Февраля 4 (17) Преподобномученик Серафим (Вавилов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученик Серафим родился 27 июля 1899 года в городе Ярославле в семье Александра Васильевича Вавилова, сына ефремовского купца второй гильдии, и его супруги Параскевы Ивановны и в крещении был наречен Владимиром. Александр Васильевич работал приказчиком у купца Перлова. Со временем семья Вавиловых переехала в Санкт-Петербург. Первоначальное образование Владимир получил дома; когда мальчику исполнилось десять лет, отец подал прошение директору СанктПетербургской 7-й гимназии. Однако, ввиду того, что Владимир тяжело заболел воспалением легких, сдачу экзаменов в гимназию пришлось отложить, и он поступил туда в следующем, 1910-м году. Обучение в гимназии показалось, однако, юноше недостаточным, и 22 августа 1917 года он подал прошение директору Петроградской консерватории о допущении к экзаменам для поступления в консерваторию по классу рояля, а 30 сентября 1918 года он отправил прошение ректору Петроградского университета с просьбой зачислить его на юридический факультет. Живя в Петрограде, Владимир был прихожанином СвятоТроицкой Александро-Невской Лавры, и его духовником стал иеросхимонах Серафим (Богатов), происходивший из крестьян Тамбовской губернии, начинавший монашескую жизнь в Саровской пустыни, ас 1882 года подвизавшийся в АлександроНевской Лавре в Петрограде; в 1905 году он был пострижен в схиму. Скончался отец Серафим 2 октября 1919 года и был погребен на лаврском братском кладбище. На следующий день после кончины духовника Владимир подал прошение митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому) о принятии его в число насельников Лавры и постриге в монашество. Он писал: «Это мое давнее желание, которое неоднократно одобрял ныне почивший иеросхимонах Серафим, оставивший мне как бы в исполнение своего завета клобук и параман. Оставшись на положении сироты после кончины моего старцанаставника и духовника, я очень желаю начать новую жизнь его смертью». Митрополит Вениамин благословил принять Владимира послушником и назначить пономарем. Помимо послушания в алтаре, он дежурил у святых мощей святого благоверного князя Александра Невского. С декабря 1919 года ему пришлось, кроме того, нести послушание сторожа при лаврской НиколоКладбищенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Филарет (Денисенко Михаил Платонович), М von Kiev und Hali Родился 28 января 1929 года в с.Благодатном, Амвросиевского района, Донецкой области, в семье шахтера. В 1946 году по окончании средней школы поступил в третий класс Одесской духовной семинарии. В 1948 году окончил Одесскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. I января 1950 года, будучи студентом второго курса академии пострижен в монашество с именем Филарета и назначен исп.обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре. 15 января того же года рукоположен в сан иеродиакона, а в 1952 году – в сан иеромонаха. В 1952 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии. Одновременно выполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры. С 1953 г. – преподаватель Священ. Писания Нового Завета на первом курсе Московской духовной семинарии. В марте 1954 г. присвоено звание доцента и назначен старшим помощником инспектора. В августе 1956 г. возведен в сан игумена и определен инспектором Саратовской духовной семинарии. В 1957году переведен на должность инспектора Киевской духовной семинарии. 12.VII.1956 года возведен в сан архимандрита. С 1960 года – управляющий делами Украинского Экзархата. С мая 1961 г. по январь 1962 г. – настоятель подворья РусскойПравославной Церкви при Александрийском Патриархате в Александрии (ОАР). 4 февраля 1962 года хиротонисан во епископа Лужского, вик. Ленинградской епархии и управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен, архп.Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский), епископ Тамбовский и Мичуринский Михаил (Чуб), епископ Новгородский и Старорусский Сергий, епископ Дмитровский Киприан и епископ Костромской и Галичекий Никодим. С 16 июня 1962 года назначен вик.Среднеевропейского Экзархата, освобожден от обязанностей викария Ленинградской епархии и поручено временное управление Среднеевропейским Экзархатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Чита Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.033635; 113.501049 Россия, Забайкальский край, Чита Чита, Забайкальский край Россия Казанский кафедральный собор (Чита) Чита — город в Восточной Сибири, Российская Федерация. Административный центр Забайкальского края и Читинского района, образует муниципальное образование Городской округ «Город Чита». Население — 339 453 чел. (2015). Расположена в котловине у подножия сопок, на берегах реки Читы при её впадении в реку Ингоду. Климат резко континентальный. Содержание История православия [ править править код ] Первые русские пришли в Забайкалье в середине XVII века, и с этого времени Забайкалье вошло в состав Тобольской епархии. В 1664 году, согласно Сибирской «Киприановской» летописи, был основан Нерчинский Успенский мужской монастырь — первый русский монастырь за Байкалом. В 1681 году по указу царя Феодора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима в Забайкалье, в Даурию, была отправлена первая организованная православная Духовная Миссия. Она состояла из 12 монахов из разных монастырей во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря (Тамбовской епархии) Феодосием; в тот же год ими был основан Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь. В грамоте царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савелова) от 1681 года Даурской Духовной миссии разрешалось «где приищут место, монастырь построить, и под монастырь земли отвесть из порозжих земель». Согласно этой грамоте, в 1682 году к монастырю отошла территория устья Селенги от хребта Хамар-Дабан до Селенги и до острова Нижнее Изголовье в дельте реки и вдоль побережья Байкала до Каменного мыса (ныне — Мысовая). В том же 1861-м году, когда был основан Троице-Селенгинский монастырь, в память о вероломно убитых русских послах и для совершения заупокойной о них молитвы вблизи их могил была основана Пустынь - подворье Троицкого Селенгинского монастыря. Первыми насельниками Пустыни были иеромонах Макарий, иеродиакон Триффилий и монах-старец Филарет. Трудами монашествующих была воздвигнута часовня во имя св.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита

Эммануиловка. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты В селе Эммануиловка (Засечинка) церковь деревянная, теплая, построена на средства г. Нарышкина в 1860 г., престол во имя преподобного Сергия Радонежского. Дворов 134, душ муж. пола 463, жен. пола 549, великороссы, земледельцы, имеют земли 3 десятины душевого надела, овчинники. Раскольников 1 двор, 12 душ обоего пола, живут в деревне Жданной. В приходе три деревни: Важная, Жданная и Марьинка (Мариновка), реки Выша и Известь. Приход окружен лесами г. Нарышкина. Школа церковно-приходская, смешанная, одноклассная, есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1800 года. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Шацкий уезд, стр. 684. Храм Преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка построен в 1860 году на средства графа Эммануила Дмитриевича Нарышкина. Вблизи церкви, на берегу пруда, расположен святой источник, для паломников оборудована купальня. В храме Сергия Радонежского ранее почивали мощи святителя Феофана Вышенского Затворника. С приходом Советской власти церковь закрыли, помещение отдали под зернохранилище. В середине 1970-х годов храм Преподобного Сергия Радонежского возвращен верующим. На протяжении 37 лет настоятелем его является протоиерей Георгий Глазунов. В Сергиевском храме находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанская Вышенская. 23 октября 2010 года здесь прошли торжества, посвященные 150-летию освящения храма Преподобного Сергия Радонежского. Божественную литургию возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, за богослужением пел хор Троице-Сергиевой Лавры. Село Эммануиловка расположено в 28 км к востоку от города Шацка. Расстояние от села до районного центра Шацк по автодороге - 34 км. Интересны версии происхождения названия села. Первая легенда происходит от местных жителей, которые до сих пор называющих село Мануиловка, и по их мнению буква «э» появилась в его названии в первые годы советской власти. Будто бы малограмотный писарь, оформляя какие-то документы, записал село как Эммануиловка, посчитав, что так благозвучнее. А Мануиловкой село было названо по имени помещика Мануила. Кроме того, вплоть до начала XX в. село Эммануиловка носила также и второе название - Засечинка. Село Засечинка возникло не позднее XVII века в районе бывшей Большой засечной черты, от которой и получило свое название. Вторая версия происхождения названия связана с именем последнего владельца села. В XIX в., вплоть до отмены крепостного права в 1861 г., село принадлежало дворянскому роду Нарышкиных. Его последним владельцем был тайный советник и обер-камергер Эммануил Дмитриевич Нарышкин, в честь которого село и получило свое второе название - Эммануиловка.

http://sobory.ru/article/?object=20344

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 14 (27) Священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский и Брацлавский Священноисповедник Амвросий (в миру Александр Алексеевич Полян­ский) родился 12 ноября 1878 года в селе Петелино Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Род Полянских издавна был свя­щенническим, и они отличались христианским благочестием. Начальное образование Александр получил в церковноприходской школе в родном селе. Когда ему исполнилось девять лет, отец отдал его учиться в духовное училище в городе Шацке Тамбовской губернии. Свое образование он продолжил в Тамбовской Духовной семинарии, которую окончил в 1899 году, и в тот же год поступил в Казанскую Духовную академию. В 1901 году он был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположен в сан иеродиакона, а в 1902 году – в сан иеромонаха. В 1903 году иеромонах Амвросий окончил академию со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем в Киевскую Духовную семинарию и определен в число братии Киево-Печерской Лавры. В 1905 году он был награжден наперсным крестом. В 1906 году он был назначен ректором той же семинарии и возведен в сан архимандрита. Революционные беспорядки, нравственная расшатанность в обществе не миновали и Духовную семинарию, несмотря на все усилия ректора. 29 марта 1907 года среди учащихся вспыхнул бунт, вызванный недоволь­ством «воспитанников оценкой их поведения за последнюю четверть. Произведенные беспорядки состояли в свисте, шуме, криках и топаньи ногами по адресу членов инспекции, присутствовавших за обедом и ужином, когда происходили беспорядки. После вечерней молитвы, несмотря на неоднократные предупреждения со стороны ректора и инспектора, беспорядки были продолжены особенно грубо в свисте, шуме, оскорбительных выкрикиваниях, продолжавшихся непрерывно около двух часов. Огни в коридоре, где все это происходило, были потушены. Появились на сцену – пле­ва­тельница, круг от лампы, куски штукатурки, а в конце всего и классные доски. Явившаяся к ректору депутация часов в 12 ночи заявила такие требования: 1) более гуманные отношения инспекции к ученикам; 2) пере­смотр баллов по поведению и поправка четверок на пятерки; 3) воз­вра­ще­ние уволенных воспитанников и 4) неприкосновенность лично­сти депутатов. Требования не были приняты. На другой день свист возобновился перед уроками; слышны были отдельные свистки и выкрикивания и между уроками, протекшими в общем порядке». 30 марта состоялось экст­ренное заседание педагогического собрания, которое постановило пре­кратить занятия и распустить учеников по домам.

http://fond.ru/foto/1456/Aleksandr/

Статьи и речи Высокопреосвященный Костромской архиепископ Платон как ректор Тамбовской семинарии (1847–1852) 344 В ночь с 12 на 13 мая 1877 г., в 11 часов вечера, высокопреосвященный Платон, архиепископ Костромской и Галичский, после продолжительной болезни, волей Божией, скончался в загородном архиерейском доме – в с. Солоникове в 5 верстах от Костромы. Так как преосвященный Платон в 50-х годах был ректором Тамбовской семинарии (1847–1852), то не излишне указать на некоторые данные из его деятельности во время управления его этой семинарией. В начале 1847 г. в Тамбовскую семинарию назначен был ректором архимандрит Платон (Фивейский) , находившийся в это время, по расстроенному здоровью, в одном из монастырей Подольской губернии, а прежде бывший ректором сначала Казанской, а потом Орловской семинарий. В это время в Тамбовской семинарии было 628 учеников при 18 наставниках; преподавались следующие предметы – в низших отделениях на 1-й год: 1) катехизическое учение (2 урока в неделю), 2) риторика (5 уроков), 3) всеобщая история (2 урока), 4) алгебра и геометрия (2 урока), 5) латинский язык (3 урока), греческий язык (2 урока); на 2-й год: 1) Священное Писание (1 урок), 2) о богослужебных книгах (1 урок), 3) риторика и поэзия (5 уроков), 4) всеобщая история (3 урока), 5) геометрия и пасхалия (2 урока), 6) греческий язык (2 урока) и латинский язык (2 урока). В средних отделениях на 1-й год: 1) Священное Писание (1 урок), 2) библейская история (2 урока), 3) логика (4 урока), 4) русская гражданская история (2 урока), 5) физика и естественная история (3 урока), 6) чтение греческих писателей (2 урока) и 7) латинских писателей (2 урока); на 2-й год: 1) Священное Писание и герменевтика (3 урока), 2) библейская история (2 урока), 3) естественная история и сельское хозяйство (3 урока), 4) логика и психология (4 урока), 5) греческий язык (2 урока) и 6) латинский язык (2 урока). В высших отделениях на 1-й год: 1) Новый Завет с толкованием (2 урока), 2) догматика, учение о вероисповеданиях и гомилетика (6 уроков), 3) церковные древности и обряды (2 урока), 4) чтение отцов греческих и латинских (2 урока), 5) медицина (1 урок) и 6) сельское хозяйство (1 урок);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

В ночь на 2 ноября, после продолжительной и тяжелой болезни, скончался в 66 году своей жизни Петербургски митрополит Антоний (в мире А. В. Вадковский), почетный член Императорского Православного Палестинского Общества. Сын бедной многочисленной, но благочестивой семьи священника села Ширингуши, Спасскаго уезда, Тамбовской губернии, почивший митрополит, после окончания образования в местных духовно-учебных заведениях, 20-летним юношей, поступил для завершения богословского образования в Казанскую духовную Академию в состав XIII курса. Весьма привлекательною наружностью, симпатичным скромным характером, в высшей степени деликатным отношением к товарищам, своею высокою религизною настроенностью и благовоспитанностью он успел быстро завоевать себя любовь и благосклонность не только у своих товарищей по курсу, давшему нескольких весьма замечательных профессоров и ученых, но и у своего академического начальства, во главе коего в ту пору стояли приснопамятный ректор Академии архимандрит Никанор (Бровкович) , скончавшийся в сане херсонского архиепископа. По окончании академии в 1870 году со степенью магистра, будущий Петербургский митрополит был оставлен доцентом Академии, и ему поручено было преподавание гомилетики и пастырского богословия. Талантливый молодой профессор, облюбовавший себя историею русского проповедничества допетровского времени и начавший ея самостоятельное изучение по рукописным источникам богатой Соловецкой библютеки, которая находится ныне в Казанской духовной Академии, не только пользовался успехом за свои прекрасные по изложению лекции у студентов Академии, но скоро же занял видное место и среди русских ученых специалистов по истории древнерусской письменности. Его самостоятельно обработанные очерки по истори христианской проповеди , и главным образом по истории проповедничества у южных славян начали тотчас же появляться на страницах духовных журналов того времени: в Православном Собеседнике, в Православном Обозрении и в Страннике. Собранные в одно целое и изданные потом дважды (в 1892 г. и 1895 г.г.) особою книгою под заглавием: «Из истории христианской проповеди», эти очерки приобрели их автору honoris causa ученую богословскую степень «доктора церковной истории», присужденной ему советом Казанской духовной Академии в 1895 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Послереволюционный период жизни и церковного служения мит­рополита Кирилла Казанского и вовсе оставался до недавнего времени не исследованным, представляя собой даже не совокупность известных разрозненных фактов, а собрание широко распространившихся мифо­логем и исторических лакун, вкупе способных составить подобие устойчивого историографического мнения, которое тем труднее бывает опровергнуть, что ему усвояется значение предания. Вместе с тем оставались не исследованными не только послерево­люционная жизнь и деятельность митрополита Кирилла в качестве митрополита Тифлисского, а затем Казанского, но и его взгляды на сложнейшие вопросы общественной и церковной действительности. До сих пор не вполне выявлено и влияние святителя на современных ему иерархов. Разноречивые мнения высказываются о роли владыки в церковно-исторических процессах XX века и разделениях, имевших место в 20—30-е годы. В частности, почти противоположные суждения встре­чаются в церковно-научной литературе об отношении митрополита Кирилла в последний период его жизни к благодатности таинств иерар­хов, не отделившихся от митрополита Сергия (Страгородского). Да и сама церковно-каноническая и экклезиологическая полемика этих двух выдающихся иерархов не была глубоко осмыслена, хотя, по-прежнему, остается ключевым проблемным вопросом, отношение к ко­торому определяет подход конкретного исследователя к интерпрета­ции всей истории Русской Церкви XX века. Поставив целью изучить жизнь и деятельность митрополита Казан­ского и Свияжского Кирилла (Смирнова) в контексте общественно-поли­тических процессов начала XX века и церковных разделений 1920—1930-х годов, автор определил и задачи исследования: оценить миссионерское служение митрополита Кирилла в бытность его начальником православ­ной Урмийской Миссии в Персии; изучить его деятельность на Гдовской и Тамбовской кафедрах в условиях российской монархии и его взгляды на важнейшие церковные и общественно-политические проблемы россий­ской действительности начала XX века; определить вклад святителя Ки­рилла в деятельность Поместного Собора 1917—1918 годов; выявить «тифлисский» период его служения; исследовать и проанализировать на основе архивных материалов т. н. «тайные выборы патриарха» 1926 года; определить историческую роль митрополита Кирилла в послереволюци­онной истории Русской Церкви и исследовать его воззрения на характер церковных разделений 1920—1930-х годов.

http://pravoslavie.ru/5961.html

Сын священника шацкой округи, Вениамин, в мире Василий Ант. Благонравов, родился в 1825 г. Пройдя шацкие училища и тамбовскую семинарию, он в 1846 г. поступил в казанскую академию, которую и окончил в 1850 г. В академии он выделялся из среды товарищей своим благочестием, исполнением всех требований тогдашней дисциплины, талантливостью и редкою любовью к наукам, преимущественно историческим. Еще на студенческой скамьей он поражал обширностью эрудиции и широтой исторического образования. Окончив курс первым магистром, иеродиакон Вениамин был оставлен при академии бакалавром по церковной истории. В качестве бакалавра, а потом профессора он обнаружил большое усердие и немалую ученую производительность. В немногие годы он успел скомпоновать полный курс лекций, составляющий три больших фолианта (хранятся в библиотеке казанской академии). Его лекции, богатые фактическими данными, и его пример оживили в студентах заглохнувший было интерес к изучению истории. При своем «ученом трудолюбии и весьма живых дарованиях с течением времени он мог бы сделаться для казанской академии (по выражению ее историка, П. В. Знаменского ) таким же дорогим профессором истории, каким для Московской академии был известный профессор А. В. Горский, если бы он не был лицом монашествующим и, следовательно, более или менее кратковременным гостем на своей кафедре». Но и помимо непродолжительного пребывания на кафедре (1850–1858), архим. Вениамин был отвлекаем от прямого дела второстепенными и побочными должностями – библиотекарством (1854–1858), преподаванием немецкого языка (1855–1856) и нравственного богословия (1858), ревизией вятской и уфимской семинарии (1856), редакторскими, цензорскими и особенно – инспекторскими обязанностями. В вакат 1851 г. он исправлял должность помощника инспектора академии, летом 1852 г. и в начале 1858 г. – инспектора, а с 30 сентября 1852 по 3 июля 1856 г. был помощником инспектора. Верный исполнитель правил академической инструкции еще на студенческой скамье, архим. Вениамин с неуклонною строгостью держался их и после, работая над проведением их в студенческую жизнь. При таком его отношении к делу, ему приходилось тратить много сил, когда академическая дисциплина стала падать, отчасти под влиянием духа времени, отчасти благодаря противоположным ему взглядам на нее новых инспекторов, в роде известного архим. Феодора Бухарева. «Гроза формализма», и в тоже время человек очень добрый, с характером вовсе не тяжелым, Вениамин должен был много страдать при своих столкновениях со студентами, постигшими уже сладость свободы 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

А.В. Журавский Глава II. Служение высокопреосвященного Кирилла в период первой мировой войны и двух революций Роль архиепископа Кирилла в канонизации святителя Питирима Тамбовского Священномученику Кириллу принадлежит исключительная роль в подготовке прославления святителя Питирима Тамбовского. Канонизация происходила в дни, когда уже разразилась первая мировая война, однако работа по подготовке прославления началась почти за три года до этого. С самых первых дней пребывания на Тамбовской кафедре владыка Кирилл прилагал усилия к большему распространению почитания святителя Питирима Тамбовского, поддержав идею его прославления. Однако канонизация в синодальную эпоху была сопряжена со многими трудностями. Вопрос о прославлении святителя мог растянуться на долгие годы. Для успешного прохождения дела через синодальную канцелярию, а затем для достойной подготовки канонизации потребовались значительные усилия со стороны преосвященного Кирилла. В мае 1912 года ходатайство владыки Кирилла, духовенства всех епархиальных городов и городского самоуправления о прославлении святителя Питирима Тамбовского принесло первые свои результаты. Святейший Синод, «рассмотрев означенное ходатайство, поручил преосвященному Кириллу, епископу Тамбовскому и Шацкому, образовать на месте комиссию для расследования чудес, совершившихся при мощах святителя, и о последующем довести до сведения Святейшего Синода» 149 . Можно предполагать, что благоприятному решению этого вопроса способствовало то обстоятельство, что в январе 1912 года епископ Кирилл был вызван в Петербург для присутствия в Синоде 150 и, оставаясь там до 17 апреля 1912 года, имел возможность лично участвовать в продвижении этого вопроса. 14 января 1913 года, как сообщили «Тамбовские епархиальные ведомости», состоялось восьмое и последнее заседание особой комиссии (под председательством преосвященного Кирилла) по обследованию чудотворений, совершившихся по вере в молитвенное предстательство пред Богом святителя Питирима, на котором было завершено рассмотрение чудес святителя, произошедших в прежнее время 151 . После этого владыка направил результаты деятельности комиссии (засвидетельствованные описания 34 чудотворений, совершившихся по молитвам святителя Питирима) в Святейший Синод 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010