Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Астраханской митрополии РПЦ. Учреждена в 1602 г. с названием Астраханская и Терская, в 1723-1799 гг.- Астраханская и Ставропольская, в 1799-1803 гг.- Астраханская и Моздокская, в 1803-1829 гг.- Астраханская и Кавказская, в 1829-1917 гг.- Астраханская и Енотаевская, в 1917-1943 гг.- Астраханская и Царёвская, в 1943-1959 гг.- Астраханская и Сталинградская, в 1959 г.- Астраханская и Енотаевская, с 2013 епархия имеет современное название. Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделена Ахтубинская епархия . Астраханская епархия включена в состав Астраханской митрополии . Кафедральный город - Астрахань, кафедральный собор - в честь Успения Божией Матери, правящий архиерей - митр. Никон (Фомин) . Епархия разделена на благочиния: Златоустовское, Владимирское, Петропавловское, Преображенское, Приволжское, Камызякское, Володарское, Лиманское, Икрянское, Монастврское. К марту 2017 г. в епархии было 47 приходов, 2 мон-ря, в епархии служили 90 священников и 26 диаконов. В ЕУ раборают отделы: по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, по делам молодежи, миссионерский, религиозного образования, катехизации, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, имущественный отдел, паломнический, Совет по культуре, Комиссия по вопросам семьи и защиты материнства и детства, Пресс служба. Епархиальные СМИ включают газету " Астрахань православная " , ежемесячную телепередачу " Церковь и мир " , ежемесячную радиопередачу " Встреча длч вас " , сайт епархии (http://astreparh.ru) XVII - нач. XX в. После присоединения в 1556 г. Астраханского ханства к России его территория находилась в юрисдикции Казанских архиереев, после 1589 г. именовавшихся «митрополитами Казанскими и Астраханскими». Во 2-й пол. XVI в. в Астрахани были открыты 2 мон-ря: астраханский во имя Святой Троицы и астраханский в честь Преображения Господня . В 1602 г. на обширных и малозаселенных землях Н. Поволжья была учреждена Астраханская и Терская епархия, ее первым епископом стал бывш. игумен Троицкого мон-ря свт. Феодосий (Харитонов) . Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал на содержание астраханского архиерейского дома с. Теньки Свияжского у. денежную и хлебную ругу, новые льготы в дополнение к прежним были пожалованы Троицкому мон-рю. После 1604 г. возник астраханский в честь Вознесения Господня мужской монастырь , на содержание к-рого были отведены рыбные ловли на р. Кутум. В 1605 г. еп. Феодосий был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована решением Синода от 26 июля 2012 г. путем отделения от Симбирской епархии. В тот же день временно управляющим епархией был назначен Симбирский митр. Прокл (Хазов) . Епархия входит в состав Симбирской митрополии, включает приходы в пределах Мелекесского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Старомайнского, Тереньгульского, Чердаклинского районов Ульяновской обл. Кафедральные населенные пункты - Димитровград (до 1972 Мелекесс) и пос. Чердаклы. Кафедральные храмы - Преображенский собор в Димитровграде и чердаклинская Покровская ц. Правящий архиерей - еп. Диодор (Исаев; 12 марта 2013 клирик Симбирской епархии игум. Диодор избран Синодом на Мелекесскую кафедру, 17 марта возведен в сан архимандрита, епископская хиротония состоялась 19 мая 2013). М. и Ч. е. разделена на 7 благочиннических округов: Центральный, Мелекесский, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Старомайнский, Тереньгульский, Чердаклинский. К сер. 2016 г. епархия объединяла 79 приходов, в клире состояли 63 священника и 6 диаконов. При ЕУ работают отделы: информационно-издательский, общественных проектов, по взаимодействию с правоохранительными органами, МЧС, Вооруженными силами, казачьими обществами, по делам молодежи, по религ. образованию, катехизации и миссионерскому служению, по связям с учреждениями здравоохранения, по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, экологии и природоохранной деятельности, а также комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. С сер. XVI в. земли М. и Ч. е. входили в состав Казанской епархии (см. Казанская и Татарстанская епархия ). В 1648 г. был основан Симбирск (первоначально назывался Синбирск), а в 1651 г. Синбирский у., включавший территорию М. и Ч. е., вошел в Синбирскую десятину Патриаршей области . В 1658 г. Синбирская десятина была передана Казанскому митр. Лаврентию с условием ежегодной выплаты в патриаршую казну 50 р. В 1659 г. Синбирск с уездом были вновь приписаны к Патриаршей обл. В 1668 г. край был включен в состав Казанской епархии (с 1799 именовалась Казанской и Симбирской). В 1832-1851 гг. территория М. и Ч. е. входила в Симбирскую епархию. В 1851-1928 гг. большая часть земель относилась к Самарской епархии; территории совр. Тереньгульского и Сенгилеевского районов в церковном отношении продолжали подчиняться Симбирской (с 1924 Ульяновская) епархии. В 1923-1935 гг. существовало Мелекесское викариатство Самарской (1923-1928) и Ульяновской (1929-1935) епархий. В 1941-2012 гг. территория М. и Ч. е. вновь входила в состав Ульяновской (с 2001 Симбирская) епархии (в 1937-1941 существование последней прервалось в результате репрессий против духовенства; в 1959-1988 кафедра вдовствовала, епархией управляли Куйбышевские архиереи).

http://pravenc.ru/text/2562814.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в 1918 г. с названием «Царицынская», с 1925 г. Сталинградская, в 1959 г. присоединена к Саратовской епархии, восстановлена 31 янв. 1991 г. с названием Волгоградская и Камышинская. Границы епархии до 15 марта 2012 г. совпадали с границами Волгоградской области Кафедральный город - Волгоград (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград). Кафедральный собор - в честь Казанской иконы Божией Матери. Епархия была разделена на 13 благочиннических округов: 4 Волгоградских, Волжский, Дубовский, Зотовский, Камышинско-Михайловский, Николаевский, Новоаннинско-Урюпинский, Руднянский, Суровикино-Серафимовичский, Фроловский. Правящий архиерей - митр. Герман (Тимофеев) . 15 марта 2012 г. из состава Волгоградской епархии были выделены самостоятельные Урюпинская и Калачевская епархии, после чего в ведении Волгоградской кафедры остались Городищенский, Дубовский, Камышинский и Котовский р-ны, а также Волгоградский, Волжский и Камышинский городские округа в средней части Волгоградской области. Ныне Волгоградская епархия разделена на 6 благочиний: Южное г. Волгограда,Второе г. Волгограда, Центральное г. Волгограда, Северное г. Волгограда, Дубовское, Камышинско-Котловское. Одновременно Волгоградская кафедра стала центром новоучрежденной Волгоградской митрополии . В янв. 2005 г. в епархии действовали 254 прихода, 3 плавучие миссионерские церкви, 6 мон-рей (3 муж., 3 жен.). В клир епархии входили 252 священнослужителя (217 священников, 35 диаконов). 1918-1959 гг. В 1918 г. решением Патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) и Синода в границах формировавшейся Царицынской губ., учрежденной 7 сент. того же года. было создано Царицынское викариатство. Царицынским архиереем был назначен бывш. викарий Саратовской епархии Петровский еп. Дамиан (Говоров) . (В 1914 на территории буд. В. и К. е. действовали 7 мон-рей и ок. 600 храмов, в Царицыне - 16 храмов, в 1918 состоялось освящение Александро-Невского собора в центре города.)

http://pravenc.ru/text/155146.html

Сам Господь страдает с родственниками погибших Большинство жертв авиакатастрофы были жителями Орска 12 февраля, 2018 Большинство жертв авиакатастрофы были жителями Орска “В Орске, где все друзья и родные, такого не было никогда. Сегодня утром в кафедральном соборе было много людей. Они плакали”, — говорит настоятель Казанского собора г. Орска священник Максим Бражников. В Орске, небольшом городе в Оренбургской области, объявлен день траура. Все праздничные мероприятия – Масленица, Сретенский бал – отменены. Утром в кафедральном соборе совершена заупокойная литургия и панихида. Новость об авиакатастрофе Ан-148, следовавшего рейсом Москва-Орск, ошеломила жителей. Все ждали завершения спасательной операции и надеялись, что есть выжившие. Но появившийся список 71 погибших уже не оставил никому надежды. Жители обзванивали друг друга до позднего вечера и начали делиться в социальных сетях воспоминаниями о дорогих друзьях и коллегах. Как только подтвердилось, что исчезнувший с радаров самолет Ан-148 разбился в Подмосковье, владыка Ириней приехал в аэропорт поддержать родственников. Он лично утешал каждого и покинул аэропорт лишь для того, чтобы проводить женщину, потерявшую в авиакатастрофе сразу двух близких – мужа и сына. Орск – кафедральный город. В самом центре расположен собор Казанской иконы Божией Матери, есть женский монастырь и около десяти приходов, в том числе часовни в больницах и в аэропорту города. Священники сменяли друг друга в аэропорту до позднего вечера, чтобы не оставлять людей без помощи и молитвенной поддержки. Настоятель храма Казанской иконы Богородицы о.Максим Бражников завершал свое дежурство одним из последних: Священник Максим Бражников «Как только появились списки, стало ясно, что погибло очень много известных жителей города, в том числе руководители некоторых подразделений наших заводов и комбинатов. В списке я увидел имя своей знакомой, боялся, что это она. Утром подтвердилось, моя одноклассница Екатерина Киселева – в числе погибших. У нее остался десятилетний сын. С Екатериной мы учились в начальной школе до пятого класса, потом дороги разошлись. А несколько лет назад вновь стали общаться, много говорили о жизни. Не могу сказать, что мы как-то крепко дружили, но поддерживали очень добрые отношения. Она была человеком верующим. Я глубоко соболезную семье Екатерины и молюсь о новопреставленной рабе Божией.

http://pravmir.ru/sam-gospod-stradaet-s-...

Богородицк. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Построен в 1831 г. Богородицкими купцами. Александром Кобяковьм, Иваном Долговым, Афанасием Тихоновым, Димитрием Саниным, Иваном Гайдуковым, Иваном Селищевым. В 1837 г. в колокольне пристроен храм в честь Вмч. Георгия Победоносца. Рядом с храмом находится кладбище, которое действует и поныне. Храм просуществовал до праздника Вознесения Господня 1939 г., когда и был закрыт. 2-3 года пустовал, потом с нем располагался склад " Заготзерно " , хранился фураж. Храм повторно открылся 7 мая 1945 г. и представлял тяжелое зрелище: голые стены без окон, без рам. А уже в 1946 г., под праздник Сретения Господня (1/14.02), была первая служба - Всенощное бдение, которую совершил первый настоятель о. Феодор Чекмагин в сослужении о. Григория Ивановского и диакона о. Косьмы. В настоящее время здание храма восстановлено, ухожено, расписано и обнесено кирпичной оградой. В Георгиевском приделе - крещальня. 5/18 марта 1998 года указом Митрополита Серапиона храм переименован в Кафедральный Собор. Рядом с алтарной частью Собора (2001-2002г.) построена заупокойная часовня, где служатся панихиды, иногда происходит отпевание покойников. Чтимые святыни: а) икона Успения Божией Матери с частицей Гробницы Богоматери, б) местночтимая икона Божией Матери " Скоропослушница " , в) местночтимая икона Божией Матери " Казанская " , г) икона Божией Матери " О Тебе радуется " с частицей мощей Блаженного Иоанна, Тульского. д) икона с частицей мощей прав. Петра Великодворского (Владимирского чудотворца Духовное окормление). Успенская кладбищенская (безприходная). Кладбищенский каменный храм во имя Успения Божией Матери, построен в 1831 г. вместо бывшего деревянного храма, уничтоженного пожаром. Храм выстроен на средства богородицких граждан, при особом участии, в качестве храмостроителя, купца Селичева. На такие же средства в 1837 г. в колокольне устроен теплый придельный храм во имя вмчк. Георгия Победоносца. В 1885 г. храм значительно был распространен пристройкою в 13 аршин к западной его стороне, и иконостас его был обновлен. Причт состоит из священника и псаломщика. Для причта имеются церковные дома.

http://sobory.ru/article/?object=00874

Вступление на паству московских святителей (Исторический очерк) Вступление на паству московских архипастырей и в настоящее время сопровождается некоторыми особенностями, не наблюдаемыми в других епархиях России. Обыкновенно оно открывается торжественным совершением литургии в Успенском соборе в ближайший воскресный или праздничный день по приезде нового митрополита в Москву. В торжественном шествии в собор для совершения первой литургии и состоит особенность московского вступления на паству. Во время благовеста к литургии новый московский архипастырь прибывает в Казанский собор, где его ожидает в богатых облачениях столичное духовенство со святынями московских церквей и соборов. Облачившись во все архиерейские одежды, он отсюда, в предшествии большого крестного хода, идет в новый свой кафедральный Успенский собор для вступления на кафедру московской митрополии. В этом крестном ходе сохранился древний русский обычай. В прежнее время на Руси каждый архиерей, по прибытии в новый свой город, останавливался в первой церкви, находившейся на пути его к собору, отсюда шел торжественным крестным ходом на площадь, где на особо приготовленном месте читал молитву или евангелие и уже потом вступал в собор и совершал в нем первую литургию. Но этот обычай представляет собою только малую часть весьма сложных и весьма торжественных обрядов, какими сопровождалось в древней Руси, а особенно в Москве XVI и XVII веков, вступление новых святителей на паству. В то время – это вступление сопровождалось особым чинопоследованием, состоявшим из настолования и шествия на осляти вокруг города. Настолование существовало в России с древнейших времен. Еще св. Иларион (XI века), митрополит киевский, говорил о себе, что он «от благочестивых епископ священ и настолован». Оно совершалось по хиротонии каждого архиерея и непосредственно следовало за той литургией, во время которой он был посвящен. Большой торжественностью отличалось настолование митрополитов и патриархов московских, совершавшееся перед первой литургией нового святителя в Успенском соборе и всякий раз в присутствии московского царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Измаил. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты История города Измаила и Свято-Покровского кафедрального собора начинается после второй осады и взятия без штурма турецкой крепости Измаил в 1809 г. Посад при Измаильской крепости Высочайшим повелением по представлению главно-командующего Дунайской армией генерала Чичагова 14 октября 1812 года назван именем генерал-лейтенанта Тучкова, получив статус города. Место под город было освящено протоиереем Никитой Иоанновичем Глизяном, при нем строился Свято-Покровский собор и колокольня, и он был первым отцом-настоятелем собора. Одним из первых настоятелей собора был также его сын протоиерей Иосиф Никитич Глизян. Началось активное переселение жителей крепости Измаил в бывшее предместье, форштадт, в котором тогда была уже (по крайней мере, на 1-е января 1813 года), на месте будущего Покровского собора, «Тучковская малороссийская Николаевская форштадтная церковь». Когда была построена малороссийская церковь, пока установить не удалось, но ясно одно, что к 1820 году церковь состарилась и обветшала настолько, что на месте ее начали строить каменную. Прихожане Николаевской церкви в 1820 году направили на имя Высокопреосвященного Димитрия, архиепископа Кишиневского и Хотинского и Кавалера прошение о том, чтобы выстроить «на место старой Николаевской церкви новую каменную трехпрестольную церковь на главной площади во имя первый - Покрова Пресвятой Богородицы, второй - Святителя Христова Николая и третий - святых мучеников Сергия и Вакха». В том же 1820 году православные христиане города Тучкова (Измаила) от Высокопреосвященного Димитрия, архиепископа Кишиневского и Хотинского получили план и профили новой каменной трехпрестольной церкви, чтобы «выстроить ее на главной площади на место старой Николаевской церкви». В рапорте протоиерея Никиты Глизяна (того же года) сообщалось, что «июля 8 дня помянутая церковь по чиноположению заложена». Это был день Казанской иконы Божьей Матери. Через два года усердием общества на постройку «оной церкви имелись материалы: до 400 кубических саженей камня, 100 четвертей извести и 6000 левов (старинная турецкая монета, которая имела хождение в Бессарабии в начале XIX века)». Однако тогда же стало понятно, что выстроить такую капитальную церковь не по силам. Оказалось, чтобы выстроить новую церковь, нужно 300 тысяч. Последовал неурожайный год, упала коммерция. Собрать такой капитал стало не по силам. Кроме этого, была еще одна причина, на которую ссылались прихожане: из-за огромных колонн в церковь могли вместиться не более 400 человек.

http://sobory.ru/article/?object=36853

поиск:   разделы   рассылка Немало вопросов возникает у людей в дискуссии вокруг возможности передачи Церкви Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Ответить на наиболее частые из этих вопросов мы попросили руководителя сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову. Почему об Исаакиевском соборе вспомнили только сейчас? Об Исаакиевском соборе никогда и не забывали. Исторически он всегда был неотъемлемой частью духовной жизни Петербурга. Напомним, что сразу после своего освящения в 1858 году он стал главным собором Русской Православной Церкви. Ежегодно в нем отмечалось до 90 церковных праздников, служились благодарственные молебны в памятные дни еще петровских побед – Ништадтского мира, Полтавской баталии. Особенно торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга, а также 300-летие императорского Дома Романовых. Более 60 лет пространство Санкт-Петербурга освящалось многотысячными крестными ходами, которые соединяли между собой Исаакиевский собор, Казанский собор и Александро-Невскую Лавру. Штат собора насчитывал около 80 человек. А вот выдержки из доклада Николая Викторовича Нагорского (бывшего директора ГМП " Исаакиевский собор " ), посвященного настоятелям Исаакиевского собора: Собор прп. Исаакия Далматского накладывал на настоятеля особую ответственность за его содержание и убранство, наличие всего необходимого для совершения богослужений, ведение богослужебного журнала, хранение приходского архива, осуществление официальной церковной переписки, руководство Приходским советом, ежегодный отчет о состоянии прихода – вот далеко не полный список обязанностей, возложенных на настоятеля. Приход Исаакиевского Кафедрального собора включал в себя Зимний дворе и центральные аристократические кварталы Санкт-Петербурга. Настоятель Исаакиевского собора назначался указом правящего архиерея для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В 1864 году у Исаакиевского собора появляется собственная печать – знак того, что Комиссия по построению собора завершила работу, и он полностью перешел в ведение настоятеля.

http://religare.ru/2_107177.html

Санкт-Петербург. Собор Троицы Живоначальной. Троице-Петровский Собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Это был любимый храм Петра Великого. Царь бывал в нем два-три раза в неделю, читал Апостол и „пением своею особою, стоя на клиросе с протчими певчими, продолжал всенощное бдение часов по пяти и по шести“. Здесь отмечались полтавские годовщины и заключение Ништадтского мира, когда Петру был поднесен титул Императора. Здесь, в свой праздник, собирались поначалу андреевские кавалеры и произносил проповеди архиепископ Феофан (Прокопович). Здесь же отпевали казненного в 1718 царевича Алексея. По своему рангу собор до революции занимал в городе место сразу после Исаакиевского. С основания новой столицы прошло всего четыре с половиной месяца, когда был дан указ о закладке „в знак благодарения Триединому Божеству“ церкви на правом берегу Невы, неподалеку от строящейся крепости. В апреле 1709 указ пришлось повторить, и 10 июля 1711 небольшая деревянная постройка была, наконец, освящена. Находясь в тогдашнем центре столицы, Троицкая церковь некоторое время считалась кафедральной. Через два года после освящения храм расширили приделами и трапезной, над которой возвышалась двухъярусная колокольня с курантами, снятыми с московской Сухаревой башни, которые каждые четверть часа играли „Господи, помилуй“. В 1721 в память о битве при Лесной был пристроен придел прп. Харитона Исповедника, где поставили походную церковь Петра, позже переданную в приписной Николо-Труниловский храм. В 1727 в Харитоньевский придел из упраздненного храма Рождества Богородицы была передана на время чудотворная икона Казанской Божией Матери, которую позже перенесли в новопостроенный храм на Невском. В январе 1732 последовал указ о возведении каменного храма, ибо „оная церковь совершенно обветшала... и невозможно свеч зажигать, что всегда от ветру угасают“, отчего пришлось даже разобрать колокольню. Хотя М. Г. Земцов и П. М. Еропкин соответствующие проекты составили, до их осуществления дело не дошло, и приготовленные стройматериалы пошли на Зимний дворец. Службы с 1739 стали идти в Гостином дворе и в Синодальной канцелярии.

http://sobory.ru/article/?object=34865

Челябинск. Кафедральный собор Симеона Верхотурского. Свято-Симеоновский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На протяжении вот уже 123 лет в Свято-Симеоновском кафедральном соборе не прекращается служение Господу. Это храм счастливой судьбы: он уцелел в годы гражданской войны при артобстрелах «белых» и «красных»; при советской власти не был ни разрушен, как большинство челябинских храмов, ни осквернен. За это время храм не только не погиб, но расширился и из небольшой кладбищенской церкви превратился в главный храм Челябинской епархии. Ко времени возведения Свято-Симеоновской церкви Челябинск уже был довольно большим губернским городом. В 1862 году его приходы вошли в состав Оренбургской епархии, которая за три года до этого получила самостоятельность и своего управляющего. В Челябинске уже были построены Христорождественский собор, Свято-Троицкая, Казанская церкви, монастырские Одигитриевская и Николаевская, Покровский храм при духовном училище. Причиной постройки еще одной церкви стала большая любовь горожан к праведному Симеону Верхотурскому. «Новый и предивный» чудотворец праведный Симеон, нетленные мощи которого покоились в Свято-Никольском монастыре города Верхотурье, стал пользоваться большим почитанием среди жителей Урала и Сибири. Множество паломников, а среди них, конечно, и челябинский люд, притекали к его мощам, так как по молитвам святого подавалась невиданная доселе в этих краях благодатная помощь и исцеления. И челябинцам, конечно, очень хотелось иметь у себя храм в честь нового угодника Божия. По решению Консистории от 24 января 1873 года с утверждения Его Преосвященства было разрешено строительство каменной Симеоновской церкви на городском кладбище. Из документов, хранящихся в Челябинском областном краеведческом музее, узнаем, что через десять лет, в 1883 году, на пожертвования «разных лиц» на упраздненном кладбище была построена и освящена церковь с престолом во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=07418

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010