ЦВ 1-2 (422-423) январь 2010 /  29 января 2010 г. Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Казахстан Святейший Патриарх Кирилл 16–18 января посетил Казахстан с Первосвятительским визитом. Предстоятель Русской Православной Церкви освятил Успенский кафедральный собор Астаны и встретился с Президентом Республики Н.А. Назарбаевым и представителями общественности страны. Утром 17 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и члены сопровождающей Его Святейшество делегации прибыли в Алма-Ату. В аэропорту Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журналистов и, в частности, отметил, что пастырские поездки позволяют понять, «что есть Русская Православная Церковь». Юрисдикция Русской Церкви распространяется на территорию многих государств, и в каждой стране есть свои особенности. «Патриарх должен это видеть, знать, понимать, чувствовать, чтобы не делать ошибок и содействовать нашему православному народу в том, чтобы люди жили согласно воле Божией и Божиему закону в тех условиях, в которых они находятся», — сказал Предстоятель. В первый день визита Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Успенского кафедрального собора столицы Казахстана — города Астаны и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Святейший Патриарх произнес проповедь и вручил церковные награды митрополиту Астанайскому и Алма-Атинскому Мефодию и акину (мэру) Астаны И.Н. Тасмагамбетову. Первосвятительских наград были также удостоены благотворители, принимавшие активное участие в строительстве и благоукрашении кафедрального собора. В память о Первосвятительском визите и совершенном богослужении Патриарх Кирилл передал Успенскому собору список Казанской иконы Божий Матери. Успенский собор — это первый кафедральный храм, построенный за многие десятилетия в Центральной Азии. Строительство собора началось в 2005 году, его площадь составляет 900 квадратных метров, высота в высшей точке купола — 68 метров. Храм вмещает четыре тысячи человек. Днем Святейший Патриарх Кирилл вернулся в Алма-Ату.

http://e-vestnik.ru/church/vizit_svyatej...

Энгельс (Покровск). Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Престолы: Главный — во имя Живоначальной Троицы, в правом приделе — во имя святой великомученицы Екатерины, в левом — в честь Казанской иконы Божией Матери. Освящен: В мае 1825 года иерейским чином. Главный придел переосвящен в 1990 году иерейским чином, Екатерининский придел — 12 апреля 1998 года иерейским чином. Построен в 1825 году. Каменная Свято-Троицкая церковь в Покровской слободе Саратовской губернии была заложена в 1816 году. Строительство закончилось к началу 1825 года. В мае того же года церковь была освящена по указу Пензенской Духовной консистории архимандритом Саратовского Спасо-Преображенского мужского монастыря Арсением. Церковь была построена тщанием прихожан. Колокольни у церкви первоначально не имелось, престол в ней был один — во имя Живоначальной Троицы. После освящения в церковь был назначен причт в составе двух священников, диакона, трех дьячков и пономаря. Большинство прихожан новопростроенной церкви составляли государственные крестьяне Покровской слободы. В 1846 году при участии старшего священника храма, Алексия Львовича Любенского, был подготовлен проект реконструкции Троицкой церкви, утвержденный Саратовской строительной комиссией. В это время при храме действовала церковно-приходская школа, в приходе также была земская школа, законоучителем в которых был настоятель храма. В 1850 году церковь была перестроена и стала трехпрестольной. По-видимому, тогда же были возведены каменные колокольня и ограда. Состав причта изменился и включал двух священников, диакона и двух псаломщиков. С 1853 года причт, на который первоначально никаких средств не отпускалось, начал получать жалование от казны. Здание церкви было застраховано санкт-петербургской компанией «Надежда». 1 января 1851 года заволжские уезды Саратовской губернии (Новоузенский, в который входила Покровская слобода, и Николаевский) в гражданском отношении были переданы новосозданной Самарской губернии, а в церковном — переподчинены от Саратовской епархии к новооткрытой Самарской.

http://sobory.ru/article/?object=11362

Закрыть «Так совершилось это событие, признательная память о котором будет переходить между жителями Казани из рода в род» Посещение в 1871 г. Императором Александром II Освободителем г. Казани Игорь Алексеев   01:03 15.03.2019 2035 Время на чтение 37 минут 27 августа 1871 г. губернский город Казань посетил путешествовавший по Волге (проездом на Кавказ и в Крым) на пароходе «Цесаревна Мария» Император Александр II (1818 - 1881), в сопровождении двух своих сыновей: старшего - Наследника Цесаревича Александра Александровича (будущего Императора Александра III) (1845 - 1894) и третьего сына - Великого князя Владимира Александровича (1847 - 1909). Сам Император Александр II приехал в г. Казань уже во второй раз: первый раз он был здесь в 1837 г. - в качестве Наследника Цесаревича, в сопровождении своих воспитателей и наставников - поэта В.А. Жуковского, генерал-лейтенанта А.А. Кавелина, флигель-адъютанта С.А. Юрьевича и др. Будущий Император Александр III посещал г. Казань трижды - в 1866, 1869 и 1871 гг.(1) «Государь Император, в сопровождении Их Императорских Высочеств, изволил прежде всего посетить кафедральный Благовещенский собор...» Пребывание Императора Александра II и его сыновей в г. Казани, хоть и длилось в общей сложности всего около девяти часов, оказалось весьма насыщенным важными, запоминающимися событиями. При этом особо торжественно выглядела «церковная встреча» высоких гостей и последовавшее вслед за этим посещение ими расположенного в Казанском Кремле («Крепости») Благовещенского кафедрального собора. В десять часов утра 27 августа 1871 г. на пароходной пристани на Волге, где причалил пароход Акционерного общества «Кавказ и Меркурий» «Цесаревна Мария», Его Императорское Величество с Их Императорскими Величествами были встречены Казанским губернатором Н.Я. Скарятиным, командующим войсками Казанского военного округа генерал-адъютантом Б.Г. Глинкою-Мавриным, попечителем Казанского учебного округа (КУО) тайным советником П.Д. Шестаковым, Казанским губернским предводителем дворянства, действительным статским советником П.Г. Осокиным, «прочими военными и гражданскими чинами» и Казанским городским головой К.И. Романовым «с купечеством», «который и удостоился тут поднести Его Величеству хлеб-соль».(2)

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

Камышин. Церковь Троицы Живоначальной (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первое каменное здание в городе был храм Святой Троицы освященный в 1751 году. В 1765 году к Троицкому храму был пристроен придел с престолом во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1785 году стараниями купца Ковалёва пристроен второй придел с престолом во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Троицкий храм был кафедральным собором города до того, как построили Вознесенский собор. Впоследствии была выстроена новая колокольня, которая стала архитектурным украшением города. Троицкий храм был разрушен в 1939 году. В 1997 году возрождён приход Свято-Троицкого соборного храма в здании архитектуры XIX века, доме купца Шемякина. Настоятель храма обещал сохранить внешний облик здания. С 1668 года начинается история города. Просуществовав два года, он был сожжён Степаном Разиным, и двадцать семь лет на месте нынешнего Камышина ничего не было. Только в 1697 году начали отстраивать город. Петр I начал рыть канал, и для «защиты шлюзного дела» был приглашен полк из Казани в образованную Петровскую крепость, располагавшуюся на мысу, который во время половодья превращался в остров. На территории Петровской крепости была заложена каменная церковь во имя Казанской Божьей матери, которую сложили только по нижние окна, так она осталась недостроенной… Есть еще одна версия, по материалам которой мы узнаем , что во время пожара 1740 года в Дмитриевске церковь Казанской Божьей Матери сгорела вместе со всеми другими постройками города и по преданию на фундаменте этой церкви стали строить новую Свято-Троицкую. Она была сразу каменной, строилась как собор. Это было первое каменное здание в истории города. Строительство его началось в 1743 году. Свято-Троицкий собор стоял в Петровской крепости (городской кремль), окруженный с правой стороны­ – Волгой, с левой – речкой Камышинкой, а с третьей стороны – глубоким рвом. Храм этот находился на северо-восточной стороне города при устье Камышинки. Храм был освящен в 1751 году во имя святой Троицы. Он был построен во времена Елизаветы в стиле барокко, характеризующегося динамичностью композиции, преувеличенной декоративностью и пышностью. В 1765 году к Троицкому храму был пристроен придел с престолом во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1785 году стараниями купца Ковалёва пристроен второй придел с престолом во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

http://sobory.ru/article/?object=36663

Астрахань. Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Селении. Покровский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Инициатором строительства Покровского собора выступил известный астраханский благотворитель – купец Иван Иванович Губин. Строился собор по проекту астраханского архитектора Знаменского. Освящён 29 сентября 1885 года. При храме были устроены боковые приделы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и великомученика и целителя Пантелеимона. До 1944 года этот храм считался приходским. При архиепископе Филиппе (Ставицком) стал кафедральным сбором епархии. Сам архиепископ похоронен в стене храма, под левым алтарём. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области. После закрытия Успенского и Князь-Владимирского соборов роль кафедрального храма Астрахани исполнял Покровский собор, расположенный в северной части города, за рекой Кутум. В XIX веке это была глубокая окраина: здесь селились казённые крестьяне, вынужденные обустраивать свои хозяйства на солончаках Болдинской степи. Полноценное освоение и застройка района начались лишь после сильного пожара 1858 года, когда Закутумную часть города отстраивали фактически заново. Сюда переселили большое количество бондарей, колесников и кузнецов. Старые храмы стали тесны для разросшегося местного населения. Стало очевидным, что в центре Селения (как тогда назывался этот район) нужен новый большой храм. Инициатором постройки собора выступил известный астраханский купец Иван Иванович Губин. Он взял на себя большую часть расходов по строительству - а это без малого, 95 тыс. рублей. В благодарность за финансирование и дальнейшую помощь по благоустроению храма Губина избрали пожизненно церковным старостой. В 1878 году строительное отделение Астраханского Губернского Правления одобрило проект архитектора Павла Апполосовича Знаменского, и в 1879 году начались строительные работы. Изначально предполагалось сделать купол пятиглавым, однако, как это нередко бывает, уже в процессе строительства выяснилось, что на пять глав средств определённо не хватит. Поэтому купол Покровского храма одноглавый, с массивным барабаном с восемью высокими прорезными окнами. 31 марта 1885 года, через шесть лет после начала строительства, на колокольню храма повесили колокола. Архиепископ Евгений Шершилов освятил главный алтарь 29 сентября в канун праздника Покрова Богородицы. Роспись Покровского собора, как и его внутреннее убранство, были выполнены на средства благотворителя - всё того же Губина. По его заказу местные художники М. И. Цветков и Е. Т. Серов в 1899 году специально для собора написали двенадцать икон - они до сих пор украшают храм. Иконостасы для центрального и придельных алтарей тоже изготовлены мастерами Астрахани.

http://sobory.ru/article/?object=01041

Оренбург. Собор Казанской иконы Божией Матери (старый). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Казанский кафедральный собор в Оренбурге строили в честь Ивана Ивановича Неплюева - первого губернатора Оренбургской губернии. В 1744 году по его представлении был принят и утвержден императрицей Елизаветой Петровной проект об образовании Оренбургской губернии. Выбрали площадь в центре города — тогда Оренбург был небольшим. Территория называлась Сакмарская площадь, именно здесь в 1886 году было принято решение заложить собор в честь иконы Божией Матери Казанская. Для сбора пожертвований был избран специальный Комитет. На Караван-Сарайской площади была поставлена специальная временная церковь для сбора средств на строительство столь величественного храма. Сбор пожертвований на строительство шел по всей России. Но проекта храма Комитет не имел, а предложенные Императорской академией художеств проекты были слишком дороги. В 1885 году в Оренбурге находился академик архитектуры Александр Александрович Ященко. Комитет по строительству обратился к академику с просьбой оказать помощь. На разработку эскизного проекта собора, его утверждение, разработку рабочего проекта академику потребовалось всего менее года. 23 января 1886 года проект был Высочайше утвержден и вскоре начались земляные работы. В 1888 году выкладывается цоколь. Кирпичная кладка по ярусам шла четыре с половиной года. В 1893 году собор покрывается железом, начинаются штукатурные работы, которые заканчиваются в 1894 году. В 1891 году по возвращении из путешествия по Китаю и Японии строящийся храм посетил цесаревич Николай Александрович. Для отливки соборных колоколов в Оренбург был вызван мастер " колокольного отлива " с известного московского колокольного завода господина Финляндского, которому заказывали отливать колокола и для храма Христа Спасителя в Москве. Колокол весом 302 пуда был отлит 20 августа 1894 года. На нем была надпись: " Господь сил той есть Царь славы! Сей колокол лит во славу Божию и Пресв. Богородицы иждивением Марии Львовны Ивановой в память помолвки Государя Наследника Николая Александровича " . На звонницу колокола подняты 4 декабря 1894 года и закреплены. Подъем " сделан " без машин, усилиями рук верующих людей, которых набралось к собору тысячи, несмотря на мороз.

http://sobory.ru/article/?object=35460

Пять вопросов о передаче Исаакиевского собора Церкви июля 2015 - Почему об Исаакиевском соборе вспомнили только сейчас? - Об Исаакиевском соборе никогда и не забывали. Исторически он всегда был неотъемлемой частью духовной жизни Петербурга. Напомним, что сразу после своего освящения в 1858 году он стал главным собором Русской Православной Церкви. Ежегодно в нем отмечалось до 90 церковных праздников, служились благодарственные молебны в памятные дни еще петровских побед - Ништадтского мира, Полтавской баталии. Особенно торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга, а также 300-летие императорского Дома Романовых. Более 60 лет пространство Санкт-Петербурга освящалось многотысячными крестными ходами, которые соединяли между собой Исаакиевский собор, Казанский собор и Александро-Невскую лавру. Штат собора насчитывал около 80 человек. А вот выдержки из доклада Николая Викторовича Нагорского (бывшего директора ГМП " Исаакиевский собор " ), посвященного настоятелям Исаакиевского собора: Собор преподобного Исаакия Далматского накладывал на настоятеля особую ответственность за его содержание и убранство, наличие всего необходимого для совершения богослужений, ведение богослужебного журнала, хранение приходского архива, осуществление официальной церковной переписки, руководство приходским советом, ежегодный отчет о состоянии прихода - вот далеко не полный список обязанностей, возложенных на настоятеля. Приход Исаакиевского кафедрального собора включал в себя Зимний дворец  и центральные аристократические кварталы Санкт-Петербурга. Настоятель Исаакиевского собора назначался указом правящего архиерея для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В 1864 году у Исаакиевского собора появляется собственная печать - знак того, что комиссия по построению собора завершила работу, и он полностью перешел в ведение настоятеля. Стоит обратить внимание на все эти факты, особенно тем, кто заявляет, что собор никогда не принадлежал Церкви и никогда не был приходским.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Ростов-на-Дону. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор — главный храм Ростовской Епархии. Здесь находится архиерейская кафедра архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона, а также Епархиальное управление. Собор построен в 1860 г. по проекту архитектора Константина Тона и является уменьшенной точной копией Храма Христа Спасителя в Москве.  В соответствии с историческими документами, на месте Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы изначально находилась ветхая часовня во имя Рождества Богородицы. Позднее, в 1766 году здесь была построена деревянная церковь с тем же наименованием. В 1778 г. ее заменили новой, но в 1791 г. от удара молнии храм сгорел. В 1795 г. на площади Старого базара была построена из камня новая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1822 г. Синод переводит ее в ранг " Соборной " . Официальное освящение состоялось 20 апреля 1822 г. К этому времени вместимость собора становится малой, и ростовчане решают строить новый. Сооружение его началось в 1854 г. и завершилось в 1860 г., тогда же состоялось освящение храма. По проекту областного войскового архтитектора Антона Кампиони рядом с Кафедральным собором строится четырехъярусная колокольня, разрушенная в 40—50-е гг. ХХ века. Торжественная закладка фундамента колокольни состоялась 29 июня 1875 г. А 22 октября 1878 г., в день Казанской Божией Матери " при многочисленном стечении народа, в 8 часов утра перед Литургиею состоялось освящение новой каменной колокольни и в тот же день состоялось поднятие главного колокола весом в 1032 пуда (16.5 т). Прочие колокола подняли ранее - 15-17 октября 1887 г. " . В 1942 г. из-за боязни " демаскировки " были снесены два верхних яруса колокольни. В 1948-50 гг. архитектор Л.Ф. Эберг предлагает проект восстановления колокольни в измененном объеме (без ранее существовавшего третьего яруса), но проект не был осуществлен. Претерпел изменения и сам собор. В послевоенные годы установили иконостас, выполненный по аналогу московского храма Христа Спасителя и художник Волков восстановил росписи в интерьере храма. В настоящее время завершено восстановление колокольни собора. В 1999 г., к 250-летию города Ростова, колокольня была восстановлена в первоначальном виде. Над проектом восстановления работал архитектор Ю.Н. Солнышкин.

http://sobory.ru/article/?object=06365

Сызрань. Собор Рождества Христова в Кремле. Собор. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1717. Адрес: Россия, Самарская область, г. Сызрань. На территории Сызранского Кремля (ул. Советская, д. 2А) Координаты: 53.146436, 48.453868 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построили эту каменную церковь в далёком 1717 году, на том месте, где ранее располагался деревянный собор во имя Пречистой Богородицы (сооруженный в 1683 году при основании Сызрани). В 1728 году Христорождественский собор был сильно поврежден во время крупного пожара, произошедшего в центре города. Полностью восстановить его удалось только через 13 лет, в 1741 году. Причём, на завершающем этапе этой работы большую лепту в неё внёс сызранский помещик Алексей Васильевич (по другим сведениям – Савельевич) Кандалаев. В том же 1741 году вновь освятили эту церковь, которая по-прежнему являлась тогда для города кафедральным собором. Это следует из сохранённой в архиве надписи, сделанной на храмовом кресте: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Рождества Христова при державе благочестивейшая самодержавнейшая великая государыни нашея императрицы Елизаветы Петровны, по благословению великого господина нашего Преосвященнейшего епископа Казанского и Свияжского Луки в лето 1741 года, индикта 4-го месяца ноембрия в 20-й день, день памяти преподобного отца нашего Григория Декаполита». В 1872 году Христорождественский храм утратил в Сызрани свое соборное предназначение. Дело в том, что в этом году в городе была освящена новая церковь – во имя Казанской иконы Божией Матери, к которой и перешло звание кафедрального собора. Что же касается Христорождественского храма, то к моменту его упразднения в качестве соборного на территории Сызранского кремля уже был построен тюремный острог (снесённый в 30-х годах 20-го в.). К нему и была приписана эта церковь, с совершением служб для заключённых и надзирателей. Христорождественский храм был закрыт воинствующими безбожниками в конце 20-х годов прошлого столетия; тогда же ими были разворованы находящиеся в нём иконы и другое имущество.

http://sobory.ru/article/?object=07127

III. Слово при втором служении в Казанском Кафедральном соборе пред панихидой об усопших Архипастырях Казанских 8 . Воспоминания о почивших, архипастырях Казанских: Антонии, Павле и Владимире. Архипастырские воспоминания и задушевные пожелания Казанской Академии На святой Руси есть добрый обычай предварять свои важнейшие жизненные предприятия молитвой: прежде всего о помощи Божией и св. угодников, а потом об упокоении своих родителей и других близких. С особенным тщанием исполняется русскими людьми этот добрый обычай при существенных переменах в их жизни: пред браком, переселением, поступлением на должность. Они руководятся при сем неложным упованием на то, что преставившиеся их присные, утешаемые их любовью, сами молятся Господу о помощи живущим. Следуя сему обычаю, и я, смиренный, придя в сей св. град для служения архипастырского, возжелал после первой молитвы ко Господу, после поклонения местной святыне, помолиться вместе с вами, братья, об упокоении своих предшественников по святительскому здесь седалищу, как о своих духовных родителях или старшей братии, несомненно веруя в силу их молитвы за меня грешного, и не за меня только. Не для меня только полезно и сие заупокойное моление: оно спасительно и назидательно и для вас, братья. Вы составляете паству последних из усопших здесь иерархов, вы потомки паствы здешних иерархов древнейших, а потому вовсе не чужие для тех и других, но напротив, самые близкие им по духу чада. Когда вы поминаете их здесь, они там на небе ходатайствуют о вас пред Спасителем нашим, и, конечно, мы грешные еще более нуждаемся в их святых молитвах, нежели они, богатые всякими добродетелями, – в нашем поминовении. Я назвал святителей Казанских своими отцами: такое наименование особенно приличествует Владыке Антонию и Владыке Павлу, которые особенно были близки мне и которых, как я знаю, так высоко чтит паства Казанская, так горячо их любит. При всяком напоминании о них мысль моя переносится в далекое прошлое, к годам моей юности, ко времени воспитания моего в Смоленской духовной семинарии, когда оба эти святителя, один в звании Смоленского архипастыря, а другой – моего ректора, принимали отеческое участие в моем положении. Так Владыка Антоний следил за моими успехами в семинарии и указал мне путь в Киевскую академию. Только благодаря его рублям мог я добраться до Киева и содержаться там во время экзаменов, а потом приезжать к своим во время вакаций. Когда я был на службе священником в Киевском институте, то имел счастье видеть святителя Антония на юбилее академии. «А я слежу за вами», ласково говорил он мне. А потом еще чрез несколько лет, по принятии мною монашества, он снова приветствовал меня. Как теперь, помню благостный, светоносный лик его, его глубокий, ласкающий взор, его назидательную, его искреннюю одушевленную проповедь , его святолепное служение! Как любил я посещать собор во время его службы, вдохновляться его благоговейной молитвой, услаждаться его мудрыми, действенными поучениями!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010