Ставрополь. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери (утраченный). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Проект храма был составлен известным в то время, 40-е годы 19-го века, архитектором Дурново. Начались согласования в различных инстанциях. Начальник Кавказской области генерал-адъютант П. Граббе, получив одобрение архиепископа Новочеркасского и Георгиевского Афанасия (Ставропольское духовное правление входило тогда в Новочеркасскую епархию), обратился к обер-прокурору Святейшего синода графу Н. Протасову с просьбой ускорить рассмотрение вопроса о постройке храма. Обер-прокурор представил документы императору, который собственноручно написал: «Согласен, но фасад переделать А.Тону или Брюллову». Новый проект фасада, утвержденный Николаем l, был составлен профессором Императорской академии художеств Александром Тоном. Во второй половине 60-х годов XIX века по индивидуальному проекту ставропольского архитектора П. Воскресенского к западу от собора была возведена колокольня, поражавшая высотой, до 98 метров. Первый ярус её заканчивался небольшими главками с золочеными крестами, во втором и третьем ярусах размещались колокола. Их было три: один в 104 пуда – пожертвован купцом Сергеем Луневым, второй в 525 пудов – меценатом Лавром Павловым, третий в 600 пудов, получивший название «Царь-колокол», отлит, как уже упоминалось, на средства всего ставропольского купечества. Колокольню венчала луковичная глава с вызолоченным крестом и оцинкованными цепями. В цокольном этаже Казанского собора нашли упокоение уважаемые люди города. Прежде всего следует упомянуть погребенного здесь епископа Феофилакта, деятельность которого оставила заметный след на Северном Кавказе. Это был высокообразованный человек, закончивший полный курс Петербургской духовной академии. Владел латинским, греческим, еврейским и французским языками. Об этом говорит каталог книг его личной библиотеки. До назначения епископом Кавказским служил в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. В 20-е годы ХХ столетия замолчали колокола Казанского собора… В 1920 году всем храмам было предписано представить в Губернский революционный комитет описи церковного имущества.

http://sobory.ru/article/?object=50170

Скачать epub pdf Евфимий Александрович Малов (1835 – 1918), протоиерей, профессор Казанской духовной академии, миссионер, духовный писатель Родился 23 января 1835 года в селе Тереньга Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье священнослужителя. Обучался в Симбирском духовном училище, в 1858 году окончил Симбирскую духовную семинарию, в 1862 году – Казанскую духовную академию. В 1862–;1863 годах был преподавателем Казанской духовной семинарии, на должности помощника ректора, в 1863 году был переведен в академию, где преподавал татарский и еврейский языки. 2 сентября 1863 года был утвержден в степени магистра, позже состоял профессором по кафедре противомусульманских миссионерских предметов. Был лучшим учеником профессора Г. С. Саблукова . С 1865 года занимал должность профессора на кафедре еврейского языка, в 1867 году он был одним из основателей Братства святителя Гурия. В 1868 году ему было присвоено звание экстраординарного профессора. Вступил в брак. Его сын, Сергей Ефимович Малов (1880 – 1957), стал тюркологом, доктором языковедения, членом-корреспондентом АН СССР (1939). В 1869 году был рукоположен во священника к Богоявленской церкви города Казани. В 1870 – 1884 годах был заведующим кафедрой древнееврейского языка и библейской археологии Казанской духовной академии. 6 ноября 1875 года на него возложено руководство «Частным миссионерским приютом при Спасо-Преображенском монастыре». Проживал в г. Казани по ул. Академической, д. 10, недалеко от академии. 13 мая 1880 года он купил одноэтажный дом за 1500 руб. у вдовы Дмитриевой, переехал 5 июля. А в сентябре 1883 года за 2000 руб. возвёл второй этаж. В 1881 году возведен в сан протоиерея. В 1883 – 1895 годах являлся редактором журнала «Известия по Казанской епархии» . В 1884 – 1912 годах был профессором на противомусульманском отделении по кафедре татарского языка, этнографии тюркских народов и распространения христианства в Азии, где преподавал татарский язык, этнографию тюркских и финно-угорских народов. В 1886 году переведен в Благовещенский кафедральный собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Александро-Невский собор Краснодара ЖМП 9 сентябрь 2021 /  11 октября 2021 г. 16:00 Белый храм на Красной улице КАК ЖИВЕТ ВОЗРОЖДЕННЫЙ СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В КРАСНОДАРЕ собор Александра Невского в КраснодареЕсли вы захотите совершить экскурсию по Краснодару, то, скорее всего, вам посоветуют начать ее с войскового собора святого благоверного князя Александра Невского, от которого тянется главная улица столицы Кубани — Красная. Вернувшийся из небытия в 2006 году, этот храм сразу стал визитной карточкой города и занял свое место во всех туристических маршрутах наравне с кафедральным Екатерининским. Какие социально значимые проекты осуществляют его прихожане, как собор стал своим для казаков Кубанского казачьего войска и почему здесь так почитают Казанскую икону Божией Матери, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии».  PDF-bepcuя. Святыни казачьего храма Примечательно, что грандиозное здание этого храма построили всего за два с половиной года. Это связано с тем, что потомки кубанских казаков, живущие в США, обещали вернуть в Россию регалии Кубанского казачьего войска (см. Справку), когда собор будет построен. «До революции в Краснодаре главных храмов было три: красный — Екатерининский кафедральный (его называли так за кирпичные стены), зеленый — Троицкий (в этот цвет были выкрашены его купола и шатры) и белый — Александра Нев­ского, — говорит атаман хуторского казачьего общества «Казачий пикет» Юрий Шмельков. — Собор из белого камня, построенный в XIX ­веке в честь небесного покровителя кубанского казачества святого благоверного князя Александра Невского, был очень значим для казаков, к тому же там хранились реликвии и регалии Кубанского казачьего ­войска. Но в 1932 году большевики его взорвали. Конечно, казакам был нужен свой храм. Несколько лет назад власти решили восстановить собор с благой целью — чтобы сохранить историю кубанского казачества. А мы уж помогали как могли. К слову, его предшественник строился девятнадцать лет». Этот храм казаки нынешнего Кубанского войска по праву считают своим не только потому, что, когда рылся котлован и заливался фундамент, они уже собирались здесь на молебны и проводили парады в значимые для казачьего войска праздники (например, на Покров Божией Матери), собирали средства на богослужебную утварь и облачения духовенства. Казаки приходят в этот храм на все главные и двунадесятые праздники, в этих стенах проходит присяга молодых воинов, экскурсии для школьников и кадетских классов, казачьи сборы. Они также следят за порядком на раздаче крещенской воды, освящении куличей, на крестном ходе, выполняют физические работы, например, если нужно собрать или разобрать строительные леса для росписи храма. Не отстают в заботе о храме и юные казачата. Например, кадеты из Кропоткинского казачьего кадетского корпуса имени Г. Н. Трошева недавно собрали 32 тысячи рублей на рос­пись стен собора.

http://e-vestnik.ru/church/belyy_hram_al...

Казанский собор ЖМП 9 сентябрь 2011 /  20 сентября 2011 г. Возвращение Казанского собора. К 200-летию шедевра отечественной архитектуры К 200-летию шедевра отечественной архитектуры Казанский собор в Санкт-Петербурге был возведен архитектором А.Н. Воронихиным в 1811 году. Прежде на этом месте стояла небольшая каменная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1737 году архитектором М.Г. Земцовым. Собор стал ее преемником, из нее была перенесена сюда чтимая Казанская икона Божией Матери. В 1922 году большевики передали собор обновленцам, а в 1932 году открыли в нем Музей истории религии и атеизма. Потребовалось еще более шестидесяти лет, чтобы в стенах величественного храма вновь зазвучала молитва и он вернулся в лоно Русской Православной Церкви.   Первые попытки Эта мысль постоянно жила в умах и сердцах мирян и церковного священноначалия. Как только появлялась малейшая надежда, верующие снова поднимали этот вопрос. Одну из попыток вернуть храм сразу после окончания Великой Отечественной войны предпринял митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Он несколько раз обращался с этой просьбой к городским властям. В отчетах епархии за 1947–1948 годы говорится: «Весьма желательным и давно ожидаемым является открытие Казанского собора в качестве кафедрального». Но эти пожелания не нашли сочувствия у властей. Однако с началом перестройки ситуация изменилась. В Ленинграде, как и во многих других городах, всё настойчивей звучали требования восстановить историческую справедливость. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) несколько раз обращался к городским властям с просьбой передать епархии некоторые храмы, в том числе и Казанский собор. В декабре 1987 года исполнилось 175 лет со дня освобождения России от нашествия армии Наполеона. На Рождество в 1988 году у памятников Кутузову и Барклаю де Толли состоялся митинг и возложение венков. А затем его участники направились в Казанский собор, пропели у гробницы великого полководца Кутузова «Вечную память», возложили цветы и огласили коллективное требование превратить собор в музей Отечественной войны 1812 года. Вскоре на Всесоюзном съезде художников председатель Ленинградского отделения Советского фонда культуры академик А.А. Мыльников публично потребовал изменить назначение Казанского собора, имея в виду его возвращение Церкви. Так началась многолетняя борьба за передачу собора верующим.

http://e-vestnik.ru/analytics/vozvrashch...

(Забытый вопрос и его решение в церковно-археологической справке 1907 г. ) 1 4 октября 1552 года, по свидетельству летописцев и историков казанских 2 , в день торжественного въезда в Казань, царем Иоанном Васильевичем Грозным был основан в г. Казани деревянный храм, впоследствии Казанский Кафедральный собор. На третий день, 6 октября, этот храм, в присутствии царском, был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1561 году, вместо прежнего деревянного храма, 21 мая начат постройкой, а 12 сентября закончен в византийском стиле каменный собор. Освящен он 3 первым Казанским святителем, архиепископом Гурием 4 . Неоднократные пожары Казани и собора, бывшие в 1596, 1672, 1694, 1742, 1815 и др. годах, сильно разрушали здание, а следовавшие за этим исправления и реставрации перестройками и пристройками всякий раз видоизменяли прежний вид Кафедрального собора. Драгоценнейшая святыня собора – мощи Казанского первосвятителя Гурия покоятся здесь, в левой стороне центральной части храма, между колоннами. Они открыты в 1595 году, 4-го октября, сначала почивали в Спасо-Преображенском монастыре и в Кафедральный собор перенесены в 1630 году. Кафедральный соборный храм с давних времен служил местом вечного покоя скончавшихся в Казани архипастырей. Здесь почивают митрополиты и архиепископы – Вассиан 5 , Тихон I 6 , Матфей 7 , Симон 8 , Корнилий I 9 , Лаврентий II 10 , Иоасаф 11 , Маркелл 12 , Тихонъ III 13 , Павел I 14 , Иона 1515 , Афанасий 1616 , Антоний II 1717 , Павел II 1818 и Владимир II 1919 . Историки и летописи казанские указывают и место погребения этих святителей, говоря, однако, кратко и не всегда и о всех точно. Об одних (архиеп. Вассиан, митрополит Матфей, митроп. Симон, митр. Корнилий и митр. Иоасаф) они свидетельствуют только, что эти владыки почивают в соборе, у северной стены, о других (митроп. Тихон III и архиеп. Павел I), – что они покоятся у южной стены, об архиепископе Ионе не говорят ни слова, а об остальных указывают определенно – под главным алтарем собора, в особой усыпальнице (архиеп. Тихон I, митроп. Лаврентий II, митроп. Маркелл, архиеп. Афанасий и архиеп. Владимир II), или же – в соборном, правом приделе (архиепископы Антоний II и Павел II); в обоих последних местах над останками этих святителей имеются надгробия.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

Москва. Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове. Богоявленский Елоховский собор Карта и ближайшие объекты Во второй половине 15 в. Елохово было пригородным подмосковным селением с церковью Владимирской Богоматери, в приходе которой в 1468 г. родился знаменитый юродивый Василий Блаженный. В 1717 г. на месте деревянного храма был построен каменный с приделом Благовещения. В этом храме в 1799 г. был крещен А.С. Пушкин. Старый храм простоял до 1837 г., когда по проекту Е.Тюрина стал строиться ныне существующий. Освящение было 18 октября 1853 г. Купол и аттик над трапезной были сделаны в 1889 г. архитектором П.П. Зыковым. Главный престол освящен в честь Богоявления, южный придел - Благовещения Пресвятой Богородицы, северный - святителя Николая. Святыня - Чудотворная Казанская икона Божией Матери. В 1925 г. в Сретенье в храме служил литургию Патриах Тихон. Храм в годы советской власти не закрывался. После закрытия Богоявленского храма в Дорогомилове, бывшим патриаршим собором, в Елоховский храм была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя. Церковь в селе Елох была построена в 1722–1731 гг. на средства царевны Прасковьи Иоанновны, племянницы Петра I. В 1799 г. в этом храме был крещен А.С. Пушкин, о чем свидетельствует обнаруженная во второй половине XIX в. запись в метрической книге. Современное церковное здание на месте более древнего храма возвели в 1835–1845 гг. по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. Внутренняя отделка продолжалась еще в течение нескольких лет, и полное освящение храма состоялось в 1853 г. Купол и аттик над трапезной соорудили в 1889 г. (архитектор П.П. Зыков). Огромный классицистический храм, вмещающий несколько тысяч молящихся, имеет кубическую форму и увенчан пятью главами. Колокольня первой половины XIX в. имеет четыре яруса. Главный престол храма – во имя Богоявления Господня; приделы – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (южный) и во имя святителя Николая Чудотворца (северный; создан в 1912 г., стены расписаны известным иконописцем В.П. Гурьяновым). В соборе находится пятиярусный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=01857

Яранск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1798. Адрес: Россия, Кировская область, г.Яранск, ул.К.Маркса, 15 Координаты: 57.30634, 47.877374 Проезд:Находится в центре города, наискосок от Троицкого собора, по ул. Карла Маркса в северо-восточном направлении. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На архивных фотографиях мы видим два каменных храма, расположенных рядом. Это два храма Успенского собора г. Яранска. Оба храма были теплыми. Первый, слева, построен в 1798г. (по другим данным в 1790г.), имел главный престол в честь Успения Божией Матери, в приделах в честь Нерукотворного Образа Спасителя и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Успенский храм имеет высоту 17,5 саженей, длина 10,5 саженей, ширина 12,5 саженей. Своды коробовые, в середине котловые. В храме поставлены 8 пятигранных гладких столбов, соединенных между собой арками, три из них имеют углубления для хранения церковных принадлежностей, в одном устроен вход на хоры. Окна в три света, полукруглые. Алтарь трехчастный с котловыми сводами. Второй храм, Преображенский, на фото справа (ныне не существует), построен в 1817г., имел три престола: главный в честь Преображения Господня, в приделах в честь Владимирской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. Закрыт в 1930-х годах, разобран в 1950-х. По материалам Вятских Епархиальных Ведомостей, 13, 1873г. и " Известий ИАК " 48 за 1913г. На юго-западе Вятской земли, на высоком правобережье реки Ярани стоит Яранск. Поначалу здесь был основан укреплённый населённый пункт в ряду небольших городов-крепостей. Они строились в Казанском наместничестве для защиты новых границ российского северо-востока, а особенности после 3-й Черемисской войны (1581-1585). Официальной датой основания Яранска считается 1584 год, причём местные краеведы говорят и о более ранней датировке первых здешних поселений. Строительство Яранска начиналось на месте нынешнего Успенского собора. Оно было выбрано удачно: быстро растущую крепость-острог, окружённую бревенчатыми стенами, на юге защищали глубокий овраг, на западе - речные воды, на востоке - непролазные лесные чащи.

http://sobory.ru/article/?object=03678

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СОБОР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ кафедральный собор С.-Петербургской епархии, памятник архитектуры рус. классицизма. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Духовенство приветствует имп. Екатерину II на ступенях Казанского собора в день ее воцарения 28 июня 1762 г. Акварель. Кон. XVIII — 1-й трети XIX в. с оригинала И. К. Кестнера 1760 г. (ГЭ) Духовенство приветствует имп. Екатерину II на ступенях Казанского собора в день ее воцарения 28 июня 1762 г. Акварель. Кон. XVIII — 1-й трети XIX в. с оригинала И. К. Кестнера 1760 г. (ГЭ) - предшественница К. с. В 1733-1737 гг. на участке буд. собора по распоряжению имп. Анны Иоанновны была сооружена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (архитекторы И. Я. Бланк и предположительно М. Г. Земцов ). Храм стал первым на Невском проспекте и ознаменовал перемещение центра города в Адмиралтейскую часть. Архитектура этой барочной церкви напоминала Петропавловский собор: 3-нефная, зального типа, завершалась деревянным куполом со световым фонарем на 8-гранном барабане, расположенном ближе к алтарной части. Над притвором возвышалась деревянная колокольня, увенчанная шпилем. Стены украшали пилястры дорического ордера. 12 июня 1737 г. произошло торжественное перенесение с Петербургской стороны в новую церковь Казанской иконы Божией Матери (по ней храм впосл. часто именовали Казанским). На следующий день церковь была освящена. Торжества проходили при участии имп. Анны Иоанновны, сохранилась подаренная ею ко дню освящения дарохранительница на главный престол (с 1922 в ГЭ). Боковые приделы были освящены во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных Антония и Феодосия Печерских. Храм стал центром духовной жизни новой столицы. 21 авг. 1737 г. здесь в присутствии имп. Анны Иоанновны и вел. кнж. Елизаветы Петровны состоялся благодарственный молебен по случаю взятия Очакова и побед в Крыму над тур. армией. 3 июля 1739 г.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Саракташ. Троицкая Симеонова обитель милосердия. Собор Троицы Живоначальной. Собор. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 2001 и 2010. Архитектор:А.А. Ященко (автор оригинального проекта в Оренбурге) Ссылки:   Адрес: Россия, Оренбургская область, Саракташский район, поселок Саракташ, ул. Пушкина 77 Координаты: 51.78656, 56.357364 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Стараниями протоиерея Николая Стремского в посёлке Саракташе построен главный храм Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия – шестипрестольный Свято-Троицкий собор. Это уменьшенная в полтора раза копия взорванного Казанского собора в Оренбурге. Спроектировал новый собор оренбургский архитектор Юрий Григорьев. Чин закладки собора совершён 21 августа 2001 года по благословению архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина. Собор имеет два этажа: нижний храм с центральным престолом во имя святого праведного Симеона Верхотурского. Правый придел во имя преподобного Сергия Радонежского, левый придел во имя священномученика Макария Оренбургского. Верхний храм с центральным престолом Святой Троицы и правым приделом Казанской иконы Божией Матери. Левый придел во имя Царственных страстотерпцев – императора Николая II, императрицы Александры со чадами – и всех новомучеников и исповедников Церкви Русской. 24 апреля 2005 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в Свято-Троицкой Обители Милосердия освящён, а 27 апреля установлен самый большой в Оренбургской епархии колокол. Вес его – 2700 килограммов. Надпись на верхнем поясе гласит: «Благословение Высокопреосвященнейшего Валентина, митрополита Оренбургского и Бузулукского, в честь и славу Святей Единосущней Животворящей Троицы лит в Каменске-Уральском лета 2005 года от Р. Х.». На нижнем, более длинном, поясе написано следующее: «В память о разрушении в лихие годы 1932-1936 кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери при настоятеле протоиерее Николае Стремском, на пожертвования благодетеля раба Божиего Павла Синявского и благотворительного фонда святителя Николая Чудотворца». На четырёх сторонах колокола есть медальоны с изображением икон Святой Троицы, Казанской иконы Божией Матери, святого праведного Симеона Верхотурского и преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=26003

Закрыть itemscope itemtype="" > Тридцать тысяч паломников поклонились Поясу Пресвятой Богородицы в казахстанском Таразе 12.05.2014 514 Время на чтение 3 минуты 30 апреля года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Казахстан из храма Илии Пророка в Обыденском переулке г. Москвы был принесен ковчег с частицей Пояса Пресвятой Богородицы. Встреча святыни состоялась в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты, сообщает Патриархия.ru. С 1 по 5 мая святыня пребывала в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря в Алма-Ате, 6-8 мая — в Никольском кафедральном соборе Чимкента, 8-9 мая — в Казанском храме Кызылорды. Ковчег со святыней сопровождают глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий и клирики Астанайской епархии. Вечером 9 мая ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы был принесен в город Тараз, административный центр Жамбылской области. В аэропорту святыню встречали настоятель Успенского собора города протоиерей Георгий Власенко, настоятель Покровского храма протоиерей Димитрий Сташенко и руководитель агентства по делам религий Жамбылской области С.У. Айдапкелов. Честной Пояс Богородицы был доставлен в Успенский кафедральный собор Тараза, где его встречали несколько тысяч прихожан и паломников. 10 мая, в субботу 3-й седмицы по Пасхе, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил в Успенском соборе Божественную литургию. К началу Литургии в храм была принесена еще одна святыня — ковчег с мощами святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, доставленный из Никольского собора г. Алма-Аты. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, духовенство Астанайской и Чимкентской епархий. За богослужением молились православные жители города и паломники из населенных пунктов Жамбылской области. Собор не вместил многочисленных верующих, более тысячи человек молились на улице. Литургия завершилась крестным ходом — при пении пасхальных тропарей и стихир святыни были обнесены вокруг храма.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/12/tr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010