты Издательства Московской Патриархии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , учтены замечания высших духовных учебных заведений, многих епархий и монастырей. Электронный вариант справочника можно найти на официальном сайте Издательского Совета. Предлагаемые в пособии рекомендации были составлены с целью повышения общей церковно-издательской культуры, организации редакционно-издательской деятельности, а также в целях поддержки православных издателей, многие из которых не имеют достаточного опыта в деле подготовки печатных изданий. Митрополит Климент напомнил о необходимости соблюдения требований Совета к предоставляемым на рецензирование материалам. Далее с докладом выступил О.В. Костишак. Он привел статистические данные о количестве изданий, получивших гриф Издательского Совета, а также сообщил о практике взаимодействия с издательствами в процессе рассмотрения рецензируемых материалов, обозначив главные проблемы, которые на данный момент остаются актуальными.

http://patriarchia.ru/db/text/4722257.ht...

Да, это не без труда – их отгонять прилоги» 39 . В иных письмах он указывает и возможные причины их, выражая ту мысль, что помыслы попускаются как наказание и вместе следствие такого или иного духовного расслабления: „Касательно находящих помыслов Ваших вредных, – это враг рода христианского нападает на вас, чтобы вас смутить и расстроить. Но вы не поддавайтесь и не соглашайтесь с ним; это пройдет у Вас, и Господь вас простит. Но верно, что-либо было у Вас: либо зазрели кого, или осудили, не без причины вам сие попустилось.“ И тут же преподает наставление: „Но будьте внимательнее к себе, держитесь смирения, самоукорения» 40 ... Или прямо, соображась с положением лица, пишет: „Вот тебе Господь за твою гордыню попускает разные вредные помыслы 41 . Но отчего бы не происходили сии вредные помыслы, – всегда надо следить за ними и отражать их молитвою Иисусовой» 42 , – так постоянно учил Батюшка своих чад духовных. «Молитва Иисусова – вот первое орудие для борьбы со всякими находящими на нас искушениями» 43 , и потому навыкновение к ней, вкоренение её было так же предметом непрестанных увещаний Батюшки. Перелистывая его письма, едва ли не в каждом встречаем напоминание о молитве Иисусовой. Так, давая молитвенное правило одной духовной дочери, он пишет: „а в немощах Иисусову молитву (творите), сколько Господь поможет» 44 . В следующем письме просит: „посильно соборное правило не упускать... помнить молитву Иисусову, ибо это на все воюющие страсти бичь 45 . И так далее постоянно напоминает: „посильно не забывайте молитву Иисусову 46 ; не забывайте себя утешать Иисусовою молитвою 47 ; помните правило, а паче молитву Иисусову» 48 ; „а молитвою Иисусовой занимайтесь» 49 . Было бы излишне продолжать такие выписки; будем помнить, что молитва Иисусова, посильно непрестанная вот бич на все – воюющие страсти. – Ослабевал ли кто духовно, страсть ли одолевала, помыслы вредные толпою входили в душу или даже отчаяние нападало, – спеша ему па помощь в таких случаях, Батюшка не забывал среди других наставлений напомнить о молитве Иисусовой, как о вседейственном средстве к утверждению духовному.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предчувствуя с упадком сил приближающуюся кончину, он так умилительно говорил об этом в духовном завещании: „Возлюбленные отцы и братия! Обращаюсь к вашей любви за молитвенною вашею помощью... помолитесь усердно Господу об оставлении моих грехов, да получу от Него милость... Прошу о Христе братию мою поминать меня всегда в церковных и келейных молитвах, чтобы Господь простил мне все мои вольные и невольные прегрешения и упокоил бы меня со всеми святыми.» А озирая всю свою протекшую жизнь, так умиленно благодарил Господа за все Его милости. – „Но что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми. Подлинно, не могу достойным образом возблагодарить Создателя моего... Прошу и умоляю Его даровать мне благий конец за бесценные заслуги Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Бесначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. “ – И Господь внял мольбе верного Своего раба и послал ему кончину – христианскую, безболезненную, непостыдную, мирную. О. архимандрит Моисей тихо скончался на руках приближенного ученика его, Казначея Досифея и прочей любившей его, как отца, братии, с молитвою Иисусовой на устах, которую он всегда, всю жизнь, творил неустанно. Кончина его была воистину кончиною праведника. Но „несть человек, иже жив будет и не согрешит», и потому, исполняя завет почившего, пусть усердно помолятся об о. архимандрите братия обеих обителей, и все знавшие почившего, и те, кто, побывав в его обители, прочтет сие его жизнеописание. Пусть его духовный облик навсегда сохранится в сердцах его чтивших, пусть добрый пример его труженической жизни, святой его подвиг послужит для всех нас назиданием и уроком беззаветной преданности святому делу. Пусть всякий по силам подражает почившему в его неустанном делании во славу Божию, в его личных свойствах смирения, кротости, любовной настойчивости в деле Божием, – и это будет лучшею памятью и лучшею благодарностью учеников незабвенному учителю иноческого доброделания. V. Некоторые наставления Батюшки о. Архимандрита Моисея, извлеченные из писем его к духовным детям

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Строение простоит 30–40–50 лет, ветшает и идет на дрова к извести, а дерев уже нет, которые могли бы служить не одно столетие украшением и оплотом обители. На постройку нужную, а не излишнего строения можно и покупать; здесь идут плоты с лесом, а свой поберечь бы надобно. Письмо святителя Игнатия к Оптинским отцам и братиям Высокопреподобнейший О. Игумен [ 2097 ] и преподобнейшие Отцы и Братия Богоспасаемой Введенской Оптиной Пустыни!   По изволению Божию оканчиваю печатанием убогий труд мой, книга под названием «Аскетические опыты». Экземпляр этой книги имеет быть препровожден к Вам в знак моего уважения и сердечного расположения. Вместе с тем предлагаю Вам мою покорнейшую просьбу, исполнение которой сочту для себя величайшим одолжением. Примите на себя труд составить на эту книгу замечания, нисколько не стесняясь и не останавливаясь от какого-либо замечания, при мысли, что оно может огорчить меня. Книгу не признаю моею собственностью, а собственностию всего монашества и православного христианства. Следовательно, обязанность моя — выслушать всякое замечание с благодарностию, если б я и не был согласен с ним, потому что замечания, высказанные с любовию, дадут мне возможность усовершить книгу ко второму ея изданию и тем полнее удовлетворить ея назначению. Поручая себя Вашим Св. молитвам и проч. [ 2098 ] Письма настоятеля Калужской Тихоновой пустыни Геронтия (Васильева) к святителю Игнатию [ 2099 ] Ваше Высокопреподобие Достопочтеннейший Отец Архимандрит!   Принимаемое Вами участие в моем нынешнем горестном и недоуменном положении [ 2100 ] до глубины души проникло в пораженное скорбию сердце мое! вполне вижу и чувствую, что искра любви Вашей, которую имели прежде к батюшке отцу Леониду, а по нем и к нам, убогим, не угасла, но, скрываясь в сердце Вашем, нашед случай, воспламенилась. Любовь Ваша к батюшке понудила Вас сострадать об нем и об нас и принять на себя труд начертать рукою Вашею строки к наставлению моему и утешению. Изъясненные в нем истины очень справедливы и трогательны: строительство, хотя я и опасаюсь неисполнения обязанности своей за немощи мои душевные и телесные, но ежели это послужит к ограждению батюшкиного спокойствия, а противное подаст повод к новым на него нападениям, то я готов пожертвовать своим спокойствием для его спокойствия и собратий моих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Сзади корпуса, на запад, простирается двор на каменных столбах; с южной стороны под навесом находится сарай; на западной стороне двора находятся каменные конюшни, с тремя входными дверями с восточной стороны изнутри двора. Сарай и конюшни крыты щепой. С северной стороны находятся два амбара, деревянные, крытые железом. Между амбарами и конюшнями имеется под навесом сарай, также крытый железом под масляную красную краску. С восточной стороны двора въездные ворота. По наружному обмеру двор занимает длины 63 аршина и ширины 63 аршина. Верстах в 2-х от монастыря находится так называемая Ефремовская дача; местность дачи занимает около 5-ти десятин земли, под садом и частью огородом, вся местность обнесена плетневою оградою, окруженною со всех четырех сторон монастырским лесом; посреди сада выстроен деревянный одноэтажный на каменном фундаменте корпус, разделенный двумя капитальными стенами на две половины, образующими между собою коридор, в северной половине помещается кухня с одним окном с западной стороны и с русской в ней печкой. Вторая половина разделяется перегородкою на две половины; первая половина прихожая и зало, во второй – небольшие две комнаты с одною изразцовою печкой. Окон в этой половине с южной стороны два, с западной три и с восточной одно. Внутри вся эта половина оштукатурена и оклеена шпалерами. В корпусе два входа: с западной стороны и восточной. Крыт железом, окрашенным масляною красной краской. По наружному обмеру длина 24 аршина, ширина 12 аршин. Верстах в пяти от монастыря находится монастырский хутор, при реке Угре, с принадлежащей монастырю мельницей, лугами и несколькими десятинами земли для хлебопашества. Корпус на хуторе один, деревянный, одноэтажный, на каменном фундаменте, разделяется на две половины: в первой половине помещение для братии, во второй половине кухня, для чернорабочих, к восточной стороне этого корпуса примыкает двор, обнесенный кругом капитальною стеною, с конюшнями для скота, и крытым навесом для экипажей, погреба и сараи для дров. Корпус и двор крыты тесом. Окон с западной стороны 5, с южной 2. По наружному обмеру, длины занимает 25 аршин, ширины 10 аршин. Саженях в 50-ти к востоку, пчельня, с двумя небольшими жилыми помещениями, и теплым амбаром, для постановки на зиму улей. В южную сторону от корпуса невдалеке рабочая изба, а затем следует молотильная рига и сарай для складки леса.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

О том, каких вообще правил держался старец в обращении с духовными своими детьми, можно видеть из следующего его наставления своему ученику, настоятелю Калужской Тихоновой пустыни отцу игумену Геронтию. «Вы, прелюбезнейший наш отец, – так писал ему старец, – просите мою худость, дабы я, непотребнейший из непотребных, преподал вашей любви благопотребный совет, как вам управлять и назидать врученные вам от Бога словесные овцы и распоряжаться по обители делами. Хотя благопотребный вопрос ваш, с верой и благоговением предлагаемый, всячески превосходит смысл мой и силы, но по мере только веры вашей предложу вам возложить себя и вас окружающих всемогущему Господу и всемилосердой Его воле; поскольку Самим Спасителем сказано в Святом Евангелии: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). А потому мы должны внимать сим Христовым словам при всяком начинании. Если призовем Его всещедрую помощь, то все благопоспешно устроится и невидимо благодатию Божиею умиротворится. Также прошу вас и молю, как и прежде вам советовал, не быть тонким истязателем, но всячески держаться умеренности. Что потребует исправления – действия употреблять с рассмотрением и долготерпением». Таков был общий характер духовного окормления старцем Леонидом своих духовных чад – усердная о них молитва , рассмотрительность и долготерпение. Теперь скажем о приемах сего окормления, или старчествования. О старце отце Леониде и его сотруднике и преемнике по старчеству иеросхимонахе Макарии епископ Игнатий (Брянчанинов) в своих «Аскетических опытах» 62 говорит так: «Оба старца были напитаны чтением отеческих писаний о монашеской жизни; сами руководствовались этими писаниями, руководствовали сими и других, обращавшихся к ним за назидательным советом. Память их была богато украшена мыслями святыми. Никогда они не давали советов от себя, но всегда представляли в совет изречение Священного Писания или святых отцов. Это давало советам их силу: те, которые хотели бы возразить на слово человеческое, с благоговением выслушивали слово Божие и находили справедливым покорить ему свое умствование».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Очень смутилась проспавшая обедню Паша и тотчас же, убравшись, со своей товаркой, обе поспешили к старцу. Обедня, между прочим, уже окончилась, и в его келье стояли пришедшие получить от него напутственное благословение вчерашние монахини. Не обращая ни на кого и ни на что внимания, смущенная Паша повалилась в ноги к старцу, прося прощения в своем неумышленном грехе: «Простите, батюшка, ведь мы обедню-то проспали». А старец в ответ: «Ну вот, а все про меня говорят, что я знахарь, что я узнаю. Где ж я узнал-то? Я вот про них говорил, что они проспят, а они не проспали; про вас же я вовсе и не говорил, что проспите, а вы проспали. Где же я узнаю? Какой же я знахарь?» В другой раз вместе с Пашей стояли около старца приехавшие из Калужской Тихоновой пустыни два монаха, Михаил Иванович Антимонов и Алексей Поликарпович Бочков. Обратившись к ним, старец спросил: «А что, Паша будет наша?» Взглянув на девочку, Антимонов ответил: «Да, кажется, батюшка, что будет наша». – «То-то, – поддакнул старец, – и я также думаю, что Паша будет наша (то есть монахиня)». Неоднократно в присутствии Паши приходил к старцу один послушник. Но всякий раз, как только, бывало, он придет, старец спросит: «Кто там?» Послышится ответ: «Послушник ваш». На это старец возражал: «Какой послушник? Помещик». Вскоре послушник этот вышел в мир и женился. Еще, по рассказам Паши Труновой, приведена была при ней к старцу отцу Леониду шестью человеками одна бесноватая. Как только она увидела старца, упала перед ним и сильно закричала: «Вот этот-то седой меня выгонит. Был я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду». Старец читал над ней молитву и мазал ее святым маслом из лампады от иконы Божией Матери. Вначале же, когда больную вели к старцу, она сильно упиралась и наступила ему на ногу, так что до синеты оттоптала ему большой палец ноги, который после долго болел. После молитв старца бесноватая встала тихо и пошла из его кельи. Потом ежегодно приходила она в Оптину уже здоровая, а после кончины отца Леонида с верой брала с могилы его землю для других больных, от которой они также получали пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Под этим общим заголовком были напечатаны статьи Антонина Грановского, А.И.Введенского и В.Д.Красницкого. Антонин дал тон. Резко осудив контрреволюционную деятельность Тихона, Антонин тут же прибавил, что духовенство боится громко, во всеуслышание, отмежеваться от патриарха из опасения отяготить его участь. “Процесс Цепляка предвосхищает приговор Тихону, так как Цепляк – миниатюра по сравнению с Тихоном”. Эта фраза звучит ужасно для современного читателя. Следует, однако, вспомнить следующее обстоятельство: в те дни вся читающая публика находилась под впечатлением неожиданного помилования Цепляка Президиумом ВЦИК, которое последовало за три недели до статьи Антонина. Помилование Цепляка официально мотивировалось его исключительным положением среди верующих польского происхождения и тем, что казнь Цепляка может произвести тяжелое впечатление на это нацменьшинство. Таким образом, выступление Антонина, при всей его грубости, объективно должно было лить воду на мельницу патриарха Тихона. А.И.Введенский выступил еще более двусмысленно. Он вообще отрицал какую-либо выдающуюся роль патриарха Тихона. Патриарх Тихон, по его мнению, “безвольная, мягкая личность, никогда не пользовавшаяся никаким авторитетом. Он никогда не был известен как выдающийся оратор, – самодовольно смотрясь в зеркало, замечал знаменитый проповедник. – Вообще он совершенно случайный человек”. За что же его тогда судить? – сам собою возникает вопрос у всякого, кто читал статью А.И.Введенского . Статья В.Д.Красницкого, бледная и бессодержательная, также отличалась сравнительно умеренным тоном. “Вчера в Москве, в Судебной коллегии Верховного Суда началось слушание дела бывшего патриарха Тихона и целого ряда сподручных ему князей церкви”, – таким торжественным аккордом начал передовую статью в среду 25 апреля 1923 года редактор газеты “Калужская коммуна” А. Заревой. Статья называлась “Перед судом народа”. (Калужская коммуна, 1923, 25 апреля, No 90,с. 11). Увы! Заревой поторопился: 24 апреля никто не предстал перед судом: совершенно неожиданно (всего за несколько часов) судебное заседание было отменено. Никаких официальных сообщений по этому поводу опубликовано не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложение 4. Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг. Приложение 4 составлено путём компьютерной обработки каталога епархий M. Е. Губонина (см. Приложение 3). Данные по епархиям были загружены в банк данных, что позволило автоматически получить список епископов, обеспечить возможность поиска данных по датам, конфессиям и другим показателям, провести статистическую обработку и получить ряд интересных результатов (из-за недостатка места они будут опубликованы отдельно). Типографские гранки Приложений 3 и 4 также автоматически были выведены из банка данных при помощи настольной издательской системы. Справочная информационная система по епархиям и епископам 1917–1946 гг. разрабатывалась в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте как составная часть большой работы по сбору информации и созданию общего банка данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Церкви 20 в. Работа проводилась совместными усилиями кафедры Новейшей истории Русской Православной Церкви и кафедры Информатики, использовались системы НИКА и МАГИС, разработанные в Институте системного анализа РАН. Эти две системы оказались наиболее удобными для проведения исторических исследований благодаря развитым средствам работы с данными и документами сложной структуры. Заметим, что имена епископов упоминавшихся в списках M. Е. Губонина без указания фамилий, не могли быть точно идентифицированы. Аввакум Боровков 28 .11(11.12).1922–1923: Староуфимская Августин Беляев 08(21).09.1923–01(14).10.1929: Иваново-Вознесенская 01(14).04.1930–1931: Сызранская 27 .03(09.04).1934–05.1937: Калужская Августин Петерсон 29 .03(11.04).1936–1940: Рижская Августин Разумовский 1925–1926: Мариупольская (обн.) 238 20 .01(02.02).1927–26.03(08.04).1927: Терская (обн.) Августин 1926–1935: Луганская (григ.) Аверкий Кедров 29 .06(12.07).1915–1922: Острожская 1922–1926: Житомирская Авраамий Дёрнов 03(16).09.1923–1929: Уржумская 09(22).02.1929–1931: Кировская, в. у. 22 .02(07.03).1929–1931: Глазовская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1935–1942: Каменец-Подольская(?), паки Пирр Окропиридзе 15(28).01.1916–11(24).03.1916: Алавердская 1916–1917: Кахетинская 1917–1922: Алавердская, паки Питирим Крылов 04(17).06.1928–1928: Волоколамская 1928–25.09(08.10).1929: Шуйская 25 .09(08.10).1929–17(30).03.1931: Орехово-Зуевская, в. у. (?) 17(30).03.1931–01.1936: Дмитровская 29 .04(12.05).1932–01.1936: Московская и Коломенская, в. у. 01 .1936–20.06(03.07).1937(?): Великоустюжская Питирим Лодыгин 1925–1928: Уфимская Питирим Окнов 23 .11(06.12).1915–06(19).03.1917: Ленинградская Питирим Свиридов 12(25).12.1941–01.1942: Куйбышевская 1942–1943: Калужская 1942–1943: Тульская, в. у. 1943–31.12(13.01).1946: Курская Платон Кульбуш 18(31).12.1917–14(27).01.1919: Таллинская 10(23).01.1918–14(27)-01.1919: Рижская, в. у. Платон Петров 1921–1921: Уманская Платон Рождественский 05(18).12.1915–13(26).08.1917: Грузинский Экзархат Святейшего Правительствующего Синода П.Р.Ц. 13(26).08.1917–09(22).02.1918: Грузинский Экзархат Святейшего Правительствующего Синода П.Р.Ц., паки 09(22).02.1918–1921: Одесская 04(17).04.1922–03(16).01.1924: Американская 03(16).01.1924–07(20).04.1934: Американская (заруб., автоном.) Платон Руднев 01(14).10.1923–1929: Ногинская Платон Тихомиров Тульская, в. у. Поликарп Сикорский 1932–1940: Луцкая 1940–1942: Владимиро-Волынская 1942–1943: Луцкая, паки Поликарп Тихонов 08(21).03.1920–1924: Лукояновская 1924–1927; Ардатовская Порфирий Вишняков Сызранская (обн.) Порфирий Гулевич 25 .06(08.07).1928–05(18).09.1930: Криворожская 05(18).09.1930–29.07(11.08).1931: Кировоградская 29 .07(11.09).1931–10.1936: Симферопольская Прокопий Титов 30 .08(12.09).1914–1924: Кировоградская 1924–27.11(10.12).1925: Херсонская Рафаил Березин 16(29).10.1944–02(15).05.1945: Калининская Рафаил Гумилевский 10(23).09.1924–1925: Александровская (Ставроп. вик.) Рафаил Прозоровский 23 .11(06.12).1924–02.1925: Муромская (обн.) 02 .1925–1930: Николаевская (Одесско-Херсонское вик.) (обн.) 02 .1925–1930: Херсонская (обн.), в. у. 1930–1935: Мариупольская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010