Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., пос. Льва Толстого. Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX b. получила название Калужская. Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел. Основана преподобным Тихоном Медынским на правом берегу реки Вепрейки в XV b. и ко времени правления Иоанна Грозного приобрела большую известность. Разоренная во время Смуты, Тихонова пустынь была восстановлена при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче усердием игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь выстроены деревянный Успенский собор, а также Никольская церковь с трапезной. В 1677 году Трехсвятительский храм перенесли в монастырскую слободу, а на его месте началось сооружение каменного Преображенского собора, в котором с тех пор были положены под спудом за правым клиросом святые мощи преподобного основателя обители. В 1684 году по малочисленности братии указом царей Ин. 5 и Петра I пустынь была приписана к московскому Донскому монастырю, а в 1764 году при учреждении штатов ее оставили на правах заштатной в подчинении уже Крутицкой епархии – в эту пору насельников в ней было всего 7: строитель, 4 иеромонаха и 2 иеродиакона. По упразднении Крутицкой епархии в 1788 году Тихонова пустынь временно отошла к Московской, а с основанием в 1799 году новой Калужской епархии, наконец, причислена к ней. В обители были следующие храмы: Соборный Преображенский с двумя приделами был выстроен на месте прежнего в 1879–1886 годах. За правым клиросом находилась рака с мощами преподобного Тихона. Успенский построен в XIX b. на месте древнего. При больничном корпусе – домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В трапезной – церковь в честь святителя Николая – в византийском стиле.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Содержание Степень монастыря Период первый, от основания обители в 15 столетии до ее разорения в 1610 году Житие Преподобного Тихона и благодатные знамения, явленные им страждущему человечеству Состояние обители до ее разорения в 1660 году Период времени от разорения обители в 1610 году до приписки ее, к Московскому Донскому монастырю в 1684 году Период третий. От приписки к Московскому Донскому монастырю в 1684 году до восстановления самостоятельности обители в 1765 году Период четвертый. От 1765 до 1862 года Церкви и прочие здания Церковь на Св. кладезе, в честь Божией Матери живоносного источника Здания внутри монастыря Строения вне оград Жилые строения на Св. кладезе Сретенкий кладбищенский скит калужской Тихоновой пустыни Ризница Библиотека Чем ныне владеет монастырь Синодик Кладбище Владыки обители Крестные ходы и храмовые праздники Список настоятелей Тихоновой Калужской пустыни Дополнения к тексту 1. Выпись из писцовых книг 2. Жалованная грамота 3 Молитва преподобному Отцу Нашему Тихону Калужскому Чудотворцу Кондак 11 Кондак 13     Весьма многие богомольцы, как местные, так и иногородние, посещающие Калужскую Тихонову пустынь и ее святыни, в особенности, в летнее время, постоянно высказывали желания получить подробные сведения, как о построении обители, так и о жизни и чудесах местного чудотворца Преподобного Тихона Калужского. Эта благочестивая любознательность тем более требует удовлетворения, что проистекает непосредственно из благоговейного почитания Преподобного Тихона Калужского Чудотворца и уважения к древней пустыни, ознаменованной многими чудотворениями, а равно и связанной с историческими событиями. Приступая к историко-археологическому описанию Тихоновой Калужской пустыни в связи с историческим сказанием о Преподобном Тихоне Калужском Чудотворце, основателе Тихоновой пустыни, с приложением свидетельств о благодатных знамениях, явленных им страждущему человечеству. Мы предварительно пересмотрели всю литературу, в которой в большей или меньшей полноте излагаются исторические сведения о Тихоновой пустыни и о Преподобном Тихоне Калужском чудотворце, и нашли, что лучшим трудом о помянутой обители доселе остается «Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни», состав. И. Л. Издание в пользу св. обители. Составитель почтенного труда, иеромонах Леонид, впоследствии архимандрит и наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в мире Лев Александрович Кавелин † 22 октября 1891 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Церкви и прочие здания В Тихоновой пустыни в настоящее время два храма: 1) соборный, во имя Преображения Господня, с двумя приделами в теплой трапезе: с правой стороны – во имя Святителя и Чудотворца Николая, а с левой – во имя Преподобного Тихона Калужского, чудотворца. Каменный храм этот в коем почивают под спудом мощи Преподобного отца нашего, Тихона чудотворца, как видно из вкладной книги, начат постройкою около 1677 года при игумене Ионе, а по описи Тихоновой пустыни, составленной в 1684 году, при сдаче ее в ведение Московского Донского монастыря, он значится еще несовершенным. При первом наместнике из Донского монастыря, Иеромонахе Исаии, производился сбор на иконостас. Время освещения настоящей церкви положительно не известно. Придел Святителя Николая в теплой трапезе, как видно из хранящегося в ризнице Антиминса, был освящен по благословению Крутицкого епископа Иллариона (Григоровича.) 25-го октября 1756 года. В 1787 году строитель Иеремия получил дозволение устроить в трапезе соборного храма по левую сторону придел во имя св. Тихона Амафунтского чудотворца, празднуемого 16-го июня, устройство оного приняла на себя супруга калужского помещика Аграфена Ивановна Ртищева; придел окончен и освящен в 1790 году 1-го ноября строителем пустыни, иеромонахом Иосафом. В 1800 году, при строителе Мефодии, один из благотворителей обители, С. В. Еропкин, намеревался перестроить соборный храм заново и получил уже на это храмоздательную грамоту, но обстоятельство помешало совершению этого дела. Коренная перестройка означенного храма произведена лишь при игумене Геронте, который, при помощи незабвенного благотворителя Тихоновой пустыни, полковника Николая Ивановича Шепелева, имеющего в этой обители издревле родовую усыпальницу, разобрал и перестроил заново трапезу соборного храма, что все исполнилось в 1840 годах. И в тоже время распространил и настоящую церковь , пристройкою к ней с трех сторон: восточной, северной и южной крытых каменных папертей на колоннах, с фронтонами, а в боковых капитальных стенах пробил арки, через что значительно увеличилось внутреннее пространство настоящей церкви, впрочем не без вреда для ее прочности через пробитие арок в капитальных стенах, в 1847 году, усердием медынской помещицы Марьи Ивановны Головиной, устроен в настоящей церкви Преображения Господня новый иконостас прежней формы, а стены расписаны священными изображениями. В настоящем своем виде соборная церковь Тихоновой пустыни представляла здание смешанной архитектуры, в коем только лишь квадрат настоящей церкви, увенчанный пятью главами, напоминал о времени его построения. Он, как мы видели, в 1830 годах был распространен пристройкою с боковых сторон двух папертей, фронтоны их опирались на массивные колонны, алтарная стена также была поддержана колоннами, в роде контрафорсов. Через все это соборный храм в целом утратил свой первоначальный вид и характер архитектуры того столетия, к которому относится его построение (в конце 17 столетия).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Список настоятелей Тихоновой Калужской пустыни А. Игумены. От основания обители, в 15 столетии, до приписки ее к Московскому Ставропигиальному Донскому Монастырю настоятельство в ней было игуменское. 1) Основатель обители и первый ее настоятель игуменского сана преподобный Тихон Чудотворец; преставился в 1492 году. 2) Игумен Исаия 3) Игумен Никандр 4) Игумен Трифон схимник 5) Игумен Авраамий схимник 6) Игумен Иосиф схимник 7) Архимандрит Иродион схимник 54 8) Игумен Пахомий, схимник упоминается и во вкладной книге без означения лет. 9) Игумен Герасим 55 , схимник, упоминается в монастырских актах от 1627 – 1630 годов, а также и во вкладной книге, из которой видно, что он был строителем при игумене Иродионе. 10) Игумен Феодосий, схимник, упоминается во вкладной книге под 1648 и 1654 годами и в монастырских актах под 1650 годом. 11) Игумен Иона упоминается во вкладной книге под 1661–1684 годами 56 . В. Наместники из Донского монастыря. После приписки сей пустыни, по царскому указу, к московскому Донскому монастырю, она управлялась посылаемыми оттуда наместниками, со званием строителей; имена некоторых из них становятся известны из вкладной книги и монастырских бумаг. 1) Иеромонах Исаия упоминается под 1684 годом 57 . 2) Иеромонах Гервасий упоминается под 1698 годом. 3) Иеромонах Антоний упоминается под 1701 годом. 4) Иеромонах Дамаскин упоминается под 1705 годом. 5) Иеромонах Нектарий упоминается под 1723 годом. 6) Иеромонах Игнатий упоминается под 1726 годом. 7) Иеродиакон Иосиф Воронежец от ,, 1728–1732. 8) Иеромонах Тихон 58 упоминается под 1755 годом. 9) Иеромонах Филарет упоминается под 1756 годом. 10) Иеромонах Ипатий 59 упоминается под 1761–1764 годом. С. Игумены и строители С того времени, как была восстановлена самостоятельность обители преподобного Тихона в 1765 году и до настоящего времени, утвердилось в ней настоятельство строителъское; впрочем, было несколько и игуменов. 1) Игумен Мануил перев. Из Черноостровского монастыря (куда определен 3 апр., а в конце 1765 г. перев. В Тихонову пустынь). Управлял восстановленною обителью с 1765 по 1784 год. «Наслан (как сам он выражается) со отказу 1764 года монастырских вотчин в экономическое управление, в 1765 году крутицким архиепископом Амвросием», а в 1784 году уволен на покой в Боровский Пафнутьев монастырь, но 15 октября 1785 г. опять перепросился в Тихонову пустынь на собственном содержании, а в марте 1786 году уволен в Свято-Троицкую лавру в число больничных.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Глава 11. Общение старца о. Леонида с Скитом по переходе его в монастырь. Назначение одного из его учеников о. Геронтия настоятелем Калужской Тихоновой пустыни. Посещения сей обители старцем о. Леонидом и его беседа с раскольниками. Скорби Старца в Тихоновой пустыни По переходе старца о. Леонида из Скита в монастырь духовная его связь с скитянами не была порвана. Старец не переставал являть свою любовь к Скиту и скитским братиям. По субботам и воскресным дням он всегда приходил, а в последние годы, когда по болезни не мог приходить, приезжал к скитской церковной службе. После обедни заходил в келлию скитоначальника, – сначала о. Антония, а потом о. Макария. Туда же собирались и прочие скитские отцы для духовной беседы с своим духовным наставником. А иногда и бывшие у обедни мирские лица из дворян и купцов, зайдя на чашку чая к начальнику Скита и застав у него духовную беседу, становились слушателями и участниками оной, к душевной своей пользе. – Со своей стороны и скитяне часто ходили к Старцу в монастырь. Отец Макарий посещал его ежедневно: то приходил за советами по должности духовника, то приносил к подписи Старца приготовленные по его приказанию письма, на коих он обыкновенно подписывался вместе с ним. Также часто навещал о. Леонида (до 1839 г.) скитоначальник о. Антоний, который всегда был с ним в искренних дружелюбных отношениях и нередко пользовался откровенной беседой Старца. И все прочие скитские братия оставались к нему приверженными с сыновнею любовию, как к своему духовному наставнику, и не переставали ходить к нему для уврачевания душевных немощей и разрешения недоумений. Заметим при сем, что откровение помыслов старцам, или в женских монастырях старицам, приносит великую душевную пользу открывающимся, но только под условием, если оно будет совершаться должным порядком. О сем довольно ясно сказано было выше, в III главе, о старчестве, где показано, что требуется от относящихся к старцу, и что от самого старца. – Вот пример несмиренного откровения ученика, а вместе и достодолжного вразумления старца Леонида.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Акафисты, одобренные патриархом Тихоном или Священным Синодом Варфоломею, ап. 365 (одобрен Святейшим Патриархом Тихоном в 1917 г.) Даниилу Московскому, блгв. кн. 366 (1918) Вонифатию, мч. 367 (в 1918 г. одобрен сщмч. Вениамином (Казанским; † 1922) к епархиальному употреблению в Петроградской епархии, 27 декабря 1994 г. Священным Синодом – к общецерковному) Антонию Великому , прп. 368 (одобрен Священным Синодом в августе 1919 г.) Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Калужской 369 (одобрен Священным Синодом в октябре 1919 г., однако для употребления лишь «в церкви при богослужении пред иконою Божией Матери Калужской») Архангелу Гавриилу 370 (иной, одобрен Священным Синодом 25 июля 1921 г.) Во славу Светоносного Преображения Христа-Спасителя и во исповедание тайн спасения, в Преображении Господни являемых 371 (одобрен Святейшим Патриархом Тихоном 26 декабря 1921 г.) Акафисты, одобренные патриархом Алексием I или Священным Синодом Власию, еп. Севастийскому, сщмч. 373 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I 8 ноября 1930 г. для употребления в новгородской Власьевской церкви) Моисею Угрину, прп. 374 (одобрен Священным Синодом в марте 1951 г.) Пресвятой Богородице пред образом Ее «Нерушимая Стена» 375 (одобрен Священным Синодом 3 апреля 1952 г.) Иоанну, митр. Тобольскому 376 , свт. (одобрен Священным Синодом 3 апреля 1952 г.) Кириллу и Лаврентию Туровским, свтт., и Мартину Туровскому, прп. 377 (одобрен Священным Синодом в июле 1953 г. для употребления в пределах Белоруссии) Макарию, Жабынскому и Белевскому чудотворцу, прп. 378 (одобрен Священным Синодом в июле 1953 г. для употребления в пределах Тульской епархии) Честному и Славному Рождеству Пресвятой Богородицы пред чудотворной иконой Ее «Пустынно-Глинская» (одобрен Священным Синодом в 1950-е гг. к употреблению в Глинской пустыни) Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Взыскание погибших» 379 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I 13 декабря 1962 г.) Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Донская» 380 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I в 1962 г., первая официальная публикация – 1981 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Чем ныне владеет монастырь А. Земли. По двум планам, выданным обители в 1828 году октября 12 дня, значится, что во владении и Тихоновой пустыни с 1764 и по 1855 год (то – есть, до наделения ее участком луговой земли из дач казенного ведомства), состояло всего 30 десятин удобной земли. А именно: 1) земля, которою владеет пустынь по межеванию, учиненному в 1767 году октября 22 дня, первоклассным землемером секунд- майором Тихменевым, от всех смежных посторонних земель, а именно: лесу строевого 8 десятин 1500 сажен и под речкою Вепрейкою и прудами 1 десятина 371 сажень, а всего, во всей окружной меже, удобной и неудобной земли 9 десятин 1871 сажень, а за исключением неудобной, одной удобной 8 десятин 1500 сажен. 2) Место под принадлежащей монастырю на речке Вепрейке мельницею, поисчислении землемера, составляет: пашенной 5 десятин 284 сажени, сенного покоса 16 десятин 546 сажень; под строением мельничного амбара 70 сажень; под проселочною дорогою 81 сажень; под половиною реки Угры, речки Вепрейки и пруда 6 десятин 15 сажень. А всей, во всей окружной меже, удобной и неудобной земли, 27 десятин 996 сажень, а за исключением неудобной, остается удобной: 21 десятина 900 сажень. Всего в обеих дачах, 30 десятин удобной земли. 3) В 1854 году покойный игумен Геронтий, имея в виду Высочайшее повеление блаженной памяти Государя Императора Николая Павловича, воспоследовавшее в 4 день июня 1835 года, святейшему правительствующему синоду, о даровании иноческим обителям, приходящим в упадок, средств к их поддержанию и существованию, наделом из казенных дач землею от 100 до 150 десятин и более, везде, где местные обстоятельства сие могут дозволить, вошел с прошением к преосвященному Григорию епископу калужскому о нуждах своей обители в этом отношении. По представлению его преосвященства и ходатайству некоторых благотворительных особ, в 1855 году состоялось всемилостивейшее повеление калужской палате государственных имуществ о наделении Тихоновой пустыни, просимою ей землею. Вследствие чего ей отведена во владение одна дача казенного ведомства, перемышльского уезда, казенной засеки Каменки, пустошь, именуемая Георгиевская, в которой по измерению оказалось земли: сенного покоса 148 десятин 1644 сажени, под бичевником 13 десятин 1000 сажень, под половиною реки Жиздры 21 десятина 1050 сажень, под озерами 10 десятин 350 сажень. А всего удобной и не удобной земли 193 десятины 1700 сажень.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

иеромонах Досифей Содержание I. Жизнь Μ.Ф. Красильникова (о. Архим. Моисея) до вступления в монастырь (1814–37) II. Жизнь Μ.Ф. Красильникова, а потом о. Моисея в Оптиной обители (1837–1858) III. Настоятельство о. Моисея в Тихоновой пустыни до назначения благочинным монастырей Кал. Еп. и возведения в сан Архимандрита (1858–1866) IV. О. игумен Моисей в звании благочинного монастырей Калужск. епархии; и труды его по благоустроению Тихоновой обители за это время и после в сане архимандрита по-преимуществу (1866–1871) до самой кончины († 14 ноября 1895) V. Некоторые наставления Батюшки о. Архимандрита Моисея, извлеченные из писем его к духовным детям     4-го ноября 1895 г. мирно почил о Господе о. архимандрит Моисей , настоятель Тихоновой пустыни, Калуж. губ. Имя его навсегда связано с благоустроенною им за время настоятельства обителью, и надолго удержится любовию и благодарною памятью всех, притекавших в эту обитель помолиться святому покровителю ее преподобному Тихону и почерпнуть себе духовное утешение от братии и ее мудрого настоятеля. Великое множество было таких, искавших утешения и помощи духовной от почившего: и все, кто шел к нему в обитель, получали утешение, и в чувстве благодарной любви все, по своему достоянию, благотворили и благоукрашали место своего утешения, ставшую и им дорогою обителью преп. Тихона. И никогда так не была благоукрашена св. обитель, за время ее почти 400-летнего существования, как при отце архимандрите Моисее , так что можно сказать, что вся обитель, в ее настоящем виде, есть великий памятник об ее мудром настоятеле-устроителе, архимандрите Моисее. Велика заслуга почившего для обители, сугубо в ней должна быть чтима память о нем, и неустанная молитва будет возноситься о нем устами благодарных ему иноков и «в церкви и келиях, чтобы Господъ Бог простил ему все согрешения вольные и невольные», как просил о том сам почивший 1 . Но и обитель свою он украсил на утешение не иноков только, но и бесчисленного множества всех, притекавших в нее, как в духовную врачебницу, искать в ней благодатной помощи у Единого Врача душ и телес, за молитвы Его великого угодника преподобного Тихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   3 червня 2009 р. 17:00 Православие и оплот секуляризма. Роль восточного христианства в единой Европе будет возрастать, уверен протоиерей Антоний Ильин [Ihmepb " ю] Накануне выборов в Европарламент корреспондент «НГ-религий» обратился к настоятелю Свято-Николаевского собора в Брюсселе, и.о. представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях протоиерею Антонию Ильину с вопросами о роли христианских ценностей в европейской политике, о месте Православной Церкви в объединенной Европе и о перспективах русского языка в странах Евросоюза. 20 березня 2009 р. 13:24 Митрополит Климент: Вся деятельность Церкви направлена на спасение души конкретного человека [Ihmepb " ю] О финансовом положении Церкви в условиях экономического кризиса обозревателю «Известий» рассказал управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. 30 жовтня 2008 р. 16:41 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Фидель сказал: " Я буду комиссаром этой стройки " » [Ihmepb " ю] Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Кирилла газете «Известия» 204(27729) от 30 октября 2008 года). 13 серпня 2008 р. 16:26 Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Мы же все — грузины, осетины, русские — православные» [Ihmepb " ю] Москва, 13 августа. Управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент ответил на вопросы обозревателя газеты «Известия» о войне на Кавказе. 13 травня 2008 р. 17:30 Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II: «Я исключаю военный конфликт между Россией и Грузией» [Ihmepb " ю] Тбилиси, 13 мая. О своем видении перспектив российско-грузинских отношений Предстоятель Грузинской Православной Церкви рассказал в интервью агентству РИА «Новости».

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Кладбище Внутри монастыря, от частых перестроек оного, древнее кладбище почти уничтожилось и никаких могильных плит с надписями, даже от 17 столетия, не уцелело, кроме одной и то разбитой, на которой иссечена следующая надпись: «188(1670) года января в 3 день, раб Божий схимник Варсонофий». В этой пустыни исстари погребались князья Воротынские и здесь погребен кн. Иван Михайлович (в иноках схимник Иона), боярину † 8 янв. 1627 г., ж. Мария NN † 3 мая 1628 г., кн. И. М. сын Мих. Иван. «Государев слуга» замученного Иоанном Грозным † 12 июня 1573 г.; кн. Иван. Мих. кажется невольно пострижен при низложении царя Василия Шуйского, как свояк его по жене, княжне Марии (Репниной или Буйносовой Ростовской), умершей 3 мая 1628 г. За алтарем же соборной церкви, кроме заметно отличающегося от других, памятника г. Нарышкина, есть несколько простых памятников, в Форме гробниц и колонн, вытесанных из белого камня с надписями; памятники эти принадлежат частью к прошедшему, а частью к настоящему веку. 1) Памятник г. Нарышкина: пьедестал из серого полированного гранита. На верху пьедестала утвержден массивный гранитный же крест с бронзированным прикрепленным на нем распятием. На лицевой стороне пьедестала вделан медный бронзированный круг с изображением родового герба гг. Нарышкиных, около полукруга по граниту золоченая надпись: «Блажени милостивии, яко тии помилованы будут». Ниже: «Сергий Кириллович Нарышкин родился апреля 1819 года, скончался 15 июля года. Не вниди в суд с рабом Твоим, Господи». Весь памятник окружен железною решеткою. 2) Памятник г. Сокаревой. Надписи: а) 1819 года августа 20 числа, скончалась подпоручица Анна Ефимовна Сокарева, жития ее было 75 лет. б) Под сим камнем лежит примерная мать и друг своим детям. 3) Памятник иеросхимонаха Виталия: а) Господи прими дух, мой с миром. б) Здесь погребено тело Калужской Тихоновой пустыни иеросхимонаха Виталия, скончавшегося 1847 года, май 11 дня, на 82 году от рождения. 4) Памятник г. Моховой: а) Здесь покоится прах вдовы Аграфены Моховой, скончавшейся 1829 года, апреля 12 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010