Казанская Духовная Семинария 1818–1842 г. Казанская Духовная Семинария 1818–1842 г. I) Открытие ее. В 1818 г. прекратила свое существование казанская Духовная Академия (старая), превратившись – по планам Комитета об усовершенствовании дух. училищ – в рядовую семинарию. По предположению Комитета, утвержденному 26 июня 1808 г., все дух. школы были распределены на четыре группы: академии, семинарии, уездные и приходские училища, между которыми установлена тесная связь – и учебная, и административная, и экономическая. Во главе всех их ставилась комиссия дух. училищ, а органами ее имели быть четыре академии в соответствие четырем учебным округам, на которые предположено было разделить всю Россию. В казанский округ должны были войти семинарии казанская, вятская, нижегородская, тамбовская, пензенская, астраханская, оренбургская, тобольская, иркутская с имевшими открыться под ведомством их уездными и приходскими училищами. Преобразование духовных школ повелось постепенно, в зависимости от материальных средств и способных преподавателей. В 1808 г. был образован петербургский учебный округ, в 1814 г. перешли к московскому, в 1819 г. была открыта академия в Киеве по новому штату. Еще раньше, в 1818 г., было приступлено к преобразованию семинарий казанского учебного округа, причем старая казанская Академия была превращена в новую семинарию, но реформированной академии Казань дождалась только в 1842 г. Новая казанская Семинария, приняв от Академии четырех ее учителей (остальные по неспособности разошлись по другим школам и епархиальному ведомству), библиотеку, архив, здание и все имущество, – была открыта с подведомыми ей уездным и приходским училищами 20 окт. 1818 г. Другие подчиненные ей училища – алатырские, чебоксарские, симбирские – были открыты несколько позже. Между всеми ими были распределены – после строгого разбора – ученики Академии. Из соответствующих курсу Семинарии академических классов в Семинарию было принято 188 чел., обращено в уездные училища 18 и исключено 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 14 (27) Священноисповедник Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский и Брацлавский Священноисповедник Амвросий (в миру Александр Алексеевич Полян­ский) родился 12 ноября 1878 года в селе Петелино Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Род Полянских издавна был свя­щенническим, и они отличались христианским благочестием. Начальное образование Александр получил в церковноприходской школе в родном селе. Когда ему исполнилось девять лет, отец отдал его учиться в духовное училище в городе Шацке Тамбовской губернии. Свое образование он продолжил в Тамбовской Духовной семинарии, которую окончил в 1899 году, и в тот же год поступил в Казанскую Духовную академию. В 1901 году он был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположен в сан иеродиакона, а в 1902 году – в сан иеромонаха. В 1903 году иеромонах Амвросий окончил академию со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем в Киевскую Духовную семинарию и определен в число братии Киево-Печерской Лавры. В 1905 году он был награжден наперсным крестом. В 1906 году он был назначен ректором той же семинарии и возведен в сан архимандрита. Революционные беспорядки, нравственная расшатанность в обществе не миновали и Духовную семинарию, несмотря на все усилия ректора. 29 марта 1907 года среди учащихся вспыхнул бунт, вызванный недоволь­ством «воспитанников оценкой их поведения за последнюю четверть. Произведенные беспорядки состояли в свисте, шуме, криках и топаньи ногами по адресу членов инспекции, присутствовавших за обедом и ужином, когда происходили беспорядки. После вечерней молитвы, несмотря на неоднократные предупреждения со стороны ректора и инспектора, беспорядки были продолжены особенно грубо в свисте, шуме, оскорбительных выкрикиваниях, продолжавшихся непрерывно около двух часов. Огни в коридоре, где все это происходило, были потушены. Появились на сцену – пле­ва­тельница, круг от лампы, куски штукатурки, а в конце всего и классные доски. Явившаяся к ректору депутация часов в 12 ночи заявила такие требования: 1) более гуманные отношения инспекции к ученикам; 2) пере­смотр баллов по поведению и поправка четверок на пятерки; 3) воз­вра­ще­ние уволенных воспитанников и 4) неприкосновенность лично­сти депутатов. Требования не были приняты. На другой день свист возобновился перед уроками; слышны были отдельные свистки и выкрикивания и между уроками, протекшими в общем порядке». 30 марта состоялось экст­ренное заседание педагогического собрания, которое постановило пре­кратить занятия и распустить учеников по домам.

http://fond.ru/ikony/1456/Amvrosiy/

Статьи и речи Высокопреосвященный Костромской архиепископ Платон как ректор Тамбовской семинарии (1847–1852) 344 В ночь с 12 на 13 мая 1877 г., в 11 часов вечера, высокопреосвященный Платон, архиепископ Костромской и Галичский, после продолжительной болезни, волей Божией, скончался в загородном архиерейском доме – в с. Солоникове в 5 верстах от Костромы. Так как преосвященный Платон в 50-х годах был ректором Тамбовской семинарии (1847–1852), то не излишне указать на некоторые данные из его деятельности во время управления его этой семинарией. В начале 1847 г. в Тамбовскую семинарию назначен был ректором архимандрит Платон (Фивейский) , находившийся в это время, по расстроенному здоровью, в одном из монастырей Подольской губернии, а прежде бывший ректором сначала Казанской, а потом Орловской семинарий. В это время в Тамбовской семинарии было 628 учеников при 18 наставниках; преподавались следующие предметы – в низших отделениях на 1-й год: 1) катехизическое учение (2 урока в неделю), 2) риторика (5 уроков), 3) всеобщая история (2 урока), 4) алгебра и геометрия (2 урока), 5) латинский язык (3 урока), греческий язык (2 урока); на 2-й год: 1) Священное Писание (1 урок), 2) о богослужебных книгах (1 урок), 3) риторика и поэзия (5 уроков), 4) всеобщая история (3 урока), 5) геометрия и пасхалия (2 урока), 6) греческий язык (2 урока) и латинский язык (2 урока). В средних отделениях на 1-й год: 1) Священное Писание (1 урок), 2) библейская история (2 урока), 3) логика (4 урока), 4) русская гражданская история (2 урока), 5) физика и естественная история (3 урока), 6) чтение греческих писателей (2 урока) и 7) латинских писателей (2 урока); на 2-й год: 1) Священное Писание и герменевтика (3 урока), 2) библейская история (2 урока), 3) естественная история и сельское хозяйство (3 урока), 4) логика и психология (4 урока), 5) греческий язык (2 урока) и 6) латинский язык (2 урока). В высших отделениях на 1-й год: 1) Новый Завет с толкованием (2 урока), 2) догматика, учение о вероисповеданиях и гомилетика (6 уроков), 3) церковные древности и обряды (2 урока), 4) чтение отцов греческих и латинских (2 урока), 5) медицина (1 урок) и 6) сельское хозяйство (1 урок);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОКРОВСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Профессор И. М. Покровский. Фото из журнала " Эхо Веков " , из личного архива О.В. Троепольской, внучки профессора И.М. Покровского Иван Михайлович Покровский ( 1865 - 1941 ), доктор церковной истории, ординарный профессор кафедры истории Русской Церкви Казанской духовной академии Родился 17 января 1865 года в селе Колударове Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1880 году окончил II Тамбовское духовное училище по II разряду , в 1886 году - Тамбовскую духовную семинарию по I разряду . Служил псаломщиком в церкви Липецка , затем надзирателем в Тамбовском духовном училище . С 1889 года - надзиратель 2-го Тамбовского духовного училища. В 1891 году поступил в Казанскую духовную академию . В 1895 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви. С 1896 года - исполняющий дела доцента этой кафедры. В 1898 году получил звание магистра за диссертацию " Русские епархии XVI-XIX в.в., Том I: XVI и XVII в.в " и утверждён в звании доцента . С 1905 по 1907 год состоял редактором журнала " Известия по Казанской епархии " . В 1906 году произведён в чин статского советника. В 1907 году удостоен ученой степени доктора церковной истории. С 16 июня 1908 года - сверхштатный профессор, с 25 октября утверждён в звании экстраординарного профессора Академии. С 19 августа 1909 года - ординарный профессор кафедры истории Русской Церкви. Составил обстоятельные исторические описания монастырей Казанской епархии по заказу настоятелей этих обителей: Седмиезерной пустыни , Свияжского Иоанно-Предтеченского . Советом духовной академии направлялся её представителем на XI, XIV и XVI всероссийские археологические съезды в Киев , Чернигов и Псков . За литературные труды был избран пожизненным действительным членом Владимирской губернской, Тамбовской, Нижегородской Ученых Архивной комиссий, Императорского Московского археологического института, Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Кроме того, он был одним из учредителей и членом церковного историко-археологического Общества Казанской епархии.

http://drevo-info.ru/articles/13671949.h...

В ночь на 2 ноября, после продолжительной и тяжелой болезни, скончался в 66 году своей жизни Петербургски митрополит Антоний (в мире А. В. Вадковский), почетный член Императорского Православного Палестинского Общества. Сын бедной многочисленной, но благочестивой семьи священника села Ширингуши, Спасскаго уезда, Тамбовской губернии, почивший митрополит, после окончания образования в местных духовно-учебных заведениях, 20-летним юношей, поступил для завершения богословского образования в Казанскую духовную Академию в состав XIII курса. Весьма привлекательною наружностью, симпатичным скромным характером, в высшей степени деликатным отношением к товарищам, своею высокою религизною настроенностью и благовоспитанностью он успел быстро завоевать себя любовь и благосклонность не только у своих товарищей по курсу, давшему нескольких весьма замечательных профессоров и ученых, но и у своего академического начальства, во главе коего в ту пору стояли приснопамятный ректор Академии архимандрит Никанор (Бровкович) , скончавшийся в сане херсонского архиепископа. По окончании академии в 1870 году со степенью магистра, будущий Петербургский митрополит был оставлен доцентом Академии, и ему поручено было преподавание гомилетики и пастырского богословия. Талантливый молодой профессор, облюбовавший себя историею русского проповедничества допетровского времени и начавший ея самостоятельное изучение по рукописным источникам богатой Соловецкой библютеки, которая находится ныне в Казанской духовной Академии, не только пользовался успехом за свои прекрасные по изложению лекции у студентов Академии, но скоро же занял видное место и среди русских ученых специалистов по истории древнерусской письменности. Его самостоятельно обработанные очерки по истори христианской проповеди , и главным образом по истории проповедничества у южных славян начали тотчас же появляться на страницах духовных журналов того времени: в Православном Собеседнике, в Православном Обозрении и в Страннике. Собранные в одно целое и изданные потом дважды (в 1892 г. и 1895 г.г.) особою книгою под заглавием: «Из истории христианской проповеди», эти очерки приобрели их автору honoris causa ученую богословскую степень «доктора церковной истории», присужденной ему советом Казанской духовной Академии в 1895 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Послереволюционный период жизни и церковного служения мит­рополита Кирилла Казанского и вовсе оставался до недавнего времени не исследованным, представляя собой даже не совокупность известных разрозненных фактов, а собрание широко распространившихся мифо­логем и исторических лакун, вкупе способных составить подобие устойчивого историографического мнения, которое тем труднее бывает опровергнуть, что ему усвояется значение предания. Вместе с тем оставались не исследованными не только послерево­люционная жизнь и деятельность митрополита Кирилла в качестве митрополита Тифлисского, а затем Казанского, но и его взгляды на сложнейшие вопросы общественной и церковной действительности. До сих пор не вполне выявлено и влияние святителя на современных ему иерархов. Разноречивые мнения высказываются о роли владыки в церковно-исторических процессах XX века и разделениях, имевших место в 20—30-е годы. В частности, почти противоположные суждения встре­чаются в церковно-научной литературе об отношении митрополита Кирилла в последний период его жизни к благодатности таинств иерар­хов, не отделившихся от митрополита Сергия (Страгородского). Да и сама церковно-каноническая и экклезиологическая полемика этих двух выдающихся иерархов не была глубоко осмыслена, хотя, по-прежнему, остается ключевым проблемным вопросом, отношение к ко­торому определяет подход конкретного исследователя к интерпрета­ции всей истории Русской Церкви XX века. Поставив целью изучить жизнь и деятельность митрополита Казан­ского и Свияжского Кирилла (Смирнова) в контексте общественно-поли­тических процессов начала XX века и церковных разделений 1920—1930-х годов, автор определил и задачи исследования: оценить миссионерское служение митрополита Кирилла в бытность его начальником православ­ной Урмийской Миссии в Персии; изучить его деятельность на Гдовской и Тамбовской кафедрах в условиях российской монархии и его взгляды на важнейшие церковные и общественно-политические проблемы россий­ской действительности начала XX века; определить вклад святителя Ки­рилла в деятельность Поместного Собора 1917—1918 годов; выявить «тифлисский» период его служения; исследовать и проанализировать на основе архивных материалов т. н. «тайные выборы патриарха» 1926 года; определить историческую роль митрополита Кирилла в послереволюци­онной истории Русской Церкви и исследовать его воззрения на характер церковных разделений 1920—1930-х годов.

http://pravoslavie.ru/5961.html

Сын священника шацкой округи, Вениамин, в мире Василий Ант. Благонравов, родился в 1825 г. Пройдя шацкие училища и тамбовскую семинарию, он в 1846 г. поступил в казанскую академию, которую и окончил в 1850 г. В академии он выделялся из среды товарищей своим благочестием, исполнением всех требований тогдашней дисциплины, талантливостью и редкою любовью к наукам, преимущественно историческим. Еще на студенческой скамьей он поражал обширностью эрудиции и широтой исторического образования. Окончив курс первым магистром, иеродиакон Вениамин был оставлен при академии бакалавром по церковной истории. В качестве бакалавра, а потом профессора он обнаружил большое усердие и немалую ученую производительность. В немногие годы он успел скомпоновать полный курс лекций, составляющий три больших фолианта (хранятся в библиотеке казанской академии). Его лекции, богатые фактическими данными, и его пример оживили в студентах заглохнувший было интерес к изучению истории. При своем «ученом трудолюбии и весьма живых дарованиях с течением времени он мог бы сделаться для казанской академии (по выражению ее историка, П. В. Знаменского ) таким же дорогим профессором истории, каким для Московской академии был известный профессор А. В. Горский, если бы он не был лицом монашествующим и, следовательно, более или менее кратковременным гостем на своей кафедре». Но и помимо непродолжительного пребывания на кафедре (1850–1858), архим. Вениамин был отвлекаем от прямого дела второстепенными и побочными должностями – библиотекарством (1854–1858), преподаванием немецкого языка (1855–1856) и нравственного богословия (1858), ревизией вятской и уфимской семинарии (1856), редакторскими, цензорскими и особенно – инспекторскими обязанностями. В вакат 1851 г. он исправлял должность помощника инспектора академии, летом 1852 г. и в начале 1858 г. – инспектора, а с 30 сентября 1852 по 3 июля 1856 г. был помощником инспектора. Верный исполнитель правил академической инструкции еще на студенческой скамье, архим. Вениамин с неуклонною строгостью держался их и после, работая над проведением их в студенческую жизнь. При таком его отношении к делу, ему приходилось тратить много сил, когда академическая дисциплина стала падать, отчасти под влиянием духа времени, отчасти благодаря противоположным ему взглядам на нее новых инспекторов, в роде известного архим. Феодора Бухарева. «Гроза формализма», и в тоже время человек очень добрый, с характером вовсе не тяжелым, Вениамин должен был много страдать при своих столкновениях со студентами, постигшими уже сладость свободы 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

А.В. Журавский Глава II. Служение высокопреосвященного Кирилла в период первой мировой войны и двух революций Роль архиепископа Кирилла в канонизации святителя Питирима Тамбовского Священномученику Кириллу принадлежит исключительная роль в подготовке прославления святителя Питирима Тамбовского. Канонизация происходила в дни, когда уже разразилась первая мировая война, однако работа по подготовке прославления началась почти за три года до этого. С самых первых дней пребывания на Тамбовской кафедре владыка Кирилл прилагал усилия к большему распространению почитания святителя Питирима Тамбовского, поддержав идею его прославления. Однако канонизация в синодальную эпоху была сопряжена со многими трудностями. Вопрос о прославлении святителя мог растянуться на долгие годы. Для успешного прохождения дела через синодальную канцелярию, а затем для достойной подготовки канонизации потребовались значительные усилия со стороны преосвященного Кирилла. В мае 1912 года ходатайство владыки Кирилла, духовенства всех епархиальных городов и городского самоуправления о прославлении святителя Питирима Тамбовского принесло первые свои результаты. Святейший Синод, «рассмотрев означенное ходатайство, поручил преосвященному Кириллу, епископу Тамбовскому и Шацкому, образовать на месте комиссию для расследования чудес, совершившихся при мощах святителя, и о последующем довести до сведения Святейшего Синода» 149 . Можно предполагать, что благоприятному решению этого вопроса способствовало то обстоятельство, что в январе 1912 года епископ Кирилл был вызван в Петербург для присутствия в Синоде 150 и, оставаясь там до 17 апреля 1912 года, имел возможность лично участвовать в продвижении этого вопроса. 14 января 1913 года, как сообщили «Тамбовские епархиальные ведомости», состоялось восьмое и последнее заседание особой комиссии (под председательством преосвященного Кирилла) по обследованию чудотворений, совершившихся по вере в молитвенное предстательство пред Богом святителя Питирима, на котором было завершено рассмотрение чудес святителя, произошедших в прежнее время 151 . После этого владыка направил результаты деятельности комиссии (засвидетельствованные описания 34 чудотворений, совершившихся по молитвам святителя Питирима) в Святейший Синод 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОСТРОУМОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Николай Петрович Остроумов. Миссионер-исламовед Николай Петрович Остроумов ( 1846 - 1930 ), миссионер и исламовед Родился 2 ноября 1846 года в селе Сасово Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Обучался в Шацком духовном училище , в 1866 году окончил Тамбовскую духовную семинарию , в 1870 году - Казанскую духовную академию со степенью магистра богословия . В ее стенах будущий ученый изучал у Н.И.Ильминского , Е.А.Малова и практиканта татарского языка В.Т. Тимофеева миссионерские предметы: « мусульманское вероучение с полемикой против него», «история Мухаммеда», татарский, арабский и турецкий языки и другие. После окончания академии, по рекомендации Н.И. Ильминского и после прочтения двух пробных лекций по миссионерским дисциплинам «Разбор учения Корана о лице Иисуса Христа» и «Разбор мусульманского учения о загробной жизни», был единогласно избран Советом академии на должность исполняющего дела доцента кафедры миссионерских противомусульманских предметов академии. Возглавляя эту кафедру с 1870-1877 г., помимо активной педагогической и научно-исследовательской деятельности, много внимания уделял и миссионерскому делу. В 1871 году получил звание доцента. В Казанской академии он преподавал «миссионерские предметы против магометанства»: «обличение мухаммеданства», «историю Мухаммеда», арабский и татарский языки. Принимая во внимание необязательность преподавания миссионерских предметов для студентов академии, Остроумов всегда стремился " приспособить свой курс к историческому и богословскому, чтобы таким образом пополнить программы этих курсов специальным курсом по исламу " . С этой целью на основе большого круга источников и литературы им была разработана программа занятий по исламоведению, рассчитанная на 4 года. В рамках этого курса студентам академии, изъявившим желание ознакомиться с мусульманским учением, предлагалось рассмотреть широкий круг вопросов, начиная от истории зарождения, развития ислама и заканчивая " современным положением ислама в Европе и Азии " . Занятия по арабскому языку со студентами академии, по словам Остроумова, " ограничивались ознакомлением моих слушателей с главными правилами арабской грамматики и в переводах некоторых глав Корана, относящихся к жизни Мохаммеда и к его вероучению " .

http://drevo-info.ru/articles/13675810.h...

Глава III. Консисториальные округа А. Протестантские консистории 1 . Лютеранские консистории: их состав и круг действий. (Свод. зак. по изд. 1896 г. т. XI, ч. I, ст. 543–500; 932 – 987). Консисториальное управление в лютеранстве было узаконено уже договором немецких князей в Аугсбурге в 1555 году,-и с тех пор консистории мало- по- малу стали появляться повсюду в немецких протестантских государствах, захватывая в свои руки то божественное право и ту священную власть, которые Спасителем были даны только определенным лицам-Апостолам и их дальнейшим преемникам. Личное служение епископов лютеранство заменило деятельностью коллегиальных учреждений-консисторий. Как человеческое установление, лютеранская консистория всецело обязана своим происхождением инициативе и власти протестантских монархов. Лютер отверг таинство священства; лютеранские, князья поставили на его место чиновничество. В таком виде протестантство появилось и в России. У него пет епископов в христианском смысле; за то есть консистории, обладающие епископскими правами и полномочиями. По действующим ныне в России законам (ст. 543), все лютеранские приходы, за исключением находящихся в закавказских колониях иностранных поселенцев, состоят в ведении следующих местных консисторий: 1) с.-петербурской, 2) лифляндской, 3) эстляндской, 4) курляндской и 5) московской.-В округи этих консисторий входят: а) с.-петербургской-лютеранские приходы губерний с-петербургской с г. г. Кронштадтом и Нарвой, новгородской, псковской, вологодской, олонецкой, архангельской, костромской, ярославской, смоленской, черниговской, волынской, подольской, киевской, полтавской, екатеринославской, таврической, бессарабской, херсонской с г. Одессой, а также ростовского и таганрогского округов области войска донского; б) лифляндской-приходы лифляндской губернии; в) эстляндской-приходы эстляндской губернии; г) курляндской-приходы губерний: курляндской, витебской, могилевской, минской, виленской, гродненской и ковенской; д) московской -приходы губерний: московской, тверской, калужской, тульской, рязанской, владимирской, нижегородской, пензенской, тамбовской, воронежской, курской, орловской, харьковской, саратовской, симбирской, казанской, вятской, пермской, самарской, оренбургской, уфимской, астраханской, кавказского края, губерний и областей Сибири и туркестанского края.-Закавказские лютеранские общества немецких колонистов, не подчиняясь консисториям, в духовном отношении, как мы видели, находятся в ведении колонистского синода и обер-пастора, зависящих непосредственно от министра внутренних дел. В царстве польском протестантскими приходами аугсбургского исповедания ведает особая, аугсбургская консистория, находящаяся в Варшаве. Ола же управляет и делами проживающих в губерниях царства польского гернгутеров или Моравских Братьев и Монолитов. Кроме того в Варшаве есть реформатская консистория, а в Вильне-равноправная с нею реформатская коллегия.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010